Interested Article - Интронизация

Интронизация архиепископа Афинского Иеронима

Интрониза́ция ( др.-греч. ἐν-θρονισμός от др.-греч. ἐν на и др.-греч. θρονός престол, трон, высокое сиденье ), или настолование (славянская калька с греческого) — торжественное чинопоследование (общественное богослужение ), во время которого совершается возведение новоизбранного епископа (в настоящее время — предстоятелей церквей) на его кафедру . Интронизация совершается во время литургии с облачением новоизбранного иерарха в богослужебные одежды, соответствующие сану.

В современной Православной церкви интронизация совершается в отношении как патриархов , так и предстоятелей поместных или автономных церквей, имеющих сан митрополита или архиепископа . В Католической церкви существует только папская интронизация .

Византия

Как именно происходила интронизация Константинопольских Патриархов в Византийской Империи и какое значение она имела, сообщается Симеоном Солунским . В воскресный день в присутствии императора (императоров), архонтов и почти всего народа при участии всех епископов , клира города торжественно совершалась литургия в храме Святой Софии . Надо, поясняет Симеон, чтобы все присутствовали во время интронизации своего первосвятителя и увидели новопоставленного Патриарха на Патриаршей кафедре, как самого Господа нашего Иисуса Христа , и получили от него благословение его служения, приняли от него мир со Святейшего трона и его же со своей стороны провозгласили ему.

В назначенный воскресный день, когда все собирались в храме, поставляемый в Патриархи Константинопольские, облачался в полное епископское облачение (с саккосом ) и начинал литургию, а митрополиты и остальные епископы , поклонившись ему по обычаю, облачались в священные одежды и призывались во время . После Трисвятого и молитвы следовало раздаяние свечей и возжигались многие огни как символ благодати Святого Духа . После этого все становились на свои места по чину и возводимые в Патриарший сан интронизировался двумя первыми митрополитами: они брали его под руки, посаждали на трон и возглашали: άξιος (означает: «Достоин!»). άξιος трижды пелось всеми священнослужителями внутри алтаря , где совершалась интронизация, а вне алтаря άξιος трижды пелось хорами. Посаждение совершалось трижды. После обряда интронизации, славословия императоров и нового патриарха литургия продолжалась обычным патриаршим чином. Ираклийский митрополит, которому принадлежит право совершения обряда интронизации Патриарха, принимал благословение от него и преподавал мир, после чего читался апостол. Вслед за тем сам новопоставленный Патриарх преподавал мир, и читалось Божественное Евангелие . Новопоставленный Патриарх по обычаю далее совершал литургию.

Интронизация была седьмым и предпоследним актом в процессе избрания Константинопольского Патриаха в Византийской Империи и перед обрядом братского общения с предстоятелями других православных автокефальных Церквей Востока. Византийский обряд интронизации Патриарха сохранился в практике Константинопольской церкви и после падения Византии.

В Русской церкви

Настолование известно с момента появления первых русских митрополитов. Иларион Киевский (умер ок. 1055 года) писал: « Аз… от благочестивых епископ священ и настолован ».

Современный чин настолования происходит после облачения наречённого Патриарха в одежды, соответствующие Патриаршему сану, с возложением великого парамана . Затем в алтаре двое старейших по хиротонии митрополита трижды сажают поставляемого Патриарха на Патриаршее горнее место . При этом читается следующие молитвословие:

Божественная благодать, немощная врачующи, оскудевающая восполняющи и промышление всегда творящи о Святых Своих Православных Церквах, посаждает на престоле святых Первосвятителей Российских Петра , Алексия , Ионы , Макария , Филиппа , Иова , Ермогена и Тихона Отца нашего имярек, Святейшего Патриарха великаго града Москвы и всея Руси, во имя Отца. Аминь. Аксиос !

В ответ присутствующее духовенство и верующие возглашают « Аксиос, аксиос, аксиос ». Затем после возгласа « и Сына. Аминь », следует второе посажение, а после « и Святаго Духа. Аминь » — третье. По окончании посажения поставляемому Патриарху подносят на блюде новый саккос и омофор , а также две панагии и крест. После отпуста литургии новопоставленному Патриарху на солее подносят белый куколь и Патриарший жезл .

В Католической церкви

Папская интронизация или Папская интронизационная месса — литургическая служба Римско-католической церкви (служащаяся по римскому обряду , но с элементами византийского обряда ) для церковной инвеституры в должность папы римского . Она больше не включает старую тысячелетнюю церемонию Папской коронации . В Католической церкви существует также особое литургическое действие введения новоизбранного епископа в должность, которое называется ингресс .

См. также

Инаугурация

Примечания

  1. . Дата обращения: 25 января 2009. 4 октября 2009 года.
  2. . Дата обращения: 25 января 2009. 1 февраля 2009 года.
  3. греч. « Достоин, достоин, достоин »

Литература

  • Соколов И. И. . — СПб. : изд. Олега Абышко, 2003.

Ссылки

Источник —

Same as Интронизация