Interested Article - Народная религия

Розничные магазины (англ.) , как вот этот, расположенный в (англ.) (штат Массачусетс ), наряду с товарами народной медицины продают и религиозные — амулеты , статуэтки святых и свечи, украшенные изображениями молящихся людей, и т. д.

Наро́дная рели́гия ( англ. Folk religion , англ. popular religion ; «коренная (местная) религия» англ. vernacular religion ) — понятие используемое в религиоведении , социологии религии и фольклористике для обозначения различных форм и проявлений религии, которые отличаются от официальных доктрин и практик (англ.) . До сих пор определение народной религии является предметом дискуссии среди учёных. Иногда «народная религия» обозначается как «народная вера» ( англ. popular belief , англ. folk belief ), как нечто состоящее из этнических и региональных религиозных обычаев под оболочкой религии, но вне официальной доктрины и практики . В социологии народная религия часто противопоставляется (англ.) .

Понятие «народная религия» обычно охватывает два взаимосвязанных, но отдельных предмета. Первый — это религиозное измерение народной культуры или фольклорно-культурные грани религии. Второй — изучение синкретизма между двумя культурами находящимися на разных ступенях формального выражения, как причудливая смесь из африканских народных верований и римского католичества из которой возникли вуду и сантерия , так и прочие подобные смешения формальных религий с народными культурами.

Китайская народная религия , народное христианство , народный ислам , народный индуизм — примеры народной религии, связанной с основными религиями. Понятие также используется, особенно духовенством, для описания устремлений тех людей, кто редко посещает религиозные службы, не исповедует официально установленный символ веры , не является членом какой-то церкви и какого-то похожего религиозного сообщества, и обращается только для совершения отдельных обрядных действий ( крещение , венчание , отпевание и т. п.) . При этом хотя народная религия и признаётся религиозными лидерами ошибочной, тем не менее во многих случаях имеет место терпимое отношение к ней .

Определение

Религиовед и теолог (англ.) в (англ.) определял народную религию как ту, что «встречается в небольших местных сообществах, которые не придерживаются норм больших систем», или как «присвоение религиозных верований и практик на общедоступном уровне» .

Дон Йодер утверждал, что существует пять различных способов определения народной религии. Первый коренится в структуре культурной эволюции , которая рассматривает народную религию, как совокупность пережитков более старых форм религии и культуры. При таком подходе народная религия в католической средневековой Европе будет рассматриваться как пережиток дохристианских верований, а уже в протестантской Европе как пережиток средневекового католичества. Второе определение заключает в том, что народная религия воспринимается как некая смесь официальной религии с формами этнической религии . Данное объяснение применялось для понимания природы народной религии и её места в синкретических системах верований населения обеих Америк, где христианство смешалось с религиозными традициями коренных американцев и негров. Третье определение часто используется в фольклористике, которая усматривает в народной религии «взаимодействие веры , ритуала , обычая и мифологии в традиционных обществах », что в целом укладывалось в такое неоднозначное явление, как суеверие . Четвёртый способ заключает в том, что народная религия представляет собой «народное истолкование и переживание религии». Однако отметив, что это определение не будет включать в себя убеждения, которые в значительной степени не связаны с институциональной религией (например, в колдовстве ), он, исходя из этого, внёс поправку в определение, включив в него понятие «народная религиозность» ( англ. folk religiosity ), тем самым обозначив народную религию, как «отложение в культуре народной религиозности, всё многообразие народных отношений к религии». В заключительном пятом определении, представляющем собой «прикладное рабочее определение», которое вобрало в себя предыдущие четыре, под народной религией понимается «совокупность всех тех взглядов и религиозных практик, которые существуют среди людей наряду и вблизи с строго богословскими и литургическими формами официальной религии» .

Йодер считает, что народная религия существует в «сложном обществе по отношению к институциональной религии (-ям) этого самого общества. В её относительной пластичности заключается отличие от институциональной религии» .

В свою очередь социолог религии Маттиас Зик Варул определяет народную религию, как «относительно не выраженную грань общественных практик и верований, которые направлены на или производят нечто выходящее за рамки непосредственного „ здесь и сейчас “: повседневной трансцендентности » .

Историческое развитие понятия

В Европе исследование «народной религии» вышло из изучения «религиозного фольклора» ( нем. religiöse Volkskunde ), то есть «религиозное измерение народной культуры или фольклорно-культурное измерение религии» . Это понятие впервые использовал в 1901 году в статье «Религиозный фольклор, задача практической теологии» ( нем. Religiöse Volkskunde, eine Aufgabe der praktischen Theologie ) немецкий лютеранский теолог Пауль Древс . Эта статья предназначалась для чтения молодыми лютеранскими проповедниками, которые выпускались из семинарии, чтобы познакомить их с народными вариантами лютеранства, с которыми они столкнулись бы в своих общинах, где заметно было отличие от официального, доктринального лютеранства, к которому они привыкли . Несмотря на своё религиозное содержание, это понятие было принято в научной среде фольклористов . В 1920-е и 1930-е годы теоретические исследования по религиозному фольклору проводили , и (нем.) , сосредоточив своё внимание на религиозности немецких крестьянских общин . В последующие десятилетия (англ.) создал в Мюнхене Институт по изучению религиозного фольклора, а подобное учреждение в Зальцбурге основал (нем.) . Другими известными учёными, участвовавшими в изучении этого феномена, были (нем.) и (нем.) , последний из которых собрал одну из крупнейших коллекций народно-религиозного искусства и материальной культуры в Европе, позже разместившуюся в Баварском национальном музее . На протяжении XX столетия в Европе проводилось много исследований по народной религии, где особое внимание уделялось таким темам, как паломничество и использование святилищ .

На американском континенте изучение народной религии развивалось в среде культурных антропологов , изучающих синкретические культуры стран Карибского бассейна и Латинской Америки . Первопроходцем в этой области был американский антрополог и этнолингвист (англ.) . В своей монографии «Тепостлан: мексиканская деревня» (вышедшей в 1930 году) он противопоставлял отношения между «народной религией» и «официальной религией» в крестьянской общине . Йодер позже отметил, что, хотя наиболее раннее известное употребление на английском языке понятия «народная религия» осталось неизвестным, но оно, вероятно, развивалось как перевод немецкого словосочетания Volksreligion . Одно из первых упоминаний этого понятия встречается в названии работы 1939 года реформистского раввина (англ.) «Еврейская магия и суеверие: изучение народной религии» . Это понятие также получило широкое распространение в научной среде сравнительного религиоведения , что нашло своё отражение в названиях монографий — «Народная религия в Японии» Итиро Хори, «Греческая народная религия» Мартина Нильссона и «Антропология народной религии» (англ.) . Курсы по изучению народной религии стали преподаваться в различных университетах США, такими учёными, как Джон Мессенджер в Индианском университете и Дон Йодер в Пенсильванском университете . В 1974 году Йодер отмечал, что хотя тематика народной религии является предметом изучения учёных, работающих как в фольклористике, так и в религиоведении, научное сообщество в США в дальнейшем продолжало её не принимать во внимание, вместо этого сосредоточившись на теологических исследованиях и изучении институциональной религии; он сравнивал это с Европой, где историки религии, напротив, посвятили много времени изучению народной религиозности . Он с грустью отмечал, что многие фольклористы США также пренебрегают темой религии, потому что она не вписывается в привычную жанровую систему каталогизации фольклора .

Критика использования понятия

Понятие «народная религия» стало все более отвергаться в 1990-х и 2000-х годах учёными, стремящимися к более точной терминологии .

Йодер указывает, что одна из трудностей в использованием понятия «народная религия» заключается в том, что оно не вписывается в работу тех учёных, которые использовали понятие «религия» в отношении исключительно институциональной религии . Он приводит в качестве примера мнение известного французского социолога религии Эмиля Дюркгейма , настаивавшего на том, что понятие «религия» использовалось для того, чтобы противопоставить его « магии » . Йодер отмечает, что учёные занимающиеся данной тематикой, обычно предпочитают понятию «народная религия» ( англ. folk religion ) — «народное верование» ( англ. folk belief ) .

Вторым затруднением, возникающим в употреблении понятия «народная религия», является то, что некоторые учёные, особенно работающие в области социологии религии, используют его в качестве синонима понятия « этническая религия » (также известной как национальная религия, племенная религия), означающего религию, тесно связанную с определённой этнической или национальной группой, которая, таким образом, противопоставляется «всеобщей религии», которая пересекает этнические и национальные границы . Среди тех учёных, кто придерживается такого видения, был Е. Уилбур Бок .

Американский фольклорист Леонард Норман Примано утверждал, что использование учёными понятия «народной религии», а также связанные с ним «популярная религия» и «неофициальная религия» «крайне вредно» по отношению к тем формам религиозности, которые они изучают, поскольку, по его мнению, это означает, что они являются «остаточными, [и] убогими» . Он утверждал, что использование такой терминологии подразумевает наличие «чистого элемента» для религии, «который каким-то образом претерпевает изменения и даже загрязняется под своим воздействием на человеческие сообщества» . Примано предлагает использовать как более уместный термин «коренная (местная) религия» ( англ. vernacular religion ). Примино отмечает, что это, «исходя из определения, — религия, которая как таковая жива: люди встречаются, понимают, объясняют и практикуют её. Поскольку религия по своей сути включает в себя объяснение, невозможно, чтобы религия отдельно взятого человека не была коренной» .

В свою очередь, американский религиовед Джеймс Александр Капало́ считает такой подход «ошибочным», утверждая, что переход от понятия «народная религия» к «коренная (местная) религия» приводит к тому, что учёный занимается «выборкой разнородных вещей в мире» . Он указывает на то, что оба понятия имеют «идеологическую и смысловую нагрузку(и)» и призывает всех учёных обратить внимание на ассоциации, которые возникают от каждого из понятий .

Китайская народная религия

Китайская народная религия (шенизм) — понятие, используемое для описания совокупности этнорелигиозных традиций, которые исторически представляли собой преобладающую систему верований в Китае и среди ханьских этнических групп вплоть до нашего времени. Шенизм основан на китайской мифологии и включает в себя поклонение (англ.) ( дух , божество , осознанность , сознание ), которые могут быть Тай-цзу , (англ.) , (англ.) , клановыми или (англ.) , культурными героями , полубогами , драконами и умершими пращурами .

Китайская народная религия иногда подразделяется на даосизм , поскольку на протяжении столетий институциональный даосизм пытался ассимилировать или управлять местными религиями. Точнее можно сказать, что даосизм представляет собой ветвь шенизма, поскольку он возник из народной религии и китайской философии . Китайская народная религия иногда рассматривается как составная часть китайской традиционной религии, но чаще обе считаются синонимами.

Охватывая 454 млн последователей, или около 6,6 % мирового населения, китайская народная религия является одной из основных религиозных традиций в мире . В Китае более 30 % населения придерживается шенизма или даосизма .

Несмотря на то, что в течение последних двух столетий от Тайпинского восстания до Культурной революции шенизм сильно притеснялся, в настоящее время он переживает возрождение как в материковом Китае , так и на Тайване . (англ.) поддерживает культ Мацзу на юге Китая (официально около 160 миллионов китайцев составляют мацзуисты ), культ «Жёлтого императора» , культ чёрного дракона в Шэньси , культ божества богатства Цай-шэня .

Народное христианство

Народное христианство по-разному определяется учёными. Так, в одном случае речь идёт о «христианстве, которое исповедует завоёванный народ» , в другом о «преодолении разделения верований на православных и не православных » , также о практикуемом в некоторых географических группах христианстве, поражённом суевериями , и, наконец, о христианстве, определяемом «в культурных терминах без ссылок на богословие и историю» .

Народный ислам

Народный ислам является (англ.) , используемым для описания тех его форм, которые содержат в себе народные верования и обычаи . Учёные (например Эрнест Андре Геллнер ) определяют народный ислам как ислам «городской бедноты, селян и племён», который противопоставляется ортодоксальному «высокому исламу» . Суфизм и суфии также часто включаются в народный ислам .

К верованиям и практикам народного ислама относят:

Народный индуизм

Индуистские эпосы и пураны внесли свой вклад в создание народного индуизма . Народный индуизм также включает в себя (англ.) , (англ.) и т. д. Однако и сегодня народный индуизм ( англ. folk Hinduism, Indian folk religion, popular Hinduism ) всё же можно отличить от «высоких» форм индийской философии , мистицизма или аскезы.

Народный иудаизм

Определение понятия «народный иудаизм» восходит к одной из первых крупных научных работ по этой теме — «Еврейская магия и суеверие: изучение народной религии» реформисткого раввина (англ.) , вышедшей в 1939 году. В предисловии к ней Трахтенберг определил народный иудаизм как совокупность идей и практик (вера в ангелов и демонов , магия ), которые хотя и пользуются широкой популярностью в иудейской религиозной среде, тем не менее не встречают одобрения у религиозных лидеров .

В более поздних исследованиях подчёркивалось значение влияния разрушения Иерусалимского храма для многих еврейских народных обычаев, связанных с трауром, и в частности с верой в хиббут ха-кевер (пытку в могиле) или дин ха-кевер (суд могилы) — убеждением, что после погребения в могиле в течение трёх дней мёртвых подвергают пыткам демоны, пока покойные не вспомнят их имена. Истоки этой идеи лежали в ранней аггаде , а затем были развиты каббалистами .

Признанным специалистом по народному иудаизму является венгерско-американский историк, этнограф, востоковед и антрополог (англ.) , который применил методы культурной антропологии для исследования данной тематики. В частности, он обратил внимание на важную роль влияния на народный иудаизм женского божественного элемента, который он видит у Ашеры , Шхины , и Лилит .

Профессор социологии Университета имени Бен-Гуриона Стивен Шарот отмечал, что еврейская народная религия вкупе с формами народного иудаизма заостряет внимание на магическом или тауматургическом , то есть на том, что может помочь защитить человека от болезней и несчастий. Он подчёркивает, что в то время, как раввинистическая традиция касается иудейского ритуала и галахи , колдуны оказывают людям помощь в повседневной жизни. Шарот приводит в качестве примера, как относительно профессиональный тип магов, феномен польских баалшемов , имевший широкое хождение начиная XVI века, которые в XVIII веке добились большого успеха на волне повального увлечения каббалой в обществе. Баалшемы обещали людям использовать свои познания в именах Бога и ангелов, демонологии , экзорцизме , хиромантии и фитотерапии , чтобы нанести вред врагам и помочь добиться успех в делах брака и рождения детей .

Израильский политолог и гебраист (англ.) писал, что суть народной религии у американских евреев выражается в их тесных социальных связях друг с другом. Это наглядно подтверждалось тем, что препятствующие социальной интеграции религиозные предписания ( касающиеся пищи и соблюдения субботы ) были отброшены, в то время как такие практики как Седер Песах , обряды перехода , Ямим нораим продолжают оставаться связующим звеном еврейских семей и общин . Изучению ритуалов и верований в современной еврейской народной религии посвящены монографии Либмана «Двойственный американский еврей: политика, религия и семья в жизни американских евреев» (1973) и статья «Американское еврейство: идентичность и принадлежность» (1973) .

См. также

Примечания

  1. , p. 3–4.
  2. .
  3. .
  4. , p. 12—14.
  5. , p. 11.
  6. , p. 449.
  7. , p. 2.
  8. , p. 2—3.
  9. , p. 3.
  10. , p. 3—4.
  11. , p. 5.
  12. , p. 6.
  13. , p. 9.
  14. , p. 4.
  15. , p. 10.
  16. , p. 10—11.
  17. , p. 204.
  18. , p. 38.
  19. , p. 39.
  20. , p. 44.
  21. , p. 9.
  22. , pp. 15—16.
  23. "Religion", Encyclopædia Britannica , 2011 .
  24. . Charts bin (16 сентября 2009). Дата обращения: 20 ноября 2011. 13 августа 2011 года.
  25. Madsen R. от 14 июля 2017 на Wayback Machine // (англ.) . Vol. 21. № 4. 2010. P. 58—72
  26. . National Public Radio (23 июля 2010). Дата обращения: 20 ноября 2011.
  27. Adam Yuet Chau от 26 марта 2017 на Wayback Machine // (англ.) . Vol. 31. №. 2. 2005. pp. 236—278
  28. , p. 341.
  29. , p. 11.
  30. , p. 45.
  31. , p. 37.
  32. , p. 242.
  33. , p. 280.
  34. , p. 189.
  35. .
  36. , p. 138.
  37. , p. 49.
  38. , p. 286.
  39. , p. 49.
  40. , p. 81.
  41. Collier's Encyclopedia: With Bibliography and Index (англ.) . — 1957. — Vol. 10. — P. 68.
  42. , p. xxvii.
  43. , p. 344.
  44. , p. 26—28.
  45. , p. 58.
  46. , p. 152.
  47. .

Литература

на русском языке
  • // Этнографическое обозрение . — 2008. — № 1 . — С. 71—82 . — ISSN .
  • Нильссон, Мартин. Греческая народная религия = Greek popular religion / Отв. ред. А. И. Зайцев. — СПб. : Алетейя, 1998. — 256 с. — (Античная библиотека). — ISBN 5-89329-094-3 .
  • Забияко А.П. Народная религия // Религиоведение. Энциклопед. словарь. Под ред. А.П. Забияко, А.Н. Красникова, Е.С. Элбакян. М.: Академ. проект, 2006. – С. 672–673.
на других языках
  • Bowman M. Chapter 1: Phenomenology, Fieldwork, and Folk Religion // / Ed. Steven Sutcliffe. — Ashgate Publishing , 2004. — 279 p. — ISBN 0-7546-4158-9 .
  • Allen C. . — second edition. — Washington: Smithsonian Institution Press , 1988. — 283 p.
  • Bastide R. / Trans. by Helen Sebba. — Baltimore: Johns Hopkins University Press , 2007. — 494 p.
  • Blackburn S. H. Death and Deification: Folk Cults in Hinduism // (англ.) . — 1985. — Vol. 24, № 3 . — P. 255—274.
  • Blackburn S. H. . — University of California Press , 1996. — 310 p.
  • Bock E. W. Symbols in Conflict: Official versus Folk Religion // Journal for the Scientific Study of Religion . — 1966. — Vol. 5, № 2 . — P. 204–212. — doi : .
  • (англ.) . The Concise Oxford Dictionary of World Religions // Folk religion. — Oxford University Press , 2003.
  • Brintnal D. . — New York: Gordon and Breach , 1979. — 199 p.
  • Brown P. The rise of Western Christendom: Triumph and Diversity 200-1000 AD. — Wiley-Blackwell , 2003. — 636 p. — ISBN 0-631-22138-7 .
  • (англ.) . . — Princeton: Princeton University Press , 1981.
  • Corduan W. . — InterVarsity Press, 1998. — 363 p. — ISBN 0-8308-1524-4 .
  • Gellner D. N. Hinduism. None, one or many? // Social Anthropology. — 2004. — Vol. 12. — P. 367—371.
  • Hefner R. W. Islam In an Era of Nation-States: Politics and Religious Renewal in Muslim Southeast Asia // / Eds. Robert W. Hefner, Patricia Horvatich. — (англ.) , 1997. — P. 3—42. — 327 p.
  • Hinde R. A. . — Routledge , 2009. — 293 p. — ISBN 978-0-415-49761-9 .
  • Johnson P. C. (англ.) . — Oxford: Oxford University Press , 2002. — 225 p.
  • Kapaló J. A. Folk Religion in Discourse and Practice // Journal of Ethnology and Folkloristics. — 2013. — Vol. 1, № 1 . — P. 3—18.
  • Khan I. K. . — M.D. Publications Pvt. Ltd., 2006. — 413 p.
  • . // (англ.) . — 2018. — Vol. 60, № 1—2 .
  • Lessnoff M. Islam, modernity and science // / Eds. (англ.) , Mark Haugaard. — Cambridge: Cambridge University Press , 2007. — P. 189—226. — 274 p.
  • (англ.) . . — Jewish Publication Society of America, 1973a. — 215 p.
  • (англ.) . American Jewry: Identity and Affiliation // / (ed.) Walter I. Ackerman, American Jewish Committee . Task Force on the Future of the Jewish Community in America. — New York: Basic Books , 1973b. — P. 127–152. — 324 p.
  • Magnus R. H. The PDPA Regime in Afganistan. F Soviet Model for the Future of the Middle East // / Eds. Peter J. Chelkowski, Robert J. Pranger. — Duke University Press , 1988. — P. 274—298. — 542 p.
  • Makris J. P. . — Wiley-Blackwell , 2006. — 368 p. — ISBN 978-1-4051-1603-9 .
  • Nash J. Religious Rituals of Resistance and Class Consciousness in Bolivian Tin-Mining Communities // / Christian Smith. — New York: Routledge , 1996. — P. 87–104. — ISBN 0-415-91405-1 .
  • Nepstad S. E. Popular Religion, Protest, and Revolt: The Emergence of Political Insurgency in the Nicaraguan and Salvadoran Churches of the 1960s–80s // / Christian Smith. — New York: Routledge , 1996. — 105–124 p. — ISBN 0-415-91405-1 .
  • (англ.) . . — Princeton: Princeton University Press , 1984. — 505 p.
  • (англ.) . . — Princeton: Princeton University Press , 2014. — 494 p.
  • (англ.) / Ed. (англ.) . — Oxford: Oxford University Press , 2011. — 934 p.
  • Panchenko A. A. // Soviet and Post-Soviet Identities / Ed. by Mark Bassin and Catriona Kelly. — Cambridge: Cambridge University Press , 2012. — 321–340 p.
  • Primiano L. N. Vernacular Religion and the Search for Method in Religious Folklife // (англ.) . — 1995. — Vol. 54, № 1 . — P. 37–56. — doi : .
  • / ed. Ellen Badone. — Princeton: Princeton University Press , 1990. — 230 p.
  • Ridgeon L. V. J. Islam // / Ed. Lloyd V. J. Ridgeon. — Routledge , 2003. — P. 230—288. — 386 p. — ISBN 978-0-415-29796-7 .
  • Rock S. . — Routledge , 2007. — 234 p.
  • Salem M. O., Foskett J. Religion and religious experiences // / (edit.) C. Cook, A. Powell, A. Sims. — The Royal College of Psychiatrists, 2009. — P. 233—252. — 300 p. — ISBN 978-1-904671-71-8 . от 17 мая 2017 на Wayback Machine
  • Sharot S. . — Wayne State University Press , 2011. — 317 p.
  • Sinha V. Problematizing Received Categories: Revisiting ‘Folk Hinduism’ and ‘Sanskritization // Current Sociology. — 2006. — Vol. 54, № 1 . — P. 98—111.
  • Sinha V. Persistence of ‘Folk Hinduism’ in Malaysia and Singapore // (англ.) . — 2005. — Vol. 18, № 2 . — P. 211—234.
  • Snape M. F. . — Boydell Press, 2003. — 228 p. — ISBN 1-84383-014-0 .
  • (англ.) . The Ouvre of Raphael Patai // Fields of Offerings: Studies in Honor of Raphael Patai / Ed. Victor D. Sanua. — (англ.) , 1983. — 327 p.
  • Taylor L. J. . — Philadelphia: University of Pennsylvania Press , 1995.
  • Thomas K. . — London: Weidenfeld and Nicholson, 1973. — 880 p. — ISBN 0-297-00220-1 .
  • (англ.) . Jewish Magic and Superstition: A Study in Folk Religion. — University of Pennsylvania Press , 2004. — 392 p.
  • (англ.) . Sufism, „Popular“ Islam and the Encounter of Modernity // / (англ.) , Armando Salvatore, Martin van Bruinessen. — Edinburgh University Press , 2009. — 296 p. — ISBN 978-0-7486-3793-5 .
  • Varul M. Z. Consumerism as Folk Religion: Transcendence, Probation and Dissatisfaction with Capitalism // (англ.) . — 2015. — Vol. 28, № 4 . — P. 447–460. — doi : .
  • Yoder D. Toward a Definition of Folk Religion // (англ.) . — 1974. — Vol. 33, № 1 . — P. 1–15. — doi : .

Ссылки

  • : an account of the folk religion of children living in homeless shelters in Miami, circa 1997.
Источник —

Same as Народная религия