Семь холмов Рима
- 1 year ago
- 0
- 0
Семь паломнических церквей Рима — особо почитаемые католические базилики , которые на протяжении многих веков входят в основной паломнический маршрут по Вечному городу и традиционно посещаются паломниками. Список cеми римских церквей установлен папой римским . Согласно традиции Католической церкви , католикам, благоговейно посетившим одну из четырёх патриарших базилик Рима ( Латеранская базилика , собор Святого Петра , базилика Святого Павла за стенами , базилика Санта-Мария-Маджоре ) и там прочитавшим вслух один раз молитвы « Отче наш » и « Символ веры », даруется полная индульгенция , то есть прощение всех временных наказаний за грехи . Православные паломники посещают эти церкви для поклонения находящимся в них святыням ( мощам , иконам ).
Семь паломнических церквей Рима включают в себя четыре великих папских базилики ( Basilica maior ) и три малых папских базилики ( Basilica minor ):
Ранее в список семи храмов входил собор Святого Себастьяна за стенами (малая базилика). В честь 2000 года папа Иоанн Павел II вместо этого собора включил в паломнический маршрут храм Пресвятой Богородицы Божественной Любви. Тем не менее многие паломники по-прежнему предпочитают посещать базилики согласно старому списку, действовавшему до 2000 года, по желанию добавляя в него и храм из нового списка.
В Риме сосредоточено множество христианских святынь , реликвий , мощей апостолов , христианских святых и мучеников , чудотворных икон . Кроме того, в течение многих веков Вечный город являлся резиденцией римских пап с центром в Ватикане . Именно по этим причинам Рим на протяжении всей истории христианства был центром паломничества верующих со всего мира, наряду с Иерусалимом . Уже в первые века новой эры паломничество было принято заканчивать посещением могил апостолов Петра и Павла в Риме — традиционно первые паломники везли от Храма Гроба Господня в Иерусалиме к месту мученичества и упокоения святых первоверховных апостолов в Вечный город пальмовую ветвь (от слова «пальма» и происходит слово «паломничество» ). И так продолжалось многие столетия.
Эта традиция посещения Рима с паломнической миссией была в значительной мере закреплена папой Бонифацием VIII в 1300 году утверждением Юбилея — особого «Святого года», который должен был наступать раз в сто лет (в настоящее время раз в 25 лет), начиная новый век. В этот год католикам, которые раскаялись и исповедались в своих грехах и посетили собор апостола Петра и базилику апостола Павла за стенами , даровалась папская индульгенция .
Среди первых людей, кто принял участие в таком паломничестве самого первого Юбилейного года (1300), можно назвать Чимабуэ , Джотто , Карла Валуа , Данте Алигьери , который упоминает об этом в «Божественной комедии» в Главе XXXI «Рай» . Папа Климент VI добавил в паломнический маршрут Латеранскую базилику Святого Иоанна в 1350 году, а папа Григорий XI добавил Санта-Мария-Маджоре в 1390, доведя количество храмов в списке до четырёх. Эти четыре базилики стали основными папскими базиликами в Риме ( Великие базилики ). В каждой из них рядом с основной дверью были установлены особые «Священные двери» ( Santa Porta , или Святые Врата ), которые открывают только тогда, когда наступает официальный Юбилейный год.
В настоящее время все католики могут получить индульгенцию при посещении одной из четырех патриарших (Великих папских) базилик Рима .
Кроме того, католики, прошедшие через любые , открытые на протяжении всего Юбилейного года в Папских базиликах и других значимых католических храмах по всему миру, имеют возможность получить юбилейную индульгенцию . Перед совершением паломнической поездки в Рим верующий должен обязательно покаяться во всех совершённых им грехах, вина за которые должна быть прощена в таинстве исповеди .
Внеочередной юбилейный год — 2016 . Разумеется, посещение семи святых базилик можно осуществлять и в другие, не Юбилейные годы.
С именем Филиппа Нери , католического святого, основателя конгрегации ораторианцев , история посещения семи римских церквей связана напрямую. Нери был как раз тем человеком, который и установил в XVI веке традицию посещать именно семь церквей с целью паломничества, причём не только в Юбилейные годы, но и на протяжении всех двенадцати месяцев обычного, не священного года .
Филипп родился во Флоренции в 1515 году, получил прекрасное образование там же в монастыре Сан-Марко , после чего был отправлен к дяде в городок Кассино (тогда Сан-Джермано), расположенный у подножия горы Монтекассино с известнейшим одноимённым монастырём близ Неаполя . Там он испытал и пережил некий мистический духовный опыт , который он сам называл «обращением». После этого он полностью утратил интерес к богатствам и наследству и в 1533 году отправился в Рим, пожелав посвятить свою дальнейшую жизнь проповеди Евангелия . Он неустанно проповедовал среди нищих, за что получил прозвище «Апостол Рима». Откликнувшихся на его проповеди Филипп Нери привлекал к уходу за больными и немощными, а также к своим молитвенным практикам, среди которых у него была одна особенно любимая, примерно около 1553 года он начал проводить регулярные молитвенные коллективные обходы семи больших римских базилик. Он считал, что верующие таким образом могут стать сопричастными, получить и разделить некий крайне ценный общий религиозный опыт через приобщение, причащение и соприкосновение с наследием раннехристианских святых , их реликвиями , мощами и прочими святынями, хранящимися в этих церквях. Цифру 7 он выбрал не случайно, семь церквей на его пути олицетворяли семь мировых церквей Иоанна Богослова из Апокалипсиса .
Нери проложил маршрут, который предполагал посещение собора святого Петра , затем базилики cвятого Павла за стенами , церкви святого Себастьяна , Латеранского храма святого Иоанна , базилик святого Креста Иерусалимского и святого Лаврентия за стенами и, наконец, собора святой Марии «Маджоре» . Он регулярно собирал друзей, знакомых и всех желающих ранним утром на рассвете, и они все вместе отправлялись в свой паломнический путь по Риму . С учётом того, что все эти базилики находятся друг от друга на достаточном расстоянии, а пройти весь путь нужно было только пешком, дело это было нелёгким и занимало немалое количество времени. В каждой церкви они молились, пели церковные гимны , а Нери произносил для собравшихся краткую проповедь .
Паломники по пути обычно делали остановку в садах (ныне — вилла Челимонтана). Аристократическая набожная семья Маттеи крайне благосклонно и уважительно относилась к Нери и его паломникам. Члены этой семьи видели в том выполнение своей почётной миссии , поэтому всегда предлагали таким группам отдых в своих владениях. Во время отдыха для путников там проводили концерты, играли музыканты, а певцы услаждали их слух мелодичными песнями и показывали целые представления. В садах виллы всё было очень красиво и благожелательно, хозяева не скупились. Таким образом, одновременно достигались сразу несколько целей — привлечение верующих к молитвенной практике и в то же время развлечение и воспитание их культуры и эстетического вкуса с целью отвлечения их от шумных карнавалов , сопровождавшихся тогда, как правило, весьма вольными песнями и танцами, пьянством и драками, не слишком совместимыми с поведением благочестивого христианина.
Весной 1553 года папа Юлий III разрешил возобновить проведение таких праздничных уличных карнавалов по случаю наступления весны, и вскоре раскаялся в этом. Таким образом, святой Филипп предлагал христианскую альтернативу полуязыческим карнавальным традициям. Постепенно от малых групп, состоявших некогда лишь из его ближайших знакомых и тех, кому он проповедовал, Нери перешёл к организации массовых шествий, к участию в которых он привлекал одновременно несколько тысяч паломников .
Люди любили и уважали Филиппа, а потому римляне самых разных сословий , от бездомных нищих до богатейших аристократов и представителей высшего духовенства , с удовольствием объединялись и участвовали в таких процессиях с «пикниками» на вилле Маттеи. Среди его больших почитателей и последователей был его близкий друг и ученик, представитель аристократического семейства Медичи — его земляк-флорентиец Алессандро Оттавиано Медичи , ставший впоследствии римским папой под именем Лев XI . Алессандро, ещё не будучи священником, вместе с друзьями также участвовал в процессиях святого Филиппа и благодаря ему твёрдо решил стать служителем церкви .
Через несколько лет карнавалы были опять запрещены, но традиция паломничества к семи церквям сохранилась, объединившись с традицией паломничества в Юбилейные годы. Список семи церквей Нери был впоследствии утверждён папой римским и в качестве маршрута для юбилейного паломничества христиан. В юбилейный 1575 год паломники уже посещали семь церквей из списка Нери вместо четырёх . Благодаря святому Филиппу на протяжении всех последующих столетий верующие стали проводить регулярные обходы главных базилик Рима по его маршруту круглый год.
Практика посещения семи римских базилик с годами лишь сильнее закреплялась, выйдя уже очень далеко за пределы Рима и распространившись по всей Европе и на Восток в Константинополь . Там паломники стали обычно посещать все семь христианских церквей, упомянутых в Книге Откровений , включая церкви в Эфесе . Хорошо прижилась эта традиция и в православии .
В России паломничество всегда было в огромном почёте. Поэтому подобная практика быстро дошла и нашла своих поклонников и на русской земле, начиная примерно с времён Петра I , среди верующих, не имевших возможности совершить «большое паломничество» (в Иерусалим и Рим), а зачастую и «малое паломничество» (к святыням России), также установилась традиция посещения семи церквей или монастырей за один раз. В сельской местности храмы зачастую находились на достаточно большом расстоянии друг от друга, в соседних сёлах и деревнях, поэтому паломникам приходилось преодолевать десятки километров пешком, чтобы добраться до очередного храма из семи. Таким образом, они отдавали дань традиции и совершали своё паломничество. Такая практика существует в России и других странах и по сей день.
Семь паломнических базилик Рима и базилика святого Себастьяна (по списку до 2000 года) | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Собор Святого Петра
|
Латеранский Храм святого Иоанна
|
Собор святого Павла за стенами
|
Санта-Мария-Маджоре
|
Собор святого Лаврентия за стенами
|
Санта-Кроче-ин-Джерусалемме
(святого Креста)
|
Храм Богородицы Божественной Любви
|
Собор святого Себастьяна
|