Interested Article - Польская Русь
- 2021-02-17
- 1
По́льская Русь — земли Руси под властью Польского королевства (после образования Речи Посполитой в 1569 году — Короны Королевства Польского ). Вместе с Литовской Русью и другими русскими землями, попавшими под власть соседних государств ( Буковиной и Закарпатьем ), Польскую Русь принято относить к Западной Руси . В административном плане она была прикреплена к Малой Польше и находилась в составе Малопольской провинции .
Территориальный охват
Начало польскому захвату русских земель положил король Казимир III в 1340-х годах. Ещё при жизни последнего галицко-волынского князя Юрия II Болеслава Казимир III заключил с ним договор, согласно которому получал право на титул « короля Руси » в случае бездетной смерти князя. Вскоре Юрий II Болеслав пал жертвой загадочного отравления . Уже спустя девять дней после этого события войска Казимира III вошли во Львов . Как писал историк Леонтий Войтович , для подготовки такого похода в те времена были необходимы несколько месяцев . Поляки были изгнаны из Львова, однако покорили до 1345 года Перемышльскую землю . Затем был организован большой поход на южные земли Галицко-Волынского княжества. Овладев Львовом, а также Галичем и другими городами, Казимир участвовал в войне за галицко-волынское наследство с Великим княжеством Литовским . Польшей были заняты части Подолья и Волыни с Владимиром-Волынским . По итогам войны Галицкая земля, Западное Подолье и часть Волыни (с городами Белзом и Холмом ) остались за Польшей. На этой территории были созданы Русское , Белзское и Подольское воеводства. Несмотря на переход под власть Польши, данные земли ещё некоторое время продолжали выплачивать ордынский выход . Так, в булле 1357 года, адресованной Казимиру III, папа Иннокентий VI упрекал его в том, что с отнятых у « схизматиков » земель тот уплачивает дань «татарскому королю» .
Польские монархи рассматривали титул «короля Руси» как свою законную собственность, включив его в своей расширенный титул. В XV веке в результате давления на Великое княжество Литовское к Польше отошла часть Подолья. По результатам Люблинской унии 1569 года под власть Короны перешли обширные территории Литовской Руси . Среди них были Подляшье , Волынь , восточное Подолье и Среднее Поднепровье . В 1610—1654 годах власть Польши распространялась и на Чернигово-Северскую землю , отнятую у Русского царства .
Территория Польской Руси начала уменьшаться в связи с восстанием Хмельницкого , русско-польской войной 1654—1667 годов и Андрусовским перемирием , по которому вся Левобережная Гетманщина вместе с Киевом перешла в подданство России. В ходе русско-польской войны и гражданской войны в Гетманщине, известной как Руина , имел место эпизод, когда переметнувшийся на сторону польского короля гетман Выговский добивался создания Великого княжества Русского как третьей составляющей Речи Посполитой, однако из-за сопротивления Сейма и самого русского населения данному проекту так и не суждено было реализоваться. Подавляющая часть оставшихся после Андрусовского перемирия под польской властью земель Руси вошла в состав Российской империи по результатам разделов Речи Посполитой в конце XVIII века . Исключением являлась Галиция, ставшая частью Австро-Венгрии . В наше время вновь образованная Польша сохраняет за собой ряд земель исторической Руси к западу от линии Керзона (Подляшье, Холмщина , земли Подкарпатского воеводства ), хотя в результате ряда депортационных акций, таких как операция «Висла» , на них почти не осталось восточнославянского населения.
Воеводства
Герб | Воеводство | Воеводский город | Образование | Число поветов | Территория, км² |
---|---|---|---|---|---|
Белзское воеводство | Белз | 1462 | 4 | 9000 | |
Брацлавское воеводство | Брацлав | 1569 | 2 | 31 500 | |
Волынское воеводство | Луцк | 1569 | 3 | 38 000 | |
Киевское воеводство | Киев | 1471 | 3 | 200 000 | |
Подляское воеводство | Дрогичин | 1513 | 3 | ||
Подольское воеводство | Каменец-Подольский | 1434 | 3 | 17 750 | |
Русское воеводство | Львов | 1434 | 13 | 83 000 | |
Черниговское воеводство | Чернигов | 1635 | 2 |
Ассимиляционное давление
На землях Польской Руси с первых лет началась целенаправленная политика по распространению государственной религии — католицизма . Создание католических церковных структур подкреплялось их наделением значительными земельными владениями. Крупные земельные наделы предоставлялись и пришлой польской шляхте , быстро достигшей вследствие этого господствующего положения в обществе . Велась целенаправленная «антисхизматическая» политика по привлечению немецких и других колонистов, призванная создать противовес традиционному русскому православному большинству населения .
В составе Польского королевства православные русины находились в подчинённом, неравноправном положении, сталкиваясь в городах, таких как Львов , с целым рядом ограничений и запретов. Они не могли свободно селиться по всему городу, для них была закрыта возможность входить в состав городского совета и занимать городские должности. Существовала дискриминация в торгово-ремесленной сфере, где русинов не брали в ряд цехов либо не давали становиться мастерами и занимать «старшие должности». Русины были, в отличие от других меньшинств, таких как армяне и евреи , лишены собственных органов самоуправления и суда, подлежав юрисдикции органов, созданных польско-немецким населением без их участия . Отказ русинам в правах мотивировался тем, что они являются « схизматиками » . В таких условиях социальное и религиозное противостояние принимало этнический характер и приводило в русской среде к острому ощущению антагонизма и борьбы двух народов — «коренного» русского и «пришлого» польского .
Вне городов традиционное русское право в рамках самоуправляющихся общин , продолжавших традицию древнерусской верви , продолжало действовать несколько дольше, но постепенно вводились институты польского права. Под давлением шляхетских владений русская община теряла самоуправление. Публичное русское право было ликвидировано полностью со введением в Галиции польской системы судов в 1506 году .
Жёсткая польская политика в вопросе вероисповедания в разные эпохи влияла на правовые реалии в Литовской Руси , переживавшей периоды ужесточения дискриминации православных по польскому образцу или её смягчения в зависимости от политической конъюнктуры.
После заключения польско-литовской Люблинской унии и образования Речи Посполитой , в подчинение Короны перешли обширные земли Волыни , Подолья и среднего Поднепровья . Дискриминационное законодательство в отношении православного населения повлекло за собой постепенную полонизацию и окатоличивание значительной части южнорусской знати, что отражено в таких произведениях как « Пересторога » . Король раздавал польским шляхтичам обширные владения на новоприобретённых землях, те в свою очередь установили жестокий социальный и религиозный гнёт [ неавторитетный источник ] . Французский инженер Боплан , оставивший в XVII веке описание этих краёв, писал, что «сеньоры пользуются безграничной властью не только над имуществом, но также и над жизнью людей. Столь велика свобода польской знати (которая живет словно в раю, а крестьяне пребывают как бы в чистилище), что крестьяне оказываются в положении гораздо худшем, нежели каторжники на галерах» .
Подобное положение дел приводило к массовому уходу населения в запорожские казаки и целому ряду антипольских и антифеодальных восстаний . Большой ущерб населению Польской Руси нанесли целенаправленные действия участников антипольского восстания Хмельницкого . На территориях, охваченных восстанием, сильно сократилось количество еврейских общин . Многие евреи погибли в результате восстания, тогдашнее еврейское население собственно современной Украины оценивается некоторыми исследователями приблизительно в 50-60 тысяч человек . Из них 30-35 тыс. погибли или покинули территорию Украины .
Православные, не принявшие Брестскую унию, назывались дизунитами и на коронных землях находились вне закона . Их существование предусматривалось только в рамках новообразованной Русской униатской церкви , которой передавались все основные храмы и монастыри. Острая борьба униатов и православных , продлившаяся три с половиной десятилетия, привела в 1630-х годах к временной победе последних, когда с интронизацией митрополита Петра Могилы на Киевской митрополичьей кафедре православная церковь была вновь легализована и получила право иметь четырёх епископов. Однако этот период продолжался недолго.
После перехода Левобережной Гетманщины и Киева в подданство Русского царства , Речь Посполитая сохранила за собой земли Правобережной Гетманщины и Галиции . Гетманский устрой был упразднён на Правобережье уже в конце XVII века, тогда же был издан запрет на использование западнорусского языка в делопроизводстве. В вопросе вероисповедания власти вновь перешли к политике давления и всячески пытались склонить существующие православные епархии к переходу в унию, в чём преуспели к началу XVIII века. Большинство западнорусских православных братств было закрыто или переведено в унию. Продолжились кровавые народные восстания ( гайдамаки , Колиивщина ) против господства польской шляхты, которая запирала путь в верхи общества неополяченному восточнославянскому населению.
Легитимизационные концепции власти над Русью
На первом этапе польская сторона легитимировала власть над Русью «законным правом» на домен « короля Руси », будто бы унаследованный Казимиром III от галицко-волынского князя Юрия II Болеслава . В дальнейшем польские авторы и историки, отражая внешнеполитические цели и задачи польских правящих элит, создали целый ряд сочинений, призванных исторически обосновать политическое господство польского государства и союзной ему Литвы на западных русских землях, а также убедить европейцев в важности внешнеполитической миссии Польши на востоке Европы . Так, в частности, Ян Длугош через племя полян пытался доказать польское происхождение Древнерусского государства , а также всячески подчёркивал неспособность русских князей к управлению государством, чем оправдывал экспансию Польши на Русь. Русские князья при этом изображались как слабые правители и наделялись преимущественно негативными характеристиками. Для создания картины польского доминирования в русско-польских отношениях древнерусской эпохи Длугош тенденциозно подбирал реляции о действительно имевших место событиях, сочетая их с авторским вымыслом. Мартин Кромер отрицательно оценивал крещение Руси по византийскому обряду, сожалея о «недостаточном внимании» к Руси западных миссионеров. В результате этого русские земли были потеряны для «латинской» церкви и находятся, по его словам, в « схизматическом » православии , что требует исправления .
Особое место в построениях польских авторов занимало разделение населения Руси на « русинов » и « московитов », при этом последним отказывалось в связях с традициями древнерусской государственности, каких-либо правах на её преемственность и политику объединения русских земель . В подкрепление этой концепции использовались различные этнонимические и этногенетические легенды. Кромер, Бельский и Стрыйковский выводили русинов из древнего племени роксолан ( сарматов ), также существовала версия о братьях Лехе, Чехе и Русе . Этноним «московиты» производился от древнего народа мосхов, либо связывался с ветхозаветным Мосохом . Таким образом, «русский» и «московский» народы включались в разные генеалогии, что усиливало политически ангажированный тезис их «инородности» друг другу, востребованный в эпоху русско-польских войн , борьбы за земли Западной Руси, продвижения Унии и подавления восстаний православного населения .
Функциональность полоноцентричных концепций Длугоша и его последователей была весьма высокой. В результате их популяризации в трудах историков XVI века в историческом сознании не только польских, но и европейских элит закрепился стереотип необратимости подчинения русских земель Польше, что способствовало развитию комплекса превосходства польских политических и культурных ценностей, обернувшегося в свою очередь принижением роли цивилизационного потенциала восточного славянства. Сочинения польских историков получили широкое распространение в европейских странах благодаря использованию потенциала книгопечатания и латинского языка как языка международного общения европейских интеллектуалов. Немаловажную роль играло и то, что европейские учёные, в отличие от польских авторов, не имели доступа к русским летописям и полностью полагались на полоноцентричные интерпретации истории Руси. В некоторой степени этому тренду противодействовали немногочисленные « сказания иностранцев » — труды путешественников на Русь, такие как трактат Герберштейна , разъясняющих связи Русского государства с древнерусским наследием. В целом же, польская точка зрения на историю Руси стала одной из причин формирования преимущественно негативного образа России в европейской историографии Нового времени .
Дифференциация русского населения
Историк Борис Флоря связывает этническую дифференциацию русинов на украинцев и белорусов с последствиями Люблинской унии, когда за Великим княжеством Литовским осталась лишь часть его русских земель, а другая часть отошла к польской Короне . Границы этнических земель обоих восточнославянских народов практически совпадают с границами обеих составных частей Речи Посполитой . Причиной тому стали, по мнению Флори, различные общественные порядки на польских и литовских землях. Таким образом, Польская Русь после Люблинской унии выступает как колыбель украинского народа . Существуют, однако, и другие концепции этногенеза обоих народов, не основывающиеся на разграничении между Польской и Литовской Русью.
См. также
Примечания
- ↑ Леонтій Войтович. «Галицько-Волинські етюди» (Польща, Мазовія, Литва й Угорщина у боротьбі за спадщину Романовичів).— Белая Церковь, 2011. — 363—379 с. ISDN 978-966-2083-97-2
- Флоря Б. Н. Литва и Русь перед битвой на Куликовом поле // Куликовская битва. — Москва, 1980. С. 142-173
- ↑ Флоря Б.Н. от 14 июня 2020 на Wayback Machine // Исследования по истории Церкви. Древнерусское и славянское средневековье: Сборник. М.: ЦНЦ «ПЭ», 2007
- Флоря Б.Н. от 15 июня 2020 на Wayback Machine // Славяноведение. 2004. № 4. С. 28
- ↑ Флоря Б.Н. от 15 июня 2020 на Wayback Machine // Славяноведение. 2004. № 4. С. 29
- от 7 апреля 2016 на Wayback Machine // Енциклопедія українознавства. Словникова частина (ЕУ-II). — Париж, Нью-Йорк, 1973. — Т. 7.
- Флоря Б.Н. от 15 июня 2020 на Wayback Machine // Славяноведение. 2004. № 4. С. 30—31
- . Culture.pl (16 июня 2016). Дата обращения: 20 июля 2020. 29 июня 2020 года.
- . Дата обращения: 16 июля 2020. 16 июля 2020 года.
- Шамбаров В. Е. Казачество: История вольной Руси. ― М.: Изд-во Алгоритм, 2007.
- Stampfer, Shaul: «Jewish History, vol 17: What Actually Happened to the Jews of Ukraine in 1648?», pages 165—178. 2003.
- Stampfer in his article estimates the population at about 40 000; same figure is given by Henry Ambramson from ( от 27 сентября 2011 на Wayback Machine ). Paul M. Johnson in his A History of the Jews ( от 4 августа 2020 на Wayback Machine ) and Edward Fram in his Ideals Face Reality: Jewish law and life in Poland, 1550—1655 ( от 4 августа 2020 на Wayback Machine ) give a higher estimate of over 51 000.
- — статья из Электронной еврейской энциклопедии
- Дмитриев М. В. Между Римом и Царьградом. Генезис Брестской церковной унии 1595–1596 гг.. — М. : Издательство МГУ, 2003. — С. 258.
- ↑ Карнаухов С. В. от 17 июля 2020 на Wayback Machine . Сибирский педагогический журнал. - 2013. - № 1. - С. 60-65
- Флоря Б. Н. от 17 октября 2020 на Wayback Machine // Россия-Украина: история взаимоотношений / Отв. ред. А. И. Миллер, В. Ф. Репринцев, М., 1997. С. 9-27
- 2021-02-17
- 1