Interested Article - Архитектура барокко
- 2020-04-19
- 1
|
||||
Храмы в стиле барокко: Сант-Иньяцио в Риме , Санта-Приска (Мексика) , Сен-Жерве , Париж , Смольный собор в Санкт-Петербурге (Россия) |
Архитекту́ра баро́кко — художественное направление и архитектурный стиль , включающий ряд историко-региональных художественных стилей, течений и школ , а также эпоха в развитии архитектуры стран Европы и Америки (особенно в Центральной и Южной ), охватывающая значительный временной период, около 150—200 лет. Стиль барокко зарождался в Италии , главным образом в архитектуре Рима в середине XVI века и завершался в Италии во второй половине XVIII века, в других странах — в конце того же столетия . Стиль барокко в своем историческом развитии охватил все виды искусства, прежде всего архитектуру, но проявился также в живописи , театре (и связанной с ним литературе, музыке), скульптуре , графике и декоративно-прикладном искусстве .
Основные особенности архитектуры стиля барокко
Основная особенность барочной архитектуры — пространственность архитектурных композиций . Это архитектура «открытых пространств и дальних перспектив» . Если архитектура классицизма характеризуется уравновешенностью, гармоничной пропорциональностью , замкнутостью композиции, тектоничностью : ясностью членений и симметрией фасадов , то архитектура стиля барокко — напротив характерна открытостью и динамичностью, активным взаимодействием объёмов с окружающим пространством («внедрением» объёма в пространство), динамичным взаимодействием интерьера с экстерьером архитектурной композиции, доминированием вертикали вместо классицистической горизонтали. Типично барочные приёмы: раскреповки антаблемента , «разорванного фронтона», неравномерной расстановки пилястр и колонн создают рельефность фасадов с эффектами светотени , особенно в «угловых перспективах», которые служат всё тем же целям. Всё это придаёт архитектуре качества живописности .
Однако в различные исторические периоды и в разных регионах, в зависимости от местных условий, этнических традиций и внешних, в том числе климатических, факторов барочная архитектура приобретала специфический характер. Кроме того, стиль барокко успешно взаимодействовал, каждый раз по-новому, с иными художественными стилями: рококо , наступавшим в середине XVIII века неоклассицизмом и даже с уходящей готикой. Отсюда «переходные» рокайльно-барочные стили: саксонское и австрийское барокко, прусское фридерицианское рококо , петровское барокко и елизаветинский барочно-рокайльный стиль в России. В Испании и странах Латинской Америки развивалось так называемое ультрабарокко : мексиканское барокко , стиль чурригереско .
Истоки развития архитектуры барокко
Корни стиля барокко уходят в архитектуру эпохи итальянского Возрождения . Стиль барокко — это архитектура грандиозных ансамблей и обширных пространств. Первым величественным ансамблем в итальянской архитектуре считают Бельведер в Ватикане , созданный архитектором римского классицизма XVI века Донато Браманте . Проект Бельведера предусматривал создание ансамбля протяженностью около 300 метров, включающим несколько взаимосвязанных дворов, открытых пространств с садами и фонтанами, зданий различного назначения: Антикварий с собранием античных статуй, регулярный сад, Ватиканскую библиотеку и театр под открытым небом. Проект не был осуществлен полностью. Однако в формальном отношении постройки Браманте нельзя относить к барочному стилю. Концом эпохи римского классицизма условно считают две даты: кончину Браманте в 1514 году и смерть Рафаэля Санти в 1520 году (Рафаэль много работал и в архитектуре). Существует мнение, его разделял, к примеру, австрийский историк искусства Макс Дворжак , что стиль классицизма в архитектуре и живописи фактически был создан и в формальном отношении завершён Рафаэлем. При созерцании его произведений, действительно, возникает ощущение формального предела: дальнейшее развитие кажется невозможным .
Согласно одной из версий, стиль барокко вырос из маньеризма , охватившего итальянское искусство во второй половине XVI века. Ярким представителем раннего маньеризма в итальянской архитектуре был Джакомо да Виньола (1507—1573). Так, созданный им ансамбль виллы Джулия в Риме для Папы Юлия III (понтифик в 1550—1555 годах) имеет относительно небольшие размеры, но постройки отличаются переосмыслением и более широкой трактовкой ордерной системы и живописным отношением к архитектурному пространству: сочетанием больших и малых арок, садов , фонтанов , открытых полуциркульных галерей с росписями и рельефами, павильонов , расположенных на разных высотных уровнях. Однако по мнению большинства исследователей, опирающихся на классические труды Г. Вёльфлина , стиль барокко начинается там, где происходит разрушение классической тектонической системы , симметрии и замкнутости композиции за счёт активного взаимодействия архитектурных объемов с окружающим пространством. Поэтому подлинным «отцом барокко» считают великого Микеланджело Буонарроти .
Стиль барокко не случайно возник в Риме , поскольку одним из источников барочной архитектуры стали памятники древнеримского искусства, в частности римское переосмысление греческой ордерной системы в виде « римской архитектурной ячейки ». Именно Микеланджело первым вышел за пределы традиционного понимания ордерности в архитектуре . Другой источник и важнейший стимул возникновения и развития стиля барокко — великие географические и научные открытия XVI—XVII веков, значительно расширившие представления людей о времени и пространстве. Третьим источником считают идеологию и эстетику католичества, идейное движение Контрреформации и постановления Тридентского собора католической церкви. Поэтому стиль барокко называют также «стилем контрреформации» и «искусством иллюзии» .
Маньеризм и барокко
Существуют две основных версии об отношении и историческом взаимодействии маньеризма и барокко. Согласно первой, устаревшей академической концепции, получившей распространение в отечественном искусствознании 1930-х — 1950-х гг., стиль барокко вырос из маньеризма. На этом основании даже выдающиеся произведения Микеланджело : лестницу библиотеки Сан-Лоренцо во Флоренции (проект 1555 г., строительство Б. Амманнати) и ансамбль Капитолия в Риме (проект 1536 г.) относили к маньеризму. По другой концепции, наиболее полно выраженной в работах А. Г. Габричевского и Б. Р. Виппера , маньеризм и барокко в искусстве Италии второй половины XVI века антагонистичны, поскольку основывались на противоположных эстетических критериях, но развивались параллельно. Маньеристическое искусство предполагает варьирование композиционных и стилевых решений, найденных ранее, в эпоху Высокого Возрождения. Поэтому архитекторы-маньеристы стремились к причудливому, необычному и даже фантастичному, но ограничивались в основном поверхностной декорацией старых композиционных схем . Художники барокко напротив искали новое отношение к форме и пространству в самом процессе формообразования. В этом смысле характерны криволинейные очертания стен, разорванные фронтоны, раскрепованные антаблементы (ит. forzato), удвоение пилястр и пучки колонн .
Архитекторы раннего римского барокко: ( Джакомо Делла Порта , Доменико Фонтана , Карло Мадерна ). Фасад церкви Иль Джезу в Риме (архитектор Джакомо делла Порта ) стал образцом для строительства многих барочных церквей как в Италии, так и в других католических странах. Апогей итальянского барокко — середина XVII века — представлен творчеством Джан Лоренцо Бернини , Франческо Борромини , Гварино Гварини , Пьетро да Кортона , Филиппо Юварры и многих других выдающихся проектировщиков и строителей.
От маньеризма барокко унаследовало влечение к необычному, удивительному, поразительному. Это отразилось в ландшафтной архитектуре, садах и парках эпохи барокко (гигантская скульптура , гротескная маска, театр под открытым небом, необычное здание с экзотическими деталями). Эпоха барокко — время создания кунсткамер, увлечения ювелирным искусством, стремления к необычному и экзотическому в оформлении интерьера и мебели.
В Италии
Наиболее успешным мастером зрелого итальянского барокко был выдающийся архитектор, скульптор, живописец, теоретик и поэт, драматург и театральный декоратор Джан Лоренцо Бернини . Он является автором наиболее прославленных ансамблей барочного Рима : площади Св. Петра со знаменитой колоннадой, фонтанов площади Навона . Гораздо менее удачливым соперником великого Бернини был гениальный Франческо Борромини , из-за чего он и окончил жизнь самоубийством в 67 лет. Однако его немногие завершенные проекты: церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане, Сант-Иво алла Сапиенца, как считают специалисты, глубже по замыслу и сложнее по формообразованию, чем впечатляющие ансамбли, созданные Бернини . Именно Борромини смело отходил от классических канонов, авторитетных решений, прежних правил, проектировал сооружения невиданной ранее сложности. Доказательством служит знаменитая «волна» фасада церкви Сан-Карло или силуэт двубашенной церкви Сант-Аньезе ин Агоне на Пьяцца Навона .
-
Ф.Борромини. Оратория филиппинцев. Рим
-
Ф.Борромини. Церковь Сант-Иво Университета Сапиенца. Рим. Разрез по вертикальной оси
-
Б. Лонгена . Базилика Санта-Мария-делла-Салюте . 1630 – 1681. Венеция
Интересный путь как архитектор барокко прошёл Филиппо Юварра . Он начинал как сценограф и помощник в перестройке театральных зданий. Не все его проекты нашли воплощение. Но от здания к зданию он набирал профессиональный опыт. Если Доменико Фонтана (1543—1607) или Франческо Каратти (1620 —1677) использовали тип удлинённого дворца-блока без игры объёмов, Юварра усиливал выразительность архитектурных объемов диагональными построениями, выступающими ризалитами, игрой вогнутых и выпуклых фасадов. Декор становился всё более сдержанным, Юварра не избегал руста , пилястр и колонн, таких привычных для классицизма . Здания, сохраняя величие, разнообразие и красоту, становятся, тем не менее, образцами не классицизма, а именно барокко. Яркими примерами архитектурного стиля Юварры стали выразительные силуэты замка Ступиниджи , Мадридского королевского дворца, базилики ди Суперга .
-
Г.Гварини. Палаццо Кариньяно . 1679. Турин
-
Г. Гварини. Паласио Реаль. Королевский дворец в Мадриде . Первый проект 1738 г.
-
Дворец Ступиниджи близ Турина. Проект Г.Гварини 1729 г.
В конце XVII—XVIII веках многие архитекторы Италии, по причине политического и экономического кризиса страны не находили на родине применения своим знаниям. В поисков работы они уезжали в другие страны «к северу от Альп». «Исход» итальянских мастеров (термин С. С. Подъяпольского) оказал значительное влияние на развитие архитектуры сопредельных стран, в частности, историко-региональных барочных стилевых течений в Германии, Австрии, Франции и России.
Во Франции
-
Собор Дома инвалидов . 1708. Париж. Архитектор Ж. Ардуэн-Мансар
-
Люксембургский дворец . 1615-1645. Париж. Архитектор С. Деброс
-
Коллеж Четырёх Наций .1662-1688. Париж. Архитектор Л. Лево
-
Капеллы Версаля . 1643-1715. Версаль. Архитектор Р. де Кот
-
Зеркальная галерея . 1678-1686. Версаль. Архитектор Ж. Ардуэн-Мансар
-
Зеркальный Зал в Отеле Субиз . 1735–1740. Париж. Архитектор Ж. Бофран
В Великобритании
-
Собор Святого Павла . Западный фасад. 1675–1702. Лондон. Архитектор Кристофер Рен
-
Гринвичский морской госпиталь . 1694. Проект Кристофера Рена
В Австрии, Вене, Праге
|
Стиль этого раздела
неэнциклопедичен или нарушает нормы литературного русского языка
.
|
Барокко в переводе означает: жемчужина неправильной формы. В XVII веке Священная Римская империя , как государство, имела недолгий период подъёма. Он связан как с положительными, так и отрицательными факторами. Положительное влияние оказали победа над Турцией и высвобождение европейских территорий от не европейской культуры, поскольку Турция и её культура тогда не воспринималась частью Европы. Негативным было присоединение промышленных территорий [ неизвестный термин ] в Австрию и формирования Австрийской империи . Она и до этого была конгломератом разных по культуре и истории областей. Теперь областей стало больше. Этот процесс продлится до конца XVIII века. Началось с присоединения насилием Венгрии в 1686. Закончилось присоединением северной Италии, что спровоцировало Национально-освободительную войну сначала в Венгрии в начале XVIII века, в XIX веке — в Италии.
Победу одержали светская и церковная власти Австрии. Именно эти могущественные и богатые круги стали заказчиками и главными потребителями достижений эпохи барокко. Из стратегических соображений в 1683 австрийцы сожгли все пригороды Вены, чтобы ничего не досталось воинам-туркам. Примерно с 1690 года начался «строительный бум» — на сожжённых территориях возникают роскошные загородные усадьбы, барочные монастыри, барочные церкви в разных городах.
Строительство в стиле барокко началось задолго до 1690-х годов. Один из первых образцов-барочный собор в городе Зальцбург возник в 1611—1628 годах. Уже тогда широко использовались проекты и труд архитекторов Италии, потому барокко Австрии развилось под мощным влиянием барокко Италии. Так, собор в Зальцбурге строил итальянец Сантино Солари. А в захваченной и покорённой Австрией Праге по заказу австрийцев-победителей работала целая армия архитекторов, декораторов и художников Италии (от архитектора Каратти до садовника Себрегонди).
Ученический период закончился примерно через 70 лет. Уже самое барочное сооружение Вены — дворец Шёнбрунн — строится австрийцами Иоганном Бернхард Фишером фон Эрлахом и его сыном Йозефом Эммануэлем. При этом Шёнбрунн не похож ни на один из дворцов Италии. В самой Вене строят барочные — дворец принца Евгения, Богемскую канцелярию , Придворную библиотеку, церковь Св. Карла Борромео ( Карлскирхе ), дворцы аристократов. Австрийская провинция гордится настоящим шедевром — барочным монастырем в местечке Мельк (арх. Я. Прандтауер, И. Мунгенаст).
Наиболее одаренным среди первого поколения мастеров барокко в Праге был Франческо Каратти, спроектировавший колоссальный Чернинский дворец . Длина готического собора Св. Вита в Праге равнялась 124 метра. Чернинский дворец уже имел длину 150 метров.
-
Карлскирхе (Вена)
-
В Речи Посполитой
Первый в Речи Посполитой памятник с элементами предбарокко — Фарный костёл в Несвиже — был возведён в 1580-е годы итальянским мастером Джованни Бернардони по образцу Иль-Джезу . В подражание этой римской церкви было выстроено впоследствии бесчисленное множество костёлов. Во Львове приход барокко связан с возведением Сретенского костёла босых кармелиток (1642—1644) по образу и подобию римской церкви Санта-Сузанна (арх. Карло Мадерна , 1603). Однако на протяжении XVII века польские шляхтичи ценили вовсе не характерные для барокко грузные, упрощённые архитектурные формы, получившие название сарматского стиля . Это в известной степени сдерживало дальнейшее освоение архитектурного словаря барокко и его распространение в провинциях Речи Посполитой .
Постепенно эрудиция и таланты архитекторов быстро дали возможность отойти от копирования итальянских образцов и создавать оригинальные сооружения (костёл и монастырь кармелитов босых, Бердичев ). Наиболее крупные заказы — костелы, монастыри, часовни — поступали от католической церкви. Только в самом конце XVIII века под западноевропейским влиянием началось возведение масштабных дворцовых резиденций, таких, как Вилянувский дворец в Варшаве. Тогда же в барочном духе были перестроены многие храмы Кракова и Вильнюса , а в Гродно был выстроен богато украшенный скульптурой Ксавериевский костёл . К поздним памятникам светского барокко относятся дворец Браницких в Белостоке , дворец Сангушек в Изяславе , дворец греко-католических митрополитов в комплексе собора Св. Юра во Львове , загородная резиденция митрополитов в Оброшине .
В Виленской епархии в архитектуре костёлов ценились стройность силуэта, ажурность декора, порыв ввысь. Крупнейший мастер позднего барокко на землях великого княжества Литовского — Ян Кристоф Глаубиц — создал особый тип двухбашенного барочного костёла, получивший название виленского . Архитектура Левобережной Украины , отделившейся от Речи Посполитой после восстания Хмельницкого , пошла своим путём. Местные зодчие творчески перерабатывали структуру православных храмов домонгольской эпохи в русле народного деревянного зодчества, обогащая её барочной декорировкой. Повсеместное распространение получили многосрубные храмы с грушевидными главами. Местная архитектурная школа известна под названием украинского барокко .
Барокко в России
В России расцвет искусства барокко, отразившего рост и укрепление абсолютной монархии, приходится на первую половину XVIII века . Стиль барокко в России обладал рядом национальных особенностей. Русское зрелое барокко отличалось от западноевропейского, в частности, наиболее ярко выраженного — итальянского, структурной ясностью и простотой планировочных решений, тесной связью конструктивной основы и декоративных элементов. Другой отличительной особенностью русского барокко был его мажорный характер, активное использование цвета, смелых колористических и светотеневых контрастов, включая золочение .
Исследователь древнерусского зодчества Н. В. Султанов ввёл термин « русское барокко », обозначив им допетровскую архитектуру Руси XVII века . Фактически под этим термином понималось « московское узорочье », сложившееся в 1640-х годах. Современные искусствоведы видят в узорочье скорее аналог маньеризма , а отсчёт истории русского барокко ведут с распространения в московской строительной практике восьмериков на четверике ( церковь царевича Иоасафа , 1678). В эволюции русского барокко выделяют стадии « московского барокко » конца XVII века (различают нарышкинский , строгановский , голицынский стили ), « петровское барокко » первой четверти XVIII в., « зрелое русское барокко » елизаветинского времени .
Русская архитектура барокко, достигшая величественного размаха в городских и усадебных ансамблях Петербурга , Петергофа , Царского Села и других, отличается торжественной ясностью и цельностью композиции зданий и архитектурных комплексов (арх. М. Г. Земцов, Ф. Б. Растрелли, Д. В. Ухтомский). Сравнительно малоизвестную страницу в истории барокко составляет храмовое зодчество уральских заводов и Сибири; применительно к нему бытуют такие термины, как «уральское барокко» и « сибирское барокко ».
Примечания
- Брунов Н. И. Очерки по истории архитектуры: В 3 т. — М. — Л. : Academia, 1935
- Власов В. Г. Итальянизирующий петербургский ампир К. Росси и архитектура дальних перспектив // Власов В. Г. Искусство России в пространстве Евразии. — В 3-х т. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2012. — Т. 2. — C. 210—214
- Власов В. Г. . Барокко // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. II, 2004. — С. 56—65
- Кириченко Е. И. Три века искусства Латинской Америки. Конец XV- первая четверть XIX века. — М.: Искусство, 1972. — С. 25—72
- Власов В. Г. . Барокко. — С. 53—84
- Вёльфлин Г. Ренессанс и Барокко. — СПб. : Азбука-классика, 2004.- С. 245
- Власов В. Г. . Барокко. — С. 56-57
- Вёльфлин Г. Искусство Италии и Германии эпохи Ренессанса. — Л.: ОГИЗ, 1934
- Габричевский А. Г. Пространство и масса в архитектуре // Искусство. — 1923. — № 1. — С. 8—14
- Габричевский А. Г. Теория и история архитектуры // Избранные сочине-ния. — Киев, 1993. — С. 128—205
- Виппер Б. Р. Борьба течений в итальянском искусстве XVI века. — М.: Изд-во АН СССР, 1956
- Иоффе И. И. Культура и стиль. — Л. : Прибой, 1927
- Иоаннисян О. М. К проблеме барокко в русской архитектуре XVII века // Русское искусство эпохи барокко : Новые материалы и исследования. — СПб. : Гос. Эрмитаж, 1998. — С. 20—46
- Якимович А. К. Бернини и Борромини. Становление двух типов художественного сознания барокко // Искусство Западной Европы и Византии. — М.: Наука, 1978. — С. 104—125
- Барокко // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- . Дата обращения: 25 января 2010. 8 июля 2012 года.
- . Дата обращения: 25 января 2010. Архивировано из 25 августа 2005 года.
Литература
- Барокко в России. [Сборник статей]. / М. В. Алпатов, Н. И. Брунов, А. Греч, Г. В. Жидков, В. В. Згура, А. И. Некрасов. Государственная академия художественных наук. Труды секции пространственных искусств. Под редакцией профессора А. И. Некрасова. — М.: Типография Государственной академии художественных наук, 1926. — 142 с.
- Барокко в славянских странах. [Сборник статей]. — М.: «Наука», 1982. — 352 с.
- Вёльфлин Г. Ренессанс и барокко. Исследование сущности и становления стиля барокко в Италии / Генрих Вёльфлин; Перевод с немецкого Е. Г. Лундберг. — СПб.: Издательство «Грядущий день», 1913. — 164 с., ил.
- Вёльфлин Г. Ренессанс и барокко. Исследование сущности и становления стиля барокко в Италии / Генрих Вёльфлин; Перевод с немецкого: Е. Г. Лундберг. — М.: Азбука-классика, 2004. — 288 с., ил. — ISBN 5-352-00608-5 .
- Виппер Б. Р. Архитектура русского барокко / Сост., предисл. и примеч. канд. искусствоведения Н. А. Евсина. — М.: Наука, 1978. — 231 с., ил.
- Виппер Б. Р. Архитектура русского барокко. — М.: Б.С.Г.- Пресс, 2008. — 298 с., ил. — Серия: Ars longa. — ISBN 978-5-93381-255-5 .
- История русского искусства. Том 5. — М.: Изд. АН СССР, 1960.
- Локтева В. Этот непонятный отец барокко // Архитектура СССР . — 1982. — № 9.
- Локтев В. О втором призвании зодчества // Декоративное искусство СССР. — 1986. — № 3.
- Михаловский И. Б. Архитектура ренессанса и барокко в Италии. — М.: Либроком, 2013. — 48 с. — Серия: Из истории архитектурной мысли. — ISBN 978-5-397-04069-3 .
- 2020-04-19
- 1