Interested Article - Черкеска
- 2020-04-17
- 1
Черке́ска — русское название верхней мужской одежды — кафтана , которая была распространена в обиходе фактически у всех народов Кавказа.
Черкеску носили все кавказские народы и кубанские, терские казаки ( кабардинцы , адыгейцы , черкесы , абазины , абхазы , азербайджанцы , армяне , балкарцы , грузины , дагестанские народы , ингуши , карачаевцы , осетины , чеченцы , таты , а также терские и кубанские казаки ). В настоящее время практически вышла из употребления как повседневная одежда, но сохранила свой статус как парадная или праздничная.
Этимология
Название «черкеска» горский костюм получил от русского населения, прибывавшего на Кавказ и впервые увидевшего его на черкесах . Но вместе с тем, у каждого народа имеется и своё национальное название черкески.
К XVIII веку окончательно сформировался общий для Северного Кавказа мужской костюм, состоявший из бешмета , черкески, бурки , башлыка , папахи и др. Однако, при общей схожести, у разных народов Кавказа внешний вид черкески имел и некоторые различия.
Покрой черкески
Черкеска идеальна для верховой езды, для передвижения по горам и скалам, при переходе через ручьи и так далее. Она представляет собой распашной однобортный кафтан без воротников . Изготовляется из сукна недемаскирующих тёмных цветов: чёрного, бурого или серого. Обычно немного ниже колен (согревать колени всадника), длина может варьироваться. Кроится в талию, со сборами и складками, подпоясывается узким ремнём, пряжка ремня служила кресалом для высекания огня. Поскольку воином был каждый, это была одежда для боя, не должна была стеснять движений, поэтому рукава были широкие и короткие, и только старикам рукава делали длинными — согревающими кисти рук. Отличительной особенностью и хорошо узнаваемым элементом являются газыри (от араб. hāzr — «готовый» ), перехваченные тесьмой специальные кармашки для пеналов, чаще — костяных. В пенале была мерка пороха и завёрнутая в тряпицу пуля, отлитая для конкретного ружья. Эти пенальчики позволяли зарядить кремнёвое или фитильное ружьё на всём скаку. В крайних пенальчиках, расположенных почти под мышками, хранили сухие щепки на растопку. После появления ружей, воспламеняющих заряд пороха капсюлем , там хранили капсюли. На праздники надевали черкеску более длинную и тонкую .
-
-
Азербайджанец из Карабаха. (художник - Гагарин Г.Г. , 1845)
-
Черкес из Анапы. (художник — Гагарин Г. Г. )
-
Натухаец . (художник — Гагарин Г. Г. )
-
Кабардинец . (художник — Гагарин Г. Г. )
История
Прототип черкески возможно, был распространённым видом одежды у хазар , от которых была заимствована другими народами, населявшими Кавказ. Особенно наглядно это иллюстрирует кафтан, найденный в Мощевой Балке. Он был сшит из иранской ткани с изображениями Сэнмурва, но по канону Хазарского каганата , в котором знать народов, проживавших в ней, независимо от своей этнической принадлежности одевалась по хазарской моде.
Возможно, первое изображение черкески (или, точнее, её прообраза) отображено на хазарских серебряных блюдах. На серебряном хазарском блюде в сцене единоборства двух богатырей можно увидеть хазарский костюмный комплекс. Он состоял из распашного, приталенного, подпоясанного кафтана, запахнутого налево с отворотом по вороту, длинных штанов, заправленных в сапоги, и головного убора в виде повязки (на одном из персонажей). Особое место в этом ряду занимает костюм как важнейший показатель единства материальной культуры разноязычных народов Хазарского каганата .
В могильнике Мощевая Балка, расположенной на Бескесском плато (бассейн реки Большая Лаба ), найдены хорошо сохранившиеся кафтаны, сшитые из иранских и китайских тканей, а также серебряные блюдца, на которых показаны наряды, отдалённо напоминающие черкеску. Костюм, показанный на блюдце, состоял из распашного, приталенного, подпоясанного кафтана, запахнутого налево с отворотом по вороту, длинных штанов, заправленных в сапоги, и головного убора в виде повязки. В сохранившихся кафтанах были пришиты различные амулеты, а в нагрудных карманах помещены грецкие орехи.
Население, оставившее могильник, судя по антропологическим данным и этнографическим аналогиям в одежде, вероятно, включало аланов и местных горцев. Мощевое городище, связанное с могильником, было важным пунктом северо-кавказского участка Великого шёлкового пути, где происходили смена вьючных животных и отдых до и после перевалов. А привозные вещи (китайские, согдийские, иранские и византийские ткани и орудия) служили средствами натуральной оплаты местному населению за оказанные караванам купеч . Могильник Мощевая Балка — это скальный могильник VII—IX вв. в верховьях р. Большая Лаба (левый приток Кубани), у поселка Курджиново в Карачаево-Черкесии. Гробницы, сложенные из каменных плит в естественных или искусственно вытесанных нишах, располагались на террасах с навесами. Благодаря высокогорному климату с его чистым воздухом и отсутствием микроорганизмов, в погребениях сохранились дерево, кожа, ткани, а умершие оказались естественным образом мумифицированными.
Описанию костюмных комплексов, найденных в вышеупомянутом могильнике, уделила внимание в своей монографии доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник ЮНЦ РАН З. В. Доде. В частности, исследователь отмечает, что «покрой северокавказских кафтанов соответствовал крою тюркской плечевой одежды. Особенно наглядно это иллюстрирует кафтан, найденный в Мощевой Балке. Он сшит из иранской ткани с изображениями Сэнмурва, но по тюркскому канону. Это подтверждает единство материальной культуры Хазарской империи, в которой знать независимо от этнической принадлежности одевалась по тюркской моде» . Так же отмечается тот факт, что «…на широкой территории Евразии тюркоязычные кочевники носили одежду практически одинаковой формы: приталенный, расклешенный, распашной кафтан длиной до колен, с характерными отворотами ворота, образующими лацканы. Эти признаки, очевидно, характеризовали и хазарскую одежду. Вероятно, что, находясь в непосредственном контакте с хазарской правящей верхушкой, аланская знать носила костюмы, принятые при хазарском дворе, как показатель социальной престижности. Имеющиеся на сегодняшний день материалы из могильников Подорванная Балка, Хасаут, Улукол, Эшкакон, Амгата и др. позволяют с документальной точностью реконструировать именно аланский костюм и на основании изобразительных источников установить его соответствие не столько хазарскому, сколько общетюркскому средневековому комплексу» .
Одним из знатоков костюма народов Северного Кавказа была Е. Н. Студенецкая , этнограф-кавказовед и музейный деятель, которая более 50 лет проработала в Государственном музее этнографии (ныне Российский этнографический музей ). Она издала книгу «Одежда народов Северного Кавказа XVIII—XX веков» .
Последний глава Белого движения барон Врангель с сентября 1918 года носил прозвище чёрный барон за свою традиционную повседневную форму одежды — чёрную черкеску с газырями . Во время Гражданской войны он предпочитал черкеску другой военной форме одежды.
См. также
Примечания
- ↑ Студенецкая Е. Н. от 15 января 2018 на Wayback Machine
- . Дата обращения: 27 мая 2013. Архивировано из 10 мая 2013 года.
- Коста Хетагуров — «Особа».
- В оригинале рисунок называется «Бек-татарин из Карабаха» ( фр. Beck Tatare du Karabakhe ). Известно, что татарами в XIX веке русские путешественники называли и азербайджанцев
- . Дата обращения: 22 июня 2017. 11 января 2017 года.
- Доде Звездана Владимировна. Средневековый костюм народов Северного Кавказа: очерки истории / Т.В. Кантор. — Москва: Восточная литература, 2001. — С. 105. — 136 с.
- Доде З.В. Автореферат: Костюм населения Северного Кавказа VII-XVII веков (Реконструкция этносоциальной истории) / д.и.н. Дэвлет Е.Г.. — Москва: Институте археологии РАН, 209. — С. 24. — 35 с.
Литература
- Андреева Р. П. Черкеска // Энциклопедия моды. — СПб. : Литера, 1997. — С. 380. — ISBN 5-86617-030-2 .
- Беловинский Л. В. Черкеска // Иллюстрированный энциклопедический историко-бытовой словарь русского народа. XVIII — начало XIX в. / под ред. Н. Ерёминой . — М. : Эксмо , 2007. — С. 745—746. — 784 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-699-24458-4 .
- Буровик К. А. Черкеска // Красная книга вещей: Словарь. — М. : Экономика , 1996. — С. 61. — 215 с. — ISBN 5-282-01639-7 .
- Глинкина Л. А. Черкеска // Иллюстрированный словарь забытых и трудных слов русского языка: ок. 7000 единиц: более 500 ил. / Л. А. Глинкина; худож. М. М. Салтыков. — М. : Мир энциклопедий Аванта+ , 2008. — С. 212. — 432 с. — ISBN 978-5-98986-208-5 .
- Кирсанова Р. М. Черкеска // Костюм в русской художественной культуре 18 — первой половины 20 вв.: Опыт энциклопедии / под ред. Т. Г. Морозовой , В. Д. Синюкова . — М. : Большая Российская энциклопедия , 1995. — С. 316—317. — 383 с.: ил. с. — 50 000 экз. — ISBN 5-85270-144-0 .
- Черкеска // Товарный словарь / И. А. Пугачёв (главный редактор). — М. : Государственное издательство торговой литературы, 1961. — Т. IX. — Стб. 523—524. — 890 с.
Ссылки
- 2020-04-17
- 1