Interested Article - Тифон

Тифон , также Тифоей ( др.-греч. Τυφῶν , Τυφωεύς , Τυφώς , Τυφάων ), — в древнегреческой мифологии могущественный и чудовищный великан, согласно классической версии мифа, порождённый Геей и Тартаром . Бросил вызов олимпийским богам и был с большим трудом побеждён Зевсом . Верховный бог взгромоздил на него гору. Древние греки связывали с его движениями и извергаемым им пламенем землетрясения и вулканические выбросы.

Большинство чудовищ древнегреческой мифологии, включая Цербера и лернейскую гидру , представляло собой потомство Тифона. Отождествлялся с Сетом — олицетворением зла в египетской мифологии .

Происхождение и внешний вид

Бронзовая статуэтка 500—480 года до н. э. изображающая Тифона. Художественный музей Кливленда , США

Существует несколько версий мифа о рождении Тифона. У Гесиода богиня земли Гея , после того как Зевс победил титанов , сошлась с Тартаром . От этой связи родился Тифон . В гомеровских гимнах приведён миф о том, как Гера разгневалась на Зевса , когда он произвёл на свет Афину . Богиня решила также самостоятельно, без участия мужчины, родить живое существо. Её желание было услышано Геей и через год верховная богиня родила Тифона, которого отдала на воспитание другому чудовищу, Пифону .

Ещё одна версия приведена в схолиях к « Илиаде » Гомера . После того как Зевс победил гигантов , Гея оклеветала верховного бога перед Герой. Та взяла два яйца, помазанных семенем Кроноса , и положила под горой Арим в Киликии . Предполагалось, что из них вылупится демон, который сможет победить Зевса. После рождения Тифона Гера рассказала супругу о произошедшем .

Одно из первых описаний Тифона содержится в «Теогонии» Гесиода. Там он изображён стоглавым змеем- драконом , каждая голова которого издаёт самые разные звуки . Псевдо-Аполлодор представляет его получеловеком-полудраконом невероятных размеров (« голова его часто касалась звёзд, руки его простирались одна до заката солнца, другая — до восхода ») со ста головами, из пасти которых вырывалось пламя. Вместо ног у него были кольца змей, а тело покрыто перьями . Те или иные особенности внешнего вида Тифона содержатся во многих античных источниках .

Битвы с богами

В античных источниках приведено несколько описаний противостояния Тифона с олимпийскими богами. Они завершаются поражением Тифона от перунов Зевса . В этой победе антиковеды усматривают попавшее в миф отображение обуздания человеком сил природы .

У Гомера, Гесиода, Пиндара, Эсхила и Псевдо-Гигина в различных вариациях приведено описание мифа о битве Тифона с Зевсом. Противостояние оканчивается победой верховного бога, который взгромождает на поверженного врага гору Этна в Сицилии . Стражем поверженного врага Зевс приставил бога кузнечного мастерства Гефеста , который на голове Тифона установил свои наковальни . Событие в античных источниках имеет весьма широкую географию. В различных вариациях его локализуют от Италии до Сирии, то есть там, где древним грекам были известны вулканические горы, так как с Тифоном стали связывать землетрясения и извержения вулканов. Движения придавленного горами чудовища, в понимании греков, вызывали землетрясения, а извергаемое им пламя — вулканическую активность .

В более поздних трудах Псевдо-Аполлодора, Антонина Либерала и Овидия миф дополняется описанием того, как убоявшиеся Тифона боги превратились в зверей, птиц и рыб и бежали в Египет . В этом антиковеды видят стремление греков и римлян в эллинистическую эпоху связать происхождение верований египтян , которые поклонялись богам, соединявшим черты человека и животного, со знакомыми им мифологическими персонажами .

Псевдо-Аполлодор приводит следующее описание противостояния Зевса с Тифоном. Вначале Зевс ударил чудовище мечом, вынудил отступить и преследовал до Сирии. Там Тифону удалось охватить громовержца змеиными кольцами, забрать меч. После он вырвал у Зевса сухожилия на руках и ногах и запер в пещере, поставив охранять драконицу Дельфину . Гермесу с Эгипаном удалось похитить и вернуть сухожилия верховному богу. Борьба Зевса с Тифоном разгорелась с новой силой. Олимпийскому богу помогли богини судьбы мойры , так как несколько ослабили великана, накормив его незрелыми плодами. Верховный бог преследовал чудовище сначала до Фракии, а оттуда до Сицилии, где и набросил на него гору Этну .

Нонн Панополитанский приводит версию, отличающуюся от других, вводя в неё Кадма . Этот герой смог настолько очаровать Тифона своей игрой на музыкальных инструментах, что тот потерял бдительность и был побеждён Зевсом .

В изложении Диодора Сицилийского, которое разительно отличается от классических версий мифа, Тифон был вождём гигантов во Фригии , которых победил Зевс .

Сет — божество египетской мифологии, с которым отождествляли Тифона

Сет — божество египетской мифологии с которым отождествляли Тифона

В античном мире происходило не только сближение древнегреческих и древнеримских верований, но и древнеегипетских . Тифона отождествили с убийцей Осириса , олицетворением злого начала, богом жаркого усушливого ветра сирокко , смерти, опустошения, солнечного и лунного затмений и других несчастий Сетом . Соответствующие аналогии встречаются уже у Эсхила (525—456 гг. до н. э.) и Геродота (484—425 гг. до н. э.) . В изобразительном искусстве Древнего Египта Сета могли изображать фигурой с горбатым, тонким носом, загнутыми и прямоугольными ушами, расщеплённым хвостом. Условно это изображение среди искусствоведов называется «Тифон» .

Разрозненные сведения о таком отождествлении содержатся у Плутарха в сочинении «Об Исиде и Осирисе». В нём Тифон назван главным врагом Исиды , сыном Кроноса , рыжеволосым демоном , отцом бога погребальных обрядов Анубиса . Также Плутарх ассоциирует Тифона с солёным морем, в котором растворяется и погибает несущий жизнь Нил - Осирис . Для того чтобы умилостивить злобного Сета-Тифона, ему даже приносили в жертву людей с рыжими волосами .

Потомство

Детьми Тифона и Ехидны были различные чудовища, с каждым из которых связаны те или иные мифы. Согласно Гесиоду к ним относились Орф , Цербер , Лернейская гидра , Химера , а также «все влагу несущие ветры» тайфуны . Псевдо-Аполлодор дополняет этот список Сфинксом , Эфоном — орлом, клевавшим печень Прометея , Кроммионской свиньёй и драконом Ладоном . В схолиях к «Аргонавтике» Аполлония Родосского утверждается, что из крови поверженного Тифона родился Колхидский Дракон . Псевдо-Гигин дополняет список детей Тифона и Ехидны Сциллой и горгонами . Квинт Смирнский называет отродьем Тифона змей, которые по указанию богов удушили Лаокоонта с сыновьями, когда тот предостерегал троянцев не вводить Троянского коня в город .

Взаимосвязь с хеттской мифологией

Антиковеды находят большое количество аналогий в древнегреческих мифах о Тифоне и хеттских об Улликумми . На этом основании они делают выводы о том, что сказание о Тифоне не было автохтонным греческим. Изначально оно возникло в верованиях народов малоазийского государства Хатти . Затем, после их завоевания хеттами, оно вошло в хеттскую мифологию, откуда и было воспринято греками, передано в «Теогонии» Гесиода, а затем и других памятниках античной греческой литературы .

Примечания

  1. , Теогония 820—822, с. 45.
  2. , Гомеровский гимн II. К Аполлону Пифийскому 127—177, с. 67—68.
  3. , kol. 1426.
  4. .
  5. .
  6. , Тифон, с. 837—838.
  7. , Теогония 824—836, с. 45.
  8. , I. 6, 3.
  9. .
  10. , с. 273.
  11. , Тифон, с. 837—840.
  12. , XXVIII.
  13. , Прометей 350—376.
  14. , V, IV, 9, с. 247—248.
  15. , XII 8, 19, с. 579.
  16. , XVI, II, 7, с. 750—751.
  17. , IX. 715—716.
  18. . Encyclopaedia Britannica. Дата обращения: 15 декабря 2019. 25 декабря 2019 года.
  19. , комментарий 72 к книге I.
  20. , kol. 1428.
  21. , Тифон, с. 852—866.
  22. , V. 71, 2.
  23. // Реальный словарь классических древностей / авт.-сост. Ф. Любкер ; Под редакцией членов Общества классической филологии и педагогики Ф. Гельбке , Л. Георгиевского , Ф. Зелинского , В. Канского , М. Куторги и П. Никитина . — СПб. , 1885.
  24. .
  25. , Просительницы 560.
  26. , II. 144.
  27. Эль Алави, Мохамед Эль Саиед Эль Саиед. // Образно-стилистическое своеобразие анималистической пластики Древнего Египта. Диссертация на соискание степени кандидата искусствоведения: 17.00.04. — Л. , 1994. — 181 с.
  28. , 2.
  29. , 12.
  30. , 30—31.
  31. , 38.
  32. , 32—33.
  33. .
  34. , Теогония 304—332, 869—870, с. 29—30.
  35. , III. 5, 8.
  36. , II. 5, 11.
  37. , Э. 1, 1.
  38. , с. 290.
  39. , 151, с. 182—183.
  40. , 12. 451.
  41. .
  42. , Тифон.
  43. , с. 259.

Источники и литература

Источники

  • Антонин Либерал . // Вестник древней истории / Перевод с древнегреческого, вступительная статья и комментарии В.Н. Ярхо. — 1997. — № 3—4 .
  • Античные гимны / сост. и общ. ред. А. А. Тахо-Годи. — М. : Издательство Московского университета, 1988. — 359 с. — (Университетская библиотека). — 30 000 экз. ISBN 5-211-00182-6 .
  • Вергилий . // Буколики. Георгики. Энеида. — М. : Художественная литература , 1979.
  • Геродот . / Перевод и примечания Г. А. Стратановского, под общей редакцией С. Л. Утченко. Редактор перевода Н. А. Мещерский. — Л. : Наука, 1972.
  • Гесиод . Полное собрание текстов / Вступительная статья В.Н.Ярхо. Комментарии О.П.Цыбенко и В.Н.Ярхо. — М. : Лабиринт, 2001. — 256 с. — (Античное наследие). — ISBN 5-87604-087-8 .
  • Диодор Сицилийский . / Перевод, статья, комментарии и указатель О. П. Цыбенко.. — М. : Лабиринт, 2000. — (Античное наследие).
  • Квинт Смирнский . После Гомера / Вступ. ст., пер. с др.греч. яз., прим. А. П. Большакова. — М. : Университет Дмитрия Пожарского, 2016. — 320 с. — ISBN 978-5-91244-158-5 .
  • Плутарх . . — М. : УЦИММ – ПРЕСС, 1996.
  • Псевдо-Аполлодор . / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. — Л. : Наука, 1972.
  • Псевдо-Гигин . / Перевод с латинского, комментарий Д. О. Торшилова под общей редакцией А. А. Тахо-Годи . — СПб. : Алетейя , 2000. — 360 с. — (Античная библиотека). — ISBN 5-89329-198-0 .
  • Страбон . / Перевод, статья и комментарии Г. А. Стратановского под общей редакцией проф. С. Л. Утченко.. — М. : Ладомир, 1994.
  • Эсхил . / в переводе Вячеслава Иванова. Издание подготовили Н. И. Балашов, Дим. Вяч. Иванов, М. Л. Гаспаров, Г. Ч. Гусейнов, Н. В. Котрелев, В. Н. Ярхо. Ответственный редактор Н. И. Балашов. — М. : Наука, 1989. — (Литературные памятники). — ISBN 5-02-012688-8 .

Литература

Источник —

Same as Тифон