Лезгины в Азербайджане
- 1 year ago
- 0
- 0
Лезги́ны ( лезг. лезгияр, ед. ч. лезги ; лекьер, ед. ч. лекь ) — дагестанский народ , один из коренных народов Кавказа , исторически проживающий в Южном Дагестане и северо-восточном Азербайджане . Также компактно населяют несколько деревень Турции , где живут потомки мухаджиров . Лезгины являются потомками кавказских албан.
Лезгинский язык является одним из крупнейших языков нахско-дагестанской языковой семьи по количеству носителей .
Подавляющее большинство верующих лезгин исповедуют ислам суннитского толка. Имеется меньшинство шиитов .
В российском дореволюционном кавказоведении исследователи под этнонимом «лезгины» изначально называли только народностей южного Дагестана , а затем нередко ошибочно и всех горских народов Дагестана , и это ошибочность объясняется тем, что от самих лезгин это название перешло к другим дагестанцам .
История лезгин связана с такими государственными образованиями как: Кавказская Албания , Лакз , Ширван .
Известный французский географ и картограф по исторической географии XIX века, Луи Вивьен де Сен-Мартен пишет:
У нас нет никаких оснований сомневаться в том, что язык народов лесги не является примитивным языком Агованов или Албанов ; несомненно, что Лесги, или, скорее, Лекси, составляли коренную основу населения современной Албании или Южного Дагестана с Ширваном .
Другой британский историк XVIII века, Эдуард Гиббон пишет:
Возможно, это были варварские племена, населявшие северную часть нынешнего Ширвана , древней Албании . Эта страна, ныне населённая лезгинами, наводившие ужас на соседние районы, была затем заселена теми же людьми, которых в древности называли Легами, а Армяне Гег, или Лег .
Согласно источникам, начиная с первой половины XIII в. область, населённая народами лезгинской языковой группы нахско-дагестанской языковой семьи , известна под названием Лезгистан . В источниках этого периода правители гор именовались «эмирами Лезгистана» .
В XVI — XVII веках образовались союзы сельских общин, «вольные общества» лезгин ( Ахты-пара , Курах-дере , Алты-пара , Докуз-пара , ).
Согласно статистическим описанием Закавказского края :
Под именем Дагестана разумеются: 1) Провинции: Бакинская, Дербентская и Кубинская, к коей причисляются 4 вольные Лекзинские общества: Алтыпаринское , Ахтынское , Докуспаринское и Таржальское, расположенные в ущельях Кавказских гор... .
В XVI — XVII вв. османские султаны и персидские шахи неоднократно пытались подчинить себе лезгин (включая рутульцев ), стремясь использовать эти воинственные племена в своих интересах, особенно в борьбе с христианской Грузией . В основном, набеги на Грузию совершали западные лезгины из самурских вольных обществ Ахтыпара , Алтыпара , Докузпара , Мискинджа , Рутул .
Главнейшие разорения причиняют они в Грузинии , где сверх лошадей и скота также и людей похищают, увозят их на своих быстрый лошадях, и после продают.
В начале XVIII века в Восточном Закавказье начинаются антииранские восстания лезгин и других народов Дагестана и Ширвана. Под руководством Хаджи-Давуда Мюшкюрского (1721—1728 гг.) восставшие захватывают территорию Ширвана со столицей в Шемахе .
Позднее Персия на некоторое время сумела восстановить свою власть на всём пространстве Восточного Закавказья, но после смерти Надир-шаха государство, созданное им, распалось на ряд мелких ханств . При Надир-шахе сильно пострадало многолюдное тогда в Закавказье лезгинское население . Чуть более 4 тысячи лезгинских семей были насильственно переселены из своих исконных земель в Хорасан (в город Мерв ).
Лезгины-кубинцы входили в Кубинское ханство ; кюринские лезгины были в составе Курахского союза, позже — Кюринского ханства , образованного в 1812 году в Южном Дагестане под российским протекторатом. В 1864 году Кюринское ханство было преобразовано в Кюринский округ . Лезгины-самурцы в 1839 году были включены в состав Самурского округа . Основная часть лезгин-кубинцев вошла в Кубинский уезд Бакинской губернии .
В 1930 году шейхом Магомед Эфенди Штульским было организовано восстание против советской власти, которое было подавлено через несколько месяцев .
В XX веке предпринимались попытки создания республики Лезгистан (независимой либо как автономия) . В 2012 году лезгины были приняты в UNPO , а в 2014 году — в Федералистский Союз Европейских Национальных Меньшинств .
Русское слово «лезгин» соответствует давнему самоназванию лезгин лезги/lezgi или лекь/lek' .
Название «лезги» является поздней персизированной формой от исторического названия лезгин — « лек/лег » . У лезгин и родственных им южнодагестанских народностей сохранились ряд древних топонимов связанные с одним из древних этнонимов южнодагестанских племён — леги/леки . Например: села Лек , Лекит , Легер , Лгар , Лекун , река Лекилерчай «река Леков» (в Огузском районе Азербайджана), хребты Лека, Лекырга (на юге Рутульского района ), Лекдаг «гора Леков» (возле села Ухул Ахтынского района ) и т. д.
В своём нынешнем значении, как обозначение конкретно лезгинского народа, термин официально используется с 20-х ХХ века. До этого термин «лезги» ошибочно применяли для обозначения всех не тюркских коренных горских народов Дагестана (термин изначально является лезгинским, который позже от лезгин перешло и к другим дагестанцам ), а для обозначения конкретно лезгинского народа, с 60-х гг. ХIX века по 20-х гг. ХХ века, царская администрация использовала условный термин «кюринцы» (условное название данное бароном Усларом во второй половине XIX века специально для всех лезгин и который является чуждым названием для всех лезгин ), а для лезгинского языка — условно кюринский язык. Само же название küre (или kilri ) более точно относится к одному из диалектов лезгинского языка, распространённом на восточных равнинах — наиболее доступном для посторонних регионе .
Лезгинский язык входит в лезгинскую подгруппу нахско-дагестанской группы северокавказской языковой семьи. Лезгинский язык делится на 3 наречия: кюринское, самурское и кубинское. Кюринское наречие включает в себя гюнейский, яркинский и курахский диалекты ; самурское — докузпаринский переходный диалект и ахтынский диалект . Помимо этого, имеются самостоятельные говоры : курушский, гилиярский, фийский и гелхенский . Не смотря на увеличении численности лезгин в населении Дагестана с 385 240 до 415 963 человек , число знающих лезгинский язык наоборот уменьшилось с 357 185 до 255 783 знающих , главной причиной такого резкого сокращение в МИН РД указали не знание лезгинского подрастающего поколения. В то же время среди лезгин распространены русский и азербайджанский языки (как второй язык ); большинство лезгин являются двух- и трёхъязычными . В свою очередь ЮНЕСКО сообщил, что лезгинский язык находится под угрозой исчезновения в статусе vulnerable (уязвимый) .
В 1905 году царское правительство с целью облегчения русификации народа предприняло попытку создать лезгинскую письменность на основах, разработанных бароном П. К. Усларом, в рамках чего в том же году была издана «История восьми пророков, упоминаемых в Коране », а в 1911 году — «Кюринская азбука», однако эта попытка потерпела неудачу . В 1928 году для лезгинского языка был введён латинский алфавит , а в 1938 году — новый алфавит на основе кириллицы . В основу литературного лезгинского языка лёг гюнейский диалект кюринского наречия .
Большинство лезгин принадлежат исторически к шафиитской школе суннитского направление в Исламе .
Начиная с VII века среди лезгинских народов медленно начал развиваться Ислам. Мусульмане окончательно укрепились в Дербенте уже в VIII веке и сделали его форпостом для дальнейшего продвижения религии . Абу Хамид ал-Гарнати , который был в 1131 году в Дагестане, писал о арабском полководце Масламе ибн-Абдулмалике : « …приняли из его рук ислам многочисленные народы, в том числе лакзан… » . К XI веку Южный Дагестан и в частности Дербент уже превращался в крупный исламский центр .
В начале XVIII века усилились персидские-шиитские вторжения против лезгин суннитов. В это же время Хаджи-Дауд провозгласил газават против персов-шиитов угнетающих лезгин-суннитов. Сегодня часть жителей селения Мискинджа придерживаются джафаритского мазхаба , которые в отличие от других шиитских школ в акиде близки с суннитами.
В XIX веке началась крупномасштабная военная экспансия России на Кавказ , повлёкшая за собой Кавказскую войну . В итоге среди лезгин получило популярность учение мюридизма основанным Мухаммадом Ярагским , а позже это движение получает распространение и среди других кавказских народов.
После окончательного укрепления царской власти на Кавказе, мюридизм был под запретом, а мюриды стали подвергался различным гонениям. Что в свою очередь способствовало Кубинскому восстанию в 1837—1839 годах, а затем и Курахскому восстанию .
В итоге 90-e года эти запреты способствовали отчуждению от корней, радикализму и нарастающему интересу среди молодежи к хариджитскому течению через интернет ресурсы. Однако вскоре в Дагестане обратно началось возрождение Ислама и образовываться свои Духовные Управления Мусульман, но ДУМД не удалось стать главной религиозной организацией из-за некоторых национальных разногласий.
Лезгивал (Лекьвал ) — свод адатов неписаных моральных правил и законов лезгинского общества. Имеет огромное значение среди лезгин и является Кодексом чести , передаваемым из поколения в поколение родителями и всем лезгинским обществом.
До прихода Царской Империи , лезгины использовали названия своих кланов (сихил) вместо сегодня нам уже привычных российских фамилий. Но иногда даже после прихода царской власти, продолжали использовать свой лезгинский сихил вместо фамилии. Например из известных лезгин: КIири Буба , (вместо Ахмедов), СтIал Сулейман , (вместо Хасанбеков), Штул (вместо Рамазанов) и т. д.
Лезгины традиционно проживают на юге Дагестана ( Россия ) и на севере Азербайджана , являясь вторым по численности народом Азербайджанской республики . В Дагестане они населяют Ахтынский , Дербентский , Докузпаринский , Табасаранский, Курахский , Магарамкентский , Сулейман-Стальский и Хивский районы, а также проживают в Рутульском и Хасавюртовском районах. И во всех крупных городах республики Дагестан в особенности в Махачкале, Каспийске и Дербенте.
В Азербайджане лезгинское население, в основном, сосредоточено в Гусарском (79,6 тыс., перепись 2009 г.), Губинском (9,0 тыс., перепись 2009 г.), Хачмазском (22,7 тыс., перепись 2009 г.), Габалинском (16,0 тыс., перепись 2009 г.), Исмаиллинском (7,1 тыс., перепись 2009 г.), Огузском (4,8 тыс., перепись 2009 г.), Шекинском (6,2 тыс., перепись 2009 г.) и Кахском (0,3 тыс.) районах и во всех крупных городах — в особенности, в Баку (24,9 тыс., перепись 2009 г.). По мнению экспертов Института этнологии и антропологии РАН и Института истории, археологии и антропологии ДНЦ РАН , « в Азербайджане число лезгин значительно выше (около 350 тыс. человек). Объясняется это расхождение тем обстоятельством, что многие лезгины, живущие в Азербайджане, фиксируются как азербайджанцы » . В онлайновом справочнике « Ethnologue: Languages of the World. Sixteenth Edition » приводится оценка числа носителей лезгинского языка в Азербайджане в размере 178 тысяч со ссылкой на перепись 1999 года . В докладе Министерства Юстиции США за 1993 год «Азербайджан: статус армян , русских, евреев и других меньшинств» приводится мнение о том, что существуют неофициальные оценки численности лезгин в Азербайджане в размере 400 тысяч человек . Лезгинский народ, вероятно, является крупнейшим северокавказским народом, чей ареал расселения после распада СССР был разделён государственной границей (между Россией и Азербайджаном) практически пополам как территориально, так и численно .
Российский этнограф В. А. Тишков считает, что важным фактором увеличения численности лезгин в Дагестане стал поток «беженцев» из соседнего Азербайджана, вызванный низким экономическим уровнем Азербайджана , полным безразличием к сфере социальной поддержки населения, шовинистической государственной политико, в сочетании с беспредельной коррупцией чиновничества, многие лезгины уезжают в Россию, бедствиями Карабахской войны , оккупацией земель и изгнанием с них до 1 млн азербайджанцев .
Год переписи | 1897 | 1926 | 1937 | 1939 | 1959 | 1970 | 1979 | 1989 |
около
2000 |
около
2010 |
2021 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Россия | 95 262 * | 93 049 | 101 789 | 100 417 | 114 210 | 170 494 | 202 854 | 257 270 |
411 535
(перепись 2002 г.) |
473 722 | 488 608 |
Азербайджан | 63 670 ** | 37 263 | 104 789 | 111 666 | 98 211 | 137 250 | 158 057 | 171 395 |
178 000
(перепись 1999 г.) |
180 300
(перепись 2009 г.) |
167,570
(перепись 2019 г.) |
всего в границах бывшей
Российской империи и СССР |
159 213 | 134 529 | 206 487 | 220 969 | 223 129 | 323 829 | 382 611 | 466 006 | 589 535 | 654 022 | 656 178 |
Уже по оценкам 1891 года для территории Кюринского округа Дагестанской области , предваряющим Всероссийскую перепись 1897 года, там насчитывалось около 55 тыс. кюринцев (то есть лезгин) . Тем не менее по результатам Первой всероссийской переписи населения 1897 года были получены подробные сведения относительно численности носителей кюринского наречия (вопросы о национальности, этносе , народности и т. п. при Первой всероссийской переписи не задавались, сами эти понятия в то время ещё не обрели современного нам смысла; понятие «наречие», фигурирующее в данных переписи, современные исследователи чаще всего интерпретируют в современных терминах как «родной язык» или «основной язык, на котором говорит опрашиваемый», носителей же кюринского наречия принято отождествлять с лезгинами) и их расселении по территории Российской империи:
Доля лезгин по районам и городам России ( по переписи 2010 года ; указаны муниципальные образования, где доля лезгин в численности населения превышает 5 %):
Доля лезгин по районам и городам России | ||
---|---|---|
муниципальный район, городской округ | Субъект РФ | % лезгин |
Сулейман-Стальский МР | Дагестан | 98,6 |
Ахтынский МР | Дагестан | 98,5 |
Курахский МР | Дагестан | 98,4 |
Магарамкентский МР | Дагестан | 96,1 |
Докузпаринский МР | Дагестан | 93,5 |
Хивский МР | Дагестан | 38,9 |
ГО город Дербент | Дагестан | 32,9 |
ГО город Каспийск | Дагестан | 21,4 |
ГО город Дагестанские Огни | Дагестан | 17,9 |
Дербентский МР | Дагестан | 17,3 |
ГО город Махачкала | Дагестан | 12,7 |
ГО город Южно-Сухокумск | Дагестан | 10,3 |
Рутульский МР | Дагестан | 9,3 |
ГО город Избербаш | Дагестан | 7,8 |
ГО город Покачи | Ханты-Мансийский АО | 5,5 |
Хасавюртовский МР | Дагестан | 5,3 |
Народ относится к европеоидной расе ( кавкасионский тип с примесью каспийского подтипа ) [ нет в источнике ] .
Согласно генетическим исследованиям, у лезгин обнаруживается преобладание следующих гаплогрупп:
J1
(44 — 58 %)
R1b
(16 — 29,6 %)
G2
(10 — 12,3 %)
I1
(9 %)
E1b1b
(1 — 6 %)
.
Генетическое исследование показало, что лезгины генетически однородны. Высокая частота гаплогруппы J1 у лезгин в целом характерна для популяции Дагестана . Однако, гаплогруппа I1 не встречается нигде, кроме Европы (в основном в Скандинавии ), поэтому обнаружение этой гаплогруппы у лезгин позволяет предпологать генетический вклад популяций Европы ( викингов ) в генофонд лезгин .
Согласно генетическим исследованиям народов
Восточного Кавказа
, по предковым компонентам в генофондах, лезгины и
им близкие народности
имеют половина собственного «
лезгинского
» компонента, а остальные ≈ 12 % — родственная
нахско-дагестанская
(4 % — «
чеченская
», 3 % — «
аварская
», 3 % — «
лакская
», 2 % — «
даргинская
»), 10 % — «закавказская» (
грузинская
), 6 % — «
иранская
», 2 % — «степная» (
тюркская
), 22 % — «прочее». Кроме того, «
Лезгинская
» предковый компонент внёс наибольший вклад в генофонды других
народов Дагестана
— она 35 % в генофонде «
даргинцев
», 28 % —
лакцев
, 27 % — «
аварцев
»
.
В песенном фольклоре центральное место принадлежит лирическим песням танцевального характера с яркими инструментальными разделами; сама инструментальная музыка насыщена мелизматикой . Народное искусство также представлено танцами, среди которых, в частности, знаменитая « лезгинка », распространённая среди народов Кавказа . Существуют более спокойный мужской танец — зарб макьам , а также медленные плавные танцы ахты-чай , перизат ханум , усейнел , бахтавар .
Первый лезгинский театр возник в 1906 году в селе Ахты. В 1935 году на базе полупрофессионального коллектива был создан Государственный Лезгинский музыкально-драматический театр имени С. Стальского . В 1998 году в Азербайджане был открыт Государственный лезгинский театр, расположенный в Кусарах .
Основа традиционной пищи — растительная ( зерно , бобы ) и мясо-молочная. Хлеб из пресного и кислого теста, выпеченный в традиционных хлебных печах — хьаре . Лезгинский тонкий хлеб пользуется в городах Дагестана популярностью. Кроме хлеба, наибольшей популярностью пользовались и пользуются сегодня различные пироги ( афарар ) с начинкой из съедобных трав, мяса, творога, цкӏан . Популярны хинкал , суп с мясом ( шурпа ), голубцы , шашлык . Мясо использовали как в свежем, так и сушёном виде; значительное место в рационе занимали молоко и молочные продукты. Из напитков наибольшее распространение имел тӏач — слабокислый напиток, приготовленный из проросших зёрен пшеницы. Ритуальной едой служили гитI (сваренные вместе зерна пшеницы, кукурузы и сушёные бараньи ножки), иситӏа ( халва из пшеничной муки), хашил (мучная каша) .
Традиционная одежда лезгин сходна с одеждой других народов Дагестана: у мужчин — рубаха, шаровары , бешмет , черкеска , папаха , в холодную погоду — башлык и овчинная шуба, которая имела разновидности. Женщины носили рубаху-платье, цветные шаровары, бешмет, чухту, головные платки разнообразной формы и цвета. Из украшений были распространены мужские и женские серебряные пояса, головные и нагрудные украшения, браслеты, кольца. Детская одежда по покрою не отличалась от одежды взрослых: она была её уменьшенной копией .
Лезгинка — лезгинский сольный мужской и парный танец, распространён у многих народов Кавказа .
В танце используется 2 образа. Мужчина двигается в образе «орла», чередуя медленный и стремительный темп. Самыми трудноисполняемыми и эффектными движениями являются танцевальные движения мужчины, когда он, стоя на носках, раскидывает руки в разные стороны. Женщина двигается в образе «лебедя», завораживая грациозной осанкой и плавными движениями рук. Женщина увеличивает темп своего танца вслед за мужчиной. Неслучайно этот танец, распространенный среди всех кавказских народов, был назван в соответствии с древним тотемом лезгин: слово лек ( лезг. лекь ) означает «орёл» .
В современной лезгинской культуре до сих пор сохраняется пусть и немногочисленный, но исторически значимый пласт собственно лезгинских имён. К этому пласту относятся из мужских ( лезг. Лекь ), ' ( лезг. Самур ), ( лезг. Эрзи ), ( лезг. Алпан ), а из женских ' ( лезг. Иера ), ( лезг. Сад ), ( лезг. Сувар ), ( лезг. Ирид ) и другие.
Эпическим памятником лезгинского фольклора является героический эпос « Шарвили », который, как считают собиратели этого литературного памятника, относится к XI — XII вв. . Эпос сохранился лишь в прозаических и стихотворных отрывках. Классиком лезгинской литературы был поэт XIX века Етим Эмин . Среди видных представителей того периода также можно выделить Молла Нури, Хпедж Курбана, Сайфуллу Курахского, Гаджи Ахтынского и др. В начале XX века начинает своё творчество поэт- ашуг Сулейман Стальский , прозванный М. Горьким « Гомером XX века». Поэт своим творчеством поднял лезгинский фольклор до уровня литературы, обогатив её жизнеспособными традиционными формами .
Основной тип поселения у лезгин — селения (« хуьр »). Что касается общественной группировки лезгинского села, то оно делится на кварталы. Распространены крупные территориально-родственные поселения (один квартал — один тухум). Каждое селение имело мечеть, сельскую площадь — ким , где собирались жители (мужская его часть) на сельский сход для решения наиболее важных вопросов общественной жизни села .
В прошлом, лезгины имели оборонительные башни, которые постепенно превратились в минареты мечетей. Лезгинские башни были квадратных и круглых форм, построенные в горском стиле. Квадратные башни к верху утончялись по типу вайнахских башен .
В 1933 году в СССР была выпущена этнографическая серия почтовых марок «Народы СССР». Несколько марок посвящены народам Кавказа, в том числе и одна — лезгинам.
|
В сносках к статье
найдены неработоспособные вики-ссылки
.
|