Исландская депрессия
- 1 year ago
- 0
- 0
Исландская кухня ( исл. Íslensk matargerð ) — национальная кухня Исландии , имеет долгую историю. Важными составляющими исландской кухни являются баранина, молочные продукты и рыба, последнее связано с тем, что Исландия традиционно была заселена только вблизи побережья. Популярные блюда в Исландии включают скир , хангикьот (копченую баранину), , и бодлюр. Торраматюр — это традиционный фуршет , который подают на зимних фестивалях « »; он включает в себя выбор традиционно вяленых мясных и рыбных продуктов, которые подаются с (плотный тёмный и сладкий ржаной хлеб) и бреннивином (исландский аквавит ). Ароматы этой традиционной деревенской еды проистекают из методов её хранения ; маринование в ферментированной сыворотке или рассоле , сушка и копчение .
Современные исландские повара обычно делают акцент на качестве доступных ингредиентов, а не на вековых кулинарных традициях и методах. Многочисленные рестораны Исландии специализируются на морепродуктах . На ежегодном конкурсе шеф-поваров Food and Fun (проводится с 2004 года) участники создают инновационные блюда из свежих ингредиентов, произведённых в Исландии. Предметом гордости является качество мяса ягнёнка, морепродуктов и (в последнее время) скира. К другим местным ингредиентам относятся морские птицы и водоплавающие птицы (включая их яйца), лосось и форель , водяника , черника , ревень , исландский мох , дикие грибы, дикий тимьян , любисток , дягиль и сушёные морские водоросли, а также широкий ассортимент молочных продуктов.
Из-за истории заселения в суровом климате продукты животного происхождения доминируют в исландской кухне. Однако популярный вкус развивается, чтобы стать ближе к европейской норме [ что? ] . Например, потребление овощей в последние десятилетия значительно возросло, в то время как потребление рыбы сократилось, но всё ещё намного выше, чем в любой другой развитой стране, примерно в четыре раза превышая средний показатель .
Специфика традиционной исландской кухни определяется ограниченностью ресурсов, высокой доступностью рыбы и необходимостью длительного зимнего хранения продуктов. Исландская кухня родственна шведской , датской , норвежской , отчасти финской и прибалтийской кухне.
Корни исландской кухни следует искать в традициях скандинавской кухни, поскольку исландская культура , начиная с её заселения в IX веке и далее, представляет собой отчётливо скандинавскую культуру с традиционной экономикой, основанной на натуральном хозяйстве . Несколько событий в истории Исландии имели особое значение для её кухни. С обращением в христианство в 1000 году появилась традиция поста и запрет на употребление конины . Более важным с точки зрения сельского хозяйства и продовольствия было начало Малого ледникового периода в XIV веке. Фермеры больше не могли выращивать ячмень и были вынуждены полагаться на импорт любых зерновых культур. Похолодание климата также привело к важным изменениям в жилищном строительстве и отоплении: длинный дом первых поселенцев с его просторным залом был заменён исландскими дерновыми домами со множеством небольших комнат, включая кухню. Этот тип жилища использовался и в XX веке.
Историки часто используют Реформацию , начавшуюся в 1517 году, как переходный период между средневековьем и ранним современным периодом в истории Исландии. Сельское хозяйство в Исландии продолжало придерживаться традиционных практик с XIV века до конца XVIII века, когда под влиянием эпохи Просвещения были проведены реформы. Торговая монополия , установленная датским королём в 1602 году, оказала определённое влияние на кулинарные традиции. Но кухня Дании оказала наибольшее влияние в XIX веке и начале XX-го, когда у страны были тесные отношения с Исландией. В начале XX века экономический бум, основанный на коммерческом рыболовстве и переработке, привёл к медленному переходу от традиционных молочных и мясных продуктов к потреблению рыбы и корнеплодов. Консервированные продукты стали заменяться более свежими ингредиентами.
Когда Исландия была заселена иммигрантами из Скандинавии и колониями викингов на Британских островах, они принесли свои методы ведения сельского хозяйства и пищевые традиции скандинавского мира. Исследования показывают, что климат Исландии в средние века был намного мягче, чем сейчас, и источники сообщают о выращивании ячменя и овса. Большую часть этих культур потребляли в виде каши или использовали для приготовления пива. Крупный рогатый скот был преобладающим сельскохозяйственным животным, но фермы также выращивали домашнюю птицу, свиней, коз, лошадей и овец . Поголовье домашней птицы, лошадей, овец и коз, впервые завезённых в Исландию, с тех пор развивалось изолированно, без влияния современной селекции. Поэтому их иногда называют «поселенческой породой» или «породой викингов».
Древние исландцы хранили рыбу в соли, и до Чёрной смерти Исландия экспортировала вяленую рыбу на рыбный рынок в Бергене . Однако соли в Исландии было меньше, чем в Норвегии . Производство соли, которое в основном производилось путём кипячения морской воды или сжигания морских водорослей, постепенно исчезло, когда в XIV веке чрезмерный выпас скота вызвал нехватку дров в большинстве районов страны. Вместо того, чтобы засаливать, жители Исландии начали консервировать мясо в ферментированной сыворотке . Этот метод был известен также из Норвегии, но не имел там большого значения.
Археологические раскопки на средневековых фермах обнаружили большие круглые ямы в складских помещениях, где хранились бочки с молочной кислотой. Две средневековые истории рассказывают о людях, которые спасли свои жизни в горящем доме, оставаясь погружёнными в бочку с кислотой. Средневековые исландцы использовали ферментацию для консервирования как рыбы, так и мяса, метод, который значительно изменяет вкус пищи, делая её похожей на очень крепкий сыр. Данный метод ферментации до сих пор используется для приготовления мяса акул (см. хаукартль ), скатов и сельди. Ферментированные яйца — региональный деликатес, редко встречающийся в наши дни. Также практиковалось копчение и сушка мяса и рыбы, хотя сушка мяса рассматривалась как нечто вроде крайнего средства.
Сыр изготавливался из козьего и овечьего молока, а также коровьего молока. Скир , мягкий сыр, похожий на йогурт, который едят ложками, изначально был традицией, привезённой в Исландию из Норвегии. Сохранился только в Исландии. Сыворотка , оставшаяся при приготовлении скира, скисала и использовалась для хранения мяса. Вполне вероятно, что преобладание скира в исландской кухне привело к исчезновению других традиций сыроварения в современную эпоху, пока в первой половине XX века не началось промышленное производство сыра. Производство сыра было частью фермерства ( seljabúskapur ), живших в горных хижинах в высокогорье поздней весной. Здесь фермеры могли отделить козлят/ягнят от их матерей, чтобы подоить взрослых. Они часто делали сыр, ещё находясь в высокогорье.
Длинные дома первых поселенцев обычно включали длинный костёр в центре дома для обогрева помещения. Вокруг него в полу были вырыты ямы, которые использовались в качестве земляных печей для выпечки хлеба и приготовления мяса. Женщины клали в яму тесто или мясо вместе с горячими углями от костра и плотно закрывали её на необходимое время. Они кипятили жидкости в деревянных чанах, помещая горячие камни из огня прямо в жидкость (практика, которая продолжалась до наших дней). Низкие каменные очаги окружали огонь, но в основном готовка велась на полу.
В XIV веке начали развиваться исландские дерновые дома , которые постепенно вытесняли длинные дома. В них была кухня с приподнятым каменным очагом для приготовления пищи под названием hlóðir. Похолодание климата во время Малого ледникового периода сделало невозможным выращивание ячменя, и овцы заменили более дорогой крупный рогатый скот в качестве основного домашнего скота. Исландия стала зависеть от импорта всех зерновых культур. Из-за нехватки дров люди использовали в качестве топлива торф , навоз и сушёный вереск.
В средневековой Исландии люди ели два раза в день: обед или dagverður в полдень и ужин или náttverður в конце дня. Еду ели из мисок. Для питья использовались деревянные кружки с откидной крышкой. Позже они превратились в выпуклые бочки, называемые askar , используемые для подачи пищи. Высший класс использовал искусно вырезанные рога для питья в особых случаях. Ложки были самой распространённой посудой для еды, сделанной из рога или кости и часто украшенной резьбой. За исключением праздников, когда накрывались столы, люди ели еду с колен, сидя на своих кроватях, которые стояли вдоль внешней стены дома. Помимо обработки урожая, мяса и приготовления пищи, жена фермера раздавала еду семье и друзьям. В более богатых семьях эта роль поручалась специальному дворецкому, которого называли bryti.
Исландское натуральное сельское хозяйство от средневековья до XX-го века было ограничено коротким периодом производства (летом) по сравнению с длительным холодным периодом. Помимо случайной дичи, продуктов питания, произведённых в течение трёх месяцев лета (включая консервирование мяса и сыров), должно было хватить на девять месяцев зимы. Исследователи подсчитали, что, основываясь на этих методах существования, Исландия могла бы содержать население численностью около 60 000 человек. На протяжении веков методы ведения сельского хозяйства менялись очень мало, а рыболовством занимались мужчины, используя крючки и лески с гребных лодок, построенных из плавника. Фермерам также принадлежали лодки, поэтому рыбалка ограничивалась периодами, когда рабочие не были нужны для сельскохозяйственных работ. Рыба была не просто пищей, но и торговым товаром, и её обменивали на продукты, привозимые иностранными торговыми судами. Люди зависели от торговли зерновыми культурами, такими как рожь и овёс, которые доставляли в Исландию датские торговцы. До XIX века подавляющее большинство исландских фермеров были арендаторами земли, принадлежавшей исландской землевладельческой элите, католической церкви или (особенно после конфискации церковных земель во время Реформации ) королю Дании. Фермеры-арендаторы использовали излишки рыбы, жира и масла, чтобы платить землевладельцу взносы за землю.
Значительные региональные различия в натуральном хозяйстве развивались в зависимости от того, жили ли люди близко к океану или в глубине страны. Кроме того, на севере страны основной период промысла совпадал с осенним периодом сенокоса. Это привело к неразвитости рыболовства, поскольку труд был посвящён сенокосу. На юге, напротив, основной период промысла приходился на период с февраля по июль. Некоторые историки описывают исландское общество как крайне консервативное фермерское общество. Из-за спроса на батраков в короткие летние месяцы фермеры-арендаторы и землевладельцы выступали против создания рыбацких деревень. Рыболовство считалось рискованным по сравнению с сельским хозяйством, и альтинги приняли множество постановлений, ограничивающих или запрещающих безземельным арендаторам жить в прибрежных деревнях и заниматься рыбной ловлей.
Учитывая преобладание натурального хозяйства в Исландии, у ферм отсутствовала специализация и торговля. Как свидетельствуют некоторые исландские саги , внутренняя торговля подозревалась в ростовщичестве ещё с эпохи поселения. Однако торговля с иностранными торговыми судами была оживлённой и жизненно важной для экономики, особенно зерновыми и медом, алкоголем и (позже) табаком. Рыболовные суда из прибрежных районов Европы останавливались за провизией в исландских гаванях и торговали тем, что у них было, с местными жителями. Это включало несвежее пиво, солёную свинину, печенье и жевательный табак, продаваемые за вязаные шерстяные варежки, одеяла и т. д. Время от времени заходили торговые суда из Голландии, Германии, Англии, Шотландии, Ирландии, Франции и Испании, чтобы продать свою продукцию, в основном вяленую рыбу . Корабль изображён на королевской печати Исландии.
В 1602 году датский король, обеспокоенный деятельностью английских и немецких судов в том, что он считал своими территориальными водами, установил торговую монополию в Исландии, ограничив торговлю датскими купцами. От них требовалось регулярно отправлять торговые суда в Исландию с товарами, необходимыми стране. В то время как незаконная торговля процветала в XVII веке, с 1685 года правительство ввело более строгие меры для обеспечения соблюдения монополии. Он процветал до 1787 года. В результате исландские фермеры выращивали тип ржи, преобладающий в Дании, и был выведен бреннивин , аквавит , произведенный из ржи. Эти продукты вытеснили другие злаки и пиво.
У простых людей различные виды хлеба считались роскошью, хотя и не были редкостью. Кукуруза, купленная у торговца, измельчалась с использованием quern-stone (по-исландски называемого kvarnarsteinn ) и разбавлялась сушёными морскими водорослями и лишайниками . Иногда его варили в молоке и подавали в виде жидкой каши. Кашу можно было смешать со скиром, чтобы получился skyrhræringur . Наиболее распространённым видом хлеба был хлеб в горшочке под названием rúgbrauð , тёмный и плотный ржаной хлеб, напоминающий немецкий пумперникель и датский rugbrød , только более влажный. Его также можно испечь, закопав тесто в специальных деревянных бочках в земле рядом с горячим источником и забрав на следующий день. Хлеб, выпеченный таким способом, имеет слегка сернистый привкус. Сушёная рыба с маслом подавалась ко всем блюдам в течение дня, служа той же цели, что и «хлеб насущный» в Европе.
С XIV века пищу готовили на кухне на каменной плите hlóðir или очаге. Крючки были размещены сверху, чтобы удерживать горшки на нужной высоте над огнём. Печи были редкостью, так как для их обогрева требовалось много дров. Выпечка, обжарка и варка производились в чугунных котлах, как правило, импортных.
Двухразовое питание в средневековый период было заменено трёхразовым приёмом пищи в раннее новое время; завтрак ( morgunskattur ) около десяти часов, обед ( nónmatur ) около трёх или четырёх часов дня и ужин ( kvöldskattur ) в конце дня . В исландских дерновых домах люди ели, сидя на своих кроватях, которые стояли вдоль всей комнаты. Еду подавали в аскарах, низких и выпуклых деревянных бочках с откидной крышкой и двумя ручками, часто украшенными. Еду подавали ложкой из бочонка, а сухую пищу клали на открытую крышку. У каждого члена семьи был личный аскар для еды, и он отвечал за поддержание его в чистоте.
Móðuharðindin , возможно, величайшее стихийное бедствие, обрушившееся на Исландию после её заселения, произошедшее в 1783 году. Десятью годами ранее был снят запрет на проживание датских торговцев в Исландии, а пять лет спустя торговая монополия была отменена. Некоторые датские торговцы стали резидентами, а некоторые исландцы сами стали торговцами.
Во время Наполеоновских войн (1803—1815) наблюдалась нехватка торговых товаров, поскольку торговые суда были отвлечены на войну. Вынужденные полагаться на собственные силы, исландцы начали уделять особое внимание производству и потреблению местных овощей, выращиваемых в течение короткого вегетационного периода. В XIX веке национализм и школы для женщин сыграли важную роль в формализации традиционных методов и формировании современной исландской кухни.
Первыми письменными кулинарными книгами, опубликованными на исландском языке , были сборники датских рецептов, опубликованные в XVIII веке. Они были предназначены для того, чтобы познакомить своих сверстников в Исландии с кухней высшего класса из датско-норвежской унии . Рецепты иногда имели «простую версию», в которой использовались менее дорогие ингредиенты для рабочих и горничных. Датская кухня повлияла на Исландию задолго до этого через торговлю.
Кроме того, датские купцы, поселившиеся в Исландии после снятия запрета в 1770 году, часто содержали большие домашние хозяйства, для которых характерно сочетание датских и исландских обычаев. Рейкьявик, который к концу XVIII века превратился в деревню, начал расти и стал центром плавильного котла исландских и датских кулинарных традиций. Рыбацкие деревни образовались в XIX веке, многие из них расположены рядом с торговыми гаванями, которые ранее представляли собой нечто большее, чем просто естественную гавань и запертый склад поблизости. Датское влияние было наиболее заметно в кондитерском деле, поскольку в этом ремесле было не так много местных традиций. Этнические датские пекари начали работать примерно в начале XX века как в Рейкьявике, так и в Акюрейри . Некоторые датские традиции изготовления кондитерских изделий сохранились в Исландии значительно дольше, чем в Дании.
В конце XVII века некоторые фермеры возделывали первые огороды, но выращивание овощей не стало обычным делом до начала XIX века, когда Наполеоновские войны привели к тому, что торговые суда держались подальше от острова. Местные датчане, которые принесли с собой традицию огородничества, обычно первыми начинали выращивать овощи. Популярные ранние огородные овощи включали выносливые сорта капусты, репы, брюквы и картофеля. Обычно их готовили в Исландии в качестве гарнира к мясу и рыбе в варёном виде, а иногда и к пюре с маслом.
В первой половине XX века по всей Исландии было открыто множество школ домоводства, предназначенных для девочек в качестве среднего образования . В этих школах, во времена националистического рвения, многие исландские кулинарные традиции были формализованы и записаны учениками. Через несколько лет они были опубликованы в большом сборнике рецептов. Позднее акцент на гигиене питания и использовании свежих ингредиентов стал новинкой в стране, где кулинарные традиции основывались на сохранении продуктов питания для длительного использования.
Современная экономика начала расширяться за счёт коммерческого экспорта морепродуктов . Современное поколение отвергло многие традиционные продукты, приняв концепции «свежести» и «чистоты», связанные с морскими ингредиентами, особенно при продаже за рубежом. Во время бума урбанизации в конце 1940-х годов многие исландцы создали региональные ассоциации в Рейкьявике. Как братства они возродили некоторые старые кулинарные и другие сельские традиции. Эти ассоциации организовали зимние фестивали, где они начали подавать «исландскую еду», традиционные деревенские блюда, подаваемые в виде шведского стола . Позже это было названо Þorramatur .
В начале XX века фермеры, живущие недалеко от городов, продавали свою продукцию в магазины и непосредственно домашним хозяйствам, часто по подписке . Чтобы справиться с Великой депрессией в 1930 году, правительство Исландии установило государственные монополии на импорт различных товаров, включая овощи. Они предоставили региональным фермерским кооперативам , большинство из которых были основаны примерно в начале XX века, монополию на производство молочной и мясной продукции для потребительского рынка. Это означало, что мелкие частные производители прекратили своё существование.
Считалось, что крупные кооперативы способны добиться эффекта масштаба в сельскохозяйственном производстве. Они инвестировали в производственные мощности, отвечающие современным стандартам гигиены пищевых продуктов . Эти кооперативы по-прежнему доминируют в сельскохозяйственном производстве Исландии и практически не имеют конкурентов. Они первыми разработали новые методы производства сыра на основе популярных европейских сортов гауда , голубого сыра , камамбера и др. Производство сыра (кроме скира) в Исландии почти исчезло с XVIII века. Кооперативы способствовали развитию производства продукции, особенно молочной. Например, они продают сладкие напитки на основе молочной сыворотки и варианты традиционных продуктов. Одним из них является «Skyr.is», более сливочный и сладкий скир, который повысил популярность этого старинного основного продукта.
Рыболовство в промышленных масштабах с помощью траулеров началось ещё до Первой мировой войны . Свежая рыба стала дешёвым товаром в Исландии и основным продуктом кухни рыбацких деревень по всей стране. Примерно до 1990 года исследования показывали, что исландцы потребляли гораздо больше рыбы на душу населения, чем любая другая европейская нация. Однако с тех пор резкий рост цен на рыбу привёл к снижению потребления.
Исландцы употребляют в пищу рыбу, выловленную в водах северной части Атлантического океана. Свежую рыбу можно есть круглый год. Исландцы едят в основном пикшу , камбалу , палтуса , сельдь и креветки.
Hákarl (что в переводе с исландского означает «акула») — это частично разложившееся, а затем завяленное мясо акулы. Это блюдо является частью þorramatur , традиционной сезонной исландской кухни. Его часто сопровождает бреннивин , местный шнапс .
Традиционно основным источником мяса были домашние овцы , самые распространенные сельскохозяйственные животные в Исландии. Овцы также использовались для производства молока и шерсти . Когда забивали овец (обычно молодых баранов и бесплодных овец), большая часть или вся туша использовалась для приготовления пищи, которую тщательно консервировали и употребляли. Традиционно забивают ягнят осенью, когда им больше трех месяцев и они достигают веса почти 20 кг. После принятия христианства в Исландии, лошадей ели только в крайнем случае. После середины XVIII века отношение к конине изменилось. Конина, обычно соленая и подаваемая вареной или в виде bjúgu , разновидности копченой колбасы, была распространена в Исландии с XIX века.
Исландская говядина обычно высшего качества с хорошей мраморностью из-за холодного климата. Исландский крупный рогатый скот питается травой и выращивается без гормонов роста и лекарств . Однако отсутствие традиций употребления в пищу говядины привело к продажам мяса более низкого качества, что вынуждает покупателей проявлять осторожность.
Мелкая дичь в Исландии состоит в основном из морских ( тупик , баклан и морская чайка ) и водоплавающих птиц ( кряква , серый гусь и короткоклювый гуменник ). В мясе некоторых морских птиц содержится рыбий жир . Его помещают в таз с молоком на ночь, чтобы извлечь масло перед приготовлением. Куропатки также водятся в Исландии, но охота на них была запрещена из-за резкого сокращения численности с конца XX века. Куропатка, подаваемая со сливочным соусом и джемом, была основным традиционным рождественским блюдом во многих исландских семьях.
Охота на тюленей , особенно на более распространённых морских котиков , была распространена везде, где фермеры имели доступ к местам размножения тюленей. Тюлень считался важным товаром. В то время как баранину почти никогда не ели свежей, мясо тюленя обычно ели сразу, промывая в морской воде или консервировали в течение короткого времени в рассоле. Мясо тюленя больше не употребляется в пищу и редко встречается в магазинах.
Систематический китобойный промысел был невозможен в Исландии до конца XIX века из-за отсутствия океанских судов. На маленьких китов охотились недалеко от берега с помощью небольших гребных лодок, использовавшихся для рыбной ловли. Выброшенные на берег киты также употреблялись в пищу. Исландское слово, обозначающее выброшенного на берег кита, hvalreki, до сих пор используется для обозначения удачи. Когда в начале XX века в Исландии начался коммерческий китобойный промысел (в основном малых полосатиков ), китовое мясо стало популярным в качестве дешёвого красного мяса. Его можно приготовить почти так же, как и более дорогую говядину . Когда Исландия вышла из Международной китобойной комиссии в 1992 году, коммерческий китобойный промысел прекратился. В специализированных магазинах всё ещё продавалось немного китового мяса, полученного от мелких китов, выброшенных на берег или случайно попавших в сети. В 2002 году Исландия вновь присоединилась к IWC, и коммерческий китобойный промысел возобновился в 2006 году. Мясо кита снова стало широко доступным, хотя цена выросла из-за высокой стоимости китобойного промысла.
Северные олени были завезены в Исландию в конце XVIII века и живут в дикой природе на вересковых пустошах в восточной части страны. Каждую осень охотники убивают небольшое количество животных. Их мясо продаётся в магазинах и готовится в ресторанах большую часть года. Мясо северного оленя считается особенным деликатесом и обычно стоит очень дорого.
Импорт сырого мяса в Исландию строго регулируется и зависит от конкретных лицензий, выданных импортёрам. Из-за изоляции Исландии большинство поголовья домашних животных, выращиваемых в Исландии, не обладают устойчивостью к некоторым болезням, распространённым в соседних странах. По этой причине туристам запрещено ввозить с собой даже вяленую ветчину или колбасу; они изымаются таможенниками. Правительство опасается заражения.
Молочные продукты очень важны для исландцев. Средний исландец потребляет около 400 литров (100 галлонов США) молочных продуктов в год.
Производство и потребление овощей неуклонно растет, при этом производство увеличилось примерно с 8000 тонн в 1977 году до почти 30 000 тонн в 2007 году . Холодный климат снижает потребность фермеров в использовании пестицидов . Такие овощи, как брюква , капуста и турнепс , обычно начинают выращивать в теплицах ранней весной, а помидоры и огурцы полностью выращивают в помещении. Исландия зависит от импорта почти всех видов сладких фруктов , кроме ягод . С начала XX века впервые со Средневековья в некоторых местах снова стало возможным выращивать ячмень для потребления человеком.
Современные исландские пекарни предлагают широкий выбор хлеба и выпечки . Первыми профессиональными пекарями в Исландии были датчане, и это до сих пор отражается в профессиональных традициях исландских пекарей. К давним местным фаворитам относятся snúður , вид булочки с корицей , обычно покрытый глазурью или растопленным шоколадом , и skúffukaka , однослойный шоколадный торт, испечённый на жаровне, покрытый шоколадной глазурью и посыпанный молотым кокосом .
Разнообразные слоёные пироги, называемые randalín , randabrauð или просто lagkaka , были популярны в Исландии с XIX века. Они бывают разных сортов, и все они имеют пять общих слоёв коржа толщиной 1⁄2 дюйма (13 мм), чередующихся со слоями фруктового варенья, джема или глазури . Одна из разновидностей под названием vínarterta , популярная в конце XIX века, со слоями чернослива , стала частью кулинарных традиций исландских иммигрантов в США и Канаде .
Традиционный хлеб, по-прежнему популярный в Исландии, включает rúgbrauð , плотный, тёмный и влажный ржаной хлеб, традиционно выпекаемый в горшочках или специальных коробках, используемых для выпечки в ямах, вырытых возле горячих источников , и flatkaka , мягкие коричневые ржаные лепёшки . Хангикьот обычно подают тонкими ломтиками на flatkaka. К другим видам хлеба относятся skonsur , который представляет собой мягкий хлеб, и пшеничные лепешки Westfjord (Vestfirskar hveitikökur).
Традиционная выпечка включает kleina , небольшую жареную булочку из теста, где тесто сплющивают и разрезают на маленькие трапеции с помощью специального отрезного круга ( kleinujárn ), затем посередине делается прорезь, а затем один конец протягивают через прорезь, чтобы сформировать «узел». Затем это обжаривается во фритюре в масле . Laufabrauð (букв. «Листовой хлеб»), очень тонкая вафля с узорами, нарезанными острым ножом и зубчатыми режущими дисками и обжаренная в масле хрустящая корочка, — это традиционное рождественское блюдо, иногда подаваемая с хангикьотом.
В Исландии рождественский ужин традиционно подают в канун Рождества . Традиционными основными блюдами являются хангикьот (копчёная баранина ), hamborgarhryggur (солёные свиные рёбрышки ) и различные виды дичи , особенно тушёная куропатка , тупик (иногда слегка копчёный) и жареный серый гусь , в тех местах где они доступны. Обычно к ним добавляют бешамель или грибной соус , отварной картофель и горох , маринованную свёклу или краснокочанную капусту и джем. Традиционный десерт — рисовый пудинг с изюмом , посыпанный молотой корицей и сахаром , называемый jólagrautur («Святочный пудинг»).
23 декабря (месса Святого Торлака ) существует традиция (родом из Вестфирдира ) подавать ферментированных скатов с топлёным жиром и варёным картофелем. Говорят, что кипячение рождественского хангикьота на следующий день после подачи ската рассеивает сильный запах, который в противном случае может оставаться в доме на несколько дней.
За несколько недель до Рождества многие семьи пекут различное печенье , чтобы хранить его для друзей и семьи на протяжении всех праздников. К ним относится piparkökur , вид имбирного печенья , часто украшенный цветной глазурью. Laufabrauð также жарят за несколько дней до Рождества, и для многих это повод для семейных праздников.
Концепция Þorramatur была изобретена рестораном в Рейкьявике в 1958 году, когда они начали рекламировать меню с выбором традиционных блюд сельской кухни, связывая его с традицией Þorrablót , популярной с конца XIX века. Идея стала очень популярной, и у старших поколений вкус еды навевал тёплые воспоминания о детстве или проведении летних каникул в сельской местности до Второй мировой войны и бума урбанизации. Однако в последние годы þorramatur стал олицетворять предполагаемую странность и особенность традиционной исландской кухни, и само его упоминание вызывает дрожь у многих современных исландцев, упуская из виду тот факт, что многие обычные продукты также являются традиционными, хотя обычно не считаются частью категории þorramatur .
Это различные поводы для приглашения большой семьи на обед или « послеобеденный чай », называемый по-исландски kaffi , поскольку обычно подают фильтрованный кофе , а не чай . Традиционные блюда включают kransakaka датского происхождения и различные виды brauðterta , похожие на шведскую smörgåstårta , с начинкой, например, из креветок, копчёного лосося или хангикьота и большим количеством майонеза между слоями белого хлеба. Также популярны для больших семейных праздников различные виды бисквитного торта со свежими или консервированными фруктами , взбитыми сливками , марципаном и безе . Эта традиция высмеивается в часто цитируемом отрывке из романа Халлдора Лакснесса Под ледником , где персонаж Hnallþóra настаивает на том, чтобы во время всех трапез подавать посланнику епископа несколько видов роскошных тортов.
К середине XIX века кофе занимал центральное место в самосознании Исландии.