Interested Article - Евангелие от Матфея (фильм)

«Евáнгелие от Матфéя» ( итал. Il Vangelo secondo Matteo ) — итальянский драматический фильм 1964 года режиссёра Пьера Паоло Пазолини , экранизация истории Иисуса Христа от рождения до Воскресения , как она рассказана в Евангелии от Матфея . Фильм, точно следуя Евангелию от Матфея в сюжете и диалогах, описывает жизнь Иисуса с марксистско - католической точки зрения режиссёра.

Над фильмом работали такие известные в киноиндустрии личности, как художник по костюмам Данило Донати и оператор Тонино Делли Колли . Кинокартину относят к классике мирового кино. В 2015 году ватиканская газета « L’Osservatore Romano » назвала её лучшим фильмом о Христе, который когда-либо видел свет.

Сюжет

Все диалоги в фильме прямо цитируют текст Евангелия от Матфея , так как Пазолини считал, что «изображение никогда не сможет достичь поэтических высот текста» . Режиссёр остановил выбор на Евангелии от Матфея , полагая, что « Иоанн был слишком мистичен, Марк — слишком прост, а Лука — слишком сентиментален» .

В ролях

П. П. Пазолини (справа) и премьер-министр Италии Альдо Моро на презентации фильма «Евангелие от Матфея». 25-й Венецианский кинофестиваль , 1964 год

Производство

Контекст и подготовка

В 1963 году фигура Христа появилась в короткометражном фильме Пьера Паоло Пазолини « », который составлял часть альманаха « РоГоПаГ », за выходом которого последовал большой скандал, а режиссёр получил тюремный срок за якобы кощунственное и непристойное содержание фильма . В 1962 году Папа Иоанн XXIII обозначил новое отношение церкви к художественному творчеству современников и призвал их к совместному диалогу и сотрудничеству. Пазолини принял это предложение и даже стал участником семинара во францисканском монастыре в городе Ассизи . Замысел фильма зародился именно здесь, когда Пазолини оказался запертым в гостиничном номере: визит Папы спровоцировал пробки в городе, и режиссёр не мог никуда выехать. Обнаружив в номере издание Нового завета, Пазолини на одном дыхании прочел все Евангелия. Впоследствии он сказал, что мысль поставить фильм по одному из них «задвинула в тень все другие рабочие замыслы, которые были у меня в голове» . В отличие от предыдущих экранизаций жизни Христа, фильм Пазолини не пытается приукрасить библейский сюжет художественными или драматическими изобретениями и не является попыткой синтезировать все четыре Евангелия. Пазолини утверждал, что он собирается «воссоздать Евангелие по аналогии» и все строчки диалогов будут взяты напрямую из Евангелия .

Учитывая известную репутацию Пазолини как атеиста , гомосексуалиста и марксиста , подобное почтительное отношение к тексту писания стало сюрпризом, особенно после противоречивого «Овечьего сыра». Когда на пресс-конференции 1966 года Пазолини спросили, почему он, неверующий, снял фильм на религиозную тему, режиссёр ответил: «Если вы знаете, что я неверующий, то вы знаете меня лучше, чем я сам. Возможно, я и неверующий, но неверующий, тоскующий по вере» .

Что касается идеи аналогии, Пазолини подчеркивал своё намерение воплотить на экране не исторического Христа, но проецировать на его фигуру современное общество южной Италии: Христос после 2000 лет нарастания нарратива. Он объяснял:

«Вместе с методом реконструкции по аналогии мы обнаруживаем идею мифа и эпического... поэтому когда я рассказываю историю Христа, я не реконструирую Христа каким он был на самом деле. Если бы я изобразил жизнь Христа такой, какой она была в действительности, у меня не вышел бы религиозный фильм, ведь я не верующий. Я не думаю, что Христос был Божьим сыном. Я бы в лучшем случае выполнил позитивистскую или марксистскую реконструкцию, изобразив жизнь одного из пяти или шести тысяч святых, проповедовавших в то время в Палестине. Однако я не хотел делать этого, меня не интересуют профанации. Это такая мелкобуржуазная мода, которую я ненавижу. Я хочу вновь освятить эти вещи, потому что это возможно, я хочу ре-мифологизировать их. Я не хотел реконструировать жизнь Христа, какой она была, я хотел создать историю Христа вместе с двумя тысячами лет христианского сказительства о жизни Христа, ибо две тысячи лет христианской истории мифологизировали эту биографию, которая, взятая как таковая, была бы почти незначительной. Мой фильм — это жизнь Христа после двух тысяч лет историй о жизни Христа. Вот каков был мой замысел».

Фильм был посвящён папе Иоанну XXIII . Открывающие фильм титры сообщают, что фильм

Посвящается дорогой, радостной, родной памяти Иоанна XXIII.

Пазолини был критически настроен по отношению к новому папе Павлу VI (изб. 1963), работая над проектом фильма о святом Павле, который в некотором роде продолжал бы «Евангелие от Матфея». Однако проект так и не состоялся, хотя и продвинулся с начального замысла .

Съёмки и стиль

Пазолини использовал во время съёмок приёмы итальянского неореализма . Большинство нанятых актёров не были профессионалами. Энрике Ирасоки ( Христос ) был 19-летним студентом из Испании , изучавшим экономику, коммунистическим активистом, остальной актёрский состав набирался из жителей местных областей Бариле , Матера и Массафра , где снимался фильм. В поисках съёмочных мест Пазолини посетил Святую Землю , но нашел её места непригодными для съёмок и «коммерциализированными» . Эти изыскания были представлены в изданном годом позже полнометражном документальном фильме (итал.) . В роли Богородицы в фильме снялась мать Пазолини — Сюзанна. В актёрский состав также вошли видные интеллектуалы, такие как писатели и Альфонсо Гатто , поэты Наталия Гинзбург и Родолфо Вилькок , философ Джорджо Агамбен . Внешний вид персонажей фильма эклектичен и в некоторых случаях анахроничен , напоминая художественные изображения различных периодов. Так, костюмы римских солдат и фарисеев вдохновлены искусством эпохи Возрождения , а фигура Христа отсылает к византийскому искусству и к работам художника-экспрессиониста Жоржа Руо .

Музыка

Музыка в фильме эклектична, включая произведения И. С. Баха ( Месса Си минор и Страсти по Матфею ), Одетты («Sometimes I Feel Like a Motherless Child»), Блайнд Вилли Джонсона («Dark Was The Night, Cold Was The Ground»), еврейскую церемониальную музыку Кол нидрей , «Глорию» из цикла «Мисса Луба». Пазолини утверждал, что вся музыка в фильме, происходящая из всех частей мира и различных культур и систем убеждений, имеет священный характер . В качестве смыслообразующего элемента картины Пазолини использовал музыку Прокофьева , написанную специально для фильма Эйзенштейна « » (1938). Эпизоды, которые Пазолини использует для своего фильма, называются «Русь под игом монгольским» и «Крестоносцы во Пскове». Эти лейтмотивы сопровождают эпизоды фильма, где в кадре показываются убийства и варварство, где демонстрируется проявление насилия власть имущих по отношению к невинным, например в эпизоде избиения младенцев или в сцене казни Иоанна Крестителя. Используются также русская народная песня «Ах ты, степь широкая» и русская революционная песня «Вы жертвою пали в борьбе роковой». Песня «Ах ты, степь широкая» звучит в фильме два раза в ключевых моментах: первый — когда Христос впервые собирает учеников и начинает проповедовать им, второй — в самом конце фильма, когда «маленькая революция» уже потерпела поражение, Иисус казнен, некоторые ученики отказались от Него. Мелодия известного революционного похоронного марша «Вы жертвою пали в борьбе роковой…» звучит в кульминационный момент фильма, когда Спаситель произносит обличительную речь в Храме.

Премии и номинации

На 25-м Международном кинофестивале в Венеции фильм был показан в конкурсной программе и получил награду OCIC и Серебряного льва . Позже фильм выиграл гран-при на международном фестивале International Catholic Film Office.

Номинировался на «Награду объединённых наций» 21-й премии BAFTA .

Фильм был выпущен в прокат в США в 1966 году и получил три номинации на премию Оскар : лучшая режиссура ( ), лучший дизайн костюмов ( Данило Донатти ) и лучший сценарий.

Оценки и критика

Фильм получил множество положительных оценок, в том числе от христианских критиков. Филип Френч назвал его «благородным фильмом», а Александр Уолкер сказал, что «он схватывает историческое и психологическое воображение как никакой другой религиозный фильм, который я видел. И несмотря на всю его кажущуюся простоту, он визуально богат и содержит странные, будоражащие намеки и полутоны, говорящие о Христе и его миссии». Советский писатель Александр Твардовский был настолько впечатлён фильмом, что, посмотрев фильм, бросился обнимать режиссёра .

В то же время некоторые критики марксистского толка неблагоприятно приняли фильм. Освальд Стак критиковал фильм за «отвратительные уступки реакционной идеологии ». В ответ на критику слева Пазолини признал: «есть некоторые ужасные моменты, которых я стыжусь… Чудо умножения хлебов и хождение по водам — это отвратительный пиетизм ». Он также отмечал, что фильм был реакцией против конформизма марксизма: «Таинство жизни и смерти и страданий — в том числе религиозное… это нечто, над чем марксизм не желает задуматься. Но эти вопросы всегда были и всегда будут важнейшими для человека» .

См. также

Примечания

  1. . Дата обращения: 7 февраля 2016. 22 августа 2004 года.
  2. Tyler Hummel. . The Radicalism of The Gospel According to St. Matthew (англ.) . Geeks Under Grace (10 апреля 2020). — Review. Дата обращения: 4 апреля 2021. 21 июня 2021 года.
  3. Don Willis. ] (англ.) // Film Quarterly. — University of California Press, 1988. — July ( vol. 41 , no. 4 ). — P. 48—49 . — ISSN . — doi : .
  4. Roger Ebert. от 20 сентября 2012 на Wayback Machine // Rogerebert.suntimes.com. 14 марта 2004. Дата обращения: 3 января 2015.
  5. . — Oxford University Press, 2011-10-31. — (Benezit Dictionary of Artists).
  6. Simona Bondavalli. (англ.) // Fictions of Youth. — Toronto: University of Toronto Press, 2015. — 31 December. — P. 1—2 . — ISBN 978-1-4426-2135-0 .
  7. Martellini, Luigi. . — [Valencia]: Publicacions de la Universitat de València, D.L. 2010. — 211 p с. — ISBN 978-84-370-7928-8 , 84-370-7928-4. 15 июня 2020 года.
  8. Pier Paolo Pasolini, John Shepley. (англ.) // October. — 1984. — Vol. 31 . — P. 33 . — ISSN . — doi : .
  9. // The Church and Other Faiths. — Peter Lang. — ISBN 978-3-0343-0454-2 , 978-3-0351-0016-7 .
  10. Luca Peloso. // ThéoRèmes. — 2017. — 18 января ( вып. 10 ). — ISSN . — doi : .
  11. Брейтбурд Г. А. Т. Твардовский в Италии // Воспоминания об А. Твардовском / Сост. М. И. Твардовская. — 2-е изд. — М. : Советский писатель , 1982. — С. 435. — 543 с.
  12. Wakeman John . World Film Directors. Vol. 2. The H. W. Wilson Company, 1988. P. 747.
Источник —

Same as Евангелие от Матфея (фильм)