Одновременно с французскими выставками София Бодуэн де Куртенэ участвовала в целом ряде российских
. Художница примыкала к «
Художественно-психологической группе „Треугольник“
»
Николая Кульбина
. В 1910 году она стала членом-основателем общества «
Союз молодёжи
», приняла участие в его выставках начала 1910-х годов и в оформлении театральных «Хоромных действ» «Союза молодёжи» в 1911 году (декорирование «Обрядной комнаты» совместно с
Савелием Шлейфером
). В 1910—1911 годах художница была экспонентом выставки «
Бубновый валет
»
. В 1910—1914 годах в числе других «
бойчукистов
» работала во
Львове
,
Киевской губернии
и Петербурге, где занималась реставрацией
полихромии
и церковных иконостасов
. К 1915 году контакты Бодуэн де Куртенэ с авангардными группами сошли на нет
.
Во время
Первой мировой войны
София Бодуэн де Куртенэ лечилась в
Петрограде
от
туберкулёза лёгких
, откуда выезжала в санатории в
Финляндию
. В 1917 году художница провела в
Гельсингфорсе
персональную выставку в рамках «
», на которой экспонировалось 80 её картин. Выставка была хорошо принята финской и шведской критикой
. Один из критиков писал по поводу её работ:
Всюду они соединяют черты «примитивизма» и стремление к творению нового с содержащим первобытную старину церковно-народным искусством
.
В 1918 году София Бодуэн де Куртенэ
репатриировалась
по праву
польского
происхождения в ставшую независимой от России
Польшу
и поселилась вместе с отцом в
Варшаве
. Вокруг Бодуэн де Куртенэ собралась группа художников, увлечённых монументальной живописью, среди который были
и
. С ними она проектировала полихромии для костёла в
Стараховице
. Эскизы этой работы выставлялись в 1924 в
в Варшаве. В том же салоне в 1927 году прошла персональная выставка Бодуэн де Куртенэ
.
В 1930 году художница вместе с матерью предприняла путешествие по
Италии
, побывав в
Риме
,
Помпеях
,
Неаполе
и
Флоренции
. По итогам путешествия ею была написана статья «Замечания по технике помпейской живописи» (
Uwagi o technice malowideł ściennych pompejańskich
)
.
В 1935 году София Бодуэн де Куртенэ занималась проектированием витражей для
костёла святой Анны
в
Вильно
, но из-за начавшейся
Второй мировой войны
они не были осуществлены. Во время войны художница жила в местности
под Варшавой, где создала проект витражей для костёла в Хрусьлине
.
После окончания Второй мировой войны Бодуэн де Куртенэ руководила мастерскими монументальной живописи в Высшей школе изобразительного искусства в Варшаве. Ею были выполнены росписи в византийской традиции для многих зданий Польши. София Бодуэн де Куртенэ спроектировала и выполнила монументальные полихромные ансамбли и витражи для костёлов святого Антония и святого Креста в
Ченстохове
, отцов Палотинов в
Познани
и
кафедрального собора
в
Оливе
(
Гданьск
)
.
Свентослав Бодуэн де Куртенэ (
польск.
Świętosław Baudouin de Courtenay
, 1888—?), юрист, дипломат.
(
польск.
Ewelina Małachowska-Łempicka
, урождённая
Бодуэн де Куртенэ
, 1892—1984), польский историк.
Мария Кересант-Висневская (
польск.
Maria Kieresant-Wiśniewska
, урождённая
Бодуэн де Куртенэ
, 1897—1945).
Творчество
Произведения Софии Бодуэн де Куртенэ российского периода (до 1918 года), прежде всего
ранние авангардные
работы, почти полностью утрачены. Единичные сохранившиеся работы и воспроизведения работ этого периода в печати позволяют сделать заключение о склонности художницы к
примитивизму
, который, тем не менее, принципиально отличался от
неопримитивизма
группы
Михаила Ларионова
. Основой мышления Бодуэн де Куртенэ, как и многих художников петербургской школы, была графическая стилизация. В иконописи и средневековом европейском искусстве её привлекали, по замечанию искусствоведа
Ирины Вакар
, «трогательная наивность, хрупкость форм, чистота локального цвета». Иногда работы художницы были исполнены
темперой
на доске и часто представляли собой «тщательно отделанные „миниатюры“». Стилистика Бодуэн де Куртенэ во многом была близка школе «
бойчукистов
»
. Сакральное творчество Софии Бодуэн де Куртенэ (
монументальная живопись
и
витражи
для
католических храмов
) тяготело к
византийской
и
средневековой
традиции
.
1912 — «постоянная выставка» современного искусства, Художественное бюро Н. Е. Добычиной
1913 — «постоянная выставка» современного искусства, Художественное бюро Н. Е. Добычиной
1915 — выставка памятников русского театра из собрания Л. И. Жевержеева (эскиз к «Хоромному действу»)
1918 — «Выставка современной живописи и рисунка», Художественное бюро Н. Е. Добычиной
Библиография
Baudouin de Courtenay Z.
Uwagi o technice malowideł ściennych pompejańskich // Prace i Materiały Sprawozdawcze Sekcji Historii Sztuki. — Wilno, 1930. —
Т. II. Z. 3
. — S. 194—208.
Комментарии
По другим сведениям, София Бодуэн де Куртенэ познакомилась с Софьей Налепинской у Циоглинского, а в Мюнхене в 1906—1908 годах они учились в Художественно-промышленной школе Вильгельма фон Дебшица и в студии живописи и графики Хенрика Гейднера (см.:
(неопр.)
. Искусство и архитектура русского зарубежья. Дата обращения: 9 мая 2016.
).
По другим сведениям, в 1908 году (см.:
(неопр.)
. Искусство и архитектура русского зарубежья. Дата обращения: 9 мая 2016.
).
По другим сведениям, Налепинская и Бодуэн де Куртенэ познакомились с Бойчуком уже в Париже (см.:
(неопр.)
. Искусство и архитектура русского зарубежья. Дата обращения: 9 мая 2016.
).
↑
(неопр.)
.
Искусство и архитектура русского зарубежья
. Фонд имени Д. С. Лихачева. Дата обращения: 24 июля 2017.
2 июня 2016 года.
,
Украинское искусство второй половины XIX — начала XX века. — Киев, 1989. —
С. 166—167
.
Работа С. И. Бодуэн де Куртенэ «Смерть праведника» из собрания ГМИ СПб. // Жевержеевские чтения. Материалы международной конференции 19—20 ноября 2009 года. —
СПб.
, 2009.
Литература
Степанов В. Я.
Опыт словаря декораторов: Опись памятников русского театра из собрания Л. И. Жевержеева / Вступительная статья
Н. Н. Евреинова
. —
Пг.
, 1915.
Wystawa obrazów Zofii Baudouin de Courtenay i Heleny Schrammówny oraz projektów architektonicznych Jana Borowskiego w Salonie Sztuki Cz. Garlińskiego, kat. Towarzystwa Zachęty Sztuk Pięknych nr XVI. — Warszawa, 1924.
Smoleń W.
Twórczość malarska Zofii Baudouin de Courtenay
(польск.)
// Roczniki Humanistyczne. — Lublin, 1969. —
T. XVII, Z. 5
. —
S. 33—45
.
Encyklopedia katolicka. — Lublin, 1976. — S. 105—106.
Ripko O.
Boichuk, Boichukisty, Boichukizm. — Lviv, 1990. — S. 47.
Saur Allgemeines Künstlerlexikon. Band 7. — München-Leipzig, 1993.
Luba I.
Dialog nowoczesności z tradycją. Malarstwo polskie dwudziestolecia międzywojennego. — Warszawa, 2004. — S. 78—91.
Работа С. И. Бодуэн де Куртенэ «Смерть праведника» из собрания ГМИ СПб. // Жевержеевские чтения. Материалы международной конференции 19—20 ноября 2009 года. —
СПб.
, 2009.