Interested Article - Лобное место

Ло́бное ме́сто — памятник средневекового русского зодчества , расположенный в Москве на Красной площади . Созданный, предположительно, в XVI веке , до 1917 года использовался при совершении крестных ходов в дни православных праздников , а также для публичного оглашения царских указов . Выражение «лобное место» часто используется в значении « эшафот »:

А ты сам ступай, детинушка,
На высокое место лобное,
Сложи свою буйную головушку.
Я топор велю наточить—навострить,
Палача велю одеть—нарядить... .

Этимология

Шествие на осляти около Лобного места. Гравюра XVII века.

Изначально термин «Лобное место» появился в русском переводе Евангелия от Иоанна : «И, неся крест свой, Иисус Христос вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски „ Голгофа “». Это определение использовалось при описании Храма Гроба Господня в памятнике паломнической литературы XII века « Житие и хождение игумена Даниила из Русской земли » .

Согласно мнению современных исследователей, идея возведения Лобного места в Москве принадлежала митрополиту Макарию . Концепция предполагала возведение на Красной площади комплекса, центром которого был Покровский собор , символизировавший Небесный Иерусалим . Это предположение подтверждается тем фактом, что в XVII веке храм иногда называли Иерусалимским , а Спасские ворота — Иерусалимскими .

Точная дата строительства Лобного места неизвестна. В летописях оно впервые упоминается в 1549 году, когда молодой царь Иван IV воспользовался площадкой для публичного обращения к выборным Земского собора , при этом формально царь свою речь адресовал митрополиту Макарию .

Впоследствии Лобное место использовалось во время христианского обряда Шествие на осляти , которое проходило в праздник Входа Господня в Иерусалим . В записках иностранцев существуют многочисленные описания церемонии. Станислав Немоевский, приехавший в столицу в 1606 году, пишет об этом как об устоявшейся традиции: «в ночь на Вербное воскресенье великий князь [царь] пешком, по обязанности, ведет коня под митрополитом [патриархом], и отсюда уже тот благословляет народ» .

Церемония до упразднения по решению Собора 1678 года считалась крупным событием столичной жизни. Причём посещать торжество в обязательном порядке должны были представители дипломатических миссий . Символом монаршей милости считалась передача посланникам праздничных блюд с царского стола . Примечательно, что в 1661 году вынужденными свидетелями церемонии стали польские аристократы, попавшие в плен в ходе Тринадцатилетней войны , и пребывавшие в московской тюрьме. Хотя царь не одарил пленников угощениями, он через Артамона Матвеева справился об их здоровье .

Расположение и первое упоминание

Лобное место на фоне Верхних торговые рядов. Конец XIX века.
«Кремль город» — план из « Космографии Блау ». Лобное место изображено в нижней части листа, 1659 год.

Лобное место находится напротив Спасской башни у Покровского собора и представляет собой круглый в плане каменный помост диаметром 13 м и высотой 1 м с каменным парапетом. Изначально Лобное место было создано из кирпича, в 1599 году в правление Бориса Годунова перестроено в камне и окружено решёткой . В то же время рядом была установлена на деревянном лафете Царь-пушка . Факт её нахождения на площади подтверждён в описании шведского посланника Станислава Немоевского, который прибыл в Москву в 1606 году: «Вблизи… стоит большое и длинное орудие, в котором рослый мужчина может сесть, не сгибаясь, я сам это испытал» . Также изображения Царь-пушки задокументированы в гравюрах и рисунках европейских путешественников XVII века. Нынешний вид Лобное место приобрело после реставрации 1786 года .

Самое раннее из известных изображений Лобного места относится ко времени правления Михаила Фёдоровича в альбоме Адама Олеария 1638 года. В 1659 году во втором томе «Космографии Блау» была опубликована подробная карта Москвы с перечислением основных достопримечательностей города. Под № 3 указано «Nalobnemeest», что является транслитерацией термина «Лобное место» . В то время как в предыдущих документах иностранцы называли эту площадку «Theatrum Proclamationum», то есть «площадь для объявлений» .

История

Смутное время

Голод в Москве в 1601 году. Рисунок XIX века.
Августин Мейерберг «Кремль с востока», 1662 год

Значение Лобного места в политической жизни России кардинально изменилось в Смутное время . Со смертью Федора Иоанновича , последнего царя из династии Рюриковичей , различные партии использовали место для организации толпы. На большом пространстве площади можно было собрать тысячи горожан, чтобы направить их непосредственно в царские покои .

Первым крупным событием Смуты, происходившем на Лобном месте, стало обращение Лжедмитрия I . 1 июня 1605 года его зачитали Гаврила Пушкин и Наум Плещеев . В своем письме самозванец обвинял Бориса Годунова в покушении на царевича Дмитрия , а наследника престола Федора II объявлял изменником. Лжедмитрий I обещал предоставить воеводам новые вотчины , дворянам оказать царскую милость, московским купцам обеспечить налоговые льготы, а «всему православному христианству» гарантировал мирную жизнь . Когда посланники дочитали обращение, москвичи «возрадовались тому великой радостью, Богу воссылая славу, и был в них шум великий и клич, и было не разобрать, кто что говорит». После этого экзальтированная толпа ринулась в Кремль . Фёдор Годунов, его мать и ближайшие сподвижники были арестованы. В тот же день в Москве начались грабежи в домах политических соратников свергнутого царя .

20 июня 1605 года Лжедмитрий I приблизился к Москве. Его встретили на окраине города представители городской аристократии, а у Лобного места «спасённого царя» ждали горожане. Приблизившись к толпе, самозванец «сошел с коня и пришел к крестам, и повелел начать петь молебны, а те латыне литва сидели и трубили в трубы и били в бубны». Затем новый «царь» отправился в Кремль , а Богдан Бельский в сопровождении князей и бояр вышел к стоявшей на площади толпе. С Лобного места он произнес торжественную речь, в которой благодарил Бога за чудесное спасение царя .

Менее чем год спустя толпа разгневанных москвичей убила Лжедмитрия I, после чего началось истребление его сподвижников, в первую очередь — из числа польско-литовской аристократии. 28 мая 1606 года, на следующий день после переворота и массовых убийств, тела растерзанных иностранцев стали сбрасывать на Лобное место. По воспоминаниям поляка-современника, трупы лежали в течение трёх дней .

Вскоре царём был «избран» Василий Шуйский . Для легитимации своей власти он тоже обратился с Лобного места к народу, собравшемуся на Красной площади . Новое правительство предприняло усилия, чтобы развенчать культ самозванца. План удался, поскольку был найден архив Лжедмитрия I, включающий письма на польском языке, написанные Юрию Мнишку . Документы были в срочном порядке переведены на русский язык, а затем публично зачитаны с Лобного места .

В последующие годы экономическое и политическое положение в стране усугублялось, что привело к появлению Лжедмитрия II . Даже имея многочисленное войско, новый самозванец не смог войти в Москву, хотя и пытался штурмом взять город. В разгар военного противостояния в 1608 году группа московских заговорщиков, среди которых был князь Роман Гагарин , попыталась свергнуть Василия Шуйского. Они также пытались использовать Лобное место, приведя туда патриарха Гермогена и надеясь получить его благословение. Но архиерей не стал с ними сотрудничать. Бояре тоже не проявили сочувствия к мятежникам. Гагарин и его сторонники направились к царю, но их сил было недостаточно, чтобы прорваться во дворец. Попытка переворота провалилась и заговорщики уехали в Тушино , где находилась ставка Лжедмитрия II .

27 июля 1610 года Захарий Ляпунов , сговорившись с князем Голицыным о свержении Василия Шуйского, вышел на Красную площадь в сопровождении Ивана Салтыкова и некоего дворянина Хомутова. Они поднялись на Лобное место и потребовали прихода патриарха и думных бояр, «а как стечение народа было столь велико, что он не мог поместиться на оной площади, то вышеупомянутые Ляпунов, Хомутов и Салтыков закричали, чтобы все шли в поле за город, и, вышедши за заставу, там отрешили от власти Шуйского» .

Последний этап Смуты показывает важность Лобного места в народном сознании. В ноябре 1612 года после продолжительной осады нижегородское ополчение освободило Московский Кремль от поляков. 27 ноября два крестных хода во главе с Мининым и Пожарским двинулись с разных сторон к Китай-городу . Оба шествия объединились у Лобного места, где троицкий архимандрит Дионисий провел молебен. Оттуда процессия отправилась на Соборную площадь Кремля .

21 февраля 1613 года Земский собор принял решение о выборе нового царя. В этот день Лобное место в последний раз использовали при получении народного одобрения. Архиепископ Феодорит и боярин Василий Морозов спросили у людей, собравшихся на Красной площади, кому быть царём. Толпа выразила поддержку Михаилу Федоровичу Романову . Несколько дней спустя там же прошел обряд крестоцелования: так бояре и казаки присягнули новому монарху, который на тот момент находился в Костроме .

Стрелецкий бунт 1682 года

Основные события Стрелецкого бунта 1682 года разворачивались в Кремле, но тела приближённых к Нарышкиным аристократов мятежники вытащили 15 мая на Красную площадь и бросили рядом с Лобным местом . Несколько месяцев спустя стрельцы , желая оправдать совершенное преступление, добились разрешения на установку неподалёку от Лобного места гражданского памятника (первого в России). Это был деревянный четырёхугольный столп, на вершину которого водрузили медные таблички с именами убитых бояр и описанием их несправедливостей по отношению к стрельцам . К осени правительство царевны Софьи решило избавиться и от зачинщиков мятежа, и от напоминания о кровавых событиях, поэтому уже 2 ноября 1682 года столп был демонтирован .

В ходе бунта также была предпринята попытка использовать Лобное место для консолидации сил московских раскольников . После окончания военного мятежа среди стрельцов появились проповедники- старообрядцы , призывавшие к открытому теологическому диспуту с официальной церковью. Местом проведения дискуссии они выбрали Красную площадь, но в итоге встреча представителей «новой» и «старой» веры состоялась 5 июля 1682 года в Грановитой палате Кремля. Единственным результатом диспута стали взаимные обвинения в ереси . Сразу после встречи старообрядцы обратились к собравшимся горожанам с Лобного места и объявили о своей победе в споре. Правительство царевны Софьи не собиралось мириться с раскольниками, и в течение следующих нескольких дней стрельцы по её приказу арестовали наиболее активных проповедников-старообрядцев .

Казни в петровское время

Василий Суриков « Утро стрелецкой казни ». Картина 1881 года
Фёдор Алексеев « Красная площадь в Москве », 1801 год

На протяжении большей части XVII века на Красной площади не приводились в исполнение смертные приговоры, однако в народной памяти любые знаковые события были связаны с Кремлём. Этим можно объяснить появление легенды о том, что Степана Разина казнили на Лобном месте, хотя в действительности приговор привели в исполнение на Болотной площади . В своих мемуарах городскую легенду пересказывал ганноверский резидент при русском дворе Фридрих Христиан Вебер , который посетил Россию в начале XVIII века .

Акции устрашения политических противников неоднократно проводились на Красной площади в правление Петра I . 4 марта 1697 году он приказал выставить на всеобщее обозрение останки Ивана Циклера , Алексея Соковнина и трёх других заговорщиков, казнённых в Преображенском селе после покушения на жизнь царя. У Лобного места был установлен новый деревянный столп с пятью спицами, на которые были нанизаны отрубленные головы. На столпе были закреплены металлические доски с текстом обвинительного приговора .

После Стрелецкого бунта 1698 года к смертной казни приговорили 799 стрельцов. Основные экзекуции прошли в Преображенском , однако часть заговорщиков была казнена на Красной площади. Только в один день 13 февраля 1699 года на эшафоте, установленном неподалёку от Лобного места, привели в исполнение 30 смертных приговоров . Головы казнённых и таблички с описанием преступления снова были оставлены на площади. Казни проводились только в южной части Красной площади, вероятно, поэтому очевидцы событий в качестве ориентира называли Лобное место. Это объясняет формирование стереотипа об использовании площадки в качестве эшафота .

Период Российской империи

Н.Найдёнов . Лобное место, 1884
Лобное место. Крестный ход. Конец XIX века.

С переносом столицы из Москвы в Санкт-Петербург Красная площадь и Кремль утратили своё политическое значение. При этом столпы с обвинительными досками оставались на прежнем месте долгие годы. Только в 1727 году по указу Петра II старые орудия казней были демонтированы. С тех пор Красная площадь никогда более не использовалась для проведения экзекуций .

За последующие два столетия Лобное место реставрировалось по меньшей мере три раза. В 1753 году ремонтными работами руководил архитектор Дмитрий Ухтомский . В 1786 году реставрация велась под контролем архитектора Матвея Казакова . В конце XIX века были установлены чугунные ворота, выполненные по мотивам Золотой решетки Теремного дворца .

Московское купечество во главе с Зюзиным предлагало перестроить Лобное место в часовню с установкой в ней Шумаевского креста и торговых помещений под ней .

В 1900—1901 годах была проведена реставрация Лобного места, снята окружавшая его железная ограда .

Вплоть до революции 1917 года Лобное место оставалось знаковой территорией при совершении православных обрядов. Крестные ходы, двигаясь от Спасских ворот, останавливались у площадки. На Лобное место поднимался архиерей, чтобы совершить молебен и благословить прихожан .

Советское и постсоветское время

Лобное место в День Победы, 2004
Лобное место. Вид изнутри, 2005

С переносом в марте 1918 года столицы РСФСР в Москву, на Красной площади стали регулярно проводиться митинги и военные парады, во время которых Лобное место использовалось в качестве пьедестала для монументов. Известно, что к 1 мая 1919 года там была установлена деревянная скульптурная композиция «Разин с ватагой», выполненная Сергеем Конёнковым . На праздничном мероприятии присутствовал Владимир Ленин , после открытия монумента он произнёс с Лобного места короткую речь в память о Разине. Поскольку скульптура изначально проектировалась для экспозиции в Первом Пролетарском музее, её убрали с площади две недели спустя .

С 1928 по 1940 год на Лобном месте в дни государственных праздников устанавливали скульптурную группу «Интернациональная солидарность». Она создавалась в качестве временного оформления Красной площади, поэтому декораторы использовали недолговечные дешевые материалы, такие как фанера .

К Параду Победы 24 июня 1945 года на Лобном месте в окружении ваз с живыми цветами был установлен 26-метровый фонтан, увенчанный статуей рабочего и колхозницы . С 1965 года, когда День Победы был внесён в список государственных праздников, Лобное место используют для установки декоративного оформления площади.

Лобное место в период советской власти было связано с инцидентами. Так, 6 ноября 1942 года у Лобного места ефрейтор Савелий Дмитриев обстрелял из винтовки машину наркома внешней торговли СССР Анастаса Микояна . Во время инцидента ни нарком, ни сотрудники охраны не пострадали. Следствие установило, что ефрейтор Дмитриев действовал самостоятельно и не был связан с вражеской разведкой .

25 августа 1968 года на этом месте прошла мирная антивоенная акция, вошедшая в историю под названием «демонстрация семерых» . Участники, представители московской и ленинградской интеллигенции: Константин Бабицкий , Лариса Богораз , Наталья Горбаневская , Вадим Делоне , Владимир Дремлюга , Павел Литвинов и Виктор Файнберг выражали протест против ввода войск ОВД в Чехословакию . Ровно в полдень митингующие сели на Лобном месте и развернули плакаты, написанные на русском и чешском языках: «За вашу и нашу свободу» , «Да здравствует свободная и независимая Чехословакия» и другие. Через несколько минут находившиеся на Красной площади сотрудники КГБ и МООП арестовали митингующих. В действительности протестовало восемь человек. Поскольку восьмая участница 21-летняя студентка Татьяна Баева не держала транспарантов, ей удалось убедить следователей в непричастности к инциденту. Она была освобождена до суда .

25 августа 2013 г. на Красной площади у Лобного места группа из 12 человек развернула лозунг «За вашу и нашу свободу». Среди 12-ти была участница демонстрации 25 августа 1968 г. поэт и правозащитница Наталья Горбаневская и брат Вадима Делона, участника той же демонстрации. Всех, кроме Горбаневской, задержали, позже отпустили.

17 ноября 2013 года на Красной площади около Лобного места прошла серия мирных протестов, в которых в общей сложности участвовало восемь гражданских активистов. Все они были задержаны сотрудниками полиции .

«Лобное место» в России

Традиция возведения Лобного места как христианского символа широко не распространилась на другие города России, за исключением Астрахани (где Лобное место непосредственно примыкает к кафедральному собору).

В петровском Петербурге так называли территорию у Сытного рынка , где проводились казни. В XVIII веке эшафот устанавливали за Кронверком , приблизительно на месте нынешнего Мьюзик-холла . В последний раз публичная казнь на этой площади состоялась 15 сентября 1764 года. Такую меру наказания определил суд по делу Василия Мировича , подпоручика Смоленского полка , который пытался освободить из Шлиссельбургской тюрьмы свергнутого наследника Иоанна Антоновича .

До середины XIX века в городе Петрозаводске, на окраине Петровской слободы (ныне сквер на улице Куйбышева ), располагалось «лобное место» — эшафот , для приведения в исполнение публичных наказаний провинившихся мастеровых Пушечно-литейного завода . Известно, что в 1708 году на лобном месте публично «была учинена смертная казнь» трёх беглых мастеровых-оружейников. В течение XVIII—XIX веков здесь проводились публичные телесные наказания-экзекуции провинившихся работников завода. В 1850 году эшафот был демонтирован и на этом месте был открыт рынок для торговли сеном .

Примечания

  1. Михаил Юрьевич Лермонтов. . Викитека (2015). Дата обращения: 18 марта 2018. 12 апреля 2016 года.
  2. . Восточная литература (2004). Дата обращения: 15 марта 2018. 18 февраля 2020 года.
  3. , с. 14—15.
  4. . Восточная литература (2015). Дата обращения: 15 марта 2018. 17 февраля 2020 года.
  5. Мартин Бер. . Восточная литература (2004). Дата обращения: 15 марта 2018. 9 марта 2020 года.
  6. , с. 34.
  7. Соловьев С.М. . ГПНТБ СО РАН (2013). Дата обращения: 15 марта 2018. 10 июня 2020 года.
  8. Станислав Немоевский. . Восточная литература (2005). Дата обращения: 15 марта 2018. 6 марта 2018 года.
  9. , с. 18.
  10. Михаил Обухович. . Восточная литература (2005). Дата обращения: 15 марта 2018. 25 февраля 2018 года.
  11. , с. 403.
  12. . Fondo Antiguo (2017). Дата обращения: 15 марта 2018. Архивировано из 19 марта 2018 года.
  13. . Восточная литература (2004). Дата обращения: 15 марта 2018. 29 декабря 2017 года.
  14. . Восточная литература (2005). Дата обращения: 15 марта 2018. 15 февраля 2018 года.
  15. . Восточная литература (2004). Дата обращения: 15 марта 2018. 4 февраля 2018 года.
  16. . Восточная литература (2003). Дата обращения: 15 марта 2018. 26 марта 2018 года.
  17. . Федеральное архивное агентство (2016). Дата обращения: 15 марта 2018. Архивировано из 16 марта 2018 года.
  18. Плигузов А. И. . Восточная литература (2004). Дата обращения: 15 марта 2018. 4 февраля 2018 года.
  19. Станислав Жолкевский. . Восточная литература (2004). Дата обращения: 15 марта 2018. 24 августа 2011 года.
  20. Соловьев С.М. . ГПНТБ СО РАН (2013). Дата обращения: 15 марта 2018. 18 марта 2018 года.
  21. . Восточная литература (2005). Дата обращения: 15 марта 2018. 25 марта 2018 года.
  22. Лаврентьев А. В. . Восточная литература (2006). Дата обращения: 15 марта 2018. 1 апреля 2018 года.
  23. Соловьев С.М. . ГПНТБ СО РАН (2013). Дата обращения: 15 марта 2018. 18 марта 2018 года.
  24. Фридрих Христиан Вебер. . Восточная литература (2006). Дата обращения: 15 марта 2018. 19 марта 2018 года.
  25. Иоганн Георг Корб. . Восточная литература (2005). Дата обращения: 15 марта 2018. 18 марта 2018 года.
  26. , с. 37.
  27. , с. 102.
  28. , с. 228.
  29. . LiveJournal (2017). Дата обращения: 15 марта 2018. 1 ноября 2017 года.
  30. , с. 18.
  31. Жиляев В. . Российская Газета (2008). Дата обращения: 15 марта 2018. 18 марта 2018 года.
  32. . Это прямо здесь: Москва. Топография террора (2015). Дата обращения: 15 марта 2018. 19 марта 2018 года.
  33. . Эхо Москвы (2013). Дата обращения: 15 марта 2018. 19 марта 2018 года.
  34. , с. 210.
  35. Сады и парки в истории Петрозаводска / , Е. Е. Ициксон, Е. Ф. Марковская, Н. В. Куспак. — Петрозаводск: ПетроПресс, 2003. — 160 с. — ISBN 5-8430-0082-6 .

Литература

  1. Анисимов Е. В. Юный град. Петербург времён Петра Великого. — СПб. : Дмитрий Буланин, 2003. — 364 с. — ISBN 5-86007-374-7 .
  2. Коненков С. Т. Мой век. О жизни, о себе. — М. : Политиздат, 1972. — 368 с.
  3. Кузнецов И. И. Покровский (Св. Василия Блаженного) собор в Москве. — М. : Типо-литография Н. И. Гройсман, 1900. — 65 с.
  4. Либсон В. Я., Домшлак М. И., Аренкова Ю. И. Кремль. Китай-город. Центральные площади. — М. : Искусство, 1983. — 504 с.
  5. Азаров В. Я. Предисловие к шестому тому // От солдата до генерала. Воспоминания о войне. — М. : Алгоритм, 2005. — Т. 6. — 416 с. — ISBN 5-9265-0131-8 .
  6. Сарачева Т. Идея девятиглавого Покровского собора принадлежит митрополиту Макарию // Журнал московской Патриархии / Кириллова Л.И., Минервин Г.Б., Шемякин Г.А.. — М. : Издательство Московской Патриархии, 2011. — 95 с.
  7. Стенникова П. А. Церковно-театрализованные действия в России XVI–XVII вв. (на примере «Пещерного действа» и «Шествия на осляти» в Вербное воскресенье) // Автореферат диссертации на соискание ученой ступни кандидата исторических наук. — Челябинск, 2006. — 26 с.
  8. Гастев М. С. . — СПб. : Унив. тип., 1841. — Т. 1. — 312 с.
Источник —

Same as Лобное место