Пэтриот
- 1 year ago
- 0
- 0
Трисвято́е ( Трисвята́я пéснь ) (от греч. Τρισάγιον ) — христианская молитва «Святы́й Бо́же, Святы́й Крéпкий, Святы́й Безсмéртный, поми́луй нас» (прочитывают или поют трижды ), входящая в состав обычного начала церковных служб. Эта молитва представляет собой соединение песни ( славословия ) серафимов в видении пророка Исаии : « Свят, Свят, Свят Господь Саваоф !» ( Ис. ), наименований Лиц Пресвятой Троицы : «Боже, Крепкий и Безсмертный», взятых из Священного Писания и прибавления слов прошения «помилуй нас».
Ст҃ы́й бж҃е, ст҃ы́й крѣ́пкїй, ст҃ы́й безсме́ртный, поми́лꙋй на́съ. Триⷤ.
Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй на́с ( трижды )
'Ἅγιος ὁ Θεός, Ἅγιος Ισχυρός, Ἅγιος Αθάνατος, ἐλέησον ἡμᾶς (τρίς) .
А́гиос о Фэо́с, А́гиос исхиро́с, А́гиос афа́натос, эле́исон има́с ( трис ).
Текст молитвы на разных языках см. также .
Трисвятое — молитва древнего происхождения, относящаяся ко временам древне-христианской церкви, на что указывает Иоанн Златоуст . В Православной церкви молитва начинает употребляться со времени служения архиепископа Константинопольского святого Прокла ( 434 — 447 ).
История введения в богослужение Трисвятого известна нам по преданию, рассказываемому в приводимых Зонарою (XII век) посланиях патриарха Константинопольского Акакия ( 471 — 479 ) и других современных ему епископов к халкидонскому пресвитеру Петру Кнафею (хотевшему внести в эту молитву прибавку «распныйся за ны» — «распявшийся за нас»).
За 20 дней до Пасхи около 3 часов дня во время сильного землетрясения, бывшего в Константинополе в 438—439 годах, когда народ на улицах с крестными ходами и общественными богослужениями возносил покаянные молебствия о спасении, какой-то мальчик, присутствовавший в толпе, был неожиданно поднят на небо и услышал пение ангелов:
греч. «Ἅγιος ὁ Θεός, Ἅγιος ἰσχυρός, Ἅγιος ἀθάνατος!» .
Когда мальчик спустился на землю и рассказал о чуде, тотчас все вместе с патриархом начали петь Трисвятое, прибавив к нему:
«ἐλέησον ἡμᾶς» , что значит «помилуй нас», после чего землетрясение тут же прекратилось.
В знак чудесного избавления императрица Пульхерия и её брат император Феодосий Младший императорским указом ввели употребление Трисвятого при богослужении, и это постановление торжественно закрепил Халкидонский собор 451 года.
Так говорит предание. Согласно другим источникам, происхождение Трисвятого относится к более раннему времени, в V же веке оно стало более известным и введено в богослужение. Так, например, монах Иов объяснял, что текст Трисвятого составлен из «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!» ( Ис. ) и стиха Псалма: «к Богу крепкому, живому» ( Пс. ), где слово «живой» ( ζών ) заменяется более звучным словом «бессмертный» ( ἀθάνατος ). Николай Кавасила («Изложение Литургии», 20) принимает это объяснение Иова. Как бы то ни было, во всяком случае исторически достоверно, что на первом заседании IV Вселенского собора , после низвержения Диоскора , собравшимися отцами пропето было Трисвятое, и с тех пор, следовательно, с половины V века, эта песнь свято хранится в Православной церкви. Священное происхождение Трисвятого признают и отцы Трулльского собора в особом 81 правиле.
После Халкидонского собора , когда монофизитство было торжественно осуждено, Трисвятое подверглось искажению. Прибавлены были упомянутые слова: «распныйся за ны» ( греч. ὁ σταυρωθεὶς δι’ἡμᾶς ), с целью противодействия православному учению и утверждения монофизитского учения о втором Лице Святой Троицы . Это сделал Пётр Кнафей (иначе Фуллон) во второй половине V века. Кнафей — константинопольский монах, строгий последователь монофизитства. За это он был изгнан из Константинополя. Снискавши благоволение Зенона , зятя царя, он вместе с ним отправился в Антиохию и здесь вступил в общение с некоторыми из аполлинаристов и образовал сильную партию против антиохийского православного патриарха ( 456 — 468 ), которого в конце концов заставил уйти с кафедры, и, при содействии своих приверженцев, сам занял его место. Став патриархом, Кнафей, в целях утверждения монофизитства в антиохийской церкви, приказал прибавить к Трисвятому упомянутые слова и с этой прибавкой его петь. В православной редакции Трисвятое относится ко всем трём Лицам Святой Троицы, а Кнафей этой прибавкой хотел отнести его только ко второму Лицу Святой Троицы, к Богу-Сыну ; хотел, именно, подкрепить монофизитское учение, согласно которому во Христе было только одно естество, Божеское, с которым, каким-то образом, слилось естество человеческое, так что Божество в Иисусе Христе и страдало и совершало все прочие человеческие деяния; тело же во Христе было каким-то призрачным явлением. Прибавкой к Трисвятому слов «распныйся за ны» и выражается, именно, монофизитская мысль, что во Христе распято было и пострадало Божество, а не человечество. Этим учением не только искажался догмат IV Вселенского собора, но восстановлялись ереси II и III веков ( , и савеллианская ), и следовательно, ниспровергалось все православное учение о Лицах Святой Троицы. Учение Кнафея уже в 471 году осуждено было на одном из антиохийских соборов, сам же Кнафей низвержен и изгнан; осуждение это подтверждено было затем и на одном из римских соборов в 485 году . Этим своим (81) правилом отцы Трулльского собора подтвердили всё, что до них установлено было относительно песни Трисвятое; осудили, как противное благочестию, упомянутую прибавку, провозгласили еретиком Петра Кнафея, придумавшего прибавку, и, по примеру прежних православных соборов, предали анафеме ( греч. ἀναθεματίζομεν ) всех, которые дерзнули бы принимать названную прибавку и читать с нею Трисвятое.
В Римско-католической церкви Трисвятое входит в состав ряда молитвенных последований, в том числе Венчика к Милосердию Божию . Латинская форма звучит: «Sanctus Deus, Sanctus fortis, Sanctus immortális, miserére nobis». Трисвятое входит в чин мессы мосарабского обряда .
Трисвятое используется как составная часть обычного начала ; в связке Трисвятое→ Пресвятая Троице → Отче наш в различных местах богослужения; в конце великого славословия ; на Литургии оглашенных перед чтением прокимна и Апостола .
В конце отпевания , после того как пропели Вечную память, гроб закрывается и с пением погребального Трисвятого провожается до раскопанной могилы, где перед тем как опустить в могилу и зарыть гроб служится лития.
На Литургии Трисвятое совершается в следующем порядке. Если служба не архиерейская, то клирос поёт трижды Трисвятое полностью, затем « Слава, и ныне », допевает «Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас» и ещё раз поёт Трисвятое. Если служит архиерей, то порядок меняется:
Таким образом, за архиерейской Литургией Трисвятое поётся семь с половиной раз.
В некоторые дни богослужебного года Трисвятое заменяется на другие песнопения. В следующие дни, которые в прошлом традиционно отводились для крещения оглашенных, вместо Трисвятого поётся «Ели́цы во Христа́ крести́стеся, во Христа́ облеко́стеся, аллилу́ия» (см. Гал. ):
В праздники, посвящённые Кресту Христову, вместо Трисвятого используется песнопение «Кресту́ Твоему́ покланя́емся, Влады́ко, и Свято́е Воскресе́ние Твое́ сла́вим» :
В богослужении Православной церкви часто используется стандартный набор чтения ( чтецом ), или пения ( хором ), строго определённых кратких молитв, начинающийся с трисвятого :
Хор (или чтец):
Этот неизменный блок молитв в Типиконе обозначается: «Трисвятое по Отче наш» , или просто «Трисвятое» . Он присутствует не только в начальных молитвах, но и в середине и в конце разных чинопоследований .
Возникновение Трисвятой песни Древневосточными православными церквями возводится к молитве Иосифа Аримафейского , стоявшего под крестом распятого Иисуса Христа и молившегося словами, ставшими впоследствии Трисвятой песнью: «Святой Боже, Святой крепкий, Святой бессмертный, что распялся ради нас, помилуй нас». В отличие от церквей халкидонской традиции, Трисвятая песнь поётся не Троице, а Иисусу Христу — одному из трёх Лиц Бога [ источник не указан 2832 дня ] . Это делает Трисвятую песнь выразительным антиарианским и христологическим, антинесторианским исповеданием, где Христос признаётся Богом крепким и бессмертным, а не иносущной Богу тварью или человеком, в котором поселился Бог. В праздник Пятидесятницы Трисвятая песня поётся Духу Святому, сошедшему на апостолов.
Апологеты нехалкидонского исповедания критикуют халкидонитов за их тринитарное толкование Трисвятой песни и «сказочную» историю о возникновении песни. Разделение трёх частей песни по Лицам Троицы, а именно — Отец Боже, Сын крепкий, Дух Святой бессмертный, представляет дело в абсурдном, близком к еретизму свете, будто бы Сын и Дух Святой не Бог, Отец и Дух Святой не крепкий, а Отец и Сын не бессмертный. Впрочем, нельзя забывать, что св. Апостолы, например, в своей проповеди нередко употребляли именование «Бог» именно по отношению к Богу Отцу, не всегда прямо употребляя его тут же по отношению к Богу Сыну (см., напр., 1Пет. , 1Кор. ); вместе с тем, разумеется, они почитали Христа Богом (напр., Ин. , Деян. ) .
В богослужебной практике Древневосточных православных церквей, в частности Армянской апостольской церкви, сложилась традиция использования разных окончаний Трисвятой песни, в зависимости от празднуемого на Литургии события к «Святой Боже, Святой крепкий, Святой бессмертный» делается прибавление, указывающее на то или иное библейское событие.
Так в воскресную Литургию и на Пасху прибавляется: «… что воскрес из мертвых, помилуй нас».
В невоскресную Литургию и в праздники святого Креста: «… что распялся ради нас, …».
В Благовещенье или Богоявление (Рождество и Крещение Господне): «… что явился ради нас, …».
В Вознесение Христово: «… что вознёсся во славе к Отцу, …».
В Пятидесятницу (Сошествие Духа Святого): «… что пришел и почил на апостолах, …».
И другие…
В современном иудейском молитвеннике ( сидур ) указано петь Трисвятое, основанное на Исаии 6.3 в миньяне в синагоге в субботу на литургии 7.5 раз:
В будни в иудаизме Трисвятое поют трижды, как в православии — в начале литургии будней — Кадиш (1), в третьем благословении молитвы Амида — Кдуша (2), в конце литургии будней — Кадиш (3).