Измайлово (усадьба)
- 1 year ago
- 0
- 0
Ивановское — богатая дворянская усадьба в одноимённом селе на берегу реки Пахры . С 1-й половины XX века находится в черте города Подольска и соседствует с современными жилыми кварталами. Внутри усадьбы — музей .
Усадьба, принадлежавшая в XVIII веке Головиным , была отстроена в камне в самом начале XIX века сенатором и библиофилом, графом Фёдором Толстым (1758—1849). Разбогатев за счёт брака с внучкой горнозаводчика Мясникова , он собрал одну из самых полных в России того времени коллекций редких книг и рукописей. Его родной брат Илья — дед Льва Толстого .
Большой господский дом классической архитектуры (6-колонный, первоначально 2-этажный) обращён фасадом к берегу Пахры, укреплённому каменной террасой. В центре среднего этажа, который считался парадным, помещался большой лепной зал в два света, где проходили балы и приёмы, с камином в стиле Людовика XVI . К дому примыкали два флигеля, в которые можно было попасть по низким каменным переходам. «Рассчитанный на отражение в реке, на чудесную раму зелени, дом в Ивановском со стороны сада казался очень стильным и выдержанным» .
В основе оформления Ивановского дворца — колонные лоджии коринфского ордера с фронтоном на главном и парковом фасадах здания. Этот мотив прямо заимствован у Палладио , оформлявшего подобными портиками в лоджиях сооружаемые им виллы венецианских вельмож. Для облика данного типа усадебного дома характерна также ровная гладь стен, прорезанных строгими прямоугольниками окон и лишенных какого бы то ни было декора.
Ещё ближе к речному откосу высилось двухэтажное здание померанцевой оранжереи с выпуклой полуротондой двусветного зала , где также находился крепостной театр. До новейшего времени подобные деревенские театры сохранились, кроме Ивановского, только в Останкине , Архангельском , Ольгове и Люблине .
Дочь и наследница графа Толстого, Аграфена Фёдоровна , известна сегодня благодаря крылатым строкам Пушкина : « И мимо всех условий света Стремится до утраты сил, Как беззаконная комета В кругу расчисленном светил ». После свадьбы графини Толстой с блестящим военным Арсением Закревским дом в Ивановском видел многих из его боевых товарищей — героев 1812 года .
Перед тем, как быть назначенным в 1848 году московским генерал-губернатором, граф Закревский целых 17 лет провёл в отставке. Эти годы он посвятил усовершенствованию имений своей супруги, и в первую очередь Ивановского. «Вся Москва съезжалась сюда», — свидетельствовал служивший под началом Закревского писатель Маркевич .
Одну пару флигелей Закревский надстроил до высоты главного дома, а другую соединил с ними крытыми галереями, со стороны парадного двора придав усадьбе вид несколько чопорный и скучный (традиционный для николаевского времени «комод»). В правом крыле была оборудована домовая церковь . Треугольный фронтон был украшен гербом владельцев.
Своего рода большим залом под открытым небом становится обширный парадный двор усадьбы, ограниченный дворцом, двумя флигелями и решетчатой оградой с пропилеями в центре. Декор флигелей получил после перестройки явные палладианские мотивы — сочетания портиков с полуциркульными арками и фронтонами. С парадного двора посетитель попадает в не менее торжественный вестибюль, оформленный тосканскими колоннами . Вестибюль — и это необычно для классицизма — занимает всё пространство между дворовым и парковым фасадами.
При Закревских парк пополнился малыми архитектурными формами (из которых уцелел только один павильон) и был обнесён каменной оградой. Подъездную лестницу украсили мраморные статуи. Панораму закрытого парадного двора довершали пропилеи с ампирной решёткой и памятный знак в честь покойного патрона Закревского — графа Н. М. Каменского .
После отмены крепостного права супруги Закревские отбыли из России во Флоренцию , где провели закат своей жизни. Графиня А. Ф. Закревская продала имение своей дальней родственнице графине Софье Келлер, дочери В. А. Бобринского .
В 1870-е гг. графиня Келлер была вынуждена уступить Ивановское в уплату долгов богатым московским купцам Бахрушиным . Новые хозяева владели имением сообща, пока в 1903 году глава семейства А. А. Бахрушин не выкупил у родственников доли и не передал Ивановское в единоличное владение своему сыну (1853—1910), отцу советского академика . Облик имения при Бахрушиных запечатлён на некоторых полотнах Борисова-Мусатова . После смерти в 1916 году старика Бахрушина усадьба была отдана московским властям с целью устройства на территории детского приюта.
Вслед за Октябрьской революцией барский дом в Ивановском был разорён и отдан под общежитие . В 1980-е гг. заброшенное здание было отремонтировано силами ПТУ при Подольском машиностроительном заводе ; с 1987 г. здесь действует Музей профессионального образования. Щит у ограды сообщал, что «реставрация ведётся по инициативе ГПТУ-27 при участии подольского машиностроительного завода имени Орджоникидзе; руководит работами Герой Социалистического Труда А. А. Долгий » . Сохранились следы былых интерьеров, полы из наборного паркета.