Interested Article - Мартини, Симоне
- 2021-04-04
- 1
Симо́не Марти́ни ( итал. Simone Martini ; ок. 1284 , Сиена — 1344 , Авиньон ) — крупный итальянский художник XIV века, представитель сиенской школы живописи.
Биография
Наряду с Дуччо и Амброджо Лоренцетти Симоне Мартини является крупнейшим сиенским художником первой половины XIV в. Точная дата его рождения неизвестна. Однако известна точная дата его смерти — в сиенском монастыре Сан Доменико в записи об умерших от 4 августа 1344 г. значится: «Мастер Симон, художник, умер в курии; погребение состоялось четвёртого дня в августе 1344 года» . Вазари в своем жизнеописании Симоне Мартини сообщает, что на его гробнице было указано, что художник скончался в возрасте шестидесяти лет, следовательно, дату его рождения можно отнести к 1284 г.
О первых тридцати годах жизни художника нет никакой информации. Фердинандо Болонья, итальянский исследователь творчества Мартини, считает, что с 1312 по 1315 г. Симоне часто приезжал из Сиены в Ассизи , где готовил рисунки оконных витражей для капеллы Сан Мартино. Первая достоверная работа Симоне — фреска « Маэста » в городской ратуше Сиены, на которой стоит дата (1315 г.) и подпись «a man di Symone» , то есть «работа Симоне». Этому же времени соответствуют две записи в расходных книгах сиенского казначейства — выдача 34 лир и 12 сольди 7 июня 1315 г., и 46 лир и 8 сольдо между 20 октября и 12 декабря того же года. Уже сам факт, что молодому художнику доверили столь ответственную работу в зале сиенского правительства, свидетельствует о его известности и сложившейся к тому времени хорошей репутации . После фрески «Маэста» Симоне по всей вероятности работает над фресками в капелле Сан Мартино в знаменитой церкви Сан Франческо в Ассизи , которые завершает в 1317 году . Предполагается, (хотя это документально не подтверждено) что после этого он работает в Неаполе над алтарем Св. Людовика Тулузского , поскольку тот был канонизирован именно в 1317 г. Некоторые учёные считают, что один из счетов анжуйского двора, в котором король назначает годовое жалование в 50 унций золота некоему «Simone Martini milite» , то есть «Симоне Мартини, рыцарю» , имеет прямое отношение к художнику, поскольку он вполне мог быть возведён в рыцари за личные заслуги, а также за то, что в своём творчестве выразил знаки почитания к Роберту Неаполитанскому , его семье и французскому королевскому дому. Однако с такой интерпретацией далеко не все согласны, хотя дарование звания рыцаря художникам такого уровня встречалось в позднем средневековье .
В 1319 г. Симоне Мартини написал полиптих для церкви Санта Катерина, а в 1320 г. — полиптих, который ныне хранится в музее в Орвието . Все остальные произведения этого периода не имеют точных дат создания, но приписаны к нему по сходным стилистическим характеристикам. Этот период был весьма плодотворным, Симоне со своей мастерской работал в Орвието, однако продукция, выходившая из её стен, была неравномерного качества, и специалисты до сих пор спорят, где рука мастера, а где рука подмастерьев. В 1321 г. имя Симоне опять появляется в записях сиенского казначейства — Биккерны — он получил плату за реставрацию своей фрески «Маэста», которая уже к тому времени была испорчена проступившей влагой. В 1322 — 1323 гг. в счетах Биккерны имя Симоне Мартини вновь несколько раз упоминается в связи с выплатами ему сумм за ряд неуточнённых работ в Палаццо Пубблико . В 1324 г. Симоне Мартини женится на Джованне , дочери художника Меммо ди Филиппуччо и сестре Липпо Мемми . Незадолго до этого, в январе-феврале 1324 г. он купил у своего тестя дом, а позднее преподнёс своей невесте щедрый подарок — 220 золотых флоринов . По свидетельству Петрарки , Симоне не отличался красотой, к тому же невеста была значительно моложе его, и можно только догадываться о причинах столь щедрого подарка. Эта женитьба ввела Симоне в семью Липпо, которой принадлежала успешная мастерская, укрепила профессиональные и дружеские связи, которые поддерживались в течение всей жизни. Венцом этих отношений следует считать знаменитое « Благовещение » из галереи Уффици во Флоренции , в котором ученые до сих пор не могут отличить руку одного мастера от руки другого.
К 1320-м годам , вероятно, относится создание алтаря «Блаженного Агостино Новелло». В 1326 г. Мартини создал картину для , которую в XV в. хвалил Гиберти, но она не сохранилась. В 1329 — 1330 гг. он создал два произведения для Палаццо Пубблико, которые тоже не дожили до наших дней. В 1330 г. он пишет фреску «Гвидориччо да Фольяно» в честь освобождения в 1328 г. сиенской крепости Монтемасси. В 1333 г. совместно с Липпо Мемми создает «Благовещение» (Флоренция, Уффици). Это его последняя известная работа перед отъездом в Авиньон , куда он приезжает, судя по всему, в 1336 г.
Перемещение папского престола в Авиньон превратило этот маленький городок в художественный центр. Туда переезжали как отдельные художники, так и целые мастерские. Папская казна щедро оплачивала строительство и украшение своей новой резиденции. Симоне Мартини прибыл в Авиньон по протекции одного из кардиналов .
Симоне был аристократическим художником, поддерживавшим связи в высших слоях общества, обслуживавшим и выражавшим своим искусством интересы анжуйской династии, папы и сиенского совета Девяти. Он сделал блестящую карьеру, превратившись из художника местного значения в мастера международного класса, обслуживавшего папский престол. Его репутация в родной Сиене была безукоризненной.
30 июня 1344 г. Симоне Мартини составил завещание. Вероятно, он был уже серьёзно болен и составлял завещание, предчувствуя близкий конец. Написанный и засвидетельствованный флорентийским нотариусом Сер Джеппо ди Сер Бонайуто Галгани , этот документ сообщает, что всё своё состояние (два дома, земли с виноградниками и солидная сумма денег) он своею волей поделил между супругой, племянницами Франческой и Джованной и детьми своего брата Донато . Своих детей у Симоне не было, поэтому раздача состояния племянницам и племянникам выдаёт в нём человека чадолюбивого и сентиментального. Через месяц с небольшим Симоне Мартини скончался в Авиньоне.
Творчество
Ранний период
К раннему периоду творчества, то есть к произведениям, созданным до фрески «Маэста» в Палаццо Пубблико, сегодня относят всего три работы, причём, все они не имеют точных дат создания и подписи художника. Считается, что Симоне прошёл школу обучения в мастерской Дуччо. Исходя из этого предположения, кисти Симоне исследователями была приписана «Мадонна с младенцем» («Мадонна с младенцем № 583» 1308-10 гг., Сиенская пинакотека).
Эта работа, с одной стороны, демонстрирует тесные связи Мартини с искусством Дуччо, с другой, в ней видны черты, характерные для работ Симоне Мартини. Другое раннее произведение — фреска с изображением Мадонны, открытая Энцо Карли и датированная им 1311-14 гг. От прежней «Мадонны» в Ораторио Сан-Лоренцо-ин-Понте в Сан-Джиминьяно осталась только голова. Всё остальное было переписано в 1413 г. художником . Однако этот лик Мадонны имеет явное сходство с ликом «Мадонны с младенцем № 583» из Сиенской пинакотеки. Третьим произведением является не так давно (и далеко не единодушно) приписанная раннему периоду Симоне «Мадонна Милосердие» (Сиенская пинакотека). Это богато выполненная картина с использованием золота, серебра и цветных камней. В ней ещё различимо влияние Дуччо в трактовке типажей и поз персонажей, и в то же время есть некоторые робкие новации. Однако вопрос о принадлежности этого произведения пока окончательно не решён.
Маэста
Зал совета в Палаццо Пубблико был отстроен между 1304 и 1310 гг. Вскоре его стены начали украшать фресками; согласно архивному документу — с марта 1314 г. Вероятно, первой фреской была « Маэста » Симоне Мартини, законченная им в первоначальной редакции к июню 1315 г. Это торжественная, полная иерархической строгости композиция, написанная, вне сомнения, под влиянием «Маэста» Дуччо . Однако во фреске Мартини можно обнаружить творческое развитие идеи по нескольким направлениям. Во-первых, это композиция, представляющая собой разорванный эллипс , в центре которого уже не на мраморном , как у Дуччо, а на золочёном, словно бы вышедшем из очень дорогой ювелирной мастерской троне восседает защитница и владычица Сиены — Мадонна с младенцем. Во-вторых, это создание иллюзии пространства при помощи красного балдахина и столбов, на которых он крепится. В третьих, это лепка фигур и лиц, особенно тех лиц, которые написаны после реставрации 1321 г. В нижнем ряду, так же, как у Дуччо, представлены святые покровители Сиены: св. Ансано, св. епископ Савин, св. Кресченций, и св. Виктор. Столбы, на коих крепится балдахин, символически поддерживают апостолы Пётр , Павел , и Иоанн Богослов , а также Иоанн Креститель . В нижней части сохранилась длинная надпись: «1315 год совершил свой поворот/ Делия раскрыла прекрасные цветы/ И Юнона воскликнула „Я возвращаюсь!“/ Рукой Симоне Сиена изобразила меня». Особенностями этой фрески следует считать то, что она выполнена не только водяными красками. Это сложный, если можно так выразиться, «полу коллаж ». Симоне делал в штукатурке насечки и вставлял цветные стёклышки, чтобы придать фреске сияние, а также использовал олово . Можно только представить, каким эффектным и сияющим было это произведение в 1315 г.
Фрески капеллы Сан Мартино в Ассизи
Фрески в капелле Сан Мартино в нижней церкви Сан Франческо в Ассизи были приписаны Симоне Мартини только в XVIII в. Это сделал один антиквар, а спустя столетие Кавальказелле подтвердил эту атрибуцию. Вкратце история появления этих фресок такова. Заказчиком строительства и украшения этой капеллы был бывший францисканский монах , пошедший на службу к Папе и ставший кардиналом под титулом Сан Мартино аи Монти. Он принадлежал к ближайшему окружению папы Бонифация VIII . Папа Климент V отправил его с политической миссией в Венгрию . Между 1310 - 12 гг. он возвращался обратно в Италию и получил задание перевезти папскую казну из Перуджи в Авиньон. В его расходной книге мартом 1312 г. помечено выделение 1070 флоринов на воздвижение и отделку капеллы Сан Мартино (или соседней капеллы Святого Людовика). Кардиналу не суждено было увидеть исполнение своего заказа — 27 октября 1312 года он скончался в Лукке по пути в Авиньон. Однако вскоре в здании нижней церкви Сан Франческо была пробита стена, в результате чего погибли старые фрески, и пристроена капелла, которую позднее расписал Симоне Мартини.
Датировка этих фресок до сих пор вызывает дискуссии, однако большинство учёных согласны с датой «1317 год». Симоне Мартини изобразил десять сцен из жизни св. Мартина , основываясь на «Золотой легенде» Якопо да Вораджине . Кроме этих десяти сцен он написал ещё несколько изображений святых, а также портрет заказчика — кардинала Сан Мартино аи Монти, преклонившего колена пред св. Мартином. Согласно христианской традиции, история святого Мартина имеет отношение к временам правления императора Юлиана . Мартин был всадником, служившим в римской армии. В 344 г. он пережил глубокое религиозное обращение, принял христианство и отказался далее служить кесарю — он стал служить Господу Богу. Впоследствии св. Мартин стал епископом и совершил ряд чудес.
-
Св. Мартин делит свой плащ с нищим.
-
Сон св. Мартина.
-
Посвящение в рыцари.
-
Отречение св. Мартина от оружия.
-
Видение св. Амвросия.
-
Чудо во время мессы.
-
Чудо воскрешения мальчика.
-
Чудо с огнём.
-
Смерть Святого Мартина.
-
Похороны Святого Мартина.
-
Заказчик капеллы кардинал Сан Мартино аи Монти перед св. Мартином.
Эти фрески — шедевр Симоне. Они созданы на пике его творчества. Пространственные построения, людские позы, множество разных находок и новаций в трактовке сюжетов вызвали заслуженное восхищение современников. История св. Мартина прописана деликатно и аристократично, без лишних аффектов , в изысканном, готизированном стиле.
Алтари и полиптихи
С середины 1320-х гг. слава Мартини вышла далеко за пределы Сиены. Его мастерская процветала, от заказов не было отбоя. Из всех мастеров, работавших в ней, до наших дней дошли только имена брата Симоне — Донато, а также Липпо и . Из многочисленной продукции, вышедшей из стен этой мастерской, до наших дней дожило совсем немного. Первой созданной Симоне Мартини алтарной картиной считается «Алтарь св. Людовика Тулузского » (1317 г. Музей Каподимонте , Неаполь ), который он выполнил во время гипотетического пребывания при дворе Роберта Неаполитанского. Он представляет собой картину, на которой св. Людовик Тулузский коронует Роберта Неаполитанского, в то время как ангелы коронуют небесной короной самого св. Людовика. Символизм картины прозрачен: Людовик согласился стать епископом только при условии, что ему позволят вступить в францисканский орден , о чём он тайно договорился с папой Бонифацием VIII. Так он и прожил жизнь в бедности, чистоте и бессребренничестве. Однако Симоне в картине затушевал его бедность, изобразив Людовика в богатой и готически красивой одежде. В нижней части алтаря находится пределла , в которую вставлены пять картин со сценами из жития св. Людовика Тулузского.
Самый большой и сложный полиптих, к тому же документированный, известен под названием «Полиптих Санта Катерина». Сегодня он хранится в музее Сан-Маттео в Пизе . В хрониках монастыря Санта Катерина сохранилась запись о том, что в 1319 г. «брат Петрус» приказал поместить в главном алтаре церкви прекрасную живопись «manu Symonis senesis» — работы Симоне из Сиены. На первый взгляд полиптих кажется простым изображением сорока трёх полуфигур святых и пророков, однако в действительности набор святых представляет собой единую изобразительную программу, выражающую идею проповедничества , составляющую костяк идеологии доминиканского ордена — достаточно обратить внимание на то, что у большинства персонажей полиптиха в руках свитки или книги со священными текстами.
Следующим по времени считается так называемый «Кембриджский алтарь». Три из четырёх его створок ныне находятся в Музее Фицуильяма в Кембридже, а центральная панель с изображением Мадонны с младенцем — в Музее Вальрафа-Рихарца в Кёльне . Этот полиптих датируется 1320 - 25 гг.
-
Симоне Мартини. Полиптих «Санта Катерина». 1319 г. Музей Сан-Маттео. Пиза
-
Симоне Мартини. Кембриджский алтарь. 1320-25 гг. Музей Фицуильяма. Кембридж
-
Симоне Мартини. Алтарь из Орвието. 1320 г. Музей собора. Орвието
К этому же периоду относятся ещё два полиптиха, написанные, по всей вероятности, во время работы мастерской Симоне в Орвието. Это полиптих из Музея Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне , который ранее принадлежал церкви Санта Мария деи Серви в Орвието, и полиптих из музея собора в Орвието. Обе работы датируются началом 1320-х гг. К этому же периоду причисляют ещё несколько изображений мадонн, разрозненных частей ещё одного полиптиха и большой расписной крест , находящийся ныне в церкви делла Мизерикордия, Сан Кашано (Флоренция).
Судя по всему в середине 1320-х годов, женившись, Симоне устал от постоянных переездов по городам со своей мастерской и наконец-то надолго осел в родной Сиене. Специалисты считают, что это произошло в 1326 г. В этот период он создал «Алтарь Блаженного Агостино Новелло».
Агостино Новелло был современником Симоне. Этот святой изучал право в Болонском университете , стал личным советником короля Манфреда, затем вступил в августинский орден и был избран его генералом. Однако вскоре, бросив все светские и церковно-административные занятия, он отказался от общения с людьми и стал жить отшельником в Сан-Леонардо-аль-Лаго близ Сиены. В 1309 г. отшельник Агостино умер, и культ его начал распространяться помимо воли и желания властей. Симоне изобразил его в виде задумчивого монаха-учёного с книгой в руках, на ухо которому что-то шепчет ангел, а по сторонам написал четыре чуда, сотворенные им: «Чудо с ребенком, которого покусал пес», «Спасение мальчика, свалившегося с балкона», «Воскрешение младенца, выпавшего из люльки» и «Чудо с рыцарем, упавшим в пропасть».
К так называемому «второму сиенскому периоду» в творчестве Симоне Мартини относят и знаменитую фреску с конным портретом Гвидориччо да Фольяно. Вокруг неё в учёной среде до сих пор продолжаются споры. Спорят обо всем: начиная с того, принадлежит ли фреска кисти Симоне Мартини (Беллози, например, считает, что это работа Дуччо), кончая тем, в честь какого события она написана. Фреска, тем не менее, замечательная. На ней, скорее всего, изображена реальная местность с реальными крепостью и городом; однако сам портрет Гвидориччо выпадает из пространства картины, существует как бы сам по себе и кажется эмблемой или печатью, поставленной на документ. Левая нога его коня стоит уже не на земле, а на обрамлении картины.
И последнее произведение, созданное Симоне Мартини перед отъездом в Авиньон, — это прославленное «Благовещение» из галереи Уффици . За рамой, изготовленной в XIX в., можно прочитать надпись: «Симон Мартини и Липпо Мемми из Сиены написали в 1333 году» . Этот продукт совместного творчества был создан для алтаря святого Ансана в Сиенском соборе. Алтарная картина прекрасно сохранилась, в ней недостает только фигуры Бога-Отца в центральном тондо . Она полна готической изысканности, а в фигуре Мадонны, может быть, есть даже некоторая манерность. На боковых створках сцены Благовещения изображены святой Ансан и святая Максима . От архангела Гавриила , принесшего Богоматери благую весть, исходит начертанная на золоте фраза: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою!» . По поводу этой работы Симоне не одно десятилетие идут споры: где рука Симоне, а где рука Липпо.
Портретное творчество
См. Портрет итальянского Ренессанса#Сиенская школа .
Авиньон
О том, что Симоне в начале 1336 г. уже был в Авиньоне , специалисты сделали вывод на основании двух сонетов Петрарки , написанных 4 ноября 1336 г. Его в этой поездке сопровождали члены семьи и несколько помощников по мастерской. Протекцию Симоне составил один из кардиналов, возможно, Якопо Стефанески , который тоже переехал в новую папскую резиденцию и по заказу которого Симоне расписывал в Авиньоне церковь Нотр-Дам-де-Дом. Фрески очень плохо сохранились. Мартини и Петрарку связывала большая дружба. Известна история, связанная с портретом Лауры , возлюбленной Петрарки, который написал для него Симоне. К авиньонскому периоду относится миниатюра , созданная Симоне Мартини в рукописи Вергилия , принадлежавшей Петрарке. Несмотря на двух вполне средневековых рыцарей, изображенных в ней, портрет Вергилия, а также буколические крестьяне в нижней её части вызывают в памяти античную эпоху . В ней ощущается не столько готический, сколько ренессансный дух.
От авиньонского периода остался ещё один полиптих, створки которого ныне находятся в разных музеях. Это полиптих с изображением Страстей , две створки которого, « Распятие » и « Снятие с креста », находятся в королевском музее изящных искусств в Антверпене , одна — « Несение Креста » в Лувре в Париже , и ещё одна — « Положение во гроб » — в Берлинской картинной галерее . Предполагается, что это небольшое произведение заказал Симоне Наполеоне Орсини , скончавшийся в авиньонской курии в 1342 г., поэтому его обычно именуют «Полиптих Орсини».
И наконец мастерски сделанная картина « Святое семейство », хранящаяся ныне в ливерпульской . Это иконографически чрезвычайно редкий сюжет, в котором изображен момент, когда Иосиф , три дня искавший Иисуса, беседовавшего все эти три дня с богословами в храме, приводит его домой к матери. Мария упрекает сына (в раскрытой книге на её коленях латынью написано: «Чадо, что ты сделал с нами?» ), в то время как Иосиф лишь мягко его корит. В картине тонко и психологически верно передана ситуация. В нижней части картины оставлена надпись «Symon de Senis me pinxit sub a.d. MCCCXLII» — «написано Симоне из Сиены в 1342 году». Это последнее из существующих сегодня произведений Симоне Мартини. Через два года художника не стало.
Примечания
Работы художника
Литература
- Чечилия Яннелла . Симоне Мартини. Москва. Слово. 1995.
- Степанов А. В. Искусство эпохи Возрождения. Италия. XIV—XV века. — СПб: Азбука-классика, 2003. — С. 504. — ISBN 5-352-00597-6
- Муратов П. Образы Италии. Венеция. Путь к Флоренции. Флоренция. Города Тосканы. — СПб: Азбука-классика, 2005. — С. 384. — ISBN 5-352-01448-7
- Беренсон Б. Живописцы итальянского Возрождения. М., 1965
Ссылки
- На Викискладе есть медиафайлы по теме
- на русском
- на английском
- 2021-04-04
- 1