Пояс (деталь одежды)
- 1 year ago
- 0
- 0
Утюги за сапогами,
Сапоги за пирогами,
Пироги за утюгами,
Кочерга за кушаком —
Всё верти́тся,
И кружи́тся,
И несётся кувырком.
Куша́к ( тур. kušak , от kušamak — «подпоясывать» ) — пояс из широкого и длинного куска ткани, кожи или шнура , деталь как мужского, так и женского костюма . В России кушак носили с народной одеждой, он также являлся принадлежностью форменной одежды .
Слово является тюркизмом и означает «подпоясывать» .
Данный элемент русского костюма имеет восточное происхождение [ источник не указан 266 дней ] .
В России кушак для подпоясывания верхней одежды представлял собой тканую (или вязаную) полосу шерстяной (или полушерстяной) ткани шириной 5—15 см и длиной до 250—300 см, она могла быть гладкой и с рельефным узором. Женщины подвязывали кушак только на левой стороне, мужчины — на любой. Царские, боярские и великокняжеские кушаки изготавливали из разноцветных шелков с золотом и серебром. У Бориса Годунова кушак был из « золотой и шёлковой разноцветной камки и из объяри », Алексей Михайлович носил с кушаком оправленный золотом и камнями нож . Зажиточные люди подпоясывались кушаком высоко, под грудь, чтобы выпирал живот, а бедняки — низко, почти по кострецу. Молодые парни обёртывались кушаком в два оборота, начиная спереди, и подтыкали под него концы. Без кушака («распояской») ходили только дети. Основные виды кушаков — узкий тканый узорчатый кушак-покромка и скрученный жгутом широкий цветной кушак, концы которого заправляли по бокам . Зимнюю верхнюю одежду ( тулупы , шубы , дохи ) подпоясывали 3-метровыми шерстяными (или шёлковыми) кушаками .
В XIX веке кушаки обязательно носили извозчики , за кушак извозчика хватались на повороте пассажиры; дёргая за него, они также требовали остановку . На кушаке у извозчиков-лихачей, развлекавших публику быстрой ездой, со спины висели карманные часы и пепельница . Ломовики носили длинные кумачовые кушаки в несколько оборотов, на конце кушака был прикреплён железный крючок, которым легче взвалить груз на спину и нести, удерживая за другой конец кушака . У русских гусар кушак состоял из цветных шнуров, перехваченных в нескольких местах оплёткой («гомбами»), и застёгивался сзади на петли и костыльки, а с его правой стороны свисали фестоном 2 шнура с кистями . Уланы , конноегери и драгуны носили суконные кушаки в цвет мундира с цветными выпушками. Во второй половине XIX века форму кушака получил офицерский шарф . Также кушаки носили и служащие РККА [ источник не указан 254 дня ] .
Широкий тканый кушак, наряду с шароварами и вышиванкой , является одним из непременнейших атрибутов мужского народного костюма центра и востока Украины .
Кушаки носили и запорожские казаки . Историк, исследователь запорожского казачества Дмитрий Яворницкий , писал: « Нет сомнения, что покрой одежды запорожских козаков, в особенности высоких шапок, широких шаровар, длинных кафтанов и широких поясов, восточного происхождения и заимствован ими от татар и турок …» [ источник не указан 254 дня ] . Кушаком поверх жупана подпоясывались украинские горожане XIV—XVIII веков .
Широкое распространение кушак получил и в южноевропейских странах, в частности, на Балканах .
Сербские узорные кушаки-тканицы ( серб. тканица ) носили и мужчины, и женщины, их изготавливали из шерстяной пряжи. Мужская тканица была широкой, её опоясывали вокруг штанов трижды, а свободный конец свисал слева. Женские тканицы были уже и короче, и застёгивались на металлические застёжки-пафты. Тканицы были в полоску, ярких цветов и могли обладать бахромой на концах . Горожане-мужчины в XIX веке, в частности, белградцы, могли опоясываться белыми кушаками с небольшими тёмными вкраплениями . Черногорцы-мужчины носили поверх шаровар шёлковый кушак . Болгарский мужской кушак различался в зависимости от типа народного костюма. В областях с более древним костюмом, где преобладал белый цвет ( болг. белодреш ) опоясывались широким ремнём низко под животом. В областях, где на народный костюм сильно повлияла турецкая одежда ( чернодреш ) носили очень широкий, до 35 см в ширину шерстяной кушак красного (или коричневого) цвета, оборачивавшийся вокруг талии несколько раз. За пояс могли затыкать оружие, курительные принадлежности, деньги, и даже сухую пищу. Носили шерстяные пояса и женщины .
Греки подпоясывались широким цветным (красным или чёрным) кушаком, притом у молодых они были ярче, нежели у пожилых .
В Испании мужчины носили «фаху» ( исп. faja ) — широкий кушак ярких цветов, который, наряду с другими элементами испанского народного костюма , сохранился в одежде тореро . Однако ещё и в середине XX века старики носили отдельные элементы народного костюма, включая чёрную фаху .
Во Франции широким фланелевым кушаком ( фр. ceinture , окс. talhola ) подпоясывались мужчины. Он мог быть красного, синего, чёрного и серого цвета. Кушак вышел из употребления в начале XX века, хотя и до этого штаны могли также подпоясываться ремнём (или удерживаться на подтяжках).
В Средней Азии тканевым кушаком подпоясывали нижний халат , старики — белым, мужчины среднего возраста — синим, молодёжь — красным, малиновым, жёлтым. В складках кушака носили деньги, табакерку , мелкие покупки, еду в дорогу. Кушаком вытирались после омовения перед молитвой, он служил ковриком для намаза и скатертью для дорожной трапезы. Кушак также наматывали на голову чалмой .
В Турции широкие шерстяные кушаки носились мужчинами ещё в середине XX века. Молодёжь и мужчины средних лет носили красные кушаки, а старики — зелёные .