Войны Византии
- 1 year ago
- 0
- 0
Иконобо́рчество ( греч. εἰκονομαχία ; также иконоклазм — от греч. εἰκόνα — «изображение» ( икона ) + греч. κλάω — «разбивать») — религиозно-политическое движение в Византии в VIII — начале IX века , направленное против почитания икон .
Иконоборцы считали изображения святых идолами , а почитание икон — идолопоклонством , ссылаясь на ветхозаветные заповеди ( «не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху… не поклоняйся им и не служи им» ( Исх. )).
В 730 году император Лев III Исавр запретил почитание икон . Итогом иконоборчества стало уничтожение тысяч икон, а также мозаик , фресок , изваяний святых и расписных алтарей во многих храмах. Иконоборчество было официально закреплено на Иконоборческом соборе в 754 году при поддержке императора Константина V Копронима , сурово ополчившегося против иконопочитателей, особенно монахов.
Однако позднее, в 787 году, при поддержке императрицы Ирины , вдовы Льва IV Хазара , Седьмой Вселенский собор всё же утвердил догмат иконопочитания и отменил решение собора 754 года (который было постановлено не считать «вселенским»). Императоры Никифор Ι Геник и Михаил I Рангаве , правившие после Ирины, придерживались иконопочитания; но после сокрушительного поражения Михаила I в войне с болгарами в 813 году на престол взошёл Лев V Армянин , при котором иконоборчество возобновилось, а решения собора 754 года были признаны вновь.
Наконец, в период регентства императрицы Феодоры патриарх-иконоборец Иоанн VII был свергнут. При сменившем его новом патриархе Мефодии в 843 году состоялся новый собор, утвердивший и одобривший все определения VII Вселенского собора и снова подвергший иконоборцев отлучению. Тогда же был установлен и впервые совершён (11 марта 843 года) чин провозглашения вечной памяти ревнителям православия и анафематствования еретикам , совершаемый в православной церкви и до нашего времени в Неделю Православия (« Торжество православия »).
Изображения Христа , Богородицы , святых и библейских сцен известны в христианстве начиная со II века. Первым иконописцем считается евангелист Лука, слывший хорошим художником; ему приписывается прижизненный портрет девы Марии, воплощённый ныне в иконе Владимирской Богоматери. К IV веку стены христианских храмов уже повсеместно украшались живописными изображениями. Василий Великий в слове, посвящённом памяти мученика , призывает живописцев изобразить подвиги святого, Иоанн Златоуст пишет о распространении изображений Мелетия Антиохийского , а Феодорит Кирский сообщает о портретах Симеона Столпника , продаваемых в Риме .
Несмотря на такую поддержку изображения лиц и событий Священной и церковной истории, в этот же период появляются первые возражения против употребления икон. Так, Евсевий Кесарийский отрицательно высказывается про желание сестры императора иметь икону Христа. Это он объясняет не ветхозаветным запретом, а тем, что божественная природа неизобразима. Известны и активные иконоборческие действия в этот период: Епифаний Кипрский , увидев в церкви завесу с изображением человека, разорвал её и отдал на покрытие гроба нищего; в Испании на Эльвирском соборе (начало IV века) было принято постановление против стенной живописи в храмах :
чтобы живописи в церквах не было, и чтобы не служило предметом почитания и обожания то, что изображается на стенах.
К началу VI века иконоборческие позиции усилились из-за распространения в византийской империи монофизитства . Лидер монофизитов Севир Антиохийский отрицал не только иконы Христа, Богородицы , святых , но даже и изображение Святого Духа в виде голубя . О степени влиятельности противников иконопочитания в этот период свидетельствуют сообщения о письмах Анастасия Синаита в защиту икон и жалобы Симеона Столпника-младшего императору Юстину II на оскорбляющих « икон Сына Божия и Всесвятой Преславной Богородицы ».
Дальнейшее усиление иконоборчества пришлось на конец VI—VII века. В Марсилии епископ Серен в 598 году уничтожил в церкви все иконы, которые, на его взгляд, суеверно почитались прихожанами. Папа Григорий Великий писал к нему об этом, хваля за ревность в борьбе с суевериями, но требовал, чтобы иконы были восстановлены, так как они служат простым людям вместо книги, и просил разъяснить пастве истинный способ почитания икон.
Большую роль в росте иконоборческих настроений сыграло влияние новой религии — ислама , враждебно относящегося к изображениям всего одушевлённого . В районах Римской империи, граничивших с землями арабских племён , издавна процветали христианские ереси — монтанизм , маркионитство , павликианство . Адепты этих христианских течений, по-видимому, под влиянием ислама стали испытывать всё больше сомнений в истинности иконопочитания, а византийские императоры , вынужденные искать мира с Арабским халифатом , шли на уступки иконоборцам. Сообщают, что император Филиппик до своего свержения в 713 году собирался издать закон против почитания икон. Защитники же иконопочитания называли таких императоров-иконоборцев « сарацински мудрствующими ».
Иконоборцы основывали свои взгляды на одной из десяти заповедей , данных Богом Моисею : «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им…» ( Исх. ). Хотя живописные изображения Христа и святых были известны уже древней церкви, но единообразный канон отношения к иконам отсутствовал. При этом в народных массах иконы окружались суеверным поклонением:
В массах иконопочитание преломлялось иногда грубым и чувственным суеверием … Появился обычай брать иконы в восприемники детей, примешивать соскобленную с икон краску в евхаристическое вино, причастие класть на икону, чтобы получить его из рук святых и т. д. … Иными словами, с иконопочитанием происходило то, что раньше происходило часто с культом святых и почитанием мощей. Возникнув на правильной христологической основе, как плод и раскрытие веры Церкви в Христа, — они слишком часто отрываются от этой основы, превращаются в нечто самодовлеющее, а следовательно, ниспадают обратно в язычество.
— Шмеман А. Исторический путь Православия
Произошёл « рост магических несуразностей в почитании священных предметов, грубое фетишизирование иконы ». Такое поведение и вызывало обвинения в идолопоклонстве и язычестве . Ещё до начала иконоборчества Анастасий Синаит ( VII век ) писал: « Многие думают, что крещение достаточно чтится тем, кто, войдя в церковь, перецелует все иконы, не обращая внимания на литургию и богослужение ».
Академик В. Н. Лазарев отмечает, что для религиозного искусства в тот период уже была характерна излишняя чувствительность, которая для некоторых ставила под сомнение святость иконы. При этом, как отмечает историк Карташёв, просвещение в Византии к этому времени значительно понизилось, по сравнению с временем правления императора Юстиниана , и « тонкие проблемы догматики стали непосильны большинству богословских умов ».
Исследователи выделяют следующие политические причины иконоборчества:
В VII—VIII веках Византийское государство потерпело ряд серьёзных поражений от арабских завоевателей и император Лев III счёл « что виновником всех бед явилось растущее почитание икон, которое можно было в его внешних проявлениях отождествить с идолослужением » . Такое мнение императора возникло под влиянием малоазийских епископов противников иконопочитания Константина Наколийского и Фомы Клавдопольского . После встречи с ними в 726 году последовал императорский указ против почитания икон.
Аналогичный запрет последовал в 811 году после катастрофического поражения византийской армии, нанесённое последней болгарами в битве при Вырбишском проходе ; византийская армия была наголову разбита, а император Никифор I убит и обезглавлен. Византийцы расценили поражение как гнев Бога за нарушение заповеди «не сотвори себе кумира» и иконы были вновь запрещены .
В период иконоборчества художественные произведения, посвящённые христианской тематике, безжалостно уничтожались: иконы сжигались, украшавшие стены храмов мозаики и фрески сбивались. К наиболее известным фактам такого рода относится уничтожение убранства храма Богородицы во Влахернах , в котором проходил иконоборческий собор 754 года. Житие , пострадавшего за иконопочитание, сообщает: « …иконы ввергались — одни в болото, другие — в море, третьи — в огонь, а иные были рассекаемы и, раздробляемы секирами. А те иконы, которые находились на церковных стенах, — одни сострагивались железом, другие замазываемы были краскою ».
Многих начальников и воинов по клевете, что они покланяются иконам, предал разным казням и жесточайшим мучениям. Он обязывал присягою всех в своём царстве не поклоняться иконам и заставил даже Константина, лжеименного патриарха, взойти на амвон, и возвысив честные и животворящие древа клясться, что он не принадлежит к почитателям святых икон. Он убедил его из монахов перевенчаться, есть мясо и присутствовать за царским столом при песнях и плясках.
Преследование в первую очередь затронуло византийское монашество : Константин V объявил их звание неблагонадёжным политически. Сторонники Константина публично гнали и поносили монахов, кидали в них камнями: « …многих монахов умертвил ударами бичей, и даже мечем , и бесчисленное множество ослепил; у некоторых обмазывали бороду спуском воска и масла, подпускал огонь и таким образом обжигал лица их и головы; иных после многих мучений отсылал в изгнание ». От гонений пострадал Стефан Новый со своими учениками, их казни, по словам А. В. Карташёва, заставили сравнить времена Копронима с временем Диоклетиана . За сочувствие этим иконопочитателям 25 августа 766 года на ипподроме публично были подвергнуты осмеянию и наказанию 19 высокопоставленных лиц. Ряд из пострадавших от гонений монахов были позднее канонизированы (например, Иоанн Психаит , преподобномученик Андрей Критский и другие).
От гонений пострадал ряд константинопольских патриархов ( Герман I , Никифор ), епархиальные архиереи (например, святитель Евсхимон , умерший в изгнании, Василий Парийский ), из богословов Иоанн Дамаскин был предан анафеме , братья Феофан и , отличавшиеся « необыкновенной учёностью », были подвергнуты бичеванию, а на их лицах вырезаны ямбические стихи, сочинённые императором Феофилом (за это братья получили прозвище Начертанные ). При императоре Льве V был отправлен в ссылку и умер в изгнании на острове Самофраки в Эгейском море известный византийский хронист Феофан , бывший непримиримым врагом иконоборцев .
Гонения и конфискация монастырской собственности вызвали массовую миграцию монашествующих в места, незатронутые императорской политикой. В период правления Льва III и Константина V только в Южную Италию переселилось около 50 тыс. монахов. Местами миграции также стали северные берега Чёрного моря и побережье Сирии и Палестины [ источник не указан 2309 дней ] .
Борьба с распространением иконописных изображений затронула и их создателей. Наиболее известна история монаха-иконописца Лазаря , пострадавшего при императоре Феофиле :
…решил он принудить и монаха Лазаря (это был славный рисовальщик того времени). Однако монах оказался выше льстивых убеждений… многократно обрушивался с хулой на царя, и тот, видя такое, предал его таким пыткам, что плоть его истекала вместе с кровью и никто не чаял, что ещё жив. Когда же услышал царь, что заключённый в тюрьму рисовальщик понемногу пришёл в себя и, вновь занявшись своим искусством, изображает на дощечках лики святых, велел приложить к его ладоням раскалённые металлические пластинки. Огонь пожирал и источал его плоть, пока не упал он в изнеможении чуть ли не замертво.
Исследователи отмечают, что в период иконоборчества религиозное искусство физически не могло существовать. Страдавшие от репрессий иконописцы уходили в отдалённые монастыри (например, в Каппадокии ) и там продолжали свою работу.
Император |
Годы
правления |
Константинопольский
патриарх |
Годы
патриаршества |
---|---|---|---|
Лев III Исавр | 717—741 | Герман I | 715—730 |
Анастасий | 730—754 | ||
Константин V Копроним | 741—775 | ||
Константин II | 754—766 | ||
Никита I | 766—780 | ||
Лев IV Хазар | 775—780 | ||
Константин VI Слепой | 780—797 | Павел IV | 780—784 |
Тарасий | 784—806 | ||
Ирина | 797—802 | ||
Никифор I | 802—811 | ||
Никифор | 806—815 | ||
Ставракий | 811 | ||
Михаил I Рангаве | 811—813 | ||
Лев V Армянин | 813—820 | ||
Феодот I | 815—821 | ||
Михаил II Травл | 820—829 | ||
Антоний I | 821—837 | ||
Феофил | 829—842 | ||
Иоанн VII Грамматик | 837—843 | ||
Феодора
(регент при Михаиле III ) |
842—856 | ||
Мефодий I | 843—847 |
Византийское иконоборчество разделяется на два периода, границу между которыми составляет Седьмой Вселенский собор и последовавшее за ним временное восстановление иконопочитания. Первый период, продолжавшийся около 50 лет, начинается во времена царствования императора Льва III и заканчивается регентством императрицы Ирины . Второй период, продолжавшийся около 30 лет, начинается в правление императора Льва V и заканчивается в регентство императрицы Феодоры . Всего в период относящийся к иконоборческому в империи правило 12 императоров из которых только 6 были активными иконоборцами (престол константинопольского патриарха за это время занимало 11 человек, 6 из них были иконоборцами). В таблице представлены императоры и константинопольские патриархи данного периода, жёлтым отмечены иконоборцы.
Преувеличенные формы иконопочитания к VIII веку навлекали на христиан упрёки в идолопоклонстве , особенно со стороны мусульман , которые в это время не только энергично распространяли свою религию, отрицавшую любые формы иконопочитания, но и требовали от подвластных себе христиан прекращения поклонения иконам. Ставший в 717 году императором Лев III Исавр (уроженец Германикии на границе с Сирией , привыкший за годы своего губернаторства во Фригии к идеям иконоборчества и павликианства ), стремился в ходе своих военных кампаний не только подчинить империи территории, занятые арабами, но и распространить среди мусульман и иудеев христианство. При этом он считал, что императору допустимо вмешиваться в вопросы церковной жизни, римскому папе Григорию II он писал: « Я император и священник » , выражая этим свои идеи цезаропапизма .
В первые десять лет своего правления Лев не предпринимал энергичных действий в области церковной деятельности, известно лишь о его требовании в 723 году к иудеям и монтанистам принять крещение . Лишь в 726 году, по свидетельству Феофана ,
…нечестивый царь Леон начал говорить об уничтожении святых и досточтимых икон. Узнав о сем, Григорий, папа Римский, лишил его податей в Риме и прочей Италии и писал ему поучительное послание, что царю не должно вмешиваться в дела веры и изменять древние учения церкви, постановленные святыми отцами.
В этот же год произошло сильное извержение вулкана к северо-западу от Крита и среди Цикладских островов образовался новый остров — это было воспринято Львом как знак Божьего гнева за идолопоклонство и он начал кампанию против иконопочитания. Первым решительным действием стало снятие иконы Христа с ворот Халкопратии. В результате этого произошли столкновения горожан с солдатами: « убили некоторых из царских людей, которые снимали икону Господа с медных ворот великой церкви; и многие за ревность к благочестию были казнены усечением членов, плетьми, изгнаниями и лишениями имений, особенно люди знаменитые и родом, и просвещением ». Иконы начали удалять с видных наружных мест, в церквях их поднимали повыше, чтобы народ не лобызал и не кланялся им. При этом из Собора Святой Софии в период правления Льва Исавра иконы не удалялись.
Эти действия императора вызвали раздражение среди иконопочитателей (иконодулов, иконолатров, идололатров — иконопоклонников, идолопоклонников, как их называли противники), к которым принадлежали, главным образом, духовенство и особенно монахи , массы простого народа и женщины всех классов общества, при уничтожении икон происходили схватки и побоища. Население Греции (Эллады) и Цикладских островов , провозгласив нового императора, подняло восстание, окончившееся полным поражением и победой Льва III. Немало жителей внутренних частей империи бежали на окраины государства; значительная часть итальянских владений Византии вместе с Равенной перешли под власть лангобардов .
Константинопольский патриарх Герман начал обличать Льва в ереси . Лев приглашал его на заседание Тайного совета (Silentium), но патриарх на вопрос об иконопочитании отвечал, что не согласен вводить что-либо новое в делах веры без вселенского собора . 17 января 729 года Император пригласил патриарха на заседание верховного совета и вновь поднял вопрос об иконопочитании. Герман возражал против иконоборчества, но, не находя поддержки среди императорского окружения, сложил с себя патриаршую власть :
…Леон собрал совет против святых и досточтимых икон в трибунале 19 советников, на который призвал и святейшего патриарха Германа, надеясь убедить его подписаться против святых икон. Но мужественный слуга Христов не только не поддался ненавистному злонамерению его, но, утверждая слово истины, отказался от епископства, сложил с себя омофор и произнёс поучительные слова: « если я Иона, то бросьте меня в море. Без вселенского собора не могу изменить веры, государь ».
Перед этим Герман писал римскому папе о своём сопротивлении императору и отправил в Рим ряд константинопольских святынь, которые в настоящее время хранятся в личной папской капелле Сан-Лоренцо рядом с базиликой Сан-Джованни ин Латерано .
Вместо Германа константинопольским патриархом стал иконоборец Анастасий , который подписал эдикт против почитания икон. Этот эдикт стал первым иконоборческим документом, изданным не только от имени императора, но и от церкви.
На западе о политике Льва стало известно от западных купцов, очевидцев снятия образа Христа с ворот Халкопратии. Папа Григорий II писал императору: « Прибыв на родину, они рассказали… о твоих ребяческих поступках. Тогда всюду стали бросать твои портреты на землю, попирать их ногами и уродовать твоё лицо ». Папа в 727 году собрал в Риме Собор, подтвердивший законность иконопочитания. Отношения Византии с Западом значительно ухудшились. После захвата Равенны лангобардами византийские наместники увеличили налоги в Южной Италии, против чего выступил папа Григорий II. В ответ на послание патриарха Анастасия папа отверг эпитет « брата и сослужителя », который прилагал к нему патриарх, обличил его в ереси и под угрозой анафемы потребовал его покаяния и возврата к православию. После смерти Григория II его преемник Григорий III занимал такую же твёрдую позицию. Он собрал в Риме Собор из 93 епископов, который постановил: « Впредь кто изымет, уничтожит или обесчестит и поругает иконы… да будет отлучён от церкви ».
На Востоке самым сильным противником иконоборчества в эту эпоху был знаменитый богослов Иоанн Дамаскин , написавший в 726—730 годы «Три защитительных слова против порицающих святые иконы». В его сочинении впервые определены различия между « служением », подобающем только Богу , и « поклонением », оказываемом тварным вещам, в том числе и иконам.
Несмотря на такую сильную оппозицию, Лев, опираясь на войско и придворную аристократию , составлявших главный оплот партии иконоборцев (икономахов, иконокластов, иконокаустов — сокрушителей, сожигателей икон, как их называли противники), а также находивший себе поддержку и в некоторой части духовенства, до конца царствования поддерживал иконоборчество. При этом, как отмечает историк Ф. И. Успенский , в синодике, составленном после восстановления иконопочитания, за период царствования Льва указано лишь 40 имён, то есть в первое время иконоборцы занимали выжидательную позицию.
Сын и преемник Льва III Константин V Копроним ( греч. Κοπρωνυμος — гноетезный (по- церковнославянски : тезоименитый гною, навозу, калу ), прозвище, данное императору иконопочитателями ) с ещё большей энергией выступил против иконопочитания, несмотря на трудную борьбу (в начале царствования) с православной партией, выставившей против него нового императора, его зятя Артавазда , который в течение почти двух с половиной лет (741—743) владел Константинополем. В этот период даже патриарх-иконоборец Анастасий признал иконы и всенародно объявил Константина еретиком .
Желая более определённо провести иконоборческие идеи и подготовив к этому умы путём « народных собраний » , Константин в 754 году созвал во дворце Иерии, на азиатском берегу Босфора , между Халкидоном и Хрисополем (Скутари) большой собор, получивший впоследствии название иконоборческий , на котором было 348 епископов , но ни одного представителя Рима , Александрии , Антиохии и Иерусалима . Собор, объявивший себя « Седьмым вселенским », постановил :
Кто старается изобразить на память на иконах бездушными и безгласными вещественными красками лики святых, не приносящие никакой пользы, потому что это глупая затея и изобретение дьявольского коварства, вместо того, чтобы добродетели их, о которых повествуется в писаниях, изображать в самих себе, как бы некоторые одушевлённые образы их, и таким образом возбуждать в себе ревность быть подобными им, как говорили божественные отцы наши, да будет ему анафема .
При этом собор не высказался против почитания святых и мощей , а напротив, объявил анафему всем, кто « не просит молитв у них, как у имеющих дерзновение, согласно церковному преданию, ходатайствовать о мире ». Орос собора был торжественно провозглашён 27 августа на константинопольском ипподроме , Константина V называли 13-м апостолом и провозглашали анафему защитникам икон: Герману Константинопольскому , Иоанну Дамаскину и .
После собора Константин начал претворять в жизнь его решения: массово стали уничтожаться иконы, мозаики, иллюминированные рукописи (из некоторых вырезались листы, некоторые сжигались). Вместо прежних иконописных изображений стены храмов украшались арабесками и виньетками из птиц и растений. Хотя собор и не отверг почитание мощей, император был их противником. Так, в Халкидоне, по его указанию, был закрыт чтимый храм святой Евфимии , её мощи были выброшены в море, а само здание обращено в арсенал . Этот период получил название « Константиново гонение » и ознаменован многочисленными казнями иконопочитателей.
Под влиянием покровительства Константина сирийцам и армянам , придерживавшихся павликианства , в европейской части империи усилился восточный элемент (вообще влиятельный при иконоборческих императорах). После 761 года Константин не только стал подвергать открытому гонению и мучениям отдельных представителей монашества (например, преподобномученика ), но преследовал, по-видимому, и самый институт монашества [ источник не указан 2309 дней ] . Благодаря этому, усиливалась эмиграция греческого монашества, бежавшего, главным образом, в южную Италию и на северные берега Чёрного моря. Несмотря на усиление оппозиции (в которой встречались уже и высокопоставленные светские лица), иконоборчество держалось не только до смерти Константина, но и в царствование его сына, более умеренного иконоборца Льва IV Хазара (775—780).
После смерти Льва IV, за малолетством его сына, императора Константина VI , регентом стала его супруга императрица Ирина , сторонница иконопочитания. Укрепившись у власти, она начала подготовку к проведению Вселенского собора для решения вопроса о почитании икон. В 784 году константинопольский патриарх Павел удалился в монастырь святого Флора, принял схиму и объявил о своём отречении от патриаршества. После этого, по предложению Ирины, константинопольским патриархом был избран Тарасий , императорский секретарь ( ).
Первая попытка открыть заседание собора, на который собрались представители всех христианских церквей, в том числе и легаты папы римского, была предпринята 7 августа 786 года. Собор был открыт в храме Святых Апостолов , но, когда начали зачитывать святые писания, в него ворвались вооружённые воины, сторонники иконоборцев, и угрозами заставили прекратить заседание. После этого Ирина под благовидным предлогом переместила столичное войско в провинции и отпустила ветеранов на родину, а затем собрала новое войско, поставив над ними преданных себе военачальников .
24 сентября 787 года в Никее открылся Седьмой вселенский собор, в работе которого, по различным оценкам, приняли участие 350—368 иерархов, но число подписавших его Деяние составило 308 человек. Собор начал свою работу с принятия решения в отношении епископов-иконоборцев, многих из которых разрешили допустить к участию в работе Собора, приняв их публичное раскаяние. И лишь на четвёртом заседании, по предложению папских легатов, в храм, где заседал Собор, была принесена икона . На соборе были отвергнуты постановления иконоборческого собора 754 года, преданы анафеме иконоборцы и установлен догмат о иконопочитании:
…подобно изображению честного и животворящего Креста, полагати во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях честные и святые иконы, написанные красками и из дробных камений и из другого способного к тому вещества устрояемые, якоже иконы Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и непорочныя Владычицы нашея святыя Богородицы, такожде и честных ангелов, и всех святых и преподобных мужей. …и чествовати их лобызанием и почитательным поклонением, не истинным, по вере нашей, Богопоклонением, еже подобает единому Божескому естеству, но почитанием по тому образу, якоже изображению честного и животворящего Креста и святому Евангелию и прочим святыням фимиамом и поставлением свечей честь воздаётся, яковый и у древних благочестный обычай был. Ибо честь, воздаваемая образу, преходит к первообразному, и покланяющийся иконе поклоняется существу изображённого на ней.
— Догмат о иконопочитании Трёхсот шестидесяти седми святых отец Седьмого Вселенского Собора
После собора императрица приказала изготовить и поместить над воротами Халкопратии образ Иисуса Христа взамен уничтоженного 60 лет назад при императоре Льве III Исавре . К образу была сделана надпись: « [образ], который некогда низверг повелитель Лев, вновь установила здесь Ирина ».
Восстановленное на Седьмом Вселенском соборе иконопочитание сохранялось в империи в период правления Константина VI и Ирины. Занявший в 802 году престол император Никифор I также придерживался иконопочитания и при этом терпимо относился к иконоборцам и павликианам, что вызывало недовольство православной партии и особенно монахов. Только лишь в короткое царствование императора Михаила I (811—813 годы), находившегося под сильным влиянием духовенства, иконоборцы (и павликиане) стали подвергаться гонениям. В 813 году Михаил был низвергнут солдатами. Недовольные поражением в войне с болгарами солдаты, всё ещё разделявшие идеи иконоборчества, ворвались к гробнице Константина Копронима и вскрыли её со словами « Восстань и помоги гибнущему государству! » . Михаила заставили отречься от престола и уйти в монастырь, на его место возвели энергичного и популярного полководца Льва V Армянина (813—820 годы). Этот восточный по происхождению император снова встал на сторону иконоборчества.
Лев V после своего восшествия на престол поручил тогда ещё простому монаху Иоанну Грамматику (будущий патриарх Иоанн VII) сделать подборку библейских и святоотеческих текстов против почитания икон. В декабре 814 года состоялся диспут иконопочитателей (которых возглавляли патриарх Никифор и Феодор Студит ) и иконоборцев (Иоанн Грамматик, Антоний Силлейский ) . Резонансом дискуссии стало забрасывание солдатами образа Христа на медных воротах дворца (Халкопратия) и 6 января 815 года император Лев, идя к причастию , впервые не поклонился образу и велел его снять под предлогом защиты от осквернения. Реакцией на это стали письма Феодора Студита римскому папе и ночной поместный собор 70 епископов, проведённый патриархом Никифором , а также написанное им « Защитительное слово ко Вселенской церкви относительно нового раздора по поводу честных икон » .
Император потребовал от патриарха отчёта о церковном имуществе, принял на него ряд жалоб и потребовал его явки на суд перед несколькими епископами и клириками. Никифор, не желая находиться перед судом простых епископов, отказался и 20 марта 815 года сложил с себя сан и удалился в монастырь. Новым константинопольским патриархом был избран иконоборец Феодот , родственник Константина Копронима, начальник лейб-гвардии, который, согласно Георгию Монаху , был совершенно необразован и « безгласней рыб » . В 815 году императором в храме Святой Софии был созван собор ( 2-й иконоборческий ), отменивший постановления Седьмого Вселенского собора и восстановивший определения собора 754 года, но не признавший за ним статус вселенского. Также собор 815 года уже не называет иконы идолами и разрешает помещать их в храмах на высоких местах в качестве назидания для неграмотных, но без возможности возжигания перед ними свечей и лампад. На соборе оппозиционные иконоборцам иерархи были анафематствованы и отправлены в ссылки. После собора 815 года в империи возобновилось уничтожение икон, преследование монахов и их эмиграция на Восток и в Италию [ источник не указан 2309 дней ] .
Преемник Льва, Михаил II Косноязычный (Аморейский) проводил своеобразную политику терпимости относительно иконопочитателей: он дал амнистию всем потерпевшим за иконопочитание (в том числе патриарху Никифору и Феодору Студиту). Михаил издал постановление :
…мы и настаиваем: глубокое молчание да будет об иконах. И потому пусть никто не смеет поднимать речь об иконах (в ту или другую сторону), но да будет совершенно устранён и удалён и собор Константина (754 г.), и Тарасия (787 г.), и ныне бывший при Льве (815 г.) по этим вопросам.
Несмотря на такую политику терпимости, император поставил патриархом известного иконоборца Антония , епископа Силлейского. Историк Карташёв пишет, что Михаил, по его собственному признанию, « как солдат, всю жизнь не поклонялся ни одной иконе » . Иконоборческие настроения Михаила видны в его послании, направленном на Запад к Людовику Благочестивому : « Прежде всего они изгнали из церквей святой крест и вместо него повесили иконы и пред ними лампады. Пред ними они воскуряют ладан и вообще оказывают им такое же уважение, как и кресту, на котором распят Христос. Они поют пред ними псалмы, поклоняются им и ожидают именно от икон себе помощи » . Однако факты о преследовании иконопочитателей в период правления Михаила отсутствуют, но косвенным подтверждением притеснений может служить восстание самозванца Фомы, поднятое, вероятно, во имя православия. Из известных лиц гонениям был подвергнут только пресвитер Мефодий , будущий константинопольский патриарх . Постановление Михаила II оставалось в силе и при его преемнике, императоре Феофиле (829—842), который, однако, снова стал энергично преследовать иконопочитателей.
И замыслил тиран изничтожить всех, кто рисовал божественные лики, и вот те, кто предпочли жизнь, должны были плюнуть на икону, словно на какую рухлядь, сбросить на пол святое изображение, топтать его ногами и таким образом обрести спасение.
— Продолжатель Феофана. Жизнеописания византийских царей
По мнению ряда исследователей, царствование Феофила было самым суровым временем второго периода иконоборчества . Против иконопочитателей в 832 году был издан жестокий указ, исполнение которого взял на себя патриарх Иоанн Грамматик, прозванный в народе Леканомантом (волшебником): монастыри закрывались, монахи подвергались преследованиям и тюремному заключению . При этом ряд историков отмечает, что к суровым наказаниям император прибегал лишь в исключительных случаях .
Для второго периода иконоборчества характерно проявление участия в защите иконопочитания предстоятелей восточных православных церквей. Известно послание в защиту икон за подписями трёх восточных патриархов IX века — Христофора Александрийского, Иова Антиохийского и Василия Иерусалимского . В целом, как отмечает Ф. И. Успенский , во время второго периода иконоборчества « …интерес к иконоборческим идеям начал повсеместно ослабевать. Движение было идейно исчерпанным » .
После смерти императора Феофила регентом за малолетством императора Михаила III стала его мать Феодора , воспитанная в традиции иконопочитания. Она при поддержке других лиц из числа сановников (между ними был и Мануил, дядя императрицы, действовавший, вероятно, из политических соображений ) и духовенства приняла решение о восстановлении иконопочитания в империи. Был свергнут патриарх-иконоборец Иоанн VII Грамматик и на его место возведён защитник иконопочитания Мефодий , подвергавшийся преследованию при императоре Михаиле II .
На Константинопольском соборе 842 года был зачитан и одобрен томос , текст которого не сохранился, но про который из других источников известно, что он провозглашал необходимость восстановления почитания икон, подтверждал законность постановлений семи вселенских соборов и анафематствовал иконоборчество . Также собор вернул из ссылок всех ранее осуждённых за почитание икон; епископы -иконоборцы были изгнаны с кафедр, на которые возвратились архиереи , пострадавшие при Феофиле. По просьбе Феодоры анафеме не был подвергнут её супруг Феофил.
После церковного собора, осудившего иконоборцев и восстановившего иконопочитание в империи, Феодора устроила церковное торжество, которое пришлось на первое воскресенье Великого поста , бывшее в 843 году 11 марта (по другим данным — 19 февраля ). В воспоминание об этом событии, значимом для христианского мира, и в память блаженной Феодоры ежегодно в первое воскресенье Великого поста православная церковь торжественно празднует восстановление иконопочитания, именуемое торжеством православия .
После Константинопольского собора в империи начался период реакции , начались преследования людей, отрицающих иконопочитание. В Константинополь были торжественно перенесены останки знаменитых исповедников православия Феодора Студита и патриарха Никифора , пострадавших за свою веру и умерших в изгнании. На встречу останков вышли Феодора с сыном и весь двор, неся в руках свечи. Пешком они шли вслед за мощами до церкви Двенадцати апостолов . Была осквернена могила императора Константина V , без всякого уважения к императорскому сану его останки были выброшены на улицу, а из мраморного саркофага , распилив на тонкие плитки, сделали облицовку для одной из комнат императорского дворца. В знак победы иконопочитания на монетах и печатях после 843 года вновь появляется изображение Христа.
Диль сообщает, что императрица Феодора мечтала о славе истребления еретиков , и по её приказанию павликианам было предложено на выбор: обращение в православие или смерть. После отказа павликиан изменить религиозные убеждения в местность Малой Азии , населённую ими, были направлены с карательными экспедициями три военачальника: Аргир, Судал и Дука. От рук императорских инквизиторов под пытками погибло около ста тысяч человек: « одних павликиан распяли на кресте, других обрекли мечу, третьих — морской пучине. Около десяти мириадов составляло число загубленных, их имущество было отправлено и доставлено в царскую казну ».
Ф. И. Успенский отмечает, что период реакции характеризуется не только восстановлением почитания икон и вообще церковной реакцией, но и также отменой многих других нововведений, которые рассматривались как результат иконоборческой системы правления. Так, многие законы, изданные императорами-иконоборцами, были признаны в X веке негодными и отменены [ источник не указан 2309 дней ] .
Иконоборцы уничтожили значительный пласт изобразительного искусства Византии предыдущих веков. Образы заменялись неизобразительным искусством на растительно-зооморфную тематику, особое распространение получила аниконическая декорация . Так, евангельский цикл во Влахернской церкви был уничтожен и заменён цветами, деревьями и птицами. Современники говорили, что он « превращён в овощной склад и птичник ». В Святой Софии роскошные мозаики были заменены простыми крестами . Единственными мозаиками, пережившими период иконоборчества, являются мозаики базилики Святого Димитрия в Салониках .
Основной тематикой изображений стали пасторали . Император Феофил украшал здания подобными орнаментально-буколическими изображениями в большом количестве. « Увлечение буколикой приобретало весьма специфические, романтическо-чувственные формы, явно связанные с общей реформационной программой иконоборчества ». Феофил строил павильоны-храмы, которые носили такие названия как Жемчужный триклиний , Опочивальня гармонии , Зал любви .
Произошёл подъём и светской живописи, которая возвратила себе традиции прежней римской имперской тематики: портреты императоров, сцены охоты и цирковых представлений, спортивной борьбы, скачек — поскольку запрет на изображение человеческих образов касался только сакральной тематики. Известно, что император Константин V приказал на стенах одного из храмов заменить композиции со сценами шести Вселенских соборов на изображение своего любимого возницы. Искусство периода иконоборчества носило ретроспективный характер и кроме раннехристинской аниконической традиции характеризовалось возвратом к античности .
Результатом иконоборчества стало исчезновение в восточной церкви скульптурных изображений святых или сцен Священной истории. После восстановления иконопочитания церковное искусство не вернулось к таким формам священных изображений; ряд исследователей видят в этом частичную победу иконоборцев над неумеренными иконопочитателями.
Главные памятники этого периода не сохранились, поскольку их планомерно уничтожили победившие иконопочитатели, покрывая мозаикой и фресками аскетические работы иконоборцев (например, мозаика апсиды храма Святой Софии в Салониках ). Тем не менее, некоторое представление о них дают следующие работы:
К искусству периода завершения иконоборчества относятся миниатюры Хлудовской псалтыри , которая является продолжением традиции иллюстрированной Псалтыри, которая в период иконоборчества была расширена и обогащена, а затем подверглась переработке на константинопольской почве .
Основными первоисточниками по истории иконоборчества служат :
Все источники, сообщающие об иконоборческом учении, принадлежат авторству его противников и воспринимаются идеологически предвзятыми. Отсутствие первоисточников авторов-иконоборцев объясняется как возможным уничтожением этих сочинений, так и тем, что после победы иконопочитания их труды перестали переписываться и постепенно были забыты .
Данные о церковной позиции в отношении иконоборчества содержатся в:
Общее изложение истории иконоборчества имеется в трудах Лебо , Гиббона , Финлея , Гфрёрера , Герцберга и Шлоссера , Устржицкого . Однако эти работы уже в конце XIX века считались устаревшими. Из работ российских историков выделяются многочисленные труды по Византии академика В. Г. Васильевского , работа Ф. И. Успенского « Константинопольский собор 842 года и утверждение православия », а также описание иконоборческого периода в его сочинении « История Византийской империи », монография А. В. Карташёва « Вселенские соборы » и « История Византийской империи » А. А. Васильева . История иконоборчества также изложена Ш. Дилем в его трудах по истории Византии. История иконоборчества, особенно период патриаршества Никифора, описаны в сочинениях американского византиниста .
При недостаточной разработанности истории иконоборчества, как относительно происхождения этого движения, так и относительно его характера и значения, существуют значительные разногласия: одни историки видят в нём широкое прогрессивное движение, целую социальную, политическую и религиозную революцию, опиравшуюся на античные эллинские начала, сохранившиеся на востоке империи, откуда шла реформа и были родом императоры иконоборцы (Лев III, Константин V, Лев IV, Лев V, Феофил). Другие исследователи, не отрицая значения восточных элементов в иконоборчестве, склонны видеть, наоборот, в восстановлении православия победу европейских, более культурных элементов. Вопрос об отношении иконоборчества к исламу и к различным христианским ересям того времени также мало изучен [ источник не указан 2309 дней ] .