Влахи (цыгане)
- 1 year ago
- 0
- 0
Цыгане в России представлены различными цыганскими этническими группами . В силу больших региональных отличий цыганские группы в России характеризуются сильной фрагментацией по языковому и религиозному признакам . При этом российские цыгане имеют общие черты в плане образа жизни и быта.
Первые сведения о цыганах в России относятся к XVIII веку . В новейшее время цыгане — одна из наиболее бесправных и дискриминируемых групп населения России .
К XVI веку многие цыгане, жившие в Центральной и Восточной Европе , работали музыкантами, мастерами по металлу и служили солдатами . Первые упоминания о цыганах в России относятся ко времени императрицы Анны Иоановны (1733). В 1774 году граф А. Г. Орлов-Чесменский основал в Пушкино цыганскую капеллу (хор) , получившую известность как Соколовский хор , по имени своего первого руководителя, главы цыган Ивана Соколова. В 1783 году в Российской империи цыгане были причислены к государственным крестьянам , однако им было разрешено приписываться к любому сословию . Историческая ситуация в России иногда приводится как пример сравнительно хорошего положения цыган . В Российской империи цыгане не преследовались по национальному признаку, существовало богатое цыганское купечество , городские цыгане роднились с дворянскими семьями, включая царскую семью. Русская литература восхищалась «цыганской свободой» и национальным характером. Кочующие цыгане часто зимовали в крестьянских домах.
В советском обществе цыгане могли играть любые роли, «от генерала до узника совести » . В СССР цыгане имели доступ к образованию и трудовым местам. Было востребованным и популярным цыганское искусство, от сельского клуба до правительственного концерта в Кремле . Сформировалась цыганская интеллигенция, получившая международное признание . В 1920—1930-е годы был принят ряд постановлений, направленных на переход цыган к оседлой жизни. Были созданы цыганские колхозы, в Москве, Ленинграде и др. городах действовали цыганские школы, а также .
В 1920—1930-е годы были предприняты попытки создать литературный цыганский язык, что определялось национальной политикой раннего СССР, стремившегося поддерживать культуру малых народов. В качестве основы был использован язык русских цыган с добавлением литературных заимствований из других диалектов. Выбор, предположительно, был обусловлен наибольшей степенью ассимилированности русских цыган, многие из которых имели начальную грамотность и в большей степени были подвержены большевистской идеологии . Согласно политике большевиков, культура угнетавшихся в дореволюционное время малых народов с приходом новой власти должна была стать социалистической по содержанию, оставаясь национальной по форме. В основном на новом литературном цыганском языке издавались и рассылались по колхозам переводы марксистско-ленинистской литературы, речей Ленина , позднее Сталина , постановления партии. Также издавалось много художественной оригинальной литературы, которая изначально писалась на цыганском языке. Однако в целом масштабы этой деятельности были незначительные. С конца 1930-х до 1970-х годов в СССР научное изучение цыган было под фактическим запретом .
В 1925 году в СССР цыганскими активистами был поднят вопрос создания цыганской автономии . Руководство Всероссийского союза цыган неоднократно ставило вопрос создания цыганского национального района, который должен развиться до цыганской автономной республики . В рамках обсуждении проекта Конституции 1936 года поднимался вопрос создания цыганской национальной советской республики . Идея создания цыганской территориальной автономии в те годы получила некоторую поддержку кочующих цыган . В 1936 году совещание Советом Национальностей ЦИК СССР было принято решение начать подготовительную работу в направлении создания цыганской автономии. Было издано соответствующее Постановление Президиума ВЦИК. Проводились комплексное обследование мест возможного национального образования в Западно-Сибирском крае , а также ряд других подготовительных работ . Рассматривалось несколько территорий в регионах Поволжья, Урала и Сибири . Организованный в Куйбышевском крае цыганский колхоз «Нэви бахт» («Новое счастье») предполагался как база для цыганского района . Смена курса советской национальной политики в 1937 году и отказ от районирования по национальному признаку отменили планы по созданию цыганской автономии .
В 1920-х — первой половине 1930-х годах применялось понятие «иностранные цыгане» — подданные Австро-Венгерии, Румынии, Сербии, Греции и др. стран, перекочевавшие в пределы Российской империи в последние десятилетия XIX века и особенно в начале ХХ века, до начала Первой мировой войны. Эти цыгане были полукочевниками, но обычно уже в модернизированных формах, перемещаясь, часто используя при этом железнодорожный транспорт, в более крупные города России в поисках работы по изготовлению и ремонту медных изделий, в основном котлов и посуды, или иной временной работы. Они пользовались своими документами иностранных граждан, которые требовалось заверять раз в год в иностранных посольствах, что давало возможность цыганам пользоваться налоговыми льготами — ими почти не платились налоги. Преимущественно эти цыгане были из групп кэлдэраров из разных семейных сообществ, а также ловари .
После Октябрьской революции часть «иностранных цыган» осталась в СССР. По инерции они не спешили получать советское гражданство и терять свой статус иностранных граждан; в 1917 году были отменены внутренние паспорта, в 1920-х годы использовались различные личные документы; во Всесоюзной переписи 1926 года имелась категория «иностранцы». Ситуация кардинально изменилась в связи с принятием Постановления ЦИК и СНК СССР от 27 декабря 1932 г. «Об установлении единой паспортной системы по Союзу ССР и обязательной прописки паспортов». Паспорта получали не все категории граждан и являлись обязательными только для определённых как «постоянно проживающие в городах, рабочих поселках, работающие на транспорте, в совхозах и на новостройках». Большое число цыган, не имевших прописки ввиду кочевого образа жизни, лишились возможности получения документов, удостоверяющих личность. Ими был сохранён неопределённый гражданский статус, и им запрещалось проживать в городах, рабочих посёлках и совхозах. Ситуация ухудшилась с началом массовой коллективизации и острой нехватки продуктов питания. Экономическое положение в стране вынудило власти ввести хлебные карточки в 1929 году и общесоюзную карточную систему распределения основных продуктов питания и непродовольственных товаров в 1931 году. Эти меры обрекли значительную часть населения страны, в том числе преобладающую часть цыган, прежде всего кочевых, на существование за пределами государственной системы обеспечения продуктами питания. Кроме того, в некоторые города, привилегированные в снабжении продуктами питания, доступ был особенно строго ограничен — Москва, Ленинград, Минск, Киев, Одесса, Харьков, Ростов-на-Дон, Владивосток и др. .
К лету 1933 году десятки цыганских таборов сосредоточились в окрестностях Москвы в поисках пропитания . Летом 1933 года органы ОГПУ провели массовую депортацию кочующих цыган из окрестностей Москвы, что проводилось в рамках общих действий властей по «зачистке» столицы и крупных городов от «нежелательного антисоциального и деклассированного элемента». Основанием стало Постановление СНК СССР от 20 апреля 1933 года об организации трудовых поселений. В рапорте на имя Генриха Ягоды от 10 июля 1933 года его автор Израиль Плинер , занимавший тогда занимал пост помощника начальника ГУЛАГа НКВД СССР , называл депортированных «иностранными цыганами» .
В 1935—1945 годах нацисты и их пособники организовали и осуществили уничтожение от 200 тысяч до 1,5 млн цыган на территории Германии , а затем во время Второй мировой войны — и других стран Европы . Нацистская политика в отношении рома и синти определялась псевдонаучными расистскими теориями и средневековыми представлениями о египетском происхождении цыган. Хотя цыгане представлялись очень низкими в нацистской « расовой иерархии », считалось, что они имеют некоторые отдалённые « арийские » корни, которые, однако, были впоследствии испорчены. С осени 1941 года на оккупированных территориях СССР наряду с массовыми убийствами евреев начались массовые убийства цыган. Айнзацгруппы уничтожали встреченные на их пути таборы . Начиная с весны 1942 года уничтожались не только кочевые цыгане, но также и оседлые семьи. Несколько позже геноцид по национальному признаку дополнился акциями «антипартизанской войны». В 1943—1944 годах цыгане уничтожались вместе со славянами при сожжении «партизанских деревень», при борьбе подпольщиками в городах. Наиболее массовые истребления цыганского населения зафиксированы на Западной Украине (см. также Бабий яр ), в Смоленской , Ленинградской и Псковской областях. Зарубежные исследователи считают, что на оккупированной территории СССР было убито не менее 30 тысяч цыган . В годы Великой Отечественной войны Советская армия и партизаны спасали цыганский народ от истребления немецкими нацистами и их пособниками .
С 1956 года принимались законы, запрещающие кочевой образ жизни. Переход к оседлому образу жизни способствовал интеграции цыган в современное общество .
В 1989 году создано Московское цыганское культурно-просветительное общество «Романо кхэр» («Цыганский дом»). Затем возникли другие цыганские организации .
С конца XX века усилились процессы миграции цыган в Западную Европу и Россию и одновременно наблюдался рост антицыганских настроений, приведших к их маргинализации . Распад СССР в целом негативно повлиял на социально-экономическое положение цыган, особенно в бывших национальных республиках . В результате усиления цыганских миграций в сторону крупных российских мегаполисов цыганское население России стало ещё более многочисленным и разнообразным: помимо «автохтонной» группы русских цыган ( руска рома ) в России появились и новые группы молдавских и венгерских цыган ( мадьяры ) , а также среднеазиатских цыган-мусульман ( мугаты , люли ) .
В 1999 году создана общероссийская общественная организация « Федеральная национально-культурная автономия российских цыган » .
В 2013 году Правительство Российской Федерации приняло Комплексный план мероприятий по социально-экономическому и этнокультурному развитию цыган Российской Федерации .
Часто масштабы цыганской преступности и процент цыган, вовлечённых в криминальную деятельность, существенно преувеличиваются. В российских дореволюционных источниках упоминания о цыганах-заключённых встречаются лишь эпизодически. В первом послевоенном десятилетии доля цыган среди осуждённых практически соответствовала их проценту в общем населении СССР. В настоящее время в местах лишения свободы процент цыган среди заключённых также небольшой. Тем не менее, отдельные случаи преступлений, совершаемых цыганами, раздуваются СМИ, а иногда и фальсифицируются .
В России к 2000 году большинство цыган имело среднее образование . Возник социальный слой цыган, занятых в нетрадиционных областях: врачи, юристы, инженеры, учителя, работники сферы обслуживания. Выделилась немногочисленная цыганская интеллигенция . В России отсутствует раздельное обучение цыган и нецыган, что имеет место в ряде стран Восточной Европы, нет дискриминации при приёме в высшие учебные заведения .
В России имеют место многочисленные случаи притеснения цыган. Цыгане подвергаются насильственным выселениям, им зачастую трудно получить документы, включая паспорта , зарегистрироваться по месту пребывания . В нарушение права ребёнка на получение образования, цыганские дети часто не имеют доступа к школьному обучению из-за отсутствия регистрации. По той же причине цыгане испытывают трудности в получении медицинской помощи. Цыгане регулярно становятся жертвами полицейского произвола и насилия, причём чаще всего эти случаи не получают общественной огласки и по ним не проводится расследований . В отношении цыган почти никогда не применяется принцип презумпции невиновности . В большинстве случаев цыгане не могут защитить свои права по причинам бедности и юридической неграмотности, а также традиционного страха перед государственными органами. Действует замкнутый круг: цыгане дают взятки за прекращение уголовных дел, а милиция (полиция) задерживает всё больше цыган, поскольку из-за отсутствия правовых знаний они скорее всего предпочтут откупиться, чем нанимать адвоката . Статус цыган в России не определён, они не считаются коренным малочисленным народом , не признаны национальным меньшинством , а следовательно не имеют возможности получать льготы и иную помощь со стороны государства, предусмотренную для этих групп . Котляры почти не учатся в вузах, русских цыган с высшим образованием значительно больше. Цыгане слабо вовлечены в научную деятельность. Так, абсолютное большинство российских цыгановедов сами не являются цыганами.
В российских школах в отношении цыганских детей фактически действует негласная сегрегация . Как правило, цыганские дети учатся в отдельных, так называемых «цыганских классах». Лишь небольшая часть цыганских детей имеет возможность окончить школу, даже начальную. Решить эти проблемы родители обычно не могут, так как в случае жалоб с их стороны местная администрация может ликвидировать не зарегистрированные цыганские дома. Степень защиты цыганами своих прав зависит от конкретной группы цыган. Так, некоторые русские цыгане чаще отстаивают свои права: они живут по одной-две семье и более независимы друг от друга. Напротив, котляры часто живут большими общинами, и ими легче манипулировать. Они, как правило, мирно настроены, не желают иметь проблем с «внешним миром» и в большей степени заинтересованы сохранить жилье, чем бороться за то, чтобы ребёнок учился в школе .
Летом и осенью 1998 года на московском рынке в Лужниках произошли массовые избиения цыганских торговцев, включая женщин, а также цыганских детей. Одна женщина погибла. В Вышнем Волочке сотрудники милиционеры вывозили в лес и избивали М. Минина и А. Белякова. Под угрозой применения огнестрельного оружия их заставляли сознаться в преступлении. Доведённый до отчаяния Минин выбросился из окна служебного кабинета милиции и сломал позвоночник. Против сотрудников милиции были возбуждены уголовные дела. Так, в 1997 году в Костроме следователь сфальсифицировал против цыганки З. Вишнецкой уголовное дело с целью вымогательства взятки . Преступник был приговорён к шести годам лишения свободы .
1 июля 2011 года произошло массовое столкновение со стрельбой между местными жителями посёлка Сагра , находящегося в 40 км от Екатеринбурга , и приехавшей из Екатеринбурга бандой . Причиной перестрелки стал конфликт между жителями посёлка и переселившейся в посёлок цыганской семьёй.
Общественная коллегия по жалобам на прессу в качестве антицыганского рассматривает документальный фильм российского тележурналиста Бориса Соболева «Бремя цыган» 2016 года, показанный на государственном телеканале « Россия-1 », поскольку, в частности, фильм пропагандирует стереотип об имманентной связи цыган с криминальной средой, идею о том, что весь цыганский этнос является преступным, а отдельные эпизоды фильма очерняют цыганскую творческую интеллигенцию . В фильме были выявлены манипулирования фактами, статистическими данными, мнениями и явные признаки ксенофобии .
13 июня 2019 года в селе Чемодановке Пензенской области России между местными жителями и цыганами вспыхнул конфликт , который перерос в массовую драку, в ходе чего погиб местный житель и несколько человек пострадали. На следующий день жители села вышли на народный сход и перекрыли федеральную трассу М-5 «Урал» . Сельчане потребовали наказать убийц и выселить цыган из-за опасения повторного нападения . Цыгане выехали из Чемодановки и соседнего села Лопатки . В июле 2019 года они начали возвращаться в оба населённых пункта .
Согласно отчёту антидискриминационного центра «Мемориал» , результатом вооружённого конфликта на востоке Украины (с 2014 года) стала серия цыганских погромов, в том числе спровоцированных властями. Большое число цыганских семей пострадало от обстрелов и погромов в Донецке и Луганске . Зафиксированы случаи захвата в заложники детей, захвата жилья, отнятие собственности, избиений, отказа в оказании медицинской помощи. Часто власти лишают цыган возможности покинуть зону боевых действий. Однако многие цыгане бежали в приграничные и центральные регионы России. В нарушение Женевской конвенции о статусе беженцев они лишены возможности остаться в России легально, подать документы на временное убежище, и поэтому не могут получить легальную работу, медицинскую помощь, жильё, образование для детей. Многих выдворяют обратно. Как на Украине, так и в России цыгане постоянно сталкиваются с дискриминацией по национальному признаку .
В России проживают различные этнические группы цыган:
Основные закономерности цыганского номадизма в России включают сезонность, связь особенностей кочевания с хозяйственными занятиями, а также проживание и кочевание в ареале российских земледельческих народов. Специфика кочевого быта и мобильности российских цыган зависела от ряда факторов, включая особенности традиционных занятий конкретной группы, сформировавшихся кочевых традиций, взаимодействия с соседним иноэтническим населением, нормы законодательства, которые регулировали и ограничивали передвижение, время формирования конкретной этнической группы в России и особенности еë адаптации к местным социально-экономическим и этнокультурным реалиям. Формировались группы оседлых цыган, что опровергает миф о «кочевании» как универсальной цыганской характеристике .
Выделяется модели кочевой культуры: локальная — у некоторых старожильческих групп (проживают на постоянном месте, уходят на кочевье в летний период и возвращаются к прежнему месту к зиме); региональная, которая характерна для большинства старожильческих групп, в первую очередь — русских цыган; масштабная российская модель кочевий — характерна для кэлдэраров. В сложившихся формах с вариативностью эти модели действовали до середины ХХ века .
В начале XXI века по уровню фертильности цыгане в России уступают лишь ингушам и опережают чеченцев . С 2002 по 2010 год , согласно переписям населения, число цыган в России увеличилось со 182,8 до 205,0 тысяч человек . Согласно оценкам, приведённым в БРЭ (около 2017), в России проживает до 800 тысяч цыган . По оценкам Федеральной национально-культурной автономии российских цыган (около 2016), в России проживает более миллиона представителей цыганского народа . Согласно Всероссийской переписи населения 2021 года , численность проживающих в России цыган составляет 173,4 тыс. человек .
До 90 % цыган проживают в Европейской части страны и на Урале . В Сибири и на Дальнем Востоке в результате ссылок сформировалась местная группа сибирских цыган ( сибирска рома ). Цыгане в целом тяготеют к южным регионам страны. К примеру, плотность цыганского населения в трёх южных регионах страны (Ростовской области, Краснодарском и Ставропольском краях) превышает среднюю по стране в 4 раза, а в Ставропольском крае — в 7 раз. В 1970-х годах у цыган появилась растущая тенденция к своеобразной субурбанизации, выражающейся в стремлении организовать свои небольшие кварталы из частных домов в малоэтажных пригородах крупных российских городов, совмещая таким образом преимущества городской и сельской жизни. Кочевой образ жизни сохраняют лишь относительно недавно появившиеся в России среднеазиатские цыгане- люли , но и здесь он до недавних пор совмещался с периодическим возвращением на родину для сбора осеннего урожая.
В России в XVIII—XIX веках имели распространение так называемые цыганские хоры, поющие в русской подголосочной манере, но с сохранением характерной для таборной музыки ладовой окраски и в сопровождении гитар. Первый такой хор был создан в 1774 году по распоряжению граф А. Г. Орлова-Чесменского в Пушкино . До настоящего времени сохраняется пение на эстраде цыганского романса . В Москве действует цыганский театр « Ромэн ». К числу известных российских цыганских музыкантов принадлежат скрипач Михаил Эрденко , певец Николай Сличенко .