Нахские языки
- 1 year ago
- 0
- 0
Нахские народы — этноязыковая общность , которая в современном кавказоведении объединяет чеченцев ( нохчий ) и ингушей ( гӀалгӀай ) в России , а также бацбийцев ( бацби ) в Грузии . Этноним введён в научный оборот лингвистами для обозначения носителей нахских языков и мог быть придуман учёными, однако, существует мнение, что он зародился в народной среде издревле. Также распространяется и на исторических носителей нахских языков — все локальные этно-территориальные группы ( тукхумы / шахары , тайпы /фамилии, гары, некъе, ца/фамилии и др.), сформировавшие выше перечисленные этносы, и некоторые отдельные этногруппы — ауховцев (Ӏовхой), аккинцев ( аккий , тайп), малхистинцев ( мелхий ), орстхойцев ( орстхой ) и других, также ставших компонентами в этногенезе современных чеченцев и ингушей. Этноним «нахчи» (с топонообразующими составляющими van и mat), обозначенный в виде этноопределяющей идентификации страны, места и города, зафиксирован в древнейших исторических источниках и являлся обобщающим названием современных чеченцев, ингушей и байбийцев .
Терминология кавказоведения в Российской империи и первые десятилетия Советской власти имела некоторые отличия от современной. Исследователи объединяли всю этноязыковую общность аккинцев , бацбийцев , ингушей , кистинцев , орстхойцев , чеченцев и других нахов под наименованием чеченцы ( нахче ) или, реже, кисты . Этнограф Б.К. Далгат считает правильным, оставив название чеченцев и ингушей для отдельных частей этого племени, назвать всех их нахчуйцами . В современной науке для этой общности используют термин нахские народы и/или народности , этногруппы . Начиная с последних десятилетий XX века наименование нахские народы иногда употребляется синонимично с вайнахами/вейнахами . Оба термина, введены в научный оборот лингвистами , и, вероятно, были придуманы учёными. Однако, существует мнение, что они зародились в народной среде и издревле использовались нахами . Начиная с 1970-х годов, в лингвистическом понимании более верно объединять под термином нахские народы всех носителей нахских языков , а под вайнахами — только носителей вайнахских языков (чеченцев, ингушей и других), исключая носителей бацбийского языка (бацбийцев).
Как и многие народы на определённом этапе своего развития, нахи использовали сложную систему названий для существовавших в их среде форм родственных, территориальных, социальных и военных объединений. Нахская структура таких объединений состояла из групп разной численности и статуса, включая доьзал (« моногамная семья») → ца («люди одного дома») → некъи («люди одной дороги») → гары («люди одной ветви») → вар ( род ) → тайп . В середине XX века ряд исследователей разработали некую классификацию, согласно которой бо́льшая часть тайпов образовывала своеобразные союзы — тукхумы (у чеченцев сначала их было выделено 8, потом 9 ) и шахары (у ингушей 6—7 ). Классификация была сложной и запутанной, часть тайпов могла входить и в чеченские тукхумы, и в ингушские шахары (например, орстхойские тайпы), а часть могла не входить ни в один союз (например, тайп нашхойцев ). Согласно примерным подсчётам, в середине XIX века насчитывалось около 135 тайпов чеченцев, 1/4 из которых исследователи не смогли отнести к какому-либо тукхуму и около 50 тайпов ингушей.
Сегодня считается, что тукхум и шахар — это дефиниции для обозначения региона или племени. В начале 1930-х годов , когда советская этнографическая наука делала первые шаги по изучению форм социальной организации народов Кавказа, для обозначения регионов Чечни, в научный оборот был введен термин тукхум , как синоним «племени» , несколько позднее добавили термин шахар . Возможно, что под этими терминами надо понимать не родственные группы, а территориальные подразделения племён. Российский и советский учёный и правовед Б. К. Далгат предлагал исключить из оборота дефиницию тукхум как синоним племени или рода, а ещё лучше вообще устранить . В связи с неоднозначным пониманием старинной нахской системы названий различных форм нахских объединений, ещё с XIX века в российском кавказоведении применительно к таким объединениям использовался термин вольное общество или просто общество (термин применяется не только для нахских народов). Происхождение и формирование всех нахских народов и народностей неотделимо от истории их самобытных объединений — обществ .
Важнейшим фактором формировавшим историю северокавказского региона являлось укрепление здесь ислама , среди нахского населения представленного, в основном, суннизмом суфийского толка . На религиозной почве значительное влияние получили религиозные объединения — . Эти духовные братства возникли на основе тарикатов (суфийские ордена ), наиболее распространённые среди нахов — кадирия и накшбандия . Например, Глава ЧР Р. А. Кадыров культивирует в Чечне кадирийское течение хаджи-мюридизма и относит себя к вирду последователей шейха Кунта-хаджи Кишиева , а депутат ГД РФ А. Д. Делимханов является последователем этого же тариката и течения, но уже относится к другому вирду — последователей шейха . Всего вирдов в ЧР насчитывается 7 кадирийского и 22 накшбандийского тарикатов. Также среди современной чеченской молодежи немало вообще не приемлющих суфизм .
В дореволюционный период исследователи императорской России относили нахов (в терминологии тех лет для всех нахоязычных этногрупп использовалось название чеченцы ) к, так называемой, кавказской народности восточно-горской группы .
Согласно ЭСБЕ , до Кавказской войны (1817—1864) нахские народности и этногруппы проживали на территории между реками Сунжа , Аксай и Кавказскими горами . После войны, и в дальнейшем, на рубеже XIX и XX веков, они проживали «перемѣшанно съ русскими и кумыками въ Терской области , къ востоку отъ осетинъ , между Терекомъ и южной границей области, от Дарьяла до истока р. Акташа » .
Военный фактор сильно сказался на истории нахов — Северный Кавказ всегда оставался узлом сложных проблем для захватившей его России, а нахские народы отличались особым упорством в борьбе за независимость. Область расселения нахских народов в средневековье — западная часть горной системы Восточного Кавказа .
Издревле нахские и грузинские ( тушины , хевсуры ) горцы заимствовали друг у друга предметы материальной культуры (напр., горное пахотное орудие), навыки в строительстве (напр., технологии возведения жилых и боевых башен, планировку жилищ), приёмы в ведении сельского хозяйства (напр., создание искусственных земельных участков-террас и особенности скотоводства) . Грузины заимствовали у северокавказцев некоторые элементы одежды, много общего обнаруживается у нахов и грузин в музыке, танцах и особенно в песенном творчестве . С взаимовлиянием культур связана общность ряда социальных институтов, схожие праздники (напр., торжество связанное с сенокосом), постоянный обмен этническими элементами (напр., сохранилось предание о происхождении нахского общества малхистинцев от грузинского общества хевсур ). Засвидетельствованы нахско-грузинские языковые параллели, подтверждающие взаимообогащении языков, сохранились эпиграфические памятники — ряд надписей на грузинском языке на плитах храма Тхаба-Ерды (совр. Горная Ингушетия), на стенах нахских склепов и других построек . В X—XIII веках из Грузинского царства в земли горцев распространялось христианство, строились христианские храмы с использованием местной строительной техники . В этот период возведённый, вероятно, грузинами храм Тхаба-Ерды, служил местом встречи соседних народов для решения спорных дел по обычному праву .
С XII—XIII веков границы грузинской феодальной монархии начали значительно расширяться, она стала одним из крупнейших и влиятельных государств Закавказья . Также устанавливались тесные отношения Грузинского царства с Северным Кавказом, особенно с ближайшими соседями — нахами, осетинами и народами Западного Дагестана . В приграничных с Грузией горных северокавказских районах заметное влияние оказывала национальная грузинская культура (в отличие от предыдущих эпох с начала XIII в. преобладающее влияние на нахский язык оказывал грузинский, в свою очередь, в картвельские языки проникали слова из горских языков Северного Кавказа), поддерживались торговые и экономические связи (получила широкое распространение грузинская медная монета, однако, в основном, торговля между северокавказскими горцами и их ближайшими соседями была меновой) . Цари Грузии, занятые бесконечными внешними и внутренними войнами, обращались за военной помощью к горцам Северного Кавказа, наряду с осетинами, горцами Дагестана, представители нахских племён также служили в войсках Баграта IV , Давида Строителя , Георгия III , Тамары и других . В 30-х годах XIII века, в период неоднократных вторжений в Грузию Джалал-ад-Дина , они также оказывали посильную помощь Грузии . С XV века, после распада Грузинского царства , соседствовать с некоторыми приграничными нахскими обществами стало Кахетинское царство , продолжающее оказывающее на горцев определённое влияние .
На сегодня известно, что ряд нахских обществ находились в вассальной зависимости от грузинской феодальной монархии . Для пограничных с Грузией нахских обществ отношения с грузинской феодальной монархией были различны — иногда зависимые, полузависимые или вообще независимые, точно не установлено, однако, вероятно, что внутреннее управление в нахских обществах осуществляли органы сельской общины .
Сведения о нахах в XVI—XVII веках отрывочно дают грузинские источники и источники дагестанского происхождения. Больше свидетельств известно из документов Русского царства — донесений ( старорусск . отписок ) воевод Терского города в Посольский приказ Москвы и Приказную палату Астрахани . В русских источниках упоминаются по разным поводам и под разными названиями те или иные, так называемые, горские люди и горские землицы . Иногда встречаются целые списки их, давая варианты названий, довольно устойчивые в документах разных годов, таким образом намечая круг кавказских племенных объединений, находившихся в сфере влияния администрации Терского города и состоявших в более или менее постоянных с ними отношениях. Именно нахские племена и территории среди списков горских людей и землиц впервые упоминаются в 1580-е годы .
Список засвидетельствованных в русскоязычных источниках нахских этногрупп,
а также соответствующие им объединения в более поздних источниках: |
||||
Источники XVI—XVII вв.
(терминология в Русском царстве: «горские люди» и «горские землицы») |
Источники XIX в.
(терминология в Российской империи: «общества») |
Источники XX в.
(терминология в СССР: «этногруппы») |
Традиционная классификация
( тукхумы / шахары , тайпы , гары, некъи и др.) |
|
---|---|---|---|---|
Акозы
Акочане Ококи Окохи Окухи Окочаны Окоченя Окучане служилые окочане |
Ахоцкая земля
Окоцкая земля/землица
Старые Окохи
|
Аккий | аккинцы-ауховцы | чеченский тукхум |
Ероханские люди | Ероханские кабаки | Джерах | ингушский шахар | |
— |
Индельская земля
Индили |
|||
Калканцы
Калканские люди Калки К о лканцы |
Калканские кабаки
Калкасские кабаки К о лканская земля |
Галга
Галгай |
ингушский шахар | |
кисти
кистичане |
— | кистины | ||
Мерези
Мерезинские люди М и рези |
Мерезинская земля | Мереджой | мержойцы | чеченский тайп |
Ми
н
кизы
Мичкизы Мичкизяне |
Мичкисская земля
Мичкисские кабаки |
Мичикич | — | — |
Мулки
Мулкинские люди |
Мулкинская земля | Мулкой | мулкойцы |
чеченский тайп, не
входящий в тукхумы |
— | Отчанская земля | Чантинская фамилия | чантийцы | чеченский тукхум |
Тшанские люди | — | Шато | шатойцы | чеченский тукхум |
Шибуты
Шибутяне Шубуты |
Шибутцкая земля/землица
Шибутцкие кабаки |
Шубут | — |
чеченский тайп, иногда
сопоставляется с шатойцами |