Израильские арабы
- 1 year ago
- 0
- 0
Ара́бы ( араб. عرب [ ˈ ʕ a r a b ]) — группа народов семитской этноязыковой группы, населяющих государства Ближнего Востока и Северной Африки . Арабы говорят на арабском языке и используют арабское письмо . Численность арабов составляет около 430—450 млн человек. Более 90 % арабов исповедуют ислам , часть — христианство .
Предками арабов являются древние народы и племена Ближнего Востока и Северной Африки . История арабов тесно связана с историей семитоязычных народов вообще. Согласно месопотамским историческим свидетельствам, арабы начали отделяться от других семитских народов не ранее 1-го тысячелетия до н. э. В то время арабы южной Аравии уже создали процветающие города и царства ( Саба и др.), а северные регионы Аравийского полуострова были населены главным образом кочевниками - бедуинами . С 1-го тысячелетия до н. э. по 1-е тысячелетие н. э. на территории проживания северных арабов существовали такие государства, как Пальмира (Тадмор), Набатея , , Гассан и Лахм . Связь северных и южных арабов проходила торговыми путями через западную Аравию ( Хиджаз ). Жители этого региона говорили на арабском языке и возводили своё происхождение либо к сыну пророка Ибрахима — Исмаилу — либо к Кахтану , отождествляемому с библейским Иоктаном — потомком Ноя . В мекканском храме, Каабе , впервые построенном, предположительно, Ибрахимом, арабы- язычники совершали служение идолам .
К V—VI векам цивилизации северных и южных арабов пришли в упадок.
В начале седьмого века мекканский религиозный деятель Мухаммед основал религию ислам и создал свою общину — умму . Созданное после Мухаммеда государство ( Халифат ) начало быстро разрастаться и через сто лет стало простираться от Испании через Северную Африку и юго-западную Азию до границ Индии . С началом арабских завоеваний этноним арабов превращается в самоназвание аравийских племён, которые составили средневековую арабскую народность . Хотя бедуины и содействовали первоначальному распространению ислама, в дальнейшем он развивался главным образом грамотными городскими людьми. Миграция аравийцев привела к приобщению неаравийских новообращённых племён к арабскому языку. Арабский язык стал основным на территориях от Марокко до Ирака не только для мусульман , но и христиан и иудеев , принявших арабский в качестве своего основного языка. Постепенно население Северной Африки и Ближнего Востока становилось арабами в широком смысле этого слова .
Распространение ислама обеспечивало арабам сеть полезных для них контактов. Вместе с христианами, евреями , персами и другими они построили одну из величайших известных миру цивилизаций. В период с VIII по XII век было создано большое количество произведений великой арабской литературы в форме поэзии и прозы, художественные произведения, юридические кодексы и философские трактаты. В « золотой век ислама » произошёл большой прогресс науки, особенно, в области астрономии , медицины, географии, истории и математики .
В первые века своего существования Арабский халифат был политически объединён под властью халифов . К середине X века началась её фрагментация и падение под натиском турок-сельджуков , крестоносцев , монголов .
В XVI в. османские турки завоевали значительную часть арабского мира и разделили его на провинции ( вилает ) . В XIX веке англичане и французы фактически установили контроль над большей частью Северной Африки .
В ходе Первой мировой войны англичане организовали антитурецкое восстание в Аравии . Надеясь получить независимость после войны, арабы помогали англичанам в завоевании Сирии и Палестины . В первой половине XX века стали появляться всё более настойчивые требования независимости и объединения со стороны арабов. Европейцы стимулировали модернизацию, но одновременно с этим они проводили расселение французов на лучших землях Алжира и европейских евреев в Палестине .
После Второй мировой войны все арабские народы, за исключением палестинцев , обрели в конечном счёте полную независимость. Алжирцы сделали это лишь после продолжительной восьмилетней войны с Францией с 1954 по 1962. С 1991 года между Израилем и Организацией освобождения Палестины (ООП) начали приводиться в действие различные соглашения, в которых намечаются в общих чертах меры для будущего палестинского самоуправления .
Арабы подразделяются на три основные группы: кочевники-скотоводы ( бедуины ), селяне-земледельцы ( феллахи ), жители сёл и горожане, жители городов. Кроме того, существует несколько небольших групп арабов (например, суданские скотоводы баггара ), которые в течение нескольких месяцев занимаются земледелием в деревнях, а в остальную часть года кочуют вместе со своими животными. Арабы, живущие в дельтах рек и в прибрежных районах Красного , Средиземного и других морей, занимаются рыболовством .
Большинство арабов — селяне-феллахи, занимающиеся пашенным земледелием, кочевым скотоводством и садоводством. Основа их родоплеменной организации — линидж , имеющие общего предка по мужской линии. Несколько групп объединены в племя во главе с вождём .
Во второй половине 2-го тысячелетия до н. э. у аравийских племён начал складываться хозяйственно-культурный тип кочевников- верблюдоводов ( бедуинов ). Большинство бедуинов живёт на Аравийском полуострове, в пустынных районах Иордании, Сирии, Ирака, а также в Египте и в северной Сахаре . Приблизительная численность бедуинов составляет от 4 до 5 млн человек. Образ бедуина во многом романтизирован европейцами и другими арабами, считавшими, что «самые чистые» арабы сохранили неизменным образ жизни своих предков. В действительности же и бедуинов не обошли стороной внешние воздействия и изменения .
Бедуины ведут строго племенной образ жизни. Бедуинские племена, состоящие из нескольких семейств ( бану ), могут насчитывать от нескольких сотен до 50 000 членов. Каждое семейство племени подразделяется на более мелкие подсемейства. Подразделение из нескольких семей называется « хамулой ». Браки осуществляются по возможности внутри «хамулы». Семья является наименьшей социальной единицей в бедуинском племени .
К племени могут присоединяться или отпочковываться некоторые группы. Каждое племя и его часть возглавляется старшим по мудрости и опыту шейхом. Должность шейха может наследоваться .
Бедуины ведут кочевой образ жизни. В зимнее время «хамулы» постоянно кочуют по пустыне в поисках воды и пастбищ для скота. Летом «хамулы» собираются вблизи племенных колодцев. Племенам и семействам часто приходится бороться за права на землю и воду .
Бедуины занимаются разведением верблюдов или овец и коз. Верблюдоводы считают себя единственными истинными арабами, стоящими выше овцеводов. Верблюды снабжают своих хозяев молоком и мясом для питания и шерстью для изготовления ткани. Овцеводы часто поддерживают тесные отношения с жителями деревень и городов .
Бедуины редко пользуются деньгами и часто вступают в бартерные отношения с деревенским и городским населением. В обмен на шкуры, шерсть, мясо и молоко бедуины берут зерно, финики, кофе, фабричные ткани, металлическую посуду, орудия труда и т. д.
Бедуины живут в четырёхугольных палатках ( шатрах ), которые состоят из широких полотнищ вязаной овечьей шерсти, иногда из брезента, укладываемых на остов из шестов и жердей. Всё их имущество легко умещается на животных .
Мужчины-бедуины руководят процессом перекочёвок и занимаются уходом за животными. Они любят охотиться и устраивать бои различных животных. Бедуины часто оказываются вовлечёнными в межплеменные и междоусобные разборки, связанные с вопросами собственности, чести и т. д. Распространённые ранее случаи кровопролития, связанные с нападениями на караваны и деревни с целью грабежа или вымогательства, в последнее время становятся более редкими .
Гордость бедуина — конь, используется главным образом для скачек и лёгких прогулок. Арабская лошадь плохо приспособлена к условиям пустыни, её никогда не используют для тяжёлой работы, и служит в основном предметом престижа .
Женщины занимаются домашними делами, заботятся о детях, ткут материал для палаток и одежды. Иногда они ухаживают за овцами и козами. Женщины, как правило, живут в отдельной части семейного шатра ( гарем ). Они тщательно оберегаются от контактов с чужаками и при появлении незнакомцев должны уходить в свою часть шатра .
Бедуины в основном питаются свежим верблюжьим молоком или молоком после специального сквашивания. Кроме молока, в рацион их питания входят финики, рис, пшеничные, ячменные, просяные или кукурузные лепёшки . Мясо бедуины едят редко, по случаю праздников и других особых торжеств. Любимые горячие напитки бедуинов — чай и кофе .
В стиле одежды бедуинов разных регионов наблюдается значительное разнообразие. Для бедуинов магриба характерна мужская верхняя одежда ( геллаба ) и халат ( бурнус ) с капюшоном. Восточные бедуины носят длиннополое одеяние ( галабея ), поверх которого надевается просторный открытый спереди халат ( аба ). Мужчины носят куфию, закреплённый на голове шнурковым кольцом ( агалем ). Женщины-бедуинки носят одежды, которые напоминают «галабею» или платья с определённо выделенным лифом, а также свободные шаровары и разнообразные жакеты или разного типа «аба». На голове женщины обязательно должен быть платок . У некоторых бедуинов женщины могут носить также особую занавеску для лица ( хаик ) .
Большинство бедуинов принадлежит к мусульманам - суннитам . Есть среди них и христиане , и мусульмане- шииты . В отличие от жителей сёл и городов, бедуины не настолько религиозны, но при этом они регулярно совершают предписываемые исламом пять ежедневных молитв . Поскольку большинство бедуинов неграмотны, они не могут самостоятельно читать Коран и вынуждены полагаться на его изустную передачу .
Около 70 % арабов живёт в деревнях. Большой проблемой для них является бедность. Большинство деревенских жителей — земледельцы ( феллах ). Дома крестьян относятся к различным вариантам средиземноморского типа, построенных из саманного кирпича, камня, циновок и т. д. Вокруг домов располагаются поля, сады и виноградники. Из-за нехватки воды деревенские жители вынуждены строить оросительные каналы .
В деревнях чаще всего выращивают зерновые культуры ( пшеница и сорго ) и овощи. Основной продукт питания — хлеб, каши из различных зерновых, молочные продукты, зелень, овощи и т. д. В зависимости от региона арабы также выращивают: финики (в оазисах пустынь); цитрусовые (на ливанском побережье); абрикосы , виноград , миндаль , оливки и т. д. (в предгорьях). В Египте и некоторых других регионах важной товарной культурой является хлопок . Многие арабы-мусульмане соблюдают пищевые предписания ислама , постятся в месяц Рамадан , не пьют алкогольные напитки и не едят свинину .
Иногда для орошения арабы-земледельцы направляют воду естественных потоков в сложную систему каналов и шлюзов, осуществляя выделение воды для пользователей, имеющих на неё право. Если раньше для подъёма воды с одного уровня на другой использовались водяные колёса, то в последние годы для этих целей создаются плотины .
Большинство земледельцев являются арендаторами, отдающими значительную часть производимого продукта владельцам земли. В горных местностях высока доля независимых владельцев земли. Крупными земельными собственниками обычно являются горожане и бедуинские шейхи. Проблема принадлежности земли собственникам, не живущим на ней, решается правительствами арабских стран различными способами .
Сельские жители часто поддерживают тесные отношения с бедуинами и с горожанами. Они обменивают с ними свою продукцию на товары или деньги. Некоторые земледельцы имеют бедуинские корни и могут поддерживать семейные связи с ними. В поисках более высокооплачиваемой работы жители деревень всё чаще мигрируют в города. Часть из них попеременно перемещается между деревней и городом. Одним из фактором увеличения у сельских жителей стремления жить в городе является активный рост школьного образования, начавшийся в арабских деревнях в XX веке .
Домашние хозяйства в арабских деревнях чаще всего состоят из семейной пары и их детей. В них также могут входить жёны сыновей и их дети. Близкие родственники и их семьи чаще всего живут рядом. Несколько семей образуют «хамулу». Браки могут заключаться как внутри «хамулы», так и внутри деревни. Многие арабские крестьяне являются членами больших племенных групп, состоящих из жителей множество разных деревень. Некоторые племена ведут своё происхождение от бедуинов .
У большинства арабских земледельцев глубоко развито чувство принадлежности к своей деревне. В случае внешней угрозы они обычно помогают друг другу. Однако в большинстве видов деятельности, касающейся общины в целом, сотрудничества между ними наблюдается мало .
Арабские города являются административными, торговыми, промышленными и религиозными центрами. Некоторые города похожи на европейские мегаполисы. В XX веке из-за притока мигрантов из деревень многие арабские города заметно выросли и изменились. Однако, в старых районах крупных городов и в некоторых более мелких городах можно увидеть традиционный тип городской жизни .
В настоящее время старый арабский город сохраняется почти прежним в Сане (Йемен) и в ряде других малых провинциальных центров. В таких крупных городах, как Алеппо (Сирия) преобладает современность, в Каире (Египет) старый город окружён доминирующим новым, а в Бейруте (Ливан) полностью стёрты следы старого города .
Для традиционного арабского города характерны узкие улочки и тесная застройка домов. На первых этажах часто расположены лавки и мастерские. Объединяющиеся по специализации лавки и мастерские образуют базары ( сук ), на которых торговцы и ремесленники демонстрируют товары. У многочисленных торговцев продуктами питания на базарах можно купить разнообразные кондитерские и мясные изделия .
Чёткого разделения города на торговые и жилые районы не существует. Арабские города обычно разделены на кварталы по этническому или религиозному принципу, или же по торговой специализации. Основные общественные строения — религиозные здания ( мечети , медресе и т. д.), реже — фортификационные сооружения .
Новые арабские города построены по образцу европейских. Арабские города различаются тем, насколько новые формы заместили собой старые. В новых жилых районах можно увидеть традиционные мелкие лавочки и кофейни .
Система муниципального управления традиционного города обычно ограничивалась контролем рынков и содержанием полиции. Горожане больше заботились не о городе как общине, а о семье и религии. Семейная жизнь в городе не отличалась по своему образу от сельской .
В XX веке заботам о семьях и религии пришлось конкурировать с лояльностью к государству. Построенная система образования оказала мощное воздействие на средний и высший классы городов. Эти классы были заинтересованны в поощрении идеи социального равенства мужчин и женщин и в ослаблении требований, предъявляемых к ним со стороны семьи и религии .
В XX веке положение арабских женщин в крупных городских центрах значительно изменилось. В большинстве арабских государств они имеют право голоса , для них строятся школы и профессиональные учебные заведения. Разрешённое в исламе многожёнство, которое и раньше было редким явлением, становится всё менее распространённым. Большинство арабских многоженцев сейчас имеют не более двух жён. В городах многие мусульманки ходят в хиджабах , которые является символом того, что женщина нуждается в обеспечении защиты от посторонних .
Арабский язык относится к южной подгруппе западно- семитской группы афразийской языковой семьи . Письменность — на основе арабского алфавита . Литературный арабский язык , распространённый среди всех арабов, имеет диалектные варианты: иракский , йеменский и т. д.
Современные разговорные диалекты арабского языка распадаются на отличные от друг друга группы (аравийская, иракская, сиро-ливанская, египетская и др. ).
Арабская архитектура и их декоративно-прикладное искусство оказали большое влияние на мировую культуру. В одежде южных арабов характерны запашные юбки ( фута ) и головные повязки. Для центральноаравийских арабов характерны распашные плащи без рукавов ( аба ), долгополые рубахи с длинными рукавами, головные платки. Разница между одеждой мужчин и женщин часто состоит в отделке и способе ношения. У бедуинок бытует татуировка хной и раскрашивание различных частей тела (лица, ладоней, ступней и т. д.). В одежде современных арабов сочетаются арабские, иранские, турецкие и европейские элементы .
Богатый арабский фольклор стал источником классической арабской поэзии. Основные музыкальные инструменты — бубен , барабаны , лютня , ребаб и т. д.
Как отмечал профессор Р. М. Нуреев : «Арабы в ряде областей знания выступали как прямые наследники античности . Однако из ее духовного мира они усвоили больше рациональное, чем гуманистическое начало. Мусульманская культура ближе к Древнему Востоку , чем к западноевропейскому феодализму » . По замечанию Л. Е. Гринина , «именно арабы стали наследниками античной мудрости. И именно от них христиане узнали, сколь ценно такое наследие. Без них возврат к античному знанию сильно замедлился бы. Но от арабов европейцы получили и многое другое. Представьте, что индийские цифры не пришли бы в Европу в свой срок. Сколько времени потребовалось бы, чтобы развить математику?..» Сен-Симон , согласно П. Барту , выделял значение изучения положительных наук, привнесенных арабами в Европу, для падения феодализма .
Арабский мир включает в себя страны, в которых большинство населения составляют арабы и арабоязычное население: Алжир, Египет, Иордания, Ирак, Йемен, Ливан, Ливия, Мавритания, Марокко, Саудовская Аравия, Сирия, Судан и Тунис. В странах арабского мира проживают почти 430 млн человек, 416 млн из которых являются арабами .
Несмотря на то, что ранняя история арабской культуры была связана с Аравийским полуостровом, население арабского мира не имеет общего происхождения. В течение многих веков на Ближнем Востоке и в Северной Африке шла арабизация многих народов, главным образом через ислам .
«Чистыми» арабами считаются кахтаниты (Южная Аравия ); аднаниты (Северная Аравия ) считаются «арабизированными» пришельцами на территорию Аравии; на северо-востоке Аравии проживают арабы- шихух , испытавшие персидское влияние , и, возможно, имеющие персидское происхождение ; арабы за пределами Аравии происходят от смешения завоевателей из Аравии и местного доарабского населения ( копты в Египте , берберы в Магрибе , арамеи в Сирии , ассирийцы , хананеи в Ливане и вавилоняне в Ираке и т. д. ).
Арабы относятся в основном к малой индо- средиземноморской расе в составе большой европеоидной расы . К югу от Сахары и в Южной Аравии также проживают негроидные арабы.
Арабский мир включает в себя и ряд неарабских меньшинств, к которым относятся, например, берберы и туареги , , евреи , армяне , копты и др.
Ниже приводится перечень стран, которые принято включать в арабский мир.
Государство |
Территория
(км²) |
Население
(чел.) |
Столица |
---|---|---|---|
Алжир | 2 382 741 | 33 769 668 | Алжир |
Бахрейн | 695 | 718 321 | Манама |
Джибути | 22 000 | 476 703 | Джибути |
Египет | 997 739 | 81 713 520 | Каир |
Западная Сахара | 252 120 | 393 831 | Эль-Аюн |
Йемен | 536 869 | 23 013 376 | Сана |
Иордания | 97 740 | 6 173 579 | Амман |
Ирак | 435 317 | 28 221 180 | Багдад |
Катар | 11 437 | 824 789 | Доха |
Коморы | 2170 | 798 000 | Морони |
Кувейт | 17 818 | 2 596 799 | Эль-Кувейт |
Ливан | 10 452 | 3 971 941 | Бейрут |
Ливия | 1 775 500 | 6 173 579 | Триполи |
Мавритания | 1 030 700 | 3 364 940 | Нуакшот |
Марокко | 458 730 | 34 343 220 | Рабат |
Объединённые Арабские Эмираты | 77 700 | 4 621 399 | Абу-Даби |
Оман | 212 457 | 3 311 640 | Маскат |
Палестина | 6257 | 3 907 883 | Рамалла |
Саудовская Аравия | 1 960 582 | 28 146 656 | Эр-Рияд |
Сирия | 185 180 | 19 747 586 | Дамаск |
Сомали | 637 657 | 9 800 000 | Могадишо |
Судан | 1 866 068 | 30 894 000 | Хартум |
Тунис | 163 610 | 10 383 577 | Тунис |
Наибольшее число арабов проживает в Азии и Африке .
В Африке : мавританцы ( Мавритания ), сахарцы ( Западная Сахара ), марокканцы ( Марокко ), алжирцы ( Алжир ), тунисцы ( Тунис ), ливийцы ( Ливия ), суданцы ( Судан ), египтяне ( Египет ), шува ( Нигерия , Чад , Камерун , ЦАР , Судан ).
В Азии: палестинские арабы (живут в Палестине , беженцы в Иордании , Ливане , Сирии и других странах), израильские арабы (Израиль), ливанцы ( Ливан ), иорданцы ( Иордания ), сирийцы ( Сирия ), иракцы ( Ирак ), ахвази ( Иран ), кувейтцы ( Кувейт ), бахрейнцы ( Бахрейн ), ( ОАЭ ), йеменцы ( Йемен ), катарцы ( Катар ), оманцы ( Оман ), саудовцы ( Саудовская Аравия ).
Арабы живут также в Турции ( турецкие арабы ), Узбекистане , Афганистане ( ), Индонезии ( ), Индии ( , ) и Пакистане ( , иракские арабы ), Сингапуре ( ), на Филиппинах ( ) и других странах.
Арабы-эмигранты есть в Западной Европе , Северной и Южной Америке , Западной и Южной Африке , Австралии и др.
Среднеазиатские арабы расселены небольшими группами среди узбеков, таджиков и туркмен, постепенно ассимилируясь ими; основная масса живёт в Бухарской, Кашкадарьинской, Навоийской и Самаркандской областях Узбекистана . Говорят на языке страны проживания, но частично сохранилось таджикизированное месопотамское наречие арабского языка. Считают себя потомками племён, переселённых в Среднюю Азию Тимуром ; лингвистические и антропологические данные говорят о том, что они переселились на правобережье Аму-Дарьи из Северного Афганистана . Численность неуклонно сокращается: 21 793 чел. в 1939 году , 8000 в 1959 , около 4000 в 1970 . Кроме того, выделяют своё родовое происхождение ходжа ( перс. «хозяин», «господин»).
Ислам распространяли помимо самих арабов также и оседлые тюркоязычные мусульмане, принявшие ислам раньше кочевых тюрков. Кроме этого, лиц из других тюркских племён приписывали к роду «ходжа» за прекрасные знания ислама, что говорит о происхождении «ходжа» не как родоплеменного образования, а скорее как смешанного родоплеменного и кастового образования, имевшего в качестве одного из многих своих предков также и арабов. Вместе с тем, наряду с ходжа имеется сословие сеидов (араб. «господин», «хозяин»). Представители данного сословия возводят свою генеалогию к Али ибн Абу Талибу , двоюродному брату и зятю пророка Мухаммеда. Сеиды ведут свой род от Хусейна , сына Али и дочери Мухаммеда Фатимы .
Большинство арабов исповедуют ислам суннитского толка . Арабы-шииты проживают главным образом в Иране, Ираке, Сирии ( друзы и нусайриты ), Ливане, Кувейте, Бахрейне, ОАЭ, Саудовской Аравии, Йемене и др. В арабских странах Персидского залива и в Северной Африке проживают ибадиты. Среди арабов-христиан — марониты и православные Ливана, мелькиты Ливана, Сирии, Иордании и др.
Арабы относятся к числу наиболее многочисленных народов мира, наряду с китайцами наиболее распространены в таких странах (в качестве мигрантов): Франция , США (см. также Американцы арабского происхождения ), Испания , Япония , Южная Корея , Канада , Мексика , Аргентина , Бразилия , Австралия , Индонезия , Великобритания , Швеция , Эстония , Монголия , Ирландия , Норвегия , Дания , Германия , Австрия , Новая Зеландия , ЮАР , Малайзия , Италия и Финляндия . В этих странах общее число арабов превышает 45 миллионов человек, значительное число их приходится во Франции (6—8 млн). Быстро растёт арабская община в Японии, Финляндии, Корее, США, Канаде и Австралии. В России живёт 10 000 арабов, что является самой малочисленной иммигрантской группой арабов.