Interested Article - Баня

Исторически значимые Сандуновские бани в Москве

Ба́ня (из ст.-слав. баніа банѩ < вульг. лат. *bāneum < лат. balneum,balineum < др.-греч. βᾰλᾰνεῖον ) — помещение, оборудованное для мытья человека с одновременным действием воды и горячего воздуха (в турецких и римских банях ) или воды и пара (в русской и финской бане). Часто в это понятие вкладывается весь комплекс действий, осуществляемых человеком в бане или связанных с ней.

Круглые бани в Санкт-Петербурге

История

У различных народов мира можно найти свои уникальные традиции в строительстве бань и в пользовании ими.

Бани древних и первобытных народов

По описанию древнегреческого историка Геродота , походные бани скифских племён напоминали юрты : связанные верхними концами жерди обтягивали сверху войлоком . Отвар или семена трав, брошенные на раскалённые камни, создавали дым и пар, которые в некоторых случаях имели наркотические и галлюциногенные свойства:

… скифы, взяв семена конопли, подлезают под войлок и раскидывают затем семена поверх раскаленных на огне камней; брошенное курится и получается такой пар (дым), что никакая уж эллинская парильня не превзойдёт этого. Скифы, восхищенные подобной парильней, громко ликуют. Это служит им вместо омовения, ибо они вовсе не моют тело водою .

Некоторые индейские племена Америки, такие как племя лакота , с древних времен и по сей день пользуются ритуальной баней, которая представляет собой конструкцию из прутьев, покрытую шкурами. Она предназначается для общения с духами предков и называется . В центре её земляного пола имеется углубление для нагретых камней. Камни раскаляют снаружи на костре и заносят внутрь специальными сетками из прутьев. Пар получают поливанием травяного настоя на горячие камни. Травы и грибы, которые применяются для приготовления этого настоя, имеют галлюциногенные свойства. Цель ритуала инипи — ввести присутствующих участников в состояние наркотического транса , сопровождаемого иллюзорными видениями.

Римская баня на картине Л. Альма-Тадемы , 1909 г.
Руины терм в Дионе , Греция (видна система подогрева полов)

Считается, что комфортабельные бани строили в странах Древнего Востока — Индии , Китае , Египте . В Китае XVII в. были «мылни торговыя каменныя с теплыми водами, и в них лекари» . Учёные утверждают, что в Древней Греции врач Гиппократ половине больных прописывал банные процедуры. После завоеваний Александра Македонского в Древней Греции, а затем и в Древнем Риме распространились бани восточного типа с горячими полами.

Римские бани

В римской бане (терме) было несколько комнат: аподитериум, предбанная комната, служила для раздевания. В тепидариуме, теплой комнате с температурой 37-40°, находился первый бассейн. В лакониуме (жаркая комната) и каллидариуме (парная комната), температура достигала 60-85 °C. После парной следовал фригидариум, охлаждающе-ароматическая комната с холодным бассейном. В лавариуме проводились массажные процедуры, обтирание маслами, обливания.

В крупных общественных банях действовала система центрального отопления с подогревом пола и стен — гипокауст ( hypocaustum ). Бани содержали не только массажные кабинеты и общие бассейны. В крупных банях находились также библиотеки и гимнастические залы, поскольку они считались своеобразными центрами общественной жизни.

Баня и гигиена в средневековой Европе

Банщицы на миниатюре из Библии короля Богемии Вацлава IV (ок. 1389 г.)

Из-за общего упадка материальной культуры огромных роскошных терм , как в древнем Риме , у европейцев раннего Средневековья не было. Так, термам города Рима пришёл конец, когда в VI в. осаждая Рим , готы разрушили римские водопроводы, хотя некоторое количество древних римских терм продолжало работать в средневековой Италии, например в Поццуоли и Салерно . Крупные древние термы сохранились также в Константинополе и других крупных городах Византии . В некоторых городах, например, в бывшем римском курорте в Бате в Британии продолжали действовать знаменитые бани на природных источниках :

Британия — это остров среди океана, называвшийся прежде Альбионом . … Есть в этой земле соленые источники, есть и горячие, вода которых используется в горячих банях, где моются раздельно, сообразно полу и возрасту ,

— писал историк VIII века. В начале XII века на месте этих терм построил на церковные деньги общественные бани.

С ростом городов Европы в IX—X вв. в них появились публичные банные комплексы , где можно было мыться с мылом, стричь волосы, бриться, ставить пиявки . Люди собирались в банях столь же естественно и часто, как и в церкви; и рассчитаны были эти купальные заведения на все классы, так что их облагали сеньориальными пошлинами наподобие мельниц, кузниц и заведений питейных . В такого рода заведении купались в индивидуальной деревянной ванне или в общем бассейне, но бывали и специальные парилки, где воздух нагревался горячими камнями, а клиенты лежали не в воде, а просто на лавках . От античных врачей средневековые унаследовали представление о пользе парилки для здоровья; например, святая Хильдегарда Бингенская , писавшая в XII в. труды по медицине, советовала при болезнях пить в бане отвары лекарственных растений ( петрушки , тимьяна , ромашки , пижмы , мяты , лаванды , розмарина и др.) и одновременно поддавать ими на раскалённые камни и дышать этим паром .

В качестве специальных банных приспособлений могли использоваться щётки для массажа, натуральные морские губки, на некоторых иллюстрациях видны даже банные веники .

Домашняя парилка: кадка с горячей водой, накрытая простынями

А что касается богатых домов, то они располагали «мыльнями» в полуподвалах; тут находились парилка и кадки — обычно деревянные, с набитыми, как на бочках, обручами . Индивидуальную импровизированную парилку у себя дома создавали, накрывая сверху наполовину наполненную ванну или бочку с горячей водой несколькими простынями .

Законы запрещали совместное мытьё мужчин с женщинами, и помещения общественных бань строго делились на мужские и женские, или же вводились специальные мужские или женские дни:

Мужчины пусть идут в баню сообща во вторник, четверг и субботу; женщины идут в понедельник и в среду. … если мужчина войдет в баню или в одно из помещений бани в женский день, платит десять мараведи .

Византийские общественные бани в , Сирия

Как и все средневековые ремесленники, банщики, занимавшиеся в бане массажем, бритьём, кровопусканием и прочими процедурами, были объединены в специальный цех банщиков (цирюльников) со своими правилами работы и строгим прейскурантом на услуги [ неавторитетный источник ] . Вывески бань, как правило, были большими и яркими, клиентов зазывали в баню громкими криками . Что интересно, средневековые европейские банщики по совместительству работали и пожарными, так как они всегда обладали большим запасом воды и вёдер .

Также городские общественные бани использовались не только по прямому назначению, они могли превращаться в развлекательные заведения с музыкой и выпивкой, куда ходили отдыхать большой компанией , или даже иной раз в «сауны» с проститутками и с номерами для свиданий, несмотря на все законодательные и церковные запреты и на существование официально зарегистрированных борделей. Упоминания об этом нередки в средневековой художественной литературе:

Риччьярдо любит жену Филиппелло Фигинольфи; узнав, что она ревнива, он, рассказав ей, что Филиппелло на следующий день назначил свидание в бане его жене, устраивает так, что сама дама отправляется туда… .

С XVI века общественных горячих бань в городах Европы стало гораздо меньше и культура общих бань пришла к упадку [ неавторитетный источник ] . Так, английский король Генрих VIII приказал закрыть лондонские бани в Саутуорке в 1546 году , в Париже к XVII в. осталось всего несколько общих бань . Среди причин называются распространение венерических болезней (в первую очередь, сифилиса ) , деятельность протестантских и католических проповедников, обличавших общие бани как рассадник бесстыдства , а также рост цен на древесину в городах, вызванный революцией цен и сведением лесов на древесный уголь в Европе из-за развития металлургии .

Бани в мусульманском мире

, г. Кашан , Иран (построена в XVI в.)

Бани были известны и у многих других народов, в частности в мусульманских городах существовали и места специальных ритуальных омовений , предписываемых шариатом , и просто горячие бани как места отдыха. В таких банях были парилки, места для массажа и купели для омовения в проточной воде, но исламские традиции запрещали принятие ванн (издавна популярное среди европейцев) и плавание в бассейнах, поскольку стоячая, не проточная, вода считалась нечистой.

В начале XII века Абу Хамид Аль-Газали дотошно описал правила поведения мусульманина в общественной бане, но заявив, что баня — место дьявола .

Остатки бань дворца ширваншахов в Баку

Сохранились сообщение Ибн Джубайра от XII века о банях в арабском мире:

Забота султана об этих прибывших ( для обучения в медресе Александрии ) иноземцах простирается до того, что он приказал соорудить бани, чтобы они могли мыться всегда, когда им понадобится, и основал больницу для лечения тех из них, кто болен… В этом благословенном городе ( Мекке ) две бани… И каждый из них ( 17 кварталов Багдада ) имеет две-три бани… В этом городе ( Дамаске ) и его пригородах находится почти сто бань, а в них около сорока помещений для омовения ; все они снабжаются проточной водой. … Что касается бань то число их несметно. Один из шейхов города ( Багдада ) говорил нам, что их там, как в западной, так и в восточной частях, — около двух тысяч .

В старинной части города Баку ( Азербайджан ) — Ичери-Шехере расположены дворцовые бани Ширваншахов , относящиеся к XV веку .

Баня в Киевской Руси и России

Интерьер русской (чёрной) бани в музее-заповеднике «Кижи»
Белая баня из клеёного бруса возведённая в Антарктиде в 2007 году

Слово «баня» («байня») встречается в письменных источниках с XI века, но исключительно церковных — псалтырях, канонах, житиях, в которых так называется обряд омовения или очищения. В форме «баньскь» является заимствованием из старославянского и восходит к латыни, где baneum (balneum) происходит от греческого balaneion (βαλανεῖον), имеющего значение «купальня, баня» .

История

В договоре Олега Вещего с Византией от 907 года вторым пунктом оговорена возможность для купцов- русов , прибывающих в Константинополь, мыться в собственной бане сколько захотят: « И да творять имъ мовь, елико хотять » . Под названием «истобъка» баня упоминается в летописи под 945 годом в рассказе о мести Ольги древлянским послам, когда она, приказав сотворить им «мовь» (сожгла их в бане) . В Начальной летописи баня в связи с различными коллизиями упоминается в записях 907, 945, 1071, 1089 годов. В русских текстах светского характера в обиходной речи слово баня имеет исходно славянскую терминологию — истопка, мовница, мыльня, мытня, лазня .

По данным археологических раскопок на Троицком раскопе , в Новгороде в конце X—XI веке практически одновременно были распространены чистые бани — двухкамерные срубы-пятистенки, однокамерные деревенские (чёрные) бани-срубы архаичного варианта и однокамерные бани-срубы с предбанником. Чистые бани на усадьбах, включённых в массив патронального клана боярского семейства Мирошкиничей, зафиксированы в наиболее ранних напластованиях .

Двухкамерная каменная постройка в Переяславле-Хмельницком (Киевская область,Украина) с инкрустированными мозаикой шиферными полами, кубиками смальты от настенных мозаик, обломками керамических водопроводных труб и полным отсутствием фресковой росписи, отождествляется с упоминаемым под 1089 (1090) годом летописным «строением банным» епископского дворца. Похожая по назначению постройка была найдена археологами в Киеве на территории заповедника «София Киевская» . Каменных бань на Руси было немного, деревянные же бани носили название «истопки» .

Другие названия бани: мовь, мыльня, мыленка, мовница. В Повести временных лет (1110-е годы) приводится рассказ о бане, вложенный в уста апостола Андрея :

«И пришёл к славянам, где нынче стоит Новгород, и увидел живущих там людей — каков их обычай и как моются и хлещутся, и удивился им. И отправился в страну варягов, и пришёл в Рим, и поведал о том, как учил и что видел, и рассказал:

„Диво видел я в Славянской земле (прим. имея в виду Новгород) на пути своём сюда. Видел бани деревянные, и натопят их сильно, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья молодые и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою студёною, и только так оживут. И творят это постоянно, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то творят омовенье себе, а не мученье“.

Те же, слышав об этом, удивлялись; Андрей же, побыв в Риме пришёл в Синоп»

Также о славянских банях упомянуто в персидской рукописи «Собрание историй» (Моджмал ат-таварих), составленной в 1126 году :

(Славяне) делают жилища под землёй, так чтобы холод, который бывает наверху, их не достал. И он (Славянин) приказал чтобы принесли много дров, камней и угля, и эти камни бросали в огонь, и на них лили воду, пока не пошёл пар и под землёй стало тепло. И сейчас они зимой делают так же

персидская рукопись «Собрание историй»

В. Б. Вилинбахов выдвинул теорию о том, что сведения восточных авторов о русах относятся к западным славянам .

По мнению А. А. Желтова, область распространения банной традиции у восточных славян включает Новгородскую , Псковскую и Смоленскую губернии, а также Карелию и Северную Белоруссию (территории, где в древности обитали кривичи и словене новгородские, а также позже заселенные ими области. На Русском Севере бани к XX веке распространены повсеместно лишь там, где происходила его новгородская колонизация. В северных районах заселенных выходцами из Ростово-Суздальской земли, до последнего времени сохранялась традиция мытья в печах .

В Древней Руси и в России мыльни, пристроенные к жилым хоромам помещения, были предназначены только для помывки, а не для принятия высокотемпературных процедур, и топились исключительно по-белому. Бани, топившиеся по-чёрному, ставили на окраине усадеб либо за их пределами. К первой трети XIX века понятия мыльни и бани уже перестают чётко различаться и под мыльней стали подразумевать отдельное помывочное помещение в отличие от парилки, а расположенные отдельно постройки продолжали называть банями, даже, если их уже топили не по-чёрному .

Об обилии частных и общих (торговых) бань и купании в реке или снегу после бани на Руси упоминали многие европейские путешественники XVI—XVII вв. : Джильс Флетчер , Чарльз Карлейль , Иоганн-Георг Корб , Самуэль Коллинз , Станислав Немоевский и др.

Правила Стоглавого собора (1551 г.), вслед за византийскими правилами, запрещали совместное мытье мужчин с женщинами, но в реальности церковные запреты на Руси не соблюдались. На европейцев той эпохи русские общие бани производили впечатление непристойности и дикости из-за мытья мужчин вместе с женщинами:

Девки в бане ( лубочная картинка XVIII в.)

В Астрахани я, чтобы видеть лично, как они моются, незамеченным образом отправился в их баню. Баня была разгорожена бревнами, чтобы мужчины и женщины могли сидеть отдельно. Однако входили и выходили они через одну и ту же дверь, притом без передников; только некоторые держали спереди березовый веник до тех пор, пока не усаживались на место. Иные не делали и этого. Женщины иногда выходили, без стеснения, голые поговорить со своими мужьями [ неавторитетный источник ] .

Есть свидетельства, что в эпоху Петра I стыдливые иностранцы устроили собственную баню в Немецкой слободе в Москве, где мужчины и женщины мылись строго раздельно . Ещё одна попытка разделить мужчин и женщин в общих банях была предпринята Екатериной II в Уставе благочиния 1782 г. : вход в женскую баню разрешили только мальчикам до 7 лет, служителям бань и врачам, но есть свидетельства, что и этот запрет не всегда соблюдался .

Самыми знаменитыми русскими банями являются Сандуновские бани. Основанные в 1808 году как общественные бани, они продолжают свою деятельность до сих пор. Здания Сандуновских бань являются памятниками культуры. В бассейне высшего мужского разряда снимали кадры из фильма «Броненосец „Потёмкин“» Сергея Эйзенштейна. По легенде, в них парился Наполеон, вошедший в горящую Москву.

Стационарные бани

Чёрная баня

Чёрная или курная баня — баня, отапливаемая печью без трубы .

Баня по-чёрному на территории Лудорвайского музея
Монета ЦБ РФ
Сельский или дачный сруб бани

Белая баня

Интерьер белой бани с комбинированной кирпично-железной печью

Белая баня — баня, отапливаемая печью с дымовой трубой .

Баня в русской печи

Баня внутри русской печи : печь протапливается, в чугунах нагревается вода .

Общественная баня

Общественные бани рассчитаны на помывку большого количества людей (одновременно от 10 до 300), чаще строятся по типовым проектам в виде банно- прачечных комплексов . Строятся общественные бани обычно в крупных населённых пунктах. Разновидностью общественных бань являются войсковые стационарные бани в воинских частях .

Передвижная баня

Баня- автомобиль русской армии времён I мировой войны на базе автомобиля марки « Latil », подаренная французам в 1916 году
Дезинфекционно-душевой комплекс ДДК-01, позволяющий развернуть полевую баню в унифицированной палатке

Передвижные, перевозные, переносные бани отличаются от стационарных бань тем, что имеют возможность эксплуатироваться в различных местах, в зависимости от необходимости. Не имеют привязки к стационарному фундаменту. Могут быть погружены в транспортное средство в разобранном или в собранном виде, либо могут перемещаться в качестве прицепа к транспортному средству. А также могут быть самостоятельным специализированным транспортным средством. Могут быть унифицированного промышленного или кустарного производства. Предназначены в основном для мытья расположенных в отдалённых от населённых пунктов групп людей (вахтовики, туристические лагеря, воинские контингенты в условиях полевого размещения или при боевых действиях и т. д.), также могут применяться для проведения санитарной обработки при стихийных бедствиях . Условно можно выделить несколько типов :

  • бани на основе каркасно-тентовых сооружений
  • бани в виде готовых модулей, размеры и вес которых позволяют погрузить их в кузов грузового автомобиля
  • бани на базе автомобилей и автомобильных прицепов (в КУНГах ),
  • поезда .

В основном устроены по типу белой бани, либо парильного отделения и душевой . Нагрев воздуха помещения и воды может осуществляться дровяными печами , ТЭНами, калориферами на жидком топливе, горячим паром и водой получаемой в паро - водогрейных котлах .

Импровизированные бани

Импровизированная баня

В экстремальных ситуациях (в туристических, геолого-разведочных походах, в военных условиях) при отсутствии стационарных бань, в качестве временных устраиваются импровизированные (походные) бани. Помещением для таких бань могут быть блиндажи , землянки , палатки , шалаши или другой каркас из сподручных материалов обтянутые брезентом , полиэтиленовой плёнкой , а нагревательным элементом горячие камни нагретые топкой по типу чёрных бань, либо предварительно нагретые на костре и помещённые внутрь импровизированной бани .

Основное отличие таких бань — быстровозводимость и использование подручных материалов .

Виды бани

Сауна

Банщики

Са́уна ( фин. sauna ) — финская баня с горячим сухим воздухом. Представляет собой небольшое специальное помещение или постройку для испытания сухих и влажных ощущений. От пара и высоких температур купальщики потеют.

Сауна объявлена национальным символом Финляндии и неотъемлемой частью финской культуры — так же как и сису , Калевала и Сибелиус . По статистике, в Финляндии каждое второе жилое помещение (квартира, дом) имеет сауну. Если же в квартире собственной сауны нет, то в доме обязательно имеется общая сауна, обычно расположенная в подвале или в цокольном этаже здания. Всего же в стране с населением 5 млн человек используется около 2 млн саун. Сауна внесена в Список шедевров устного и нематериального культурного наследия человечества .

Тампере , второй по величине город Финляндии, был официально объявлен [ кем? ] «мировой столицей саун».

Сауны можно разделить на два основных типа: обычные сауны, в которых согревают воздух, и инфракрасные сауны. Инфракрасные сауны могут использовать различные материалы в области нагрева, такие как древесный уголь, активные углеродные волокна и другие материалы.

Сауны могут отапливаться «по-чёрному» и «по-белому». В современных квартирах обычно устанавливают электрические каменки. Сауна схожа с русской баней, однако в сауне ниже влажность и выше температура.
Сауна

Турецкая баня

Действующим началом в турецкой бане является нагретый до 45-50 °C мрамор самого помещения и воздух с влажностью до 100 %.

Японская баня

Сэнто несколько отличается от нашего общепринятого представления о бане. Как таковой парилки в сэнто нет — сначала человек многократно натирается мочалкой и обливается водой до полной чистоты, после чего погружается в индивидуальную или общую большую деревянную ванну — офуро . Здесь положено блаженно вытягиваться и отмокать в горячей воде. После чего процедуры повторяются. В настоящем сэнто всегда были молодые служанки — юна — которые не только мыли и терли клиентов, но и за отдельную плату могли оказать им интимные услуги.

Басту

Басту в деревне Бёсебу ( швед. Bösebo ), лён Кальмар ( Смоланд )
Басту ( швед. (инф.) ) — традиционные шведские бани.

Ирландские бани

Ирландская баня (её более точное название — римско-ирландская) — модернизированная римская терма . В настоящее время очень популярна в Европе .

Мобильные бани

Мобильная баня конструкции инженера А. А. Сычева

По типу атмосферы мобильные бани могут быть как суховоздушными, так и паровыми. В зависимости от типа печи, которой они отапливаются. Наименование «Мобильная баня» происходит от названия конструкторского проекта созданного в период с 2001 по 2003 г. Представляет собой специальную палатку и печь. Купол спроектирован по типу силовой схемы фюзеляжа самолёта с поперечными силовыми элементами шпангоутами и продольными силовыми элементами стрингерами . В англоязычной транскрипции «Mobile banya» или «Mobile sauna» . В немецкой транскрипции «Mobilen banya» .

Банные традиции и этикет

У славянских и финно-угорских народов баня традиционно являлась местом для знахарства и колдовства. В банях принимали роды, в банях жили роженицы с новорождёнными. В банях пытались лечить народными и колдовскими средствами практически весь спектр заболеваний. Бани использовались как место захоронения или кремации мертворождённых или погибших при родах младенцев. Бани служили и своеобразным хосписом для тяжелобольных и умирающих. В банях умерщвляли «зажившихся» стариков и казнили с помощью горячего пара неугодных или преступников. Язычники пред принесением в жертву человека «запаривали» его до бесчувствия в бане .

В искусстве

Русская Венера
1925—1926, Б. М. Кустодиев
Девушки из Даларны в бане
1906, Андерс Цорн (Швеция)

Тема бани и всего, что с ней связано, получила широкое распространение в произведениях искусства, от живописи до фольклора, в анекдотов и частушек. В частности, в русских народных сказках нередко встречается мотив похода героя в баню, связанный, как правило, с его обессиливанием ( Афанасьев , 207), либо с похищением некоего жизненно важного для него атрибута ( Афанасьев , 187). Довольно часто мотив омовения в бане сопряжён в русских сказках с мотивом изжаривания и последующего съедения героя его антагонистом ( Змеем Горынычем , Бабой-Ягой , колдуном и т. д.): ср. Афанасьев , 202—205. Связь данных мотивов, вероятно, восходит к народной практике париться в русской печи, либо к ритуальному омовению жертвы при жертвоприношении .

Обстановка бань часто используется художниками для изображения обнажённой натуры : например, Борисом Кустодиевым , Зинаидой Серебряковой , Андерсом Цорном , Аркадием Пластовым (в картине « Весна »).

Современная баня

Бани и сауны получили широкое распространение как место отдыха в комплексе с бассейнами и тренажёрными залами или как самостоятельные предприятия. В состав современной бани обычно входят суховоздушная сауна и парная (иногда несколько с разными условиями), джакузи , холодная ванна, нередко также солярий и пр. [ источник не указан 261 день ]

См. также

Примечания

  1. Этимологический словарь славянских языков, том 1. — Издательство "Наука". — 1974. — С. 151—152.
  2. Boryś W. Słownik etymologiczny języka polskiego. — Kraków: Wydawnictwo Literackie. — 2005. — С. 21.
  3. Геродот. IV // История в девяти книгах. — М. , 1999. — С. 73—76.
  4. . — М. : Наука, 1961. — (Страны и народы Востока).
  5. Silvana Barbati. Le Terme Puteolane e Salerno nei codici miniati di Pietro da Eboli. Luoghi ed immagini a confronto. — Napoli, 1995. — ISBN 88-85346-22-7 .
  6. Византийский словарь / Сост и ред. К.А. Филатова. — СПб. : Амфора, 2011. — Т. 1. — С. 151—153..
  7. Davenport P. Medieval Bath Uncovered. — Stroud: Tempus, 2002.
  8. Беда Достопочтенный . Книга 1. I. О местоположении Британии и Ибернии и о первоначальных их обитателях // Церковная история народа англов = Historia ecclesiastica gentis Anglorum / Пер. В.В. Эрлихмана. — СПб. : Алетейя., 2001. — ISBN 5893294297 . 13 октября 2010 года.
  9. Мари-Анн Поло де Болье. Бани и термы // Средневековая Франция. — М. : Вече, 2014.
  10. Бродель Ф. Глава 4. Излишнее и обычное: жилище, одежда и мода // Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв = Civilisation matérielle, économie et capitalisme, XVe-XVIIIe siècle. — М. : Весь мир, 2007. — Т. 1. — 592 с. — 2000 экз. ISBN 978-5-7777-0332-3 .
  11. Knox, Ellis Lee. Barbers and Bathers // The guilds of early modern Augsburg : a study in urban institutions. — University of Massachusetts Amherst, 1984. — С. 100—105. — (Doctoral Dissertations 1896 - February 2014).
  12. Hildegarde of Bingen. Hildegard von Bingen's Physica: the complete English translation of her classic work on Health and Healing / Trans. from the Latin by Patricia Throop. — Rochester, VT: Healing Arts, 1998. — С. 12, 30, 42, 49.
  13. Jennifer A. Heise. Herbalism, Medieval, Magickal & Modern . www.gallowglass.org. Дата обращения: 21 мая 2017. Архивировано из 18 мая 2017 года.
  14. . Medievalists.net (англ.) . 2013-04-13. из оригинала 19 июля 2017 . Дата обращения: 5 июля 2017 .
  15. , как их следует охранять. 21. О бане и ее штрафе] // Памятники права средневековой Испании. Фуэро Куэнки (1189-XIII в), Валенсийский кодекс. Фуэро Сепульведы / Пер. Г. В. Савенко. — М. : Зерцало-М, 2004.
  16. . Die Welt der Habsburger (=The world of Hapsburgs) (англ.) . из оригинала 10 декабря 2017 . Дата обращения: 15 мая 2017 .
  17. Тимофеева Е.Т. Развитие ремесла и торговли во Франции XII-XIII вв. // Средние века: сборник. — М. : Изд-во Академии наук, 1959. — С. 97.
  18. // Книга ремесел и торговли города Парижа. — Средние века. — 1957. — Т. 11.
  19. Блох Иоганн. Глава седьмая. Проституция в Средние века. // История проституции. — С. 82.
  20. Боккаччо Дж. День третий. Новелла шестая. // [lib.ru/INOOLD/BOKKACHO/dekameron.txt Декамерон] / Пер. с итал. А.Н. Веселовского. — М. : Рипол классик, 2001. — 744 с. — 5000 экз. ISBN 5-7905-0979-7 . 26 августа 2011 года.
  21. Smith V. The failure of the baths // Clean: A History of Personal Hygiene and Purity (англ.) . — Oxford: Oxford University Press, 2007. — ISBN 978-0-19929-779-5 .
  22. Абу Хамид Мухаммад ал-Газали ат-Туси. Эликсир счастья. — Петербургское Востоковедение, 2002. — 332 с. — (Памятники культуры Востока). — ISBN 5-85803-210-9 .
  23. Ибн Джубайр. . — М. : Наука , 1984. — 296 с. — 5000 экз. 10 мая 2012 года.
  24. Бретаницкий Л.С. Зодчество Азербайджана XII-XV вв. и его место в архитектуре Переднего Востока. — Наука, Глав. ред. восточной литературы, 1966. — С. 540. — 556 с. (131. Ансамбль дворца Ширваншахов. Генеральный план (по обмеру С. Дадашева, М. Усейнова и др.)… 7. Дворцовые бани (XV)…)
  25. Срезн. III, Доп. 7. — Срезневский И. И. Материалы для словаря древнерусского языка. Т. III. СПб., 1912. СС 1994 — Старославянский словарь (по рукописям Х—XI веков) / Под ред. Р. М. Цейтлин, Р. Вечерки, Э. М. Благовой.
  26. в Викитеке (оригинал и русский перевод)
  27. , с. 184.
  28. Минасян Р. С. Мифологические и исторические корни русской бани // Ладога и эпоха викингов. Четвёртые чтения памяти Анны Мачинской. Старая Ладога, 21-23 декабря 1998 г. Материалы к чтениям. СПб.: СИААМЗ, 1998. С. 66—67
  29. Хорошев А. С. Бани в усадебной застройке Новгорода (по материалам Троицкого раскопа) // Историческая археология. Традиции и перспективы. М., 1998. С. 301—306.
  30. Степанов А. М., Покровская Л. В., Сингх В. К. от 22 марта 2020 на Wayback Machine // Журнал Исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова № 3 (2015)
  31. Попов И. О. от 15 декабря 2017 на Wayback Machine // СПб. — 1998.
  32. Новосельцев А. П. от 14 апреля 2020 на Wayback Machine
  33. Wilinbachow W. B. Przyczynek do zagadnienia trzech osrodkow dawnej Rusi // Materyaly Zachodnio-Pomorskie. Szczecin, 1961. T. VII. S. 517—530
  34. Бобров А. // Летняя школа по русской литературе. — 2013. — Т. 9, вып. 1. — С. 14—28.
  35. Корчагин П. А., Татауров С. Ф. от 22 марта 2020 на Wayback Machine // Вестник Удмуртского университета. Том 29 № 1 (2019)
  36. Флетчер Дж. О государстве русском = Of the Russe Common Wealth / Пер. М.А. Оболенского. — М. : Захаров, 2002. — 169 с. — (Знаменитые книги). — 3000 экз. ISBN 5-8159-0195-4 .
  37. / Пер. с франц. с предисл. и примеч. И.Ф. Павловского. — 1879. — Т. 5. — 46 с. — (Историческая библиотека).
  38. Корб И.-Г, Желябужский И., Матвеев А. . — М. : Фонд Сергея Дубова, 1997. — 544 с. — (История Дома Романовых в мемуарах современников). — 5000 экз. ISBN 5-89486-003-2 . 10 мая 2012 года.
  39. Коллинз С. / пер. П. Киреевского. — М. , 1846. — (Чтения в императорском обществе истории и древностей Российских).
  40. / Сост. М.М.Сухман. — М. : Столица, 1991. — 432 с. — ISBN 5-7055-1141-8 . 6 марта 2018 года.
  41. Олеарий, Адам . // Описание путешествия голштинского посольства в Московию и Персию = Ausführliche Beschreibung der kundbaren Reyse Nach Muscow und Persien / Пер. А.М. Ловягина. — М. : Русич, 2003.
  42. Стрейс, Ян Янсен . // Три путешествия = Drie ontdekkingsreizen. — М. : ОГИЗ-Соцэкгиз, 1935.
  43. Титов Ю.П. (ред). История государства и права в России. — М. , 1998. — С. 158.
  44. Массон Ш. Секретные записки о России времен царствования Екатерины II и Павла I. — М. , 1996.
  45. Горбачевич К. С. , Балахонова Л. И. от 30 мая 2022 на Wayback Machine / Словарь современного русского литературного языка . В 20 томах, т. 1. 2-е изд., переработанное и дополненное // М.: Русский язык , — 1991. 864 с. (С. 333). ISBN 5-200-01068-3 .
  46. Голубых М. Д. от 30 мая 2022 на Wayback Machine / Под ред. М. Феноменова. Главнаука // М.: Госиздат , — 1930. 324 с.: ил. (С. 27-28).
  47. Липинская Л. В. и др. Баня и печь в русской народной традиции // М.: Intrada, 2004. 288 с. ISBN 5-87604-062-2 .
  48. от 29 марта 2019 на Wayback Machine // Статья на сайте «Русская вера».
  49. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  50. А. Дачник. от 30 мая 2022 на Wayback Machine / Часть 1 // С-Пб., — 2015. 234 с. (С. 167—169)
  51. Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  52. // Военная энциклопедия : [в 18 т.] / под ред. В. Ф. Новицкого … [ и др. ]. — СПб. ; [ М. ] : Тип. т-ва И. Д. Сытина , 1911—1915.
  53. Ю. Полюшко от 30 мая 2022 на Wayback Machine // Электронное издание. М.: Издательские решения. ISBN 9785448589355 .
  54. от 30 марта 2019 на Wayback Machine // Статья от 07.06.2018 г. — 21.07.2018 г. в электронном издании «Бастион».
  55. от 30 мая 2022 на Wayback Machine // Большая медицинская энциклопедия , 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия. — Т. 2.
  56. А. Дачник. от 30 мая 2022 на Wayback Machine / Часть 1 // С-Пб., — 2015. 234 с. (С. 152—155)
  57. от 30 мая 2022 на Wayback Machine // Большая медицинская энциклопедия , 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия. — Т. 17.
  58. Лизунов Ю. В., Кузнецов С. М. от 30 мая 2022 на Wayback Machine // С-Пб.: , — 2017. 721 с. ISBN 978-5-299-00768-8 .
  59. Уткин А. Ф. и др. от 30 марта 2019 на Wayback Machine // Обзор патента на «FindPatent.ru».
  60. // Телерепортаж от 03.10.2015 г. на ютуб-канале телекомпании « RT ».
  61. от 30 марта 2019 на Wayback Machine // Статья на сайте «Алмаз-2000».
  62. от 30 мая 2022 на Wayback Machine Известия государственного географического общества / Объёмы 63-64, 1931 г. С. 273.
  63. А. Дачник. от 30 мая 2022 на Wayback Machine / Часть 1 // С-Пб., — 2015. 234 с. (С. 150—152)
  64. от 30 марта 2019 на Wayback Machine // Статья на сайте poparimsya.com .
  65. (рус.) . Дата обращения: 7 декабря 2020. 25 февраля 2021 года.
  66. // Википедия. — 2020-07-24. 30 мая 2022 года.
  67. // Википедия. — 2020-08-24. 30 мая 2022 года.
  68. ntv.ru. . НТВ . Дата обращения: 5 декабря 2020. 26 февраля 2021 года.
  69. (рус.) . Дата обращения: 5 декабря 2020. 30 мая 2022 года.
  70. (англ.) . Дата обращения: 7 декабря 2020. 11 января 2022 года.
  71. (нем.) . Дата обращения: 7 декабря 2020. 30 мая 2022 года.
  72. А. Дачник. Дача и Дом (2015). Дата обращения: 21 сентября 2015. 1 июля 2016 года.
  73. . ilibrary.ru. Дата обращения: 23 сентября 2017. 24 сентября 2017 года.
  74. . ostrovok.de. Дата обращения: 23 сентября 2017. 2 октября 2017 года.

Литература

  • Дубровский В. И., Дубровская А. В. Русская баня и массаж. — М. : Владос-пресс, 2008. — 312 с. — ISBN 978-5-305-00221-8 .
  • Фальковский Н. И. . Москва в истории техники 162—167. Московский рабочий (1950). Дата обращения: 28 ноября 2013.
  • Вигарелло Ж . Чистое и грязное: гигиена тела от Средневековья до наших дней = Le Propre et le Sale: L'hygiène du corps depuis le Moyen-Age. — 1987.
  • Джонатан Харрис. Византия. История исчезнувшей империи = JONATHAN HARRIS. The Lost World of Byzantium. — М. : Альпина Нон-фикшн, 2017.
  • Дачник А. . — СПб. , 2015.
  • Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. — М. : Весь мир, 2007. — Т. 1. — ISBN 978-5-7777-0332-3 .
  • Smith V. . — Oxford University Press, 2007. — ISBN 978-0-19929-779-5 .
Энциклопедические статьи
Регламентирующие (регламентировавшие) требования к общественным баням
  • СНиП II-Л.13-62 «Бани. Нормы проектирования» // М.: Стройиздат , — 1964.
  • ГОСТ 32670-2014 «Услуги бытовые. Услуги бань и душевых. Общие технические условия» // М.: Стандартинформ , — 2015.
  • СанПиН 2.1.2. 3150-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы бань и саун» // Текст документа официально опубликован 22.05.2014 г. в № 6385 (113) газеты « Российская газета ».

Ссылки

  • (англ.) // Medieval & Renaissance Material Culture
Источник —

Same as Баня