Маргарита (персонаж)
- 1 year ago
- 0
- 0
Маргари́та — литературный персонаж , главная героиня романа Михаила Булгакова « Мастер и Маргарита ».
Из текста романа известно только её имя — Маргарита Николаевна . Красивая, сильная и мужественная девушка. Бездетная. По роду занятий домохозяйка , проживает в центре Москвы , замужем за неким известным и богатым военным инженером , которому изменяет, не любит, не ценит, хотя и "относится к нему с уважением". Семья обитает в богатой квартире с прислугой . На момент основных событий романа ей 30 лет. В ходе сюжета романа влюбляется в писателя, которого называет « Мастером », исполняет роль королевы и хозяйки бала Сатаны и в конце покидает мир в образе ведьмы и уходит вместе с Мастером в место его последнего приюта.
На создание образа Маргариты, по мнению исследователей, повлияли как литературные источники, так и реально существовавшие женщины, в том числе из окружения писателя. По мнению большинства булгаковедов , основным прототипом Маргариты была Елена Сергеевна Булгакова , третья и последняя жена писателя, которую он называл: «Моя Маргарита» .
Назвав будущего Мастера в ранней редакции Фаустом , Булгаков затем отказался от идеи прямого указания на трагедию немецкого поэта, однако имя героини гётевского произведения ( Гретхен-Маргарита ) менять не стал . Работая над романом, Михаил Афанасьевич собирал и изучал материалы ещё о двух носительницах этого имени — Маргарите Наваррской и Маргарите де Валуа .
По словам булгаковеда Лидии Яновской, на Маргариту была похожа третья жена писателя, с которой Булгаков познакомился в 1929 году; их роднят даже такие детали, как «косящий разрез глаз» (у Елены Сергеевны) и «чуть косящая на один глаз ведьма» (героиня романа). Анна Ахматова , жившая в эвакуации в комнате, которую до неё занимала Елена Булгакова, в 1943 году посвятила своей «предшественнице» строчки: «В этой горнице колдунья / До меня жила одна: / Тень её ещё видна / Накануне новолунья» . Согласно воспоминаниям Владимира Лакшина, в 60-х годах, договорившись по телефону встретиться с Твардовским в редакции « Нового мира », Елена Сергеевна появилась в кабинете через несколько минут — «в весеннем чёрном пальто, в шляпке с легкой вуалью, изящная, красивая»; на вопрос, с помощью какого транспортного средства она столь быстро преодолела расстояние, Булгакова спокойно ответила: «На метле» .
По версии Владимира Муравьёва , эпизод первой встречи Мастера с возлюбленной («Она несла в руках отвратительные, тревожные жёлтые цветы ») является откликом на знакомство Булгакова с Маргаритой Петровной Смирновой — состоятельной замужней дамой, которую он увидел «весной 1930 или 1931 года» на 1-й Мещанской улице . В то же время Мариэтта Чудакова считала, что история, изложенная Смирновой через сорок шесть лет после смерти Булгакова, относится к легендам , ходившим вокруг писателя, а в сознании Маргариты Петровны переплелись реальные воспоминания и более поздние впечатления, возникшие после чтения романа .
В книге о любви главных героев говорится так:
Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния , так поражает финский нож ! Она-то, впрочем, утверждала впоследствии, что это не так, что любили мы, конечно, друг друга давным-давно, не зная друг друга…
Булгаковская героиня горяча и безоглядна в своих чувствах, поэтому автор, рассказывая о её любви к Мастеру, порой использовал «вульгарную экспрессию» ; её реплики, адресованные врагам возлюбленного, резки и эмоциональны . Точно так же Елена Сергеевна, стремясь защитить мужа от нападок, в гневе обещала, что отравит критика Осафа Литовского — автора статьи «Против булгаковщины. Белая гвардия сквозь розовые очки» .
Исследователи сравнивают всепоглощающую страсть Маргариты с преданностью Левия Матвея по отношению к Иешуа, отмечая, что её любовь, «как жизнь, всеобъемлюща и, как жизнь, жива»:
Маргарита стала прекрасным, обобщённым и поэтическим образом Женщины, которая Любит… Фантастический образ женщины, так вдохновенно оборачивающейся ведьмой, с яростью её расправы над врагом Мастера Латунским, с её нежной готовностью к материнству, с этим полётом её в ночи… Женщины, которой ничего не стоит сказать чёрту: «Милый, милый Азазелло!» — потому только, что он заронил в её сердце надежду, что она увидит своего возлюбленного .
По одной из версий, одним из возможных московских адресов, куда Булгаков поселил Маргариту, является особняк Листа в Глазовском переулке .
Название | Страна | Год | Режиссёр | В роли Маргариты | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
Мастер и Маргарита |
Италия
Югославия |
1972 | Александр Петрович | Мимзи Фармер | |
Мастер и Маргарита | СССР | 1977 | Юрий Любимов | Нина Шацкая | спектакль |
СССР | 1987 | Ольга Кознова | документальный фильм | ||
Мастер и Маргарита | Польша | 1988 | Мацей Войтышко | Анна Дымна | |
Мастер и Маргарита | Россия | 1994 | Юрий Кара | Анастасия Вертинская | |
Мастер и Маргарита | Россия | 2005 | Владимир Бортко | Анна Ковальчук | телесериал |
Венгрия | 2005 | Регина Мянник | короткометражный фильм | ||
Мастер и Маргарита | Россия | 2009 |
Леонид Полонский
Игорь Бунаков |
Елена Газаева | мюзикл |
Мастер и Маргарита | Россия | 2014 | Софья Сираканян |
Анастасия Макеева
Вера Свешникова Теона Дольникова Анастасия Вишневская |
мюзикл |
Мастер и Маргарита | Россия | 2016 | Мария Берсеньева | спектакль | |
Мастер и Маргарита | Россия | 2024 | Михаил Локшин | Юлия Снигирь |
|
Некоторые
внешние ссылки
в этой статье
ведут на сайты, занесённые в
спам-лист
|