Interested Article - Гийом Аполлинер

Гийо́м Аполлине́р ( фр. Guillaume Apollinaire ), настоящее имя — Вильгельм Альберт Владимир Александр Аполлинарий де Вонж-Костровицкий ( польск. Wilhelm Albert Vladimir Apollinaris de Wąż-Kostrowicki ; 26 августа 1880 , Рим 9 ноября 1918 , Париж ) — французский писатель , поэт , литературный и художественный критик, журналист, один из наиболее влиятельных деятелей европейского авангарда начала XX века. Издал новаторские сборники стихов « Алкоголи » (1913) и « Каллиграммы » (1918), сборник новелл «Убитый поэт» (1916). Вокруг него сформировался кружок поэтов-сюрреалистов, причём именно Аполлинер стал автором термина « сюрреализм ».

Биография и творчество

Каллиграмма Эйфелева башня

Мать Аполлинера — польская аристократка Анжелика Костровицкая герба Вонж , родившаяся в Великом княжестве Финляндском , в Гельсингфорсе . Родовая усадьба Костровицких, как и Мицкевича , находилась в Новогрудке (ныне Белоруссия ). Вильгельм и его брат Альберт родились у Анжелики в Риме, причём обоих она официально признала своими детьми не сразу. Кто был их отцом (отцами), неизвестно. Возможно, отцом будущего поэта был Франческо Флюджи д’Аспермонт, итало-швейцарский аристократ или итальянский офицер .

Детство Аполлинер провёл в Италии , учился в коллежах Монако , Канн и Ниццы , в 1899 году переехал с матерью в Париж . Специального образования не получил . В молодости Аполлинер некоторое время жил в Бельгии, где овладел валлонским языком достаточно хорошо, чтобы писать стихи, некоторые из которых сохранились.

В качестве литературного псевдонима Костровицкий выбрал французские варианты двух своих имён — Вильгельм (Guillaume) и Аполлинарий (Apollinaire; это имя носил также его дед). Основал ряд журналов, в том числе «Эзопов пир» (1904) . В 1910-е активный публицист : хроникёр в « Меркюр де Франс », критик в «Пари-журналь» ( Paris-journal ); в 1912—1913 годах с Андре Билли редактировал журнал «Суаре де Пари» ( Soirées de Paris ), писал о современной живописи: «Художники- кубисты » ( Les peintres cubistes , 1913). Поддерживал дружеские отношения с художниками Пабло Пикассо , Андре Дереном , Франсисом Пикабия , Морисом де Вламинком и Анри Руссо . В 1907 году познакомился с художницей Мари Лорансен ; до 1912 года состоял с ней в любовной связи.

Весной 1917 года по личной просьбе Дягилева и Кокто Аполлинер выступил с манифестом искусства будущего , под названием «Новый дух». Сопровождая скандально прогремевший в мае 1917 года балет Эрика Сати « Парад », созданный «Русским балетом» в сотрудничестве с Пикассо , аполлинеровский «Новый дух» на добрые два десятка лет определил развитие молодой музыки Франции.

Его творчество оказало глубокое воздействие на формирование эстетики авангардизма .

Политические убеждения

Увлекался идеями анархизма и выступал в защиту Дрейфуса .

Похищение Джоконды

21 августа 1911 года « Мона Лиза » была похищена из Лувра . Главным подозреваемым стал Гийом Аполлинер, которого арестовали 7 сентября. Как выяснилось, любовник поэта бельгиец Жери Пьере, который жил с Гийомом в одной квартире, продолжительное время воровал из Лувра бесценные старинные иберийские статуэтки и продавал их Пабло Пикассо . Аполлинер успел отправить Пьере в Марсель , а оттуда в Александрию до того, как был арестован. Пикассо с двумя чемоданами, забитыми статуэтками, ночью бегал по Парижу, пытаясь сбросить краденое в Сену , но так и не решился (город был переполнен полицией). Поскольку скупщик краденого к тому моменту был уже знаменит, у него нашлись влиятельные покровители. Статуэтки по-тихому вернули в музей, Пикассо не тронули, а Аполлинера отпустили после пяти дней ареста за непричастностью к преступлению .

Проза и антологии

Художественная проза Аполлинера отличается стилистическим мастерством и часто носит оттенок упрощённого имморализма и нарочитого эпатажа: роман «Одиннадцать тысяч палок» ( Onze mille verges , 1907), повести «Рим под властью Борджиа » ( La Rome des Borgia , 1913), «Конец Вавилона» ( La fin de Babylone , 1914), «Три Дон Жуана » ( Les trois Don Juan , 1914). В том же эстетическом ключе выдержана издательская серия «Мэтры любви» ( Les maitres de l’amour , 1909—1914), куда Аполлинер включил подробно откомментированные тексты маркиза де Сада , Пьетро Аретино и др. ; в 1913 году он составил каталог «Преисподняя Национальной Библиотеки» ( L’Enfer de la Bibliothèque nationale ).

Поэзия

Каллиграмма

Одним из первых поэтических сборников Аполлинера стал цикл коротких стихотворных фрагментов «Бестиарий, или кортеж Орфея» ( Le Bestiaire ou le cortège d’Orphée , 1911), где старинная поэтическая форма катрена и приемы эмблематического письма сочетались с исповедальной меланхолической интонацией. В 1913 году Аполлинер объединил свои лучшие стихи в первый крупный сборник « Алкоголи » ( Alcools ). Современники обратили внимание на новаторский характер сборника (отсутствие пунктуации , перепады тона, барочные образы) . В 1916 году вышел сборник новелл «Убиенный поэт» ( Le poéte assassiné ), открывающийся мистифицированной и трагичной автобиографией; в 1918 появился сборник «лирических идеограмм» «Каллиграммы» (Calligrammes ) , отчасти предвосхищающий « автоматическое письмо » сюрреалистов, а также — провозглашённый в 1924 году румынским художником-сюрреалистом Виктором Браунером синтетический «Манифест пиктопоэзии».

Аполлинер и сюрреализм

В конце 1910-х вокруг Аполлинера сложился круг молодых поэтов, назвавших себя сюрреалистами , — Андре Бретон , Филипп Супо , Луи Арагон , Жан Кокто . Термин « сюрреализм » принадлежит Аполлинеру; в 1917 была поставлена его «сюрреалистическая драма» «Сосцы Тиресия» ( Les mamelles de Tirésias ) , где проблемы современности преподнесены в духе аристофановых фарсов .

Последние годы

Аполлинер и его жена Жаклин на террасе своей квартиры на бульваре Сен-Жермен, 1918 год

В 1914 году Аполлинер ушёл добровольцем на фронт . 17 марта 1916 года был ранен в голову осколком снаряда, в мае перенёс трепанацию черепа . 2 мая 1918 года он женился на Эмме Луизе (Жаклин) Кольб. Осенью 1918 года Аполлинер, ослабленный операцией, умер от испанского гриппа во время эпидемии. Похоронен на кладбище Пер-Лашез в Париже.

Собрания сочинений

  • Œuvres poétiques. P., 1956 (имеется библ.)
  • Œuvres complètes, t. 1-4, P., 1965—1966
  • Œuvres en prose complètes. Vol.1-2. Paris: Gallimard, 1991 (Bibliothèque de la Pléiade)
  • Собрание сочинений в 3 т. М.: Книжный клуб Книговек [Терра], 2011.

На русском языке

На русский язык стихи Аполлинера переводили И. Тхоржевский , Б.Лившиц , М.Зенкевич , П. Антокольский , , Э. Линецкая , М. Ваксмахер , Ю. Даниэль (под именем Б. Окуджавы ), А. Гелескул , Г. Русаков , Б. Дубин , И. Кузнецова , А. Давыдов , , , М. Яснов , О. Хаславский и др.

На картине А. Руссо « Муза, вдохновляющая поэта » (1909) в шаржированном духе изображены Г. Аполлинер и его возлюбленная М. Лорансен
Могила Аполлинера на кладбище Пер-Лашез
  • Лившиц Б. Аполлинер Г. Стихи // От романтиков до сюрреалистов. — Л. : Время, 1934. — С. 112—123. — 192 с.
  • Аполлинер Г. Стихи / Пер. М. П. Кудинова. Статья и прим. Н. И. Балашова. — М. : Наука, 1967. — 335 с. — (Литературные памятники).
  • Аполлинер Г. Избранная лирика. — М. : Книга, 1985. — 400 с. — 10 000 экз.
  • Аполлинер Г. Стихи / Пер. М. П. Кудинова. — Кишинёв: Литературный фонд «Axul Z», 1996. — 208 с.
  • Аполлинер Г. Стихи // Семь веков французской поэзии в русских переводах. — СПб. : Евразия, 1999. — С. 531—544. — 760 с. — ISBN 5-8071-0011-5 .
  • Аполлинер Г. . — СПб. : Симпозиум, 1999. — 560 с. — ISBN 5-89091-070-1 .
  • Аполлинер Г. / Пер. М. Яснова. — СПб. : Азбука, 2000. — ISBN 978-5-9985-0904-9 .
  • Аполлинер Г. Пикассо. О живописи // Пространство другими словами: Французские поэты XX века об образе в искусстве. — СПб. : Изд-во Ивана Лимбаха, 2005. — С. 19—26. — 304 с. — 3000 экз. ISBN 5-89059-064-2 .
  • Гелескул А. Аполлинер Г. Стихи // Избранные переводы. — М. : ТЕРРА-Книжный клуб, 2006. — С. 152—159.
  • Аполлинер Г. Алкоголи . Эксмо, 2006, 352 с.
  • Аполлинер Г. Стихотворения. — М. : Текст , 2008. — (Билингва).
  • . Аполлинер Г. Стихи Пер. Н Стрижевской. — Versии Французская поэзия в переводах Натальи Стрижевской. М. Дом-музей Марины Цветаевой 2008 с.297-348
  • Аполлинер Г . Бестиарий (Избранная лирика) Великие поэты. --М. СПб. Комсомольская правда Амфора 2012
  • Аполлинер Г. Стихи / Пер. М. П. Кудинова. Статья и прим. Н. И. Балашова. — М. : Наука, 2018. — 335 с. — (Литературные памятники, изд. 2-е, стереотипное).
  • Аполлинер Г. Стихи Пер. М Ваксмахера / Cтраницы европейской поэзии ХХ века. Переводы Мориса Ваксмахера—М Искусство и мода 1992 с.150-180
  • Аполлинер Г. Стихи. Пер. Э Линецкой /Из французской лирики Переводы Э. Линецкой—Ленинград Художественная литература 1974 с.123-137

Библиография

  • Apollinaire par lui-même. Paris: Éditions du Seuil, 1954.
  • Steegmuller F. Apollinaire, poet among the painters. New York: Farrar, Straus, 1963.
  • Buckley H.E. Guillaume Apollinaire as an art critic. Ann Arbor: UMI Research Press, 1981.
  • Caizergues P. Apollinaire journaliste: les débuts et la formation du journaliste, 1900—1909. Paris: Minard, 1981.
  • Berry D.C. The creative vision of Guillaume Apollinaire: a study of imagination. Saratoga: Anma Libri, 1982.
  • Mathews T. Reading Apollinaire: theories of poetic language. Manchester; Wolfeboro: Manchester UP, 1987.
  • Bohn W. Guillaume Apollinaire and the international avant-garde. Albany: State University of New York Press, 1997.
  • Cornille J.-L. Apollinaire & cie. Villeneuve-d’Ascq: Presses universitaires du Septentrion, 2000.
  • Boschetti A . La poésie partout: Apollinaire, homme-époque (1898—1918). Paris: Seuil, 2001.
  • Decaudin M. Apollinaire et le portrait. Paris: Lettres modernes Minard, 2001.
  • Guillaume Apollinaire: les incertitudes de l’identité; suivi de À la découverte de Jacqueline Apollinaire/ Anne Clancier, Gilbert Boudar, eds. Paris: L’Harmattan, 2006.
  • Хартвиг, Юлия . Аполлинер / Пер. с польского. М.: Прогресс , 1971 . — 448 с.
  • Балашова Т. В. Русские нити в канве творческих взаимоотношений Пикассо и Аполлинера. — В кн.: Искусствоведение. 2002, № 2.
  • Буачидзе Г. Аполлинер и пути развития французской поэзии. Тбилиси, 1989.
  • Великовский С. Книги лирики Аполлинера // Великовский С. Умозрение и словесность: Очерки французской культуры. М.; СПб: Университетская книга, 1999 . С.409-420. — ISBN 5-7914-0034-9 , ISBN 5-7914-0033-0
  • Голенищев-Кутузов И. Н. Гийом Аполлинер, его друзья и последователи // Голенищев-Кутузов И. Н. Романские литературы М.: Наука, 1975.
  • Иванов Вяч. Вс. Маяковский, Ницше и Аполлинер // Избранные труды по семиотике и истории культуры. Т.2. Статьи о русской литературе. — М.: Языки русской культуры, 2000.
  • Швейбельман Н. Ф. Формирование структуры повествования в Гниющем чародее Г.Аполлинера. — В кн.: Развитие повествовательных форм в зарубежной литературе XX века. Тюмень, 2000.
  • Алексеева А. В. // Актуальные проблемы теории и истории искусства : сб. науч. статей. Вып. 5. / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: НП-Принт, 2015. С. 625—632. — ISSN 2312—2129

Память

Бюст в сквере Лоран-Праш

См. также

Примечания

  1. (нидерл.)
  2. (англ.) // OUP , 2017. — ISBN 978-0-19-977378-7
  3. Deutsche Nationalbibliothek Record #118503634 // (нем.) — 2012—2016.
  4. .
  5. , Modern Dramatists, Macmillan International Higher Education, 1984, pp. 4, 14, 23, 148, 168, ISBN 1349173282
  6. . Вокруг света . Дата обращения: 15 марта 2023. 15 марта 2023 года.
  7. . Новая газета . Дата обращения: 15 марта 2023. 15 марта 2023 года.

Литература

  • / А. П. Скуратовская // Анкилоз — Банка. — М. : Большая российская энциклопедия, 2005. — С. 113—114. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 2). — ISBN 5-85270-330-3 .
  • Allorge H. Apollinaire (Guillaume) / H. Allorge // Dictionnaire de biographie française : [ фр. ] / sous la dir. de J. Balteau,... M. Barroux,... M. Prevost,... ; avec le concours de nombreux collaborateurs. — Paris : Letouzey et Ané, 1939. — T. 3 : Antoine — Aubermesnile. — Col. 122–124. — 1502 col. — OCLC .

Ссылки

  • на « »
  • (фр.)
  • на сайте (фр.)
  • (фр.)
  • Луков Вл. А. . Электронная энциклопедия «Современная французская литература» . modfrancelit.ru (2011). Дата обращения: 5 ноября 2011. 5 февраля 2012 года.
  • Гальцева Е. . Иностранная литература, 2002, №11 . magazines.russ.ru. Дата обращения: 17 мая 2013.
Источник —

Same as Гийом Аполлинер