Бухараев, Равиль Раисович
- 1 year ago
- 0
- 0
Бухара́ ( узб. Buxoro ) — один из древнейших городов Центральной Азии , административный центр Бухарской области Узбекистана ; архитектурный и историко-культурный заповедник, сохранивший уникальные памятники зодчества всех исторических эпох, начиная с IX века. В развитое средневековье она была сосредоточием культуры, науки и мусульманской теологии всего Среднего и Ближнего Востока .
Бухара — единственный город Средней Азии , чья пред- и раннеисламская история была подробно описана в известном труде Наршахи , историка, жившего в X веке .
Бухара была столицей Бухарского ханства , крупным городом государства Тимуридов , также была столицей разных правящих династий, Бухарской народной советской республики и Узбекской ССР .
На протяжении многих веков Бухара играла роль крупного административного, торгово-ремесленного и культурного центра Центральной Азии. Через город проходила одна из трасс Великого шёлкового пути , соединявшего страны Средиземноморья с Дальним Востоком .
Бухара, как и на протяжении столетий, оставалась своего рода Меккой для среднеазиатских мусульман. Многочисленные мазары — места поклонения привлекали огромное количество паломников. В городе проживали известные учёные- теологи , укрепляя её славу как центра мусульманского богословия .
В 1924 году в Бухаре прошёл I Всеузбекский учредительный курултай Советов, при котором была принята «Декларация о создании Узбекской Советской Социалистической Республики». [ источник не указан 284 дня ]
Топоним «Бухара» ( Buxara ) впервые упоминается на ранних медных монетах Бухары с согдийскими надписями (IV—V вв.) .
Предполагают, что слово Бухара имеет эфталитское происхождение .
В письменных источниках слово « Бухоро » впервые отмечено китайским учёным и переводчиком Сюаньцзаном (602—664).
Бухарой в древности называли весь оазис , и, вероятно, лишь в X веке его название окончательно было перенесено на город .
На древнеуйгурском языке слово бухар означало именно «храм», «молельня» .
Историк и филолог XI века Махмуд Кашгари отмечает, что название города Бухара происходит от названия храма идолопоклонников .
Есть другие предположения, по которым топоним « Buhara » отражает согдийское слово buharak («счастливое место») и по которому слово « бухар » на языке персидских жрецов - магов означает «средоточие учёности» или «обитель знания» .
Историк X века Наршахи , родом из Бухары, пишет, что ни один город не имел столько названий, как Бухара.
В китайских источниках V века город впервые упоминается как Нюми , в котором находилась резиденция правителя одноимённого владения.
В VII веке в хрониках Империи Тан его название упоминается в следующих формах: Ань (Аньго) ( кит. 安國), Аньси, Бухо, Бухэ, Бухала , и Фухо . Позднее в старых книгах и рукописях на арабском языке город упоминался под разными названиями: Бумискат, Мадинат ас-суфриййа (Медный город), Мадинат ат-туджжар, Нумиджкент ; в одном из хадисов от Пророка Мухаммада — Фахира и другие . Среди этих названий самым популярным было название Бухара .
С 1888 года до 1940-х годов Бухара в документах значилась как Старая Бухара после основания Новой Бухары .
Город возник в середине I тысячелетия до н. э. [ источник не указан 406 дней ] Доказанный исследователями возраст Бухары превышает 2500 лет. [ источник не указан 406 дней ]
Согласно местной мифической традиции, отражённой в «Истории Бухары» Наршахи , основание древнейшей части города — крепости Арк — относится к глубокой древности и приписывается героям эпоса Сиявушу либо Афрасиабу . Однако древнее Бухары считались крупные укреплённые селения Варданзи , Рамтин , Варахша и торговый город Пайкенд .
Город сформировался вдоль одного из крупных притоков реки Зарафшана , который распадается здесь на несколько протоков, на низкой болотистой равнине, над которым и ныне возвышается массивный искусственный холм городской цитадели — Арк.
Город на протяжении более 2000 лет не менял своего местоположения, что, с одной стороны, вело к накоплению мощных культурных слоёв различных исторических эпох, а с другой — привело к уничтожению многих памятников и следов предшествующего времени .
В наши дни древняя часть Бухары остаётся «живым» городом, сохранившим исходную структуру ( крепость Арк , шахристан , канал Шахруд ). Однако условия для жизни и строительства здесь были крайне ограничены: плоская заболоченная равнина, неустойчивый водный режим и скудные ресурсы.
Культурный слой на территории города составляет более 20 метров. На такой глубине археологи обнаружили остатки жилых и общественных зданий, посуду и монеты, орудия труда и ювелирные изделия, которые датируются V веком до н. э. В отличие от Самарканда , близкие к поверхности грунтовые воды не позволили археологам дойти до самого нижнего слоя. Наиболее древние артефакты , свидетельствующие о времени основания Бухары, скрыты мощными грунтовыми водами, поэтому истинный возраст города требует дальнейшего изучения.
Уже в IV веке до н. э. территория будущего Арка Бухары обводится достаточно могучей крепостной стеной с широким рвом, а у его подножия располагается также укреплённое поселение рассредоточенной планировки. По одной гипотезе, на месте Бухары располагалась крепость Бага — неприступное место на границе между согдийской землёй и скифами — массагетами , — упомянутая Аррианом в связи с походом Александра Македонского .
В древности Бухара была одним из главных городов Согда . Бухарский согдийский язык демонстрирует некоторые отличия как от литературного согдийского, так и от топонимии других областей Мавераннахра. Эти отличия касаются некоторых особенностей лексики, словообразования и фонетики.
В VI веке до н. э. город был захвачен персидской династией Ахеменидов , а в 329 году до н. э. — Александром Македонским , во время которого была развита градостроительная структура. Население этих земель не смирились с завоевателями и оказали им упорное сопротивление. Господство греков в Согдиане продолжалось до II века до н. э.
В последующую эпоху происходит неуклонный рост этого поселения, превратившегося в достаточно большой город и ставшего торгово-ремесленным и административным центром всего Бухарского оазиса .
С конца I века до н. э. и до половины IV века Бухара входила в состав Кушанского государства .
В V веке Бухара вошла в состав государства эфталитов (Эфталитское царство), столицей которого был торговый город Пайкенд , расположенный в 40 километрах от Бухары.
Между 563—567 годами близ Бухары произошло кровопролитное сражение между эфталитами во главе с Гатифаром и тюрками Истеми-кагана . В восьмидневной схватке эфталиты были разбиты.
В V—VI веках древние правители чеканили собственные монеты с изображением портрета царя и согдийской надписью «Государь Аспар», то есть «Глава конницы» .
По мнению авторитетного согдолога В. А. Лившица в согдийских источниках IV—VIII вв. согдийцами называли только самаркандцев и пенджикентцев, но не бухарцев и кешцев. Эти две группы, по-видимому, не рассматривали друг друга как единый народ . С. Кляшторный отмечал, что авторы раннесредневековых тюркских надписей отличали согдийцев ( soġdaq ) от бухарцев ( buqaraq ) , таким образом, бухарцы выделяли себя от других жителей Согда.
Бухарский говор согдийского языка отличался от самаркандского согдийского языка .
Сведения о правлении тюрок в этнополитической истории Согда относятся к 580-м годам. В 585—586 годах в Бухаре произошло восстание Абруя , которое было подавлено тюркским принцем Иль Арсланом ( Шери Кишвар ). После этого Янг Соух тегин был утверждён владетелем Бухарского оазиса. После него Бухарой в 589—603 годах правил его сын Нили. Затем правил его сын Басы тегин (603—604 гг.) .
Центром Бухары была крепость Арк , где проживали правители и их приближённые. За её стенами сложился собственно город — « шахристан ». Постройка шахристана древней Бухары, а также нескольких селений в Бухарском оазисе , приписывается Шери Кишвару. Шахристан окружали торгово-ремесленные предместья — « рабад ». Через Бухару пролегал Великий шёлковый путь . Здесь было более 60 караван-сараев , где размещались купцы из Индии , Китая , Персии и других стран.
В 40 км к западу от города располагалось поселение Варахша , где находилась резиденция бухархудатов , известное своими настенными росписями, представлявшими сцены охоты на гепардов .
В 603—658 годах Бухара была одним из согдийских владений, подчинявшихся Западно-тюркскому каганату . Владетели в это время именовались бухархудатами . О. И. Смирнова считала, что тюркскими правителями Бухарского оазиса в середине VIII века была выпущена группа тюрко-согдийских монет с надписью «владыки хакана деньга» .
В древности Бухара и её округа были окружены большой оборонительной стеной Канпирак . В городе было 5 рядов стен и канал с водой, у дворца была плоская крыша. Трон князя изображал золотого верблюда и в высоту был 7—8 чи (2,5—3 м). Княгиня участвовала в официальных приёмах и сидела напротив мужа лицом к нему. Делами ведали три чиновника. Обычаи были похожи на кангюйские , но также были и близкородственные браки (вероятно, влияние Зороастризма ).
При Суй Ян-ди в Ань (Бухару) прибыл посол Ду Синмань (杜行滿), который привёз оттуда 5-цветную соль . У Ань было небольшое вассальное государство Би (畢), с населением в 1000 семейств .
До завоевания арабами Бухара была крупным городом и культурным центром Средней Азии . Она имела экономические связи с Персией , Индией , Китаем и другими странами. с этого времени подробно излагают историю города.
Тогдашняя Бухара занимала площадь около 30—35 гектаров. Центр её находился в районе современного Токи Заргарон . Эта часть носила название шахристан (внутренний город) и была обнесена стеной с семью воротами . Только в мусульманский период шахристан соединился с пригородом в один город и впервые, как свидетельствует Наршахи, был обнесён общей стеной в 849 году, что ознаменовало собой окончательное оформление её как города .
К западу от шахристана располагался Арк, или кухендиз, как он в то время назывался. В нём до завоевания арабами жили Бухархудаты .
Бухара была захвачена арабами в 709 году, под предводительством полководца Кутейбы ибн Муслима и половина шахристана была разделена им между арабами и йеменцами . В городе находилась христианская церковь , впоследствии обращённая в мечеть. Первым арабским эмиром Бухары был современник Кутейбы — Эйюб ибн Хассан .
С приходом арабов в VIII веке в Бухаре распространился ислам . С этого времени начали возводиться мечети и минареты , медресе и культовые комплексы.
Расцвет города начался, когда Бухара была избрана столицей государства Саманидов при Исмаиле Самани (892—907). Внешний облик самого города резко изменился. Значительно возросла численность населения.
Бухара в X веке была уже развитым городом, со всех сторон окружённым ремесленными и торговыми рабадами . Шахристан всё ещё продолжал выделяться. Поддерживалась окружавшая и защищавшая его стена, сохранились ворота.
Известно, что Саманиды украшали свою столицу монументальными и эффектными зданиями дворцов, правительственных учреждений, мечетей и медресе . При них же между западным высоким фасадом Арка и стеной рабада возникла площадь Регистан , административный центр города — здесь был построен дворец с порталом , который аль-Истахри признал величественнейшим в странах ислама. Здесь также находились диваны — главные ведомственные учреждения.
Неподалёку от регистана (главной площади) были расположены дворцы — дома царской фамилии (в местности Джуи-Мулиан), отличавшиеся большой роскошью. Однако не шахристан определял характер города в эту эпоху. Становление города было связано с образованием и развитием рабадов. Отдельные территории рабада были обнесены стенами. Кроме того, вся территория города была защищена крепостной стеной, имевшей 11 ворот . Государство было заинтересовано в развитии городской жизни и производственных сил города и стремилось создать для этого условия, прежде всего обеспечив безопасность его жителей .
В наши дни, кроме счастливо уцелевшего династического мавзолея Саманидов в городе на поверхности земли не осталось ни одной постройки этого времени.
По словам Ас-Саалиби , Бухара при Саманидах была «обителью славы, Каабой владычества, местом собирания выдающихся людей эпохи» . По отзыву географа Истахри , была самым многолюдным городом в Мавераннахре и Хорасане . Если верить Мукаддаси , в Бухаре отсутствовали сборщики налогов. Это объясняется тем, что в конце X века жители столицы были освобождены от налогов. Мукаддаси пишет: «… наслаждаются жители справедливостью султана и пребывают в уверенности и благоденствии» . О самой Бухаре Мукаддаси вынес противоречивые впечатления. По его словам этот город «благословен для того, кто стремится в него, живительный для того, кто живёт в нём, добрый к тому, кто обитает в нём. В нём кушанья приятные и бани опрятные, и улицы широкие, и воды пресные, и постройки прелестные. Он добрый в пропитании и проживании, обильный фруктами и маджлисами (мест для собраний). У простого народа есть знание фикха (правоведения) и литературы» . В то же время отмечается теснота и скученность городской застройки ( «самый тесный из городов Востока» ), частые пожары, неблагоприятный климат ( «то жаркий, то холодный» ) .
Развитие в Бухаре ремесла и торговли сделало её важным экономическим центром . Наршахи описывает развитое товарное производство тканей, отличавшихся высоким качеством. По его словам, «ни в одном городе Хорасана не умели ткать таких хороших материй» . Бухарские ткани занданачи служили предметом экспорта: «В Бухару приезжали торговцы и… отсюда вывозили материи в Шам , Египет и города Рума » . Искусство бухарских мастеров было предметом подражания. Бухарцы выезжали в Хорасан , безуспешно пытаясь наладить там производство столь же качественных тканей, которые охотно употребляли высшие слои общества: «не было царя, эмира , раиса , чиновника, который не носил бы одежды из этой ткани» . Наршахи сообщает также о крупном ткацком заведении, которое находилось около соборной мечети, между Арком и шахристаном. В нём изготовлялись особо ценные ткани, которыми со всей Бухары выплачивалась подать арабскому халифу . По словам Наршахи, за этими тканями из столицы халифата Багдада ежегодно приезжал специальный чиновник .
|
В X веке Бухара стала средоточием высокой культуры. Здесь работали многие учёные, известные всему миру, писатели и художники. Такие, как историк Наршахи , поэты Рудаки и Дакики , медик, математик и энциклопедист Ибн Сина (Авиценна), историки Балазури , Табари , Мискавейх и другие. Эти учёные внесли большой вклад в развитие мировой науки и культуры.
Десятки поэтов, писавших по-арабски, творили в Бухаре при Саманидах . Здесь при дворе Саманидов известным поэтом был Абу́ Абдулла́х Джафа́р ибн Мухаммад Рудаки́ таджикский и персидский поэт, певец . Считается «отцом персидской поэзии» , который стоял у истоков литературы на этом языке . Он был ослеплён одним из Саманидов и после этого вернулся на родину в село поблизости от Пенджикента, где и скончался.
В Бухаре действовало медресе в котором преподавалась медицина. Это была своего рода медицинская школа, где молодёжь обучали медицинской теории и практике с обязательной сдачей выпускных экзаменов и принятием клятвы врача. Такие медресе были также в Самарканде и в Мерве .
На месте купола Токи Тельпакфурушон находился книжный базар , по которому сам купол назывался Токи Китабфурушон. Здесь продавались разные книги и рукописи.
В городе была огромная по тому времени библиотека . В своей автобиографии Ибн Сина оставил нам её описание. В библиотеке имелись каталоги, специальные хранилища для книг и т. д.
Падение Саманидов лишило Бухару статуса столичного города.
В XI — первой трети XII веков караханидские правители отстроили в Бухаре ряд зданий. Шамс ал-мулк Наср б. Ибрахим (1068—1080) заново отстроил сгоревшую соборную мечеть с минаретом между крепостью и шахристаном, основал большой сад Шамсабад с великолепными зданиями вблизи Бухары, за южными воротами Ибрахим.
В караханидское время в Бухаре по приглашению караханида Шамс аль мулька некоторое время работал выдающийся поэт и учёный Омар Хайям .
Позднее караханид Кадыр-хан Джабраил б. Тогрыл-тегин Умар (умер в 1102 году) отстроил в районе базаров Ат-таран медресе Кулартакин и был похоронен в ней.
От эпохи Караханидов сохранились древние памятники в городе: минарет Калаян , мечети Магоки-Аттари и Намазгох , мавзолеи Чашма-Аюб и Турк-и Джанди (квартальный и суфийский центр).
В 1119 году на фундаментах Намазгаха караханид Шамс ал-мулк отстроил новое здание праздничной мечети, сохранившееся в перестроенном виде до наших дней.
В эпоху Караханидов при правлении Арслан-хана (1102—1130) был построен один из шедевров бухарского зодчества — минарет Калян (1127—1129 годы). В юго-западной части «Внутреннего города» он выкупил жилой квартал и отстроил здесь пятничную мечеть (закончена в 1121 году), известный ныне как мечеть Калян .
Строительная деятельность тюркского правителя Арслан-хана Мухаммада б. Сулаймана превзошла достижения предшественников. Помимо дворцов, он строил бани и медресе, укреплял городские стены.
Ещё одна мечеть находилась на небольшом расстоянии к югу от мечети Калан. Сейчас на её месте располагаются жилые дома, в одном из них — мазар Арслан-хана.
В XII веке Бухарский оазис становится одним из центров суфизма в Центральной Азии. Одним из известных суфиев этого периода был Абдул-Халик Гидждувани .
В 1141 году Бухару захватили Каракитаи , а в начале XIII века она вошла в состав государства Хорезмшахов . В 1206 году в городе произошло восстание во главе с Малик Санджаром. Оно было подавлено войсками хорезмшаха Ала ад-дин Мухаммеда (1200—1220).
В феврале 1220 года Бухара была захвачена войсками Чингисхана , который въехал на коне в соборную мечеть города. Город был разграблен, а жители уведены в плен для помощи монголам при штурме Самарканда .
По словам современника: «пришли, разрыли, сожгли, побили, увели в неволю, убили и ушли». Позднее город, вошедший в улус Чагатая , также подвергался жестоким разрушениям в 1238, 1263 и 1273—1276 годах.
Со второй половины XIII века город стал постепенно восстанавливаться. Путешественник итальянец Марко Поло , посетивший в то время Бухару, назвал её «городом большого величия». Население всё же не могло смириться со своим тяжёлым положением и часто поднимало восстания против насилия монгольской власти.
В 1238 году в Бухаре произошло антимонгольское восстание во главе с ремесленником Махмудом Тараби , которое было жестоко подавлено монголами.
В 1273 году войско Хулагуидов вошло в Бухару. Начались резня и грабеж, во время которых сгорело медресе Масуд-бека, а в нём — много рукописных книг. Город был беспощадно разграблен и сожжён ордами чингизида Абака-хана .
Последнее разорение Бухары и оазиса монголами Хулагуидского улуса произошло осенью 1316 года. Неудивительно, что Ибн Баттута , проезжавший через Бухару в 1333 году, писал: «… сейчас его мечети, медресе и базары в развалинах, за исключением немногих».
В 1360-х годах в Бухаре под влиянием Хорасана зародилось демократическое движение сербедаров .
Во второй половине XIII — первой половине XIV века монгольская знать начинает принимать ислам, а некоторые её представители становятся мюридами суфийских шейхов . Среди них был такой известный шейх Бухары, как Сайф ад-дин Бохарзи . В XIII веке в Бухаре и прилегающей к ней области бурно развивается суфийское учение. Суфий Сайф ад-Дин Бохарзи был послан в Бухару своим наставником хорезмийцем Наджм ад-Дином Кубра , где шейх прожил около 40 лет. В Бухаре шейх занимал видное положение, пользовался популярностью среди населения и большим влиянием у монгольских правителей, был мударрисом и мутаввали (распорядителем вакуфных средств) одной из крупных духовных школ — медресе Ханийе, разрушенного монголами в 1273—1276 годах. Наместник монголов, хорезмиец Масуд-бек стремился восстановить систему медресе и основал в Бухаре ряд новых, из которых нужно отметить медресе «Масудийе», где обучалось около 1000 студентов.
Также, известными представителями суфийского учения монгольской эпохи были Абдул-Халик Гидждувани и Бахауддин Накшбанд .
Во времена Тимуридов Бухара была невелика, так как при Тимуридах город не имел того первенствующего положения, как ранее при Караханидах и позже при Шейбанидах .
Секретарь Тимура Хафизи Абру описывает славную Бухару эпохи Саманидов, а о современном городе коротко сообщает ему: «Хотя теперь, в сравнении с прошлыми временами, не осталось и десятой части, но по сравнению с другими известными городами Бухара за своё плодородие и мирное благоденствие может быть названа райским садом» .
Тем не менее, во времена правления Тимура (1370—1405) и Тимуридов Бухара оставалась одним из важнейших центров ремесла и торговли, «Куполом ислама», паломничества и родиной влиятельных представителей суфийского духовенства.
В эпоху Тимуридов Бухара стала священным городом и центром для мусульман. Именно в это время Бухару стали называть Бухорои Шариф («Величайшая Бухара, Священная Бухара»).
В городе сохранилось немного зданий этого времени: от имени самого Тимура была отремонтирована мечеть Намазгах , восстановлена соборная мечеть Калан и возведена ханака на некрополе Хазрат Имам. Некий амир Хаджжадж над древней святыней отстроил мавзолей Чашма-Аюб .
О Бухаре упомянул в своём дневнике Руи Гонсалес де Клавихо — посол Кастилии , возвращаясь осенью 1404 года с посольством к великому Темуру домой: «Прибыли в большой город, называемый Бояр (Бухара). Лежит он на обширной равнине и окружён земляным валом и глубоким наполненным водой рвом. На его одном конце — крепость земляная, так как в этой земле нет камня, чтобы делать ограды и стены, возле крепости протекала река. У города значительное предместье, и там большие здания. Город богат хлебом, мясом, вином и другими съестными и многими товарами. В этом городе посланники получили всё, что им было нужно, и там им дали лошадей».
На рубеже XIV—XV веков известный бухарский суфий Ходжа Мухаммад Парса — ученик Бахауддина Накшбанда — отстроил в Бухаре ханака, баню, медресе; основал большой базар Ходжа. В его медресе располагалась огромная библиотека, в которой были собраны книги и рукописи, самые ранние — XII века. Шахрух Мирза часто советовался с бухарскими шайхами, в частности, с Ходжа Мухаммадом Парса (ум. в 1420 году), «для устройства дел мусульман».
У Улугбека было особое отношение к Бухаре. Весной 1405 года после смерти Тимура в преддверии междоусобной борьбы за престол, Улугбек и Ибрагим султан со своей казной и опекунами отправились в Бухару и остановились в крепости Арк . Здесь они на протяжении месяца занимались укреплением стен и ворот города. Позднее Шахрух (1404—1447) назначил Улугбека наместником Мавераннахра со стольным городом Самаркандом и вторым по значению — Бухарой.
Осенью 1417 года при Улугбеке Бухара обогатилась зданием нового медресе , ныне являющееся самым старым из сохранившихся в Средней Азии. Однако занятый непрерывными походами, приёмом послов, а также трауром в связи со смертью жены Огэ-бегим, увидеть его воочию, как заказчик строительства, он смог лишь в ноябре 1419 года. Это медресе прославилось благодаря надписи на створке ворот: «Стремление к знанию — обязанность каждого мусульманина и мусульманки». В зиму 1421—1422 года Улугбек принимал в Бухаре послов из Тибета . В 1428—1429 годах занимался здесь устройством монетного двора , который несколько десятилетий обеспечивал весь Мавераннахр медной монетой. Бывший опекун Улугбека, наместник Хорезма амир Шах-Мелик присылал ему в Бухару для охоты своих нукеров с кречетами.
В Бухаре, при последующих Тимуридах от их имени правили тарханы. Следы их деятельности в городе пока не выявлены. Известно лишь, что главы суфийского братства Накшбандия Ходжа Ахрару принадлежали две бани, доходы от которых поступали в пользу учредителя, его потомков и на содержаные медресе, основанное им в Самарканде.
С падением Империи Тимуридов в Бухару переместились учёные и художники, до того собранные при гератском дворе.
Во время правления Шейбанидов Бухара сначала пребывала в статусе центра одного из уделов, а затем — столицы всего государства. В эпоху Шейбанидов в Бухаре были построены десятки новых медресе, мечетей, караван-сараев, торговых куполов . Для истории, культуры и архитектуры Бухары особое значение имеют 3 хана из этой династии: Убайдулла-хан , Абдулазиз-хан и Абдулла-хан II .
Бухара — стольный город Убайдулла-хана (с 1504 года правил Бухарой, Верховный хан в 1533—1540 годах) — была местом сбора учёных людей, при его жизни достигла такой степени, что напоминала Герат времён Хусейна Байкары .
Убайдулла-хан был образованным человеком, декламировал Коран и снабдил его комментариями на тюркском языке. Убайдулла сам писал стихи на тюркском , персидском и арабском языках под литературным псевдонимом Убайдий. До нас дошел сборник его стихотворений .
Из воспоминаний современников, лично знавших Убайди (псевдоним хана), это был выдающийся человек своей эпохи. Его «культурный уровень вряд ли уступал уровню образованности темуридской элиты» , он «уделял своей библиотеке пристальное внимание» и «с упорством занимался изучением разного рода наук и знаний, соблюдая религиозные обязанности» . С 1512 года в Бухаре при дворе Убайдуллы жил известный учёный Фазлаллах ибн Рузбихан Исфахани , который в 1514 году написал для него книгу « Сулук ал-мулук » («Правила поведения государей») .
Незаурядным человеком был и сын Убайдулла-хана — Абдулазиз-хан (с 1533 года правил Бухарой, бухарский хан в 1540—1550 годах). По словам современника Азизи (псевдоним хана), был покровителем учёных и поэтов, «славно писал насхом и занимался стихосложением» . Особым вниманием и покровительством хана пользовалась знаменитая бухарская библиотека — средоточие придворной культурной жизни, сыгравшая большую роль в формировании бухарско-самаркандской школы художественного письма. Она оказала влияние Мавераннахрской школы миниатюрной живописи. Во время правления Абдулазиз-хана началась реконструкция города. Особенно хорошо она прослеживается в районе древних базаров Бухары, где была реконструирована мечеть Магоки-Аттари , связанная магистралью с архитектурным ансамблем Токи Саррофон .
Выходцем из Бухары был узбекский поэт Нисари (1516—1596).
Город достиг своего расцвета при правлении шибанида Абдулла-хан II (1557—1598). Абдулла хан II сам писал стихи и оставил своё наследие под псевдонимом «‘Аваз Гази» . Абдулла-хан также был покровителем просвещения и меценатом, окружил себя учёными, писателями и летописцами. Немалое внимание уделял он строительству. Город вплоть до середины XIX века не выходил за пределы своей крепостной стены , построенной в XVI веке , и при этом вмещал в себя более 200 медресе и множество базаров .
Придворные поэты и историки восхваляли его. Известным поэтом был Мушфики — автор хвалебных од , лирических стихотворений и эпиграмм , который также был способным дипломатом. По поручению Абдулла-хана Мушфики составлял высокопарные надписи для сооружений. Придворный историк Хафиз Таныш составил богатую фактами хронику «Абдулла-наме». Литература продолжала развиваться на персидском , среднеазиатском тюркском и частично — на арабском языках .
По наблюдению академика В. В. Бартольда , «историческая литература при узбеках по качеству и количеству стояла даже выше, чем в прежние века» .
Известным выходцем из узбекского племени катаганов был историк XVI века Мухаммед Яр ибн Араб Катаган , написавший произведение « Мусаххир ал-билад » («Покорение стран»). В произведении рассказывается история Шибанидов , включая эпоху Абдулла-хана.
Свой современный облик город приобрёл во времена династий Шейбанидов и Аштарханидов в XVI—XVII веках, когда были построены большинство из его мечетей и медресе, караван-сараев и бань, крепостных стен и ворот, а также крупные архитектурные ансамбли и усыпальницы. Город не выходил за пределы своей крепостной стены , построенной в XVI веке, и при этом вмещал в себя более 200 медресе и множество базаров , на которых можно было купить почти что-угодно.
До настоящего времени сохранились стены старинной цитадели, более 140 архитектурных памятников мусульманской эпохи ( минарет Пои-Калян XII века , медресе Кукельдаш и Улугбека XI—XVI веков, Ляби-Хауз XVI—XVII веков, мавзолей Исмаила Самани (IX—X веков)).
В сохранившихся памятниках чётко прослеживаются черты местной самобытной архитектурной школы и мастерство бухарских зодчих.
Бухара считается одним из священных городов суфизма . В городе пребывали многие великие суфийские святые. Один из самых почитаемых — Бахауддин Накшбанд , мавзолей которого считается среднеазиатской Меккой и находится не по далёку от города.
Имамкули-хан (1611—1642) был мюридом джуйбарского ходжи Таджиддина, который был женат на младшей сестре Имамкули-хана.
На площади Регистан ходжой Таджиддином было построено медресе Дор-уш-Шифо. Это медресе имело медицинскую специализацию, аптеку и лечебное учреждение. В библиотеке этого медресе хранилось 10 000 редкостных книг.
Ежегодно здесь готовилось 800 больших стеклянных сосудов розовой воды и других лекарств, предназначенных для различных заболеваний .
.
В 1619—1620 годах на средства дяди и близкого сановника Имамкули-хана Надира диван-беги в Бухаре была построена ханака. Она образовала кош с расположенным напротив медресе Нодир-Диван-Беги , который входит в ансамбль Ляби-хауз .
В 1622—1623 годах Надиром диван-беги было построено монументальное здание в качестве караван-сарая , но в дальнейшем оно было переоборудовано в медресе и известно как Медресе Нодир-Диван-Беги .
При правлении Абдулазиз-хана в Бухаре были построены медресе его имени , Медресе Валидаи Абдулазиз-хана . Он собрал библиотеку из красивых рукописей .
Аштарханид Субханкули-хан был автором нескольких произведений по медицине и астрологии . Его произведение по медицине было написано на среднеазиатском тюркском языке. Один из списков рукописи хранится в библиотеке в Будапеште . Субханкули-хан также увлекался поэзией и писал стихи под псевдонимом Нишони.
Аштарханид Убайдулла-хан II в 1709 году к западу от Бухары (возле ворот Талипач) заложил большой сад (Чарбаг), среди которого построил дворец. Сад был наполнен разными фруктовыми и декоративными деревьями и цветниками, обнесён высокой стеной. Он получил название Ханабад («построенный ханом»), в нём Убайдулла больше всего любил проводить время .
В период правления Убайдуллы-хана II известными историками были Абдуррахман-и Тали и Мир Мухаммед Амин-и Бухари .
В первой половине XVIII века Бухара, как и вся страна, находилась в состоянии экономического кризиса. В 1740 году город оказался во власти иранского шаха Надир-шаха .
.
Со второй половины XVIII века Бухара благодаря политике Мухаммад Рахима (1756—1758) и Шахмурада (1785—1800) постепенно выходит из кризисного состояния. В начале XIX века город вернул свой былой статус центра исламской религии. В Бухаре были восстановлены десятки медресе, в которых учились студенты из разных стран исламского мира.
При узбеках-мангытах несколько тысяч дервишей по четвергам и воскресениям отправлялись в Бухару для сбора подаяния.
В 1770-х годах российская императрица Екатерина Великая в знак дружеских отношений подарила бухарскому послу Эрназару Максудбеку 10 000 рублей. На эти средства впоследствии в Бухаре было построено медресе, названное в честь Эрназар эльчи.
Оно находилось с западной части медресе Кукельдаш и просуществовало до середины 50-х годов XX века. Медресе было разрушено по инициативе советских органов власти. Ныне на его месте расположен сквер.
В середине XIX века в Бухаре впервые в истории города были установлены городские часы на стене Арка. В годы советской власти они были утеряны.
В 1868 году Бухарский эмират попал в вассальную зависимость к Российской империи и получил статус её протектората .
К эмиру Музаффару были отправлены ряд посольств : Носовича, Костенко и Петровского. Церемониалы приёма послов производились на узбекском языке .
Церемонимейстеры -удайчи кричали: « Худай Хазрати Амирни Музафар Мансур-Кылсун» («Бог да сделает великого эмира могущественным и победоносным») .
По некоторым оценкам, в 1910 году население Бухары насчитывало 150 000 человек. В городе были 364 мечети, 2 синагоги , более 50 базаров .
В конце XIX и первых двух десятилетий XX веков в городе происходил строительный бум, донаторами которого выступали, в основном, купцы, возводившие либо ремонтировавшие квартальные мечети, медресе, караван-сараи, определяя их в вакф своих же медресе.
Костяк так называемого «Бухарского джадидизма» составляли выходцы из самой Бухарского эмирата , в основном представители интеллигенции, муллаваччи (ученики медресе , и недавно окончившие обучение в медресе), купцы и торговцы, а также ремесленники. Бухарские джадидисты, как и вся интеллигенция свободно знали язык фарси .
Основателем реформаторского движения в Бухаре, бухарских джадидов был просветитель Ахмад Дониш. В 1908 году бухарскими джадидистами была создана организация «Бухорои Шариф ширкати», которая в основном занималась изданием, печатанием и продажей книг и учебников на территории Бухарского эмирата. Наиболее известными представителями бухарского джадидизма являются Абдурауф Фитрат , Файзулла Ходжаев , Усман Ходжаев , Абдулкадыр Мухитдинов , Муса Саиджанов .
До 1920 года в Бухаре существовало несколько банков и представительств иноземных торговых домов; шла оживлённая торговля, связывавшая Бухару с мировыми деловыми центрами .
В начале декабря 1917 года младобухарцы вступают в контакт с большевиками. В Ташкент отправляется делегация ЦК младобухарцев по главе с Файзуллой Ходжаевым с целью заручиться поддержкой советского Ташкента в грядущем вооружённом выступлении против власти бухарского эмира. В результате председатель Совета Народных комиссаров (СНК) Туркестанской АССР , Ф.Колесов лично командовал войсками, попытавшимися в марте 1918 года силой свергнуть власть Бухарского эмира . Однако бухарцы смогли героически и успешно защитить родной город.
2 сентября 1920 года РККА во главе с М. В. Фрунзе в результате 3-дневного штурма захватила Бухару.
При штурме города были задействованы 10 самолётов-бомбардировщиков . В результате штурма и бомбардировки Бухары, бо́льшая часть жилых кварталов города была разрушена.
Бухарский эмир Сеид Алим-хан бежал из города и страны в Афганистан , и Бухарский эмират прекратил своё существование. В конце 1920 года был произведён учёт разрушений, вызванный свержением эмирата.
На территории 27 ремесленных городских кварталов — гузаров, протянувшихся от парадной площади Регистан до минарета Калан , особенно пострадавших от бомбардировки, были разрушены 9 мечетей и 582 жилых дома, в том числе несколько административных зданий. Также были разрушены 850 лавок и мастерских, 38 караван-сараев , конюшен и 38 пекарен . Крепостная стена была проломлена. Были разрушены не только многие дворцовые помещения в Арке , но и полностью исчезли окаймлявшие Регистан здания: огромное 2-этажное медресе Бозори Гусфанд (1670), старинная приземистая лечебница Доруи Шифо (1697), ханака Усто Рухи, медресе Шодым Бий (XVII век), медресе Ходжа Нихол, мечеть Поянда бий Аталык (с 3 низкими порталами по фасаду). Исчезли расположенные поблизости Базарные купола Токи-Тиргарон и Токи-Орд фурушон, многие культовые здания (вблизи главного городского бассейна Ляби-хауз ), насыщавшие город. Не осталось «камня на камне» и от большого двухэтажного медресе Кальабад (1600). И даже такие оригинальные здания, как Чор-Минор , лишились всех строений ансамбля. Был засыпан мусором и облицованный когда-то каменными плитами хауз посередине двора. Стоит, «осиротев», только портик с 4 минаретами . Многие памятники архитектуры были разрушены из-за нерадивости арендаторов или небрежности «исследователей», которые оставляли вырытые ими траншеи незасыпанными. Вскрытые фундаменты гибли на глазах у радетелей города. Так, не сразу были засыпаны траншеи, вырытые в ходе раскопок у стен медресе Мири Араб , а в медресе Абдулла-хана II трещина расколола его портал сверху донизу .
14 сентября были образованы Всебухарский революционный комитет во главе с Абдукадыром Мухитдиновым и Совет народных назиров (комиссаров) во главе с Файзуллой Ходжаевым .
8 октября того же года Бухара стала столицей Бухарской народной советской республики , которая в 1924 году по национальному признаку была разделена между Узбекской ССР , Туркменской ССР и Таджикской АССР .
13 февраля 1925 года в Бухаре состоялся I съезд Советов трудящихся, где была принята Декларация об образовании Узбекской ССР и её вхождении в состав СССР в качестве союзной республики .
С 15 января 1938 года город являлся центром Бухарской области Узбекистана. В 1990 году по инициативе И. Каримова был основан Бухарский государственный медицинский институт.
В 1993 году исторический центр города Бухары был включён в список городов Всемирного наследия ЮНЕСКО .
ИСЕСКО объявила Бухару «столицей исламской культуры» 2020 года .
Численность населения города, по состоянию на 1 января 2014 года, составляла 272 500 жителей .
Согласно официальным данным, население главным образом составляют узбеки — 82 %, также в городе проживают: русские — 6 % , таджики — 4 %, татары — 3 %, корейцы — 1 %, туркмены — 1 %, украинцы — 1 % и другие — 2 % .
Большинство населения исповедует ислам , также в Бухаре проживают православные , иудеи и другие.
Население Бухары на протяжении более чем 2000-летней истории города развивалось непрерывно, видоизменяясь и смешиваясь с пришлыми группами.
Самыми древними здешними жителями были согдийцы , чей язык считается мертвым и относится к почти исчезнувшей северо-восточной подгруппе иранских языков (непонятной носителям других групп) .
Первая перепись по национальному признаку в городе Бухаре была проведена в 1926 году. Из 41 823 переписанных жителей 27 823 человека определили себя как узбеки, 8646 — как таджики, а 5354 отнесли себя к другим народам. В Бухаре преобладает узбеко-таджикский билингвизм . В период советской власти почти всё население города начало относить себя к узбекам не только в гражданском смысле, но и в этническом .
Интересные результаты были получены в результате серии экспедиций 1940—1950-х годов под руководством О. А. Сухаревой , занимавшихся, в частности, изучением этнического и языкового состава населения Бухары . Внутри оседлого населения бухарцы, как и другие городские группы населения Средней Азии, использовали название местожительства (бухарцы, самаркандцы, ташкентцы и прочие). Отдельные группы населения, состоявшие в родстве со знаменитыми родами, использовали во внутриэтнической самоидентификации названия родов (часто бывших узбекских племен ). Жители соседних деревень, независимо от языка общения, относили себя к узбекским племенам ( бахрин , сараи и прочие).
Всемирное наследие
ЮНЕСКО
, объект
№ 602
• • |
Город богат историческими памятниками архитектуры, их насчитывается около 140 . Архитектурные ансамбли Пои-Калян , Ляби-хауз , Гаукушон , Чор-Бакр , Тошмачит, мавзолей Саманидов и другие являются лучшими образцами творений средневековых зодчих XI—XVII веков.
В Бухаре сохранилось также множество памятников жилой архитектуры и дворцов, бань и торговых сооружений.
В Бухаре имеются многочисленные автобусные маршруты . В 1986—2005 годах в городе работали троллейбусы.
В 2011 году был построен новый современный терминал, который имеет 1 взлётно-посадочную полосу и связывает город с Ташкентом , Ургенчем , Москвой , Санкт-Петербургом , Краснодаром и Новосибирском .
В городе имеется футбольный клуб Высшей лиги Узбекистана « Бухара ».