Interested Article - Омовение ног

Омовение ног ученикам
(Псковская икона, XVI век )

Омове́ние ног — описанное в Евангелии событие, характеризующее крайнее смирение Иисуса Христа , а также подражающий ему обряд в богослужебной практике ряда христианских церквей.

Происхождение

На Востоке в древности данный обряд был обычаем гостеприимства (см. Быт. , Быт. , Быт. , Суд. ).

Омовение Христом ног ученикам

Омовение ног ученикам описано только в Евангелии от Иоанна . Согласно его рассказу, в начале тайной вечери :

Христос умывает ноги Петру
( Джотто , фреска в капелле Скровеньи )

Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. Подходит к Симону Петру , и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги? Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после. Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною. Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову. Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все. Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты. Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его. Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете

Богослужебная практика

Омовение ног
(мастер амстердамского кабинета, конец XV века )

Обряд омовения ног присутствует в богослужебных традициях авраамических религий .

Католицизм

В католической церкви обряд омовения ног совершается в Великий четверг на вечерней мессе воспоминания Тайной Вечери. Священник, предстоятельствующий на мессе, омывает ноги 12 прихожанам. Обряд проводится после проповеди, перед началом Евхаристической литургии .

Православие

В Православной церкви обряд ( чин умовения ног ) совершает в Великий четверг архиерей , который омывает ноги 12 священникам (или монахам) в воспоминание омовения, исполненного Спасителем над апостолами пред Тайной вечерей.

Чин возник в Иерусалиме в VI—VII веках; впервые встречается в грузинском переводе древнего иерусалимского Лекционария. Около VIII века чин был воспринят в Константинополе , где, в отличие от Иерусалима , первоначально совершался не после, а до литургии Великого четверга, что отражено в Типиконе Великой церкви, в первоначальной редакции Студийского устава , в Евергетидском Типиконе . В Иерусалиме чин обычно совершается Патриархом на площади храма Воскресения .

В практике Русской православной церкви в XX веке обряд вышел из обязательного использования (совершался лишь в отдельных епархиях ). Порядок совершения церковного чина омовения ног находится в Чиновнике архиерейского священнослужения . В 2009 году патриарх Кирилл 16 апреля , в Великий четверг , по окончании литургии в Богоявленском соборе впервые в новейшей истории русской церкви совершил чин умовения ног .

Протестантизм

В ходе Реформации анабаптисты возродили буквальное исполнение обряда. Одиннадцатая статья Дордрехтского вероисповедания 1632 года призывает омывать ноги святым, как проявление служения и жертвенной любви . От меннонитов практика перешла к баптистким и различным свободным (братским) европейским церквам . Граф Цинцендорф восстановил практику омовения ног у моравских братьев .

Баптисты и амиши перевезли обряд в Северную Америку. Именно от баптистов омовение ног переняли адвентисты и многие американские пятидесятники .

В Российской империи, в годы становления российско-украинского баптизма , дискуссия о необходимости принятии практики омовения ног имела место. В частности, этот вопрос обсуждался на первом съезде русских баптистов в 1884 году: в поддержку выступил первый председатель Союза русских баптистов И. И. Вилер , ему возражал И. В. Каргель . Съезд решил передать этот вопрос на усмотрение поместных общин . В дальнейшем в среде евангельских христиан-баптистов практика не получила широкого распространения.

В 1920 году, пятидесятнический миссионер Иван Воронаев , во время вынужденной остановки в Стамбуле, познакомился с турецкой общиной адвентистов, принявших учение о крещении Святым Духом . В этой общине он увидел обряд омовения ног и впоследствии ввёл его в практику Союза христиан евангельской веры . По условиям «августовского соглашения» об объединении с баптистами в 1945 году, советским пятидесятникам фактически надлежало прекратить омовение ног . Общины нерегистрированного братства пятидесятников сохранили омовение ног до сих пор.

Омовение ног рядовыми верующими во время причастия практикуется в следующих направления протестантизма:

Омовение ног в американской баптистской церкви
Апостольская церковь Эфиопии
Международная объединённая пятидесятническая церковь
Объединённая церковь христиан веры евангельской
Церковь Бога (Кливленд, Теннесси)
Церковь Бога пророчеств
Церковь Бога во Христе
в некоторых общинах Ассамблей Бога
в некоторых общинах Международной пятидесятнической церкви святости

Обычно мужчины омывают ноги мужчинам, а женщины — женщинам. В некоторых общинах принято, чтобы супруги омывали ноги друг другу.

В истории известны случаи, когда в учении некоторых церквей была убеждённость, что без омовения ног перед евхаристией человек теряет спасение . Однако некоторые из протестантских богословов соглашаются, что омовение ног — пример для нелицеприятного служения другим в духе любви, а не обязательное условие спасения. Другие богословы соглашаются, что пример омовения ног - заповедь Иисуса Христа, которую Он утвердил.

Иисус Христос показал пример заповеди омовения ног Своим примером и сделал Своих учеников должниками её исполнения. (см. Благодать). 
Византийская мозаика из Осиос Лукас

Иудаизм

Заповедью Торы только для священников является омывать руки и ноги перед жертвоприношением .

Ислам

См. также

Примечания

  1. от 16 апреля 2009 на Wayback Machine Патриархия.ru, 15.4.2009.
  2. от 23 апреля 2009 на Wayback Machine . НТВ , 16.4.2009.
  3. . Дата обращения: 14 декабря 2018. 15 декабря 2018 года.
  4. от 19 апреля 2009 на Wayback Machine . Патриархия.ru, 16.4.2009.
  5. Dutch Mennonite Conference. (1632). Дата обращения: 15 апреля 2013. Архивировано из 17 апреля 2013 года.
  6. , The practice passed from the mennonites to the baptists and various free church groups in Europe., p. 230.
  7. Белорусский Унион Церквей. . Дата обращения: 15 апреля 2013. 20 мая 2014 года.
  8. , с. 579.
  9. М.И. Чернов (М.И. Одинцов). . Дата обращения: 15 апреля 2013. Архивировано из 23 января 2011 года.
  10. Протестантизм:Словарь атеиста/Под общ. ред. Л. Н. Митрохина . — М. : Политиздат, 1990. — ISBN 5-250-00373-7 .
  11. , p. 231.

Литература

Источник —

Same as Омовение ног