Вайс, Бернхард (богослов)
- 1 year ago
- 0
- 0
Григо́рий Богосло́в ( греч. Γρηγόριος ὁ Θεολόγος ), также Григо́рий Назианзи́н ( греч. Γρηγόριος Ναζιανζηνός ; ок. 325 , поместье Арианз (ныне , Турция) близ Карвали (ныне Гюзельюрт ), к югу от города Назианза , Каппадокия — 389 , там же) — святой Православной и Католической церквей, архиепископ Константинопольский , христианский богослов , один из Отцов Церкви , входит в число Великих каппадокийцев , близкий друг и сподвижник Василия Великого .
Почитается в лике святителей . Память совершается в Православной церкви 25 января ( 7 февраля ) и 30 января ( 12 февраля ) ( Собор трёх святителей ); в Римско-католической церкви — 2 января . Кроме того, Константинопольская патриархия в 2004 году установила празднование 30 ноября в честь перенесения из Рима в Стамбул частиц мощей Григория Богослова и Иоанна Златоуста .
Григорий родился около 325 года , в Арианзе (поместье отца) близ Назианза Каппадокийского . Его родителями были епископ Назианзский Григорий и Нонна . В семье кроме Григория был его брат Кесарий и сестра Горгония . Все члены семьи почитаются как святые.
О своих родителях Григорий впоследствии писал в цикле стихов « О собственной жизни »:
Матерь моя, наследовав от отцов богоугодную Веру, и на детей своих наложила золотую сию цепь. В женском образе нося мужественное сердце, она для того только касается земли и заботится о мире, чтобы всё, и даже саму здешнюю жизнь, преселить в жизнь небесную… А родитель прежде, служа идолам, был дикой маслиной, но привился к стеблю маслины доброй и столько принял в себя соков благородного корня, что закрыл собой дерево, и многих напитал медоточными плодами, он сед волосами и вместе сед умом, приветлив, сладкоречив, это новый Моисей или Аарон, посредник между людьми и небесным Богом… От такого родителя и от такой матери произошёл я .
Получив начальное домашнее образование, Григорий обучался в Кесарии Каппадокийской и Кесарии Палестинской , а затем и в Александрии . Осенью 350 года Григорий отправился в Афины , где изучал риторику , поэзию , геометрию и астрономию : « Афины — обитель наук, Афины для меня подлинно золотые и доставившие мне много доброго » . В Афинах Григорий познакомился с трудами Платона и Аристотеля . Несмотря на то, что в то время при изучении трудов данных философов больше внимания уделялось их стилю, а не учению, на теологию Григория неоплатонизм оказал сильное влияние. По мнению академика Г. Г. Майорова « Григорий и терминологически, и по существу близок к неоплатоникам » .
Во время обучения Григорий познакомился со святым Василием Великим , будущим архиепископом Кесарии Каппадокийской. Вместе с Григорием и Василием в Афинах обучался будущий император и гонитель христиан Юлиан Отступник .
После окончания обучения Григорий остался в Афинах, где некоторое время преподавал риторику. В 358 году, когда его отец уже был епископом , Григорий вернулся домой и в тридцатилетнем возрасте принял крещение от своего отца . После этого, Григорий, склонный к монашеской жизни, удалился в монастырь , основанный Василием Великим в Понте в своём имении на реке Ирис . О годах, проведённых в монастыре, Григорий позднее писал в своих письмах Василию:
Кто даст мне сии псалмопения, бдения и молитвенные к Богу переселения? Кто даст жизнь как бы невещественную и бесплотную? Кто даст согласие и единодушие братьев, которых ты ведёшь на высоту и к обоженью? Кто даст соревнование и поощрение к добродетели, которое мы ограждали письменными уставами и правилами? Кто даст трудолюбие в чтении Божьих словес, и при путеводительстве Духа обретаемый в них свет?
— Письмо 9 «К Василию Великому»
Во время жизни в монастыре Григорий вместе с Василием изучал труды Оригена и составил из его произведений выписки, известные под именем « Филокалии » .
В 361 году по настоянию отца Григорий вновь вернулся домой и был рукоположён в пресвитеры . После рукоположения Григорий, видя в священстве препятствие к созерцательной монашеской жизни, вновь удалился в монастырь Василия. Вернувшись в 362 году домой, Григорий на пасхальном богослужении произнёс свою первую проповедь , получившую название « Слово на Пасху и о своём промедлении » .
Начало его церковной деятельности совпало с периодом правления императора Юлиана Отступника , гонения которого затронули и Назианскую кафедру его отца. Император направил в Назианз войска с поручением захватить христианские храмы . Григорий-старший со своей паствой организовал сопротивление, предотвратившие захват церквей. В этот период Григорий вновь удалился к Василию Великому.
В конце 363 года отец Григория, не вникая в тонкости богословия, подписал омиусианский символ веры, чем вызвал раскол в своей епархии. Раскол продолжался недолго, но Григорию пришлось защищать своего отца — он написал « Слово по случаю возвращения монахов в лоно церкви » . Деятельность Григория в этот период показывает, что он вникал в дела управления епархией и становился постепенно соепископом назианзской церкви.
Когда Василий Великий стал архиепископом Кесарии Каппадокийской , он около 371 года обратился к Григорию с просьбой стать епископом города Сасима, где Василием была создана епархия . Это предложение было сделано в рамках проводимой Василием борьбы с арианством в Каппадокии для которой требовались верные ему хорепископы . Григорий колебался, но на епископстве настаивал его отец и в 372 году Григорий был рукоположён в епископа Сасимского. Григорий, не желавший архиерейства, недолго пробыл в Сасимах и, не совершив там ни одной службы и не рукоположив ни одного клирика, вернулся домой . Впоследствии Григорий так вспоминал о доставшейся ему кафедре:
На большой дороге, пролегающей через Каппадокию, есть место обычной остановки проезжих, где одна дорога делится на три, место безводное, не произращающее и былинки, лишённое всех удобств, селение ужасно скучное и тесное. Там всегда пыль, стук от повозок, слезы, рыдания, собиратели налогов, орудия, пытки, цепи, а жители — чужеземцы и бродяги. Такова была церковь в моих Сасимах! Вот какому городу (подлинно это великодушие!) отдал меня тот, кому было мало пятидесяти хорепископов .
— Стихотворение, в котором Святой Григорий пересказывает жизнь свою
После бегства из Сасима Григорий вновь удалился в пустынь , где проводит около трёх лет. В своих письмах он неоднократно обвинял Василия в том, что он вовлёк его в свою борьбу с арианством:
Укоряешь меня в лености и в нерадении, потому что не взял твоих Сасимов, не увлекся епископским духом, не вооружаюсь вместе с вами, чтоб драться, как дерутся между собой псы за брошенный им кусок. А для меня самое важное дело — бездействие. …и думаю, что, если бы все подражали мне, то не было бы беспокойств Церквам, не терпела бы поруганий вера, которую теперь всякий обращает в оружие своей любви к спорам .
— Письмо 32 «К Василию Великому»
По просьбе престарелого отца Григорий вернулся в Назианз и помогал ему в управлении епархией до его смерти в 374 году. На похороны отца Григория приехал Василий Великий и произнёс надгробное слово, восхвалявшее заслуги усопшего. Считается, что в это время произошло примирение святого Григория со святым Василием . После смерти отца Григорий некоторое время руководил назианзской епархией, но, не считая себя вправе занять престол своего отца, удалился в Селевкии в надежде, что в его отсутствие будет выбран новый епископ. Однако по просьбе жителей Григорий вернулся в Назианз и продолжил управление церковью.
1 января 379 года скончался Василий Великий. Это потрясло Григория, он писал: «И это выпало на мою скорбную долю — услышать о смерти Василия, об исходе святой души, которым ушла она от нас и преселилась к Господу, всю жизнь свою превратив в заботу об этом!» . Впоследствии, будучи уже на покое, Григорий написал на смерть друга Надгробное Слово , ставшее одним из лучших его сочинений.
19 января 379 года византийским императором стал Феодосий , который, в отличие от своего предшественника Валента (умер 9 августа 378 года), покровительствовал никейцам , а не арианам. В этом же году к Григорию, имевшему репутацию блестящего проповедника и защитника никейской веры, из Константинополя прибыла небольшая группа никейцев с просьбой прибыть в столицу империи и поддержать их в борьбе против арианства и аполлинарианства .
Григорий принял предложение и приехал в Константинополь. Город в течение сорока лет был в руках ариан, которым принадлежали почти все храмы города, включая Святую Софию и церковь Святых Апостолов . Григорий Нисский так писал о столице империи в тот момент:
Одни, вчера или позавчера оторвавшись от чёрной работы, вдруг стали профессорами богословия. Другие, кажется прислуги, не раз битые, сбежавшие от рабьей службы, с важностью философствуют о Непостижимом. Все полно этого рода людьми: улицы, рынки, площади, перекрестки .
Григорий остановился в доме своих родственников и в одной из комнат начал совершать богослужения, назвав этот домовой храм Анастасия ( греч. Ἀναστασία — « Воскресение ») . В этой церкви летом 380 года Григорий произносит свои знаменитые пять Слов « О Богословии » , которые принесли ему славу «Богослова».
С момента приезда в столицу Григорий подвергся преследованию со стороны ариан: его обвинили в тритеизме (будто он вместо единого Бога проповедует много богов), а позже начались попытки физической расправы. В Великую субботу 379 года, когда святой Григорий совершал таинство крещения в своём храме, в него ворвалась толпа ариан, среди которых были константинопольские монахи , и начали требовать изгнания Григория, а потом стали кидать в него камни . Григорий был отведён к городским властям, которые хотя и были неблагосклонны к нему, но не поддержали ариан и Григорий остался в Константинополе.
24 ноября 380 года в Константинополь прибыл император Феодосий, который своим приказом передал в руки православных кафедральный храм Двенадцати Апостолов и Святую Софию. После разговора с Григорием Феодосий решил лично ввести его в храм Софии . По воспоминаниям самого Григория, император завершил разговор с ним следующими словами: « Через меня, сказал он, Бог дает тебе и твоим трудам этот храм » .
Наступило назначенное время. Храм окружен был воинами, которые в вооружении, в великом числе, стояли рядами. Туда же, как морской песок, или туча, или ряд катящихся волн, стремился, непрестанно прибывая, весь народ, с гневом и мольбами, с гневом на меня, с мольбами к Державному. Улицы, ристалища, площади, даже любое место, дома с двумя, с тремя жилищами наполнены были снизу доверху зрителями, мужчинами, женщинами, детьми, старцами. Везде суета, рыдания, слезы, вопли — точное подобие города, взятого приступом .
— Стихотворение, в котором Святой Григорий пересказывает жизнь свою
27 ноября Григорий вошёл в храм, когда он уже скрылся в алтаре , на пасмурном небе появилось солнце, и народ, расценив это как Божий знак, начал требовать вверить Григорию Константинопольскую церковь . Это полностью соответствовало планам императора Феодосия. Григорий согласился, для его утверждения на кафедре и решения вопросов, связанных с ересями , был созван церковный собор, получивший название второго Вселенского .
Собор был созван по инициативе императора Феодосия, декрет о его созыве не сохранился, и о целях созыва известно из последующих императорских указов и соборного деяния. Историк Антон Карташёв считает, что Собор был нужен Феодосию для решения практических церковных вопросов на Востоке, начиная в первую очередь с урегулирования вопроса о замещении Григорием Константинопольской кафедры .
Собор открылся в мае 381 года в присутствии императора, председательствовал на нём Мелетий , патриарх Антиохийский . С самого начала Собор решил вопрос о замещении константинопольской кафедры: был осуждён Максим I Киник , пытавшийся при поддержке Александрийской церкви захватить константинопольский престол . Григорий Богослов был признан законным архиепископом Константинопольским .
При обсуждении Собором арианства и других ересей Григорий в своём Слове дал следующее изложение догмата Троичности :
Безначальное, Начало и Сущее с Началом — Един Бог. Но безначальность или нерожденность не есть естество Безначального. Ибо всякое естество определяется не тем, что оно не есть, но что оно есть… Имя Безначальному — Отец, Началу — Сын, Сущему вместе с Началом — Дух Святый; а естество в Трех единое — Бог. Единение же — Отец, из Которого и к Которому они возводятся, не сливаясь, а сопребывая с Ним, и не разделяемые между Собою ни временем, ни хотением, ни могуществом .
После обсуждения Собор в своём первом правиле предал анафеме «ересь евномиан, аномеев, ариан или евдоксиан, полуариан или духоборцев, савеллиан, маркеллиан, фотиниан и апполинариан» и подтвердил Никейский Символ веры .
Во время Собора скончался его председатель Мелетий, и Григорий занял его место. В это время на Соборе возник вопрос о замещении антиохийской кафедры, оставшейся вдовствующей после смерти Мелетия. Участники Собора разделились, Григорий встал на сторону «западных» и произнёс речь в поддержку их кандидата Павлина. Но победила «восточная» партия, и антиохийским патриархом стал пресвитер Флавиан. Приехавшие немного позже на Собор сторонники «западной партии» Асхолий Фессалоникийский и Тимофей Александрийский, будучи обиженными за своего кандидата Павлина, вступили в борьбу с «восточным» епископатом и в том числе выдвинули обвинения против Григория, что он, будучи рукоположён епископом Сасимским, незаконно стал архиепископом Константинопольским . Григорий был обвинён в нарушении 14-го правила святых апостолов и 15-го правила Первого Вселенского собора , запрещавших самовольное оставление епископами своих кафедр .
Григорий не стал отстаивать свои права на Константинопольскую кафедру. Измученный борьбой за власть, которой он не желал, Григорий обратился к Собору с прощальным словом:
Вы, которых собрал Бог для совещания о делах богоугодных, вопрос обо мне почитайте второстепенным. Чем ни кончится мое дело, хотя осуждают меня напрасно, это не заслуживает внимания такого Собора… Я не радовался, когда восходил на престол, и теперь схожу с него добровольно. К тому убеждает меня и телесное мое состояние. Один за мной долг — смерть; все отдано Богу. Но забота моя единственно о Тебе, моя Троица! О, если б иметь Тебе защитником какой-нибудь язык благообученный, по крайней мере исполненный свободы и рвения! Прощайте и воспоминайте о трудах моих!
Последний подвиг жизни близок; худое плавание окончено; уже вижу и казнь за ненавистный грех, вижу мрачный тартар, пламень огня, глубокую ночь и позор обличенных дел, которые теперь открыты. Но умилосердись, Блаженный, и даруй мне хотя бы вечер добрый, взирая милостиво на остаток моей жизни. Много страдал я, и мысль объемлется страхом, не начали ли уже преследовать меня страшные весы правосудия Твоего, о Царь!
После обвинений, выдвинутых против него в Константинополе, Григорий вернулся в родной Назианз, где по просьбе городских клириков вновь возглавил епархию, не переставая просить епископа Тиранского снять с него эту обязанность, которую он считал для себя бременем . Он перестал ездить на церковные соборы , говоря « соборам и собеседованиям кланяюсь издали с тех пор, как испытал много дурного ». При этом, отказавшись поехать в Константинополь на собор 382 года, Григорий пытался воздействовать на его решения через своих столичных друзей .
В конце 383 года здоровье Григория ухудшилось и Феодор, епископ Тиранский, назначил на Назианзскую кафедру хорепископа Евладия, родственника святителя Григория. После этого назначения Григорий смог удалиться на покой в своё фамильное имение Арианз и посвятить себя литературному труду. В этот период Григорий кроме богословских сочинений пишет подробную автобиографию Он много путешествовал по обителям, жил в Ламисе, Сакнавадаике и Карвалах; лечился тёплыми водами в Ксанксариде .
Скончался Григорий 25 января 389 года в Арианзе, где и был похоронен. В своём завещании (составленном вероятней всего в 381 году) Григорий, исполняя волю своего отца, отдал своё фамильное имение епархии, ближайшим друзьям завещал денежные суммы и предметы одежды , а также распорядился дать свободу своим рабам .
В 950 году при императоре Константине Багрянородном мощи Григория были перенесены в Константинополь и положены в церкви Святых Апостолов . При разграблении Константинополя крестоносцами в 1204 году часть мощей святителя Григория была вывезена в Рим .
После постройки собора святого Петра в Риме там была устроена гробница для мощей святителя. 26 ноября 2004 года часть мощей, по решению папы Иоанна Павла II , была возвращена Константинопольской православной церкви вместе с частью мощей Иоанна Златоуста . В настоящее время эти святыни хранятся в соборе Святого Георгия в Стамбуле. В Ватикане были оставлены небольшие частицы мощей святителей .
Литературное и богословское наследие Григория состоит из 245 посланий (писем), 507 стихотворений и 45 «Слов». Биографы отмечают, что Григорий был в первую очередь оратором , а не писателем, слог его сочинений характеризуется повышенной эмоциональностью .
Собрание 45 бесед («Слов») составляет основную часть литературного наследия святого Григория. Слова охватывают двадцатилетний период его жизни: самые ранние (1—3) относятся к началу священнического служения Григория в 362 году, а последние (44—45) были произнесены весной 383 года, вскоре после возвращения в Назианз. Около половины Слов (с 20-го по 42-е) первоначально составлены во время пребывания Григория в Константинополе. В 387 году сам Григорий подготовил сборник 45 избранных бесед, стремясь, по-видимому, предоставить священству образцы различных видов проповеди .
Слова чрезвычайно разнообразны по тематике и жанру. Они включают, в частности, надгробные слова (7, 8, 18, 43), обличения императора Юлиана (4, 5) и еретиков (27, 33, 35), слова в память священномучеников (16, 24, 35, 44), беседы на Богоявление (38), Крещение (40), Пятидесятницу (41) и другие праздники. Первая и последняя (45-я) беседы были произнесены на Пасху. Во многих беседах Григорий говорит о себе и событиях своей жизни. Так, уже в самом начале 1-го Слова он упоминает о добром принуждении, подразумевая своё рукоположение по настоянию отца; в 3-м Слове оправдывает своё удаление в Понт; а в 33-м Слове говорит о своём противостоянии с арианами. Ряд Слов имеют адресатом отца Григория (9, 10, 12) или произнесены в его присутствии; среди адресатов Слов есть и Василий Великий (10) и Григорий Нисский (11). Важнейшее место в наследии Григория занимают Слова о Богословии (27—31), посвящённые догмату Троичности , они и принесли Григорию славу богослова. Здесь Григорий называет Бога «творческой и содержательной причиной всего», которая бестелесна («Бог не есть тело») и непостижима.
Сохранилось, по разным оценкам, до двухсот сорока пяти писем Григория Богослова, большая их часть была написана и собрана им самим в сборник, составленный в последние годы жизни, по просьбе родственника Никовула. Сохранилась обширная переписка святого Григория с святым Василием Великим: в письмах Григорий вспоминает их совместное проживание в монастыре, поздравляет Василия с епископской хиротонией, в поздних письмах он уже обвиняет Василия в вовлечении его в борьбу с арианами и возведении себя на Сасимскую кафедру.
Богословский интерес и значимость представляют два письма Григория к Кледонию, в которых он рассуждает о природе Христа и выступает с критикой учения Аполлинария Лаодикийского и послание к монаху Евагрию о Божестве .
Большинство стихотворных сочинений были написаны Григорием в последние годы его жизни после возвращения из Константинополя. Стихи написаны не только на богословские темы, но содержат и автобиографические воспоминания, несколько стихотворений было написано Григорием на смерть друзей . Стихотворения Григория написаны в формах гекзаметров , пентаметров , триметров .
В своём сочинении « О стихах своих » Григорий сообщает о целях, побудивших его обратиться к данной литературной форме :
Наиболее известна поэма Григория « Pro vita sua » (О себе самом), состоящая из 1949 ямбических стихов .
Богословские труды святого Григория получили высокую оценку современников и потомков. Патролог архиепископ Филарет (Гумилевский) писал о Григории Богослове:
Церковь почтила святителя Григория тем высоким именем, которым она почтила одного высокого между апостолами и евангелистами Иоанна . И это не напрасно. После первого Богослова Святитель Григорий первый постигал столько высокими и вместе точными помыслами глубины Божества, сколько постигать их можно человеку при свете откровения; особенно же вся мысль его, как и мысль первого Богослова, обращена была к предвечному Слову .
Его богословие высоко ценили Максим Исповедник , Фома Аквинский , святитель Филарет Московский .
Православная церковь включила Григория в число Отцов церкви , чей авторитет имеет особый вес в формировании догматики , организации, и богослужения Церкви . В связи с этим 30 января 1084 года (по юлианскому календарю) было установлено отдельное празднование, посвящённое трём святителем, почитаемых вселенскими учителями: Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту . Димитрий Ростовский в своих « Житиях святых », описывая заслуги каждого из трёх вселенских учителей, так охарактеризовал Григория Богослова:
Святой Григорий Богослов был столь велик, что если бы можно было создать человеческий образ и столп, составленный по частям из всех добродетелей, то он был бы подобен великому Григорию. Просияв своею святою жизнью, он достиг такой высоты в области богословия, что всех побеждал своею мудростью, как в словесных спорах, так и в истолковании догматов веры. Поэтому он и был назван богословом.
— Димитрий Ростовский
Григорий Богослов оказал огромное влияние на богословов последующих времён: его сочинения толковали наряду со Священным писанием Максим Исповедник , , Иоанн Дамаскин , Василий Новый , , Никифор Каллист и другие. Фома Аквинский считал, что у всех Отцов церкви в сочинениях можно найти какую-либо ересь , но только не у святого Григория .
Тексты его сочинений использовались позднейшими гимнографами Восточной Церкви: так рождественский , богоявленский («вторый канон» праздника) и пасхальный каноны представляют собой, перефразированные святым Иоанном Дамаскином отрывки из проповедей Григория Богослова . Слово 45 «На Пасху», написанное Григорием, согласно Типикона должно читаться перед четвёртой песнью Пасхального канона, но в современном православном богослужении это не соблюдается .
Μ. Η. Сперанский назвал Григория Богослова полуантичным писателем, ставшим не только одним из первых столпов христианской литературы, но и одним из последних по времени представителей античной художественной мысли и формы . Его труды имели большое значение, в частности, на Руси . Проповеди Григория Богослова познакомили русскую литературу не только с христианским богословием, но и с античной мифологией и философией неоплатонизма .
В честь святого Григория был назван один из «новоизобретённых» фрегатов Черноморского флота России , принимавший участие в русско-турецкой войне 1787—1791 годов .