Семейные портреты XVII века
- 1 year ago
- 0
- 0
Фаюмские портреты — созданные в технике энкаустики погребальные портреты в Римском Египте I—III веков. Своё название получили по месту первой крупной находки в Фаюмском оазисе в 1887 году британской экспедицией во главе с Флиндерсом Питри . Являются элементом видоизменённой под греко-римским влиянием местной погребальной традиции: портрет заменяет традиционную погребальную маску на мумии. Находятся в коллекции многих музеев мира, в том числе Британского музея , Лувра и в Метрополитен-музее в Нью-Йорке .
Собрание из 23 погребальных фаюмских портретов в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве, обнаруженных в Египте в 1870-е годы, даёт возможность проследить развитие этого жанра на протяжении четырёх веков (с I по IV века).
На сегодня известно около девятисот погребальных портретов. Большинство из них были найдены в некрополе Фаюма. Благодаря сухому египетскому климату многие портреты очень хорошо сохранились, даже краски выглядят в большинстве случаев ещё свежими.
Впервые погребальные портреты были описаны в 1615 году итальянским исследователем Пьетро делла Валле во время его пребывания в оазисе Саккара - Мемфис . Он привёз два из них в Европу, сегодня они находятся в коллекции Государственного художественного собрания Дрездена . Несмотря на постоянный рост интереса к Древнему Египту , погребальные портреты вновь привлекли к себе внимание лишь в начале XIX века. До настоящего времени не сохранилось информации, откуда родом были первые находки: возможно, это были опять Саккара или Фивы . Благодаря Леону де Лаборде в 1827 году в Европе появились два новых погребальных портрета, якобы найденных в Мемфисе, один из которых хранится сегодня в Лувре , а другой — в Британском музее .
Ещё в 1820 году барон Минутоли по заказу германского правительства приобрёл несколько погребальных портретов, которые, однако, пропали вместе с другими египетскими артефактами при кораблекрушении в Северном море . Ипполито Розелини привёз во Флоренцию из экспедиции Жан-Франсуа Шампольоном в Мемфисе в 1828—1829 годах погребальный портрет неизвестного происхождения, похожий на оба портрета, привезенных Лаборде из Мемфиса. В 1820-е годы через генерального консула Великобритании в Египте Генри Солта несколько портретов попали в Париж и Лондон . Ошибочно некоторые из изображённых на портретах людей считались членами семьи многократно упоминаемого в письменных источниках фивского архонта Поллиоса Зотера.
Прошло достаточно много времени, прежде чем появились сведения о новых находках. Первое подобное сообщение появилось в 1887 году и носило скорее прискорбный для науки характер. Даниель Мари Фуке узнал о находке портретов в одном из гротов. Спустя несколько дней он отправился в путь, чтобы проверить эту информацию, но прибыл слишком поздно. Почти все обнаруженные портреты были уже использованы для растопки костров в холодные ночи в пустыне. Ему достались лишь два из пятидесяти найденных портретов. О месте находки также ничего не известно. Вероятно речь может идти о эр-Рубайя, где венский торговец антиквариатом Теодор Граф некоторое время спустя нашёл несколько портретов и попытался привлечь к ним внимание общественности, чтобы поднять на них цену. Ему удалось заинтересовать известного лейпцигского египтолога Георга Эберса для опубликования научных статей о своих находках. Основываясь на материалах публикаций, он пытался продать свои находки по всей Европе. Хотя о месте и времени находки было известно немного, на основании других найденных предметов — в первую очередь монет с портретами — он приписывал найденные портреты известным правителям из династии Птолемеев и их родственникам. Хотя его утверждения и не подкреплялись никакими фактами, портреты привлекли к себе внимание благодаря поддержке некоторых учёных, например, Рудольфа Вирхова . О портретах заговорили. В конце XIX века, благодаря своей особой эстетике, они пользовались большим успехом в качестве предметов коллекционирования и широко продавались по всей Европе.
Научные исследования тоже не стояли на месте. В том же 1887 году Флиндерс Питри начал раскопки в Хаваре , где помимо прочего обнаружил некрополь , из которого был извлечён 81 погребальный портрет. Многие из них сегодня представлены в экспозиции Музея египетской археологии Питри в Лондоне .
Погребальные портреты находились в центре внимания лондонской выставки. Позднее Питри продолжил раскопки на том же месте, но столкнулся с конкуренцией со стороны немецких и египетских торговцев произведениями искусства. Зимой 1910—1911 годах Питри во время раскопок обнаружил ещё 70 погребальных портретов, находившихся, однако, в плохом состоянии. Находки Питри являются, за немногим исключением, до сегодняшнего дня единственным примером систематического подхода в раскопках погребальных портретов и последующего опубликования результатов этих находок. Хотя эти публикации с сегодняшней точки зрения оставляют много открытых вопросов, они всё же являются самым важным источником изучения обстоятельств обнаружения погребальных портретов. В 1892 году немецкий археолог открыл так называемую Гробницу Алины , в которой находились некоторые из самых известных на сегодняшний день погребальных портретов.
Хотя многие из этих изображений были найдены в оазисе Файюм (Hawara, называемая также Арсиноя или Крокодилополь ), портреты на мумиях были также обнаружены и в других некрополях, включая некрополи в Мемфисе ( Саккара ), Филадельфии (Er-Rubayat и 'Kerke'), Антиноополе, Панополе ( Ахмим ), Марина Эль-Аламейне, Фивах и Эль-Хибе (Анкиронополь). Однако все они сейчас известны под именем фаюмских портретов.
Ранние фаюмские портреты выполнены в технике энкаустики (от греческого слова ἐγκαίω — выжигаю), очень распространённой в то время. Это восковая живопись расплавленными красками, которую отличает объёмистость ( пастозность ) мазка. Направление мазков обычно следует формам лица: на носу, щеках, подбородке и в контурах глаз краски накладывались плотным слоем, а контуры лица и волос писались более жидкими красками. Картины, выполненные этим способом, отличает редкая свежесть цвета и они удивительно долговечны. Надо отметить, что хорошей сохранности этих произведений способствовал и засушливый климат Египта.
Важная особенность фаюмских портретов — использование тончайшего сусального золота . На некоторых портретах был позолочен весь фон, на других золотом выполнены только венки или головные повязки, иногда подчеркнуты драгоценности и детали одежды.
Основа портретов — древесина различных пород: местных ( платан , липа , смоква, тис ) и импортированных ( кедр , сосна , ель , кипарис , дуб ).
Некоторые портреты выполнены на загрунтованном клеем полотне.
Примерно со второй половины II века в портретах начинает преобладать восковая темпера . А поздние портреты III—IV веков написаны исключительно темперой — техникой, при которой красочные пигменты смешиваются с растворимыми в воде связующими, часто для этого используется животный клей или желток куриного яйца. Темперные портреты выполнены на светлых или тёмных фонах смелыми ударами кисти и тончайшей штриховкой. Их поверхность матовая, в отличие от глянцевой поверхности картин, выполненных энкаустикой. Лица на темперных портретах обычно показаны фронтально и проработка светотени менее контрастна, чем в энкаустических панелях.
Кроме того, некоторые группы портретов были созданы в смешанной технике темперы и энкаустики.
Значительную часть населения Фаюма составляли греки . Они появились здесь после завоевания Египта Александром Македонским . В результате естественной ассимиляции они переняли многое из обычаев египтян, так же как и римляне, которые прибыли сюда после смерти Клеопатры и аннексии Египта Римом в 30 до н. э.
Хотя население города было смешанным — египтяне, греки, сирийцы и римляне, — но египтяне были главным образом торговцами, ремесленниками, слугами и рабами. Богатую же и знатную часть жителей составляли иностранцы, некоторые из них были римскими должностными лицами, а другие — потомками птолемеевских греков. Об этом свидетельствуют сохранившиеся могилы и мумии, покрытые позолоченными масками; в основном на них написаны греческие и римские имена, такие как Artemidorus, Demetrius, Titus и т. п.
На погребальных портретах можно увидеть различные причёски. Они оказывают неоценимую помощь при датировке. В большинстве своём все умершие были изображены с причёсками, отвечающими моде своего времени. Многочисленные аналогии существуют в причёсках скульптурных портретов.
Фаюмские портреты — лучшие сохранившиеся образцы античной живописи. Они изображают лица жителей древнего Египта в Эллинистический и Римский периоды в I—III веках нашей эры.
После завоевания Египта Александром Македонским время правления фараонов завершилось. В период правления династии Птолемеев — наследников империи Александра, произошли значительные изменения в искусстве и архитектуре. Погребальный портрет — уникальная художественная форма своего времени — процветал в эллинистическом Египте . Стилистически связанные с традициями греко-римской живописи, но созданные для типично египетских нужд, заменившие погребальные маски мумий, фаюмские портреты — это поразительно реалистические изображения мужчин и женщин всех возрастов.