Interested Article - Арабская культура
- 2020-04-22
- 1
Ара́бская культу́ра — культура, созданная арабами в течение их исторического развития.
Понятие арабской культуры
Термин «Арабская культура» иногда распространяют и на все те культуры, которые создавались в средние века , как арабскими народами, так и народами Ближнего и Среднего Востока , Северной Африки и Юго-Западной Европы, находившихся тогда под властью или под непосредственным влиянием арабского халифата . Общим внешним признаком всех этих культур был арабский язык . Арабы творчески усвоили культуру древнего мира — греко-эллинскую, римскую, египетскую, арамейскую, иранскую, индийскую и китайскую , переняв её от завоеванных или соседних народов с участием подчиненных им народов — сирийцев , персов , хорезмийцев, таджиков , азербайджанцев , берберов , испанцев (андалусцев) и других. Арабы сделали важный шаг в развитии общечеловеческой цивилизации.
Колыбелью арабской культуры была Западная, Центральная и Северная Аравия . Арабской культуре предшествовала культура населения Южной Аравии, которое разговаривало на сабейском языке и имело свою письменность. Арабская культура претерпела как влияния этой культуры, так и культуры областей Передней Азии и Египта , где часть арабов поселилась ещё в древние времена, а также культуры арамейского населения районов нынешних Сирии , Ливана , Палестины и Ирака . Где-то в IV веке арабы уже создали своё буквенное письмо, представлявшее собой одну из разновидностей арамейской скорописи .
В VII веке в Аравии образовалась арабское теократическое государство , которое путём завоеваний до середины VIII века выросло в большую феодальную империю — арабский халифат (см. Багдадский халифат ), что в его состав (кроме стран Арабского Востока), входили Иран , Афганистан , часть Средней Азии , Северо-Запад Индии, страны Северной Африки, Закавказье , значительная часть Пиренейского полуострова ( Андалусия ). Арабские феодалы насаждали в завоеванных странах ислам и арабский язык . Часть завоеванных ими стран были арабизированные, другие сохранили свою культурную и языковую самостоятельность, однако арабский язык в этих странах применялся в науке, как латынь в средневековой Европе. Центрами арабской культуры в разное время были Дамаск , Багдад , Кордова (см. Кордовский халифат ), Каир и другие города. В IX—X веках, характеризующихся учеными как «эпоха мусульманского Возрождения», ведущими центрами культуры были Бухара и Хорезм .
После распада халифата (VIII—X века) — этого искусственного конгломерата народов с разным уровнем развития, державшийся главным образом военной силой арабских завоевателей, — развитие арабской культуры в новообразованных арабских государствах и культуры освобожденных неарабских народов продолжалось под влиянием роста производства и обмена. Упадок арабской культуры начался в XVI веке после завоевания большинства арабских стран турками и освобождения католиками завоеванных европейских территорий
Арабская наука
Арабская наука в начале своей истории развивалась под влиянием древнегреческой науки и под влиянием и во взаимодействии с современной ей высокоразвитой наукой народов Средней Азии, Закавказья, Индии, Персии, Египта, Сирии.
Дальнейшее развитие арабской науки обуславливалось потребностями производства и военного дела, которому арабские завоеватели придавали большое значение. Арабская наука, как и арабская культура вообще, сосредоточивалась в достаточно широкой в то время сети образовательных учреждений. Школьное образование возникло после арабских завоеваний, когда арабский язык распространился как язык администрации и религии. Начальные школы при мечетях ( мектебы или кюттабы) существовали уже с VIII века.
С развитием филологических и естественных наук в Багдадском халифате, а затем и в других арабских государствах возникают научно-учебные центры: начиная с VIII века грамматические школы в Басре , Куфе и Багдаде . В 830 году в Багдаде была создана академия «Дар аль-улюм» («Дом наук»). В 972 году в Каире был основан университет Аль-Азхар . Высокого развития достигло образование на арабо-пиренейских землях. В X веке в одной только Кордове было 27 медресе , где преподавали медицину, математику, астрономию и философию.
Естествознание
Исторической заслугой арабов является то, что они, переняв достижения науки античного времени, развили её дальше и передали народам Запада, став, таким образом, будто мостом между античностью и современной цивилизацией. Произведения Евклида , Архимеда и Птолемея стали известны Западной Европе благодаря арабам. Труд Птолемея «Мегале синтаксис» («Великое построение») известен Западной Европе в арабском переводе как «Альмагест». Имея представление о шарообразности земли, арабы в 827 году в Сирийской пустыне измерили дугу меридиана для определения размеров земного шара, исправили и дополнили астрологические таблицы, дали названия многим звездам ( Вега , Альдебаран , Альтаир ). В Багдаде , Самарканде и Дамаске существовали обсерватории.
Позаимствовав индийскую цифровую систему, арабские ученые начали оперировать большими числами, от них пошло понятие «алгебра», употребленное впервые среднеазиатским математиком Аль-Хорезми (780—850). Аль-Баттани (850—929) разработал тригонометрические функции (синус, тангенс, котангенс), а Абу-ль-Вафа аль-Бузджани (940—997) сделал ряд выдающихся открытий в области геометрии и астрономии. Использовав труд Галена и Гиппократа , арабские ученые развили медицину, изучили лечебные свойства ряда минералов и растений. Ибн аль-Байтар дал описание более 2600 лекарств и лекарственных и других растений в алфавитном порядке , в том числе около 300 новых. Медицинские знания арабов были сведены в одно целое хирургом госпиталя в Багдаде Мухаммедом ар-Рази (865—925) и Ибн Синой (980—1037), произведение которого « Канон врачебной науки » стал настольной книгой западноевропейских врачей XII—XVII веков. Арабская офтальмология имела близкое к современному представление о строении глаза. Ряд открытий с фармакологической химией сделал алхимик Джабир ибн Хайян (721—815).
Арабы ознакомили народы разных стран, в том числе и Западной Европы, с совершенными изделиями из железа, стали, кожи, шерсти и т. д., позаимствовали у китайцев компас, порох, бумагу, завезли в Западную Европу коноплю, рис, тутового шелкопряда, краску индиго ; позаимствовали в Китае и продвинули далеко на Запад культуру хлопчатника; впервые начали производить тростниковый сахар, акклиматизировали большое количество садовых и сельскохозяйственных культур.
Историография
На новую высоту арабы поставили историографию. Аль-Вакиди (747—823), Белазури (820—892) написали историю первых завоевательных походов арабов, а Мухаммад ат-Табари (838—923), Аль-Масуди (ум. 956), Ибн Кутайба (IX век) и другие собрали сведения по всеобщей истории и ценные данные о жизни разных народов. Ибн Хальдун (1332—1406) стал первым в мире учёным, рассматривавшим исторический процесс с социологической точки зрения.
География
Значительные успехи были достигнуты в развитии географии. Арабские учёные, путешественники и купцы оставили интересные описания путешествий в Египет , Иран , Индию , Цейлон , Индонезию , Китай и страны Западной и Восточной Европы, в которых, в частности, ценные сведения о жизни и быте восточных славян ( руссов ). В этих произведениях рассказывается о славянских княжествах Куябию (Киевское), Славию (Новгородское) и Артанию ; Аль-Масуди упоминает о княжестве Астарбрана во главе с Саклаиком, Дулеба с Вандж-Славой; пишут о княжестве Волыняне (Волыни) во главе с Маджаком , которому повиновались славянские племена. Ибн Хордадбех (IX в.) описал пути, которыми славяне добирались до Средней Азии и Багдада . Ибн Фадлан (X в.), Ибн Русте (X в.) писали о быте, обычаях, одежде и занятиях славян. Ибн Якуб рассказал о торговле восточных славян с другими народами. Арабские авторы представляют сведения о походах славян, например Святослава , против хазар и булгар . Арабы знали Киев под названием Куяба, или Куява. Купец Абу Хамид, который трижды в 1150—1153 годах посетил Киев («gurud Küjaw»), рассказывает о предметах торговли на Руси , денежные знаки (шкурки белок ) и т. д. Ибн Баттута (1304—1377) описал путешествие почти по всему известному тогда миру, в частности по Крыму и Волге. На основании сведений купцов и путешественников арабские ученые составили карту известного им мира. Наряду с достоверными сведениями в трудах арабских ученых встречается немало фантастических измышлений.
Арабская философия
Арабская философия, как одна из форм общественного сознания феодальной эпохи , долгое время была тесно связана с богословием . С развитием естественных и прикладных наук в ней начали зарождаться материалистические и атеистические тенденции. Первыми, кто отходил от традиционного понимания ислама , были мутазилиты , которые выступали против догмата о предопределении и стремились обосновать религиозные догматы с точки зрения разума , исходя из философских положений некоторых античных авторов. Вместе с тем, знакомство с произведениями Аристотеля , Платона и других способствовало уходу арабской философии от традиционной догматики богословия. Подчеркивая важность точных наук и естествознания , Аль-Кинди (801—873) критиковал Коран и положил начало использованию философии Аристотеля для создания собственных философских систем.
Выдающийся арабский мыслитель Ибн Рушд (1126—1198) развил материалистическую тенденцию в философии Аристотеля, отстаивал мысль о вечности мира, непобедимость материи и её движение, о смертности человеческой души, отрицал возможность создания богом мира из ничего и т. д.
Ибн Баджа (1070—1138) утверждал значение разума, подчеркивая, что моральное, духовное совершенствование проходит через научное познание, и проповедовал идею создания идеального государства, в котором человек будет иметь все возможности для свободного и всестороннего развития.
Значительное влияние на развитие арабской философии оказало творчество великого персидского мыслителя Ибн Сины . Творчество Ибн Рушда и других известных деятелей арабской философии способствовало развитию философской мысли народов Европы.
Арабская литература
Художественную арабскую литературу в первый, доисламский период (V — начало VII века) творили кочевые племена арабов, а позднее и арабизированные народы. Сначала возникла проза — легенды, рассказы, позже — поэзия; переходом к стихотворению была рифмованная проза — «садж». Поэтические состязания помогли выработать разнообразные сложные стихотворные формы. Основной жанр поэзии — касыда . Традиция выделяет несколько выдающихся поэтов доисламского периода, авторов «муаллака» (нанизанных касыд): Имру аль-Кайс (ум. около 530), Антара ибн Шаддад и другие. Главным произведением времен установления ислама является «священная книга» Коран , написанная рифмованной прозой. В эпоху Омейядского халифата литературными центрами были Дамаск и Куфа . Славные поэты этого времени: Аль-Ахталь (640—710), который первым в арабской литературе вспоминает о славянах; Джарир (ум. в 728) и сатирик Аль-Фараздак (ум. 733). В городах развивается жизнерадостная поэзия любви. Омар ибн Абу Рабиа (ум. около 712) из Мекки — первый арабский поэт-горожанин.
В период с Аббасидского переворота (750) до разрушения Багдада монголами (1258) этот город был одним из значительных центров арабской культуры. Арабская поэзия, особенно придворная, следует классические формы и язык бедуинской поэзии. Но возникает и новая по содержанию и форме — городская поэзия. Её крупнейший представитель — Абу Нувас . Поэты «нового стиля» используют новые стихотворные формы и поэтические средства Абу-ль-Атахия (около 750—828) — первый философ в литературе; Абан Лахики — поэт-вольнодумец. Переводится много произведений из персидской литературы , возникает своеобразная новелла — макама . В IX—X веках распространяются произведения научного характера с вставными рассказами и стихами. В некоторых есть интересные сведения о славянах и Восточной Европе, например в рассказах Аль-Масуди (ум. 956) — о храмах славян (возможно, в Прикарпатье ) в «Книге чудес Индии» и других произведениях собрано много рассказов о путешественниках по морю. Имеет определённые художественные качества и реалистическое описание путешествия Ибн Фадлана на Волгу в 921—922 годах. С упадком Ирака , центром литературной жизни становится Сирия , город Халеб (Алеппо), где жили знаменитые поэты: странствующий панегирист и философ Аль-Мутанабби и поэт-вольнодумец Абу-ль-Ала аль-Маарри . Египет также становится выдающимся центром литературы. Здесь создаются крупные народные героические романы; в XIV—XV веках окончательно складывается книга « Тысяча и одна ночь ». Выдающийся арабский поэт мамлюкского Египта — Омар Ибн-аль-Фарид (1181—1235), в Северо-Западной Африке — (ум. 993).
К арабской литературе принадлежит и литература Андалусии — арабской Испании , Португалии и Каталонии . Расцвет её приходится на X—XII века. Самые известные поэты аристократического круга — севильский халиф Аль-Мутамид ибн Аббад (1040—1095), его жена Румейкия, Ибн Аммар , лирик Ибн Хамдис (1055—1132). Проникнута «жизнерадостным свободомыслием» литературное творчество арабов, как писал Ф. Энгельс , имела большое значение для европейского Возрождения .
После падения Гранады (1492) и турецкого завоевания большинства арабских стран арабская литература переживает период упадка. В поэзии господствует формализм, в прозе — компилятивность. Но появляются и произведения на народном языке, из жизни народа. В конце XVI века в Сирии писал народным языком популярный поэт Иса-аль-Газар.
В арабских странах ценилась хорошее образовании, эрудиция в богословских делах.
Арабское изобразительное искусство
Древнейшие памятники изобразительного искусства арабов относятся к эпохе рабовладельческого общества. В VII—X веках оно ещё наследует эллинистическое, коптское , византийское и сасанидское искусство. Но уже в это время развивается прикладное искусство: появляются художественные ткани с тонким узором, изделия из бронзы, горного хрусталя, керамика с цветными поливами, стекло, резьба по дереву.
Памятников монументальной живописи сохранилось очень мало: стенописи дворцов в Сирии (Кусейр-Амра, VIII век) и Месопотамии ( Самарра , IX век); древнейшие арабские миниатюры, созданные в Египте в X—XI века. В XIII—XIV века в Багдаде возникла школа миниатюры, в которой ощущается связь с иранской миниатюрой монгольской эпохи.
Отдельным видом арабского изобразительного искусства является каллиграфия . Частичный или полный (в зависимости от региона и местных традиций) запрет на изображение людей и животных способствовал развитию каллиграфии. Искусство арабской каллиграфии особо почитается в мусульманском мире, являясь средством сохранения и распространения «божественного послания», заключённого в Коране. Каллиграфия широко распространена не только в форме рисунков на бумаге и книжных украшений, но и в качестве декоративного элемента в архитектуре, прикладном искусстве, ткачестве, керамике и т. д.
Арабская архитектура
К II—V векам относятся остатки монументальных сводчатых сооружений в Хаурани ( Сирия ). На ранних памятниках арабской архитектуры сказалось влияние эллинистическо-римской, византийской и сасанидской традиций, например дворец IV—VIII веков в Мшатти ( Иордания ), мечеть « Купол Скалы » (691) в Иерусалиме ( Палестина ). В VII—X веках создается своеобразный тип колонной мечети с прямоугольным двором в центре, окруженным много нефными залами и галереями со стройными аркадами . К этому типу относятся Большая мечеть в Дамаске (705), Мечеть Амра в Каире (642). С XI—XII веков в арабской архитектуре большое значение приобретает орнаментика, покрывающей здания снаружи и внутри; широко применяются стилизованные растительные, сталактитовые, эпиграфические и буквенные узоры. С XIII века распространяются купола как средство перекрытия зданий и важный элемент архитектурной композиции.
На Пиренейском полуострове в XIII—XIV веках создаются великолепные архитектурные сооружения мавританского стиля , в котором арабские формы и декор сочетались с отдельными западноевропейскими архитектурными мотивами. Выдающимися памятниками этого стиля является замок Альгамбра в Гранаде (XIII—XIV века) и дворец Алькасар в Севилье (XIV век). После завоевания арабских государств турками, арабская архитектура испытала влияние византийского и турецкого искусства. Например, Мечеть Мухаммеда Али в Каире .
-
Купол Скалы , Иерусалим
-
Мечеть Амра ибн аль-Аса , Каир
-
Мечеть Омейядов , Дамаск
-
Колонны комплекса Альгамбра , Гранада
-
Мечеть Мухаммеда Али , Каир
-
Интерьер мечети Насир оль-Мольк
-
Декор потолка Мечети Имама , Исфахан
Арабская музыка
Литература
- Крачковский И. Ю. Избранные сочинения, т. 1-5. М.-Л., 1955-58;
- Бартольд В. В. Культура мусульманства. П., 1918;
- Бартольд В. В. Мусульманский мир. П., 1922;
- Всемирная история. В 10 т., т. 3-4. М., 1957-58;
- Крымский А. Е. История арабов и арабской литературы, светской и духовной, ч. 1 — 2. М., 1911-12;
- Крымский А. Арабская литература в очерках и образцах. М., 1911;
- Искусство стран ислама. Каталог. Составила М. Вязьмитина. К., 1930;
- Ковалевский А. П. Книга Ахмеда Ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921—922 гг. X., 1956;
- Гольдциэр И. Ислам. СПБ, 1911;
- Шуази О. История архитектуры, т. 2 [гл. 2]. М., 1937;
- Денике Б. Искусство Востока. Казань, 1923;
- Кверфельдт Э. К. Керамика Ближнего Востока. Л., 1947;
- Джазира Хамада. Арабская музыка. «Советская музыка», 1958, № 10;
- Kremer A. von. Kulturgeschichte des Orients unter der Chatifen, Bd. 1-2. W., 1875-77;
- Carra de Vaux B. Les penseurs de l’Islam, t. 1 — 5. P., 1921-26.
Ссылки
- Густерин П.
- Густерин П.
- Густерин П.
- Пан Паныч
- 2020-04-22
- 1