Об основах ленинизма
- 1 year ago
- 0
- 0
Ленинизм — левое философское , политическое и социально-экономическое учение , основанное на политических взглядах Владимира Ленина о строительстве коммунизма через социализм , развитие марксизма .
Термин «ленинизм» введён в оборот И. В. Сталиным в классическом определении (1926): «Ленинизм есть марксизм эпохи империализма и пролетарской революции » . С ленинизмом самоотождествляют себя такие противостоящие друг другу направления, как троцкизм , сталинизм , маоизм , ходжаизм и бордигизм .
В период 1892—1893 годов взгляды Ленина под сильным влиянием работ Плеханова медленно эволюционировали от народовольческих к социал-демократическим . При этом он уже в 1893 году разработал новую на тот момент доктрину, объявившую современную ему Россию, в которой четыре пятых населения составляло крестьянство, «капиталистической» страной. Кредо ленинизма было окончательно сформулировано в 1894 году:
«Русский рабочий , поднявшись во главе всех демократических элементов, свалит абсолютизм и поведёт русский пролетариат (рядом с пролетариатом всех стран ) прямой дорогой открытой политической борьбы к победоносной коммунистической революции ».
В своей доктринальной части ленинизм соответствует большевизму , начало которому положил в 1903 году сам В. И. Ленин на II съезде РСДРП , и эти два понятия были не противопоставимы вплоть до 1922 года, то есть пока Ленин активно действовал как руководитель партии большевиков , и его трудами продолжали развиваться, по определению, и большевизм, и ленинизм.
Активно использоваться понятие «ленинизм» стало после ухода В. И. Ленина от дел по причине болезни (1922). С этого момента вожди РКП(б) часто употребляют его в своих публичных выступлениях на разных уровнях, вплоть до съездов и конгрессов. Так, например, на XII съезде РКП(б) (17—25 апреля 1923 г.) Н. И. Бухарин говорит:
Сущность ленинизма по национальному вопросу у нас заключается в первую очередь в борьбе с основным шовинизмом, который у нас есть, с великорусским шовинизмом
После смерти Ленина (январь 1924 года) одним из первых деятелей международного коммунистического движения, кто попытался дать научную формулу ленинизма, был венгерский философ-марксист Дьёрдь Лукач . В брошюре « Ленин. Исследовательский очерк о взаимосвязи его идей » ( Вена , февраль 1924 года) Лукач уже ставит вопрос «о ленинизме как новой фазе в развитии материалистической диалектики». Обрисовав эволюцию марксизма и дополнив её фактами его ревизии, Лукач формулирует лемму:
Ленин был единственным, кто совершил этот шаг по пути конкретизации марксизма, приобретшего отныне совершенно практический характер. Вот почему он является единственным по настоящее время теоретиком, выдвинутым освободительной борьбой пролетариата, такого же всемирно-исторического масштаба, как Маркс .
которая затем кладётся в основу последующих определений ленинизма. Примерно в то же время «конспективное изложение основ ленинизма» пишет и И. В. Сталин , и в марте 1924 года оно выходит в виде брошюры « Об основах ленинизма » . В этих лекциях Сталин дал определение ленинизма как марксизма эпохи империализма и пролетарской революции :31 , как теории и тактики пролетарской революции вообще и диктатуры пролетариата в особенности, соединение русского революционного размаха с американской деловитостью . Позже Г. Е. Зиновьев как председатель ИККИ озвучивает своё понимание ленинизма с международной трибуны Коминтерна , на его V Конгрессе (июнь — июль 1924 года) [ какое? ] .
На XIV съезде ВКП(б) вдова Ленина, Н. К. Крупская, взяв слово, сказала: «Я думаю, что тут неуместны крики о том, что то или иное — это истинный ленинизм» , после чего по памяти сослалась на слова Ленина:
В истории были случаи, что учения великих революционеров искажались после их смерти. Из них делали безвредные иконы, но, представляя их имени почёт, притупляли революционное острие их учения
призвав после этого «не покрывать те или другие наши взгляды кличкой ленинизма».
На XIII съезде партии (23—31 мая 1924 г.) было решено ввести ленинизм в преподавание всех общественных дисциплин, съезд принял решение о создании Института Ленина и о публикации его ПСС :31 .
Выделению в истории марксистской философии ленинского этапа как новой, высшей ступени в развитии диалектического материализма, оформившемуся в середине 1920-х годов, способствовали работы Адоратского , Быстрянского , Невского , , Троицкого , Ярославского :34 .
Восходящее к И. В. Сталину и распространённое в научной литературе определение
Ленинизм есть марксизм эпохи империализма и пролетарской революции. Точнее: ленинизм есть теория и тактика пролетарской революции вообще, теория и тактика диктатуры пролетариата в особенности .
подразумевает, что:
Факт, что успешная социалистическая революция свершилась не в самой развитой индустриальной державе, как полагали классики марксизма , а в крестьянской стране, относится к практической, доктринальной части марксизма и ленинизма, не исчерпывая всех аспектов соотношения обоих учений. Теоретическая основа ленинизма и марксизма — материалистическая диалектика , что означает их тождество по существу.
Работая в русле марксизма, В. И. Ленин не только использовал тезисы, ранее сформулированные Марксом, но и дополнил учение марксизма своими философскими работами: « Материализм и эмпириокритицизм » , «О значении воинствующего материализма» . В частности, Ленин развил материалистическое понимание философии Гегеля и дал критику философии эмпириокритицизма ( махизма ), неокантианства и прагматизма . Он также отграничил диалектический материализм от ряда учений, развивавшихся вне марксизма: в частности, от сенсуализма, наивного реализма, релятивизма, а также от вульгарного материализма.
В области понимания общественных явлений Ленин восстановил единство естественно-научного материализма с материализмом историческим, то есть единство между диалектическим пониманием природы и диалектическим пониманием общественного развития, то есть истории . Настаивая на единстве диалектическо-материалистического понимания, Ленин показал, что диалектический материализм есть методология исследования и природных, и общественных явлений, конкретизируясь для последних как исторический материализм , требуя от диалектиков, чтобы они следили за развитием естественных наук .
Б. И. Горев в статье «Российские корни ленинизма» отмечает:
Ленин не только всем существом своим усвоил глубоко революционную теорию Маркса. Он не только использовал заново весь огромный опыт европейской классовой борьбы. Он в то же время впитал в себя все традиции и настроения героической эпохи русского революционного движения… Ленинизм — это революционный марксизм, из европейского ставший всемирным, ибо всемирным стало и господство капитала. Ленинизм, наконец, — это марксизм эпохи разлагающегося империализма, социальных бурь и потрясений :35 .
И. И. Скворцов-Степанов , подчёркивая, что ленинизм сформировался на основе марксизма и является его дальнейшим творческим развитием, писал:
Ленин, живший в более позднюю империалистическую эпоху экономического развития мира, которая непосредственно упиралась в социалистический переворот, вплотную подошёл к нему, дал глубокое и всестороннее развитие мыслям Маркса и блестящий образец их практического понимания… Марксизм, до конца выработавший теорию классовой борьбы на её решающих, заключительных ступенях и давший практическое применение этой теории, становится ленинизмом :35 .
Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС давал ленинизму следующее определение:
Ленинизм — новый, высший этап марксизма, творческое его развитие в новых исторических условиях, в условиях империализма и пролетарских революций, перехода человечества от капитализма к социализму и коммунизму … Ленинский этап в развитии революционной теории — это марксизм XX века, марксизм современной эпохи. Ленинский этап не ограничивается периодом жизни Ленина, этот этап непрерывно продолжается теоретической деятельностью КПСС и братских партий, воплощается в программных установках мирового коммунистического движения .
На сегодняшний день ленинизм является одновременно и учением , как логически взаимосвязанной системой категорий и совокупностью умозаключений , отражающих объективно существующие отношения и связи между явлениями объективной реальности , так и доктриной , то есть, целеполагающим изложением практических шагов по проведению в жизнь политики, основанной на соответствующей теории.
Источником сталинского видения ленинизма является материал «Об основах ленинизма» (подзаголовок: лекции, читанные в Свердловском университете) . Сталин утверждает, что «ленинизм есть явление интернациональное, имеющее корни во всём международном развитии, а не только русское» . Равным образом в этой же работе Сталин представил и как «русское явление», и как одну из мировых социал-демократических тенденций «теорию преклонения перед стихийностью» — в числе тех, которым ленинизм противостоит . Говоря об особом «стиле Ленина в работе», Сталин утверждал:
Ленинизм есть теоретическая и практическая школа, вырабатывающая особый тип партийного и государственного работника, создающая особый, ленинский стиль в работе.
В чём состоят характерные черты этого стиля? Каковы его особенности? Этих особенностей две: а) русский революционный размах и б) американская деловитость.
Стиль ленинизма состоит в соединении этих двух особенностей в партийной и государственной работе .
Эти лекции преимущественно посвящены теории революционной борьбы.
Бесспорной заслугой Сталина советские историки называли раскрытие роли ленинизма как следующей ступени в развитии марксизма .
Дж. М. Кейнс характеризовал ленинизм как «странную комбинацию двух вещей, которые европейцы на протяжении нескольких столетий помещают в разных уголках своей души — религии и бизнеса». По Кейнсу, ленинизм является теорией «которую необходимо принимать как Библию — вне и выше всякой критики, — но которая похожа на устаревший учебник по экономике, не просто научно неправильный, но читаемый без всякого интереса и к современному миру неприменимый» .
Историк конца XX века Анатолий Латышев характеризовал ленинизм как «геноцид против собственного народа, проводимый большевистской партией» :331 и полагал, что одной из основ ленинизма являлся принцип: «чтобы спасти одних, нужно погубить других». Как доказательство этой точки зрения А. Латышев привёл цитату из указания Ленина членам Совета обороны РСФСР от 1 февраля 1920 года , когда вопрос продовольственного снабжения населения Советской России в условиях военного коммунизма стоял чрезвычайно остро: «1. Наличный хлебный паёк уменьшить для неработающих по транспорту; увеличить для работающих. Пусть погибнут ещё тысячи, но страна будет спасена» .
Согласно соцопросам Левада-Центра , в 2010 году утверждение «Память о Ленине сохранится в истории, но никто уже не пойдёт по его пути» поддержали 29 % россиян, в 2008 году — каждый третий россиянин (35 %), а в 1998 году — почти половина (44 %) .
Добровольный переход на рыночную экономику, это добровольный отказ от результатов революционного восстания или по другому, не имея теоретической базы для изменения рыночной экономики нет смысла устраивать восстание, как показал опыт всех революций и именно по этому Маркс написал работу про экономику, а если оправдываясь говорить о «случайности» буржуазного права в марксизме, то значит не полностью понимать разделение между гражданским буржуазным правом и экономической системой капитализма и следующим шагом станет невольный переход к рыночной экономике, пусть даже в форме госкапитализма по
: «На самом же деле остатки старого в новом показывает нам жизнь на каждом шагу, и в природе и в обществе. И Маркс не произвольно всунул кусочек „буржуазного“ права в коммунизм, а взял то, что экономически и политически неизбежно в обществе, выходящем из недр капитализма.»
|
Некоторые
внешние ссылки
в этой статье
ведут на сайты, занесённые в
спам-лист
|