Христианская демократия
- 1 year ago
- 0
- 0
Христиа́нская демокра́тия ( христиа́нские демокра́ты ) — автономное от церкви политическое движение, выступающее за решение социальных и экономических проблем при соблюдении христианских принципов.
Исторически ведущим идеологом была Римско-католическая церковь . Основные цели движения состояли в том, чтобы религиозное сообщество стало организованным, защитило свою идентичность, завоевало территорию в общественном пространстве и вырвалось в лидеры. Согласно изначальной доктрине, христианская демократия призывала к гармонии между взаимопомощью и требованием справедливости , избегая крайностей как индивидуализма , так и коллективизма . В дальнейшем сторонники движения добавили в его идеологию ряд новых концепций: субсидиарность , персонализм , солидаризм , популяризм , социально-ориентированная рыночная экономика .
В послевоенные годы движение сыграло важную роль в распространении в Западной Европе взгляда на либеральную демократию как единственно легитимную политическую систему . Христианско-демократические партии (демохристиане) пришли к власти на смену диктаторским режимам в Италии , где они активно участвовали в Сопротивлении , и Германии , а впоследствии также в ряде стран Восточной Европы и в Чили . В настоящее время христианские демократы проявляют консерватизм в нравственных понятиях и приверженность принципам правового государства . Они рассматривают частную собственность как одну из основ общества, но полагают, что собственность должна использоваться этически приемлемым образом. Они также выступают за социальное государство при условии сохранения автономии личности и общественных организаций. В политическом спектре движение стремится к центризму .
Сторонники христианской демократии полагают, что ни индивидуализм , характерный для либерализма и либерального консерватизма , ни технократичная социал-демократия не могут решить насущные проблемы общества . С их точки зрения, политические реалии изменчивы, жизнь несовершенна, и общественных конфликтов избежать принципиально невозможно. Поэтому политика должна быть основана на принципах интегрального гуманизма , чтобы способствовать усилению солидарности и ответственности за благополучие народа.
Идеология современной христианской демократии включает следующие положения :
Не человек существует для государства;
наоборот — государство существует для человека.
Наряду с перечисленными основными положениями, региональные течения христианской демократии могут включать и другие принципы. Например, христианские демократы часто выступают против абортов и эвтаназии , обосновывая это неприкосновенностью права на жизнь. В силу их взгляда на семью как на угловой камень общества, они негативно рассматривают любые нетрадиционные формы брачных и родительских отношений. Они также настаивают, что государство не должно лишать детей возможности получить религиозное воспитание в школах, если этого желают их родители.
Христианские демократы разделяют ряд ценностей консерватизма : уважение к традициям, признание несовершенства человека и общества, авторитет , нравственность , частную собственность, акцент на правовых процедурах и порядке. В последнее время экономическая политика христианских демократов стала проявлять элементы неолиберализма . Однако они часто расходятся с консерваторами по таким вопросам, как национализм , социальное государство , возможность структурных изменений в обществе.
Христианские демократы также сходятся с социалистами в отношении необходимости социального государства и ограничения стихии рынка, однако они поддерживают капитализм и не приемлют идею классовой борьбы . В странах Латинской Америки христианские демократы уделяют больше внимания социальной политике, чем их европейские единомышленники .
Многие противники авторитаризма утверждают, что согласно Библии наиболее предпочитаемой формой правления является конституционная монархия . С их точки зрения, Библия даёт обоснование или упоминает про естественные права , разделение ветвей власти , суверенитет , верховенство закона , правление с согласия и на благо управляемых.
Вскоре после начала Реформации на Западе стали появляться богословские работы, в которых говорилось о важности материального и секулярного. Одним из ведущих философов этого направления был Гоббс , который считал, что нравственность основана на « естественном законе » — осознании правил, позволяющих человеку уберечь себя от поступков с негативными для него самого последствиями.
В 1879 году появилась доктрина неотомизма , которая толковала «естественный закон» в свете Рим. . Согласно неотомизму, мир предрасположен к добру благодаря данному человеку от природы разуму. Хотя человек обладает свободой выбирать грех, он может вести себя нравственно, и поэтому вне церкви тоже есть духовность . В частности, Бог действует через внешний мир в случаях, когда верующие не оправдывают свой избранный статус . В то же время лишь духовенство способно оценить правильность выводов людей о содержании естественного закона.
В соответствии с официальным взглядом католической церкви, христианская демократия берёт своё начало в природе христианства и исторической миссии духовенства . Роль эталонной общественной модели играет средневековье , когда существовало сообщество орденов и общественных корпораций, а под эгидой церкви создавались приюты для сирот, для престарелых и для бездомных. Согласно официальному учению, тем самым обеспечивалось политическое и социальное единство духовенства и мирян, а церковь сыграла важную роль в создании правовой основы для улучшения благополучия народа (например, предоставляя право убежища в храме).
Великая французская революция разрушила феодальную структуру общества, в которую была тесно вплетена Римско-католическая церковь . Церковь была низведена до общественного института, и её положение усугублялось атаками со стороны якобинцев . После падения Наполеона часть духовенства примкнула к контрреволюционному движению, которое стремилось к восстановлению старого режима. В результате массы отвернулись от католицизма. В 1870 было ликвидировано Папское государство , а папа римский лишён светской власти. В то же время, несмотря на враждебное отношение Ватикана к либеральным реформам, католические организации в преимущественно протестантских странах научились использовать инструменты правового государства и стали наращивать свой политический вес.
Стремясь вернуть доверие масс, папа Лев XIII приступил к реформам. Он выпустил энциклику « Rerum Novarum » ( 1891 ), в которой объявил о политически нейтральной позиции церкви. При этом он провозгласил новую социальную доктрину и учредил «народное католическое действие». Движение должно было опираться на католическую организацию, но фокусировать свою активность в области социальных вопросов. Тем самым Ватикан рассчитывал восстановить своё влияние посредством контроля над мирянами в тех областях, куда иерархию не пускали. Папа римский осудил нищету рабочих, возложив ответственность за неё на экономический либерализм . При этом он также осудил социализм , материализм и доктрину о классовой борьбе как ложный путь.
В 1901 Лев XIII опубликовал энциклику « Graves de Communi Re », в которой доктрина получила название «христианская демократия». Следует отметить, что Лев XIII не одобрял демократию , а стремился предоставить возможность демократически настроенным католикам сгладить конфликт между своими убеждениями и верой . В «Graves de Communi» Лев XIII осудил демократические тенденции в церкви, ограничил деятельность общественных организаций социальной помощью под наблюдением епископов и запретил им создавать политические партии. Это отражало взгляды крупных собственников, значительной части среднего класса и большинства духовенства. Тем не менее, левое крыло католичества приступило к организации профсоюзов . В 1919 была основана Международная конфедерация христианских профсоюзов со штаб-квартирой в Утрехте .
После Первой мировой войны Ватикан дал согласие на создание католических партий. Их возникло множество. Однако на практике эти партии больше стремились к защите демократических свобод, чем религиозных интересов. Многие из них стали открыты для представителей других конфессий .
В 1931 папа Пий XI выпустил « Quadragesimo Anno ». Энциклика подтвердила ценность достоинства личности и право на частную собственность. При этом в ней подчёркивалось, что это право должно соотноситься с нуждами общего блага и что экономика должна основываться на принципе социальной солидарности, а не на безудержной конкуренции и эксплуатации. Взамен либеральному тезису о свободе личности церковь провозгласила «принцип субсидиарности». Одновременно католические философы Маритен и Мунье в своих работах призвали к сбалансированному обществу, основанном на идее общего блага и персонализма . Однако в свете Латеранских соглашений между Муссолини и Ватиканом, энциклика прозвучала как осуждение парламентаризма.
К концу Второй мировой войны отношение к католичеству стало двойственным. Многие не могли простить католикам поддержку фашистских режимов, тем более, что в Португалии и Испании у власти по-прежнему оставались диктаторы. С другой стороны, левые католики пользовались большим престижем благодаря их борьбе с фашизмом. В этих условиях папа Пий XII стал сторонником концентрации власти посредством политических партий и в качестве опоры выбрал именно левых. Ватикан также увидел, что либеральная демократия в ряде отношений выгодна для церкви. В своём рождественском обращении 1944 года Пий XII провозгласил либеральную демократию формой власти, наиболее близкой христианским идеалам.
Римско-католическая церковь отказалась от требований привилегий для себя и вместо этого стала призывать к уважению гражданских свобод, терпимости и широкой коалиции всех демократических сил против тоталитаризма . Существенное влияние на идеологию оказала теория социального конфликта Дарендорфа и Козера , а также концепция социально-рыночной экономики Эрхарда . Хотя на словах доктрина по-прежнему противопоставляла себя классическому либерализму, она вобрала себя важнейшие положения политического либерализма: разделение властей, правовое государство и т. д. При этом идеологи подчёркивали, что они опираются на культурные ценности общества в целом, а не только католиков.
Христианские демократы добились впечатляющих результатов на первых послевоенных выборах в Западной Европе. Их принципы нашли отражение в конституциях Франции , Италии и ФРГ , которые были приняты в 1946 — 1949 . Христианско-демократические партии доминировали в Италии и ФРГ до 1970-х и играли важную роль в других странах. В Латинской Америке демохристианское движение добилось значительных успехов в Чили . Проводимая политика на практике оказалась правоцентристской : именно демохристиане оказались крупнейшей силой, выступавшей против полной национализации . Значительным событием в политической истории христианской демократии в 1978 году стало похищение и убийство в Риме экс-премьер-министра Италии, лидера итальянской ХДП Альдо Моро , первым в послевоенной Европе выдвинувшего идею правительственного альянса демохристиан и коммунистов , поддержав предложенную Энрико Берлингуэром концепцию « исторического компромисса » . В 1980-е влияние христианских демократов вновь усилилось благодаря вкладу в создание Европейского союза и в связи с международной консолидацией. В конце 1980-х христианские демократы стали играть заметную роль в странах Восточной Европы. Они добились успеха на выборах в Восточной Германии , Словении , Венгрии , Словакии .
В 1961 был основан Всемирный христианско-демократический союз. В 1982 организация была переименована в Интернационал христианской демократии, а в 1999 в Центристский демократический интернационал , чтобы отразить растущее участие представителей различных религий. На сегодня в интернационал входит свыше 70 партий.
Как отмечают политологи, христианская демократия по-прежнему находится в развитии. Одни полагают, что она носила переходный характер и ассимилируется в социал-демократию . Другие считают, что она движется в сторону секулярного консерватизма .
По мнению многих политологов, процесс формирования теории христианской демократии до сих пор не завершён . Критики обращают внимание на принципиальные трудности в теории. Они утверждают, что христианские ценности не только варьируются между различными конфессиями, но также зависят от территории и исторического периода. Например, на протяжении длительного периода христианство не осуждало рабство . Поэтому, с точки зрения критиков, вывести политическую модель из христианства невозможно.
Некоторые христиане полагают, что согласно Евангелию участие в политике неугодно Богу. Совместимость христианства и демократии также вызывает богословские возражения, на тех основаниях, что вся власть от Бога , паства должна смиренно повиноваться пастырям , и только монарх подотчётен Богу как помазанник . Сторонники демократии находят эти аргументы спорными .
В связи с центристским характером идеологии, демохристиан часто обвиняли в оппортунизме .
Предметом жёсткой критики, в особенности до Второй мировой войны, было противопоставление христианской демократии либерализму . Неприятие Ватиканом либеральных ценностей и принципов правового государства привело к тому, что он не видел особого вреда в фашистских переворотах . Хотя в 1931 папа римский опубликовал энциклику против фашизма , а в 1937 против нацизма , это сопровождалось осуждением Второй Испанской Республики , коммунизма и правительства Мексики .
Многих настораживала предполагаемая зависимость движения от католической церкви. Приводились аргументы, что сама организационная структура католической церкви несёт в себе элементы авторитаризма . Концепции общего блага и солидаризма могут служить оправданием учреждению авторитарного режима для защиты общественных интересов и духовных ценностей. Корпоративизм также допускал различные толкования, некоторые из которых привели к обоснованию диктаторских режимов Салазара в Португалии, Дольфуса в Австрии и др. Наконец, в годы Второй мировой войны Ватикан сотрудничал с фашистами. Подобные подозрения оказались ошибочными, так как христианско-демократические партии сыграли ведущую роль в становлении западной демократии в послевоенной Италии и Германии.
Одним из распространённых упрёков был уклон в популизм . Критики указывали, что для христиан выбор политической системы и пути социальных реформ является лишь средством спасения душ . Однако на практике партии были в значительной степени автономными от церкви структурами.
Сторонников движения также подозревали в клерикализме . Согласно христианскому учению, церковь претендует на знание истины и стремится, чтобы все люди познали эту истину. При этом закон не должен предоставлять равную защиту для истины и лжи, и долг государства состоит в том, чтобы охранять истину и её носителя — церковь. Это предполагает наказание тех, кто клевещет на церковь, и церковный надзор над образованием. Однако в реальности демохристиане не претендуют на монополию какой-то одной конфессии и стремятся находить решения демократическими методами.
Германия . После объединения Германии католики стали в Германии меньшинством, которое стало искать пути для защиты своей идентичности от преобладающего влияния протестантов. В 1870 для этой цели была создана Немецкая партия Центра , которая наращивала политический вес и стала одним из важнейших элементов в Веймарской коалиции . В 1919 году баварское отделение партии Центра создало независимую Баварскую народную партию , как правило, выступавшую с более консервативных позиций. Обе партии самораспустились в июле 1933. В послевоенной ФРГ христианская демократия приняла межконфессиональный характер. Это привело к созданию партий ХДС и ХСС , которые доминировали в политике на протяжении 1949—1966 и продолжают оставаться одной из ведущих политических сил Германии.
Италия . В 1919 священник Луиджи Стурцо основал Итальянскую народную партию , которая стремилась проводить политику популяризма и внесла значительный вклад в идеологию христианской демократии. По окончании Второй мировой войны была основана Итальянская христианско-демократическая партия , которая на протяжении 1945—1992 поставляла в правительство большинство министров и премьер-министров . Партия формировала коалиции как с левыми, так и с правыми силами. ХДП состояла из конкурирующих фракций, каждая из которых зависела от внешней поддержки со стороны влиятельных католических организаций. Привлекательность ХДП во многом обеспечивалась популизмом и антикоммунистической риторикой. ХДП официально выступала за национализацию банков и тяжёлой промышленности, за сохранение свободы для малого бизнеса и за кооперативы в сельском хозяйстве. На практике влиятельное правое крыло в партии предотвращало попытки увести экономику в сторону социализма. Середина 1950-х охарактеризовалась значительным наращиванием государственного сектора. В результате некоторые функционеры стали практиковать предоставление помощи местным администрациям в обмен на использование их ресурса на выборах, что вызывало критику со стороны оппозиции. После распада ХДП в 1994 христианская демократия по-прежнему остаётся в Италии ведущей идеологией. Большинство её сторонников поддерживает « Вперёд, Италия », однако есть и другие христианско-демократические партии.
Франция . В первой половине XIX века группа католиков во главе с Ламенне , издававшая журнал «Авенир», начала публично критиковать Ватикан за то, что он встал на сторону контрреволюции и тем самым нанёс ущерб процессу распространения веры. В результате развёрнутой Ватиканом травли Ламенне ушёл из церкви, примкнул к социал-либералам и поддержал революцию 1848 года. Параллельно другие католики считали необходимым оказывать практическую помощь бедным. В 1833 было основано благотворительное Общество Св. Винсента де Поля, опыт которого впоследствии рассматривался Ватиканом как один из показательных примеров христианской демократии. После публикаций энциклик о христианской демократии, во Франции возникло крупное политическое движение «Le Sillon». Это вызывало озабоченность со стороны католической иерархии и по приказу папы Пия X организация была расформирована. Её место впоследствии заняла Народно-демократическая партия ( фр. Parti démocrate populaire ), а после Второй мировой войны Народно-республиканское движение . Последнее, однако, испытало сильную конкуренцию со стороны правоцентристской партии Объединение французского народа под предводительством де Голля и в Пятой республике утратило влияние в политике . К концу XX века французские демохристиане окончательно слились с правоцентристами.
Россия . В России христианская демократия не является традицией, однако существуют родственные и при этом самобытные течения . В то время как идеология западной христианской демократии сформировалась в результате сотрудничества церкви с политическими движениями, в посткоммунистической России основным идеологическим источником для христианско-демократического движения стали русские философы Н. А. Бердяев , С. Н. Булгаков , П. Б. Струве , С. Л. Франк , Б. П. Вышеславцев , И. А. Ильин , Н. О. Лосский , П. И. Новгородцев , Г. П. Федотов и др. В СССР отдельные священники вели борьбу за права человека и свободу вероисповедания. РПЦ сохраняла национальные традиции и культуру в условиях, когда существование автономных этнических институтов стало невозможным. Начиная с конца 1980-х в России стали возникать мелкие организации христианско-демократической направленности. Между этими партиями и РПЦ часто были напряжённые отношения. Интернационал христианской демократии также относился к российским движениям настороженно. На сегодняшний день в Центристском демократическом интернационале официально состоит только одна российская партия, Союз христианских демократов России . СМИ также сообщали, что в июне 2008 в интернационал вошла « Единая Россия » . По мнению ряда политологов, в России нет условий для возникновения массового христианско-демократического движения. Среди причин приводятся: отсутствие соответствующей политической традиции; отсутствие у христианских политиков собственной идеологии; малочисленность избирателей, которым важны как евангельские, так и демократические ценности; слабая поддержка со стороны главенствующей церкви . Согласно законодательству, создание партий по религиозному принципу запрещено . Вместе с тем, некоторые аналитики полагают, что христианская демократия имеет потенциал в России, поскольку отрицает как тоталитаризм , так и культурный либерализм , и при этом способна преодолеть противоречия, берущие начало из споров западников со славянофилами . Органом русской христианской демократии как идейного движения и поиска заявляет себя журнал «Континент» .
Украина . На Украине существует две христианско-демократические партии — Христианско-демократический союз и Христианско-демократическая партия Украины. Из них только ХДС имела до 2012 года регулярное присутствие в Верховной Раде (от 1 до 7 депутатов) благодаря участию партии в избирательном блоке бывшего президента Украины Виктора Ющенко «Наша Украина». Интеллектуальная деятельность христианско-демократического движения осуществляется рядом политиков нового поколения — издается газета «Христианский Демократ» (главный редактор Дмитрий Панько). Идеологической платформа в сжатом виде изложена в «Манифесте христианских демократов Украины», который впервые был опубликован на официальном сайте партии ХДС в 2007 году . В 2014 году была зарегистрирована региональная Украинская Галицкая партия, ценности которой они определяют в программных документах как христианско-демократические .
Белоруссия . Белорусская христианская демократия — незарегистрированная политическая партия Республики Беларусь, несколько лет находящаяся в процессе регистрации. БХД стала единственной политической партией, возникшей за 20 лет правления Лукашенко. Придерживается христианско-демократической ориентации, основывая свою деятельность на христианских ценностях и белорусском патриотизме. Выступает за построение общества, основанного на «принципах, данных человеку Богом». В 1917 существовала организация с одноименным названием «Белорусская христианская демократия». Была упразднена в 1940 году.
Крупнейшей в мире христианско-демократической партией является Европейская народная партия . Некоторые партии включают представителей других движений (в особенности христианских социалистов ), а также нехристианских конфессий.
Христианство играло важную роль в становлении демократии, в особенности в США . Раннее американское общество было основано на идее свободы вероисповедания, в нём была конкуренция различных протестантских общин. Эталонной общественной моделью для них служило раннее христианство. Это дало начало формированию демократических традиций.
К концу XIX века в США развилось протестантское понимание социальной активности христиан. Баптистский священник Уолтер Раушенбуш основал движение социального евангелизма . Движение стремилось преобразовать общество в Царство Божье путём самосовершенствования и восстановления человеческих отношений. Основным инструментом предполагалась миссионерская деятельность, которая должна была формировать общественное мнение.
Мнения теологов и политологов расходятся в отношении возможности сочетания православия и христианской демократии . Проблема осложняется тем, что к концу XX века православная (в частности, русская религиозная) мысль оставила очень мало источников на тему демократии.
Согласно одной из теорий, власть изначально разделена между гражданами. Если народ-суверен предпочитает автократию , то воплощением божественно легитимной власти становится самодержец (так, в частности, утверждал архиепископ Феофан ). С другой стороны, граждане также вправе пользоваться своей властью, чтобы оказывать собственное влияние на проводимую политику .
Согласно другому аргументу, евхаристия заключается не только в приобщении мирянина к церкви, но и в изменении всего связанного с ним бытия. Однако в условиях демократии каждый гражданин в какой-то мере вовлечён в политическую жизнь. Поскольку духовенство стремится к воцерковлению секулярного мира, оно должно рассматривать демократию как его часть. Критики такой теории полагают, что православие рассматривает секулярный мир исключительно как внешний по отношению к священному церковному пространству.
Есть точка зрения, что церковь должна воцерковлять людей, а христиане должны освящать мир самостоятельно, являя через свои действия истину. Этот взгляд берёт начало из представления о христианах как о народе Божьем . Его высказывал, в том числе, Вл. Соловьёв , который считал, что задачей христианской политики является реализация христианских начал во всех аспектах жизни человечества через общественные действия.
Многие русские религиозные философы обращали внимание на православную концепцию соборности , которая отчасти схожа с демократией, но имеет ряд существенных отличий. Согласно соборности, единство достигается через поиск консенсуса, основанного на любви и уважении к остальным. Авторитаризм неприемлем, однако также неприемлем и индивидуализм , который приводит к необходимости разрешать противоречия путём демократического голосования и дальнейшего подчинения меньшинства большинству. Исторически идея соборности предполагала неравенство участников, так как в поместных соборах архиереи имели больший вес, чем представители клира и мирян.
Г. Федотов в работе «Республика святой Софии» изложил своё видение православной демократии, основанное на демократических традициях Новгорода и Пскова .
Скептики обращают внимание на то, что православная организация в её российской форме носит феодальный и даже авторитарный характер, и поэтому приходская жизнь, в многих случаях, не способствует формированию демократических традиций . Попытка объединить учение РПЦ с демократией требует реформ в церкви, что вызывает настороженное отношение со стороны значительной части духовенства, в особенности из-за неудач российских государственных реформ. Часть верующих придерживается мнения, что западная демократия является антиподом по отношению к русскому православию. Между миром и церковью отсутствует взаимопонимание. В настоящий момент социальная концепция РПЦ подчёркивает, что у Церкви нет каких-либо предпочтений в отношении государственного строя .
Вместе с тем, часть верующих по-прежнему заинтересована в создании политического движения, которое могло бы предложить обществу христианскую программу его жизнеустройства. В частности, им хотелось бы, чтобы политика исходила из таких ценностей, как совесть , правда , божественное достоинство человека, общественное благо .