Interested Article - Вольность (ода)

«Во́льность» (также известно как «Ода на Свободу»)— юношеское стихотворение ( ода ) Александра Пушкина , написанное предположительно в ноябре-декабре 1817 года (по другим данным в 1819 г. или 1820 г.) и послужившее одной из причин четырёхлетней ссылки поэта на юг России . Несмотря на то, что при жизни Пушкина ода официально не публиковалась, в ту пору она была известна в литературных и революционных кругах. Известно, что стихотворение было найдено в вещах декабристов . Впервые официально ода напечатана в 1856 году Александром Герценом в Лондоне в альманахе « Полярная звезда ». По оценке историков и литературоведов, ода «Вольность» является начальной точкой политической поэзии Пушкина и одним из первых революционных стихотворений .

История

«В то время когда начинались первые сходки русских тайных революционных обществ, 18-летний Пушкин написал свое знаменитое стихотворение "Вольность", которое, конечно, не подлежало печати (позже оно вместе с несколькими другими опасными сочинениями явилось причиной высылкой поэта из столицы»). Н. Эйдельман , Мгновенье славы настает...

После окончания в 1817 году обучения в Царскосельском лицее 18-летний Пушкин зачисляется в Коллегию иностранных дел . В это время молодой поэт начинает активно интересоваться общественной и литературной жизнью северной столицы, он посещает собрания литературного кружка « Арзамас» , вступает в объединение « Зеленая лампа », куда также входили декабристы. Данный петербургский период Пушкина литературовед Николай Скатов оценивает как «наиболее вольнолюбивый, собственно гражданский, самый „политический“» .

По словам советского историка литературы Максима Гиллельсона , после выпуска из лицея Пушкин часто гостил у арзамасцев Николая и Александра Тургеневых : «из людей, которые были его старее, всего чаще посещал Пушкин братьев Тургеневых» . Как рассказывает мемуарист и знакомый Пушкина Филипп Вигель , свою знаменитую оду поэт написал именно у них, в квартире Тургеневых , которая окнами выходила к Михайловскому замку , где был убит император Павел I :

...к ним, то есть к меньшому, Николаю, собирались нередко высокоумные молодые вольнодумцы. Кто-то из них, смотря в открытое окно на пустой тогда, забвенью брошенный дворец, шутя, предложил Пушкину написать на него стихи .

Сам Николай Тургенев в письме Петру Бартеневу сообщал:

У меня никаких писем Пушкина не было и нет. Есть стихи его рукою написанные, например, ода "Вольность", которую он в половине сочинил в моей комнате, ночью докончил и на другой день принёс ко мне написанную на большом листе.

Мнения современников

По словам Гиллельсона, стихотворение «ошеломило» Тургеневых, которые до этого считали поэта легкомысленным и изнеженным . Писатель Аркадий Полонский рассказывает, что стихотворение Пушкина не на шутку разволновало петербургское общество . В 1820 году русский поэт Фёдор Тютчев ответил Пушкину своим стихотворением «К оде Пушкина Вольность», которое по цензурным соображениям не было издано, написав такие строки :

Певец! Под царскою парчою

Своей волшебною струною

Смягчай, а не тревожь сердца!..

Реакция власти и высылка Пушкина из Петербурга

Николай Карамзин

Известно о реакции русского историка Николая Карамзина в письме сенатору Ивану Дмитриеву , датированное 19 апреля 1820 года :

Над здешним поэтом Пушкиным если не туча, то по крайней мере облако, и громоносное: служа под знаменами либералов, он написал и распустил стихи на вольность, эпиграммы на властителей и пр. Это узнала полиция.

Советский и эстонский литературовед Павел Рейфман в своей работе «Цензура в дореволюционной, советской и постсоветской России» пишет, что Пушкин просил Кармазина заступиться за него и пообещал на два года не выпускать ничего антиправительственного. Карамзин в дальнейшем писал :

Хотя я уже давно, истощив все способы образумить эту беспутную голову, предал несчастного Року и Немезиде, однакож, из жалости к таланту, замолвил слово, взяв с него обещание уняться.

Усилия друзей Пушкина не прошли даром. Поэту избрали, как выражается Рейфман «облегченную форму наказания», и 6 мая 1820 года он выехал из Петербурга на юг . Рейфман пишет, что в служебном письме к Пушкину от императора Александра I главной виной поэта, из-за которой его отправляют в ссылку, указана ода «Вольность» .

Популярность в декабристских кругах

Володимир Стратен в работе «Одесский список оды „Вольность“» пишет, что воцарившаяся в то время на юге и на севере России «всеобщая атмосфера вольнодумства, тайных обществ и политических прожектов» питала у всякого интерес к политическим стихам Пушкина. По словам Стратена, со ссылкой на декабриста и лицейского друга Пушкина Ивана Пущина , а также учителя Пушкина Василия Жуковского , ода пользовалась широкой популярностью у декабристов :

Тогда везде, говорит Пущин, «ходили по рукам, переписывались, читались наизусть его „Деревня“, „Ода на свободу“, „Ура! в Россию скачет“… и другие мелочи в том-же духе». И прежде всего эти стихи ходили по рукам «действовавших», по выражению Жуковского, каким был декабрист Пущин.

Василий Жуковский

В связи с этим Жуковский беспокоился за своего ученика и написал в 1826 году ему письмо о том, что у декабристов находились «вольнодумные политические стихи» поэта, в котором предупреждал Пушкина, что это может не понравиться царской власти :

Ты ни в чём не замешан — это правда; но в бумагах каждого из действовавших находятся стихи твои. Это худой способ подружиться с правительством.

Как указывает Стратен, пушкинская ода расхаживала по тайным организациям в Одессе во многих версиях :

Несомненно, что в Одессе и крае ходило по рукам много спи­сков оды «Вольность», особенно среди указанной горячей молодежи

Например, во время следственных действий стихотворение было найдено у разночинца Аристова, который вместе с Сухачёвым и Радуловым создал кружок «Храм общества независимых» . По словам Стратена, аристовские вольнодумцы занимались «политическими мечтаниями и планами», были против монархизма, а также хранили у себя перевод « Декларации прав человека и гражданина ». В своих показаниях Аристов говорил, что сам от руки переписал оду Пушкина:

Ода на свободу, известное сочинение – как говорят – Александра Пушкина, оная написана моею рукою с рукописной для одного любопытства.

Также известно, что стихотворение, под несколько иным названием — «Ода вольности», было найдено у жителя Феодосии, итальянца и дворянина Анжело Галеры, о чём упомянуто в его деле следующим образом:

Среди бумаг Галеры имеются „стихи весьма дерзкие"

Во время следственных действий декабристы признавали, что такие работы Пушкина как «Вольность» и «Кинжал» формировали их сознание. По словам журналиста и писателя В. Смирнова-Ульяновского, политическая поэзия Пушкина «расходилась по рукам среди либеральной молодежи и укрепляла оппозиционное настроение» .

Оценки историков и литературоведов

Литературовед Юрий Лотман называет версию написания поэмы в квартире Тургеневых у Михайловского замка «правдоподобной биографической легендой» . Пушкинист Борис Томашевский считает, что мемуары Вигеля «нуждаются в проверке» из-за склонности автора к театрализации представлений . Литературовед Юлиан Оксман оценивает рассказ Вигеля, как «явно неточный в подробностях и тенденциозно-легкомысленный» .

Вопрос о датировке

Вопрос о дате написания оды остаётся для историков и пушкинистов дискуссионным. Сам Пушкин в своём беловом автографе оды указал год 1817. Эту же дату поэт записал в своём сочинении «Воображаемый разговор с Александром I», написанное в 1824 – начале 1825 г., однако впоследствии он её зачеркнул. В своём рассказе о написание оды Филлип Вигель обозначает 1820 год .

Официально ода «Вольность» была впервые напечатана публицистом и революционером Герценом в 1856 году в сборнике «Полярная звезда», однако не содержала никакой даты её написания . Издатель-редактор Николай Гербель в 1861 году опубликовал оду в сборнике «Стихотворения А. С. Пушкина», обозначив дату её создания 1820 год . В мемуарах историка и дипломата Дмитрия Свербеева указана дата 1819 год. Литературовед Николай Лернер в книге «Труды и дни Пушкина» пишет, что ода создавалась в начале июля 1819 года. Вячеслав Якушкин в Академическом издании сочинений Пушкина пишет, что ода была создана в начале июля 1819 года, однако позднее ознакомившись с беловым автографом Пушкина, признал дату написания 1817 год. Доктор исторических наук В. В. Пугачёв называет дату написания оды декабрь 1818 года или начало января 1819 г. Поэт Валерий Брюсов в первом советском издании полного собрания стихотворений Пушкина, изданным в 1920 году, указывает дату 1817 год, при этом Брюсов добавил к дате знак вопроса .

Бывший узник ГУЛАГА , советский литературовед и пушкинист Юлиан Оксман критично относится к дате 1817 год, отмечая тот факт, что никаких свидетельств о создании оды в этом году нет. По его словам, для исследователей декабризма и «русской подпольной агитационно-пропагандистской литературы», пушкинская поэма считается несуществующей до того самого момента, когда оказывается у руководства Союза благоденствия , то есть до середины 1819 года:

Мы не знаем не только ни одного текста оды «Вольность», относящегося к 1817 году, но и ни одного упоминания о ней в документах этой поры — ни в официальных, ни в частных. Ни строки нет об оде и в бумагах самого Пушкина 1817 г., и в переписке его современников. Мы имеем в виду свидетельства как прямые, так и косвенные .

Дата 1817 год, по словам Оксмана, связана с «позднейшими автопризнаниями» самого Пушкина, который относил написание оды к годам своей юности. Литературовед считает, что этим поэт хотел снять с себя политическую и литературную ответственность за её вызывающий дух .

Юлиан Оксман

Влияние Великой французской революции

По словам литературоведа Георгия Фридлендера , Пушкин всегда интересовался Великой французской революцией, и не раз обращался к ней в своих работах. Ода «Вольность» является наиболее ранним произведением поэта, где он её упоминает. Фридлендер отмечает тот факт, что детство и юность Пушкина пришлись на наполеоновскую эру, время, когда режим Наполеона оценивался как исторический результат предшествовавших революционных событий, и потому отчасти мог отбрасывать тень и на саму революцию. В пушкинской оде казнь Людовика XVI , одно из центральных событий французской революции, рассматривается как «непосредственный пролог к воцарению "тирана"» . Для Пушкина казненный король – мученик, в его убийстве он видит нарушение «закона» (общественный договор между монархом и нацией) и возлагает вину на восставший народ, в то же время считая, что за падением Людовика есть и «славные ошибки» его предков .

Фридлендер считает, что в оде «Вольность, а также в ряде других стихотворений, в числе которых «Деревня», «Чаадаеву», «Кинжал», Пушкин выступает как «поэт-гражданин», осуждающий в равной степени как тиранию самодержавия, так и революционный террор. Пушкин выше всего чтит «власть Закона», и осознаёт, что крепостное право является унижением не только для крестьян, но также и для их владельцев, а также то, что политическая и гражданская свободы между собой прочно связаны:

Без освобождения крестьянства и уничтожения крепостного права невозможна и свобода дворянства, нормальное развитие русского общества и государства.

Пушкинский «общественный-политический идеал» заключается, как считает Фридлендер, в равенстве граждан перед «лицом мощных государственных законов, крепко сочетающихся воедино со святой вольностью» .

Советский и русский литературовед Николай Скатов в работе «Ода А. С. Пушкина Вольность в свете событий Великой французской революции » пишет, что работа Пушкина — это «первое самое значительное произведение поэта, написанное после Лицея», и что невозможно понять поэму, не учитывая Великую французскую революцию и последующие за ней события . По словам Скатова:

Пушкинская лирика не либеральная, она именно свободолюбивая: всем строем несёт она дух вольности и никогда — своеволия.

Советский и эстонский литературовед Павел Рейфман в своей работе «Цензура в дореволюционной, советской и постсоветской России» пишет, что поэма не содержит революционных идей, как это изображали в советское время. Рейфман считает, что поэма направлена против деспотизма, в том числе и революционного:

Главная её идея — необходимость соблюдения законов всеми, не исключая властителей, коронованных и некоронованных .

Рейфман, как и Скатов, видит в поэме связь с Великой Французской революцией. Он пишет, что в работе «оживают» такие события, как казнь Людовика XVI , якобинский террор , самовластие Наполеона .

Участие в кружке «Арзамас»

Доктор исторических наук В. В. Пугачёв в своей работе «К вопросу о политических взглядах А. С. Пушкина до восстания декабристов» считает, что на Пушкина в тот момент оказывали влияния декабристские настроения в обществе, в особенности он считает, что Н. И. Тургенев послужил главным вдохновением для Пушкина на написание оды . Советский историк литературы Максим Гиллельсон так же считает, что речи Тургенева на собраниях членов кружка « Арзамас» повлияли на Пушкина . Литературовед Юрий Лотман пишет, что ода Пушкина перенимала «политические концепции» Союза Благоденствия и отражала точки зрения Николая Тургенева .

Доктор исторических наук В. В. Пугачёв в своей работе «Предыстория Союза Благоденствия и пушкинская ода «Вольность»» называет оду «программно-прокламационным стихотворением», чьи чёткие политические лозунги полностью совпадали с политической платформой Союза Благоденствия.

Советский историк Милица Нечкина в работе «К вопросу о формировании политического мировоззрения молодого Пушкина» называет поэму Пушкина, равно как и стихотворение «К Чаадаеву», политическим произведением . Она указывает, что преддекабристкая организация Священная артель влияла на сознание поэта и отмечает, что в целом «вся русская действительность, русское общественное движение, русская жизнь», «идейная атмосфера» последних и пост-лицейских лет заряжала Пушкина и двигала его политическое взросление.

Примечания

Комментарии
  1. "Три года прошло, как семнадцатилетний Александр Пушкин был выпущен из лицея"
Источники
  1. Nicolaj Skatov. // Revue des Études Slaves. — 1989. — Т. 61 , вып. 1 . — С. 103–111 . — doi : . 2 июня 2018 года.
  2. Ф. Ф. Вигель. Записки Ф. Ф. Вигеля. — 1864.
  3. М. И. Гиллельсон. // Издательство "Наука". — 1974. 31 марта 2022 года.
  4. Аркадий Полонский. Здесь Тютчев жил...Русский поэт в Мюнхене. — 2003.
  5. С.Фомин. Пушкин в Русской поэзии // "Художественная литература". — 1937.
  6. Э.В. Захаров. Ф.И. Тютчев о творчестве А.С. Пушкина.
  7. В. Смирнов-Ульяновский. . 17 октября 2020 года.
  8. Павел Рейфман. Цензура в дореволюционной, советской и постсоветской России..
  9. В.В. Стратен. // Одесский дом ученых. — 1926. — Т. Выпуск 2 . — С. 1—2 . 15 октября 2020 года.
  10. Юрий Лотман. Александр Сергеевич Пушкин. Биография писателя: пособие для учащихся. — "Просвещение", 1983.
  11. Борис Томашевский. Пушкин. Книга первая / В. Г. Базанов. — Издательство Академии наук СССР, 1956. — С. 146—147.
  12. Ю. Г. Оксман. «Пушкинская ода "Вольность" (к вопросу о датировке)"» // Издательство Саратовского университета.
  13. Георгий Фридлендер. Пушкин. Достоевский. "Серебряный век".
  14. В. В. Пугачев. // Учёные записки. Выпуск 18. — 1969. 27 марта 2022 года.
  15. Юрий Лотман. Александр Сергеевич Пушкин. Биография: пособие для учащихся. — "Просвещение", 1983. — С. 39. — 255 с.
  16. М.Нечкина. К вопросу о формировании политического мировоззрения молодого Пушкина. — 1951.
Источник —

Same as Вольность (ода)