Деконструктивизм
- 1 year ago
- 0
- 0
Деконструктивизм (или деконструкция) — явление в моде 1980-х — 1990-х годов. Предполагает использование форм костюма, которые построены на выявлении структуры одежды — они используются как внешний элемент костюма. Формы деконструктивистского платья описываются как «распадающиеся» , «незаконченные» , построенные на обращении к «форме, крою и конструктивным элементам» . Это явление связывают с именами Мартина Маржела , Ёдзи Ямамото , Рей Кавакубо , Карла Лагерфельда , Энн Демельмейстер и Дриса ван Нотена . Деконструктивизм в моде рассматривается как часть философской системы , сформировавшейся под влиянием работ Жака Деррида . Теория деконструкции рассматривается как важное направление в системе теории моды .
В моде термин «деконструктивизм» сформировался во второй половине 1980-х — в начале 1990-х годов. Принципы этого направления были обозначены в 1985 году в статье Харольда Кода «Рэй Кавакубо и эстетика бедности» . В начале 1990-х годов Харольд Кода и Ричард Мартин представили понятие модной деконструкции в каталоге выставки Infra-Apparel , где «деконструктивизм» описывался как единая тенденция 1990-х. Полагают, что термин «деконструктивизм» применительно к моде стал использоваться после архитектурной выставки 1988 года в Музее современного искусства в Нью-Йорке . Работой, обобщившей основные принципы деконструктивизма в 1990-е годы, можно считать текст Элисон Джилл «Деконструктивистская мода: создание незаконченной, распадающейся и перешитой одежды» . В работе историка искусства «деконструктивизм» рассматривается как интеллектуальная и аналитическая система, связанная с концепцией языка, беспорядка, структуры и нарушением традиционного стандарта моды .
Деконструктивизм считается одним из наиболее влиятельных течений моды 1980—1990-х годов . Возник как реакция на континентальную философию и может рассматриваться как одна из попыток представления моды как интеллектуального движения . Дизайнеры и критики подчеркивали альтернативный характер модной деконструкции по отношению к коммерческой или подиумной моде, хотя это противостояние достаточно условно. Деконструктивизм ориентировался не столько на механизм и правила модной индустрии, сколько на философию и архитектуру .
Деконструктивизм связывают с появлением новой техники кроя , подчеркивавшей структурные элементы костюма. Одновременно с этим деконструкцию рассматривают как выступление против стиля 1980-х — ее оценивают как попытку создания нового направления в костюме и с точки зрения формообразования, и в смысле создания новой идеологии моды. Деконструктивизм предполагал выявление во внешнем облике костюма его конструкции — элементов кроя. Деконструктивистская одежда использовала открытые или грубо обработанные структурные элементы: выпущенные наружу швы, необработанные края, асимметричные подолы и т. д. . Эти элементы использовались и позиционировались как форма противостояния коммерческому костюму. Акцент на конструктивных элементах одежды ставил своей целью подчеркнуть альтернативный характер моды, ее сосредоточенность на идеологическом и смысловом значении одежды .
Деконструкция в моде подразумевала использование специфических техник кроя и шитья . Их смысл заключался в актуализации внутренних элементов одежды . Среди формальных признаков модной деконструкции называют «выпущенные наружу швы, обрезанные подолы, асимметричное строение костюма» . Одним из признаков деконструктивизма считают гипертрофию форм и использование увеличенных размеров (так называемый «оверсайз»). Деконструктивистский костюм использовал такие элементы как открытые швы, прорванные или разрезанные части. Деконструктивистская мода поддерживала идею незавершенной одежды — иллюзия незаконченности была одним из признаков деконструктивистского костюма. Считается, что крой деконструктивистской одежды был задуман как аналитическая практика .
Существуют разные точки зрения, кого из дизайнеров следует считать представителями деконструкции в моде. Перечень основных участников неоднозначен. В некоторых случаях его ограничивают представителями « Антверпенской школы », делая особый акцент на таких именах как Мартин Маржела и Энн Демельмейстер . Также существует традиция относить к деконструкторам более широкий перечень имен. Помимо Мартина Маржелы и Энн Демельмейстер в этот список включают Дриса ван Нотена , Ёдзи Ямамото , Рэй Кавакубо, Карла Лагерфельда — преимущественно представителей бельгийской и японской школ дизайна .
Идея сопротивления, заложенная в рамках деконструкции, подразумевала стремление видеть моду интеллектуальной сферой . Деконструктивизм в моде был выступлением не только против стиля 1980-х , но и против легкомысленного отношения к моде в целом . Строение костюма было представлено интеллектуальной стороной одежды . «Деконструктивизм предполагал изменение самого принципа костюма, … [он] видел в одежде аналитический прецедент и форму эстетического сопротивления» . Под воздействием деконструкции в моде сформировалась новая стратегия — понимание моды как интеллектуального феномена.
Возникновение деконструктивизма в моде связывают с архитектурной традицией . Отправной точкой принято считать выставку «Деконструктивистская архитектура», которая в 1988 году состоялась в Музее современного искусства в Нью-Йорке . Выставка представила работы мало известных тогда мастеров Рема Колхаса , Захи Хадид , Фрэнка Гери , Питера Айзенмана , Даниэля Либескинда и Бернара Чуми . Архитектурная стратегия подразумевала переосмысление идей русского конструктивизма , равно как и принципов классической архитектуры. Мода и архитектура обладали общей основой: как и архитектура, костюм был обращением к форме. Модная деконструкция использовала архитектурные принципы, в частности — нарушение стандартных представлений о форме, конструкции и структуре . Деконструктивизм, который в философии подразумевал нарушение устоявшейся системы, в архитектуре и моде предполагал выявление структуры.
Деконструктивизм в моде принято соотносить с деконструкцией как философским направлением — прежде всего, с работами Жака Деррида . Модный деконструктивизм представляют как переосмысление философского метода, сформированного представителями европейской и йельской школ . Классический философский деконструктивизм считал ложными представления о структуре как единственно возможной форме мышления и языка . Модная деконструкция также подразумевает, что систему моды в целом и костюм в частности ошибочно представлять как структуру. Деконструкция в моде была частью философского движения, где идеи деконструкции могли быть выражены в прикладных формах. Для моды обращение к философии деконструкции было одним из способов подтверждения её интеллектуального статуса .
Изначально, концепция деконструкции, предложенная Жаком Деррида (прежде всего, в работе «О грамматологии», 1967) исходила из критики логоцентризма , положенного в основу европейского мышления. Объектом критики Деррида была идея прямого соотношения слова и смысла и критика иерархической структуры языка . Модная деконструкция исходила из критики стереотипных представлений об одежде и настаивала на возможности нарушения стандартной структуры костюма .
Деконструктивизм в моде не был выступлением против идеи порядка как такового . Он развивался как сопротивление порядку определенного типа: деконструктивизм предполагал возможность децентрализации системы (в том числе системы моды) и возможность верификации внешне установленных правил. В модной деконструкции беспорядочное было частью установленной системы. Модная деконструкция позиционировала беспорядок как структурный элемент.
Деконструктивизм в костюме стал одним из последовательных направлений, построенных на противостоянии идее моды . Он стал формой критики стандартной коммерческой одежды и подразумевал возможность системы, ориентированный на философский прототип. Деконструктивизм предполагал возможность нового социального ориентира моды . Кроме того, деконструктивизм был одним из первых масштабных течений, обозначивших саму возможность альтернативной моды.
Деконструктивизм был одним из течений, подразумевающих возможность нестандартных решений в костюме . Он представил одежду не только объектом строгих правил, но и обозначил возможность их нарушения частью модной стратегии . Кроме того, деконструктивизм зафиксировал в костюме целый ряд приемов и нововведений: открытые строчки, швы наружу, асимметрия и т. д.