Трибунал Великого княжества Литовского
- 1 year ago
- 0
- 0
|
Возможно, эта статья содержит
оригинальное исследование
.
|
Архитектура Великого княжества Литовского ― совокупность различных строений и сооружений , созданных на территории Великого княжества Литовского , в соответствии с их назначением, техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества XIII—XVIII веков.
Началом архитектуры Великого княжества Литовского обычно считается строительство деревянных замков , близ которых возникали постоянные сельские поселения . Но защита от врагов требовала мощной фортификационной системы , и на рубеже XV века начинают строиться каменные замки . В XV—XVI веках расширяется строительство каменных и деревянных частновладельческих замков, введение же в военное строительство западноевропейских фортификационных систем способствовало постепенному превращению замков в дворцово-замковые комплексы, сочетанию в них общественных и оборонительных функций. Значительное влияние на развитие оборонного строительства оказало соседство с европейскими странами, что проявилось в распространении романского и готического стилей в архитектуре . В Великом княжестве Литовском сложилась местная разновидность готического стиля, характеризовавшаяся пластичностью форм и торжественным монументализмом.
Рост городов и городское самоуправление в XIV — первой половине XVI века привели к становлению новых форм городского зодчества ( ратуши , церкви, костёлы , торговые ряды и др.). В конце XVI ― первой половине XVII века осуществляется широкомасштабное строительство частновладельческих городов, под влиянием архитектуры ренессанса сформировалась их регулярная пространственно-планировочная композиция. Барокко в Великом княжестве Литовском (конец XVI — середина XVIII веков) исследователи подразделяют на раннее, зрелое (белорусское) и позднее (виленское). Своеобразная архитектурная система барокко, получившая название виленской , оформилась на протяжении XVII—XVIII веков . От белорусского барокко ХVІІ века с его строгой сдержанностью, внушительностью и экспрессией виленское барокко отличалось легкостью и свободой . Храмовое строительство окончательно определилось в первой половине XVI века , когда стал характерен новый тип храмов , приспособленных к обороне и входивших в систему городских укреплений или бывших отдельными пунктами в окрестных деревнях .
В XIII веке на землях современных Восточной Литвы и Северо-Западной Белоруссии образовалось государство, известное как Великое княжество Литовское . Вскоре оно уже включало в себя всю территорию современных Литвы и Беларуси, а также существенную часть территорий Украины ( Волынь , Подолье , Киевщина , Черниговщина , Северщина , Дикое поле ), России ( Смоленщина , Брянщина ) и Польши ( Подляшье ). Ещё в пору Киевской Руси возникли города, ставшие впоследствии экономическими , административно-политическими, военно-оборонительными и культурными центрами Великого княжества Литовского. Определяющая особенность архитектуры и градостроительства этого времени ― оборонительный характер сооружений. Оборонительная система городов сочетала естественные преграды (крутые берега рек , склоны) и искусственные укрепления. Детинец и город окружались рвом и земляным валом с укреплениями из брёвен. Такая система обороны соответствовала тогдашней тактике внезапных нападений. С распространением осадной тактики появился и новый тип оборонного зодчества — крепкие деревянно-земляные сооружения с внутриваловыми глиняно-каменными и деревянными конструкциями ( Дрисса , Давыд-городок , Быхов , Гомель , Радошковичи , Глуск , Пинск , Сураж ). Позже основой обороны многих городов ( Владимир-Волынский , Каменец , Брест , Новогрудок , Крево и др.) стали многоярусные прямоугольные или круглые в плане каменные башни — « столпы » .
В конце XIII — первой половине XVI века строятся новые и перестраиваются из старых, чаще всего деревянно-земляных укреплений, крепости и замки на белорусских землях, на Волыни , в Подолии , в городах Вильне , Каменце-Подольском , Луцке .
Возводятся монастыри , которые становятся укреплёнными территориями: Жидичинский Николаевский монастырь близ Луцка (XIII в.), Загоровский монастырь близ Владимира-Волынского (XIV в.), Милецкий Николаевский монастырь ( Мильцы на Волыни , XIV в.) , Витебский Свято-Троицкий Марков монастырь (XIV в.), Витебский Свято-Духов монастырь (1380-е гг.), Лукомльский Николаевский монастырь (XIV в.).
Получило распространение строительство частновладельческих замков регулярной или свободной в плане формы, на естественных или насыпных возвышенностях, с развитой системой обводнения (замок князей Чарторыйских в Клевани ( 1495 ), замок Радзивиллов в Олыке ( 1534 ), Тракайский замок (XIV в.), замки в Свирже ( 1485 ), Смолянах , Геранёнах ). Они имели мощные стены и башни ― последние служили и для жилья. Часто к замку пристраивался дворец с несколькими помещениями и замковой церковью.
Один из немногих сохранившихся замков Великого княжества Литовского на Украине — Луцкий, строительство которого началось в XIV веке при волынском князе Любарте . Замок участвовал в украинской программе Семь чудес Украины . Это замок с высокими прямоугольными в плане башнями и мощными, неприступными стенами высотой до 14 м. В плоских полуциркульных нишах, кое-где украшавших фасады башен, как и в двухступчатых с полуциркульными завершениями оконных проёмах, ещё проступают черты древнерусской архитектуры . Но стрельчатые порталы свидетельствуют о влиянии готики .
Крепость Каменца-Подольского возведена братьями Кориатовичами , правившими Подольским княжеством в 60—90 годах XIV века, она представляет собой сложный архитектурный ансамбль, последующими перестройками приспособленный для защиты от пушечной стрельбы .
Гродненский замок возник во второй половине или конце XI века как пограничная крепость и стал ядром будущего Гродно . На рубеже XIV—XV веков великий князь литовский Витовт на месте крепости выстроил из камня и кирпича (кирпичом выравнивались ряды валунов и облицовывались башни) готический пятибашенный замок со стенами толщиной более 3 метров. Около 1500 года замок перестроен. В чисто же романской архитектуре преобладала одна функция ― оборонительная, и для замковой архитектуры Великого княжества Литовского, вплоть до XV века, до развития артиллерийской техники, характерны признаки, свойственные романскому зодчеству: с развитием техники арбалетной , а позже пушечной, увеличивается высота башен и стен, усложняется композиция замковых комплексов. Верхняя церковь имела базиликальный тип, массивность и статичность форм, каменные своды. Во внешнем оформлении — барельеф , аркатура , перспективный портал. При её строительстве применялась не готическая, а вендская кладка .
Под влиянием фортификационного зодчества Италии в Европе распространилось строительство укреплений бастионной системы , пришло оно и в Великое княжество Литовское ( Заславль , Несвиж ). Оборонительные замки, препятствовавшие татарским набегам, встали от Восточного Подолья до Днепра . Из них выделялись Лидский замок (1330-е гг.), Рогачёвский замок королевы Боны Сфорца ( XVI в.) с водяным рвом, земляным валом и мостом на цепях . Крупнейшим же деревянным замком в южных землях Великого княжества Литовского был киевский , построенный зодчим Иваном Служкой в 1542 году : с четырнадцатью шестигранными башнями, из соснового дерева. В нём находились резиденция старосты, помещение для гарнизона, многочисленные служебные комнаты, четыре церкви, костёл . Стены замка были обмазаны глиной , оштукатурены и покрашены . Замок с шестью башнями, тоже из сосны, в 1544 году возведён в Житомире . Самым небольшим в оборонительной линии был Черкасский замок ( 1549 ). В готическом стиле построены ворота городской стены с часовней в Вильне ( Острая брама , 1503—1522). Своеобразно проявились черты ренессанса в архитектуре замков и дворцов, строившихся в XVI — первой половине XVII века в поместьях магнатов .
Например, башни XVI века замка Острожских в Остроге увенчаны высокими аттиками и своеобразными «коронами» с развитой аркатурой и декоративным парапетом с фронтонами , волютами и резным декором . Те же черты есть в замках в Бережанах (1534—1554 гг.) и Меджибоже (XVI в.), в Ляховичах , Заславле , Любче . Ещё чётче ренессансные черты проявились, например, в замках в Олыке на Волыни с аттиком над воротами ( 1564 ) , в Збараже ( 1631 ), построенном (частично) по проекту выдающегося итальянского зодчего Винченцо Скамоцци , замке в Чашниках , в перестройке Мирского замка в конце XVI века .
Нынешняя столица Беларуси, город Минск , в начале XVII века была обнесена земляным валом с бастионами. Длительное время город оставался деревянным. В 1582 году была построена двухэтажная каменная ратуша и несколько каменных храмов в стиле барокко ( иезуитский костёл Девы Марии, костёлы монастырей бернардинцев и бернардинок) . В 1795 году в Минске было 11 каменных храмов и 6 деревянных .
Образцом оборонного замка ренессансного стиля является и резиденция Сенявских в Бережанах: в виде многогранника, к двум сторонам которого во дворе пристроены трёхэтажные жилые помещения, казарма и часовня .
В 1586—1589 годах Крыштофом Радзивиллом построен Биржайский дворец-замок с искусственным озером. В XIV веке в Вильне построены несколько каменных замков для великих князей литовских ( Виленские замки ). В XIV веке возведены Медницкий замок близ Вильни с толстыми двухметровыми стенами, пятибашенный замок в Орше ( 1398 ) .
Приёмы фортификационной архитектуры в Речи Посполитой известны, например, по работе (1610—1678) «Военное строительство» («Architectura militaris to jest budownictwo wojenne», 1659), где 10 рисунков с комментариями посвящены строительству в Великом княжестве Литовском .
Основными строительными материалами замков служили дерево , кирпич и камень . Кирпич, применявшийся для строительства монастырей и замков, имел форму тонких и сравнительно широких плиток. В письменных источниках того времени он называется греческим словом «плинфа» (плинт, плинф). Глину разминали в большой яме, затем ею заполняли деревянную форму. Потом этот сырец складывали в штабеля и сушили две недели, после чего обжигали в специальных печах. Позже наряду с плинфой начали делать и брусковый кирпич, уже распространившийся в Европе .
Для фундамента сооружений брали валуны, при смешанной кладке стен ― более-менее плоские крупные камни, в основном гранит , гнейс или кварцит . Камни шлифовались. Для декоративности иногда использовался пирофиллитовый сланец (так называемый красный шифер) ― в частности, в сооружениях Киева , Чернигова , Гродно, Овруча . Также для отделки иногда употреблялись местный плиточный известняк, речной ракушечник . Связующим материалом была известь , получаемая обжигом . Заполнителем раствора служил мелкотолчёный кирпич. В кладке волынских замков кроме толчёного кирпича в качестве заполнителя использовали ещё и толчёный мел . При строительстве из валунов и крупноразмерного кирпича ( Новогрудский замок , Лидский замок , Кревский замок , Густынский монастырь на Черниговщине, Троицкий монастырь-крепость в Межиричах ) использовали трёхслойную кладку (2 кирпичные стены, а между ними забутовка из мелких камней и битого кирпича, залитая известковым раствором) .
Для полов в замках, монастырях и дворцах использовались поливные керамические плитки. Их укладывали диагонально по отношению к оси здания, покрывали поливой одного из цветов ― жёлтого, зелёного или вишнёво-коричневого. Были плитки и с разноцветной росписью, с орнаментом .
В кладку сводов зданий часто включали керамические сосуды. В современной архитектуре их называют голосниками . Они служили не только для лучшей акустики здания, но и облегчали вес свода. Голосники есть в сооружениях Волыни, Чернигова, Полоцка . Много их заложено, например, в стенах гродненской Коложской церкви .
Необходимость защиты определила и облик средневекового города. Он имел внешние укрепления, опоясывающие всю городскую территорию. В систему укреплений включались реки, водоёмы .
Основные улицы являлись продолжением дорог, связывавших город с окрестностями. В начале таких улиц в стене делали въездные ворота. Позже радиальные улицы городов соединялись поперечными полукольцевыми улицами и создавали радиально-кольцевую систему . В XV—XVI веках обычно формировалось два городских центра: замок князя и рыночная площадь с торговыми рядами; в городах, получивших магдебургское право , на площади возводилась ратуша . С развитием ремесла и торговли расширялись посады, их планировка стала более упорядоченной, мостились улицы. По периметру площадей и на близких к ним улицах размещались дома ремесленников и торговцев, при строительстве которых иногда использовалась техника « прусского мура » . Дома в городе обычно строились деревянные, одноэтажные, исключение составляли особняки , здания для городских властей, культовые сооружения .
На торговых площадях городов и крупных местечек строили гостиные дворы, важницы и корчмы ( аустерии ). С XVI века размещение последних регламентировалось Статутами княжества , великокняжескими и королевскими привилеями . Например, Статут 1529 года (раздел 3, ст. 17) запрещал строительство аустерий «пакутных, на местах неслушных» , а Могилёвская устава 1594 года рекомендовала их строительство «на гостинцах, и то не близко села… на местах некоторых назначоных, где домы въездные для людей переезджых… врад збудовати повинен» . Некоторые крупные города и монастыри имели своих мастеров-строителей (дойлидов), с XVI века они были уже при замках, в усадьбах магнатов.
В частновладельческом строительстве с середины XVII века место городов-крепостей, строившихся всё реже, занимают замки с неукреплёнными городами или местечками. В период позднего барокко они имеют черты не столько крепостного, сколько усадебного характера. Таковы, например, верхнеднепровские города Сенно и Шклов . В описании последнего, сделанном во второй половине XVIII века, говорится: «В каменном торговом дворе лавки располагались извне и внутрь. Над двумя воротами были возведены башни, из коих в одной ― шкловская ратуша, в другой находится кладовая. К углам поставлены пирамиды, под коими выкопаны колодцы; во все стороны по прорезу углов проведены пространные улицы, и домы хотя все деревянные, однако на один образец построены. При нём почтовый дом, греческая церковь, каменный девичий монастырь, каменный магазин и каменная жидовская школа… Выезжая из оного, встречаются две планированные, липами усаженные дороги, из коих влево ведёт к пространному каменному господскому дому, а вправо ― к Могилёву» .
В 1579 году королём польским и великим князем литовским Стефаном Баторием по ходатайству ордена иезуитов и папы римского Григория XIII основано первое высшее учебное заведение в Великом княжестве Литовском — Академия и университет виленский ( Almae Academia et Universitas Vilnensis Societatis Jes ). Ансамбль Виленского университета , вобравший в себя за четыре века самые разные архитектурные стили, в настоящее время занимает чуть ли не весь квартал старого города. Начав формироваться около 1570 года, он, благодаря иезуитскому ордену, обрастал новыми домами и дворами и ныне состоит из 13 дворов (двор библиотеки, двор обсерватории, двор бурсы и др.) с 12 соединяющимися зданиями, костёлом святых Иоаннов и колокольней .
Кроме городов и деревень, в Великом княжестве Литовском сложились такие виды поселений, как местечко (сочетало черты города и села), фольварк (панский двор с запашкой, комплексом хозяйственных построек и зданий для прислуги) , застенок (обособленные участки земли, на которых селилась малоземельная шляхта ), выселки (несколько дворов, выселившихся из деревни), околица (небольшое поселение шляхты, не имевшей крепостных) .
В Великом княжестве Литовском самые маленькие деревни состояли из 10—20 и менее дворов, наиболее крупные имели более 100 дворов. Обычная планировка сёл до аграрных реформ XVI века — скученная и линейная; крестьянские усадьбы в сёлах строились погоном в 1 или 2 ряда; иногда строился веночный двор в виде замкнутого четырёхугольника. Линейность была обусловлена природно-географическими условиями местности ― границами берегов рек и озёр .
Оказала влияние на уличную планировку земельная реформа 1557 года — « волочная помера », изменившая форму землепользования и землевладения . Вместо деревень скученного типа создавались новые, обязательно с уличной планировкой согласно разработанному и утверждённому плану — « ». Урядовым комиссарам и коморникам предписывалось подыскивать места близ рек и озёр, находить оптимальные условия для управления деревней: устраивались так, чтобы жители семи волок могли обрабатывать одну панскую волоку . Новые деревни были в основном небольшими, в 10—20 дворов. Улица проводилась по всей ширине третьего поля, вдоль нарезались участки по 3 морга под дворы. За надел огородники работали в великокняжеских или панских имениях один день в неделю без коня, а их жёны ― 6 дней за лето .
В крестьянскую усадьбу входили хата и хозяйственные постройки ( клеть , истопка, хлев , погреб и др.), в панскую — дворец (с просторным и богатым интерьером, дорогим, нередко привозным, убранством), комплекс сооружений, часто и производственных, парк , парадный двор. Хаты, как и у многих европейских народов, были срубные (из сосны , реже ели ), слегка приподнятые на деревянных колодках (штандарах) или камнях, с различными способами решения углов. Пол в хатах был деревянный, земляной или глинобитный. Крыша обычно соломенная, двухскатная или четырёхскатная, переходные формы — трёхскатная и с «причёлком» (скат четырёхскатной крыши над поперечной стеной); обязательно настилался потолок. Крыши чаще делались на стропилах , на границе расселения с русскими и украинцами — на сошках . Украшали хату скромно — конёк на крыше, резные наличники , художественная шалёвка фронтона. Обстановка крестьянской хаты была простой (стол, лавки, скамеечка, сундук, спальные места — полок, полати ); интерьер был однотипный по всему пространству хаты (печь в углу возле входа, по диагонали от печи — красный угол ); мебель деревянная, практичная в пользовании. На Украине хаты белили, иногда расписывали стены .
Благодаря погодным условиям, в большей части украинских земель сформировался открытый тип двора. В нём земельный участок, прилегающий к дому, оставался открытым. Хозяйственные постройки чаще всего были полностью отделены от жилого дома (хотя встречалось и частичное, и полное присоединение хозяйственных построек к жилищу). Жилой дом находился в глубине двора, часто закрытый деревьями и кустарниками. Жильё было двухкамерным ― из отапливаемой избы и неотапливаемых сеней. Позже, в зависимости от состоятельности хозяина, погодных условий, особенностей этнокультурных контактов с другими народами, начали отапливаться обе части жилья, или иногда они имели разные входы .
В помещении были сени, дом и кладовая. Дом и кладовая находились по разные стороны от сеней. Иногда вместо кладовой строили второй дом. Всё вместе это называлось домом на две половины. Стены жилья возводились из местных строительных материалов в зависимости от ресурсов и возможностей. Существовало два типа конструкции стен ― срубный и каркасный. Первый встречался изредка, преимущественно в районах, богатых лесом. Каркас заполнялся глиной, перемешанной с соломой. В ряде районов наряду с глиной и соломой клали камни. Пол в доме был глиняный .
Основным строительным материалом на украинских землях было дерево. Даже на безлесном юге, где ставились мазанки, кое-где встречались и срубные. На Полесье в XIII веке строили простые срубные постройки ― клети, стебки, однокамерные дома. Неподалёку от дома ставили стебки ― удобную деревянную постройку также под двускатной деревянной крышей. Стены внутри здания обмазывали глиной, а вдоль отгораживали загородки ― засторонки, куда ссыпали на хранение свеклу, морковь и пр. Здесь на утоптанный пол ставили бочки и кадки с соленьями и другие припасы. Во время сильных морозов стебки обогревали горячими угольками, которые вносили в ящике или старом ведре .
Комплекс строений панских усадеб был разным по размерам. В наиболее крупных были и жилые (большие дома с сенями, алькежами , светлицы), и хозяйственные (стайни, хлевы, клети, амбары и пр.) строения. При некоторых усадьбах работали водяные мельницы, рудни и кузни. Строения в усадьбах средней и мелкой шляхты в основном были деревянными и однотипными. Магнаты же строили дворцово-замковые ансамбли, используя камень и кирпич, дома возводили сложной многокомнатной планировки. В крупных усадьбах появился парк .
На фоне традиционных сельских усадеб выделялся дом-крепость в деревне Гайтюнишки, построенный в 1611—1612 гг. инженером и начальником королевских сооружений в Вильно Петром Нонхартом: двухэтажное кирпичное здание с четырьмя башнями по углам с узкими окнами-бойницами. Толщина стен около 1,5 метров. Дом-крепость был окружён сооружениями бастионного типа и рвом с водой. Видимо, из-за болотистости почвы сложенный из крупных камней фундамент выступает за периметр стен на метр .
Местечки занимали своеобразное положение в исторической системе поселений Великого княжества Литовского. Они, как поселения переходного типа между деревней и городом, объединяли в себе уклад деревенской и городской жизни, быт крестьянина и горожанина . Возникли местечки в связи с торгами, которые в первой половине XV века проводились близ великокняжеских и крупных шляхетских имений. Некоторые местечки появлялись одновременно со строительством замков ( Иказнь , 1504 , Мощаница , 1546 ), другие ― при замках, уже существующих (Вороничи, 1563, Сураж , 1564 ). Ряд местечек образовался вблизи монастырей на церковных землях ( Барколабово , 1623 , Жировичи , 1643 , Игумен , Видзы ), а при осуществлении волочной померы ― на месте былых деревень ( Мотоль ) и на неосвоенных землях ( Смолевичи , Липск, ). Со временем они развились в своеобразные межгородские торгово-ремесленные центры. С развитием торговли закладывались местечки и на трактах (Милейчицы, Нача, Барань , Старобин ) . Некоторые местечки насчитывали до 300 дымов , в XVI веке — до 1500 жителей .
К XIV веку определились основные типы деревянных церквей: однонефные, одно- и трёхапсидные , трёхнефные и крестовые, с тремя притворами у южной, западной и северной сторон. Часто каждый из трёх срубов , составлявших здание церкви, имел свою крышу. Выработались два направления в храмовом строительстве: линейно-осевое и крестово-центрическое. Более всего строилось церквей с осевой композицией , когда объём (деревянный сруб) проходит по одной оси. Обязательным элементом был купол , разный в зависимости от местных традиций — от полусферы до луковичной главы . Особенностью церквей являлась пятиугольная алтарная часть, а не четырёхугольная, как в России. По классификации историка архитектуры В. Чантурии, в современном искусствоведении белорусские деревянные церкви Великого княжества Литовского делятся на односрубные с алтарным прирубком, трёхсрубные пространственные и пятисрубные пирамидально-центрические .
Позже, при расцвете барокко в Великом княжестве Литовском, распространение получил тип католического и греко-католического двухсрубного храма, где основной прямоугольный и пятигранный алтарный срубы накрывались общей двухскатной крышей с вытянутым коньком. Главный фасад делался плоским и украшался двумя симметричными квадратными или восьмигранными башнями .
Обычный вид украинской деревянной православной церкви в эпоху Великого княжества Литовского — трёхсрубный приземистый бескупольный храм «хатнего» типа с разновеликими двускатными шатровыми (или полусферическими шлемовидными) крышами. Сруб обычно обшивался досками, клавшимися горизонтально .
Деревянные костёлы в Великом княжестве Литовском зачастую возводились как временные перед постройкой каменных, они имели в объёме и простые, и сравнительно сложные формы: от обычного четырёхугольника до сложного римского креста. Основой здания был брусовый сруб, который обшивался вертикальными досками, а внутри отделывался гладким налётом. Двухскатная крыша крылась гонтом или дранкой . Над фронтоном устанавливались башенки для малого колокола и креста .
Архитектура каменных православных церквей сохраняет древнерусские традиции, хотя в конструкции и некоторых формах заметно влияние готической архитектуры. В костёлах повсеместно доминируют принципы готики. Среди заметных памятников монументальной архитектуры этого периода: собор Иоанна Богослова в Луцке , Маломожейковская церковь , церковь в Сынковичах , Успенская церковь в Зимно , Борисоглебская церковь в Новогрудке , костёл в деревне Ишколдь Барановичского района , Покровская церковь-крепость в селе Сутковцы . Примечательны архитектурные памятники того времени: церковь св. Параскевы Пятницы ( 1345 ) в Вильно, построенная женой великого князя Ольгерда Марией Ярославной , собор Успения Богородицы ( 1346 ), основанный великим князем Ольгердом. В Киеве, после татарского разрушения храма, на средства князя Семёна Олельковича отстроился Успенский собор Киево-Печерского монастыря ( 1470 , взорван в 1941 году , восстановлен в 2000 году ), который являет собой продолжение восточной традиции храмового строительства в сочетании с определёнными западными заимствованиями, такими как готического происхождения ступенчатые фронтоны и контрфорсы .
При переходе великокняжеской династии и некоторых магнатских родов в католичество в Великом княжестве Литовском после Кревской унии начинают строиться первые костёлы уже не только для замкнутых торговых колоний, но и для местных жителей-католиков. Эти новые костёлы обогащают прежнюю замковую готику княжества готикой костёльной . Первыми такими костёлами готического стиля были: костёл св. Николая ( 1387 ) в Вильно, виленская кафедра (в своём первом виде), сооружённая в 1407 году , францисканский костёл в Вильно (1430). Далее построены два бернардинских монастыря: деревянный виленский с костёлом св. Франциска (1469) и деревянный монастырь с костёлом во имя св. Георгия (1471) в Ковно .
Готика в архитектуре на землях Великого княжества Литовского стремительно развивается через весь XV век, вплоть до второй половины XVI века. К XV веку в Великом княжестве Литовском уже 6 костёлов, в XV веке построены ещё около 50, в основном деревянные .
Некоторые исследователи отмечают в архитектуре украинских церквей XIV—XV веков две тенденции: в монастырских или городских соборах (апостола Иоанна в Луцке, Богоявленская церковь в Остроге , Успенская церковь Зимненского монастыря, Троицкая церковь Межерицкого монастыря ), как в типе, берущем начало от крестовокупольных построек, так и в пятиглавых композициях, ясно проглядываются древнерусские традиции. Но уже видно и то, чего не было ранее: другой характер пропорций, восьмигранные барабаны , декор белокаменных порталов , нерасчленённые фасады , покарнизные завершения. Это уже характерные черты архитектуры нового времени .
В Вильно монахами-францисканцами возводится шедевр готической архитектуры — костёл св. Анны , в строительстве которого использовано 33 вида кирпичей . В это время возведены Михновский Сретенский монастырь (XV в.) на Волыни, Пустынно-Рыхловский монастырь на Черниговщине (XV в.), Слуцкий Свято-Троицкий монастырь (ок. 1445) — былой центр православия, Толочинский Покровский монастырь ( 1604 ), основанный канцлером Львом Сапегой .
Черты готической архитектуры имели многие костёлы в городах и сёлах Великого княжества Литовского — они были каменными однонефными с пристройками, а также кирпичными зданиями, перекрытыми, как правило, нервюрными сводами с оконными проёмами стрельчатой формы, лишёнными декоративных элементов. Стройными пропорциями окон отличается Вознесенский костёл в Дрогобыче ( 1551 ) с прекрасными готическими резными порталами, белокаменным обрамлением окон и интересной настенной живописью, изображающей, в частности, нападение казаков на Дрогобыч . В Киеве ― Доминиканский костёл на Подоле (1610), перестроенный позже в Петропавловскую церковь, в Белоруссии ― костёл и монастырь бернардинцев (1595—1618) в Гродно — крупная трёхнефная базилика с элементами готики, каменные костёлы в Сапежинке, Деревной ( Столбцовский район ) .
В середине XVI века с приходом Реформации началось строительство протестантских храмов («кальвинские сборы») . Великий канцлер Литовский Николай Радзивилл Чёрный основал на Минщине ряд сборов: в Клецке , Койданове , в деревне Новый Свержень (Столбцовский район). Его сын Николай Христофор Радзивилл Сиротка , приверженец католичества , около 1590 года преобразовал их в костёлы .
На основе образцов готики (костёл св. Анны и бернардинский в Вильне) и местных строительных традиций (Ишкольдский Троицкий костёл, 1472) сложилась здешняя разновидность готического стиля, для которой в культовых сооружениях характерны пластичность форм, торжественная монументальность . Культовые здания приобрели черты ренессанса . Его черты прослеживаются и в архитектуре многочисленных украинских церквей XVI — первой половины XVII века на Волыни и Подолье. Это были трёхчастные или двухчастные, иногда — однонефные церкви, увенчанные одним, двумя или тремя верхами, в типах и композициях которых продолжались традиции предшествующего времени и народной архитектуры. Ренессансными в них чаще всего были детали порталов, оконных наличников, некоторые элементы декора. Примером сочетания готики и ренессанса могут служить Троицкий костёл в Чернавчицах ( 1583 ) на Берестье, костёл в Сморгони ( 1553 ), заложенный как кальвинистский сбор, и костёл в Замостье близ Слуцка (начало XVII в.) .
Во второй половине XVI — первой половине XVII века каменное строительство приобретает широкий размах в западных областях и в силу сложившихся исторических причин ограниченно ведётся в Поднепровье и Северских землях . Здесь застройка городов в основном деревянная, а укрепления по древнерусской традиции — деревянно-земляные. Правда, в ряде городов строились дворцы польских магнатов, монастыри и костёлы, но большинство их было впоследствии разрушено казаками . Примечательны монастыри и костёлы этого времени ― Корецкий Свято-Троицкий монастырь ( 1571 ), Дерманский Свято-Троицкий монастырь (XVI в.) на Волыни , Пинский Свято-Варваринский монастырь (XVI в.), пинский костёл и монастырь францисканцев (XVI в.), Супрасльский монастырь (начало XVI в.), монастырь бернардинцев в Минске , заложенный братьями Консовскими ( 1624 ) , бернардинский костёл в Несвиже (1584—1593), Николаевский костёл в Мире и др.
Ведущим художественным направлением во второй половине XVII — середине XVIII века стало пышное и изысканное барокко . Основные художественные принципы барокко ― стремительность композиции, контрасты масштабов, ритмов, цветовые эффекты, криволинейность очертаний, стремление создать иллюзию безграничного пространства . Экспрессивность барокко была использована церковью в своих целях для эмоционального воздействия на чувства человека и демонстрации тщетности человеческой жизни перед вечным, величественным. Материальной базой для развития стиля явилась архитектура. Тут барокко нашло наиболее полное выражение . Развитие барокко в Великом княжестве Литовском прошло три периода: раннее (конец XVI — первая половина XVII века), зрелое (вторая половина XVII — 30-е гг. XVIII века) и позднее виленское (1730—1780-е гг.). Примером позднего виленского барокко является, например, виленский костёл Архангела Рафаила (1709). На вторую половину XVIII века приходится распространение идей Возрождения . Первым образцом стиля барокко в Великом княжестве Литовском стал костёл иезуитов ( 1587 ) в Несвиже с усыпальницей Радзивиллов. Князь Радзивилл Сиротка для его строительства пригласил из Италии известного архитектора монаха-иезуита Дж. Бернардони . По своей объёмно-пространственной композиции костёл явился первой в восточноевропейском зодчестве трёхнефной крестово-купольной базиликой .
Виленский костёл св. Казимира заложен в 1604 году, окончательно достроен в 1616 году, это первый пример барокко в Вильне: план храма похож на план первого иезуитского костёла в Риме . Продольный и поперечный нефы образуют латинский крест , а над местом их пересечения восходит высокий купол, боковые нефы претворены в отдельные часовни. В 1620—1631 годах в Вильне построена трёхнефная базилика Всех Святых, исполненная в стиле умеренного барокко. В 1748 году её внутренняя часть сгорела, но в 1754 году алтари и кафедра реконструированы в стиле позднего виленского барокко с использованием искусственного мрамора и различными скульптурами (возможно, по проекту Иоганна Глаубица ) .
В XVII веке в архитектуре Великого княжества Литовского проявилась тенденция сосуществования разных архитектурных типов и их взаимодействия. Примером может служить костёл Иоанна Крестителя в Камаях (1603—1606), объединяющий формы оборонительного зодчества с готикой и ренессансом .
Однако в культовом и замковом строительстве более обозначился синтез форм барокко с местными архитектурными особенностями (Могилёвский Богоявленский собор, Жировичский Успенский собор , костёлы в Гродно, Несвиже, , костёл францисканцев в Ивенце , костёл августинцев в Михалишках , Троицкий костёл бернардинцев в близ Минска и костёл в Будславе на Мядельщине , костёл и монастырь кармелитов в Глубоком ― первый образец виленского барокко в Белоруссии) .
В 1717 году виленский римско-католический епископ Константин Казимир Бжостовский построил в Вильне костёл во имя Сердца Иисуса , архитектурно отвечающий всем чертам позднего барокко. Многие дворцово-замковые ансамбли ( резиденция Сапег в Гольшанах , Несвижский дворцово-замковый комплекс , Ружанский дворец , Смолянский замок , Щорсы ) создавались согласно новой планировке, более художественным и пластичным становится их оформление .
Поскольку евреи составляли значительную часть населения городов и местечек Великого княжества Литовского, синагоги являлись довольно распространённым типом религиозных строений . Не сохранилось примеров деревянной синагоги , которая в отличие от каменной была более традиционной постройкой. Так, главная синагога Пинска (1616) неоднократно горела и разрушалась. В пинском предместье Каралин, основанном в XVII веке, было несколько синагог, школ, лавок. На его месте сейчас здание Полесского университета .
Большая («холодная») синагога в Минске была построена в 1590 году и представляла собой типичное синагогальное здание. Около 200 лет здание синагоги использовалось как православный храм Петропавловского монастыря, и только в 1796 году оно было передано еврейской общине. В 1930-х годах синагогу закрыли. На её месте стоит здание института «Белпромпроект». Несколько позднее минской была построена синагога в Несвиже (XVI — начало XVII вв.). В 1589 году местные евреи получили от хозяина города князя Радзивилла Сиротки грамоту, дававшую им разрешение на строительство каменной синагоги. Она была разрушена в 1941 году . Также известна каменная синагога в Друе , построенная итальянским архитектором Антонио Парако, который там же построил костёл и монастырь доминиканцев .
После Брестской унии 1596 года многие православные церкви и монастыри были переданы униатам и католическим орденам , которые стали их перестраивать. Строительство православных храмов было прекращено. Тем не менее, несмотря на противодействие, в четырёх городах Великого княжества Литовского возникли православные монастыри, начало которым положили деревянные церкви. Древнейшая церковь во имя святых апостолов Петра и Павла в Минске построена в 1611 году на пожертвования православной шляхты. Храм стал соборным в Петропавловском православном монастыре. С 1795 по 1799 годы был кафедральным собором Минской епархии . Два раза реставрировался и перестраивался, в 1933 году закрыт. Вновь действует с 1997 года . Это единственный архитектурный памятник эпохи Ренессанса .
В 1597 году сёстры Феодора и Анна Воловичи на своём участке в Вильно построили деревянную православную церковь в честь Сошествия Святого Духа , вокруг которой сгруппировались члены православного виленского Свято-Троицкого братства , оставшиеся без храма, перешедшего к униатам. С 1609 года там образовался православный монастырь с пятиклассным училищем, типографией и богадельней . К 1611 году это был единственный виленский православный храм, не отданный униатам. Объясняется это тем, что Свято-Троицкое братство ещё в 1588 году получило от константинопольского патриарха права ставропигии и местным духовным властям не подчинялось. В 1634 году король Владислав IV разрешил построить на месте деревянной церкви каменную. В начале XVIII века церковь разорили шведы, затем её восстановили, но при большом пожаре 1749 года она сгорела дотла. Восстановлена архитектором И. Глаубицем. Это — единственная в Литве православная церковь в стиле виленского барокко, больше похожая на костёл: в основе плана лежит латинский крест, церковь имеет две башни, над скрещением главного и поперечного нефов ─ высокий купол .
В 1623 году подкоморием Богданом Статкевичем-Заверским был заложен Оршанский Богоявленский Кутеинский монастырь , ставший одним из центров православия на долгие годы. Комплекс монастыря составляли деревянный Богоявленский собор ( 1635 ), Свято-Духовская ( 1762 ) и Троицкая церкви в стиле барокко, колокольня и хозяйственные постройки. От первоначальных строений сохранилась часть каменной стены. В 1812 году монастырь был разрушен. В 1995 году отреставрирована Троицкая церковь, но её первоначальный облик утерян .
Близ Мстиславля на месте явления иконы Божией Матери была построена деревянная православная церковь. Поскольку явление произошло в день Сошествия Святого Духа , то и каменный монастырь, выросший здесь в 1641 году в урочище Тупичевщина стараниями местного помещика Константина Мацкевича, назвали Тупичевским Святодуховским . Он имел 4 церкви, колокольню, большое подсобное хозяйство и скоро стал одним из центров православия в Великом княжестве Литовском. В XVII веке на многие километры вокруг кроме него не было ни одного православного храма. В 1941 году монастырь сгорел. Остались лишь часть каменной стены толщиной в метр с башенками (конец XIX в.) и подземелья. На месте монастыря маслодельно-сыродельный завод. В 1665 году в окрестностях города дочерью мстиславского стольника Марианной Суходольской заложен женский Мазоловский монастырь, от которого после пожаров и перестроек остались две церкви конца XVIII века. В 1772 году он был передан униатам .
В XVII веке в архитектуре Великого княжества Литовского сформировался художественный стиль барокко. Башни утратили своё функциональное значение, сделавшись композиционными элементами. Основными приметами культовых зданий стали монументальность, соответствие горизонтальных и вертикальных членений, тектоническое единство объёмов. Таковы костёлы кармелитов в Засвири , бернардинок в Слониме , августинцев в Михалишках. В более массивных культовых зданиях бралась за образец трёхнефовая крестово-купольная базилика с двумя башенными фасадами. Таковы Успенский собор в Могилёве, Успенский собор в Жировичах . В XVII веке только в Гродно построены костёл и монастырь бригиток (1634—1642), монастырь францисканцев ( 1635 ), кафедральный костёл иезуитов ( 1678 ), позже — костёл и монастырь базилианок (1720—1751) . Со второй половины XVII века из-за войн и эпидемий развитие городов в Великом княжестве Литовском приостановилось почти на столетие. Население уменьшилось, многие сёла были разграблены и сожжены . Тем не менее, возводились монастыри и костёлы. Так, в 1647 году окончательно достроен виленский костёл св. Игнатия в стиле барокко с монастырём иезуитов. В середине XVIII века после пожара здания перестроили. В 1648—1689 годах подканцлером Великого княжества Литовского Казимиром Сапегой возведён один из известных монастырей XVII века архитектуры зрелого барокко ― Берёзовский монастырь картезианцев . В 1648 году закончено строительство пинского униатского кафедрального костёла св. Станислава (1635—1648) — не сохранившегося памятника архитектуры середины XVII века. В 1657 году в его склепе был захоронен католический святой Андрей Боболя . Впоследствии монастырь перешёл к базилианам, затем к православным, в 1800 году освящён как Богоявленский . Построенное в середине XVII века, здание коллегиума соединяет в себе архитектуру ренессанса и барокко .
В XVII веке в Слониме построен костёл каноников латеранских , перестроенный в XIX веке, а затем и разрушенный. Во второй половине XVII века в Слониме построен костёл бернардинок. Примечателен он тем, что его фасад обращён во двор, а на улицу смотрит алтарная часть. Алтари костёла созданы по эскизам И. Глаубица .
В Ивье на Гродненщине около 1600 года на средства С. Кишки на месте старой деревянной церкви построены Петропавловский костёл и монастырь бернардинцев в стиле барокко. Он неоднократно разрушался и так же неоднократно восстанавливался и достраивался .
Построен Жодишковский Троицкий костёл кальвинистов ― памятник архитектуры ренессанса 1612 года . В 1615 году в Большой Берестовице на средства Иеронима Ходкевича был построен новый костёл, который по своей архитектуре близок к храму Петра и Павла в Кракове и строился по проекту того же архитектора. Костёл был освящён в честь Пресвятой Девы Марии . Со временем при нём была открыта одна из первых на Гродненщине приходских школ, а затем и больница для бедных. Этот храм хорошо сохранился. В 1617—1787 гг. построен каменный Троицкий костёл в Ружанах с элементами классицизма, в 1620 году возведён костёл иезуитов в Замостье близ Слуцка, в Мстиславле в 1637 году построен костёл кармелитов, построены кирпичные Троицкий костёл и монастырь бернардинцев в стиле барокко в Друе на Витебщине (1643—1646).
В стиле раннего барокко в деревне Михалишки построен костёл Михаила Архангела (1653, архитектор К. Пенс) , в деревне Вистичи на Брестчине — Троицкий костёл цистерцианцев (1678). На средства Е. Булгака, С. К. Радзивилла и Я.-А. Сангушко в 1683 году в Клецке построены костёл Благовещения Пресвятой Девы Марии и монастырь доминиканцев .
В старом городе Вильнюса сохранился костёл ордена августинцев Пресвятой Божией Матери Утешения ( 1670 ) — памятник позднего барокко, последнее по времени здание барочного типа в Вильнюсе . В XVIII веке возводились костёлы и монастыри униатов ― Софийский собор в Полоцке, Покровский монастырь в Толочине , Воскресенская церковь в Витебске , Богоявленская и Крестовоздвиженская церкви в Жировицах и др. Для костёлов этого времени в Великом княжестве Литовском характерны монументальные формы, сложившиеся под влиянием итальянского барокко. Это костёлы кармелитов в Мяделе (1739—1754) и Могилёве (1739—1752), бернардинцев в Будславе (1767—1783), иезуитов в Полоцке ( 1745 ) .
Появились такие незаурядные строения, как костёл монастыря тринитариев в Кривичах на Мядельщине, костёл Матери Божией в Костеневичах близ Вилейки , костёл доминиканцев в Ракове на месте старого, построенного в 1686 году по фундации К. Сангушко . В Ивенце по проекту архитектора А. Чеховича в стиле виленского барокко построен костёл св. Михаила Архангела ( 1749 ). В 1869 году его передали православным, вследствие чего на башнях костёла появились луковичные купола. Когда в 1920 году Ивенец оказался под Польшей , купола убрали .
В середине XVII ― начале XVIII века, несмотря на ширящееся зрелое барокко, иногда внешнее оформление храмов всё же отличалось сдержанностью; костёлы, как ранее при готике, стали походить на маленькие крепости. Такой архитектурный стиль впоследствии получил название сарматского барокко . Это фарный костёл в Новогрудке начала XVIII века, костёл монастыря бенедиктинок в Минске (ныне православный кафедральный Святодуховский собор ), костёл в Засвири (1714), костёл августинцев в Михалишках (вторая половина XVII в.). Понятие сарматизма вышло из теории, по которой некоторые славянские и балтские народы якобы произошли от древнего племени сарматов . По этой теории Сарматией считали Польшу, Великое княжество Литовское, Чехию . Средневековый историк А. Гваньини назвал свой труд «Описание Европейской Сарматии».
В начале XVIII века в Слуцке только православных монастырей и церквей было 14. К настоящему времени остались лишь Михайловская церковь (вторая половина XVIII в.) и Духовное училище ( 1767 ) . Из православных построек XVII века в Могилёве известны Богоявленская церковь ( 1636 ), пострадавшая во время войны и снесённая, а также Покровская и Успенская церкви, также не уцелевшие. Из католических сооружений сохранились костёл кармелитов в стиле барокко (первая половина XVIII в.), перестроенный в стиле классицизма , и перестроенный фарный костёл 1604 года . Архитектурным памятником являлась могилёвская ратуша XVII века, повреждённая во время войны; её снесли в советское время, но восстановили к 2008 году . В 1637 году в городе была построена деревянная православная Свято-Никольская церковь . На её месте в 1672 году встал кирпичный храм, неоднократно перестраиваемый .
Фарный костёл Преображения Господня в Новогрудке построен в конце XIV века. Здесь польский король Ягайло венчался с Софьей Гольшанской ― с этого времени началась династия Ягеллонов . В костёле был крещён Адам Мицкевич . В начале XVIII века костёл перестроен в стиле сарматского барокко.
В конце XVI ― начале XVIII века в Минске возведены костёл и монастырь иезуитов. Костёл и несколько хозяйственных построек монастыря сохранились. Невдалеке стоят мужской и женский монастыри бернардинцев XVII века в стиле барокко. Здесь же в XVII веке находился костёл доминиканцев, снесённый в 1950-х годах . Костёл в Ворнянах , построенный архитектором Августом Косаковским на средства Марианны Абрамович в 1769 году , также пример виленского барокко .
Владельцем Ружан Львом Сапегой возведён замок в ренессансном стиле. Замок неоднократно подвергался разрушению, во второй половине XVIII века перестроен архитектором Яном Самуэлем Беккером . Построен костёл Михаила Архангела с двумя высокими башнями в деревне Лужки на Шарковщине ( 1756 ). В середине XVIII века в Будславе на средства местной помещицы Барбары Скорульской заложен католический монастырь, который не сохранился, но в оставшуюся постройку в 1767—1783 годах был встроен костёл с каплицей . Ширина фасада костёла более 30 метров . Во второй половине XVIII века в некоторых городах Великого княжества Литовского строятся мануфактуры и рядом с ними рабочие посёлки с регулярной планировкой. Наиболее полно это проявилось в Гродно и Поставах в результате деятельности Антония Тизенгауза .
От барочного классицизма во второй половине XVIII века в некоторых архитектурных проявлениях были попытки перейти к «чистому» классицизму, ориентированному на зодчество Древнего Рима . Первым примером античного стиля на землях Великого княжества Литовского стал костёл в Жирмунтах ( 1788 ) близ города Лида , построенный придворным архитектором Радзивиллов Яном Подчашинским. В бернардинском костёле ( 1765 ) литовского городка Тельшяй видны первые признаки классицизма: это безбашенный фронтонный костёл купольно-центрической композиции. Схож с ним костёл в ансамбле монастыря ордена камальдулов в Пажайслисе (1667—1712), архитекторы Л. Фредо и братья К. Путини и П. Путини. К этому стилю относятся и костёл монастыря визитанток (1729—1744) архитектора Юзефа Поля , и церковь Марии Магдалины в Вильнюсе.
Костёл Господа Иисуса и монастырь тринитариев , возведённые в 1717 году архитектором Ф. Барнини на средства Казимира Яна Сапеги , построены по римским образцам. В 1772 году орден доминиканцев на месте деревянного костёла 1669 года в Вильне построил костёл Обретения Святого Креста с девятнадцатью каменными часовнями в стиле барокко. В 1962 году часовни взорвали, к настоящему времени они восстановлены. Францисканский костёл Вознесения Пресвятой Девы построен в Вильне в 1421 году, но сгорел. Его отстраивали неоднократно. Последний вариант костёла, сохранившийся доныне, датируется 1764 годом. Это переходной стиль ― от барокко к классицизму. Виленский костёл Вознесения Господня в стиле позднего барокко построен в 1753 году , к нему примыкает монастырь миссионеров ― самый большой монастырь современного Вильнюса.
В 1695 году на берегу Вилии заложены деревянные костёл Пресвятой Троицы и монастырь тринитариев, отчего эта местность со временем стала зваться Тринополь. В 1710 году строения сгорели, на их месте построены каменные в стиле позднего барокко. В 1812 году при нашествии Наполеона здесь находился французский госпиталь .
На месте деревянной церкви 1622 года, построенной орденом бенедиктинцев и сгоревшей в 1655 году, в 1703 году в Вильне возведён каменный костёл Святой Екатерины . В 1741—1773 годах Глаубицем проведена реконструкция костёла . На средства Михала Кошица, виленского воеводы Казимира Сапеги и гетмана польного литовского Михаила Казимира Радзивилла в 1709 году основан иезуитский костёл в предместье Вильны на Снипишках . Сначала он был деревянным, в 1715—1730 годах построен каменный; при костёле в 1740 году возведён каменный монастырь. В 1773 году эти строения перешли к ордену пиаров .
Кроме культовых зданий, в городах имелись усадьбы, жилые и общественные дома ― ратуши, аустерии. В сёлах и местечках панские усадьбы обычно состояли из двух-трёх свободно расположенных дворов. Главный двор — как правило, парадный, по форме четырёхугольный, застраиваемый хозяйственными помещениями, кухнями и др. Таковы, например, Леонпольская усадьба Лопатинских (1750) в Миорском районе Белоруссии, в 1919 году переделанная под костёл , Большеможейковская усадьба Ходкевичей конца XVIII века на Гродненщине (сохранился флигель), которую в 1821 году посетил император Александр I , или усадьба XVII века в городе Высокое на Брестчине, принадлежавшая Сапегам . Им же принадлежал и дворцовый комплекс в Ружанах на Брестчине, в котором яркая выразительность форм сочеталась с функциональностью оборонного пункта . В 1765—1780-х годах в Гродно по инициативе Антония Тизенгауза архитекторами И. Мёзером и Дж. Сакко построен архитектурный комплекс, включавший 85 зданий различного назначения. Для заграничных мастеров местных мануфактур были построены 20 жилых домов в стиле позднего барокко с кирпичными фасадными стенами и деревянными боковыми. Это первая типовая застройка в Великом княжестве Литовском. Из общественных зданий сохранились полоцкая кирха (1775) в стиле неоготики , слонимская ратуша в стиле барокко (середина XVIII века). Памятник гражданской архитектуры ― торговые ряды в Поставах на Витебщине (1760-е), каменное квадратное сооружение с замкнутым двором .