Interested Article - Минос

Ми́нос ( др.-греч. Μίνως [mǐːnɔːs] ) — легендарный царь «столицы» Древнего Крита Кносса . Сын Зевса и Европы , муж дочери Гелиоса Пасифаи , отец Ариадны , Федры и других детей.

Жившему до Троянской войны , ему приписывают введение законодательства на Крите и утверждение морского могущества острова ( талассократии ) .

По ряду античных свидетельств, это имя носили два царя, Минос I и его внук Минос II, однако это не было отражено в мифологии .

По его имени была названа Минойская цивилизация (культура) и Минос на спутнике Юпитера Европе .

Имя его стало синонимом справедливого правителя .

Мифология

Дворец Миноса

Верховный бог Олимпа Зевс похитил финикийскую царевну Европу и, доставив её на Крит, овладел ею, от чего родились Минос, Радамант и Сарпедон . Европа вышла замуж за критского царя Астерия ( Астериона ), который усыновил братьев .

После смерти Астерия Минос стал претендовать на царствование, уверяя, что предназначен к этому богами и что всякая его молитва будет исполнена. В итоге ему удалось прийти к власти.

Когда он попросил Посейдона выслать ему для жертвоприношения животное, морской бог выслал ему из моря белоснежного быка, однако, пораженный его великолепием, Минос отослал быка в свои стада, а в жертву принёс другого . В наказание за этот обман богов Посейдон внушил его жене Пасифае неестественную страсть к этому быку, от которого у неё родился Минотавр (с греч. — бык Миноса). Сам бык был усмирен Гераклом и затем убит Тесеем.

Минос основал города Кносс, Фест и Кидония . Он раз в девять лет удалялся в пещеру Зевса , чтобы получить от него законы. Минос считается основателем морского господства критян. Он отец Андрогея , Девкалиона , Главка , Катрея , Эвримедона и др.

С Кикладских островов Минос изгнал карийцев и вывел туда колонии, поставил правителями своих сыновей . Он также захватил Мегару .

Когда его сын Андрогей был убит в Афинах , Минос принудил царя Эгея к дани, по 7 молодых людей и 7 девиц каждый год (по другой версии раз в девять лет) . Их обрекали на съедение Минотавру , жившему в Лабиринте . Так длилось до тех пор, пока герой Тесей не убил Минотавра. Ему помогла это сделать Ариадна , влюблённая в Тесея.

Пасифая , разгневанная частыми изменами Миноса, заколдовала его. Каждый раз, когда Минос сходился с другими женщинами, он напускал на них гнус и женщины погибали. Прокрида дала ему выпить настой корня Кирки и исцелила его . По другому рассказу, Минос испускал при совокуплении змей, скорпионов и сколопендр, и женщины погибали. Тогда Прокрида придумала ввести мочевой пузырь козы в тело женщины, и Минос изверг змей туда , после чего исцелился и смог сойтись с женщиной.

Смерть его постигла в Сицилии , в городе Камик, где он преследовал Дедала . Чтобы найти спрятавшегося беглеца, прибывший на Сицилию Минос в каждом городе задавал задачу: пропустить нить сквозь спиральную раковину. Дедал смог решить её, запрягая в нить муравья, чем и выдал себя. Когда Минос потребовал выдать беглеца, кокалиды — дочери царя Кокала (или сам царь) убили его в бане, пустив в ванну по трубам кипящую воду и обварив его насмерть . Тело его было выдано его спутникам и похоронено ими в Сицилии, которые построили ему пышную гробницу, рядом с которой воздвигли храм Афродиты . Потом кости его были перевезены на Крит, где ему был воздвигнут памятник. Гора Юкта первоначально считалась могилой Миноса, а затем Зевса . По другой версии, жители Коркиры отбили прах Миноса у критян .

В последующей традиции

Минос судит грешников, иллюстрация Густава Доре к «Божественной комедии» Данте Алигьери

В подземном царстве он, по « Одиссее », царит над умершими . Минос судит умерших, а они «его приговора, кто сидя, кто стоя, / Ждали в пространном с вратами широкими доме Аида» (Од. XI 570—571) . Настоящим судьёй в царстве теней его вместе с Эаком и Радамантом делает позднейшее сказание , вероятно, в воспоминание его деятельности как законодателя. В позднейшее время стали различать двух Миносов, I и II, чтобы иметь возможность разделить приуроченный к Миносу слишком обильный мифологический материал; при этом Минос I считался сыном Зевса и Европы, а Минос II — внуком Миноса I, мужем Пасифаи и отцом Девкалиона, Ариадны и т. д. В «Божественной комедии» Данте Минос предстаёт в виде демона, змеиным хвостом, обвивающим новоприбывшую душу, указывающего круг ада, в который предстоит душе спуститься.

Действующее лицо трагедий Софокла « Камикийцы » (фр.323-327 Радт), « Минос » (фр.407 Радт), « Прорицатели, или Полиид », трагедии Акция «Минос». Один из важных персонажей романа « Царь должен умереть » английской писательницы Мэри Рено , в романе болен проказой и вынужден скрывать свое лицо от людей.

Минойская цивилизация

Артур Эванс , первооткрыватель минойской цивилизации на Крите, дал ей название в честь царя Миноса. В концепции Эванса минойская цивилизация была первой догреческой письменной цивилизацией Крита и материковой Греции. Точку зрения Эванса оспорил Уильям Риджуэй , который рассматривал Миноса как представителя греческих вторженцев , а не коренного населения острова .

Дешифровка М. Вентрисом Линейного письма B показала, что по крайней мере последний этап минойской цивилизации — микенская цивилизация — обладал грекоязычной письменностью, а в её населении преобладали греки. В современной археологии термин «минойская цивилизация» обычно не идентичен эвансовскому, а имеет более узкий смысл, охватывая цивилизацию на Крите до переноса центра власти в Микены .

Греческая традиция указывает, что приход греков на Крит предшествовал переносу центра власти в Микены, и какое-то время центр власти находился на Крите, в Кноссе, хотя там уже правили греки и пеласги , а не «минойцы». В археологическом контексте этот период может соответствовать Позднедворцовому периоду II, когда большая часть дворцов была разрушена, а Кносс стал единым политическим центром Крита.

Вопрос об историчности Миноса, а также о том, было ли его имя личным именем или титулом, остаётся открытым .

Комментарии

  1. «Как нам известно из предания, Минос первым из властителей построил флот и приобрел господство над большей частью нынешнего Эллинского моря», — пишет Фукидид от 28 сентября 2015 на Wayback Machine .

Примечания

  1. Любкер Ф. // / под ред. Ф. Ф. Зелинский , А. И. Георгиевский , М. С. Куторга , Ф. Гельбке , П. В. Никитин , В. А. Канский , пер. А. Д. Вейсман , Ф. Гельбке , Л. А. Георгиевский , А. И. Давиденков , В. А. Канский , П. В. Никитин , И. А. Смирнов , , , — СПб. : Общество классической филологии и педагогики , 1885. — С. 873.
  2. Любкер Ф. // / под ред. Ф. Ф. Зелинский , А. И. Георгиевский , М. С. Куторга , Ф. Гельбке , П. В. Никитин , В. А. Канский , пер. А. Д. Вейсман , Ф. Гельбке , Л. А. Георгиевский , А. И. Давиденков , В. А. Канский , П. В. Никитин , И. А. Смирнов , , , — СПб. : Общество классической филологии и педагогики , 1885. — С. 1152.
  3. Любкер Ф. // / под ред. Ф. Ф. Зелинский , А. И. Георгиевский , М. С. Куторга , Ф. Гельбке , П. В. Никитин , В. А. Канский , пер. А. Д. Вейсман , Ф. Гельбке , Л. А. Георгиевский , А. И. Давиденков , В. А. Канский , П. В. Никитин , И. А. Смирнов , , , — СПб. : Общество классической филологии и педагогики , 1885. — С. 508.
  4. Гомер. Илиада XIII 450; XI 568
  5. . Дата обращения: 4 августа 2015. Архивировано из 28 сентября 2015 года.
  6. от 27 сентября 2015 на Wayback Machine // СИЭ
  7. . Дата обращения: 4 августа 2015. 28 сентября 2015 года.
  8. . Дата обращения: 4 августа 2015. 22 июля 2015 года.
  9. Гобозов И. А. Философия политики М., 1998. - 154 с.
  10. . Дата обращения: 4 августа 2015. 30 октября 2014 года.
  11. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 9, 1 далее
  12. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека V 78, 2
  13. Фукидид. История I 4, 1; 8, 2
  14. . Дата обращения: 4 августа 2015. 29 сентября 2015 года.
  15. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека III 15, 1
  16. Антонин Либерал. Метаморфозы 41, 4-5
  17. Каллимах, фр.43 Пфайфер, ст.48-49; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека Э I 14-15; Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 79, 2; Гигин. Мифы 44
  18. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека Э I 15
  19. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 79, 4
  20. Схолии к Каллимаху I 8 // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.127
  21. Овидий. Ибис 509—510 схолии
  22. Гомер. Одиссея XI 568—571
  23. . Дата обращения: 19 ноября 2014. 29 ноября 2014 года.
  24. Вергилий. Энеида VI 432
  25. Minos the destroyer rather than the creator of the so-called 'Minoan' culture of Cnossus, by William Ridgeway. «From the Proceedings of the British Academy, vol. IV.» «Read May 26, 1909.» 33 p. illus. 25 cm.
  26. Шарыпкин С. Я. Памятники древнейшей греческой письменности. — М., 1988. 12 октября 2008 года.

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Минос