Католическая иконография Богородицы
— совокупность типов изображения
Богородицы
(греч. Θεοτόκος) в западноевропейском искусстве и система их изучения.
В истории
изобразительного искусства
традиционная
иконография
, представляющая изображение
Девы Марии
, чаще с Младенцем
Иисусом
, в отдельных случаях с
Иоанном Крестителем
,
Святой Анной
либо с «избранными святыми» — так называемое
Святое Собеседование
.В
искусстве
стран Западной Европы образ Мадонны, или Девы Марии, складывался на основе византийских традиций и значительно позднее образов Иисуса Христа (Св. Мандилиона и Ахиропиита). Наиболее ранние образцы IV—V веков c изображениями сидящей на троне Девы с Младенцем на руках восходят к древнейшим культам египетской богини
Исиды
, распространённым в императорском
Риме
. Во время мистерий в храме, расположенном на
Эсквилине
(
лат.
Collis Isaeum
— Холм Исиды), к статуе сидящей на троне Исиды с младенцем Гором на руках обращались «Моя Госпожа». Догмат о почитании Девы был принят только в 431 году на III Вселенском соборе в Эфесе. Поскольку в Евангелиях мало сообщается о земной жизни Девы Марии художники обращались главным образом к
апокрифам
.
В католической иконографии образ Мадонны (лат. Mea Domina — Моя Госпожа) складывался на основе византийских традиций и значительно позднее образов Иисуса Христа (Св. Мандилиона и Ахиропиита). Наиболее ранние образцы IV—V в. восходят к древнейшим культам египетской богини Исиды, распространённым в императорском Риме. Во время мистерий в храме, расположенном на Эсквилине (лат. Collis Isaeum — Холм Исиды), к статуе сидящей на троне Исиды с младенцем Гором на руках обращались «Моя Госпожа». В XII—XIII веках в результате борьбы с несторианами (отрицавшими роль Марии как «Богородицы») разнообразные изображения Мадонны стали сопровождать надписями: «Мария, Матерь Божия» (лат. Maria Mater Dei), «Святая родительница Божия» (лат. Sancta Dei Genetrix). Значительное влияние на западноевропейскую иконографию Девы Марии имело формирование куртуазной культуры Средневековья. Так, например, во Франции XIII в. появилось новое именование Богоматери — «Нотр-Дам» (франц. Notre-Dame — Владычица Наша)
Иконография Мадонны необъятна. Наиболее известные иконографические типы:
Власов В. Г.
. Мадонна // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. V, 2006, ил. — С. 213—255.
, с. 54.
, с. 366—369.
, с. 35—36.
, с. 370—375.
, с. 65—67.
, с. 322—325.
, с. 119—121.
, с. 122—123.
, с. 116—118.
Литература
Дзуффи С.
Эпизоды и персонажи Евангелия в произведениях изобразительного искусства. —
М.
: Омега, 2007. —
ISBN 978-5-465-01501-1
.
Власов В. Г.
. Образы Мадонны и Софии, Премудрости Божией // Власов В. Г. Искусство России в пространстве Евразии. — В 3-х т. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2012. — Т. 1. Идея и образ в искусстве Древней Руси. — C. 223—237