Interested Article - Ле Корбюзье
- 2020-02-13
- 1
Ле Корбюзье́ ( фр. Le Corbusier ; настоящее имя и фамилия Шарль-Эдуа́р Жаннере́-Гри ( фр. Charles-Edouard Jeanneret-Gris ); 6 октября 1887 , Ла-Шо-де-Фон , Швейцария — 27 августа 1965 , Рокебрюн-Кап-Мартен , Франция ) — французский архитектор швейцарского происхождения, пионер архитектурного модернизма и функционализма , представитель архитектуры интернационального стиля , художник и дизайнер .
Особенности стиля
Ле Корбюзье — один из наиболее значимых архитекторов XX века, его место в одном ряду с такими реформаторами архитектуры, как Фрэнк Ллойд Райт , Вальтер Гропиус , Мис ван дер Роэ , преобразивших архитектуру в согласии с потребностями человека XX века.
Достиг известности благодаря своим постройкам, всегда самобытно оригинальным, а также талантливому перу публициста.
Здания по его проектам построены в разных странах — в Швейцарии , Франции , Германии , США , Аргентине , Японии , России , Индии , Бразилии .
Характерные признаки архитектуры Ле Корбюзье — объёмы-блоки, поднятые над землёй; свободно стоящие колонны под ними; плоские используемые крыши-террасы («сады на крыше»); «прозрачные», просматриваемые насквозь фасады («свободный фасад»); шероховатые неотделанные поверхности бетона ; свободные пространства этажей («свободный план»). Бывшие некогда принадлежностью его личной архитектурной программы, сейчас все эти приёмы стали привычными чертами современного строительства .
Необыкновенную популярность творчества Ле Корбюзье в мире можно объяснить универсальностью его подхода, социальной наполненностью его предложений. Нельзя не отметить его заслуги и в том, что он открыл глаза архитекторам на свободные формы. В большой степени именно под впечатлением его проектов и построек произошёл сдвиг в сознании архитекторов, в результате чего свободные формы в архитектуре стали применять гораздо шире и с гораздо большей непринуждённостью, чем раньше.
Черты его личности неоднозначны: это и человек открытого сознания, и мистик , это и общественный лидер , организатор Международных Конгрессов современных архитекторов CIAM — и рак-отшельник, прячущийся ото всех в своём крошечном домике-мастерской на мысе Кап-Мартен , это апологет рационального подхода, и одновременно архитектор, создававший сооружения, которые современникам казались верхом эксцентричности и иррациональности.
Среди его покровителей были писатель Андре Мальро и политик Джавахарлал Неру .
Характерные особенности имиджа Ле Корбюзье — строгий тёмный костюм, галстук-бабочка, а также круглые роговые очки, ставшие его своеобразным фирменным знаком.
Биография и творческая деятельность
Швейцарский период 1887 — 1917
Ле Корбюзье, — настоящее имя Шарль-Эдуард Жаннере-Гри, — родился 6 октября 1887 года в Швейцарии , в городе Ла-Шо-де-Фон , франкоязычного кантона Невшатель , в семье, где традиционным было ремесло часовщика-эмальера. В 13 лет он поступает в Школу искусств в Шо-де-Фоне, где учится декоративно-прикладному искусству у преподавателя Шарля Леплатенье. Обучение в Школе искусств базировалось на идеях движения «искусств и ремёсел» , основанного Дж. Рёскином , а также на популярном в то время стиле ар нуво . С момента поступления в эту школу Эдуард Жаннере начинает самостоятельно заниматься ювелирным делом, создавая эмали и гравируя монограммы на крышках часов.
Свой первый архитектурный проект Э. Жаннере предпринял в неполных 18 лет, с помощью профессионального архитектора. Это был жилой дом для гравёра Луи Фалле («дом Фалле» — англ. ), члена совета Школы искусств. Когда строительство было закончено, на заработанные деньги Жаннере совершил свою первую образовательную поездку — по Италии и странам Австро-Венгрии . Около полугода Жаннере находился в Вене, где был занят новыми двумя проектами жилых домов для Шо-де-Фона, изучал архитектуру венского сецессиона , встречался с художниками и архитекторами этого города, в частности с очень популярным тогда Йозефом Хофманом . Увидев рисунки, сделанные Жаннере в путешествии, Хофман предложил ему работать у него в мастерской, от чего тот отказался, поскольку полагал, что сецессион (или стиль модерн , как его называют в России) уже не отвечает современным задачам. Путешествие завершилось в Париже, где Жаннере провёл более двух лет (1908—1910), работая стажёром-чертёжником в бюро архитекторов братьев Огюста и Густава Перре , новаторов, пропагандировавших недавно изобретенный железобетон . В 1910-м около полугода стажируется (вместе с Людвигом Мис ван Дер Роэ и Вальтером Гропиусом ) в мастерской известного немецкого мастера архитектуры Петера Беренса в Нойбабельсберге под Берлином .
Позже с целью самообразования Жаннере предпринял ещё одно путешествие, на Восток (1911) — по Австро-Венгрии , Балканам (в том числе по Греции ) и Малой Азии , где он имел возможность изучать древние памятники, фольклор и традиционное народное строительство Средиземноморья . Эти путешествия стали его университетами и во многом сформировали его взгляды на искусство и архитектуру.
Возвратившись на родину, Жаннере стал работать преподавателем в Школе искусств, той самой, где учился. В 1914 году открыл свою первую архитектурную мастерскую. В Ла-Шо-де-Фон им спроектировано несколько зданий, в основном это жилые дома, в частности, построенная для родителей «вилла Жаннере-Перре» ( фр. , 1912). Заказ местного часового магната «вилла Швоб» (или «Турецкая вилла» — англ. , 1916—1917), по словам самого Ле Корбюзье, была первым проектом, в котором он почувствовал себя архитектором в полной мере.
В этот же период Жаннере создал и запатентовал весьма существенный для его творческой биографии проект «Дом-Ино» ( англ. , 1914; совместно с инженером М. Дюбуа). В нём предугаданы возможности строительства из крупноразмерных сборных элементов, что по тем временам было новаторским шагом. Концепцию Дом-Ино Корбюзье реализовал позже во многих своих постройках.
В начале 1917 года Эдуард Жаннере покидает Ла-Шо-де-Фон и Швейцарию, чтобы насовсем обосноваться в Париже.
Период пуризма 1917 — 1930
По приезде в Париж Эд. Жаннере работает архитектором-консультантом в «Обществе по применению армированного бетона» Макса Дюбуа. За время работы в нём (апрель 1917 — январь 1919 ), он выполнил довольно много проектов, в основном технических сооружений, — водонапорная башня в Поденсаке (Жиронда), арсенал в Тулузе , электростанция на реке Вьен, скотобойни в Шаллюи и Гаршизи, и другие. Эти проекты, не отмеченные ещё особой оригинальностью, не включались Ле Корбюзье в его «Полное собрание произведений». Работая в упомянутом «Обществе…», Эд. Жаннере закладывает фабрику по производству строительных изделий в г. Альфортвиль и становится её директором. Известно, что в это же время он преподавал рисование в детской художественной студии.
В Париже Эд. Жаннере повстречал Амеде Озанфана ( фр. Amédée Ozenfant ), художника, который познакомил его с современной живописью, в частности, с кубизмом . Озанфан знакомит Жаннере с Браком , Пикассо , Грисом , Липшицем , а позже — с Фернаном Леже . Под влиянием этих знакомств Эд. Жаннере и сам начинает активно заниматься живописью, которая становится его второй профессией. Вместе с Озанфаном они устраивают совместные выставки, декларируя их как выставки « пуристов ». В 1919 году Жаннере и Озанфан, с финансовой поддержкой швейцарского бизнесмена Рауля Ла Роша, начинают выпускать философско-художественный журнал « ». Архитектурный отдел в нём ведёт Эд. Жаннере, подписывая свои статьи псевдонимом « Ле Корбюзье ». В журнале «Эспри Нуво» впервые опубликованы « Пять отправных точек современной архитектуры » Ле Корбюзье — своеобразный свод правил новейшей архитектуры.
В 1922 году Эд. Жаннере открывает своё архитектурное бюро в Париже; в сотрудники он берёт своего двоюродного брата Пьера Жаннере , который становится его постоянным компаньоном. В 1924 году они арендуют под свой офис крыло старого парижского монастыря по адресу ул. Севр, 35 ( фр. , 35 ). В этой импровизированной мастерской создано большинство проектов Корбюзье, здесь работала группа его помощников и сотрудников.
В 1920-е годы Эд. Жаннере (теперь уже Ле Корбюзье) спроектировал и построил несколько богатых вилл, создавших ему имя; большинство из них расположены в Париже или его окрестностях. Это постройки яркого модернистского стиля; их совершенно новая и даже вызывающая для своего времени эстетика заставила говорить о Корбюзье как о новом лидере европейского архитектурного авангарда . Главные из них — Вилла Ла Рош / Жаннере ( англ. Villa La Roche , 1924 ), вилла Штейн в Гарше ( фр. Villa Stein , 1927 ), вилла Савой в Пасси ( фр. Villa Savoye , 1929 ). Характерные особенности этих построек — простые геометрические формы, белые гладкие фасады, горизонтальные окна, использование внутреннего каркаса из железобетона. Отличает их также новаторское использование внутреннего пространства — так называемый «свободный план».
Для выставки «Осенний Салон» 1922 года братья Жаннере представили макет « Современного города на 3 млн жителей », в котором предлагалось новое видение города будущего. Впоследствии этот проект был преобразован в «План Вуазен» ( фр. Plan Voisin, 1925 ) — развитое предложение по радикальной реконструкции Парижа. Планом Вуазен предусматривалось строительство нового делового центра Парижа на полностью расчищенной территории; для этого предлагалось снести 240 гектаров старой городской застройки. Восемнадцать одинаковых небоскрёбов-офисов в 50 этажей каждый располагались по плану свободно, на расстоянии друг от друга. Высотные здания дополняли горизонтальные структуры у их подножия — с функциями всевозможного сервиса и обслуживания. Застраиваемая площадь составляла при этом всего 5 %, а остальные 95 % территории отводились под магистрали, парки и пешеходные зоны (по сопроводительной аннотации Л. К.) «План Вуазен» широко обсуждался во французской прессе и стал своего рода сенсацией.
В этом и других подобных проектах — это планы для Буэнос-Айреса ( 1930 ), Антверпена ( 1932 ), Рио-де-Жанейро ( 1936 ), «План Обюс» для Алжира ( фр. Plan Obus , 1931 ) — Ле Корбюзье развивал совершенно новые градостроительные концепции. Общая их суть в том, чтобы посредством новых планировочных методов повысить комфорт проживания в городах, создать в них зелёные зоны (концепция « зелёного города »), современную сеть транспортных магистралей — и всё это при значительном увеличении высоты зданий и плотности населения. В этих проектах Корбюзье проявил себя как последовательный урбанист .
В 1924 году по заказу промышленника Анри Фрюже в пригороде Пессак под Бордо был возведён по проекту Корбюзье городок « Современные дома Фруже » ( фр. ). Этот городок, состоящий из 50-ти двух- и трёхэтажных жилых домов, был одним из первых опытов строительства серийных (типовых проектных) домов во Франции. Здесь применены четыре основных типа здания, различные по конфигурации и планировке — ленточные дома (тип «аркада»), отдельно стоящие (тип «небоскрёб») и блокированные ленточные дома. В этом проекте Корбюзье пытался предложить различные образцы современных домов по доступным ценам — простых форм, несложных в строительстве, и обладающих при этом современным уровнем комфорта.
На Международной выставке 1925 года в Париже по проекту Корбюзье был выстроен павильон «Эспри Нуво» (архитектор удостоен почётного диплома, второй по значимости награды выставки ). По своей эстетике и внутренней структуре павильон являл собой своеобразную модернистскую архитектурную декларацию — как и павильон СССР архитектора К. Мельникова , для той же выставки. Павильон «Эспри Нуво» включал в себя жилую ячейку многоквартирного дома в натуральную величину — экспериментальную квартиру в двух уровнях. Похожую ячейку Корбюзье использовал позже, в конце 40-х годов, при создании своей марсельской « Жилой единицы ».
Ранняя архитектурная теория
Ле Корбюзье сформулировал свой кодекс архитектора — « Пять отправных точек современной архитектуры », где были определены основные принципы нового стиля. Рассматривал архитектуру как воплощение внутренней идеи объекта . Его ранняя архитектурная концепция обнаруживает условное сходство с учением Платона об эйдосе .
1930-е годы — начало «интернационального» стиля
К началу 1930-х годов имя Ле Корбюзье становится широко известным, к нему начинают поступать крупные заказы. Один из первых таких заказов — Дом Армии спасения в Париже ( 1929 — 1931 ). В 1928 году Корбюзье участвует в конкурсе на здание московского Центросоюза (после постройки принадлежало Наркомлегпрому), которое затем и было построено (1928—1935). Центросоюз явился совершенно новым, по сути беспрецедентным для Европы примером решения современного делового здания. Строительство осуществлялось под руководством архитектора Николая Колли .
В связи со строительством Центросоюза Ле Корбюзье неоднократно приезжал в Москву — в 1928, 1929, 1930 годах. Здесь он встречался с Таировым , Мейерхольдом , Эйзенштейном , восхищался творческой атмосферой, царившей в стране в то время, и особенно достижениями советского архитектурного авангарда — братьев Весниных , Моисея Гинзбурга , Константина Мельникова . Завязал дружескую переписку с А. Весниным. Участвовал в международном конкурсе на здание Дворца Советов для Москвы (1931), для которого сделал чрезвычайно смелый, новаторский по замыслу проект. По словам архитектора Н. Д. Колли , соавтора проекта Центросоюза, Корбюзье подробно изучал все выпуски советского журнала Современная архитектура . В двух номерах журнала (1928, № 6, и 1929, № 1) он указан даже как член редколлегии . О русском архитекторе Иване Леонидове , проекты которого активно публиковались в «Современной архитектуре», Корбюзье сказал: «Есть люди с абсолютным музыкальным слухом. Так вот ваш Иван Леонидов обладает абсолютным архитектурным слухом» .
Открытием для архитектурного мира стал построенный Корбюзье в 1930 — 1932 годах Швейцарский павильон в Париже — общежитие швейцарских студентов на территории Интернационального студенческого городка . Его оригинальность — в новизне композиции; её наиболее неожиданным моментом были открытые опоры-колонны первого этажа, необычные по форме, эффектно сдвинутые к продольной оси здания. Сразу после завершения строительных работ Швейцарский павильон привлёк внимание критики и прессы, заставил говорить о себе. В послевоенные годы на одной из стен библиотечного холла Корбюзье создал большую настенную роспись в абстрактно-символическом ключе.
В 1935 году Ле Корбюзье посещает Соединённые Штаты , с лекциями совершает турне по городам страны — Нью-Йорк , Йельский университет , Бостон , Чикаго , Мэдисон , Филадельфия , опять Нью-Йорк, Колумбийский университет . В 1936 году он вновь совершает подобную поездку, теперь уже в Южную Америку . В Рио-де-Жанейро , помимо чтения лекций, Корбюзье активно участвовал в разработке проекта здания Министерства просвещения и образования (арх. Л. Коста и О. Нимейер ). По его инициативе на высотном офисном блоке этого комплекса было применено сплошное остекление, а также наружные солнцезащитные жалюзи -солнцерезы, — один из первых опытов такого рода.
Ле Корбюзье был одним из основателей международных конгрессов CIAM — съездов современных архитекторов разных стран, объединённых идеей обновления архитектуры. Первый конгресс CIAM состоялся в Ла Сарраз, Швейцария , в 1928 году. Градостроительные концепции Корбюзье легли в основу « Афинской хартии », принятой на IV Международном конгрессе CIAM в Афинах , 1933 . Теоретические взгляды Ле Корбюзье изложены им в книгах «К архитектуре» ( 1923 ), «Градостроительство» ( 1925 ), «Лучезарный город» (1935) и других.
Все эти годы ( 1922 — 1940 ) в мастерской Корбюзье в Париже на улице Севр работали в качестве стажёров-учеников молодые архитекторы из разных стран. Некоторые из них стали впоследствии весьма известными и даже знаменитыми, как например, Кунио Маэкава ( Япония ), Дзюндзо Сакакура ( Япония ), Хосеп Льюис Серт ( Испания — США ), ( Франция ), ( Швейцария — США ), ( Англия ) и другие.
Корбюзье был женат на Ивон Гали ( фр. Yvonne Gallis ), из Монако , с которой познакомился в Париже в 1922 году, официально брак был оформлен в 1930 году. В том же году Корбюзье принял французское гражданство .
Период 1940 — 1947
В 1940 году , в связи с германской оккупацией, мастерская Корбюзье была закрыта, а сам он с женой перебирается на ферму вдали от Парижа, ( Ozon , Пиренеи ). В 1942 году Корбюзье совершил официальную поездку в Алжир , с попыткой продвижения своего градостроительного проекта города Алжир . Вернувшись в том же году в Париж, ввиду отсутствия заказов, он занимался теорией, рисовал, писал книги. К этому времени относится начало систематической разработки « Модулора » — изобретённой Ле Корбюзье системы гармонических пропорций , которую он применил в первых же больших послевоенных проектах. В Париже им было основано научно-исследовательское общество «Ascoral» (Ассамблея строителей ради обновления архитектуры), в котором он и председательствовал. В различных секциях общества дискутировались темы, так или иначе связанные с проблемами строительства, жилища и здорового обитания.
После освобождения во Франции начались восстановительные работы и Корбюзье был приглашён властями для участия в них, как проектировщик-градостроитель. Им были выполнены, в частности, планы реконструкции городов Сен-Дьё ( 1945 ) и Ла-Рошель ( 1946 ) (не реализованы), ставшие новым оригинальным вкладом в теорию градостроительства. В этих проектах впервые появляется так называемая «жилая единица» Ле Корбюзье — фр. Unité d'habitation , прообраз будущего Марсельского Блока . В этих, как и в других градостроительных проектах, осуществляемых в то время, последовательно проводится идея « Лучезарного города » ( фр. «La Ville radieuse» ).
В Сен-Дьё по заказу промышленника Дюваля Ле Корбюзье возводит здание мануфактуры Клод и Дюваль ( 1946 — 1951 ) — четырёхэтажный блок с производственными и офисными помещениями, со сплошным остеклением фасадов. В мануфактуре Дюваль были применены так называемые солнцерезы — изобретённые Корбюзье особые навесные конструкции, защищающие остеклённый фасад от прямых солнечных лучей. С этого момента солнцерезы становятся своеобразным фирменным знаком построек Корбюзье, где они выполняют одновременно и служебную и декоративную роль.
В 1946 году Корбюзье вместе с другими известными архитекторами из разных стран ( Нимейер , Ричардсон, Маркелиус и др.) приглашён для проектирования комплекса штаб-квартиры ООН на берегу Ист-ривер в Нью-Йорке . Там он работал над ним с января по июнь 1947 года . По некоторым причинам ему не пришлось участвовать в проекте до полного завершения и официально Корбюзье в списке авторов не фигурировал. Тем не менее, общая планировка комплекса и особенно высотное 50-этажное здание Секретариата (построено — 1951 ) в значительной степени отражают его проектные предложения.
Период «брутализма» — 1950—1965
Начало 1950-х годов — начало нового периода у Корбюзье, характерного радикальным обновлением стиля. Он уходит от аскетизма и пуристской сдержанности своих прежних произведений. Теперь его почерк отличается богатством пластических форм, фактурной обработкой поверхностей. Построенные в эти годы здания вновь заставляют говорить о нём. Прежде всего это Марсельский блок (1947—1952) — многоквартирный жилой дом в Марселе , расположенный особняком на просторном озеленённом участке. Корбюзье использовал в этом проекте стандартизированные квартиры «дуплекс» (в двух уровнях) с лоджиями, выходящими на обе стороны дома. Изначально Марсельский блок был задуман как экспериментальное жилище с идеей коллективного проживания (своего рода коммуна ). Внутри здания — в середине по его высоте — расположен общественный комплекс услуг: кафетерий, библиотека, почта, продуктовые магазины и прочее. На ограждающих стенах лоджий впервые в таком масштабе применена раскраска в яркие чистые цвета — полихромия . В этом проекте также широко применялось пропорционирование по системе « Модулор ».
Подобные Жилые Единицы (частично видоизменённые) были возведены позже в городах (1955), (1961), (1968) (Франция), в Западном Берлине (1957). В этих постройках воплотилась идея «Лучезарного города» Корбюзье — города, благоприятного для существования человека.
В 1950 году по приглашению индийских властей штата Пенджаб Корбюзье приступил к осуществлению самого масштабного проекта своей жизни — проекта новой столицы штата, города Чандигарх . Город, включающий административный центр, жилые кварталы со всей инфраструктурой, школы, гостиницы и пр., строился в течение примерно десяти лет (1951—1960, достраивался на протяжении 1960-х гг.). Сотрудничали с Ле Корбюзье в проектировании Чандигарха архитекторы из Англии , супруги Максвелл Фрай и Джейн Дрю, а также Пьер Жаннере (брат Корбюзье), — три Главных архитектора, которые осуществляли надзор за строительством. С ними работала также большая группа индийских архитекторов во главе с М. Н. Шарма .
Постройки, спроектированные непосредственно самим Корбюзье, относятся к Капитолию , административному центру города. Это здания Секретариата , Дворца Правосудия и Ассамблеи . Каждое из них отличается яркой характерностью образа, мощной монументальностью и представляет собой новое слово в архитектуре того времени. Как и в Марсельском блоке, для наружной отделки в них применена особая технология обработки бетонной поверхности, так называемый «béton brut» (с фр. — «необработанный бетон»). Эта техника, ставшая особенностью новой стилистики Ле Корбюзье, была подхвачена позже многими архитекторами Европы и стран других регионов, что позволило говорить о возникновении нового течения « брутализм ».
Строительство Чандигарха курировал Джавахарлал Неру , первый премьер-министр независимой Индии . Город был создан проектировщиками целиком «от нуля», на новом месте, к тому же для цивилизации иного типа, нежели западные. В целом это был совершенно новый, неизученный опыт. Последующие оценки в мире этого градостроительного эксперимента весьма разноречивы. Тем не менее, в самой Индии Чандигарх считается сегодня одним из самых удобных и красивых городов. Помимо этого, в Индии по проектам Корбюзье было возведено несколько зданий в Ахмадабаде (1951—1957), — также весьма оригинальных и по пластике и по внутреннему решению.
1950-е—1960-е годы — время окончательного признания Ле Корбюзье. Он увенчан лаврами, засыпан заказами, каждый его проект реализуется. В это время построен ряд зданий, закрепивших его славу европейского архитектора-авангардиста № 1. Главные из них — капелла Роншан (1955, Франция), Бразильский павильон в студенческом городке в Париже, комплекс монастыря Ля Туретт (1957—1960), здание Музея западного искусства в Токио (1959). Здания, очень разные по своему архитектурному образу, пластическому решению, объединяет одно — это все оригинальные, новаторские для своего времени произведения архитектуры.
Одна из последних крупных работ Корбюзье — построенный в США культурный центр Гарвардского университета , Карпентер-центр визуальных искусств (1959—1962). В этом сооружении, в его броских непривычных формах, воплотился весь многообразный опыт Корбюзье последнего периода. В отличие от коллективного проекта по созданию штаб-квартиры ООН , в котором он принял участие, это единственная постройка Ле Корбюзье на территории Северной Америки с официально зафиксированным авторством.
Корбюзье скончался 27 августа 1965 года в возрасте 77 лет, утонув, предположительно из-за сердечного приступа, во время заплыва у мыса Рокебрюн , на Средиземном море , где он жил в своём летнем домике Le Cabanon . Эта крошечная резиденция, служившая ему долгое время местом отдыха и работы, представляет собой своеобразный образец минимального жилища по Корбюзье. Процесс прощания с архитектором проходил в Лувре 1 сентября 1965 года под руководством писателя Андре Мальро , бывшего в то время министром культуры Франции. Корбюзье был похоронен рядом с женой на кладбище между городами Рокебрюн — Кап-Мартен и Ментон .
Помимо архитектурного наследия, Корбюзье оставил после себя множество произведений пластического искусства и дизайна — картин , скульптур , графических работ, а также образцов мебели (например, кушетка LC4 ). Многие из них хранятся в собрании Фонда Ле Корбюзье , который находится в построенной им вилле Ла Роша-Жаннере, в Париже. А также в павильоне Хейди Вебер в Цюрихе (Центр Ле Корбюзье), выставочном здании в стиле хай-тек , возведённом по его же проекту.
В 2016 году по инициативе Франции 17 объектов Ле Корбюзье решением ЮНЕСКО были включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО . (Осн. статья Архитектурное наследие Ле Корбюзье )
Память
- 15 октября 2015 года в Москве у здания Центросоюза ( Мясницкая ул ., 39) открыт памятник Ле Корбюзье (авторы — скульптор А. В. Тыртышников и архитектор А. И. Воскресенский) .
Отличия и награды
- Избран почётным доктором ( Honoris causa ):
- — университета в Цюрихе (за исследование математических порядков, 1934 ),
- — Технического университета в Цюрихе ( 1955 ),
- — университета в Кембридже ( 1959 ),
- — университета Колумбии (Нью-Йорк, 1961 ),
- — университета Женевы ( 1963 );
- Награждения французским Орденом Почётного легиона :
- Почётный член многих Академий искусств;
Среди других наград:
- 1953 — Золотая медаль Королевского института Британских архитекторов;
- 1961 — Золотая медаль AIA — Американского института архитекторов;
- 1961 — Французский орден «За Заслуги» ;
- 1961 — Frank P. Brown Medal;
- 1963 — Золотая медаль г. Флоренция
- 1963 — за новаторскую работу в области применения цвета, Нидерланды
Основные проекты и постройки
Допарижский период
- 1905 — вилла Фалле в Ла-Шо-де-Фон , Швейцария
- 1912 — вилла Жаннере-Перре в Ла-Шо-де-Фон, Швейцария
- 1916 — вилла Швоб (Вилла Турку) в Ла-Шо-де-Фон, Швейцария
Период 1917—1939 годов
- 1922 — дом-ателье Амеде Озанфана , Париж , Франция
- 1923—1924 — вилла Ла Роша\Жаннере, Париж, Франция
- 1924—1925 — посёлок ФРУЖЕ, Пессак , Бордо , Франция
- 1924 — павильон «ЭСПРИ НУВО» для Всемирной выставки в Париже, Франция
- 1926 — в Париже, Франция
- 1926 — дом Кук в , Париж, Франция
- 1926—1927 — вилла Штейн/де Монзи , Вокрессон, Париж, Франция
- 1927 — дома в посёлке Вайсенхоф, Штутгарт , Германия
- 1928—1936 — Здание Центросоюза в Москве
- 1929—1931 — вилла Савой в Пуасси , Франция
- 1930—1932 — Швейцарский павильон, Интернациональный студенческий городок, Париж
- 1930 — многоквартирный дом Кларте в Женеве , Швейцария
- 1931—1933 — дом в (с апартаментами Ле Корбюзье) Париж, Франция
- 1935—1936 — Министерство здравоохранения и образования ( Дворец Гуштаву Капанемы ), руководство проектом, Бразилия
- 1930-е — благоустройство имения Леонида Мясина , остров близ Позитано , Италия
Период 1940—1965 годов
- 1946—1951 — мануфактура Дюваль в Сен-Дье , Франция
- 1947—1952 — Марсельская жилая единица , Марсель , Франция
- 1949 — дом Куручета в Ла-Плате , провинция Буэнос-Айрес , Аргентина
- 1950—1955 — Нотр-Дам-дю-О , Роншан , Франция
- 1955—1957 — дома Жауль в Нёйи-сюр-Сен , Париж, Франция
- 1957—1959 — Бразильский павильон, Интернациональный студенческий городок, Париж
- 1957—1959 — Национальный музей западного искусства , Токио , Япония
- 1963—1967 — Павильон Хейди Вебер (Центр Ле Корбюзье), Цюрих
- 1962 — Карпентер-центр визуальных искусств, Гарвардский университет , Бостон , США
- Ахмадабад , Индия (1951—1957)
- 1951—1956 — дом Сарабхаи
- 1951—1956 — дом Сходан
- 1951—1957 — Здание Текстильной ассоциации
- 1951—1957 — Музей
- 1951 — Музей и галерея искусств
- 1951—1958 — Здание Секретариата
- 1951—1955 — Дворец Юстиции
- 1951—1962 — Здание Ассамблеи
Произведения монументального искусства
-
Настенные росписи, выполненные Корбюзье собственноручно:
- — 8 росписей-сграфито в вилле Бадовичи и Элен Грей на мысе Кап-Мартен ( 1938 — 1939 гг.);
- — роспись в здании мануфактуры Дюваль (конец 1900-х гг.);
- — роспись в Швейцарском павильоне Интернационального студенческого городка, Париж (размер 55 м², 1948 г.);
- — росписи в доме скульптора Константино Нивола (Ист Гэмптон в Саффолк-Каунти, Нью-Йорк, США , 1950 г.);
- Рельефы «Модулор» на зданиях Жилых Единиц (в Марселе , 1951 год ; в Резе-ле-Нант, 1955 год , и другие);
- Памятник «Открытая рука» (в том числе скульптурное изображение «руки» для памятника) — по эскизам Корбюзье, в г. Чандигарх , Индия .
- Крупномасштабные эмали (по эскизам Ле Корбюзье):
-
Декоративные настенные ковры большого размера (по эскизам Л. К.):
- — акустический ковёр для зала заседаний Дворца Юстиции, Чандигарх (площадь 650 м², 1954 г.);
- — ковёр для зала президентского дворца в Чандигархе (площадь 144 м², 1956 г.)
- — ковёр-панно для театра в Токио (площадь 210 м², 1950-е гг.);
- — и многие другие, называемые Корбюзье «мюральномад», — по эскизам, выполненным для ковровых мастерских в Обюссоне в 1948— 1950 гг.
Примечания
- архитекторы, работающие в Швеции — 2014.
- ↑ (нидерл.)
- Le Corbusier [Jeanneret] — 2006.
- ↑ Le Corbusier // — 2006.
- (англ.)
- архитекторы, работающие в Швеции — 2015.
- ↑
- Пять отправных точек современной архитектуры
- Ivan Žaknić, Klip and Corb on the road , Zürich, Scheidegger & Spiess, 2019 ( ISBN 978-3-85881-817-1 )
- , p. 26.
- Васильева Е. Идеальное и утилитарное в системе интернационального стиля: предмет и объект в концепции дизайна XX века. // Международный журнал исследований культуры, № 4 (25), 2016, с. 72-80.
- Le Corbusier. L’art décoratif d’aujourd’hui. Paris 1925. — 218 p.
- Васильева Е. Идеальное и утилитарное в системе интернационального стиля…
- . Totalarch.com . Дата обращения: 18 июля 2021. 18 июля 2021 года.
- Лежава И. Г. . Дата обращения: 26 сентября 2019. 25 сентября 2019 года.
- . Official Website of Chandigarh Administration. Дата обращения: 11 июня 2008. Архивировано из 13 апреля 2008 года. (англ.)
- . Дата обращения: 15 октября 2015. 18 октября 2015 года.
- . Дата обращения: 12 октября 2022. 12 октября 2022 года.
Теоретические работы Ле Корбюзье
- Ле Корбюзье. Архитектура XX века. — М.: Прогресс , 1977.
- Ле Корбюзье. Модулор: Опыт соразмерной масштабу человека гармоничной системы мер, применимой как в архитектуре, так и в механике. — М.: Стройиздат . 1976.
- Le Corbusier. L’art décoratif d’aujourd’hui. Paris 1925. — 218 p.
- Le Corbusier. L’Esprit nouveau. Almanach d’architecture moderne. Paris, 1926. p. 17—40.
- Le Corbusier. The Modulor: A Harmonious Measure to the Human Scale, Universally Applicable to Architecture and Mechanics (1954). Basel & Boston: Birkhäuser, 2004. — 133 p.
- Le Corbusier. Textes et planches. Prèface de Maurice Jardot. Editions Vincent, Frèal & Cie Paris. 1960. (Переиздана на русском яз. в 1970 г.)
Литература
- Арнольд У. Европейская архитектура XX века . Эра функционализма (1924—1933 гг.) Т. 2. — М., 1964.
- Васильева Е. Идеальное и утилитарное в системе интернационального стиля: предмет и объект в концепции дизайна XX века. // Международный журнал исследований культуры, 2016, № 4 (25). — С. 72-80.
- Всеобщая история архитектуры. Т. 11. — М., 1973.
- Ле Корбюзье, М. В. Предтеченский Путешествие на Восток. — М.: Стройиздат. 1991.
- Жан-Луи Коэн . Ле Корбюзье и мистика СССР. Теории и проекты для Москвы. — М. : Арт-Волхонка, 2012. — 316 с. — ISBN 978-5-904508-24-1 .
- Миронов А. В. Философия архитектуры: Творчество Ле Корбюзье. — М.: МАКС Пресс, 2012. — 292 с., ил., 500 экз., ISBN 978-5-317-03961-5
- Прокофьев В. Н. Инженер человеческого счастья — Ле Корбюзье / Прокофьев В. Н. Об искусстве и искусствознании. Статьи разных лет. — М., 1985.
- Фремптон К. . Современная архитектура : Критический взгляд на историю развития. — М., Стройиздат, 1990. — ISBN 5-274-00223-4
- Ренато Де Фуско. Ле Корбюзье — дизайнер. Мебель, 1929. — М.: Советский художник, 1986.
- Анна Чудецкая. — М.: Арт-Волхонка, 2012. — 54с.:ил. — ISBN 978-5-904508-25-8
- Jean-Louis Cohen . Le Corbusier. — Köln: Taschen Verlag, 2004. — ISBN 3-8228-3532-3 .
- Jean-Louis Cohen . Le Corbusier: la planète comme chantier. — Paris: Textuel, 2005. — 192 p. — (Passion). — ISBN 2-88182-540-0 , 978-2-88182-540-8.
- Жан-Луи Коэн. Ле Корбюзье / Пер. с фр. Людмила Кайсарова. — М. : TASCHEN, Арт-Родник, 2008. — 96 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-9794-0136-2 .
- Jean-Louis Cohen . Le Corbusier: an Atlas of Modern Landscapes. — New York: Museum of Modern Art, 2013.
- ] : [ фр. ] / Ministère du commerce, de l'industrie, des postes et des télégraphes. — Paris : Imprimerie Nationale, 1925. — 176 p.
Ссылки
- Лежава И. Г.
- Лежава И. Г.
- Le Corbusier. (англ.)
- Шаталов А. . // The New Times (8 октября 2012). Дата обращения: 19 февраля 2013.
См. также
- 2020-02-13
- 1