Тамплиеры
- 1 year ago
- 0
- 0
Свято́й Граа́ль ( старофр. Graal, Grâl, Sangreal, Sankgreal , от лат. Gradalis ) — в средневековых французских легендах одно из орудий Страстей — чаша, из которой Иисус Христос вкушал на Тайной вечере и в которую Иосиф Аримафейский собрал кровь из ран распятого на кресте Спасителя.
Легендарные рыцари Круглого стола проводили свою жизнь в бесплодных поисках Святого Грааля, который (вместе с копьём, пронзившим тело Христа ), якобы сохранил и привёз в Британию Иосиф Аримафейский . В европейских средневековых романах Грааль трактуется не как чаша, а как камень или некая драгоценная реликвия .
Испивший из чаши Грааля получает прощение грехов, вечную жизнь и т. д. В некоторых версиях даже близкое созерцание магического предмета даёт бессмертие, а также различные блага в виде еды, питья и т. п. Слова «Святой Грааль» часто используются в переносном смысле как обозначение какой-либо заветной цели, часто недостижимой или труднодостижимой.
В IX веке в Европе начинают «охотиться» за реликвиями, связанными с земной жизнью Христа. Своего апогея этот процесс достиг в XIII веке, когда Людовик Святой привёз в Париж из Константинополя и поместил в построенной для этой цели Святой Капелле ряд орудий Страстей, подлинность которых мало у кого вызывала сомнение.
Однако среди орудий Страстей, которые выставлялись в различных храмах Европы, отсутствовала чаша, из которой вкушал Иисус на тайной вечере. Это обстоятельство подстегнуло толки и предания о её местонахождении. В противовес Парижу, который «монополизировал» многие святыни христианства, часть современной Франции, принадлежавшая английской короне, выдвинула легенду о чаше, которая скрыта где-то на просторах Британии.
В средневековых романах о Парсифале главный герой ищет и находит волшебный замок Монсальват , в котором под охраной тамплиеров хранится Грааль. В некоторых описаниях Грааль весьма напоминает неиссякаемый сосуд из более древних кельтских легенд, который по своей функции сходен с аналогичными предметами в мифологии других индоевропейских народов , в частности, с рогом изобилия (см. ниже).
Начиная с Робера де Борона пребывание Иосифа Аримафейского в Британии стали связывать с Гластонберийским холмом . В 1190 г. монахи Гластонберийского аббатства объявили об обнаружении саркофагов короля Артура и его супруги Гвиневры . В 1278 г. прошла торжественная церемония их перезахоронения, на которой присутствовали король Эдуард I с супругой. С тех пор Грааль в воображении позднейших поколений был неразрывно связан с Гластонбери .
В романе Вольфрама Фон Эшенбаха « Парцифаль » Грааль — это камень:
- Святого Мунсальвеша стены
- Катары и ночью и днем стерегут.
- Святой Грааль хранится в нём,
- Грааль — это камень особой породы.
- На наш язык пока что нет перевода,
- Он излучает волшебный свет!
- Но как попасть в Граалево братство?
- Надпись на камне сумей прочитать!
- Она появляется время от времени,
- С указанием имени, рода, племени,
- А также пола того лица,
- Что призван Граалю служить до конца.
- Чудесная надпись ничем не стирается,
- А по прочтении, за словом слово,
- Гаснет, чтобы появиться снова
- Дальнейший список в урочный час,
- И так же, прочтённый, погас…
В другом месте Эшенбах упоминает один из катарских обрядов:
« В тот же день к Граалю приходит известие, в котором заложена огромнейшая сила. Сегодная Святая Пятница, и все ждут, когда с небес спустится голубка. Она приносит маленькую облатку и оставляет её на камне. Затем, сверкая белизной, голубка вновь взмывает в небеса. Всегда в Святую Пятницу она приносит к Граалю то, от чего Грааль обретает нежное благоухание… »
Английский монах- бенедиктинец из аббатства Гластонбери Джон Син (1340—1400) в своей хронике цитирует , ранее в литературе нигде не упоминавшегося , согласно которым Грааль привёз в этот монастырь его легендарный основатель Иосиф Аримафейский , унеся с собой чашу в могилу , где её позже обнаружил соратник Артура рыцарь Галахад , сын Ланселота .
Томас Мэлори
, писавший о рыцарях Круглого стола, тоже упоминает чашу Грааль:
« Но вот очутилась в зале Священная чаша Грааль под белым парчовым покровом, однако никому не дано было видеть её и ту, что её внесла. Только наполнилась зала сладостными ароматами, и перед каждым рыцарем оказались яства и напитки, какие были ему более всего по вкусу ».
В артуровском цикле Грааль появляется во французском куртуазном романе — впервые у Кретьена де Труа в книге «Персеваль, или Легенда о Граале» .
С Граалем связаны имена двух рыцарей Круглого стола — Персифаля и Галахада . Персифаль лицезрел Грааль, когда посещал своего родственника, Короля-Рыбака . Этот король на глазах рыцаря исцелился, испив святой воды из чаши Грааля.
Галахад считается святым рыцарем, единственным человеком, которому удалось добыть Грааль. С детства воспитанный монахами в целомудрии и праведной жизни, Галахад заслужил право прикоснуться к святыне. После этого он был вознесён на небо как святой.
В XIX веке несколько (порядка шести-семи) городов объявили о том, что они обладают Граалем:
Многие путеводители по Турину утверждают, что чаша Грааля находится именно в этом городе. Перед храмом Великой Богоматери расположены 2 статуи — Веры и Религии. Статуя Веры держит в левой руке чашу, в которой местные жители видят изображение чаши Грааля. В путеводителях сказано, что взгляд статуи указывает то направление, в котором следует её искать.
Если обратиться к кельтским мифам, то волшебная чаша присутствует и в них и, предположительно, их образ мог повлиять на сложение идеи Грааля. В них есть ведьмин расколотый волшебный котёл
Керидвен
. Хранится он в некоем замке, куда попасть могут только совершенные люди с чистыми помыслами. А прочим он не виден. Место это именуется
Аннун
:
«
Аннун — это одновременно и изначальная мировая Бездна, место, где смерть сильнее жизни и где всё существующее порождено смертью, но где рождается всё живое, и Иной Мир, где обретаются боги и где проходит Дорога на чудесный остров западных морей —
Авалон
…
»
В тех же кельтских преданиях есть и другой миф, связанный с камнем Граалем. Это был особый камень, который умел кричать. Криком он признавал истинного короля и был установлен в древнеирландской столице Таре .
Поиски настоящего значения слова «Грааль» породили множество конспирологических построений. Наибольшую известность получили варианты, озвученные в романе « Код да Винчи » и восходящие к оккультным изысканиям Отто Рана :
Святой Грааль фигурирует в многочисленных литературных произведениях, кинофильмах и компьютерных играх. К числу самых известных относятся фильмы « Монти Пайтон и Священный Грааль » (1975), « Индиана Джонс и последний крестовый поход » (1989), « Король-рыбак » (1991), а также снятый по одноимённому роману « Код да Винчи » (2006), где Грааль представлен не как чаша, а как женщина, потомок Иисуса Христа и Марии Магдалины. Также поиски Грааля являются сквозным сюжетом Бернарда Корнуэлла о лучнике Томасе из Хуктона, чьи предки, по сюжету, хранили Чашу Грааля. В конце книги « » Томас выбрасывает найденную Чашу в море, понимая, что человечество несовершенно и не сможет воспользоваться этим чудом иначе как во вред себе.
В игре Heroes of Might and Magic III Святой Грааль является постройкой в городах, которую нужно откопать, воспользуясь картой, составляемой Обелисками. В зависимости от настроек сценария, Святой Грааль может завершить игровую сессию, объявив принёсшего артефакт игрока победителем, или же просто выступать щедрым бонусом.