Interested Article - Тондо

. II в. н. э. Берлинское античное собрание

То́ндо ( итал. tondo — круглый , от лат. tondere — округлять, обрезать, обтёсывать ) — круг, круглый формат, изображение, вписанное в круг.

В изобразительном искусстве используют различные форматы. В изображениях картинного типа более распространён прямоугольный формат, поскольку он создаёт оптимальные условия для направленности, динамичности композиции . Квадратный формат более других выражает симметрию , уравновешенность, тектоничность , поэтому он востребован архитектурой, например в архитектурных метопах . Круглый — идеально выражает замкнутость, статичность, центричность, а в философском смысле — идеальность, гармонию мира. На этих качествах основываются композиции классицизма .

Круглый формат наиболее распространён в декоративно-прикладном и декоративном искусстве. Это отчасти связано с происхождением, конструкцией и функцией изделий «предметного мира». Так, например, технология изготовления керамических изделий на гончарном круге обусловила не только типологию форм изделий (ваз, кувшинов, тарелок, блюд), но также композицию и характер росписи, в частности донцев древнегреческих киликов .

Однако термин «тондо» в первую очередь связан с искусством Италии. Так, итальянские ремесленники изготавливали таццы ( итал. tazza — чашка, чаша) — круглые чаши на ножке, иногда в несколько ярусов на одной вертикальной оси. Особую разновидность изделий итальянской майолики составляли «скуделло и тондино» ( итал. scudello e tondino — чаша на ножке). Скуделло (( итал. scudetto — щиток, лат. scutella — чашка ), тондино (( итал. tondino — кружок). Изделия представляли собой набор посуды для рожениц (desco da parto; desco — стол, поднос; parto — роды; или: scudelle di donna di parto). Они представляли собой сложную композицию из чаши на ножке, судка для супа, подноса, крышки и солонки. Изделия украшали полихромной росписью на сюжеты родов, ухода за роженицами и воспитания детей, использовали и шутливые сюжеты, домашние сцены с изображениями путти , гирлянд, цветов и фруктов. Основную композицию представляли росписи в круге — тондино .

Круг, полукружие арки, раковина — постоянный мотив ренессансной архитектуры Италии, в частности, флорентийской школы , например в творчестве Филиппо Брунеллески . В 1463 году майоликовые тондо мастерской Андреа делла Роббиа установили в антрвольтах Оспедале дельи Инноченти во Флоренции. Мастерская делла Роббиа изготавливала также большие рельефные тондо из глазурованной керамики в качестве алтарных композиций, обычно изображений Мадонны с Младенцем.

Круглый формат даёт возможность художнику обыграть пластическое движение линий по окружности, кантабильность (певучесть, музыкальность) контуров, зрительно рифмующихся с форматом картины. Поэтому к формату тондо часто обращались живописцы периода кватроченто : Мазаччо , Доменико Венециано , Фра Анджелико , Филиппо Липпи , Доменико Гирландайо , Лоренцо ди Креди , Пьеро ди Козимо , Сандро Боттичелли .

После работы в Риме в 1481 году Боттичелли создал в 1483—1490 годах более двенадцати тондо с изображениями Мадонны, среди них три варианта композиции «Маньификат» (Величания, или Прославления Богоматери ангелами). Во флорентийской галереи Уффици и в галерее Боргезе в Риме хранятся два варианта тондо Боттичелли «Мадонна с гранатом». В последующие годы художник обращался к формату тондо ещё шестнадцать раз.

Одна из юношеских работ Рафаэля урбинского периода, « Мадонна Конестабиле », представляет собой композицию в круге (ныне хранится в собрании петербургского Эрмитажа). Далее последовали « Мадонна Террануова », « Мадонна Альба ». Известно, что Рафаэль делал зарисовки с микеланджеловских произведений: « Тондо Таддеи » и « Тондо Питти ».

Великий Микеланджело в ранние годы неоднократно обращался к теме круга. Около 1502 года по заказу знатной флорентийской семьи Таддеи он создал мраморный рельеф с образом Мадонны: « Тондо Таддеи », а в 1503 году свой шедевр « Тондо Питти ». Принято считать, что одним из источников ренессансных рельефных композиций в круге были рельефные медальоны античных саркофагов . Микеланджело создал и живописное тондо, так называемая Мадонна Дони (ок. 1507 г.).

Рисовальщики и гравёры, работавшие в мастерской Рафаэля, — Маркантонио Раймонди , Агостино Венециано и Марко Денте — используя рисунки мастера и эскизы неосуществлённых работ, создавали собственные гравюры. Эти гравюры продавали в уличных лавках, их покупали мастера росписи итальянской майолики , картоньеры (создававшие картоны для производства шпалер ), резчики по дереву, ювелиры и гравёры по металлу. В петербургском Эрмитаже хранятся майоликовые блюда с композициями по гравюрам А. Венециано и М. Раймонди. Причём росписи не копируют рисунки Рафаэля, а являются их интерпретацией в формате круга. Примечательно, что в композиционном отношении они выигрывают в сравнении с эскизами самого Рафаэля. Это объясняется формообразующей силой круглого формата .

Примечания

  1. Власов В. Г. Конструкция, конструктивность // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. IV, 2006. — С. 597—601
  2. Власов В. Г. Тондо // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. — Т. IX, 2008. — С. 548—552
  3. Власов В. Г. Скуделло и тондино // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. — Т. IX, 2008. — С. 27
  4. Михайлова О. Э. Использование композиций произведений Рафаэля и его школы в росписи итальянской майолики // Рафаэль и его время: Сборник статей. — М.: Наука, 1986. — С.142—154

Галерея

Литература

  • Moritz Hauptmann, Der Tondo: Ursprung, Bedeutung und Geschichte des italienischen Rundbildes in Relief und Malerei, Frankfurt am Main 1936.
Источник —

Same as Тондо