Interested Article - Триптолем
- 2020-01-22
- 1
Триптолем ( др.-греч. Τριπτόλεμος , лат. Triptolemus ) — герой цикла элевсинских и аттических мифов о Деметре , сын элевсинского царя Келея и Метаниры (по Овидию и Нонну ) (либо Кофонеи, либо Гионы, либо Деиопы). По аргосской версии, сын . По Паниасиду , сын Элевсина . По Орфею , сын Дисавла . По версии Гигина, сын Геракла и Полигимнии . По Ферекиду Афинскому и Мусею, сын Океана и Геи . В трагедии Херила «Алопа» рассказывается, что Керкион и Триптолем были братьями, что их родила дочь Амфиктиона , что отцом Триптолема был Рар , а Керкиона — Посейдон .
По элевсинскому преданию, Деметра, в образе смертной женщины, пришла к царю Келею в Элевсин и взялась воспитывать младшего брата Триптолема, Демофонта . Однажды ночью, желая дать Демофонту бессмертие, она положила его в огонь, но в это время как раз вошла Метанира . Испуганная мать подняла крик, а тем временем ребёнка истребило пламя. В вознаграждение за эту потерю Деметра подарила Триптолему запряженную драконами крылатую колесницу и пшеничные семена. По Гигину , не Демофонт, а сам Триптолем был положен Деметрою в огонь, причём отец его Элевсин , за то, что стал свидетелем таинства, был поражён смертью, а сам Триптолем одарен упомянутыми атрибутами земледелия. Деметра излечила его от болезни, напоив соком мака и молоком, но не смогла дать бессмертие . Принёс Деметре в жертву свинью, посыпав её соленой мукой . Пас быков .
Как любимец Деметры, Триптолем был посвящён в тайну священных мистерий и стал жрецом богини, которая научила его обрабатывать землю; с его именем связано введение в Аттике земледелия и распространение оседлой культуры. Так, на прилегающем к Элевсину Рарийском поле, где показывали алтарь Триптолема, впервые, но преданию, была обработана земля под посев и собрана первая жатва. Позднее и в Афинах, на западном склоне Акрополя, утвердился культ Триптолема: здесь был построен Элевсиний и храм Триптолема , на месте, где Афина, также учительница земледелия, впервые вспахала землю. Показывали ещё одно место, которое, по преданию, было вспахано и засеяно Триптолемом при введении в стране хлебопашества: оно находилось на священной дороге , соединявшей Афины с Элевсином. Эти три пункта фигурировали в культе, во время праздника тройной священной пахоты. Триптолем считался изобретателем плуга .
Деятельность Триптолема, как первого учителя хлебопашества, не ограничивалась Аттикой; на своей волшебной колеснице он объехал землю, повсюду распространяя вновь открытое им знание и связанную с развитием земледелия культуру. Вазовая живопись и другие произведения искусства дают нам обстоятельную картину этой деятельности Триптолема — в основном он представляется сидящим или стоящим на крылатой колеснице, влекомой парою драконов, причём изображается или момент его отправления в далекий путь, в присутствия Деметры и Персефоны, которые вручают ему орудия земледелия и хлебные зерна (краснофигурные вазы), или момент полёта по воздуху, когда Триптолем рассыпает дары Деметры перед изумленными людьми.
Во время путешествия Триптолема Деметра защищала своего любимца от опасностей; скифского царя Линка, замыслившего убить Триптолем, она обратила в рысь, а гетского царя Карнабона , который хотел убить Триптолема и умертвил одного из его драконов — в созвездие Змееносец (иногда Стрелец ).
Сам Триптолем изображается бородатым мужчиной; в руке у него скипетр или связка колосьев, или чаша с вином. Софокл в своём «Триптолеме» представил героя во время полёта по земле, распространяющим дары Деметры в негостеприимных странах; в конце путешествия он борется с недоброжелательством Келея, но выходит из борьбы победителем и воцаряется в стране, основывает город Элевсин и устанавливает культ Элевсинской Деметры. Позднее и у других народов Греции сложились сказания о первом хлебопашце, причём у некоторых народов Триптолем был перенесен в местные генеалогические сказания.
Так, в Аргосе существовало предание о путешествии Триптолема на восток (в Сирию), куда он отправился в поисках за Ио . Аргивяне послали его на розыски Ио, которая исчезла в Тире, и он блуждал по Киликии. Аргивяне, скитавшиеся вместе с Триптолемом в поисках Ио, основали Тарс в Киликии . Остальные остались с ним в области у Оронта. Позднее антиохийцы почитали Триптолема как героя и справляли его праздник на горе Касии . В эллинистическую эпоху основание некоторых греческих поселений в Сирии и введение земледельческой культуры приписывалось Триптолему. В Александрии, в связи с плодородием почвы и под влиянием культа Осириса, возник новый Элевсин, причём на Триптолема были перенесены некоторые черты названного египетского божества.
По смерти Триптолем получил божеские почести; по Платону , он был одним из трёх судей в подземном царстве . Триптолема отождествляли с созвездием Волопас или, по более редкой версии, с вместе с Иасионом , близким с ним по мифологической функциональности — с созвездием Близнецы .
Действующее лицо трагедии Софокла « Триптолем » (фр.596-611 Радт) и неизвестного автора «Триптолем».
В римской традиции греческому типу Триптолема с заменой колосьев рогом изобилия подражали статуи Эвентуса .
Примечания
- Любкер Ф. // / под ред. Ф. Ф. Зелинский , А. И. Георгиевский , М. С. Куторга , Ф. Гельбке , П. В. Никитин , В. А. Канский , пер. А. Д. Вейсман , Ф. Гельбке , Л. А. Георгиевский , А. И. Давиденков , В. А. Канский , П. В. Никитин , И. А. Смирнов , , , — СПб. : Общество классической филологии и педагогики , 1885. — С. 447.
- Stoll H. W. (нем.) / Hrsg.: W. H. Roscher — 1890. — Vol. I.2.
- Павсаний. Описание Эллады I 14, 2
- Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 5, 2
- Гигин . Мифы, выписки Досифея 1
- Мусей, фр.14 Керн
- Павсаний. Описание Эллады I 14, 3; Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.179
- Овидий. Фасты IV 529—560
- Гигин. Мифы 277
- Климент. Протрептик 20, 2
- Павсаний. Описание Эллады I 14, 1
- Арнобий. Против язычников I 38
- Страбон. География XIV 5, 12 (стр.673)
- Страбон. География XVI 2, 5 (стр.750)
- Гигин. Астрономия II 22
Литература
- Вергилий. Георгики I 19; Нонн. Деяния Диониса XIII 187.
- Обнорский Н. П. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- 2020-01-22
- 1