Азербайджанский институт теологии
- 1 year ago
- 0
- 0
Су́мма теоло́гии ( лат. Summa theologiae , Summa theologica ) — фундаментальный философско-богословский трактат Фомы Аквинского . Был начат в 1265 году и к моменту смерти автора (1274) не был завершён. Принятая в литературе сокращённая ссылка на название этого труда только по первому слову «Summa» некорректна, поскольку в наследии Фомы есть и другой труд в том же жанре — «Summa contra gentiles» (« ») . Последний считается прологом к «теологической» сумме.
«Сумма теологии» — главный труд одного из 36 Учителей католической церкви , чей вклад в теологию папа Бенедикт XV охарактеризовал словами: «Церковь провозгласила доктрину Фомы Аквинского своей доктриной» .
«Сумма теологии» известна также изложенными там пятью доказательствами бытия Бога ( ). По первоначальному своему замыслу Фома Аквинский полагал составить лишь «руководство для начинающих», в котором под одной обложкой было бы сосредоточено изложение и рассмотрение всех основных богословских учений своего времени. Фактически, теолог составил фундаментальный свод практически всех проблем христианского богословия на Западе, которые подверг скрупулёзному схоластическому анализу [ источник не указан 1411 дней ] .
Трактат состоит из частей ( Partis ), которые подразделяются на вопросы ( Quaestio ) и разделы ( Articulus ). Первая часть ( Prima pars ) содержит 119 вопросов, вторая ( prima pars secundae partis ) — 114, вторая часть второй части ( secunda pars secundae partis ) — 189, третья ( tertia pars ) — 90. В каждом вопросе Фома вначале раскрывает содержание вопроса ( prooemium ), а затем по порядку рассматривает критикуемые положения ( Ad primum : во-первых), после чего переходит к их опровержению ( Sed contra ) и, наконец, делает вывод ( Respondeo : отвечаю). Завершается рассмотрение вопроса фразой: Из сказанного очевидны ответы на все возражения ( Et per hoc patet responsio ad obiecta )
На протяжении всей книги Аквинат неоднократно цитирует Августина ( Augustinus ), Авицеброна ( Avicebron ), Авиценну ( Avicenna ), Альбумасера ( Albumasar ), Амвросия ( Ambrosius ), Ансельма ( Anselmus ), Аристотеля (Aristoteles, но Фома также его называет «Философом», philosophus ), Афанасия ( Athanasius ), Беду ( Beda ), Бернара ( Bernardus ), Боэция ( Boetius ), Василия ( Basilius ), Гераклита ( Heraclitus ), Гильберта из Порре ( Gilbertus Porretanus ), Григория Нисского ( Gregorius Nyssenus ), Гуго Сен-Викторского ( Hugo de sancto Victore ), Демокрита ( Democritus ), Дионисия ( Dionysius ), Дамаскина ( Damascenus ), Златоуста ( Chrysostomus ), Иеронима ( Hieronymus ), Илария ( Hilarius ), Исидора ( Isidorus ), Макробия ( Macrobius ), Оригена ( Origenes ), Пифагора ( Pythagoras ), Платона ( Plato ), Плотина ( Plotinus ), Порфирия ( Porphyrius ), Птолемея ( Ptolomaeus ), Рабана ( Rabanus ), Раввина Моисея ( Rabbi Moyses ), Ришара Сен-Викторского ( Ricardus de sancto Victore ), Симпликия ( Simplicius ) и Цицерона ( Tullius ).
На Петра Ломбардского Фома ссылается как на «Магистра» ( Magister ), а на Аверроэса ( Averroes ) как на «Комментатора» ( Commentator ).
Трактат стал очень популярен уже с первых его изданий. Благодаря его «целевой направленности» на широкую аудиторию студентов-богословов, количество сделанных в средние века «рукописных копий… едва ли поддается учёту».
Первый книжный оттиск появился в 1467 году , в городе Майнце . Правда, издатель Петер Шеффер отпечатал не весь манускрипт, а лишь его часть, именуемую по традиции «Secunda secundae». Первое полное издание увидело свет в 1485 году в Базеле .
Ещё в 1324 году папа римский Иоанн XXII в Авиньоне причислил Фому Аквинского к лику святых . Однако непосредственное участие Святого Престола в издании академически выверенных трудов философа, могущих быть использованными в качестве единой отправной точки для ссылок, начинается лишь со второй половины XVI века , а точнее, с того момента, как в новом издании Бревиария на 1568 год папа Пий V впервые включил в число святых Учителей Церкви Фому Аквинского — вместе с Иоанном Крестителем , Василием Великим , Григорием Богословом , Афанасием Великим и Святым Бонавентурой . Два года спустя, в 1570 году в Риме, в рамках полного собрания сочинений Аквината, вышло первое такое издание, именуемое « Piana ». В 1882 году по повелению Льва XIII было напечатано новое издание, называемое в библиографии по имени папы — « Leonina ». В это издание «Суммы теологии» были включены и сопроводительные комментарии Фомы де Вио (тж. Каетан, 1469—1534), сами к тому времени ставшие классическими .
В 1320—1340 годах отдельные части «Суммы теологии» были переведены на армянский язык .
«Сумма теологии» начинается с различения философии и теологии. Первая опирается на «человеческий разум » ( ratione humana ), а вторая — на «божественное откровение » ( revelationem divinam ). Далее (вопрос 2) Фома излагает свои знаменитые «5 доказательств бытия Бога »: от начала движения, от причины, от необходимости, от совершенства, от целесообразности. Затем он рассуждает о простоте, совершенстве, вечности и благости Бога (вопросы 3-14). Попутно даются различные определения. Например, существование — это то, что актуализирует любую форму ( esse est actualitas omnis formae ). Согласно Фоме, в Боге сущность ( essentia ) и существование ( esse ) совпадают. Отмечая вечность Бога, он отрицает вечность ада: «в преисподней нет истинной вечности» ( in Inferno non est vera aeternitas ). Также утверждается, что «божественный ум» ( intellectus Dei ) не ведает зла.
После Фома переходит к рассмотрению « идей » ( ideae ) или « форм » (вопрос 15), которые пребывают в уме Бога прежде вещей как сущности ( essentia ). Затем он разделяет истину ( veritas ) и благо (вопрос 16), после чего вновь возвращается к рассмотрению различных аспектов Божества, таких как воля (19), любовь (20), милосердие (21), провидение (22) и прочие. Предопределение ( praedestinatio ) он определяет как «часть провидения» ( pars providentiae ). Что касается всемогущества Бога, то оно не распространяется на «то, что несет в себе противоречие» (вопрос 25).
Отдельно Фома останавливается на триадологии (вопросы 27-43). Здесь он рассматривает субстанцию ( substantia ) как «чтойность вещи» ( quidditas rei ), а также проблему личности ( persona ) в Боге. Фома утверждает Филиокве , отмечая, что Иоанн Дамаскин был противником этого учения (вопрос 36).
После рассуждений о Боге Фома переходит к изложению ангелологии (вопросы 50-63), где он утверждает бестелесность ( incorporea ) ангелов. Равным образом, бестелесным является и свет ( lumen ). При этом Фома отрицал возможность двух ангелов находиться в одном месте, но признавал в них наличие ума ( intellectus ) и свободы воли ( liberum arbitrium ). Также он отрицает возможность гибридов между демонами ( Daemon ) и людьми (вопрос 51).
Затем Фома истолковывает Шестоднев (вопросы 65-74). На вопрос о числе небес он различает эмпирей ( Empyreum ), кристаллическое небо ( caelum crystallinum ), и восемь сфер: сферу неподвижных звезд ( sphaeram stellarum fixarum ) и семь планет .
Затем следует «трактат о человеке» , где проводится мысль о человеке как о единстве формы ( forma ) и материи ( materia ), причем именно материя оказывается «началом индивидуализации». Ум ( intellectus , интеллект ) назван «силой души» ( potentia animae ). Фома наделяет человека «свободой воли» ( liberi arbitrii ) , однако утверждает и наличие некоторой предопределенности в форме судьбы ( fatum ) . Образ Божий ( imago Dei ) усматривается в интеллектуальной природе человека (вопрос 93). Размышляя о догреховном состоянии ( in statu innocentiae ) Фома полагает, что тогда человек обладал совершенным ведением, но нуждался в пище, а также производил потомство посредством совокупления ( coitus ).
В начале второй части ( prima pars secundae partis ) Фома рассуждает о счастье ( beatitudo ), которое переходит в рассмотрение страстей, добродетелей и грехов. Причем четыре страсти ( passiones ) названы основными: радость ( gaudium ), печаль ( tristitia ), надежда ( spes ) и страх ( timor ). Добродетель ( virtus ) определяется через навык ( habitus ) как «совершенство способности» ( potentiae perfectionem ). Фома развивает учение о четырех кардинальных добродетелях : мужестве , справедливости , умеренности и благоразумии . Грех ( peccatum ) определяется как «неупорядоченное действие» ( actus inordinatus ), избирающее своим объектом преходящие блага. Фома различает первородный и актуальный грех, а также признает учение о семи смертных грехах (вопрос 84).
Путь исправления состоит в различении вечного ( lex aeterna ), естественного ( lex naturalis ) и человеческого закона ( lex humana ). Если первый закон представляет собой неизреченное Провидение, второй находим в природе вещей, а третий является результатом человеческого соглашения. Эти законы не могут друг другу противоречить. Из всех форм государственного устройства Фома самой порочной считает тиранию ( tyrannicum ) . Помимо прочего, есть еще божественный закон, явленный в Откровении. Вторая часть завершается учение о благодати ( gratia Dei ), которая определяется как «акцидентальная форма» ( forma accidentalis ).
Следующая часть ( secunda pars secundae partis ) посвящена теологическим добродетелям , к числу которых относится вера, надежда и любовь . Фома обращает внимание на то, что не следует крестить детей евреев (вопрос 10), однако подданные могут выходить из подчинения правителей, ставших вероотступниками (вопрос 12). Отсутствие надежды производит в человеке отчаяние ( desperatio ), однако ее избыток может вызывать самонадеянность ( praesumptio : ср. презумпция ). Любовь ( caritatis ) означает соединение ( unionem ) с благом. Действием ( actus ) любви является радость ( gaudium ), мир ( pax ), милосердие ( misericordia ), благодеяние ( beneficentia ) и милостыня ( eleemosyna ). К конкретным проявлениям любви Фома относил кормление голодного, одевание нагого, уход за болящим и гостеприимство. Противоположностью любви является ненависть ( odio ). 40-й вопрос Фома посвящает войне ( bellum ), которая может быть справедливой, если она инициируется законным правителем и направлена на общее благо, далее она должна иметь «справедливую причину» ( causa iusta ) и справедливое намерение . Далее следует продолжительное рассуждение о благоразумии (вопросы 47-56). Завершает Фома эту часть размышлением о епископском и монашеском служении, частью которого может быть и ратный подвиг ( militandum ).
В последней части ( tertia pars ) Фома рассматривает жизнь Христа, святость Девы Марии ( beata virgo ) , а также таинства ( sacramentum : вопросы 60-90), которое определено как «обозначение нашего освящения» ( significandam nostram sanctificationem ). Формой таинства служит слово ( verba ), а материей чувственные вещи ( res ). Фома пишет, что «таинства необходимы для человеческого спасения ( humanam salutem )» (вопрос 62). Фома настаивает, что необходимы именно « семь таинств » ( septem sacramenta : вопрос 65): крещение ( Baptismus ), конфирмация ( confirmatio ), евхаристия ( Eucharistia ), покаяние ( poenitentia ), соборование ( unctio ), ординация ( ordo ) и супружество ( matrimonium ). В частности, Фома раскрывает концепцию пресуществления ( transsubstantiatio ), согласно которой, хлеб в таинстве причастия изменяет свою субстанциальную форму .
Также описываетcя чин мессы ( Missae ), состоящей из интроита , псалмопения, kyrie eleison , Gloria in excelsis Deo , молитва ( oratio ), градуал , аллилуйя , чтения Евангелия, исповедание символа веры , офферторий , sursum corda , троекратного восклицания sanctus , освящения даров, пения agnus Dei , причастие ( communio ) и молитва благодарения (вопрос 83).