Interested Article - Слово некоего христолюбца и ревнителя по правой вере

Слово некоего христолюбца и ревнителя по правой вере — памятник русской церковной литературы, христианское сочинение, направленное против народных обычаев, языческих верований и обрядов .

Текстология

Слово известно в большом числе списков . В издании Н. М. Гальковского учтено 15 рукописей. Вильо Мансиккой были указаны ещё три.

Мансикка выделил краткую и пространную редакции памятника. Пространную редакцию, известную в двух списках, он считал более поздней. Остальные списки представляют собой краткую редакцию, наиболее ранние из них входят в состав сборника « Златая чепь » конца XIV — начала XV века и Паисиевский сборник . Текстологическое исследование памятника по всем известным спискам не проводилось.

В пространной редакции Слово называется: «Се же изложено от многословесных книгь некымь христолюбьцемь, ревнителемь по правей вере на раздрушение льсти неприязнине, на укор творящимь таковая, на поучение правоверным и на причастье будущаго века послушающим книг сих святых и творящих делом повеления в оставление грехов» .

Датировка

Большинство учёных относит Слово к домонгольскому периоду ( А. Н. Пыпин , Е. Е. Голубинский , Н. М. Гальковский). Только Вильо Мансикка датировал памятник более поздним временем, XIV веком. Е. В. Аничков считал, что Слово было произнесено между 1037 и 1054 годами в киевском Софийском соборе , куда на «соборную неделю» съезжались приходские священники .

Происхождение

Согласно Аничкову, в первоначальном виде Слово ничего не сообщало о язычестве и осуждало только пиршества и сопряжённые с ними игры, песни и забавы. Перечни языческих богов и обрядов представляют собой позднейшие, постепенно разраставшиеся вставки. Слово, по мнению Аничкова, обращено не к пастве, а к съехавшимся на собор приходским священникам, причём в позднейшей редакции эта особенность ещё больше подчёркнута. Помимо Священного Писания , многочисленные цитаты из которого приведены в Слове, его автору было известно и апокрифическое «Видение Павла апостола» , а по мнению Мансикки, также летопись. Одним из основных источников памятника Мансикка считал южнославянский фрагмент, опубликованный Н. С. Тихонравовым .

Авторство

Филарет (Гумилевский) считал, что автором Слова являлся Феодосий Печерский . По мнению Татьяны Буланиной, эта точка зрения не выдерживает критики . Аничков считал автором создателя трёх произведений, также отнесённых к «христолюбцу»: отрывка из Паисиевского сборника, начинающегося словами: «Сидящу некогда святому отцю… и се принесоша житье некоего христолюбца» , рассуждения о целомудрии (С. 216), «Слова некоего христолюбца и наказания отца духовнаго» (С. 216—221).

Влияние

В пользу древности «Слова некоего христолюбца и ревнителя по правой вере» свидетельствует также тот факт, что его влияние присутствует в целом ряде сочинений древнерусской литературы , в том числе начального периода. Аничков отмечал заимствования из Слова в Поучении о казнях Божиих, которое приписывалось Феодосию , игумену Киево-Печерского монастыря , «Слове святого отца нашего Иоанна Златоустаго … о томь, како пьрвое погании веровали в идолы…», «Слове святых отець, како подобаеть христианом жити», «Поучении Иоанна Златоустаго» . Учёный считал, что влияние «Слова некоего христолюбца» можно усмотреть в Поучении новгородского архиепископа Иоанна .

Примечания

  1. от 4 августа 2023 на Wayback Machine Фонд 304.I. Главное собрание библиотеки Троице-Сергиевой лавры . Полный текст списка .
  2. Буланина Т. В. от 24 марта 2019 на Wayback Machine // Словарь книжников и книжности Древней Руси : [в 4 вып.] / Рос. акад. наук , Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом) ; отв. ред. Д. С. Лихачёв [и др.]. Л. : Наука , 1987—2017. Вып. 1: XI — первая половина XIV в. / ред. Д. М. Буланин , О. В. Творогов . — 1987.
  3. РНБ , Кирилло-Белозерское собрание, № 4/1081.
  4. Тихонравова Н. С. Памятники отреченной русской литературы. Т. 2. С. 43.
  5. Летописи Тихонравова. Т. 4. С. 85—86.
  6. Срезневский И. И. Сведения и заметки о малоизвестных и неизвестных памятниках. № 56, С. 299.
  7. Никольский Н. К. Материалы для истории древнерусской духовной письменности // Известия отделения русского языка и словесности Академии наук . 1903. Т. 8. Кн. 1.
  8. Последние три сочинения изданы: Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. Т. 2. Древнерусские слова и поучения, направленные против остатков язычества в народе. С. 55—63, 102—112, 186—190.
  9. Памятники древнерусской церковно-учительной литературы. Вып. 3. С. 240—250.

См. также

Издания

Литература

  • Азбукин П. Очерк литературной борьбы представителей христианства с остатками язычества в русском народе: (XI—XIV вв.) // РФВ. — 1896. — № 2. — С. 225—226, 228, 249—250, 259; 1898. — № 1—2. — С. 258.
  • Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. — Харьков, 1916. — Т. 1.
  • Голубинский Е. Е. История церкви. — Т. 1, 1-я пол. — С. 827.
  • История русской литературы. — М.; Л., 1941. — Т. 1. — С. 353—354.
  • Казачкова Д. А. Към въпроса за богомилската ерес в Древна Русия през XI в. // Исторически преглед, 1957, г. 13, № 4, с. 64—67.
  • Казачкова Д. А. Зарождение и развитие антицерковной идеологии в Древней Руси XI в. // Вопр. ист. религии и атеизма. — М., 1958. — Т. 5. — С. 300—302.
  • Никольский Н. К. Повременной список. — С. 182—183.
  • Пыпин А. Н. История русской литературы. — СПб., 1898. — Т. 1. — С. 111.
  • Łowmiański H. Religia słowian i jej upadek (w. VI—XII). Warszawa, 1979, s. 134—151.
  • Mansikka V. J. Die Religion der Ostslaven. Helsinki, 1922, Bd 1. Quellen, S. 147—160.
  • Podskalsky G. Christentum und theologische Literatur in der Kiever Rus’ (988—1237). München, 1982, S. 253—254.
Источник —

Same as Слово некоего христолюбца и ревнителя по правой вере