(19521) Хаос
- 1 year ago
- 0
- 0
Ха́ос ( др.-греч. χάος от χαίνω , «раскрываться, разверзаться») — первоначальное состояние мира в мифологии многих народов мира, иногда персонифицируемое .
Представления об эпохе хаоса возникают в результате развития, конкретизации представлений о мифическом времени , особом начальном сакральном периоде, предшествующем эмпирическому ( историческому ) «профанному» времени .
Греческое означает «пустота, пропасть, бездна », от глагола χαίνω, «зиять, быть широко раскрытым» и так далее, от пра-и.е. ghen- , родственного др.-англ. geanian , «зиять, разинуть», откуда современное . Ср. Procl. in Tim. «Древние называли космос пещерой, гарнизоном, гротом…»
Гесиод и досократики использовали греческий термин в контексте космогонии . Хаос Гесиода часто интерпретируется как двигающаяся бесформенная масса, от которой происходят космос и боги, но Эрик Воеглин видит хаос как creatio ex nihilo (созданное из ничего) . Термин tóhu wa-vóhu ( ивр. תֹ֙הוּ֙ וָבֹ֔הוּ ) в Книге Бытия 1:2 скорее означает состояние до сотворения мира, чем состояние вещества . В Септуагинте χάος представляется в контексте сотворения вместо термина גיא ( гай ) — «пропасть, ущелье», использованного в Книге Михея 1:6 и Книге Захарии 14:4. Ахилл во Введении к «Феноменам» Арата отмечал, что Фалес Милетский и Ферекид Сирский «началом всего выставили воду . Её, как известно, Ферекид зовёт и Хаосом, вычитавши это, вероятно, у Гесиода» .
Как бы то ни было, термин впервые был принят исследователями религий как отсылка к первоначальному состоянию до сотворения. В нём комбинируются отдельные упоминания первоначальных вод или первоначальной тьмы, от которой приходит новый порядок, и первоначальное состояние рассматривается как смесь противоположностей, таких как земля и небо, которые должны быть разделены божеством-создателем в акте сотворения . В обоих случаях хаос упоминается как изначальное состояние космоса, in potentia , и должен быть сформирован демиургом до того, как мир может начать своё существование.
Эту модель первоначального состояния материи враждебно встречали Отцы Церкви со II века н. э. , которые полагали творение из ничего всемогущим Богом .
В современных исследованиях Библии термин chaos обычно используется в контексте Торы и параллельных рассказов из мифологии Древнего Ближнего Востока. Параллели между еврейской Книгой Бытия и вавилонским Энума элиш были обнаружены Германом Гункелем в 1910 году .
Использование слова chaos в привычном понимании, как «полный беспорядок или путаница», впервые появляется в раннесовременном английском языке ( англ. ) и изначально подразумевало сатирическое преувеличение .
В мифологии древних греков — описанная впервые Гесиодом в « Теогонии » персонификация изначального состояния мира до появления чего бы то ни было (до возникновения упорядоченной Вселенной ( космоса ) с появлением Геи и Эроса ). Согласно Гесиоду , «Прежде всего возник Хаос» . По изложению Гигина , он порождён Мглой , и в браке с Хаосом Мгла породила Ночь, День, Эреба и Эфира .
Боги , появившиеся наряду с Хаосом:
Боги , появившиеся из Хаоса:
От Мглы — Хаос. От Хаоса и Мглы — Ночь, День, Эреб, Эфир. От Ночи и Эреба — Рок, Старость, Смерть, Кончина, Воздержность, Сон, Сновидения, Амур (он же Лисимелет), Эпифрон, … Порфирион, Эпаф, Раздор, Беда, Разнузданность, Немесида, Эвфросина, Дружба, Милосердие, Стикс, три Парки (а именно Клото, Лахесис, Атропос) и Геспериды — Эгла, Гесперия, Эрика.)
— в переводе Д. О. Торшилова