Иоанн XXII
- 1 year ago
- 0
- 0
Драви́ды — народы, населяющие главным образом Южную Индию (на территории Пакистана остались только брагуи ) и говорящие на дравидийских языках . Антропологически дравиды настолько отличаются от остального населения Индии, что многие исследователи выделяют их в отдельную расу — дравидийскую, или южноиндийскую — очевидно, являющуюся результатом смешения индо-средиземноморской и веддоидной рас .
Дравидийские народы являются основными создателями одной из древнейших и самых развитых мировых цивилизаций — цивилизации долины Инда , или Хараппской цивилизации , в культуре и мифологии которой довольно чётко прослеживаются дравидийские элементы . Предполагается, что в период, когда эта древнейшая цивилизация уже клонилась к упадку, в результате серии экологических катастроф и волнового индоарийского (расово представлявших собой европеоидов) натиска, города в бассейне Инда были разрушены, а коренное население — в частности, дравиды — было вытеснено, либо мигрировало на юг полуострова Индостан .
К дравидам относятся телугу , или андхра (44 млн человек по оценке 1967 года, в настоящее время — более 80 млн человек), тамилы (~70 млн человек, частично живут также на острове Шри-Ланка , в Малайзии , Мьянме и других странах Юго-Восточной Азии ), малаяли (более 35 млн человек), каннара (44 млн человек), гонды (более 4 млн человек), тулу (около 1 млн человек), а также ряд малочисленных народов, во многом сохранивших ещё родоплеменной уклад и живущих в основном в горных и лесных районах: ораоны , тоды , кота, курумба, бадага , байга и др.
Народы телугу и тамилы являются создателями двух крупнейших индийских киноиндустрий: Толливуда (кинематограф на языке телугу ) и Колливуда (кинематограф на тамильском языке ), в настоящее время превосходящие Болливуд (кинематограф на языке хинди ) по количеству кинопродукции .
Южноиндийские города Бангалор и Хайдарабад являются крупнейшими в Индии научными и индустриальными центрами. Хайдарабад соперничает с Бангалором за право называться индийской кремниевой долиной .
Дравиды делятся на северных, центральных и южных. Территория расселения северных дравидов: Пакистан , Афганистан , Иран и Туркменистан , Северо-Восточная Индия , Бангладеш и Непал . К ним относятся брагуи , ораоны , малто (малер) и пахариа. Территория расселения центральных дравидов: Центральноиндийский хребет , горы Виндхья , Сатпура , долина реки Махадео. К ним относятся гонды, кхонды, койя, пенго и др. Территория расселения южных дравидов включает в себя плоскогорье Декан , Западные и Восточные Гаты , Малабарское и Корамандельское побережье. К ним относятся крупнейшие этнические общности Индии: телугу , тамилы , малаяли и каннара , на территории которых в 1953—1956 годах были созданы «языковые штаты» Тамилнад , Керала , Андхра-Прадеш и Карнатака ; тамилы также населяют и северные районы Шри-Ланки .
К южным дравидам относится также южноиндийский народ тулу (тулува), проживающий в южной части штата Карнатака и на севере штата Керала. С 90-х годов XX века в среде народа тулу усилилось движение за формирование на территории их проживания собственного «языкового штата» — Тулунаду . Помимо вышеперечисленных крупнейших этнических общностей Индии, к южным дравидам относятся малые племена группы адиваси , племена кодагу, тода, кота, ирула, тулу, курумба, корага, ченчу, кайкада и др. Основная территория их проживания — Южная Индия . Такие представители южных дравидов, как телугу, тамилы, каннара и малаяли входят в десятку крупнейших народов Индии. Язык телугу занимает третье место в Индии по количеству носителей, тамильский — пятое, языки каннада (или каннара) и малаялам — восьмое и девятое (см. список языков Индии по количеству носителей ). Южные дравиды проживают компактно и составляют большинство населения на своих этнических территориях . Северные и центральные дравиды, напротив, живут анклавами, окружённые недравидийскими народами . Начиная с периода XIX — начала XX века несколько миллионов дравидов проживают в Юго-Восточной Азии , включая такие страны, как Малайзия , Индонезия , Сингапур и др., а также на и Индийского океанов, в Южной и Юго-Восточной Африке. По оценке 2004 года, численность дравидов в Южной Азии составляет 210 — 220 миллионов человек .
Антропологически дравиды очень смешаны, включают в себя как европеоидные , так и веддоидные расовые типы. Дравидийская раса, в своей общей совокупности, очевидно, представляет собой результат смешения индо-средиземноморской и веддоидной рас . По другой классификации, большинство южных дравидов относят к южноиндийской расе, а северных и центральных дравидов — к индо-средиземноморской расе . У всех дравидов — особенно в Северной и Северо-Восточной Индии — помимо веддоидной, прослеживаются также черты австралоидной расы . Веддоидная и австралоидная малые расы являются частью большой австрало-веддоидной расы .
Дравиды являются одной из самых ранних цивилизованных рас Индостана — они появились в Южной Азии раньше, чем предки других этнолингвистических общностей современной Индии . Вопрос о происхождении дравидов, однако, до сих пор до конца не ясен, и их появление на земле Индостана остаётся загадкой, разрешить которую пыталось не одно поколение индологов , археологов, историков и лингвистов. Прародина дравидов до сих пор окончательно не установлена (останки дравидоидов эпохи верхнего палеолита были обнаружены в Воронежской области России и на территории Египта, относящиеся к додинастическому периоду) .
Генетические связи дравидийских языков с другими во многом спорны. Предполагается генетическая близость дравидов к населению Древнего Элама и современным носителям уральских языков и алтайских языков . Крупнейший советский индолог -дравидолог М. С. Андронов полагал, что наиболее заслуживающей внимания можно считать гипотезу (основанную на большом языковом материале) о родстве дравидийских языков с угро-финскими или урало-алтайскими языками .
При решении этой проблемы весьма важное значение имеет тот факт, что одно из племён Белуджистана , называемое брагуи , говорит на языке, близком современным ветвям первоначального дравидийского языка . Некоторые учёные склонны рассматривать дравидов как потомков первобытных жителей Индии и придерживаются взгляда, что дравидийская культура является результатом постепенного развития местной додравидийской культуры . Эта группа учёных полагает, что переселение дравидов из Индии в Белуджистан и привело к основанию в этом районе дравидийской колонии . Другая, более многочисленная группа учёных указывает на сходство между шумерийским и дравидийским этническими типами и считает, что дравиды из Западной Азии через Белуджистан вторглись в Индию, а брагуи — это потомки группы дравидийских переселенцев, которая задержалась в Белуджистане на пути в Индостан . Существует также гипотеза, сторонники которой считают прародиной дравидов легендарный материк Лемурию . Приверженцы этой теории полагают, что вполне возможно, что в глубочайшей древности Двуречье , Иран , Кавказ (в этих местах различные учёные помещали прародину дравидов), а возможно — и часть Средней Азии , были населены племенами, говорившими на дравидийских языках, однако, это вовсе не означает, что протодравиды пришли в Индию именно из этих мест. Сторонники теории ссылаются на известного советского индолога-филолога, лингвиста Г. А. Зографа , который в работе «Языки Индии, Пакистана, Цейлона и Непала» (1960) отмечал, что в последнее время всё большее признание находит теория, согласно которой предполагается, что продвижение дравидийских народов шло с юга полуострова Индостан на север, а не с севера на юг . Так, например, у дравидийских племён, говорящих на языке курух и живущих в центральной и северо-восточной частях Индии, существует предание, что их предки вышли из Южной Индии . В древних преданиях дравидов упоминается о прародине, несколько тысяч лет назад ушедшей на дно океана и находившейся к югу от мыса Коморин . В легендах тамилов — самого южного и самого древнего из дравидийских народов ( тамильский язык является наиболее богатым из дравидийских языков) — рассказывается о некоем Южном материке и ранней санге , якобы возглавляемой великим богом Шивой , которая исчезла в волнах океана вместе с этим материком.
В настоящее время считается наиболее вероятным, что протодравиды жили в районах, расположенных на западе и северо-западе от Индостана (предполагается их генетическая близость к населению Древнего Элама и современным носителям уральских и алтайских языков), и мигрировали в Южную Азию в конце V — начале IV тыс. до н. э. С дравидами связывают ряд неолитических , энеолитических и мегалитических культур северо-западных, центральных и южных районов Индостана, таких как Мехргарх, Инамгаон, Неваса, Навдатоли, Адичаналлур, Брахмагири, Маски и др. «Дравидийские народы и племена не являются аборигенами Индии и появились там, по-видимому, не позже IV тысячелетия до н. э. Вопрос о их происхождении и внеиндийском периоде их истории остаётся открытым, хотя уже были высказаны некоторые предположения о возможных доисторических связях этих племён с древними племенами восточного Средиземноморья , а также со многими другими народами» — пишет крупнейший советский дравидолог М. С. Андронов .
По мнению французской исследовательницы Омбюрже, древнейшим языком европеоидов-меланхроев, обитающих в Восточной Африке (в настоящее время говорящих на языках семито-хамитской группы ), был язык, родственный дравидийским языкам . С дравидийскими языками сближают язык эламитян, создавших древнейшую, наряду с шумерской и египетской , цивилизацию планеты (Древний Элам — современные иранские провинции Хузестан и Лурестан ) . Профессор И. М. Дьяконов в работе «Языки древней Передней Азии » писал: «можно предполагать, что племена, по языку родственные эламитянам и дравидам, в IV—III тысячелетиях до н. э., а может быть и позже, были распространены по всему Ирану — по крайней мере, в его южной части… следы дравидийской топонимики (правда, не датируемые каким-либо определённым периодом), по-видимому, обнаружены на Аравийском полуострове , а следы примеси дравидоидной (южноиндийской) расы отмечаются, как утверждают некоторые исследователи, в ряде районов южного Ирана» . Исследователи И. И. Пейрос и В. А. Шнирельман в работе «В поисках прародины дравидов (лингвоархеологический анализ)» отметили следующий факт: «Возможность эламо-дравидийского языкового родства, которую достаточно убедительно, по нашему мнению, показал Д. Макальпин, также подтверждает западное происхождение дравидийских языков. Эламо-дравидийское единство должно было распасться где-то на Среднем Востоке не позднее V—IV тыс. до н. э. Лишь после этого дравидийские языки могли начать движение в Южную Азию. К концу II тыс. до н. э. дравидийские языки были уже широко представлены в Индии, о чём свидетельствуют дравидо-индийские языковые контакты… Таким образом, все известные лингвистические данные позволяют говорить о передвижении дравидийских языков и, скорее всего, дравидийских народов в Южную Азию с запада в период с IV по II тыс. до н. э. Сказанному не противоречат и археологические данные, свидетельствующие о распространении неолитических и энеолитических культур по той же территории и в том же направлении. На этом основании некоторые археологи уже высказывали соображения о том, что определённые энеолитические культуры Среднего Востока могли быть созданы древними дравидами» . По мнению индийского учёного Т. Б. Наяра, географические названия в Двуречье , Иране, Афганистане и даже на Кавказе могут быть истолкованы, если исходить из дравидийских языков . Другой крупный авторитет, румынский лингвист Н. Лаховари, в книге «Происхождение дравидов и Запад» указал на наличие множества общих черт между кавказскими и дравидийскими языками . Т. Б. Наяр и Н. Лаховари полагают, что племена дравидов проникли в Индию приблизительно в IV тыс. до н. э. Примечательным является и то, что при помощи дравидийских корней удаётся наиболее убедительно объяснить слова языка, на котором говорили древнейшие жители долины Тигра и Евфрата — так называемые «протошумеры», или убаидцы (по наименованию холма Уль-Убейд (или Эль-Обайд), при раскопках которого были впервые найдены следы создателей самой первой цивилизации планеты) .
Вероятно, дравидийские народы являются основными создателями одной из древнейших и развитых мировых цивилизаций — цивилизации долины Инда, или Хараппской цивилизации (III—II тыс. до н. э), в культуре, мифологии и, возможно, языке которой прослеживаются дравидийские элементы . Небольшую часть жителей Хараппской цивилизации, общая численность населения которой оценивается в пять миллионов человек, возможно, составляли древние арии . Известный советский индолог С. И. Тюляев писал: «Окончательная гибель древнеиндийской цивилизации (созданной в основном племенами дравидийской языковой группы), достигшей такого высокого уровня развития культуры и занимавшей огромную территорию с расположенными на ней городами, не может быть объяснена одними внутренними причинами или изменениями в природных условиях. Её упадок несомненно прогрессировал, но его ускорение было связано с расселением в долине Инда и затем Ганга новых племён… Эти племена, говорившие на диалектах индоевропейской языковой семьи , стояли на более низкой ступени общественного развития, чем местное население с его высокой городской культурой» . Пришлые племена, называвшие себя ариями , расселялись в Северо-Западной Индии и двигались далее на восток по долине Ганга. «Представляется, что индоарии постепенно разрушили города в бассейне Инда, когда эта древнейшая цивилизация уже клонилась к упадку, и потеснили коренное население, в частности дравидов, на Юг» . Другой крупнейший авторитет, советский индолог и лингвист Г. А. Зограф , писал: «По-видимому, основная масса носителей дравидийских языков была оттеснена на юг при нашествии арьев, и лишь часть их осталась в наименее доступных местностях» . «Но затем культура индоариев стала сближаться с местной и многое от неё заимствовала. Произошло и этническое смешение ариев с местным населением» (С. И. Тюляев), в результате чего индоарии «много заимствовали от их более древней цивилизации» . Эти значительные перемены в жизни общества получили отражение в великом древнеиндийском эпосе « Махабхарата » .
В IV—III веках до н. э. на территории, населённой дравидами, образовались государства: Чола и Пандья — на территории современного Тамилнада и Чера — на территории современной Кералы . Государства Чола, Пандья и Чера являлись «морскими державами», которые с одной стороны поддерживали торговые связи со странами Средиземноморья (в том числе с Римом , основавшим на восточном побережье индийского Юга торговую факторию) , а с другой — с государствами Юго-Восточной Азии , а также вели торговлю с Египтом и Китаем. О торговле Рима с Югом Индии во II веке н. э. писал Птолемей , в работах которого упоминаются многие крупные южноиндийские порты, содержатся сведения о государствах Чола и Пандья . О тесных контактах с Римом также свидетельствуют упоминающиеся в « Перипле Эритрейского моря », у Плиния Старшего и Клавдия Птолемея названия южноиндийских городов государств Чера, Пандья и Чола, имеющие прямые соответствия в тамильских источниках .
Черы (Перумалы) . Тамилы издавна представляли своё общество состоящим из трёх государств — Чола, Чера и Пандья . В одном из комментариев на «Тирукурал» сказано, что эти три царства правят землёй тамилов «со дня Творения». Государство Чера существовало, вероятно, с середины I тыс. до н. э. Первое упоминание о стране Чера относится к эдиктам императора Ашоки (III в. до н.э.), где она названа именем «Кералапутра» . Следующее упоминание о Чере встречается в литературе эпохи Сангама (первые века н. э.). В ней Чера — одно из тамильских потестарных образований наряду с государствами Чола и Пандья. Упоминаются цари этой династии, активно участвующие в политической жизни Тамилнада. Эти упоминания не вызывают особых сомнений, однако на эпохе Сангама всё же остаётся налёт легендарности . О древнем периоде истории государства Черов, от процветавших тогда, судя по художественной литературе Сангама, государств не осталось никаких других свидетельств и никаких материальных остатков . Только известно, что приблизительно до III века Чера являлась одной из трёх крупнейших держав Южной Индии наряду с Чолами и Пандьями . Географическое положение древнейшей Черы неясно . Традиционно считается, что она находилась на Западном побережье ( Малабар ), на территории современной Кералы. Но есть веские основания считать, что она располагалась по другую сторону Западных Гат , и её столицей был Карур в верховьях реки Кавери ( округ Тиручираппалли ) . Степень участия древней Черы в политической и культурной жизни древнего Тамилнада была бы невозможна, если бы она располагалась на территории современной Кералы и была отгорожена от государств Чола и Пандья грядой Западных Гат . Странно также и то, что материальные следы пребывания греко-римлян, которые относятся как раз к эпохе Сангама, в основном сосредоточены на Восточном побережье. Они неплохо знали и Западное побережье, но почему-то продолжали свой путь вокруг мыса Коморин и основывали свои поселения в Тамилнаде, в том числе в Каруре . По мнению М. Г. С. Нараянана, вероятно, что Керала тогда находилась на низкой стадии развития и примерно до VIII века представляла собой территорию с племенным населением . Как особый этнокультурный регион современная Керала появилась безотносительно к древней Чере, и произошло это где-то в промежутке между эпохой Сангама (т. е. первыми веками н. э.) и VIII веком в результате миграции сюда брахманов из Гуджарата и Конкана и основания ими поселений на Малабарском берегу . Династия Поздних Черов (Перумалов) исторически достоверна. Поздние Черы, со столицей уже в Керале, в городе Маходаяпурам, или Макотаи (современный Кодунгаллур), правили примерно с 800 по 1122 год и имели множество вассальных династий . Отмечены также Черы (поздние) и на территории страны Конгу (западные районы Тамилнада) в XI–XII веках . В начале IX века правители Поздних Черов в союзе с соседними династиями Паллавов и Пандьев потерпели поражение в борьбе с мощнейшей Раштракутской империей . Новый союз государств, куда вошли Черы и Чолы, был также разбит Раштракутами. В конце X века Черы попали в зависимость от державы Чолов, которая стала играть доминирующую роль в Южной Индии . После распада государства Поздних Черов на мелкие владения, начинается так называемый «брахманский период»: соперничество между двумя брахманскими грама — Панниюром и Шукапуром — стало основным содержанием истории . Ситуация, возникшая после XII века, весьма вероятно, послужила основанием для возникновения легенды о Парашураме , о том, что вся Керала «отдана» брахманам и что некий Чераман Перумал разделил её на мелкие княжества . М. Г. С. Нараянан, которому удалось в серии статей и докладов воссоздать историю этого государства как в политическом, так и в социальном ракурсе, отождествлял легендарного Черамана Перумала с основателем династии Поздних Черов в самом конце VIII века .
Сатаваханы . Населённая народом телугу Андхра составила ядро государства Сатаваханов , а после входила в состав государств Чалукьев , Чола и Какатьев . Государство Сатаваханов (именуемых также Андхрами) являлось самым сильным и известным в послемаурийский период Декана . В правление царя Сатакани, или Сатакарни (в пуранах — Шатакарни), наиболее крупного правителя первого периода сатаваханской истории, государство заметно расширило свои владения, а сам царь стал называться «господином Южной страны» . В течение нескольких столетий Сатаваханам удавалось удерживать власть над огромной территорией, успешно соперничать с североиндийскими государствами и противостоять натиску вторгавшихся племён . Время Сатаваханов отмечено значительным развитием культуры, интенсивностью связей со странами Запада, прежде всего с Римом, что находит подтверждение в письменных источниках, в том числе в «Перипле Эритрейского моря» . Правителям династии на протяжении нескольких столетий пришлось вести борьбу с шакскими (сакскими) кшатрапами , что в итоге окончательно подорвало мощь Сатаваханской империи . Единое государство распалось, но мелкие правители, принадлежавшие к различным ветвям династии, ещё долго удерживали за собой ряд областей. В Кунтале, например, потомки одной из ветвей Сатаваханов правили вплоть до середины IV века . Отдельные части Сатаваханской империи оказались под властью династий Вакатаков, Абхиров, Паллавов и Икшваков .
После падения Сатаваханов мелкие династии вели между собой ожесточённую борьбу за гегемонию. Династия Абхиров, утвердившаяся после распада государства Сатаваханов в Северном Конкане и, возможно, даже вытеснившая Западных Кшатрапов из их столицы Уджаяни, вскоре утратила своё значение и не могла претендовать на главенствующие позиции в Южной и Западной Индии . Ещё менее влиятельными были династии Нагов и Чуту-Сатакарниев . Довольно сильной династии Икшваков принадлежали лишь отдельные области Андхры, и она не могла играть ведущую роль в политической жизни всего Юга . В итоге наибольшей власти добились представители династии Вакатаков.
Вакатаки . Сильную империю, не уступавшую в могуществе и славе Сатаваханской, удалось создать правителям династии Вакатаков. Начало правления династии относят приблизительно к 250/255 году н. э. . Источники не содержат прямых свидетельств о первоначальных владениях Вакатаков, но косвенные данные указывают на связь с областями современного Берара . Крайне фрагментарны сведения о первом царе династии — Виндхьяшакти. По мнению исследователей, Виндхьяшакти находился в зависимости от поздних Сатаваханов и добился самостоятельности только после падения их государства. Очевидно, он сумел распространить свою власть на некоторые земли в районе гор Виндхья , на что может указывать его имя. Возможно, что возвышение Виндхьяшакти проходило в напряжённой обстановке соперничества с шакскими кшатрапами и местными независимыми династиями. Первоначальные владения первого правителя Вакатаков, вероятно, располагались в Центральном Декане. При сыне Виндхьяшакти, царе Праварасене I (270—330) — одном из самых известных правителей этой династии, государство Вакатаков значительно расширило свои границы. В надписях вакатакских правителей именно с Праварасены I открывается список царей. Праварасена был единственным, кто принял титул «самрат» — «император» («единоправитель, всеправитель»), заявив тем самым о своём могуществе . К концу правления Праварасены I империя включала почти всю западную часть Декана между реками Нарбада и Кришна . Не исключено, что Праварасена захватил и некоторые территории в Западной Индии . В эпиграфических документах говорится о браке сына Праварасены I и дочери царя династии Нагов, которым принадлежали значительные территории Центральной Индии. Благодаря такому союзу Вакатаки укрепили свои позиции и в этой части страны. Сыновья Праварасены ещё при жизни отца стали правителями главных провинций империи. После его смерти они пытались отстоять свою самостоятельность и создать собственные государства. Одна из таких независимых ветвей династии в Южном Бераре просуществовала до V века. Царям главной ветви династии удалось сохранить власть над большей частью империи, хотя они уже не носили титул «самрат». После Праварасены трон перешёл к его внуку Рудрасене I (330—350), правление которого совпало с возникновением и усилением династии Гуптов , и Вакатакам постоянно приходилось думать о защите своих северных границ. Обе династии понимали важность установления дружеских отношений. Гупты намеревались через Вакатаков оказывать давление на южные районы, а Вакатаки были не в силах оказывать серьёзное сопротивление Гуптам в открытых схватках . Напряжённые отношения между Гуптами и Вакатаками продолжались недолго: при внуке Рудрасены I обе династии заключили матримониальный союз . О возрастании роли Вакатаков на политической арене Индии может свидетельствовать также и брак царевича Рудрасены II с дочерью Чандрагупты II Викрамадитьи (империя Гуптов при этом получила контроль над большей частью Декана) . Этот союз преследовал определённые политические цели: Гупты готовились к войне с Западными Кшатрапами и хотели обеспечить безопасность своих южных границ — империя Вакатаков как раз находилась в непосредственной близости к владениям кшатрапов. Такая политика имела успех: Гуптам удалось победить кшатрапов и захватить Западную Мальву и Саураштру , а Вакатаки сохранили большинство своих владений. Но правление Рудрасены II было непродолжительным, после его смерти власть фактически перешла в руки его вдовы Прабхаватигупты. В течение многих лет её регентства Гупты практически присоединили огромное государство Вакатаков, соответствующее размерам современного Мадхья-Прадеша . Тогда же произошло возвышение представителей боковой линии вакатакских царей. Владения их правителя Праварасены II (420—450) включали не только Южный Берар, но и области Махараштры . Обе ветви Вакатаков соперничали друг с другом. После царя Притхивишены II (конец V в.) упало значение центральной ветви династии, и главенство перешло к правителям Южного Берара — Вакатакам из Ватсагульмы . Царь Харишена (475—500) распространил свою власть на многие районы Декана и на ряд областей Западной Индии . В надписи из Аджанты (при Вакатаках были созданы основные и лучшие из poсписей этого выдающегося памятника древнеиндийского искусства) Харишена характеризуется как завоеватель Кунталы, Аванти, Калинги , Южной Кошалы , Андхры и др. . Возможно, что эти успехи были связаны с ослаблением государства Гуптов. Правление Харишены было временем нового, хотя и недолгого, расцвета империи Вакатаков . Приблизительно в 565 году Декан и другие области их государства перешли к Чалукьям .
Сатаваханы и Вакатаки создали хорошо организованную систему центрального управления . Империя делилась на провинции, а те, в свою очередь, на округа. Существовал большой штат различных чиновников: тех, кто отвечал за продовольствие, главных писцов, военачальников, деревенских чиновников. Некоторые данные имеются и о религиозной политике Сатаваханов и Вакатаков. Кроме буддизма и джайнизма значительное распространение получил индуизм . Сатаваханы оказывали покровительство буддистам . Царь Вакатаков Рудрасена I был шиваитом , а Рудрасена II — вишнуитом . Такой религиозный синкретизм составлял одну из специфических черт культурного развития Декана и Южной Индии в древности и раннем средневековье .
Икшваки . Наряду с Вакатаками большую роль в политической жизни Декана после падения Сатаваханской империи играли государства Икшваков и Паллавов, но данные источников об этих государствах немногочисленны . Династия Икшваков утвердилась в Андхре сразу же после падения Сатаваханов . Надписи периода Икшваков из Нагарджуниконды говорят о приверженности правителей этой династии брахманизму . Основателем династии был, вероятно, царь Шантамула . При сыне Шантамулы, царе Вирапурушадатте, Икшваки заключили брачные союзы с шакскими кшатрапами из Уджаяни и правителями Ванавасы (в районе современного Мумбаи ), что укрепило их политические позиции . Икшваки также заключили союз с Западными Кшатрапами против могущественной династии Паллавов, но потерпели поражение — победу одержали Паллавы . Довольно сильной династии Икшваков принадлежали только отдельные области Андхры, поэтому она, в отличие от Вакатаков и Паллавов, не могла играть ведущую роль в политической жизни всего Юга.
Паллавы . С III века о своём существовании на границе исторических районов Андхры и Тамилнада заявляет династия Паллавов . Паллавы были второй (после Вакатаков) могущественной династией Южной Индии, создавшей своё государство на развалинах Сатаваханской империи. Многие периоды их ранней истории неизвестны, о некоторых событиях имеются упоминания в надписях более поздних правителей. С течением времени династия утверждается на севере Тамилнада, со столицей Канчипурам (Канчи), и постепенно распространяет свой сюзеренитет на весь Тамилнад, подчиняя области Чола и Пандья . Основная линия династии продолжалась до начала X века. За свою историю Паллавы пережили несколько взлётов и падений. Первый серьёзный удар династия получила от Самудрагупты (около 350 г.), однако Паллавам удалось восстановить свой престиж, но затем государство вновь ослабело: с запада наступали Кадамбы , а с севера — Вишнукундины. Но во время правления Симхавишну (555—590) государство снова начало расширяться: были подчинены территории Чолов и часть территории Пандьев, начались перманентные войны с Чалукьями из Ватапи. Последним сильным правителем династии Паллавов был Нандива́рман III (847—862). Он сумел сохранить государство в прежнем объёме и даже посылал флот в Юго-Восточную Азию . Паллавское государство в Тамилнаде стало первым, от которого сохранились архитектурные памятники. Прежде всего, это храмы в Мамаллапураме (Махабалипураме) , являвшемся важным портом и торговым центром Паллавов, и храм Кайласанатха в Канчипураме. Храмы и изображения животных в Махабалипураме вырублены из скал, из цельных кусков камня, там же есть и храмы, выстроенные из каменных блоков («Семь пагод») . Сейчас от них остался только один, остальные затоплены и исчезли . Постоянные войны Паллавов с Пандьями шли с переменным успехом, при этом часто использовалась помощь Чолов, которые в IX веке постепенно усиливались, что в итоге и оказалось фатальным: в IX веке Паллавы были сметены вновь поднявшимися Чолами . Осталось несколько мелких княжеств, правители которых претендовали на своё происхождение от Паллавов. Имя или титул Паллавов носили многие вассалы Чолов, Чалукьев, Кадамбов, Раштракутов и др.
Кадамбы . 345—525 гг. — время правления династии Кадамбов в Южной Карнатаке . Кадамбы являлись первой династией народа каннада (каннара) . Сначала они правили в Банаваси как независимые правители, потом как вассалы Чалукьев и Раштракутов, разделившись на две династии — в Гоа и в Ханагале . Наибольший расцвет Кадамбов падает на правление Какустхава́рмана (435—455), когда государство охватывало почти всю Карнатаку . Кадамбы первыми стали использовать язык каннада в официальных документах (при том, что основная часть их ранних надписей (до подчинения Чалукьям) была составлена на санскрите ) .
Западные Ганги . 350—1000 гг. — время правления династии Западных Гангов . Как и Кадамбы, Западгые Ганги правили в Южной Карнатаке. Сначала владения династии находились в районе современного округа Колар , затем столица была перенесена в Талакад на берегу реки Кавери. Ганги сохраняли независимость только до середины VI века. С возвышением династии Чалукьев из Бадами (Ватапи) Ганги стали их верными и наиболее видными вассалами и вместе с ними воевали против династии Паллавов, являвшейся постоянным врагом Чалукьев. Когда Чалукьев сменили Раштракуты, Ганги примерно столетие боролись с ними за свою независимость, а затем, сумев добиться видного положения в пределах Раштракутской империи, вместе с Раштракутами воевали с Чолами, Гурджара-Пратихарами и Парамарами. Некоторые гангские князья получали в жёны раштракутских принцесс. Позже Раштракуты вновь были сменены Чалукьями, но вместе с тем произошло и значительное усиление Чолов, которые около 1000 г. нанесли Гангам столь сильное поражение, что династия прекратила своё существование . Территория бывшего государства Гангов находилась под контролем Чолов, пока Хойсалы не нанесли им поражение при Талакаде в 1116 году .
Чалукьи из Бадами . Династия Чалукьев Ранних из Бадами (Ватапи) (ок. 550—642) стала подниматься с упадком государства Кадамбов (VI в.). Они основали первое в истории Декана крупное государство, империю, которая простиралась от реки Нарбада до реки Кавери . В правление Пулакешина II (609—642) государство достигло зенита могущества, охватив всю Махараштру , Андхру, почти всю Карнатаку и часть Гуджарата . В 620 году Пулакешину II удалось отбить нападение Харшавардханы в битве на реке Нарбада, что ознаменовало выход южных государств на общеиндийскую политическую арену . Пулакешин II не мог управлять своей обширной империей из одного центра и выделил уделы своим братьям — Андхру и Гуджарат. После серии громких побед Пулакешин II погиб, когда его столица была взята штурмом Нарасимхава́рманом Паллава. Государство сумело преодолеть кризис в правление династии Чалукьев Западных из Бадами (ок. 654/5-753) , при монархе Викрамадитье I (655—680). Территория правления этой чалукийской династии простиралась на Центральный и Западный Декан . При правителе Викрамадитье II (733—746) государство даже смогло нанести поражение своим постоянным врагам Паллавам и захватить их столицу Канчипурам. Но Раштракуты, вассалы Чалукьев, уже при следующем чалукийском монархе свергли своих хозяев и основали новую империю. Западные Чалукьи исчезли с политической арены на 220 лет (с начала правления Раштракутов (753 г.) до начала правления династии Чалукьев из Кальяни — 973 г.) .
Чалукьи Восточные из Венги и Чалукьи-Чолы . Когда правитель династии Чалукьев из Бадами Пулакешин II выделил Андхру и Гуджарат в качестве уделов своим братьям, гуджаратская ветвь Чалукьев быстро пресеклась, телужская же в Андхре правила долго, став известной под названием Чалукьи из Венги, или Восточные Чалукьи. Государство Восточных Чалукьев (615—1070) можно считать первым государством народа телугу . В нём язык телугу стал официальным языком наряду с санскритом . Государство занимало области нижнего течения рек Кришны и Тунгабхадры . Восточные Чалукьи, являвшиеся телужским уделом Чалукьев из Бадами, вскоре полностью отсоединились от своего материнского государства, а позже даже вступили с ним в конфронтацию . В 1070 году мужская линия Чолов пресеклась, и правитель Восточных Чалукьев Раджендра II (внук Раджендры I по женской линии, женатый на чольской принцессе) унаследовал по женской линии также и чольский трон, став чольским монархом, известным под именем Куллотунга I (1070—1122), таким образом, династия Восточных Чалукьев слилась с династией Чолов, началось правление династии Чалукьев-Чолов (XI—XII вв.) . Куллотунга I оставил свою прежнюю вотчину под управлением дяди Виджаядитьи VII, а после его смерти в 1076 году назначал вице-королями Андхры одного за другим своих четырёх сыновей . Удержать эти районы было трудно, так как усилившиеся Западные Чалукьи в Западном Декане и в Ориссе часто совершали набеги в Андхру. Государство Чалукьев-Чолов не являлось централизованным: в качестве вассалов в документах упоминаются не менее 70 князьков (мандаликов). Куллотунга I и его потомки стали опираться на мандаликов, что позволило Чалукьям-Чолам сдерживать набеги противника и даже совершить несколько удачных походов против Восточных Гангов. В 1135 году ополчение мандаликов само, без помощи имперских войск, отбило нападение Западных Чалукьев. Но обратной стороной усиления вассальных князей явилось ослабление центральной власти государства. Вся вторая половина XII века и начало XIII века — время господства в Андхре мелких князьков-правителей. Около 1173 года они прекратили даже формальное подчинение Чалукьям-Чолам и начали воевать друг с другом, чем воспользовалось государство Какатьев с центром в Варангале, умело пользовавшееся противоречиями среди крупных держав региона и становившееся всё более независимым. Чалукьи потеряли контроль над Венги — в Андхре утвердились Какатьи .
Раштракуты . Раштракуты правили в Западном Декане более 200 лет (753—982) . Взлёт Раштракутов был стремительным: уже второй правитель династии Кришна I (756—774) поставил под свой контроль северную часть Карнатаки и Конкан, а Дхрува Дхараварша (780—793) объединил земли от Центральной Индии до реки Кавери, ему подчинялись Восточные Чалукьи и Западные Ганги . Раштракуты трижды вторгались на Гангскую равнину и трижды разбивали североиндийские державы . Раштракутская империя сыграла важную роль в истории Индии: она продемонстрировала государствам Северной Индии силу Декана, её время явилось этапом в развитии языка каннада , от неё остались интереснейшие архитектурные памятники: храм Кайласанатха в Эллоре , пещеры Элефанты , джайнский храм в Паттадакале и др. Когда государство Раштракутов стало слабеть, начались восстания вассалов. В 982 году Тайлапа II из рода Чалукьев сверг последнего раштракутского царя и основал новую империю под старым названием, известную как Чалукьи из Кальяни, или Западные Чалукьи.
Чалукьи Западные из Кальяни . 973—1187 гг. — время правления династии Чалукьев из Кальяни (или Западных Чалукьев / Поздних Западных Чалукьев), основанной в 973 году вассалом Раштракутов Тайлапой II . Их родственные связи с ранними Чалукьями (из Бадами) не бесспорны, однако специалистами всё же была введена сплошная нумерация царей этих двух династий . Западные Чалукьи из Кальяни боролись с Чолами за плодородную дельту Кришны - Годавари , т. е. за влияние в государстве Восточных Чалукьев. Что касается самих Восточных Чалукьев, то наблюдалась их явное тяготение к Чолам, объясняемое, похоже, их опасением своих могущественных родственников — Западных Чалукьев. Поэтому Восточные Чалукьи постоянно брали жён из чольских принцесс. Слияние Чолов и Восточных Чалукьев при Кулоттунге I означало победу Чолов в борьбе за дельту Кришны-Годавари. Однако окончательную победу всё же одержали Западные Чалукьи, а Чолы потеряли плодородную дельту. Расцвет государства Западных Чалукьев приходится на правление Викрамадитьи VI, завоевавшего почти весь Декан и неоднократно наносившего тяжёлые поражения Чолам. Но именно военные победы истощили государство, могущество Западных Чалукьев стало ослабевать, начались постоянные войны с вассалами (которые воевали также и друг с другом) . В итоге в Андхре утвердилась династия Какатьев: Прола Какатья нанёс поражение чалукийскому правителю Тайлапе III (1150–1163), взял его в плен и отпустил за выкуп. Затем Тайлапе III нанёс поражение и Нарасимха I из династии Хойсалов. Плодами этой победы воспользовались вассалы Западных Чалукьев — Калачури (династия мигрировла на Декан из Центральной Индии). Басава (1106–1167), министр правителя Калачурской династии Бидджалы II, основал новую секту в шиваизме — секту вирашайвов, или лингаятов . В настоящее время лингаяты составляют значительную часть населения современного индийского штата Карнатака и играют важную роль в экономической и политической жизни штата . С утверждением в Андхре Калачуриев Чалукьи не были уничтожены, они перенесли свою столицу в Аннигери и потом вернули власть, хотя и ненадолго . Господство Калачури продолжалось до 1183 года, когда внук Тайлапы III Сомешвара IV вернул столицу Чалукьев . Но за истекшие два с лишним десятилетия все их вассалы усилились настолько, что уже не желали подчиняться. В 1200 г. Сомешвара IV умер в изгнании, а на месте империи Чалукьев образовались новые государства: за время переворотов укрепились в своих уделах бывшие вассалы — Хойсалы, Ядавы и Какатьи, которые и разделили между собой территорию бывшей империи.
В Западном Декане нередко в качестве наместников царей выступали члены их семей. Это были не только братья и сыновья, но даже сёстры и жёны. Так, два подобных случая отмечено в государстве Раштракутов, а в период Поздних Чалукьев правление женщин уже никого не удивляло .
Хойсалы . Государство Хойсалов (1026—1343) базировалось на Майсурском плато. Хойсалы получили независимость примерно в 1110 году. Основатель династии Хойсалов Вишнувардхана (1106—1141) вначале являлся верным вассалом Викрамадитьи VI, правителя династии Западных Чалукьев. Смерть сюзерена развязала ему руки: Вишнувардхана нанёс поражения Чалукьям и Чолам, и сумел утвердиться на территории, которая позже стала княжеством Майсур . Правитель Хойсалов Вира Баллала II (1172—1215), нанеся поражение соседям, превратил династию в доминирующую силу во всей Южной Индии . Воспользовавшись ослаблением Чолов, Вира Баллала II сумел закрепиться в самом центре Тамилнада. При Хойсалах продолжилось довольно широкое и заметное участие жён правителей и вельмож в администрации. «Царицы вплоть до последних правлений не только проявляли административную власть, имея каждая своих собственных министров и вассалов, но при случае даже возглавляли военные экспедиции не очень изнурительного характера» . Затем начинается постепенный упадок династии. В 1310 и 1327 годах Хойсалы были разгромлены войсками Делийского султаната , но продолжали править в своём традиционном районе, пока окончательно не были свергнуты правителями империи Виджаянагара в 1343—1346 годах .
Чола . На XI век н. э. падает расцвет державы Чола, представители которой относили себя к так называемой Солнечной династии (Сурьявамша) . Эпохой династии Чола датируется создание единственной в истории Индии морской империи . Правитель династии Раджараджа I (985—1014) захватил Шри-Ланку , а Раджендра I (1012–1044) расширил владения Чола до дельты Ганга, где подготовил большую морскую экспедицию и занял несколько пунктов на побережье Бирмы , Малайзии и на Суматре . В его цели входило покончить с пиратством князей Индонезии , мешавшем торговле Южной Индии с Китаем. Возможно, что Чола также хотели взять под контроль активную деятельность арабских купцов на западном побережье, где последние пытались наладить прямые отношения с китайскими купцами и индонезийскими посредниками. Однако, контроль династии Чола над Юго-Восточной Азией продолжался недолго, и морская экспедиция Раджендры I осталась единственной в своём роде в индийских летописях . Правители династии Чола, пожалуй, были единственными индийскими монархами, имевшими флот в современном смысле слова . Несмотря на то, что некоторые тексты и говорят о морских судах, использовавшихся в военных целях, тем не менее индийские правители, по-видимому, не осознавали всё значение и силу флота. Корабли прежде всего служили для доставки войск по большим рекам. Однако два могущественных принца южноиндийской династии Чола — Раджараджа I и Раджендра I — имели регулярный флот и создали эффективную морскую полицию для борьбы с многочисленными пиратами, наводнившими Индийский океан . На протяжении XI века империя Чолов сохраняла доминирование в Южной Индии . К началу XII века держава Чола являлась сильнейшей во всей Южной Азии : Чолы объединили под своей властью весь Тамилнад, часть Андхры, временами им подчинялась вся Шри-Ланка (Цейлон целиком был во власти Чолов 12 лет), они подчинили Мальдивские острова и Шривиджаю на Суматре, их вассалами стали многие княжества восточного побережья, а также Южной Карнатаки и Кералы . Раджендра I (1012—1044) послал экспедицию на север «завоёвывать Ганг», разбил царя из династии Палов и привёз в Тамилнад воду из Ганга, которую вылил в местные водоёмы . В XIII веке Чолы были свергнуты с престола Хойсалами из Майсура и основавшейся в Мадурае новой династией Пандья, которые поделили между собой территории государства Чола.
Пандья . Возвышение Пандьев начинается с 1190 года . К середине XIII века они, заместив Чолов в роли имперского государства, начинают доминировать в Тамилнаде . Генеалогия и хронология Пандьев, провозглашавших свою принадлежность к Лунной династии (Чандравамша) , довольно запутана, поскольку датировка надписей династии велась лишь годами правления того или иного князя, и при датировке не использовалась ни одна из применявшихся тогда эр . Всего в период с 1100 по 1360 гг. известно 22 князя, родственные связи между которыми не всегда ясны. По-видимому, было несколько династий, или несколько князей правили одновременно. Наиболее известен из них Джатаварман Сундара (1251—1272), надписи которого разбросаны от района Неллура до мыса Коморин , что указывает на размер контролировавшейся им территории. Царство Пандья являлось крупным торговым центром, с портом Кайял на восточном побережье . Марко Поло , возвращаясь из Китая, дважды посетил этот порт, в 1288 и 1293 годах, и называл его «большим и прекрасным городом», куда прибывало множество судов из Аравии и Китая . Он упоминает о необычайно тонком муслине , «напоминающем паутину», который выделывался на местном восточном побережье. Марко Поло сообщает также интересный факт: из Аравии и Персии в Южную Индию ввозилось морем большое количество лошадей . Климат Южной Индии неблагоприятен для коневодства, а лошади, помимо всего прочего, были необходимы для военных нужд. В 1310 году Пандьи были подчинены мусульманами, но ещё долго правили в качестве вассалов Мадурайского султаната , затем империи Виджаянагара, а ещё позже — государства Мадурайских Наяков .
Ядавы (Сеуна) . Ядавы (Сеуна) появляются на политической арене Махараштры и Карнатаки под именем Сеунов ещё в период Раштракутов . Ядавы вели своё происхождение от Яду , предка Кришны , и развивали легенды о своём переселении на юг из района Матхуры в Северной Индии . Некоторые данные указывают на неарийское происхождение этой племенной конфедерации . Слово «кришна» означает «чёрный», пасторальный Кришна часто отождествляется с Майоной («чёрный»), играющим на флейте и заигрывающим с пастушками — излюбленная тема древних тамильских антологий . Ядавы верно служили Западным Чалукьям, участвуя в их войнах с Парамарами. Когда Чалукьи были свергнуты Калачуриями, Ядавы во главе с Бхилламой IV объявили себя независимыми (около 1180 г.) (по другим данным — около 1191 г.) . Битва за «чалукийское наследство» между Хойсалами и Ядавами в 1187 году окончилась в пользу последних . Однако в дальнейшем борьба между Хойсалами и Ядавами шла с переменным успехом. Наибольшего могущества государство достигло при махарадже Сингхане (1210—1246). Ему подчинялся не только западный Декан, но и Гуджарат . В 1294 году последний правитель династии Рамачандра (1271—1310) вынужден был подчиниться Ала-ад-дину , но не смирился и снова потерпел поражение от войск Делийского султаната в 1307 году. Через год Рамачандра был опять посажен на трон и оказал мусульманской армии помощь в организации ещё более глубокого похода на Юг — против Хойсалов. В 1317 году началось восстание против мусульман, возглавленное зятем Рамачандры, и только тогда, разбитое войсками Делийского султаната, государство Ядавов окончательно исчезло с политической карты .
Какатьи . Какатьи из Варангала правили на территории Андхры с конца XI века, а независимыми стали в середине XII века . Династия претендовала на происхождение от Чолов Тамилнада, однако эта генеалогия ничем не подтверждается, брахманы относили их к шудрам . Грамоты Какатьев написаны на языке каннада (каннара) с употреблением западночалукийской дипломатики (до XI века династия являлась вассалом Западных Чалукьев). Их первая надпись на санскрите с перечислением генеалогического древа относится к 1163 году: Какатьи уже называли себя «царями Андхры» или «царями страны телугу» и уже не стеснялись причислять себя к шудрам, хотя в то же время, вопреки логике, называли своё государство «Какатараджья» и считали себя отпрысками Лунной династии . Гундая, первый известный представитель этой династии, пал в битве на стороне Кришны II Раштракуты в борьбе с Восточными Чалукьями примерно в 950 году. Пользуясь противоречиями между «великими державами» региона, династия крепла и становилась всё более независимой. Государство имело выход к морю и вело активную внешнюю торговлю через порт Мотупалле. Около 1293 года этот порт посетил марко Поло . К началу XIV века, в правление Пратапарудры II (1295—1323) государство достигло наибольшего могущества, и в это же время (1309/10 г.) оно получило серьёзный удар от войск Делийского султаната. Откупившись массой драгоценностей, Пратапарудра, сразу после ухода мусульманских армий, отправился дальше на юг, где нанёс поражения Пандьям, Хойсалам и более мелким правителям, а затем начал войну с Ядавами. Понимания грозной опасности, нависшей с севера, у южноиндийских правителей не было . В 1322 году Пратапарудра потерпел очередное поражение от мусульманских войск и позже умер в плену. Однако династия сохранялась и была окончательно уничтожена уже шахами Бахмани в 1425 году .
XIII век — это время соперничества в Южной Индии четырёх государств: Хойсалов в Южной Карнатаке, Пандьев в Тамилнаде, Ядавов (Сеунов) в Махараштре и Северной Карнатаке, Какатьев в Андхре .
Вассальные династии . Средневековые индийские государства не являлись централизованным монархиями . Каждое крупное государство опиралось на свою родовую территорию (ядро), осуществляя лишь некоторую степень контроля над остальной частью государства. «Вертикаль власти» существовала только в этом ядре, в присоединённых или завоёванных землях правили местные вожди — велы. Вассальные князья пользовались большой самостоятельностью. Некоторые из них обладали царскими титулами и образовывали династии, другие же появлялись на исторической сцене лишь эпизодически. Реальный суверенитет вассальных князей зависел от соотношения сил: они могли подчиняться царям или враждовать с ними. Что касается самих царей, то они «правили территориями, размеры которых не были им точно известны» . Вассальные правители постоянно упоминаются в исторических источниках. Они издавали надписи от своего имени, совершали дарения либо от имени царя, либо самостоятельно, предоставляли займы общинам с условием выплаты процентов храмам. Особенно учащаются сведения о самостоятельных дарениях вассалов в IX—начале X веков, когда ослабевают паллавские цари . Это обычно сильные местные вожди, реальные дарители, их прославление становится важной частью надписи, а царь лишь «соглашается» с их дарением. Рост сепаратизма вассалов, по-видимому, и явился главной причиной падения государства Паллавов . Государство Чолов тоже не являлось исключением. Управление на таких огромных территориях могло быть только косвенным, через посредство местных властей. Само ядро чольских владений тоже не представляло собой единообразной картины в административном отношении. Возвышение Чолов началось после того, как они отняли Танджавур у местной династии Муттараяров, однако последние не исчезли с политической карты, а стали вассалами Чолов и правили небольшой округой в самом центре Чолама́ндалы (исторический центр государства Чолов) до времени Кулоттунги I.
Сохранялось также ещё некоторое количество старинных родов. На границе с Андхрой правили Баны . Эта династия упоминается с IV по XVI века. Баны оказывались вассалами Паллавов, Пандьев, Чолов, а позднее — империи Виджаянагара и государства Мадурайских Наяков . Династия Ноламбов дала название стране, которой правила с VIII по XI века — Ноламбавади (округа в Андхра-Прадеш и Карнатаке). Ноламбы считали себя ветвью Паллавов, носили соответствующие титулы и меняли свою лояльность в зависимости от силы окружающих империй — Западных Гангов, Раштракутов и Чолов . Другой ветвью Паллавов считались Кадавы, правившие частью современного Южного Аркота . Кадавы являлись верными вассалами Кулоттунги I. Несколько ветвей имел род Вайдумбов. Впервые они появляются как вассалы Западных Чалукьев из Кальяни в IX веке. В 1001 году один из Вайдумбов признал себя вассалом Чолов. На границе владений Чолов и Пандьев, между реками Вайгей и Палар , правили Ирукку-велы, или Кодумбалур-велиры . Кодумбалур являлся крупным торговым городом, и упоминался как центр, куда сходятся четыре дороги. В одном из районов округа Тиручираппалли правила семья Палуветтараяров. Есть основания приписывать им происхождение от Черов . Они породнились также и с Чолами, однако после правления Раджараджи I их следы теряются .
Какатьи, сменившие династию Чалукьев-Чолов в конце XII века, унаследовали от последних вассальные семьи Вирьяла, Натавади, Речерла-Редди, Мальяла, Чераки, Кота (Гунтур), Телугу-Чодов, Кандури-Чодов . Многие из этих семей имели брачные связи с правящим домом. Нет сведений о том, что вассальные князья платили какую-либо дань Какатьям. Они имели собственных наместников в округах своего княжества. Сингаладева-махараджа, например, имел своего «министра» (прегаде), который «управлял всей страной» и приобрёл разные высокие титулы.
На крайнем Юге мелкие княжества во главе с династией Пандьев никогда не исчезали полностью с исторической сцены. В XIII веке, когда Пандьи стали доминирующей династией в Тамилнаде, они снова вышли из тени на авансцену тамильской политики. В этот период отмечено процветание целого ряда вассальных князей. Из контекста надписей ясно, что это были могущественные правители. Местные князья, иногда претендовавшие на значительную знатность, играли важную роль как в чольской, так и в пандийской политии . Временами местные династы переставали упоминаться и исчезали из исторических источников, но затем, когда центральная власть ослабевала, снова появлялись на исторической сцене.
В XIV веке из Северной Индии на юг Индостана начинает проникать ислам, к тому времени уже достаточно укоренившийся на севере. Во время правления делийского султана Ала ад-Дина Хильджи (1296–1315/1316) Малик Кафур (главный евнух и обращённый в ислам индус ) предпринял несколько опустошительных набегов на южные земли, в результате чего на крайнем Юге, в Мадурае, на некоторое время установился мусульманский султанат .
Виджаянагара . Тем не менее дравиды не попали окончательно под власть мусульман. В XIV—XVII веках н. э. бо́льшая часть южных дравидов вошла в состав крупнейшей южноиндийской империи Виджаяна́гара (Виджаяна́гар) . Это новое независимое государство упорно сопротивлялось бахманийским султанам северного Декана, установив гегемонию собственной власти на территории почти всего южного Индостана . В период господства мусульманских династий на значительной части Индии империя Виджаянагара упорно противостояла исламизации, являясь крупнейшим независимым индуистским государством своего времени . Государство и его столица привлекали множество беженцев-индусов с севера Индии . Несмотря на непрерывные войны в течение почти 200 лет, границы империи практически не менялись . Правители Виджаянагары сумели сохранить свою независимость до середины XVI века, отчасти даже несколько дольше . О великолепии и благополучии имперской столицы свидетельствуют рассказы европейцев: итальянца Никколо де Конти, посетившего Индию в начале XV века, и португальских путешественников Паеса (Паеша) и Нуница (Нуниша), прибывшими в Виджаянагару примерно сто лет спустя и основавшими в Гоа португальскую торговую контору . Советский индолог С. И. Тюляев в статье «Город Победы — Виджайянагар» упоминает о побывашем в империи в 1443 году среднеазиатском историке Абд-ар-Раззаке , так написавшем об одноимённой столице государства: «Город Биджанагар таков, что зрачок глаза не видывал подобного места, и ухо рассудка никогда не познавало, что на свете существует нечто подобное… Повсюду продаются розы… ювелиры продают открыто на базарах жемчуг, рубины, изумруды и бриллианты» , «Город невиданной и неслыханной красоты, с которым ничто на земле сравниться не может» . Спустя почти 100 лет после Абд-ар-Раззака португалец Д. Паеш (Паэс) написал: «То, что я увидел… показалось мне величиной с Рим и весьма великолепным с виду» , «наиболее обеспеченный город в мире… он изобилует всем… Всё это настолько роскошно и прекрасно, что вряд ли можно найти где-либо что-нибудь подобное» . Абд-ар-Раззак отмечал богатство не только самой столицы, но и жителей империи: «Страна столь густо населена и богата, что невозможно в немногих словах дать об этом представление. В казначействе правителя имеются комнаты, под которыми вырыты подвалы, наполненные расплавленным золотом, превращённым в сплошную массу. Все жители страны, как высокого, так и низкого происхождения, вплоть до ремесленников на базаре, носят драгоценности и позолоченные украшения…» . При правителе Дева Райе II (1425–1446) империя достигла необыкновенного могущества и совершала крупные завоевательные походы в Бирму и на Шри-Ланку. Великий виджаянагарский правитель Кришна Дева Райя (1509–1529), проживи он дольше, возможно, сумел бы полностью изгнать мусульман из Декана, однако, после смерти императора его эффективная политика не была продолжена, а более слабые преемники позволяли султанатам северного Декана втягивать себя в их интриги . В результате, 23 января 1565 года империя Виджаянагара потерпела колоссальное поражение в битве при Таликоте от коалиции четырёх сплочённых деканских султанатов : Биджапура , Ахмаднагара , Бидара и Голконды (в некоторых источниках упоминается ещё и Берар ) , оставшихся от их главного противника — Бахманийского (Бахманидского) султаната . После разгрома при Таликоте начался распад империи Виджаянагара, а её некогда великолепная столица, один из крупнейших городов Индии того времени, была разрушена . От руин столицы Виджаянагары до наших дней сохранился известный храм Вирупакши в Хампи . Поражение при Таликоте не являлось единственной причиной распада государства, это был кризис, ослабивший империю, но не уничтоживший политическую власть индусов на Юге . Временная коалиция султанов не стала постоянным союзом, их взаимное соперничество даже позволило Виджаянагаре восстановить некоторые потери . Тем не менее неверность вассалов и наместников провинций центральной имперской власти ускорила распад государства . В начале XVII века империя фактически превратилась в небольшое княжество. Многие бывшие вассалы стали независимыми, на развалинах Виджаянагары возникло новое независимое княжество — Майсур .
Майсур . Государство Майсур располагалось на территории современного южноиндийского штата Карнатака. В III—XI веках на территории Майсура правила династия Западных Гангов, часто попадавшая в зависимость от мощных южноиндийских империй — Западных Чалукьев , Раштракутов , Чолов, а с XII века — Хойсалов . С XIV века Майсур являлся основным вассальным княжеством империи Виджаянагара, после распада которой превратился в независимое государство во главе с династией Водеяр . В 1761 году, в результате переворота, фактическую власть в государстве захватил военачальник-мусульманин Хайдар Али, свергнувший индусскую династию Водеяр. При нём и его сыне Типу Султане (правил в 1782—1799 годах) Майсур превратился в сильнейшее государство Южной Индии, охватив часть Малабара , часть Андхры и Тамилнада . В XVII—XVIII веках районы расселения дравидов были захвачены английскими колонизаторами. В XVIII веке, являясь сильнейшим в Южной Индии, княжество Майсур составило основной очаг антиколониальной борьбы, оказав наибольшее сопротивление английскому вторжению в глубь Южной Индии . В результате четырёх англо-майсурских войн территория Майсура была сильно урезана (до размеров Майсурского плато) , а само княжество превращено в английского вассала с восстановленной индусской (индуистской) династией Водеяр.
Национально-языковые штаты . В результате проведённого англичанами колониального передела земель этнические территории дравидийских народов были раздроблены. После достижения Индией независимости (1947 г.), в процессе борьбы за национальное самоопределение дравидийские народы, подобно другим крупным индийским этносам, требовали выделения их этнических территорий в отдельные штаты. В 1956 году границы этих штатов были окончательно определены. Первоначально они назывались Мадрас, Андхра-Прадеш , Майсур и Керала . В 1969 году штат Мадрас был переименован в штат Тамилнад, а с 1973 года штат Майсур стал именоваться штатом Карнатака. Народ телугу в основном населяет штат Андхра-Прадеш, тамилы — Тамилнад, каннара — Карнатаку, малаяли — Кералу. С 90-х годов XX века в среде народа тулу усилилось движение, требующее выделения на территории проживания данного этноса их собственного штата — Тулунаду .
Собственная мифологическая система существовала у дравидского, (протодравидского) этноса в эпоху, предшествующую становлению индуизма . В настоящее время дравидская мифология представляет собой совокупность архаических мифологических представлений в рамках сельского быта, а также у бесписьменных дравидских племён. Сохраняются космогонические и этиологические мифы , в которых центральное место занимает богиня-созидательница, богиня-мать . Имеются отголоски мифов о потопе и некой прародине дравидов, которую они покинули в древние времена .