Interested Article - Золотая осень (картина Остроухова)

«Золота́я о́сень» пейзаж русского художника Ильи Остроухова (1858—1929), написанный в 1886 году. Принадлежит Государственной Третьяковской галерее ( инв. 1467). Размер — 48,2 × 66,3 см . Замысел картины родился у Остроухова в 1885 году , когда он жил в усадьбе Абрамцево , а сюжет связан с видами, которые он наблюдал в приусадебном парке . Как и некоторые другие картины Остроухова, «Золотая осень» может быть отнесена к «пейзажу настроения» .

Полотно «Золотая осень» было представлено на 15-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), открывшейся в феврале 1887 года в Санкт-Петербурге . В том же году его приобрёл у автора коллекционер и меценат Павел Третьяков . Пейзаж Остроухова получил хорошие оценки посетителей передвижной выставки , а также критиков, среди которых были Павел Ковалевский и Владимир Стасов .

Художник и критик Александр Бенуа ставил картину «Золотая осень» в ряд произведений, являющихся «самыми близкими и по духу, и по времени предшественниками Левитана » . Искусствовед отмечала, что полотно Остроухова продемонстрировало «успехи в живописи и, главное, самостоятельность молодого пейзажиста» . Обсуждая «Золотую осень», искусствовед Виталий Манин отмечал декоративность живописи, достигнутую «благодаря активному цвету», и то, что она «упрочена добросовестным описанием предметного ощущения, то есть чисто натурным подходом к теме» .

История

В. И. Суриков . Художник за мольбертом — И. С. Остроухов (бумага, акварель, графитный карандаш, 1884, ГТГ )

Илья Остроухов систематического художественного образования не получил . В 1880 году, решив заняться изобразительным искусством, он стал брать уроки у пейзажиста Александра Киселёва . В 1881—1882 годах Остроухов принимал участие в воскресных рисовальных вечерах у Ильи Репина , а затем, в 1882—1884 годах, обучался в Санкт-Петербурге в частной мастерской Павла Чистякова . В 1886 году Остроухов был вольнослушателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества . Помимо этого, он пользовался советами художников Василия Поленова и Ивана Шишкина .

В 1874 году Остроухов познакомился с предпринимателем и меценатом Саввой Мамонтовым , а с 1880 года стал участвовать в деятельности Абрамцевского художественного кружка , созданного при подмосковной усадьбе Мамонтова . С 1884 года картины Остроухова экспонировались на выставках Московского общества любителей художеств (МОЛХ) , а в 1886 году состоялся его дебют на выставках передвижников — на 14-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ) экспонировался его пейзаж «Последний снег» (нынешнее местонахождение неизвестно) , также известный под названиями «Весна» и «Ранняя весна» .

Осень в Абрамцевском парке (холст, масло, 32 × 46 см , 1887, Абрамцево )

Замысел картины «Золотая осень» относится к 1885 году . В тот период Остроухов проводил много времени в усадьбе Абрамцево , владельцем которой был Савва Мамонтов. По-видимому, сюжет полотна связан с видами, которые художник наблюдал в приусадебном парке . Именно там в 1885 году был написан этюд к будущей картине , а над самим полотном художник работал зимой 1885—1886 годов . К серии осенних пейзажей Остроухова также относятся его более поздние работы — «Осень в Абрамцевском парке» (1887), «Вечер» (1887—1888) и «Поздняя осень» (1888) .

Картина «Золотая осень» была представлена на 15-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок , открывшейся в Санкт-Петербурге 25 февраля 1887 года, а в апреле того же года переехавшей в Москву . Поскольку в то время Остроухов ещё не был полноправным членом ТПХВ, его картина, как и произведения других экспонентов, должна была пройти через конкурсный отбор. Сам художник скептически относился к вероятности попадания «Золотой осени» на выставку — в письме к Виктору Васнецову он сообщал: «…я кончаю свою картину почти с уверенностью, что её не примут на Передвижную[,] и знаю даже мотивы почему: скажут, что она больше похожа на этюд, чем на картину. Всё же повезу её в Питер — что будет, то будет» . Тем не менее пейзаж Остроухова был принят на выставку и получил хорошие оценки посетителей , а также критиков, среди которых были Павел Ковалевский и Владимир Стасов .

В том же году картина была приобретена у автора Павлом Третьяковым . По словам искусствоведа , «для молодого живописца это было вдвойне важно — Третьяков и вместе с ним все ценители русского искусства признали в Остроухове подлинный талант и самобытность» .

Описание

На картине изображены клёны и другие деревья ( липы и дубы ), покрытые жёлтой осенней листвой . Справа на переднем плане находятся два раскидистых дерева, через листву которых, «словно сквозь золотистую сетку», просвечивают более удалённые планы пейзажа . Вверх, к веткам больших деревьев, тянутся начинающие желтеть побеги. В левой части картины видна тропинка, за которой расположена «группа деревьев с корявыми стволами и большими кронами» . Тёмные стволы деревьев написаны «весомо и материально», а яркие кленовые листья, тщательно выписанные художником, придают картине нарядный вид .

Сороки (деталь картины)

На тропинке находятся две сороки , чёрно-белое оперение которых выделяется на фоне цветов осеннего леса и подчёркивает пространственный эффект . По мнению искусствоведа Виталия Манина , сороки представляют собой «бытовой» элемент, который «придаёт картине особую задушевность, характер интимного человеческого переживания» . Изначально птиц на пейзаже не было, и они были внесены туда по предложению художника Валентина Серова , близкого друга Остроухова . Есть даже предположение, что Серов написал птиц сам — оно основано на фразе из письма Серова к Остроухову от 18 декабря 1888 года, в котором тот, перечисляя свои произведения в галерее Третьякова, добавил: «нет! ещё сороки». В примечании к письму написано: «Видимо, Серов упоминает некоторые детали в картинах приятелей, которые он написал по их просьбе. Наверное, к таковым относятся и сороки в „Золотой осени“ Остроухова» .

Для того, чтобы сфокусировать внимание зрителя на сверкающем золотом лиственном уборе, Остроухов пользуется опытом импрессионистов («композиционная фрагментарность»), а также собственной фотографической практикой («стоп-кадровая остановка мгновения»). Лиственный убор главенствует в композиции и превращается в « метафору календарной поры»: опадающие жёлтые листья символизируют движение времени — переход от цветущей красоты к угасающему блеску, «неизбежность конца праздника» .

Цветовая гамма картины насыщена жёлто-оранжевыми тонами с усиленной огненностью красок — «живопись жёлтым по жёлтому трудна, но Остроухов тонко нюансирует желтизну световыми оттенками» . В центральной части картины лиственный убор «„пылает“ всеми золотистыми и багряными оттенками», но по мере приближения к краям полотна он ослабевает и блёкнет, становится более холодным .

Как и некоторые другие картины Остроухова, «Золотая осень» может быть отнесена к «пейзажу настроения», наиболее известными представителями которого в русской живописи были Исаак Левитан и Алексей Саврасов .

Этюды

Золотая осень (этюд, холст, масло, 34 × 47,7 см , 1885)

В каталоге Государственной Третьяковской галереи упоминается написанный в 1885 году этюд для картины «Золотая осень», под названием «Осень», который хранится в Национальном художественном музее Белоруссии . В более ранней литературе есть информация об этюде «Золотая осень», или «Осень» (холст, масло, 34 × 47,7 см , 1885) , из собрания Д. Я. Черкеса (Москва) . Изображение, представленное на этюде, соответствует правой и средней частям картины. По словам , «этюд привлекает своей непосредственностью и свежестью»; по сравнению с картиной, «всё здесь как бы приближено к зрителю и написано шире, свободнее» .

Также встречаются упоминания других этюдов Остроухова — «Золотая осень» (холст, масло, 1885, из собрания Н. М. Молевой , Москва) и «Этюд осени» (холст, масло, 1886, из архива РГАЛИ ) .

Отзывы и критика

В статье «Выставка передвижников», опубликованной в номере « Новостей и Биржевой газеты » от 1 марта 1887 года, критик Владимир Стасов дал оценку ряду представленных на выставке пейзажей. В частности, он писал, что «у экспонентов Первухина и Остроухова также выставлены были очень милые этюды: „Золотая осень“ и „Осень на исходе“» .

Картина «Золотая осень» в ГТГ

В обзоре, опубликованном в апреле 1887 года в журнале « Русская мысль », писатель Павел Ковалевский , обсуждая важность правильного выбора колорита картины, писал: «Как прелестна в этом отношении „Золотая осень“ г. Остроухова ! В ней золото листьев клёна — действительно золото, и весь золотой мотив этюда горит красками действительно золотой осенней рощи» .

В книге «История русской живописи в XIX веке», первое издание которой вышло в свет в 1901 году, художник и критик Александр Бенуа писал: «В 1887 году в первый раз обратил на себя серьёзное внимание Остроухов своими замечательными картинами „Золотая осень“ и „Весна“, являющимися самыми близкими и по духу, и по времени предшественниками Левитана » .

По мнению искусствоведа , созданное в 1886 году полотно «Золотая осень» продемонстрировало «успехи в живописи и, главное, самостоятельность молодого пейзажиста» . По словам Мальцевой, в основе картины Остроухова «много пристального наблюдения натуры» , в этом произведении художнику удалось передать «ощущение света, воздуха и пространства, заполненного в основном раскинувшимися кронами пожелтевших осенних клёнов» . В то же время Мальцева отмечала, что пейзажу Остроухова «свойственна ещё некоторая разобщённость, которая вредит цельности художественного образа» .

Искусствовед называл «Золотую осень» одним из наиболее значительных произведений Остроухова 1880-х годов . По словам Русакова, изображённый на картине пейзаж представляет собой «целостный образ осеннего леса»: он «согрет большим горячим чувством художника», а «в зелёной траве и золотой чаще деревьев есть дыхание жизни» .

По мнению искусствоведа Виталия Манина , такие картины Остроухова, как «Золотая осень» и « Первая зелень », «говорят о чуткости художника к дыханию природы». Манин отмечал ощущение естественности «Золотой осени», возникающее за счёт кажущейся случайности вида, запечатлённого на полотне. Обсуждая «Золотую осень», Манин также писал о декоративности живописи, достигнутой «благодаря активному цвету», и о том, что она «упрочена добросовестным описанием предметного ощущения, то есть чисто натурным подходом к теме» .

Примечания

  1. , с. 31.
  2. , с. 19.
  3. , с. 336.
  4. , с. 188—190.
  5. , с. 262.
  6. .
  7. , с. 227.
  8. , с. 324.
  9. , с. 146.
  10. , с. 306.
  11. .
  12. , с. 30.
  13. , с. 460.
  14. С. М. Грачёва . (HTML). Большая российская энциклопедия — bigenc.ru. Дата обращения: 12 января 2020. 12 января 2020 года.
  15. , с. 23.
  16. , с. 344.
  17. , с. 31.
  18. , с. 54.
  19. , с. 370.
  20. , с. 32.
  21. , с. 251.
  22. , с. 419.
  23. , с. 64.
  24. , с. 18.
  25. , с. 18—19.
  26. , с. 66—67.
  27. , с. 11.
  28. , с. 126—127.
  29. , с. 67.
  30. , с. 11—13.
  31. , с. 256—257.
  32. , с. 256.
  33. , с. 363.
  34. , с. 365—366.
  35. , с. 10.

Литература

  • Бенуа А. Н. История русской живописи в XIX веке. — М. : Республика , 1995. — 448 с. — ISBN 5-250-02524-2 .
  • Евстратова Е. Н. . — М. : ОЛМА Медиа Групп , 2013. — 536 с. — ISBN 9-785-373-04169-0.
  • Ковалевский П. М. Художественные выставки в Петербурге. XV передвижная и академическая // Русская мысль . — 1887. — Вып. (кн.) 4, отд. II (апрель) . — С. 122—133 .
  • Кудрявцева С. В. Илья Остроухов. — М. : Художник РСФСР , 1982. — 54 с. — (Массовая библиотека по искусству). — ISBN 5-900743-22-5 .
  • Мальцева Ф. С. И. И. Левитан и пейзажная живопись 1890-х годов // В книге « История русского искусства », т. 10 , кн. 1 , ред. И. Э. Грабарь , В. Н. Лазарев , А. А. Сидоров , О. А. Швидковский . — М. : Наука , 1968. — С. 108—178 .
  • Мальцева Ф. С. Мастера русского пейзажа. Вторая половина XIX века. Часть 3. — М. : Искусство , 2001. — 152 с. — ISBN 5-210-01363-4 .
  • Манин В. С. Русская пейзажная живопись. Конец XVIII — XIX век. — СПб. : Аврора , 2012. — 344 с. — ISBN 978-5-7300-0847-2 .
  • Перова Д. А. Мамонтовский художественный кружок (Великие художники, том 93). — М. : Директ-Медиа и Комсомольская правда , 2011. — 49 с. — ISBN 978-5-4475-4161-3 .
  • Рогинская Ф. С. Товарищество передвижных художественных выставок. — М. : Искусство , 1989. — 430 с.
  • Русаков Ю. А. Илья Семёнович Остроухов. — М. : Государственное издательство изобразительного искусства , 1962. — 68 с.
  • Рымшина Т. А. Пейзажная живопись И. С. Остроухова . Диссертация на соискание учёной степени кандидата искусствоведения. — СПб. : ИЖСА имени И. Е. Репина , 2001. — 434 с.
  • Семёнова Н. Ю. Илья Остроухов. Гениальный дилетант. — М. : Слово, 2020. — 240 с. — ISBN 978-5-387-01596-0 .
  • Стасов В. В. Избранное: живопись, скульптура, графика. — М. : Искусство , 1950. — Т. 1 — Русское искусство.
  • Ткач М. И. . — М. : ОЛМА-ПРЕСС , 2002. — 350 с. — ISBN 978-5-948-49136-3 .
  • Царёва Е. А. Остроухов Илья Семёнович // Русские живописцы XVIII—XIX века. Биографический словарь / Е. Ф. Петинова . — СПб. : Азбука-Классика , 2008. — С. 459—461. — ISBN 978-5-91181-923-1 .
  • Валентин Серов в переписке, документах и интервью / И. С. Зильберштейн , В. А. Самков . — Л. : Художник РСФСР , 1985. — Т. 1. — 448 с. — ISBN 5-7370-0210-1 .
  • Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания / Я. В. Брук , Л. И. Иовлева . — М. : Красная площадь, 2006. — Т. 4: Живопись второй половины XIX века, книга 2, Н—Я. — 560 с. — ISBN 5-900743-22-5 .
  • Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия / А. П. Горкин . — М. : Росмэн , 2007. — Т. 3 (Л—П). — 296 с. — ISBN 978-5-353-02798-0 .

Ссылки

  • (HTML). www.art-catalog.ru. Дата обращения: 24 ноября 2020. 19 октября 2014 года.
Источник —

Same as Золотая осень (картина Остроухова)