Лев I (папа римский)
- 1 year ago
- 0
- 0
Лев I Великий ( лат. Leo PP. I ), ( 390 — 10 ноября 461 ) — епископ Рима (папа римский) с 29 сентября 440 года по 10 ноября 461 года . Первый папа римский, получивший титул «великий»; известен своей встречей с Аттилой и Томосом к Флавиану , ставшим основой Халкидонского собора . Во время понтификата Льва I за его должностью закрепилось название «папа римский».
О жизни Льва до начала церковной карьеры практически ничего не известно. Согласно Liber Pontificalis , его отцом был некий тосканец по имени Квинциниан ( лат. Quintianus ). Другая, менее надёжная традиция, называет родиной Льва город Вольтерра . Собственные слова Льва и слова его секретаря Проспера Аквитанского , называвшего Рим родиной ( patria ) папы следует относить, видимо, к месту его деятельности. Столь же мало можно сказать о его образовании. Стиль прозы Льва указывает на наличие некоторого, не блестящего, образования. В отличие от Августина и Великих каппадокийцев , труды Льва не содержат цитат из языческих латинских авторов. Вероятно, греческим языком он не владел .
Впервые Лев упоминается в послании 191 Августина как аколит Римской церкви, привезший епископу Аврелию Карфагенскому в 418 году послание будущего папы Сикста III против Пелагия . При папе Целестине I (422—432) стал архидиаконом , старшим из семи диаконов . Вероятно, в его ведении находились финансовые вопросы, распределение милостыни и взаимодействие с императорским двором. Лев также участвовал в разрешении религиозных споров, и по его указанию Иоанн Кассиан написал направленный против Нестория трактат о воплощении . Влияние Льва на церковную жизнь в тот период признавал Кирилл Александрийский , призывавший в своём письме 431 года вмешаться в деятельность Ювеналия Иерусалимского и предотвратить образование в Иерусалиме патриархата . В 439 году убедил папу Сикста III (432—440) отказать стороннику пелагианства Юлиану Экланскому в примирении с Церковью без покаяния . По просьбе императора Валентиниана III был отправлен весной 440 года в Галлию для примирения magister militum Флавия Аэция с префектом . Суть спора между ними не вполне понятна, вероятно, она касалась распределения налогов. Согласно Просперу Аквитанскому, Лев преуспел в своей миссии, и дружба между враждующими партиями была восстановлена. По мнению С. Вессель, успех дипломатии Льва был обусловлен скорее не его положением в церковной иерархии, а связями с италийской аристократией . 19 августа 440 года папа Сикст скончался, и в отсутствие Льва народ избрал его новым епископом. По возвращении 29 сентября 440 года принял посвящение и в первой своей проповеди поблагодарил народ и духовенство за доверие .
В качестве папы Лев продолжил борьбу с пелагианством, определив правила возвращения к церкви впавшего в ересь духовенства Аквилеи . В 444 году под его председательством был проведён суд над манихеями , появившимися в Риме после захвата Карфагена Гейзерихом в 439 году . Потоки беженцев из Африки (Карфаген и Нумидия были захвачены вандалами ) захлестнули Рим. Папа разрешил беженцам селиться в Риме при условии полного отречения от ереси. Публично сожжены их писания.
В 452 году , вместе с бывшим консулом Геннадием Авиеном и бывшим префектом , встречался с Аттилой , убедив его вернуться за Дунай . Согласно Просперу Аквитанскому, успех миссии был обусловлен потрясением, которое испытал предводитель варваров, увидевший папу во всём великолепии его священнического облачения. Согласно преданию, именно Лев дал Аттиле прозвище «бич Божий» . В честь этой победы Лев отдал распоряжение — перелить статую Юпитера Капитолийского в фигуру апостола Св. Петра , которая была установлена в базилике Св. Петра в Ватикане . Рядом с базиликой Св. Петра Лев открыл два монастыря — Св. Иоанна и Св. Павла . Сам Лев не упоминал об этом дипломатическом успехе в своих проповедях но, скорее всего, описанное Проспером событие действительно имело место. Более поздние источники подтверждают, что благодаря усилиям Льва были освобождены из гуннского плена захваченные христиане, язычники и иудеи. С другой стороны, общий эффект от ухода гуннов для сохранения империи был скорее отрицательный, поскольку привёл к возвращению угрозы от прежних врагов — готов , аланов , свевов , бургундов и вандалов .
В ходе последовавшей за уходом гуннов борьбе за власть император Валентиниан III был убит в 455 году. Захвативший власть Петроний Максим расторгнул помолвку дочери Валентиниана с сыном короля вандалов Гейзериха . Последний воспользовался этим как поводом захватить Рим. В сложившихся обстоятельствах папа Лев остался единственным, кто мог провести переговоры с Гейзерихом и попытаться убедить его не разрушать город. Переговоры, о которых также известно из рассказа Проспера, оказались безрезультатными, и единственное, что ему удалось достичь, было спасение серебряной церковной утвари .
Последние годы жизни Льва I были посвящены попыткам установить согласие в восточных церквях, нарушенное Халкидонским собором (451) .
Лев был первым папой, похороненным в базилике Св. Петра в Ватикане . В 688 году его останки были перезахоронены папой Сергием , затем в 1607 году перенесены в перестроенный Собор Святого Петра и, наконец, в 1715 году заняли своё нынешнее место в том же соборе под посвящённым ему алтарём .
Лев I стал первым епископом Рима, принявшим титул Великого понтифика ( Pontifex Maximus ), традиционно принадлежавший сначала царю, позже верховному жрецу, а начиная с принципата — императору (пока в 382 году Грациан не отменил этот порядок) .
Реализуя свою программу управлению церковью, Лев предпринял меры по ограничению полномочий митрополитов . В 445 году он вмешался в конфликт галльских епископов с Иларием Арльским , поддержав смещённого последним Безансонского . Пять лет спустя Лев разделил Арльскую митрополию между новыми епископствами Арля и Вьенна . Аналогичные меры, направленные на усиление роли провинциальных епископов, были предприняты в Южной Италии, Мавретании Цезарейской и Африке . В отличие от Запада, на Востоке получила распространение модель, согласно которой наивысший авторитет имеет вселенский собор , созываемый императором и принимающий решения на основе мнения большинства участников. Вопросу о верховенстве римского епископа над другими христианскими патриархами посвящена обширная переписка, которую Лев I вёл с иерархами Константинополя . Основным аргументом для признания примата Папы служило обещание Христа, данное им апостолу Петру :
и Я говорю тебе: ты — Пётр, и на сём камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её; и дам тебе ключи Царства Небесного : и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах.
—
Пётр, будучи, таким образом, видимым главою Церкви, поставленным самим Христом, и являясь вместе с тем первым епископом Рима, по мнению Льва I утвердил верховенство римского первосвященника над всеми остальными христианскими патриархами. Западноевропейские христиане признали это право за Львом I, а христиане Восточной римской империи оспаривали данную идею .
Среди 46 предшественников Льва на римской кафедре ни один не приобрёл славу значительного богослова . После Льва осталось большое собрание его трудов (96 проповедей и 120 посланий ). Его проповеди охватывают весь литургический цикл : 10 проповедей посвящено Рождеству , 8 Богоявлению , 12 Великому посту , 19 Страстной неделе и т. д. Как исторический источник проповеди Льва свидетельствуют о сохранении пережитков языческого культа и астрологии . Также в своих проповедях и посланиях папа осуждал манихейство ( Ser. 9.4; Epist. 7 ), попавшее в Рим с торговцами из Египта монофизитство , пелагианство и другие ереси .
Сохранились письма Льва I. Переписывался с Евтихием и св. Флавианом Константинопольским , в послании Четвёртому Вселенскому собору принял сторону последнего. На Халкидонском соборе был зачитан « Томос к Флавиану» папы Льва Великого. Подчинил приматству Св. Петра епископов Иллирии и Галлии .
Издревле почитался в православной церкви 18 февраля. В 1754 году папа Бенедикт XIV присвоил Льву I достоинство Учителя Церкви ( doctor ecclesiae ). Католическая Римская Церковь, до 1971 года, почитала его 11 апреля.
После день памяти отмечается 18 февраля ( 2 марта ) в високосный год , 18 февраля ( 3 марта ) в невисокосные годы, и 12 ноября .
Один из двух пап, наряду с Григорием I (590—604), которому дано прозвище Великий .