Музыкальные педагоги СССР
- 1 year ago
- 0
- 0
Музыка СССР — музыка , исполненная и написанная в период существования СССР (1922—1991). Этот вид искусства состоял из самых разнообразных жанров и периодов. Хотя основная часть музыкантов были русские, также значительный вклад сделали и другие народы СССР , в особенности, украинцы, белорусы, евреи, народы Кавказа.
Классическая, симфоническая и оперная музыка СССР эволюционировала от революционных экспериментов 1920-х годов к более академическому стилю сталинского периода . Наиболее значительными композиторами были Тихон Хренников , Сергей Прокофьев , Дмитрий Кабалевский , Георгий Свиридов , Дмитрий Шостакович , Кара Караев , Арам Хачатурян .
В 1932 году был основан Союз композиторов СССР , который стал как главным организационным, так и главным цензурным органом советской музыки.
В сталинские времена не одобрялась слишком экспериментальная, не доступная массам музыка. В прессе по поводу таких премьер появлялись разгромные статьи (см. например « Сумбур вместо музыки », Об опере «Великая дружба» ), исполнение «вредных» вещей прекращалось на длительный срок. Композиторов, досадивших цензуре, могли исключить из Союза Композиторов, что резко ограничивало возможности для работы; бывали случаи, когда ССК распускался вовсе из-за таких скандалов.
В то же время, в СССР сложилась система общедоступного музыкального образования, вырастившая многих талантливых композиторов и исполнителей. Были открыты десятки музыкальных учебных заведений, среди них Московская , Калининградская , Ленинградская и другие филармонии. Советская опера и советский балет высоко ценились в мире, как и оркестры и военные ансамбли ( Ансамбль песни и пляски Российской армии , Виртуозы Москвы , Государственная симфоническая капелла ).
В 60-х годах в советском музыкальном пространстве начинают появляться композиторы, тесно связанные с авангардными течениями — в частности, Альфред Шнитке . Сочинения многих композиторов, свободно экспериментирующих с мировыми музыкальными традициями и не отвечающих советским стандартам академической музыки, практически не исполнялись и не издавались. Получила известность так называемая «хренниковская семёрка» ( Елена Фирсова , Дмитрий Смирнов , Александр Кнайфель , Виктор Суслин , Вячеслав Артёмов , София Губайдулина , Эдисон Денисов ), чьё творчество подверглось резкой критике со стороны Тихона Хренникова на VI съезде Союза композиторов в ноябре 1979 года.
Следует также отметить таких композиторов-авангардистов, как Николай Каретников (склонялся к нововенской школе Арнольда Шёнберга ) и Галина Уствольская .
Очень часто песни и мелодии доходили до слушателя и приобретали популярность через саундтреки к популярным фильмам.
Сочинением саундтреков не брезговали и «серьёзные» композиторы: например, Сергей Прокофьев писал музыку к историческим эпосам Сергея Эйзенштейна. В 30-е — 40-е особой известностью пользовались песни и оркестровая музыка Исаака Дунаевского , который писал в основном для фильмов Григория Александрова. Он работал в самых разных жанрах: от помпезных маршей до модного джаза . В «эпоху застоя» появилось новое поколение кинокомпозиторов: Владимир Дашкевич («Шерлок Холмс»), Исаак Шварц , Микаэл Таривердиев («Семнадцать мгновений весны», « Ирония судьбы, или С лёгким паром! »), Алексей Рыбников (« Юнона и Авось »), сын Исаака Максим Дунаевский («Ах, водевиль, водевиль», « Мэри Поппинс, до свидания! », « Д'Артаньян и три мушкетера », « Гардемарины, вперед! »), Александр Зацепин (« Бриллиантовая рука », « Кавказская пленница », « Иван Васильевич меняет профессию » и других фильмов) и другие.
В 1956 году в советском кино появляется музыка композитора Эдуарда Колмановского . Созданный Вячеславом Мещериным «Ансамбль электромузыкальных инструментов» создаёт «музыку наступившего будущего — светлого и беззаботного», звуча в фильмах и мультфильмах . Александр Зацепин построил в Москве домашнюю студию звукозаписи , для которой сконструировал самодельные аналоги синтезатора Роберта Муга , меллотрона , а также оборудование, позволяющее производить различные модуляционные эффекты обработки звука: фланжер , фузз и « вау-вау » . В 1972 году в фильме « Большая перемена » прозвучал романс « Чёрное и белое » в исполнении Светланы Крючковой .
Начиная с 70-х, в советских саундтреках всё чаще встречается ранняя электронная музыка . Пионером советской электроники был кинокомпозитор Эдуард Артемьев , известный в первую очередь по научно-фантастическим фильмам Андрея Тарковского. Его композиции в жанре амбиент появились раньше, чем сам этот термин был введён Брайаном Ино в 1978 году.
Отдельную категорию составляли песни из фильмов и мультфильмов для детей. Они писались на легкие, запоминающиеся мелодии, обычно на заранее сочиненные тексты, поэтому роль поэта-песенника здесь была особо высокой. Известные композиторы, писавшие для детей — Геннадий Гладков (« Бременские музыканты », « Голубой щенок », « По следам бременских музыкантов », « Как Львёнок и Черепаха пели песню »), Алексей Рыбников (« Приключения Буратино », « Про Красную Шапочку »), Евгений Крылатов (« Приключения Электроника », « Гостья из будущего », « Чародеи »), Григорий Гладков (« Пластилиновая ворона », « Кубик » совместно с Юрием Чернавским ). Наиболее заметные поэты-песенники — Юрий Энтин и Михаил Пляцковский .
Терменвокс , созданный русским изобретателем Львом Терменом приблизительно в 1919—1920 году, принято считать первым электронным инструментом в истории; на его принципе в 1929 году Николаем Обуховым изобретён «звучащий крест» (la croix sonore), а Николаем Ананьевым в 1930-м году — «сонар». Инженер Александр Гуров в 30-е годы изобретает , И. Ильсаров — ильстон , А. Римский-Корсаков и А. Иванов — эмиритон . Композитор и изобретатель Арсений Авраамов занимался научной работой о синтезировании звука и провёл ряд экспериментов, которые позже лягут в основу советских электромузыкальных инструментов. Однако советское правительство в конце 30-х годов отнеслось к авангардной музыке прохладно, обвинив композиторов в «формализме» .
В 1956 году Вячеслав Мещерин создаёт первый в СССР Ансамбль электромузыкальных инструментов (ЭМИ), в котором использовались терменвоксы , , электроорганы, первый в СССР синтезатор « Экводин » , а также был создан первый советский ревербератор . Стиль, в котором играл ансамбль Мещерина, на Западе называли « » . В 1957 году инженер Игорь Симонов собрал действующую модель шумофона (электроэолифона), c его помощью которого можно было извлекать различные тембры и созвучия шумового характера .
И синтезатор «Экводин», и оптический синтезатор « АНС » были выпущены малой серией; первым серийным электромузыкальным инструментом стал электроорган «Юность-70», разработанный в 1965-м году. Созданная Евгением Мурзиным в 1966-м году Московская экспериментальная студия электронной музыки (МЭСЭМ) стала базой для нового поколения экспериментаторов — Э. Артемьева , А. Немтина , Ш. Каллоша , С. Губайдулиной , А. Шнитке , В. Мартынова и др. . В странах Прибалтики в конце 70-х также появлялись свои первопроходцы: в Эстонии — Свен Грюнберг , в Литве — ВИА «Арго» под управлением Гедрюса Купрявичуса, в Латвии — группы « Опус » и « Зодиак » .
В конце 1960-х годов в СССР появились музыкальные коллективы, играющие лёгкую электронную музыку (квартет « », ансамбль « », различные джазовые ансамбли). На государственном уровне эту музыку начали использовать для привлечения в страну иностранных туристов и для радиовещания на зарубежные страны . Однако постановлением Совета министров СССР № 319 от 20 мая 1969 года о роспуске части музыкальных коллективов и размагничивании некоторых записей на фирме « Мелодия » советская лёгкая электронная музыка (например, записи « От Паланги до Гурзуфа ») была в значительной мере уничтожена .
В 73 году инженером В.Луговцом и конструктором Шавкуновым был изобретён одноголосный многотембровый ЭМИ « » . Композитор А. Зацепин в 70-е годы сконструировал оркестроллу — вариант меллотрона .
В 80-е годы одной из наиболее распространённых моделей отечественных синтезаторов стал « Поливокс ».
Электронная музыка СССР прямо повлияла на образование жанра « sovietwave » .
Джаз -сцена зарождается в СССР в 20-е годы одновременно с её расцветом в США. Первый джаз-оркестр России был создан в Москве в 1922 г. поэтом, переводчиком, танцором, театральным деятелем В. Парнахом и носил название « Первый в РСФСР эксцентрический оркестр джаз-банд Валентина Парнаха » . Первым профессиональным джазовым составом, выступившим в радиоэфире и записавшим пластинку считается оркестр пианиста и композитора Александра Цфасмана (Москва). Ранние советские джаз-банды специализировались на исполнении модных танцев ( фокстрот , чарльстон ).
Джаз приобрёл широкую популярность в 30-е, во многом благодаря ленинградскому ансамблю под руководством актёра и певца Леонида Утёсова и трубача Я. Б. Скоморовского . Кинокомедия с его участием « Весёлые Ребята » (1934) была посвящена истории джазового музыканта и имела соответствующий саундтрек (написанный Исааком Дунаевским ). Утёсов и Скоморовский сформировали оригинальный стиль «теа-джаз» (театральный джаз), основанный на смеси музыки с театром , опереттой , большую роль в нём играли вокальные номера и элемент представления. В 1930—1940-х годах Леонид Утёсов и Александр Цфасман были самыми популярными джазовыми исполнителями .
Заметный вклад в развитие советского джаза внёс Эдди Рознер — композитор, музыкант и руководитель оркестров. Начав свою карьеру в Германии, Польше и других европейских странах, Рознер переехал в СССР и стал одним из пионеров свинга в СССР и зачинателем белорусского джаза. Среди других известных биг-бэндов тех лет — оркестры Александра Цфасмана и Александра Варламова , оркестр Олега Лундстрема , ансамбль « Мелодия » Георгия Гараняна . В 1936—1941 годах существовал Государственный джаз-оркестр СССР .
Отношение советских властей к джазу было неоднозначным: отечественных джаз-исполнителей, как правило, не запрещали, но была распространена жёсткая критика джаза как такового, в контексте критики западной культуры в целом . В конце 40-х гг. во время борьбы с космополитизмом в СССР джаз переживал особо сложный период, когда коллективы, исполняющие «западную» музыку, подвергались гонениям . С началом « оттепели » репрессии в отношении музыкантов были прекращены, но критика продолжилась.
Многие мэтры советского джаза начинали свой творческий путь на сцене легендарного московского джаз-клуба Синяя Птица , который существовал с 1964 по 2010 год.
Одним из первых советских джаз-роковых ансамблей стала группа Арсенал саксофониста Алексея Козлова . Впоследствии ансамбль экспериментировал как с фри-джазом , так и с более традиционными формами. Среди исполнителей авангардного джаза выделяется трио ГТЧ ( Ганелин — Тарасов — Чекасин ), благодаря которому западная аудитория впервые услышала и высоко оценила советских музыкантов, исполняющих новаторские, свободные формы джаза.
В 1970—1980 годах джаз получил широкую популярность в кавказских республиках: созданы грузинский джазовый коллектив « Орэра » (1961), азербайджанский « Гая » (1972), которые существуют до сих пор; Государственный эстрадный оркестр Армении под руководством Константина Орбеляна входил в число ведущих джазовых коллективов СССР . В 1983 году вышел фильм « Мы из джаза », полностью посвящённый джазовой музыке.
Большой вклад в советский джаз внесли джазмены Борис Фрумкин , Виталий Долгов , Борис Матвеев , Вячеслав Ганелин , Геннадий Гольштейн , Владимир Данилин , Алексей Козлов , Роман Кунсман , Николай Левиновский , Виктор Фридман , Андрей Товмасян , Игорь Бриль , Леонид Чижик , Игорь Бутман . Самой известной джазовой вокалисткой является Лариса Долина .
«Артистами эстрады » в советское время, как правило, называли исполнителей традиционной популярной музыки (хотя собственно понятие « эстрада » значительно шире). Они исполняли песни, написанные профессиональными композиторами и поэтами . На советской эстраде преобладали сольные певцы и певицы с хорошими вокальными данными, владеющие музыкальным инструментом в объёме курса общего фортепиано (по крайней мере, не являющиеся по основной специальности музыкантами-инструменталистами) и не пишущие сами свой репертуар.
Среди артистов раннего периода —
Леонид Утёсов
(также один из пионеров советского джаза),
Александр Вертинский
,
Любовь Орлова
,
Клавдия Шульженко
,
Георгий Виноградов
,
Вадим Козин
,
Рашид Бейбутов
,
Владимир Бунчиков
и
Владимир Нечаев
.
Среди артистов «
оттепели
» и эпохи «
застоя
» —
Марк Бернес
,
Юрий Гуляев
,
Лариса Мондрус
,
Аида Ведищева
,
Капиталина Лазаренко
,
Гелена Великанова
,
Валентина Дворянинова
,
,
Гертруда Юхина
,
Гюлли Чохели
,
Тамара Миансарова
,
Лидия Клемент
,
Нина Бродская
,
Вероника Круглова
,
Мария Пахоменко
,
София Ротару
,
Эдуард Хиль
,
Людмила Сенчина
,
Эдита Пьеха
,
Владимир Трошин
,
Майя Кристалинская
,
Олег Анофриев
,
Кола Бельды
,
Геннадий Белов
,
Вадим Мулерман
,
Галина Ненашева
,
Мария Лукач
,
Виктор Вуячич
,
Анна Герман
,
Валерий Ободзинский
,
Галина Беседина
,
Лев Барашков
,
Юрий Богатиков
,
Иосиф Кобзон
,
Муслим Магомаев
,
Людмила Зыкина
,
Ольга Воронец
,
Алла Пугачёва
,
Николай Гнатюк
,
Ксения Георгиади
,
Альберт Асадуллин
,
Валерий Леонтьев
,
Лайма Вайкуле
,
Лев Лещенко
,
Валентина Толкунова
,
Ольга Зарубина
,
Сергей Захаров
.
Песни в исполнении этих артистов часто входили в
саундтреки
к
кинофильмам
, и наоборот, песни из кинофильмов часто входили в репертуар эстрадных артистов.
Поскольку традиционная популярная музыка была основным, официальным направлением советской эстрады, она подвергалась особо тщательной цензуре. Музыка к песням обычно писалась членами Союза композиторов (наиболее известные — Александра Пахмутова , Василий Соловьёв-Седой , Тихон Хренников , Давид Тухманов , Раймонд Паулс , Эдуард Ханок , Евгений Крылатов и др.), а тексты песен — профессиональными и благонадёжными поэтами ( Михаил Матусовский , Василий Лебедев-Кумач , Николай Добронравов , Владимир Харитонов , Роберт Рождественский , Игорь Шаферан , Михаил Танич , Леонид Дербенёв , Юрий Энтин , Илья Резник , Григорий Виеру , Янис Петерс ). Всё это определяло как высокие требования к материалу, так и узкие рамки творчества, особенно в плане лирики. Для эстрадных песен в основном писали либо патриотическую , либо любовную лирику.
Послевоенные
годы на эстраде были временем больших надежд, песен о хорошем настроении и бесконечной любви; 60-е годы отражали идеи
космополитизма
и были полны душевности и разговоров о личном
. Эстраду 70-х отличали доморощенность и задушевность, спокойствие и поиски; звучали песни о недавней войне и Родине, о любви. 70-е были временем расцвета
ВИА
и формирования национальных сцен со своим языком и звуком
, а также расцвета музыкальных фестивалей, таких как «
Песня года
», «
Международный фестиваль песни в Сопоте
», «
Интервидение
» и «
Золотой Орфей
». В 1977 году также был создан первый в истории России музыкальный чарт —
хит-парад
«
Звуковая дорожка
» газеты «
Московского комсомольца
».
В конце 80-х годов, в разгар
перестройки
, советская песня стала восприниматься как «музыка компромиссов с советской властью» и потеряла свою актуальность и популярность
.
Особой частью советской эстрады были музыкальные коллективы исполняющие популярную эстрадную музыку, официально именуемые как «вокально-инструментальные ансамбли» (ВИА), первые из них появились ещё в конце 1960-х годов . ВИА представляли собой официальные коллективы из профессиональных музыкантов, исполняли песни написанные профессиональными композиторами и поэтами (не обязательно членами группы), и прошедшие утверждение худсовета . Вместе с тем, стиль этих ансамблей заметно отличался от «традиционной эстрады» и был ориентирован на молодёжь. Официальный статус отделял ВИА от « авторской песни » того же периода. Пластинки ВИА издавались на рекорд-монополисте — фирме « Мелодия ».
ВИА состояли из профессиональных музыкантов, во главе с художественным руководителем. Их составы бывали обширны — 6-10 и более человек, в них входили по нескольку вокалистов и мультиинструменталистов. Участники часто менялись, а различные песни могли исполняться различными солистами.
Среди самых известных ансамблей: « Песняры », « Поющие гитары », « Весёлые ребята », « Синяя птица », « Лейся, песня », « Цветы », « Земляне », « Самоцветы », « Иверия », « Поющие сердца », « Ариэль », « Верасы », « Сябры », « Красные маки », «Верные друзья», «Калинка», «Лада», «Акварели», «Голубые гитары», «Надежда», «Музыка», «Коробейники». Иногда ВИА выступали как аккомпанирующий состав известного сольного исполнителя, например: Юрий Антонов с группами « Аракс » и « Аэробус », Алла Пугачёва с ВИА «Ритм», затем с группой «Рецитал», София Ротару с ВИА « Червона рута », Роза Рымбаева с ВИА «Арай».
Стиль музыки, исполнявшийся ВИА, был разнообразен и неоднороден. Он включал в себя как фолк и народные песни, так и диско , рок-музыку и новую волну . Среди характерных инструментов, кроме гитар и ударных , присутствовали синтезаторы, духовые инструменты, и народные инструменты. Звучание ВИА многие рассматривают как специфический жанр в советской популярной музыке.
Многие советские и постсоветские эстрадные исполнители до начала сольной карьеры являлись солистами вокально-инструментальных ансамблей: Алла Пугачёва («Новый электрон», «Москвичи», «Весёлые ребята»), Александр Градский («Весёлые ребята»), Ирина Понаровская (« Поющие гитары »), Роксана Бабаян (« Голубые гитары »), Николай Расторгуев (« Шестеро молодых », « Лейся, песня », «Здравствуй, песня!»), Валерий Кипелов (« Шестеро молодых », « Лейся, песня », « Поющие сердца »), Александр Малинин («Музыка», «Метроном», « Цветы »), Ольга Зарубина («Музыка», «Метроном»), Александр Буйнов («Весёлые ребята»), Алексей Глызин (« Добры молодцы », « Самоцветы », « Весёлые ребята »), Ирина Аллегрова («Электроклуб»), Игорь Тальков («Электроклуб»), Виктор Салтыков («Форум», «Электроклуб»).
1970-е годы были «золотым» периодом советских ВИА . Проводился Всесоюзный телевизионный конкурс молодых исполнителей « » (первый — в 1977, второй в 1978 году).
К концу 1980-х популярность многих ВИА 1960—1970-х годов заметно упала, многие ВИА распались. Новые поп-коллективы вместо вокально-инструментальных ансамблей, вокальных ансамблей, инструментальных ансамблей, стали привычно именоваться группами (« Браво », « Секрет », « Электроклуб », « Форум », « Комбинация », « Ласковый май », « Мираж » и так далее).
Авторской песней , или бардовской музыкой, называют движение, возникшее из исполнителей любительских песен студентов, геологов и туристов . Авторская песня возникла в художественной самодеятельности и быстро приобрела популярность. Её исполнителей называли «бардами». Барды исполняли песни под акустическую гитару , обычно без других инструментов. Среди наиболее известных бардов — Булат Окуджава , Александр Галич , Юрий Визбор , Владимир Высоцкий , Сергей и Татьяна Никитины .
Поклонники авторской песни образовывали клубы самодеятельной песни по всей стране. Хотя издания фонограмм бардовской песни были редки и чаще всего, делались энтузиастами самиздатом , многие песни становились популярны благодаря исполнению любителями.
Романтический этап развития авторской песни продолжался примерно до середины 1960-х годов. С середины 1960-х годов звучат сатирические и иронические произведения, появляется эстетика «песни протеста». Важное место в творчестве многих бардов занимала тема Великой Отечественной войны . В поздние годы СССР в лирическом направлении бардовской песни всё отчётливее звучали ностальгия по прошлому, горечь потерь и предательств, стремление сохранить себя, свои идеалы, тревога перед будущим. Эта лирико-романтическая линия была продолжена в творчестве бард-рокеров (А. Макаревич, Б. Гребенщиков, А. Холкин).
Первые советские рок-группы появились ещё в середине 1960-х на волне битломании , однако до середины 1970-х они представляли собой в основном подражание музыке зарубежных исполнителей. Среди сформировавшихся в 1970-е годы наиболее известными были: « Машина времени », « Аквариум », « Санкт-Петербург ». Подобно бардам того периода, ранние рок-группы (как самодеятельные , так и профессионально-филармонические) распространяли свои музыкальные альбомы только через самиздат . Распространённой формой выступления многих самодеятельных исполнителей был квартирник — стихийный концерт на квартире у музыкантов или их знакомых с приглашением только близких друзей.
Несмотря на это, многие советские композиторы рубежа 70-х — 80-х годов, вполне легально работали в формате жанра рок-оперы. Наиболее известные из них: « Орфей и Эвридика » (премьера состоялась в Ленинграде 25 июля 1975), « Звезда и смерть Хоакина Мурьеты » (1975), « «Юнона» и «Авось» » (премьера в постановке режиссёра Марка Захарова состоялась 9 июля 1981).
Расцвет русского рока пришёлся на 1980-е годы, а с началом перестройки и гласности у музыкантов появилась возможность выступать на концертах, не опасаясь преследования за частное предпринимательство или тунеядство , как это было раньше. В СССР были созданы рок-клубы, сформировались известные, и частично по сей день действующие рок-группы, прошли первые официальные рок-фестивали (« Весенние Ритмы, Тбилиси-80 », « Литуаника » 85—89, « Рок-панорама » 86-87, « Подольск-87 » и др.). На русский рок 1980-х большое влияние оказал жанр « новой волны » ; также появились и первые группы в жанрах хеви-метал и панк-рок .
|
Этот раздел
не завершён
.
|
Выпущенная в 1980 году пластинка « Кружатся диски » ВИА « Красные маки » считается одной из лучших советских диско -пластинок, благодаря которой слова « диск-жокей » и « дискотека » стали известны в самых удалённых уголках страны .
В 1984 году начинается «новая волна танцевальной музыки СССР» [ источник не указан 513 дней ] . Магнитоальбом Юрия Чернавского « Автоматический комплект » считается одним из первых отечественных электропоп -альбомов . Первым ансамблем, исполняющим нечто совершенно новое, был « Форум » (вокалист Виктор Салтыков ) — группа исполняла музыку, близкую к западному стилю хай-энерджи . Стили синтипоп и евро-диско начинают осваивать Алла Пугачёва, Лариса Долина , Ирина Отиева , ансамбль « Весёлые ребята », Аркадий Хоралов и многие другие. В 1987 году Виктор Салтыков переходит в группу, играющую в стиле электропоп с символичным названием « Электроклуб », где также начинала певица Ирина Аллегрова .
Во второй половине 80-х начинается период массовой легализации дискотек . Вдохновлённые музыкой немецкого евродиско -проекта « Модерн Токинг », появляются группы « Мираж », « Ласковый май » (солист Юрий Шатунов), получившие на рубеже десятилетий небывалый успех: песни, по музыке напоминающие « Бэд Бойз Блю » и «Модерн Токинг», прежде не исполняли 15-летние юноши, а аранжировка была зачастую любительской. Эти и подобные им группы, стали собирать стадионы и получили известность на всю страну. Тогда же стали появляться и «клоны» ансамблей, одновременно гастролирующие по всему СССР. Другие известные исполнители похожего стиля: Игорь Корнелюк , «Маки», «Сталкер», «Анонс», «Сладкий сон» (ныне Vasuta и «Сладкий сон»), «Левостороннее движение», « Комбинация » (солистка Алёна Апина), «Маленький принц», Рома Жуков , «Звёзды», «Фея», и другие.
В 1989 году евродиско и электропоп (которые часто обозначают как «диско 80-х») существенно потеснили успех многих популярных рок-групп того периода. В 1990-91 годах по количеству поклонников «Ласковый Май» превзошёл виднейшую певицу того времени Аллу Пугачёву . Однако с распадом СССР практически все они перестали существовать, либо начали играть совсем другую музыку.
Для улучшения этой статьи
желательно
:
|