Мадонна, Иисус и Иоанн Креститель
- 1 year ago
- 0
- 0
«Мадонна в кресле», Мадонна сидящая в кресле , Мадонна делла Седиа ( итал. Madonna della seggiola, Madonna della sedia — Мадонна в кресле; итал. Madonna con il Bambino e San Giovannino — Мадонна с Младенцем и маленьким Святым Иоанном) — одна из Мадонн Рафаэля , картина в формате тондо , написанная около 1513—1514 годов, во время работы художника в Риме . Хранится в Палаццо Питти во Флоренции .
Картина с первой половины XVI века находилась в коллекции семьи Медичи и, судя по необычному для Рафаэля круглому формату, была создана для частного владения. Сложность композиции , наличие «камерального кресла» (sedia camerale), которое было привилегией понтифика или очень высоких сановников, привели к предположению, что работа была заказана папой Львом X (Джованни Медичи) и отправлена им своим родственникам во Флоренцию. Такое же кресло Рафаэль несколько лет спустя написал в « Портрете Льва X с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси » (1518).
Можно также предположить, что именно в Риме Фердинанд I Медичи , в то время кардинал , должен мог приобрести «Мадонну делла Седиа» для своей виллы на холме Пинчо в Риме. В описях 1723 и 1761 годов картина действительно упоминается как находящаяся в спальне великого герцога Фердинандо Медичи, который, покидая Рим, взял с собой и картину, и с 1587 года она находилась на вилле Поджо-а-Кайано в ( Прато ). Затем картина была помещена в «трибуну» (восьмиугольный зал) в галерее Уффици , где оставалась до конца семнадцатого века, когда было решено переместить её в Палаццо Питти . Ранее, вероятно, ещё для Фердинадо, была сделана новая рама картины по рисунку Диачинто Мария Марми в мастерской скульптора Джован Баттиста Фоджини .
При формировании семейной картинной галереи Медичи в Палаццо Питти во Флоренции, «Мадонну делла Седиа» помещали поочерёдно в залы, расписанные Пьетро да Кортона : залы Венеры , Аполлона , Юпитера и Марса (1793).
После оккупации Флоренции наполеоновскими войсками в 1799 году картина вместе с другими шедеврами отправилась в Париж . После многих перемещений, которые, безусловно, не пошли на пользу картине, тондо Рафаэля вместе с другими произведениями искусства в 1816 году вернулось во Флоренцию. Впоследствии, картину переместили туда, где мы можем любоваться ей сегодня: в Зал Сатурна Палаццо Питти .
На картине Рафаэля изображены Дева Мария , обнимающая младенца Христа , и взирающий на них с благоговением юный Иоанн Креститель . Картина не имеет строгой геометрической схемы композиции, свойственной ранним мадоннам Рафаэля флорентийского периода . Использование более тёплых красок позволяет предположить о влиянии на работу живописной манеры Тициана и ближайшего соперника Рафаэля Себастьяно дель Пьомбо . Датировка около 1514 года основана на стилевом анализе картины, поскольку её композиционные, колористические и технические особенности указывают на период, непосредственно следующий за фресками в Станца д’Элиодоро Апостольского дворцав Ватикане (1511—1514). Влияние Микеланджело очевидно в порывистом движении и трактовке некоторых деталей, таких как локоть Младенца, однако смягчённых рафаэлевским стилем. Близкой в стилевом и формальном отношениях является «Мадонна в шатре» (Madonna della Tenda, 1513—1514), картина схожей темы и композиции, но в прямоугольном формате .
По легенде вдохновение для этой работы пришло к художнику во время проезда через Веллетри (Лацио), где он увидел местную крестьянскую девушку, которая баюкала ребёнка на коленях. В ином варианте: девушка держала за руку своего младенца в саду, а второй её маленький сын играл у неё на коленях. Рафаэль сразу же сказал, что хотел бы нарисовать её именно так, с двумя сыновьями, позже представленными как Пресвятая Дева, младенец Христос и святой Иоанн . Картина действительно проникнута теплотой и нежностью, её можно было бы назвать реалистичной, если бы не сложность композиции, создающей напряжённое и даже неудобное положение Мадонны и предельную уплотнённость, вызванных компоновкой изображения в круглый формат. Дева Мария представлена в позе, которую нелегко воспроизвести в реальности, однако это искупается пластичностью основных формообразующих линий, создающих кантабильность («певучесть») контуров, вовлекающих все элементы картины в круговое движение .
Одеяние Мадонны восходит к народному итальянскому костюму; точны детали: от сияния золотой бахромы на спинке стула, до вышивки на зелёной шали восточного происхождения. Важное значение имеют цвета: от золотистого и зелёного до лазурно-голубого или сопоставления красного рукава Мадонны с оранжевой драпировкой младенца Христа .
В. Н. Гращенков писал, что «„Мадонны Рафаэля“ понятны с первого взгляда. Они живут в согласии со своими чувствами, в согласии с природой, с людьми. Красота зрелой женственности неотделима в них от благородной одухотворённости материнства… В творчестве флорентийских художников — не только Леонардо и Микеланджело, но и мастеров кватроченто — он встретил и другую трактовку образа Мадонны… Это те многочисленные, чаще всего полуфигурные изображения Богоматери, где она представлена нежно обнимающей дитя, которое отвечает ей своей лаской» (имеется ввиду иконографический тип «Богоматери Умиления» ( итал. Madonna della Tenerezza, Madonna dell’ Umiltá ). Но одновременно, писал далее Гращенков, «Рафаэль ищет новых решений» под безусловным влиянием Микеланджело, в частности, его рельефных тондо: « Мадонны Таддеи » и « Мадонны Питти ». Рафаэль делал с этих произведений зарисовки, использовав их и для «Мадонны в кресле», которую Рафаэль «строит словно скульптурный барельеф» .
Многие художники находились под влиянием тондо Рафаэля или использовали это произведение в своих картинах. Рафаэлем восхищался Ж. О. Д. Энгр и отдал ему дань уважения, включая эту картину во многие свои работы, например, на фоне портрета короля Генриха IV, играющего со своими детьми («Генрих IV принимает испанского посла», 1817), «Рафаэль и Форнарина», «Портрет месье Ривьера» и «Портрет Наполеона на императорском троне» (в ковровой вышивке у ног императора). Иоганн Цоффани также изобразил «Мадонну в кресле» среди прочих картин на полотне «Трибуна Уффици» (1772—1778) . Шедевр Рафаэля присутствует и на созданном в 1820 году произведении Уильяма Тёрнера «Вид Рима из Ватикана» .
Произведение Рафаэля вдохновило гравёра Рафаэля Моргена на создание репродукционной гравюры для коллекции принца-консорта Англии, хранящейся в Королевском фонде. Лев Толстой всегда имел при себе миниатюрную, в серебряном окладе копию «Мадонны в кресле», которую ему подарила тётка при отправлении на Крымскую войну . В конце жизни писатель ставил эту работу Рафаэля выше других его Мадонн . «Мадонна в кресле» приводила в восторг и Ф. М. Достоевского , видевшего её во Флоренции . А. К. Толстой описал картину в :
Склоняся к юному Христу,
Его Мария осенила;
Любовь небесная затмила
Её земную красоту.
А Он, в прозрении глубоком,
Уже вступая с миром в бой,
Глядит вперёд — и ясным оком
Голгофу видит пред собой
В 1987 году картина Рафаэля была использована для оформления обложки альбома « Некрофилия » рок-группы « Гражданская оборона ».