На протяжении всей своей истории человеческие сообщества
Европы
находились в той или иной стадии
, которые как правило сочетались (скрыто или явно) с племенными, национальными и/или языковыми различиями между разными
народами
континента. Во времена античности конфликтовали между собой
ранние христиане
и
язычники
, во времена
раннего Средневековья
— католики и православные (
), в
Средние века
—
католики
и
протестанты
. Начиная с VIII века, в ходе арабских вторжений, наметился конфликт между
христианами
и
мусульманами
, который в этот период в основном ограничивался южными рубежами Европы и странами
Средиземноморья
. К XV веку
арабы
были полностью вытеснены из Южной Европы, однако над
христианским миром
, расколотым реформацией, нависла новая угроза —
Османская империя
, которая покончила с колыбелью восточного христианства —
Византией
, покорив
Балканы
и
Северное Причерноморье
. В новое время европейцы, в том числе северные, познакомились с исламом сначала в результате активной
в XIX—XX веках, а затем в ходе
массовой иммиграции
(политической и экономической) из стран третьего, в том числе
исламского мира
, в XX—XXI веках. С ростом численности мусульман в регионах их нетрадиционного проживания (
Великобритания
,
Германия
,
Швеция
,
Франция
), накапливается и значительный конфликтный
потенциал
. Впрочем, и в регионах своего традиционного проживания в
Европе
, то есть там где
мусульмане
составляют значительную часть населения страны или региона со времён средневековья, (
Северная Македония
,
Болгария
,
Греция
,
Босния и Герцеговина
,
Крым
,
Северный Кавказ
и
Предкавказье
) данный конфликтный потенциал имеет
тенденцию
к росту, как правило из-за разных
мусульманского и немусульманского населения. Сегодня
ислам
является крупнейшей второй религией в Европе после
христианства
, а также самой быстрорастущей. По примерным прогнозам, в 2030 году 8 % жителей западной Европы будут мусульманами,
а в 2100 году — каждый четвёртый.
Содержание
История ислама в Европе
В контексте рассматриваемого вопроса наибольший интерес представляет взаимодействие и инкорпорирование институтов двух цивилизаций: ислама и христианства. Принято считать, что контакт двух цивилизаций и их носителей происходило двумя основными способами. Востоковед и эксперт в области ислама
отмечает, что значительная часть мусульманских меньшинств в немусульманском мире образовалась путём постепенного охвата территории проживания мусульман немусульманским окружением и включением их в состав немусульманского государства. Другая же часть мусульманских меньшинств образовалась путём переселения мусульман на территории проживания немусульман и в немусульманские государства, сформировав там мусульманские общины. Этим путём образовались мусульманские общины западных стран — Западной Европы и Америки
.
737
— масштабное вторжение арабов в
Хазарию
— арабы зашли на север дальше, чем когда-либо, вплоть до «Славянской реки» (по-видимому Дона или Волги), где наголову разбили хазар.
1739
— Азов перешёл к Российской империи, Запорожская Сечь перешла под юрисдикцию Российской империи. Банат, Олтения и Северная Сербия, за исключением
Воеводины
, перешли Османской империи.
1770
— Едиссанская и Буджакская орды приняли русское подданство.
1774
— Крымское ханство выходит из под сюзеренитета Османской империи. Имеретинское царство выходит из под сюзеренитета Османской империи.
1783
— Крымское ханство аннексировано Российской империей.
Картли-Кахетинское царство
переходит под российский протекторат. Ликвидирована государственность ногайских орд. Часть ногайцев уходит в земли Османской империи, остальные расселяются в
.
1808
— Персия аннексировала Ардебильское и Карадагское ханства.
1809
— Талышское ханство перешло под российскую протекцию.
1810
— Абхазское княжество и Гурийское княжество перешли под протекторат Российской империи.
1812
— к Российской империи отошла восточная часть Молдавского княжества —
Бессарабия
. Остатки ногайских орд переселены на север
Таврической губернии
и на
Кубань
, где переведены на оседлый образ жизни.
1813
— Талышское ханство аннексировано Российской империей. Хойское ханство аннексировано Персией. Шекинское ханство перешло под протекцию Российской империи.
1830
— признана независимость Греции от Османской империи.
XX век
— третья волна распространения
ислама
— иммигранты из бывших европейских колоний в Азии и Африке. Бо́льшая часть французских мусульман — потомки выходцев из арабского
Магриба
(
Алжир
,
Тунис
,
Марокко
), испанских —
Марокко
. Германские, голландские, австрийские и датские мусульмане — в основном потомки
турецких
иммигрантов. Бо́льшая часть британских мусульман (69 %) — потомки выходцев из Британской Индии (
Пакистан
и
Бангладеш
).
Примечание: часть территории
Турции
и
Азербайджана
географически находятся в Европе (европейской части континента) и являются исламскими более чем на 99 %.
Ислам по странам
Рождаемость мусульман в Европе выше рождаемости местных европейских народов в среднем на 47 %, однако рождаемость мусульман-мигрантов выше на 62 %, а у рожденных в Европе — всего на 19 %
.
Всего в странах Евросоюза живет 15 миллионов мусульманских мигрантов (3,3 % от общего населения). Основная часть мусульман живет во Франции, Германии и Великобритании
.
2001
— в городах средней Англии (
,
) прокатилась волна столкновений между полицией и мусульманами — выходцами из
Пакистана
и
Бангладеш
— самые широко освещенные инциденты такого рода из очень длинной череды.
Центральный Совет мусульман Германии в сентябре
2010 года
избрал своего нового председателя. Им стал Айман Мазиек, сменивший на этом посту Аюба Акесль Кёлера.
20 сентября
2004
полиция
Берлина
официально запретила проведение «Первого арабского исламского конгресса в Европе», назвав его антисемитской и антиизраильской акцией. Решение было принято под давлением на берлинский сенат со стороны федерального министра внутренних дел Отто Шили. Из Германии выслали главного координатора конгресса — ливанца Фади Мади. Он лишен вида на жительство в Германии, против него возбуждено уголовное дело по обвинению в причастности к преступному объединению. Многие
исламские
общины ФРГ отнеслись к готовившемуся конгрессу довольно прохладно, поскольку на нём практически не были представлены мусульмане, живущие в
Германии
.
До пятидесятых годов двадцатого столетия в Голландии проживал лишь незначительный процент мусульман. В 1960 году их число составляло не более 1400, однако к 1992 году оно выросло до 484 тысяч, составив 2,3 % от общей численности населения. К 2004 году число мусульман почти удвоилось и составило 944 тысячи. Сегодня ислам — вторая по количеству своих приверженцев религия европейских стран, включая Голландию, где число мусульман равно числу представителей всех других религий (кроме христианства) — иудаизма, буддизма, индуизма
и т. д.
, вместе взятых.
Мусульмане построили в стране множество мечетей и исламских центров, главная цель которых — создать верующим условия для выполнения своих религиозных обязанностей, а также для проведения различных социальных, образовательных и культурных мероприятий. В 128 городах Голландии действуют 380 мечетей. Самое большое их количество — в Амстердаме (29),
Роттердаме
(26) и Гааге (21).
2 ноября 2004 в
Амстердаме
был убит кинорежиссёр
Тео ван Гог
— 47-летний праправнучатый племянник живописца
Винсента ван Гога
. Убийца-исламист нанёс ему несколько огнестрельных и ножевых ранений, после чего ножом приколол к телу жертвы записку. В ней объяснялось, что режиссёр поплатился за свой, как считал убийца, антиисламский фильм «
». Тео ван Гог посвятил памяти своего покойного друга, депутата
Пима Фортайна
, убитого в мае
2002 года
исламским экстремистом, фильм «06-05 de film». Фортайн возглавлял партию «Жизнеспособные Нидерланды» и неоднократно выступал с требованием прекратить принимать в Голландии беженцев из мусульманских стран.
Убийство привело к эскалации этнической нетерпимости в стране. За неделю после убийства в Голландии было совершено несколько нападений на
мечети
и школы для детей
турецких
иммигрантов. 8 ноября 2004 была взорвана бомба у дверей мусульманской школы в
Эйндховене
.
Ян Петер Балкененде
, премьер-министр Нидерландов, выступил с телевизионным обращением к нации, где заявил: «Мы не должны создавать в нашей стране радикального климата — позиция „мы против них“ не приведёт ни к чему хорошему. Нидерланды — это страна, граждане которой должны стремиться идти друг другу навстречу, страна, где встречаются культуры».
Вместе с тем правительство намерено бороться и с исламистами: министр иммиграции Нидерландов
Рита Вердонк
сообщила о подготовке закона, позволяющего высылать из страны радикальных исламистов, даже если те являются её гражданами.
Одним из наиболее яростных борцов против исламизма является
Айаан Хирси Али
— популярная женщина-политик, член парламента Нидерландов. Айаан Хирси Али — чернокожая беженка из
Сомали
. Она публично отказалась от ислама. В начале 2005 объявила о намерении снять фильм «Submission 2».
Общее количество мусульман в Норвегии около 150 000
. Около половины всех мусульман проживают в
Осло
и
Акерсхусе
. Этот показатель имеет тенденцию к увеличению, так с 2006 по 2007 год количество мусульман возросло на 10 %.
Большинство мусульман современной Франции составляет первое, второе и третье поколение иммигрантов из бывших французских колоний, где
ислам
является преобладающей религией. Хотя
мусульмане
жили во
французских колониях
в течение многих столетий, их массовая
иммиграция
в метрополию началась в середине
XX века
. Ныне мусульманская община Франции является одной из крупнейших в Европе. Большинство мусульман имеет арабское или берберское происхождение из стран
Магриба
, есть также
турки
,
и новообращённые в ислам
французы
. Помимо экономических мигрантов, во Францию переселились и значительное количество политических беженцев из исламских стран и регионов, а также тех кто симпатизировал французскому режиму в период деколонизации (например,
харки
из бывшего
Французского Алжира
). Большинство мусульман проживает в крупных городах, в первую очередь в
Париже
и
Марселе
.
Антиисламский экстремизм
В Германии с 1980-х исламофобия распространена среди неонацистов, мусульманские народы - наиболее частые жертвы нападений.
В 2011 году
Андерсом Брейвиком
в Норвегии произведён один из наиболее значительных
терактов
на почве проблем
социализации
и культурных отличий иммигрантов, в первую очередь мусульман. В своём заявлении, названном Брейвиком 2083-Декларация независимости Европы, он выступил против исламской колонизации Европы, призвал к возвращению европейцев к христианским ценностям и «новому крестовому походу».
от 25 июля 2013 на
Wayback Machine
, p. 25. Islam in Europe states 3,2 % Muslims in European Union, but non-European Union countries (mainly Russia) harbour even more Muslims so percents go to about 5,2 %.
Philip Jenkins,
Demographics, Religion, and the Future of Europe
,
(англ.)
(
, vol. 50, no. 3, pp. 533, summer 2006
Курбанов Р. В.
—
М.
, 2010. — С. 8. —
от 29 декабря 2013 на
Wayback Machine
Marcin Stonawski, Michaela Potančoková, Vegard Skirbekk.
= Fertility Patterns of Native and Migrant Muslims in Europe // Демоскоп Weekly : сайт. — Population, Space and Place, 2016. —
№ 22(6)
. —
С. 552—567
. —
doi
:
.
28 декабря 2017 года.
ТРОФИМОВА Ольга Ефимовна, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник ИМЭМО РАН.
= Мусульмане и ислам в Западной Eвропе // Демоскоп Weekly : сайт. — журнале "Мировая экономика и международные отношения", 2009. —
№ 10
. —
С. 52—62
.
30 января 2018 года.
Анастасия Понамарева.
= Мусульмане Европы: прогрессирующий фактор страха // Демоскоп Weekly : сайт. — журнал "Индекс безопасности", 2007. —
№ 3
. —
С. 61—79
.
1 января 2018 года.
(нем.)
(неопр.)
. Дата обращения: 27 сентября 2012.
25 февраля 2007 года.