Мудрость крокодилов
- 1 year ago
- 0
- 0
Му́дрость имеет несколько близких, но отличающихся значений:
Премудрость — превосходная степень от мудрости (ум, способность, талант, мудрость и опытность в жизни).
В древнегреческой мифологии Зевс , проглотив свою первую супругу Метиду , олицетворявшую мудрость (приняв, таким образом, её, Метиду, в себя), получал от неё возвещения добра и зла — « что зло и что благо » .
Быть мудрым есть высшая добродетель ; мудрость состоит в том, чтобы говорить истину и согласовать с нею свои действия, вопрошая природу для того, чтобы узнать истину.
— Гераклит
В Элладе слово «софос» мудрец было связано с ремеслом , практическим уменьем — слово «мудрый» (умеющий что-либо сделать) употреблялось подобно слову «умный», — указывает проф. М. И. Шахнович .
Античные философы уделяли большое значение мудрости: само слово « философия » ( др.-греч. φιλοσοφία ) означало «любовь к мудрости».
Эллины считали мудрость высшим благом: «Мудрому человеку вся земля открыта» .
Мудрость вращается в области первых причин и начал… А самое основное из знаний и преобладающее над служебным есть то, в котором содержится понимание цели, ради которой всё в отдельности должно делаться.
Эпикур считал, что мудрость, как результат изучения философии, исцеляет от душевных страданий . «Он, кто впервые нашёл ту основу разумную жизни. Что называем теперь мы мудростью», — пишет Лукреций , « О природе вещей », V .
В римской мифологии олицетворением мудрости была Минерва (позднее отождествлена с греческой Афиной ). Этруски почитали её в том числе как покровительницу полезных открытий и изобретений. Главное празднество в честь Минервы — Квинкватрии, проводимые с 19 по 24 марта, — было праздником ремесленников и художников, а также школьников , которые на время празднеств освобождались от занятий и тогда же приносили своим учителям плату за учение — minerval .
Символом Минервы была сова , которую считали символом мудрости, поскольку эта птица способна видеть в темноте .
В разные исторические периоды разные философские школы по-разному подходили к рассмотрению предмета мудрости. В досократическую эпоху мудрость была синонимом «многознанию» и «многоопытности». Уже Пифагор указывает на недостижимость человеком мудрости, воспринимая её как высшую степень познания мироздания. Данное положение принимает и Сократ . Платон , в рамках теории идей, утверждает, что мудрость есть неотъемлемое свойство души, проявляющееся в созерцании идей (таким образом, мудрость достижима лишь после смерти). Следующие философские школы могли разделять оба мнения. Так, киники и стоики полагали, что мудрость достижима при жизни, но лишь в теории. В то же время киренаики и перипатетики считали мудрость не постижимой. Религиозная философия Средних веков признавала мудрость за Богом, человек же способен лишь отчасти приобщиться к божественной мудрости. В следующие века философия всё больше фокусируется на естественнонаучных вопросах и проблеме познания ( гносеология ), в то время как предмет мудрости уходит на второй план. Наиболее часто мудрость определяли как обретаемую в процессе изучения мира добродетель или как « всезнание ». По Канту , высшая ступень морального совершенства человека — мудрость; она не заразительна, её нельзя внушить, «каждый должен извлечь её из самого себя» .
По первоисточникам употребление др.-греч. σοφία применительно и к людям, и к Всевышнему не сопровождается никаким специальным усилением. Одно и то же слово употребляется, например:
Вместе с тем, в русской богословской лексике — если не употребляется специальный термин София (см. ниже) — наблюдается известное разделение терминов «мудрость» и «премудрость», когда последнему придаётся особый сакральный смысл — ср. возглас «Премудрость, прости» при чтении Евангелия и т. п. Однако это ни в коем случае не принижает степень наполнения самого понятия «мудрости», так как в любом случае
Всякая премудрость — от Господа и с Ним пребывает вовек
— Сир.
Со своей стороны, понятие благоразумие обозначает качества, благоприобретённые человеком по жизни (ср. англ. mind ), в то время как «высший разум» Бога в авраамических религиях априорно приравнен бесконечности и свойств дальнейшего совершенствования во времени не имеет.
В английском языке wisdom «мудрость» восходит к тому же индоевропейскому корню, что и немецкое wissen «знать» и русские слова видеть и ведать , а в греческом — история ( ἱστορία , historia ) .
В христианстве олицетворённая мудрость Бога (ср. выше « Премудрость ») также может называться транскрипцией изначального греч. Σοφία (София) — «мастерство», «знание», «мудрость»). Представление о Софии как о «Премудрости Божией» получило особое развитие в Византии и на Руси .
Является кардинальной (основной) добродетелью (обычно как «благоразумие») .
Библейское понятие «мудрость» ( ивр. חכמה хóхма ) является частью тройственного понятия в Библии «И Я исполнил его Духом Божиим, мудростью ( хóхма ), разумением, ведением и всяким искусством» ( Исх. ), которое развивает хасидское каббалистическое течение иудаизма Хабад ( аббревиатура из трёх начальных букв слов: х óхма , б и́на , д áат ).