Interested Article - Гамаюн

Гамаю́н мифическая райская птица в русской культуре . В произведениях книжности XVII—XIX веков это залетающая из рая безногая и бескрылая вечнолетающая при помощи хвоста птица, предвещающая своим падением смерть государственных деятелей . В XVII—XVIII веках эта птица изображалась на произведениях декоративно-прикладного искусства, пушках и знамёнах. Гамаюн попал на герб Смоленска и на производные от него символы .

В культуре XIX—XXI веков имелось два основных направления развития образа: как райской птицы, с которой связываются представления о счастье и блаженстве, и, благодаря творчеству В. Васнецова и А. Блока , как мифической птицы, предвещающей беду . Визуальный образ птицы гамаюн претерпел изменение с течением времени: сначала у неё появились крылья и ноги , а затем и женское лицо .

Истоки образа восходят к мифической птице хумай из иранского фольклора и к существовавшим в XVI—XVIII веках легендам о новогвинейском зоологическом семействе райских птиц . Несмотря на распространённое заблуждение, сведений о существовании птицы гамаюн в русском традиционном фольклоре нет.

Этимология

Согласно основной версии, слово имеет иранское происхождение. В мифологии иранцев , а также тюрков и других соседних народов хума(й) ( перс. هما [huma]) — мифическая птица счастья, приносящая владычество тем, над кем она очень низко пролетит, повеяв им крыльями на голову . Гамаюн — это искажение хумаюн (конкретные причины и пути перехода хумаюн в гамаюн остаются невыясненными ) — прилагательного от хума(й) , которое означало «приятный, добрый, хороший; процветающий, благословенный, благополучный , счастливый ; благородный, высочайший, почтеннейший ; августейший, шахский, царственный, императорский ; искусный, хитроумный, чудодейственный ». Возможно также, что гамаюн — это фрагмент от перс. murg-i-humay’un-bal — «птица, предвещающая счастье» .

Кроме того, Хумаюн / могло быть и собственным мужским именем, например так звали падишаха Империи Великих Моголов (1508—1556) . Также слово хумаюн / гамаюн встречалось в русской дипломатической переписке с османскими и персидскими правителями конца XV — начала XVII века в составе титулования этих правителей — «гамаюна подражатель» . При этом вероятно, что разные значения слова гамаюн проникали в русскую книжность и непосредственно из восточных источников и через источники европейские . В русской книжности слово гамаюн имеет мужской род .

В говорах русского языка существует и, по-видимому, омонимичное слово гамаюн ( гомаюн , гомоюн ), образованное от корня — «крик, шум, смех, говор, громкая ссора, нестройные и шумные голоса» . Этой лексемой обозначают «говорливого, крикливого, шумливого» и далее «беспокойного, хлопотливого, непоседливого» и «домовитого, работящего человека; рачительного, заботливого хозяина», и, напротив, «бранчливого человека, буяна» , а также человека, говорящего на другом, непохожем говоре, человека с особенностями речи и жителя определённой местности . Также слово использовалось в качестве внутрисемейного имени, откуда произошла фамилия Гамаюнов . В России имеются или имелись топонимы, происходящие от этого слова , например, этнокультурная местность в волости Калужской губернии . От потомков жителей калужской Гамаюновщины произошли гамаюны — жители Нижнесергинского района Свердловской области , а по ним был назван мыс (полуостров) у посёлка Палкино в Екатеринбурге , по которому в свою очередь получила название археологическая гамаюнская культура . Вопреки некоторым источникам , по всей видимости, мифологический омоним проник в народ и начал оказывать влияние на этот блок значений только во второй половине XIX века . Впрочем, ныне эти значения используются редко: в « Национальном корпусе русского языка » по состоянию на 2013 год только в 2 источниках из 31 речь идёт не о легендарной птице .

В книжности

Первое упоминание о птице гамаюн в русской книжности встречается в переводах натурфилософского трактата « Христианская топография » (ок. 547 года) Козьмы Индикоплова , появившихся на Руси не позднее XV века, но возможно гораздо ранее. Согласно одному из них , «Книге глаголемой Козмография, сложена от древних философов, преведена с римского языка » XVII века, а также согласно сборнику Кержинского собрания XVII — начала XVIII века и сборнику Причудского собрания начала XIX века гамаюн, вместе с птицами финик или фениз ( феникс ) и харадр , залетает на острова в восточном море, в частности на мифический остров Макарийский (Макарицкий, Макаридский, острова Марадыфии) , откуда близко до Рая, эти птицы источают чудесное благоухание . Несмотря на значительное количество русских списков «Христианской топографии», образ птицы гамаюн не проник в русский фольклор и памятники книжной литературы этого времени .

Согласно « » XVIII века, райская птица гамаюн размером чуть больше воробья, у неё прекрасное разноцветное оперение, но нет ног и крыльев, а хвост в 7 пядей (1,25 м), она постоянно летает при помощи хвоста, а если падает на землю, то умирает и это предвещает смерть некой знатной персоны. Подобная райская птица из Индии или с Мальдивских островов называется в русской книжности XVII—XVIII веков также апус , еме , имоноцодиата , манкория , манукодията , манцкодис и парадызеа . Хотя в ряде источников сказано, что эти птицы никогда не отдыхают, другие утверждают, что они могут зацепляться двумя жилами на хребте , или перьями за сухие деревья и так восстанавливать силы. У манукодият на голове тонкое как волос перо, закрывающее им глаза, изнутри перо изумрудно-зелёное, под горлом — огненно-красное, иногда лимонно-жёлтое, эти перья индийская знать якобы носила на голове . Про птицу парадызею (от лат. paradisus — рай) или апус писали также, что она очень «долга́ и страшна», её глаза закрыты перьями . Непрестанно летающая птица netinuša , лишь раз в неделю садящаяся на землю ради одного зёрнышка, известна в поверье из Боснии и Герцеговины . Представления о безногости и вечном полёте райских птиц встречается в иллюстрированном « Травнике » (1582) Адама Лоницера и в других европейских источниках .

В искусстве XVII—XVIII веков

Сохранилось описание сосуда в виде птицы Гамаюн, купленного в 1614 году для царя Михаила Фёдоровича у московского купца Михаила Смывалова: «Птица Гамаюн, около шеи сверху обнизано жемчугом, на середине жемчужина большая, позадь её на спине репей серебряной, на репье зерно жемчужное». 21 октября 1626 года дьяк Ждан Шипов отнёс в Верх к государю в хоромы птицу Гамаюн, вероятно, имеется в виду какое-то произведение декоративно-прикладного искусства, например шкатулка, в виде птицы . То же самое можно сказать и по поводу райской птицы Гамаюн, упоминаемой в «Книге глаголемой , новое уложение и устроение чина Сокольничья Пути» 1668 года, описывающей церемониалы царской охоты при изложении чина поставления рядового охотника в звание начального сокольника : из Гамаюна доставали письмо, написанное нововыбранному от имени царя . По-мнению В. К. Былинина и Д. М. Магомедовой, в данном случае также обыгрывается значение птицы Гамаюн как «„царственной“ и „вещей“, пророчащей счастье, царские милости и райское благополучие» .

Сидящая на пушке, первоначально безногая, а иногда также и бескрылая, райская птица Гамаюн изображена на гербе Смоленска , достоверно известном со второй половины XVII века. Однако имя гамаюн упоминается не во всех геральдических источниках, часто говорится просто о райской птице . В ряде источников гамаюн является синонимом райской птицы :13 . Возможно, наиболее ранним изображением с ней является «печать княжества Смоленского » 1664 года (с подписью «птица гам[аюн]») . Хотя, согласно переведённым на русский язык в 1682 году стихам из польской книги « », герб учредил князь Глеб Святославич , когда получил от Великого князя Литовского Витовта разрешение на княжение в Смоленске (1392): «… на дом свой клейнот корону принимает, велико рождение свое клейнотом являет, под короной гамаюна на громаде [пушке] обсадив, великородство их милостей Смоленских князей изъявив, как громада зук [гул, шум] свой всюду раздевает так и княжества Смоленского всюду прославляет, …то печать князей Смоленских» . Далее различающиеся изображения безногой райской птицы появляются на смоленском гербе в большом и малом Титулярниках 1672 года , где она похожа на «пушистого дикобраза» , а её перья — на волосы :13 ; на тарелке царя Алексея Михайловича 1675 года и на тарелке, подаренной царицей Натальей Кирилловной царевичу Алексею Петровичу в 1694 году ; на изображении российской государственной печати в « » 1698—1699 годов посла И. Г. Корба ; на рисунке «печати царского величества княжества Смоленского» 1725 года (с подписью «птица гамаюн»). Официально это изображение утверждено в 1730 году . На гербе Смоленской губернии , утверждённом в 1856 году, райская птица «встала на ноги» и «твёрдо стоит на них, гордо задрав пышный хвост и расправив крылья» . В таком виде она присутствует и на современных смоленских гербах , безногость сохранилась только на символах Вязьмы .

Гамаюн в разных списках « » Кариона Истомина . 1690-е годы

Из ранних достоверных изображений гамаюна можно назвать помещённое под соответствующей буквой в лицевом « » (1694) Кариона Истомина . Во всех списках книги это летящая безногая птица «с вытянутой шеей и распущенной метёлкой перьев» — вполне в соответствии с книжным описанием . Кроме того, в издании 1694 года, в исполнении гравёра Леонтия Бунина , она напоминает ежа ; данное изображение явно создано под воздействием смоленского герба .

Можно предположить, что птица гамаюн могла быть изображена в росписях («райских пейзажах») Коломенского дворца , выполненных в 1664—1666 годах . Гамаюн был изображён на сотенном знамени у сокольников и стремянных конюхов в Рижском походе царя Алексея Михайловича 1656 года — в Описи знамён 1664 года под № 10 говорится, что это знамя чёрной тафты , в середине вшита птица гамаюн, опушка тафта белая . В отличие от райских птиц алконост и сирин , гамаюн никогда не изображался в лубке .

В Актах Московского уезда XVII века под 1696 годом описана пушка- пищаль « »: «Великого государя в казне на пушечном дворе налицо полковых пищалей… пищаль гамаюн ядром и длиною такова же весом 25 пуд 30 гривенок на турецком стану» . Вероятно иная, одноимённая пищаль была позднее помещена Петром I в Музей воинских трофеев (ныне находится у здания Арсенала Московского Кремля ): «Гамаюн, вес 102 пудов, лил мастер 1690 г.», с рельефным изображением безногой птицы гамаюна . Ю. Л. Воротников отмечает, что таким образом, мы имеем как бы реальное изображение смоленского герба , тем более, что рисунок на втором орудии схож с изображением смоленского герба в дневнике И. Г. Корба .

Прообраз

Большая райская птица ( лат. Paradisaea apoda — дословно «Парадизея безногая»). Рисунок 1873 года
Чучело райской птицы. Фрагмент картины Р. Пика « Карл I Английский » 1610 года

Истоки книжных представлений о гамаюне следующие. В Европу с начала XVI века с Новой Гвинеи и Молуккских островов поступали чучела представителей биологического семейства райских птиц , у которых невозможно было обнаружить ноги и крылья. Наряду с рассказами местных жителей, что эти птицы прилетают с небес, это послужило причиной появления воззрений, поддерживаемых торговцами и распространённых даже среди естествоиспытателей, таких как Ю. Ц. Скалигер , Д. Кордано и К. Геснер , что райские птицы летают при помощи своего хвоста, никогда не садясь на землю, при помощи него же они цепляются за ветви деревьев для отдыха. Это заблуждение зафиксировано в данном в 1758 году К. Линнеем латинском названии большой райской птицы : Paradisaea apoda — дословно «Парадизея [райская] безногая». Только в 1782 году стало известно, что на самом деле конечности райским птицам при изготовлении чучел обрезали поставлявшие их местные жители, чтобы использовать в качестве оберегов .

Несмотря на это естественное происхождение, безногость гамаюна дала толчок для глубокого мифического образа вечного полёта, нарушения которого имеют пророческие значения . Стоит также учесть, что гербоведы Российской империи, например, А. Б. Лакиер и П. П. Винклер , пытались объяснить безногую птицу на смоленском гербе как отображение противостояния Русского царства и Речи Посполитой за Смоленск .

Чучела райских птиц покупались индийцами для украшения и в магических целях: считалось, что они приносят военную удачу и вообще расположение богов. Названия манукодията и т. п. возникли из туземного мануко девата — «птица божья», так как райские птицы чаще встречались летающими высоко в небе. Это обстоятельство послужило и для других названий: солнечные и небесные птицы . Вероятно, отсюда же идут и упоминания о райском происхождении этих птиц. Представления о длинной и страшной парадызеи вероятно также связаны с наблюдением чучел, так как засушенные аборигенами райские птицы выглядели большими и плоскими, потому что при сушке их клали, сжимая между двух досок, на солнце или «над великим жаром» .

Гамаюном звали любимого «сибирского цветного» кречета царя Алексея Михайловича . По предположению И. М. Тарабрина, именно эта птица могла быть изображена на упоминавшемся знамени с гамаюном в Рижском походе 1656 года . В 1686 году государям Ивану и Петру Алексеевичам поднесли живой некую диковинную птицу, которую называли гамаюном , причём незнакомые с ней торговые люди не смогли определить её стоимость . Стольник П. А. Толстой в своих отчётах о поездке в Европу в 1697—1699 годах рассказывал о том, что в одной из кунсткамер Южной Австрии «видел четыре птицы, которые называются гамаяны, … положены в склянишных сосудах в двойное вино и с перьем» . По мнению Н. Н. Сперансова, гамаюном могли называть и неизвестного русским попугая :13 .

В художественных произведениях

И. Я. Билибин . Обложка программы пьесы « Синяя птица » М. Метерлинка , поставленной в Берлине в 1926 году. По мнению Г. В. Ражнёва , здесь изображён стилизованный русский Гамаюн, который, так же как и Синяя птица, является адаптацией мифа о райских птицах .

В культуре XIX—XXI веков происходит дальнейшее «насыщение» образа птицы гамаюн, как и образов остальных легендарных райских птиц, «романтическим содержанием» . При этом существуют две основные тенденции его развития .

Во-первых, гамаюн — это райская птица, с которой связываются представления «о счастье и блаженстве». Среди примеров рассказ « » (1851) Ивана Тургенева , главный герой которого мечтает побывать в местах, «где живёт птица Гамаюн сладкогласная, и с дерев лист ни зимой не сыплется, ни осенью, и яблоки растут золотые на серебряных ветках, и живёт всяк человек в довольстве и справедливости» . Другой пример — стихотворения Константина Бальмонта « » (1907) и « » (1909) , где гамаюн — райская птица, услаждающая людей своим пением: «И если звоном нежных струн ты убаюкан, засыпая, так это птица Гамаюн поёт в безвестном, голубая» . В стихотворении « » (1915) Сергея Есенина с гамаюном сравнивается играющий на рожке пастух . Сладкоголосая птица гамаюн упоминается в «Повести о детстве» (1948) Фёдора Гладкова .

Толчок к развитию нового, неомифологического образа птицы гамаюн в русской культуре как «многозначного символа мистического характера» дала картина Виктора Васнецова « Гамаюн, птица вещая » 1897 года. Художник, хотя по-видимому и был знаком с книжными описаниями гамаюна, не придерживался их в своей работе . На картине изображена чёрнокрылая птица с «мрачно-прекрасным» , скорбным, тревожным или даже испуганным :124 , «лишённым всякой царственности» женским лицом с детскими чертами :123-124 . Это скорее « контаминация мотивов, связанных с древнерусскими райскими птицами вообще» и с образом птицы алкион ( алконост ), в частности, чем отображение представлений собственно о гамаюне. На связь с алконостом указывают розовые и пурпурные тона картины, опущенные чёрно-серые крылья птицы и образ дерева над водной гладью . Картина имеет апокалиптическую атмосферу :119 . По-мнению И. А. Сухвановой, Гамаюн видит перед собой нечто ужасное, но не в силах отвести взор :124 . Картина вполне соответствовала своему времени с его тревожными предчувствиями :119 . В работах современных художников, вслед за Васнецовым, Гамаюн преимущественно изображается птицей с женской головой .

В 1899 году под впечатлением от картины Васнецова Александр Блок (опубликовано в 1908 году) , трактующее её символический смысл и придающее ей исторический контекст . В стихотворении образ Гамаюн ещё более трагичен, она предвещает «иго злых татар», «казней ряд кровавых, и , и голод, и пожар, злодеев силу, гибель правых» . Её лик прекрасен, хотя и объят ужасом, а на звучащих правдой устах запеклась кровь. Блок переносит Гамаюн в период до монголо-татарского ига и даже в «предвечные» времена . По мнению исследователей, «это как бы заставка ко всему его творчеству», они даже сравнивают самого поэта с вещим Гамаюном и отмечают, что стихотворение звучит как пророчество для истории России в XX веке . По мнению А. С. Трошина, Гамаюн «приобретает в лирическом произведении новые черты литературного символа и мифа , становится знаком времени ». Стихотворение (1967) Дмитрием Шостаковичем .

А. И. Вахрамеев . Обложка революционного журнала «Гамаюн». 1906 год. В открывающем его «Гамаюн-вещун, птица мудрая» ведёт стаю соколов на битву с «птицей чёрною» .

Мрачный образ вещей птицы Васнецова и Блока получил развитие в русской культуре XX века. В стихотворении «Я смертельна для тех, кто нежен и юн…» (1910) Анны Ахматовой гамаюн показана как «птица печали», сводящая путника с верного пути , что в данном случае олицетворяет «непреодолимую трагическую силу любви» . Именем гамаюн был назван «Литературный сборник в пользу пострадавших от » 1911 года с обложкой работы художника А. М. Арнштама . « Гамаюном » назывался русский поэтический кружок в Белграде в 1923—1925 годах, в 1924 году им был выпущен сборник «Гамаюн — птица вещая»; название было выбрано по стихотворению Блока, в котором поэты находили «отзвуки своей изгнаннической судьбы и трагических событий в России» . В стихотворении « Песня Гамаюна » Николая Клюева , которое хранилось как приложение к протоколу допроса поэта в 1934 году, за три года до его расстрела, показана картина гибели родной земли: «К нам вести горькие пришли, что зыбь Арала в мёртвой тине, что редки аисты на Украине, моздокские не звонки ковыли» .

В притче в историческом романе « » (1946—1955) Валерия Язвицкого коготок птицы гамаюн даёт Степану-богатырю способность «видеть окружающий мир по-другому — с его бедами, несправедливостями и жестокостями»; он становится «символом прозрения, взросления богатыря, а в подтексте — символом познания» будущим государем Иваном «необходимости трудной борьбы» за объединение Руси . Птица гамаюн как символ надежды и возрождения встречается в историческом романе « » (1954) Михаила Рапова , где она вводится для завязки основного сюжета — освобождения Руси от татарского ига .

В современной культуре Гамаюн часто упоминается вместе с двумя другими легендарными райскими птицами, Алконостом и Сирином . Их образы во многом сближаются, хотя в конкретных произведениях каждой из птиц обычно приписываются свои характерные особенности . В песне « » (1975) Владимира Высоцкого появление птицы Гамаюн сравнивается со звоном семи «заветных струн» (вероятно, отклик на стихотворение Бальмонта) и восходом семи «богатых лун» ; в то время, когда Сирин «радостно скалится, веселит, зазывает из гнёзд», а Алконост «тоскует-печалится, травит душу» , Гамаюн показана как дающая надежду на пробуждение родины, которая «раскисла, опухла от сна» . Другим примером может быть песня « Сирин, Алконост, Гамаюн » (1992) Бориса Гребенщикова .


Массовая культура и славянское неоязычество

Надёжных сведений о существовании птицы гамаюн в русском традиционном фольклоре нет . Несмотря на это, в современных литературоведческих , лингвистических и популярных мифологических работах часто ложно утверждается , что гамаюн — это древнеславянская легендарная или сказочная вещая птица с человеческим лицом, предвещающая избранным людям владычество, счастье . Встречается и обратное утверждение, что «гамаюн — в русском фольклоре птица — вещунья печали и смерти» . Также иногда указывается, что изображения птицы гамаюн часто встречались на знамёнах, утвари, доспехах и других древнерусских предметах , что она фигурирует в древнерусских стихах . Некоторые работы фактически отождествляют гамаюна с хумай, приписывая ему свойства последней, даже если они не зафиксированы непосредственно в русской культуре .

В 1992 году вышли «Песни птицы Гамаюн» А. И. Асова (Буса Кресеня) — «своеобразная авторская стилизация, в основу которой положена псевдореконструкция гипотетического „ узелкового письма “ древних славян, отождествляемого составителями сборника [„Русские веды“] с легендарными „ чертами и резами “» (в составе сборника «Русские веды», состоящего из двух частей — «Песни птицы Гамаюн» и « Велесова книга ») . В нём «вещая птица» Гамаюн прилетает с восточной стороны и садится на яблоню на берегу реки Смородины у «бел горюч камня» Алатыря . Она показана как посланник Велеса , знающая прошлое и прорицающая будущее избранным людям . Сведения из книги напрямую или косвенно приводятся в школьных программах и используются в некоторых «научных» статьях . Книга Асова «Русские Веды. Песни птицы Гамаюн. Велесова книга» с многотысячным тиражом и рассылкой по всем библиотекам стала информационным поводом массового повсеместного возникновения родноверия .

В современных геральдике и топонимике

Райская птица Гамаюн (без человеческих черт) изображена в центральной композиции на символах Смоленщины и производных от них: гербы и флаги Смоленского княжества , губернии и области , городов Смоленска и Вязьмы , районов Смоленского , Татищевского Саратовской области и Тербунского Липецкой области (так как территорию последних двух районов осваивали выходцы из Смоленской губернии). Герб Смоленска был включён также в состав населённых пунктов и административных единиц Смоленской области и ранее Смоленской губернии. Независимые от смоленского герба образы птицы Гамаюн (с женским лицом) представлены на символах города Нижнесергинского района Свердловской области (так как местных жителей звали гамаюнами; утверждён в 2005 году) и посёлка Зеленоградского Пушкинского района Московской области (2006) .

В официальных обоснованиях вышеуказанной символики утверждается, что райская птица Гамаюн символизирует счастье и стремление к нему ; богатство , благополучие и величие ; мир и возрождение после войн ; стремление к высшим идеалам ; «драгоценные опыт и культуру народа, позволяющие безбоязненно смотреть в будущее, предвидеть его» , утверждается, что Гамаюн «на Руси считалась вещей птицей, умеющей предвидеть события и их исход» , она предупреждает об опасности ; её символика — это «и защита, и покровительство, и возрождение», «аллегория единства человеческого разума, сил природы и стихии» ; наконец, на конкретных гербах она становится даже символом «космической птицы — первого космонавта нашей планеты Юрия Гагарина » и медсестёр местного эвакогоспиталя времён Великой Отечественной войны . По мнению Н. Н. Сперансова, «гамаюн — символ чуткости, настороженности, меткости, иногда счастья и чудесной силы» :13 . В некоторых геральдических источниках гамаюн необоснованно смешивается с возрождающимся из огня фениксом :36 — символом вечного возрождения и обновления .

В честь гамаюн, «вещей птицы, символа мудрости и знаний», Международный астрономический союз 26 марта 2020 года назвал скалу ( лат. Gamayun Saxum ) на астероиде Бенну .

Примечания

  1. Тарабрин И. М. // . — М. : Тип. Г. Лисснера и Д. Собко, 1916. — С. 54—56. — 83+39 с. 1 августа 2017 года.
  2. Трубачёв О. Н. Смоленские мотивы // / [Сост.: Г. А. Богатова , И. Б. Еськова, И. Г. Панова]; Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова РАН. — 3-е изд., доп. (1-е — 1992 год). — М. : Наука , 2005. — С. —126. — 286 с. — ISBN 5-02-033259-3 .
  3. Черемисин Д. В. К изучению ирано-тюркских связей в сфере мифологии // Аборигены Сибири: проблемы изучения исчезающих языков и культур: Тез. докл. Междунар. науч. конф. — Новосибирск: Институт филологии СО РАН , 1995. — Т. 1. — С. 342—345. — 396 с. . Дата обращения: 6 сентября 2016. 5 марта 2016 года.
    • Воротников Ю. Л. Слова и время. — М. : Наука , 2003. — С. 45—47. — 168 с. — (Научно-популярная литература). — 1000 экз. ISBN 5-02-032682-8 .
    • Воротников Ю. Л. Алконост, Сирин, Гамаюн или Райские птицы Древней Руси // Народное творчество. — 2008. — № 4 . — С. 58—61; № 5. — С. 61—64 . — ISSN .
  4. Ражнёв Г. В. // . — 1993. — № 1 . — С. 13—25 . 15 января 2018 года.
  5. Былинин В. К., Магомедова Д. М. Из наблюдений над бестиарием А. Блока: птицы Гамаюн, Сирин, Алконост и другие // / Науч. ред. О. Л. Довгий, сост. А. Л. Львова. — М. : Intrada, 2012. — С. 41—47. — 183 с. — ISBN 978-5-8125-1750-2 . 19 октября 2016 года.
  6. Гамаюнъ // Словарь русского языка XI—XVII вв. Вып. 4 (Г—Д) / Гл. ред. С. Г. Бархударов; Институт русского языка АН СССР . — М. : Наука , 1977. — С. 10. — 403 с.
  7. Гамаюн // / Ин-т рус. яз. АН СССР; гл. ред. Ю. С. Сорокин. — Л. : Наука , 1989. — С. 87. — 256 с. 11 июля 2017 года.
  8. // Русский язык в школе . — 2014. — № 6 . — С. 75—81 . — ISSN . 5 октября 2016 года.
  9. Трубецкой В. . Ураловед. Портал знатоков и любителей Урала. Дата обращения: 4 октября 2016. Архивировано из 23 сентября 2016 года.
  10. Белова О. В. Гамаюнъ // / Отв. ред. А. А. Турилов ; Институт славяноведения РАН . — М. : Индрик , 2001. — С. . — 320 с. — ISBN 5-85759-100-7 .
  11. Тадевосян Т. В. // Семантические параллели фольклорных архетипов: мифологический аспект. — Владикавказ: Северо-Осетинский государственный университет им. К. Л. Хетагурова , 2014. — С. 120—121, 128—129. — 194 с. — 100 экз. ISBN 978-5-8336-0802-9 .
  12. Белова О. В. Манцкодисъ // / Отв. ред. А. А. Турилов ; Институт славяноведения РАН . — М. : Индрик , 2001. — С. . — 320 с. — ISBN 5-85759-100-7 .
  13. Белова О. В. Парадызеа // / Отв. ред. А. А. Турилов ; Институт славяноведения РАН . — М. : Индрик , 2001. — С. . — 320 с. — ISBN 5-85759-100-7 .
  14. . Администрация муниципального образования «Рославльский район» Смоленской области. Дата обращения: 17 сентября 2016. 28 мая 2012 года.
  15. Сперансов Н. Н. Земельные гербы России XII—XIX вв. — М. : Советская Россия , 1974. — С. 13, 36—37. — 200 с. — 15 000 экз.
  16. Винклер П. П. Исторический очерк городских гербов // . — СПб. : Издание книгопродавца Ив. Ив. Иванова, 1899. — С. IV, IX. — 306 с.
    • Ражнёв Г. В. Герб Смоленска. — Смоленск, 1993. — С. 28. — 240 с. — (Библиотека журнала «Край Смоленский»; № 1; ISSN 0868-7242). — 50 000 экз.
    • Ражнёв Г. В. Союз геральдистов России . Дата обращения: 28 сентября 2016. Архивировано из 17 мая 2008 года.
  17. . Геральдикум. Дата обращения: 28 октября 2016. Архивировано из 28 октября 2016 года.
  18. . Администрация муниципального образования «Рославльский район» Смоленской области. Дата обращения: 25 сентября 2016. 25 сентября 2016 года.
  19. Официальный сайт города Вязьмы Смоленской области. Дата обращения: 24 сентября 2016. Архивировано из 27 сентября 2016 года.
  20. . Дата обращения: 2 октября 2016. Архивировано 5 сентября 2016 года. . Дата обращения: 2 октября 2016. Архивировано 5 сентября 2016 года.
  21. Гордеев Н. Пушки веков работы русских и иностранных мастеров // Царь-пушка. — М. : Московский рабочий, 1960. — 60 с.
  22. // Словарь коммерческий, содержащий познание о товарах всех стран, и названиях вещей главных и новейших, относящихся до коммерции, также до домостроительства, познание художеств, рукоделий, фабрик, рудных дел, красок, пряных зелий, трав, дорогих камней и проч / Пер. с франц. В. А. Левшина . — М. : Типография Компании типографической, 1790. — Т. 5: П., Р.. — С. 223—225. — 478 с.
    • Harrison, T. P. Bird of Paradise: Phoenix Redivivus // Isis. — 1960. — Т. 51 , № 2 . — С. 173—180 . — doi : .
    • Jobling, J. A. (англ.) . — Oxford: Oxford University Press , 1991. — P. —16. — ISBN 0-19-854634-3 .
    • . Онлайн-журнал «Школьнику». Дата обращения: 1 октября 2016. 1 октября 2016 года.
  23. Пархоменко Е. // . — Воронеж: Воронежский государственный университет , 2005. — 216 с. — (Афанасьевский сборник. Материалы и исследования. Выпуск 2). 5 октября 2016 года.
  24. // Русский язык в школе . — 2008. — № 9 . — С. 48—54 . — ISSN . 2 апреля 2022 года.
  25. Самоделова Е. . — Litres, 2014. — ISBN 5457067866 , ISBN 9785457067868 .
  26. Орлов В. Н. Несколько предварительных слов // . — [электронное издание]. — К. : Киевская духовная академия , 2012. — 328 с. (недоступная ссылка)
  27. Сухванова И. А. // Язык русской литературы XX—XXI вв. Выпуск 5 / Науч. ред. О. П. Мурашёва, Н. А. Николина. — Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского , 2014. — С. 115—125. — 159 с. — ISBN 978-5-87555-976-1 .
  28. Трошин А. С. // . — 2015. — № 4 . — С. 141—144 . — ISSN . 1 апреля 2016 года.
  29. . Bestiary.us. Дата обращения: 2 октября 2016. 26 октября 2016 года.
  30. Васильев С. А. «Весны неведомой прилив…»: (картины В. М. Васнецова и стихотворения А. А. Блока) // Русская словесность. — 2008. — № 3 . — С. 85—90 . — ISSN .
  31. Keating K. D. / Senior Projects Spring 2016. — Bard College, 2016. — P. 48. 18 октября 2016 года. (англ.)
  32. Шахматова Е. В. // Обсерватория культуры. — 2014. — № 6 . — С. 129, 131 . — ISSN . 5 октября 2016 года.
  33. Мескин В. А. // / Общ. ред. Н. С. Бочкарева, И. А. Пикулева; Пермский государственный университет . — Пермь, 2009. — С. . — 364 с. — (Мировая литература в контексте культуры). — ISBN 978-5-7944-1354-0 .
  34. . Στεφανοσ: Русская литература и культурная жизнь. XX век . Филологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова . Дата обращения: 16 октября 2016. Архивировано из 16 октября 2016 года.
  35. Коломієць Ю. // Музичне мистецтво: традиції та сучасність: Зб. статей за результатами VІІ Міжвуз. наук.-практ. студ. конф., 21-22 листопада 2013 р / Дніпропетровська консерваторія ім. М. Глінки. — Дніпропетровськ: Ліра, 2014. — С. 115—120. — 142 с. — ISBN 978-966-383-528-0 .
  36. // . — СПб. , 1906. — № 1 . — С. 1 .
  37. Ахматова А. А. Комментарии к стихотворениям // Собрание сочинений в шести томах. Т. 1. Стихотворения. 1904—1941 / Сост., подг. текста, комм., статья Н. В. Королёвой . — М. : Эллис Лак, 1998. — С. 710—711. — ISBN 5-88889-030-8 .
  38. . Литературный словарь терминов. Дата обращения: 3 октября 2016. Архивировано из 5 октября 2016 года.
  39. Ткачева П. П. Философско-христианские мотивы в творчестве В. С. Высоцкого («Купола») // Эстетико-художественное пространство мировой литературы. Материалы международной научной-практической конференции «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. XVI Кирилло-Мефодиевские чтения». 2015 / Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина. — Ярославль: Ремдер, 2015. — С. 104—109. — 340 с. — ISBN 978-5-94755-372-7 .
  40. Кулагин А. . — Litres, 2016. — ISBN 5040079168 , ISBN 9785040079162 .
  41. Ляпичева Е. Л. // Лексико-грамматические инновации в современных славянских языках. Материалы VI Международной научной конференции 22–23 апреля 2013 года / Упорядник Т. С. Пристайко. — Дніпропетровськ: Нова ідеологія, 2013. — С. 176—179. — 356 с. — ISBN 978-617-7068-08-1 .
  42. Бень Е. М. Гамаюн, Сирин и Алконост: фольклор и живопись в двух стихотворениях Блока // Русская речь . — 1985. — № 4 . — С. 131—136 .
  43. Соболев Н. А. // Древняя Русь. Вопросы медиевистики . — 2002. — . — С. 87—88 . — ISSN . 1 апреля 2016 года.
    • Столяров Ю. Н. . C. 9. ГПНТБ России (2016). Дата обращения: 17 сентября 2016. 17 сентября 2016 года.
    • Столяров Ю. Н. Мифы народов мира о ниспослании письменности // Научное и культурное взаимодействие на пространстве СНГ в контексте развития книгоиздания, книгообмена и науки о книге: материалы Международной научной конференции, Москва, 24-25 ноября 2014 г.: К 300-летию Библиотеки академии наук: в 2 ч. — Ч. 1. — М. : Наука , 2014. — С. 254—256.
    • Осипова О. В. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2008. — № 74—1 . — С. 378 . — ISSN . 27 сентября 2016 года.
    • Хорошко А. С. // . — 2012. — Вып. 14 , № 1036 . — С. 21—22 . — ISSN . 18 октября 2017 года.
  44. Гайдуков A. B. // Colloquium heptaplomeres : научный альманах / Научно-исследовательской лаборатория «Новые религиозные движения в современной России и странах Европы». Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина . — Н. Новгород : НГПУ , 2016. — № 3 . — С. 43—47 . 27 февраля 2023 года.
  45. Авдеева Т. В. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — 2013. — № 7—1 (33) . — С. 14 . — ISSN .
  46. . Официальный сайт городского поселения Зеленоградский. Дата обращения: 24 сентября 2016. Архивировано из 27 сентября 2016 года.
  47. . Администрация муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области. Дата обращения: 24 сентября 2016. Архивировано из 27 сентября 2016 года.
  48. . Региональное законодательство. Саратовская область. Дата обращения: 24 сентября 2016. Архивировано из 8 июля 2016 года.
  49. . Українська геральдика. Дата обращения: 13 ноября 2016. 13 ноября 2016 года. (укр.)
  50. . Союз геральдистов России . Дата обращения: 24 сентября 2016. 24 сентября 2016 года.
  51. . Геральдикум (10 июня 1997). Дата обращения: 11 ноября 2016. 11 ноября 2016 года.
  52. Жукова Л. . Официальный сайт города Вязьмы Смоленской области. Дата обращения: 11 ноября 2016. Архивировано из 12 ноября 2016 года.
  53. (англ.) . Gazetteer of Planetary Nomenclature . IAU Working Group for Planetary System Nomenclature.

Литература

Источник —

Same as Гамаюн